Как написать анализ стихотворения? Как провести анализ стихотворения.

Необходимость провести анализ стихотворения может вызвать затруднения у человека, который читает данный стих впервые. Не всегда понятно, как следует подойти к подробному анализу и уловить различные смыслы. Прочитайте стихотворение несколько раз, проанализируйте форму и содержание, чтобы понять замысел автора. Также можно показать стихотворение другим, чтобы узнать их мнение и получить всесторонне представление о заложенных в него идеях. Проработайте стихотворение тщательно и без спешки, чтобы улучшить собственное восприятие и научиться анализировать поэзию.

Шаги

Часть 1

Анализ формы

    Прочитайте стихотворение про себя. В первую очередь следует прочитать стих. Возьмите ручку или карандаш, чтобы подчеркивать, отмечать или выделять строки, которые вам понравились или удивили. Также можно подчеркивать и обводить все незнакомые либо непонятные слова и словосочетания. Эти единицы можно будет рассмотреть позднее, чтобы использовать в процессе анализа.

    • Первое прочтение следует рассматривать как введение к стихотворению. Не пытайтесь сразу же уловить всю суть и форму стиха. Сначала нужно кратко ознакомиться с текстом.
  1. Прочитайте стихотворение вслух. Во второй раз прочитайте стихотворение вслух. Читайте своим обычным голосом, не торопитесь и вчитывайтесь в каждое слово. Все непонятные строки следует перечитать еще раз. Прислушайтесь к звучанию и мелодике языка. Насколько заметны различия при прочтении вслух и про себя?

    • Все запятые и точки следует воспринимать как паузы. При чтении вслух делайте паузы после каждой запятой или точки. Поэт использует пунктуацию не просто так: на нее возлагается важная миссия.
    • Каждый перенос строки, пробелы или пропуски между словами и строками следует понимать как паузы. Замедляйте темп чтения и делайте кратковременные остановки.
    • Если стихотворение достаточно популярно, то попробуйте найти аудиозаписи чтения такого стиха. Прослушайте записи и при этом активно следите за текстом. Не полагайтесь только на звуковое восприятие.
  2. Исследуйте ритм и размер стихотворения. Как правило, у каждого стиха есть ритм и размер, если он написан по определенной схеме. Читайте вслух, чтобы услышать и уловить эти аспекты стиха. Единственный вид стиха, который не следует четкому ритму и размеру, носит название верлибр или свободный стих. Все остальные стихотворения следуют определенной схеме.

    • В стихотворении используются рифмы? Поэт рифмует каждое последнее слово в строке? Через строчку? Проанализируйте схему рифмовки, чтобы определить форму стихотворения.
    • Именно структура рифм позволяет понять форму стиха. К примеру, белый стих вовсе не имеет рифм. В двустишии рифмуются или не рифмуются две строки, а в трехстишии строфа состоит из трех рифмованных или нерифмованных строк.
  3. Рассмотрите структуру стихотворения. Обратите внимание на организацию содержания, которая позволяет придать стиху определенную форму. Какой вид деления используется? Стихотворение может подразделяться на строфы (например, строфа из четырех строк) или просто состоять из определенного количества строк, упорядоченных посредством рифмы или размера.

    Проанализируйте литературные приемы. В контексте формы стихотворения поэты используют различные литературные приемы, которые позволяют вложить в стих более глубокое значение и создать развернутые образы. Среди распространенных литературных приемов можно выделить рифмы, ономатопею, аллитерацию, ассонансы и консонансы. Проанализируйте все литературные приемы стихотворения и подумайте, какое влияние они оказывают на общий заложенный автором смысл.

    • Рифмы - повторение конечных звуков в словах (например, "лицо" и "крыльцо"). Этот прием может использоваться как в рамках одной строки, так и в конце двух отдельных строк.
    • Ономатопея - звукоподражание посредством слов (например, “жужжание” пчелы).
    • Аллитерация - повторение начальных согласных звуков (например, “вздохи ветра”).
    • Ассонанс - повторение гласных звуков в любой части слова (например, “папаха”).
    • Консонанс - повторение гласного звука в конце нескольких слов (например, “кедр” и “бодр”).
    • Метафора - сравнение предметов или явлений в переносном значении (“я - печальная птица”).
    • Сравнение - уподобление предметов или явлений со словом “будто” или “как” (например, “Я будто одинокая пташка на ветвях”).
  4. Определите форму стихотворения. Проанализировав размер, структуру и схему рифмовки, определите форму стихотворения. Существуют различные поэтические формы: сонеты , баллады, акростихи , белые стихи, хайку , синквейны, эпические поэмы, элегии, лимерики, секстины и вилланеллы. Важно определить форму стихотворения, чтобы лучше понять текст и уловить замысел поэта.

    • Прочитайте примеры различных поэтических форм, чтобы не ошибиться в определении. Также можно изучить отличительные черты конкретной формы.

    Часть 2

    Анализ содержания
    1. Рассмотрите название. Название всегда содержит важные намеки на характер стихотворения, поэтому обязательно уделите ему внимание. Перечитайте и обдумайте название с учетом текста стиха. Подумайте, какое значение вложил автор в название в контексте остального текста стиха? Название добавляет основной мысли глубины?

      • Иногда название указывает на целевую аудиторию стихотворения. В качестве примеров можно привести названия “Матери” или “Моей возлюбленной”. Также название может описывать предмет, жанр или тональность стихотворения (например, “Сонет 18” или “Копающие”).
    2. Определите повествователя. Поэт и повествователь - не всегда одно и то же лицо. Таким лицом в стихотворении может выступать даже второстепенный персонаж. Автор стиха может рассказать сюжет от первого (“я”), второго (“ты”) или третьего лица (“она, он, они”).

      • Обычно повествователя можно определить без глубокого анализа, но в случае сомнений сейчас не нужно об этом переживать. Постарайтесь правильно уловить тип повествования, чтобы точно проанализировать значение стиха.
    3. Уточните неизвестные слова и фразы. Если вам попалось непонятное слово, то сделайте паузу и уточните значение в словаре. Также можно подчеркивать слова в тексте, чтобы узнать их значение немного позже. Обязательно узнайте значение незнакомых слов, чтобы глубже понять суть всего стихотворения.

      • Также можно использовать словарь синонимов и найти возможные синонимы таких слов.
      • Узнайте значение слов и перечитайте соответствующие строки с учетом новой информации.
      • Используйте такой же подход для имен собственных и непонятных фраз. Иногда нужно изучить примеры в других текстах или почитать статьи в интернете, чтобы понять суть некоторых фраз.
    4. Определите тон и настроение стиха. Как правило, такие аспекты определяются выбором слов и языком стихотворения. Также рекомендуется прочитать стихотворение вслух и прислушаться к ритму каждой строки.

    5. Учитывайте контекст стихотворения. Постарайтесь понять, когда и с какой целью этот стих был написан, чтобы уловить контекст. Возможно, автора стиха вдохновляли исторические события или популярный на тот момент поэтический стиль. Также на него могли оказать влияние определенные картины или другие виды искусства. Контекст позволяет глубже понять замысел автора, правильно читать произведение.

      • Изучайте контекст по другим текстам, научным журналам и статьям в интернете. Учитывайте год публикации стихотворения и почитайте о литературе того времени.
    6. Ищите закономерности и повторения. В стихотворениях часто используются повторения, так как они позволяют подчеркнуть главную идею или тему. Поэт может несколько раз использовать одну и ту же строку в виде рефрена, чтобы вновь и вновь напомнить о важном послании. Также ищите закономерности в используемых словах или структуре стиха, которые увеличивают интенсивность. Поэт часто возвращается к определенным образам, темам, словам? Группы схожих слов образуют комбинации.

      • Например, в стихотворении может снова и снова повторяться одна и та же строка: “(и) больше ничего”. Задумайтесь над тем, какую цель преследует автор. Часто такое словосочетание либо фраза возвращает читателя к главной идее.
    7. Порядок следования идей. Порядок идей в стихотворении - еще одна возможная закономерность в тексте. Они располагаются в хронологическом порядке от настоящего к будущему? Произвольно перемещаются из прошлого в настоящее и будущее, а затем снова в прошлое?

      • Иногда вместо временного порядка может использоваться другая организационная структура в виде отрывков беседы или наблюдений.
      • Например, автор может возвращаться к теме воды, описывать в разных строках океан и мелкий пруд. Тема утраченной любви может найти свое отражение в рассмотрении различных моментов из жизни лирического героя в каждой строфе.

Мы имеем дело с текстом, если предложения объединены единой темой и связаны друг с другом грамматически и по содержанию. Композиционное единство и относительная завершённость позволяют дать общий заголовок и выделить смысловые части. На уроках литературы требуется комплексный анализ текста, составлению которого и посвящена предлагаемая статья. В качестве примера будет рассмотрена притча «Об уставшем путнике».

Понятие

Целью анализа является развитие способностей осознания идейно-эстетической ценности произведений и объяснения истоков их выразительности. Благодаря им учащиеся смогут писать сочинения-размышления и иные тексты, пополняя словарный запас и пользуясь различными стилями речи. Что же такое анализ текста, как делать его правильно?

М. Гаспаров выделяет три уровня, которые необходимо освоить в исследовании произведения:

  1. Идейно-образный (впечатления и эмоции, авторские идеи и мотивы написания, основные персонажи и отношение к ним сочинителя).
  2. Стилистический (анализ синтаксиса и лексики).
  3. Фонический (строфика, ритмика, метрика), применяемый для лирических произведений.

Комплексный анализ текста требует определённой подготовки и знаний, на которых мы подробнее остановимся в следующем подзаголовке.

Алгоритм действий

Чаще всего литература имеет дело с художественными произведениями - мельчайшими единицами литературного творчества, где сказанное автором слово о его понимании жизни преломляется через восприятие читателя. Анализ художественного текста требует следующих действий:

  • внимательного прочтения с выделением отдельных частей (глав, подзаголовков, абзацев);
  • размышления над заглавием, несущим основную идею сочинения;
  • составления плана текста;
  • изучения лексики и выяснения значения незнакомых слов по словарю;
  • сбора информации об авторе и его мировоззрении, исторической эпохе и особенностях создания произведения;
  • знания теории литературы, раскрывающей, что такое жанр, композиция, хронотроп;
  • владения навыками выделения художественных средств выразительности (эпитетов, метафор, гипербол).

План анализа

Для того чтобы рассмотреть произведение в единстве формы и содержания, план должен включать литературоведческий и лингвистический аспекты. Его схема должна предварять анализ текста. Как делать исследование художественного произведения? Предлагается следующий вариант плана:

  1. Тема, основная проблема и смысл заглавия.
  2. Авторская позиция.
  3. Микротемы.
  4. Части текста и средства связи между ними.
  5. Речь, стиль, жанр произведения.
  6. Используемые средства выразительности, их роль.
  7. Композиция текста.
  8. Читательское отношение к проблеме произведения, эмоциональное восприятие.

Анализ текста, пример которого будет рассмотрен в статье, основан на содержании литературного произведения. Небольшая притча «Об усталом путнике» повествует о группе людей, поднимающихся в гору. Все шли весело и легко, и лишь один отставал от остальных и жаловался на усталость. Сначала ему мешала тяжёлая поклажа, и друзья решили освободить его от ноши. Через некоторое время путник снова стал задерживать идущих и брюзжать, что у него болят ноги. Товарищи решили нести приятеля на руках, но услышали стоны о том, что он устаёт и тогда, когда его несут. Путника бережно опустили на землю, но недовольный вновь поведал о том, как ему тяжело лежать.

Господь услышал стоны и послал молодому человеку вечный покой. Смерть от лени испугала спутников, посчитавших такой конец жизни презренным. Для них умереть с честью - это умереть от работы, поднимая свою душу в Гору Жизни.

Анализ текста: как делать его на примере конкретного произведения

Тема притчи - это отношение к жизни как к деянию и постоянному труду, что и составляет суть человеческой жизни. Автора интересует проблема соотношения человека и общества, жизни и смерти, труда и бездействия. Его вывод: только труд ведёт личность к самосовершенствованию и душевной красоте. А значит, и к Богу.

В тексте выделяются четыре строфы, разворачивающие микротемы: уставший человек и путники, люди и Бог, моральный аспект, авторское заключение. Первые две строфы связаны цепной, а последующие - параллельной связью. Это помогает отразить последовательность и логичность событий и формирования авторской мысли.

Анализ текста, пример которого рассматривается в статье, позволяет определить произведение как притчу - рассказ, содержащий поучение. Это малая форма эпического произведения, в котором присутствует дидактическая идея. Действие не привязано к конкретному месту, но оно могло произойти в любую эпоху и в любом месте.

Стиль произведения - художественный. Разговорная речь переплетается с книжной, торжественной лексикой.

Завершение анализа

  • Богатый синонимический ряд для центрального персонажа, что делает его образ более объёмным (уставший - один - путник - недовольный - горе-путник - утомлённый дорогой ).
  • Повторы слов, помогающие подчеркнуть надоедливость главного героя.
  • Парные антонимы, превращающие произведение в сплошную антитезу: все - один, весело - брюзжа, труд - лень, жизнь - смерть.
  • Разнообразие лексики: от пафосных слов (презрен, прах ) до отрицательно-оценочных (брюзжал ), позволяющее передать иронию автора по отношению к путнику.

Производя анализ текста, как делать переход к композиции? Сначала следует определить, как развивается сюжет. В данном примере - линейно. Есть завязка - отставание уставшего путника и его диалог с товарищами. Кульминацией становится реплика, обращённая к Богу, что и «лежать он тоже устал». Развязка - это обретение вечного покоя.

Система образов выстроена в форме треугольника: путники - уставший - Бог. Всевышний не находится в состоянии взаимодействия с персонажами, он - над ними, выполняя, по сути, мечту страждущих.

Используемые фразеологизмы и заключительные размышления автора об уходе из жизни уставшего путника способствуют тому, что вместо негативного отношения к герою читатель испытывает сочувствие. Так неразумно и нелепо распорядился тот своей жизнью. Бог остаётся с теми, кто продолжает своё нелегкое восхождение на Гору Жизни.

Анализ текста по литературе не может обойтись без личного отношения к прочитанному, ибо любое художественное произведение призвано воздействовать на эмоции человека.

8 6 898 0

Когда вы делаете анализ стиха впервые, план необходимых действий может ввести в ступор. Однако, паниковать не стоит. Внимательно прочитав произведение, сложностей в его анализе не должно возникнуть.

  1. Уединитесь в тихой, спокойной комнате. Очень важно, чтобы вам никто не мешал и ничто не отвлекало от произведения.
  2. Прочитайте его раз. Затем прочтите снова. Если вам встретятся незнакомые слова или словосочетания, найдите их значение в словаре.
  3. Хорошей идеей станет запасание ручкой и блокнотом. Если перед вами копия стиха, можно выделять незнакомые и впечатляющие моменты с помощью маркера.
  4. Прочитав произведение несколько раз, спросите сами себя: “О чем оно?”, “Кто главный герой стихотворения, какой он – позитивный или негативный, чем обусловлены его действия?”. Поразмышляйте, что автор хотел донести к читателю, создавая этот стих.
  5. Сделайте несколько заметок о наиболее ярких героях и ситуациях, об эмоциях, пронзающих каждую строку.
  6. Прочитайте произведение еще раз, только уже вслух. Не забывайте при чтении о всех стоящих знаках пунктуации, делайте паузу там, где нужно, а не в конце каждого рядка.
  7. Попробуйте определить ритм стиха.
  8. Обратите внимание на последние буквы каждой строки: совпадают ли они. Если да, то в каком порядке: по парам, через одну или через несколько.

При необходимости прочитайте произведение еще несколько раз, только уже про себя. Затем все свои мысли выложите по такому плану.

Автор и название

В первом пункте анализа стихотворения укажите имя автора и заголовок его работы.

Если название отсутствует, напишите причину, по которой автор решил оставить произведение без заголовка.

История создания

В этом пункте укажите, кому адресовано стихотворение. Под чьим впечатлением автор его создал, что натолкнуло его на написание, кто вдохновил, какие жизненные моменты повлияли на сюжет произведения.

Основная мысль

В третьем пункте анализа всегда указывается тема, идея и основная мысль, пронзающая всю работу.

  • Тема указывает, о чем написано произведение. Очень часто она совпадает с названием работы.
  • Идея состоит из того, что именно автор желает нам донести с помощью стиха.
  • Основная мысль – понятие более широкое. Описывая ее, следует указать, что автор одобряет в работе – какого героя, какую человеческую черту, поступок, ситуацию, взгляд.

Возможно, смысл стиха очень глубокий, или в его сюжете открытый финал. Может быть, в произведении есть спорные моменты, которые можно рассматривать, исходя из разных точек зрения.

Каждое со своих мнений желательно подкреплять цитатами из произведения.

Художественные приемы

Это очень важные момент в процессе анализа стихотворения. Для усиления смысла и насыщения содержания творческими элементами, авторы используют множество приемов:

    Метафора.

    Художественное описание, сравнение.

    Градация.

    Нарастание событий.

    Олицетворение.

    Предоставление неживым предметам признаков живых.

    Литота.

    Преуменьшение признаков в художественном смысле.

    Гипербола.

    Преувеличение признаков в художественном смысле.

    Инверсия.

    Неправильный порядок слов в строке.

    Эпитеты.

    Признаки героя, явления, предмета.

    Сравнения.

    Сопоставление признаков двух героев, ситуаций, моментов или предметов, ирония – скрытая насмешка и множество других.

Необходимо указать наличие тех или иных художественных приемов и подкрепить свою мысль цитатами. Цитаты могут повторяться в описаниях приемов.

Рифма, размер

Чтобы определить рифму стиха, прочитайте его несколько раз. Обратите внимание на последние буквы строк. В зависимости от частоты их совпадений можно определить вид рифмовки:

  • Параллельная – если рифмуются каждые две последовательные строчки;
  • Перекрестная – если рифмуются строки через одну;
  • Кольцевая – если в четверостишии рифмуются первая с четвертой, а вторая с третьей строкой.

Стихотворный размер также следует указать.

Кому и для чего нужен SWOT-анализ. Как его правильно проводить. Какие виды SWOT-анализа существуют и в какой ситуации их применять.

Начиная какой-либо бизнес-проект, многие сталкиваются с необходимостью планирования своих действий на короткий или длительный промежуток времени. Для того чтобы планирование было адекватным текущей ситуации, необходимо учесть собственные возможности, которые можно использовать для достижения цели, недостатки, могущие помешать этому, а также влияние внешних факторов на успех предприятия. Одним из эффективных методов оценки является SWOT-анализ, который позволит, учитывая все реалии, построить наиболее эффективную стратегию продвижения, сбыта, рекламных кампаний и любой деятельности, касающейся жизни проекта.

Что такое SWOT-анализ

В настоящее время существует несколько методов оценки текущего положения компании, доказавших свою практическую эффективность при стратегическом планировании. Самыми популярными являются SNW-анализ и SWOT-анализ.

SNW-анализ позволяет выявить преимущества и недостатки компании, а также учесть особенности организации, которые нельзя отнести ни к первым, ни ко вторым. В то же время SNW не учитывает факторов внешнего мира, которые также очень сильно могут влиять на успешность той или иной стратегии.

SWOT-анализ заключается в оценивании плюсов и минусов компании в перспективе достижения цели или выполнения поставленной задачи, а также все возможности и риски внешней среды, в которой эта компания существует. Этот метод незаменим при стратегическом планировании и постановке целей и задач организации, а также для выбора способов их достижения и решения.

Название SWOT представляет собой английскую аббревиатуру: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности), Threats (угрозы). Именно эти параметры оцениваются в анализе.

Какие вопросы решает применение SWOT-анализа

SWOT-анализ в первую очередь направлен на оценку всех факторов, которые могут повлиять на достижение компанией поставленной цели. Поэтому выполнять этот анализ нужно, опираясь на конкретную задачу.

SWOT помогает ответить на такие вопросы:

  • какими ресурсами располагает компания и что будет необходимо для достижения поставленной цели;
  • какой ресурс будет потрачен на достижение цели;
  • какие ресурсы можно привлечь из внешней среды;
  • что препятствует достижению цели внутри компании;
  • какие факторы во внешней среде могут замедлить или затруднить достижение поставленных целей;
  • в качестве общего вывода - достижима ли поставленная перед компанией цель и при каких условиях это возможно;

Проще говоря, применяя этот метод, аналитик ясно видит, что можно сделать для достижения цели, какими средствами располагает компания для этого, и есть ли средства достижения цели, которые можно взять из внешнего мира. Также оцениваются факторы риска и способы их предотвращения.

Видео: что такое SWOT-анализ и как его сделать

Суть и разновидности SWOT-анализа

SWOT-анализ представляет собой описание всех вышеназванных факторов, а его результаты чаще всего визуализируют в форме таблицы.

Таблица SWOT

Внутри компании Во внешнем мире
Преимущества Сюда вносится всё, что способствует достижению компанией целей стратегического планирования (сильные стороны компании) Сюда можно отнести все факторы, способствующие развитию и достижению целей (возможности). Например, рост спроса на данный товар или услугу, подорожание определённых активов, имеющихся в распоряжении организации и т. д.
Недостатки В эту ячейку вносится всё, что может ограничивать
в достижении цели внутри компании (слабые стороны компании)
В эту ячейку вписываются экономические, политические, социальные, рыночные и другие факторы, которые могут негативно повлиять на реализацию поставленных целей (угрозы)

Экспресс-анализ

Экспресс-анализ - это самая простая и быстрая форма проведения анализа. Она включает учёт и оценку внутренних и внешних факторов из таблицы, приведённой выше. Все эти факторы анализируются и сводятся в следующую таблицу, которая называется перекрёстной матрицей. В эту матрицу вносятся только те факторы, которые можно соотнести между собой. Например, высокие темпы производства (сильная сторона предприятия) позволят воспользоваться высоким спросом на товар (возможность). Или недостаточность опыта (слабая сторона) может помешать реализовать поставленные задачи в условиях высокой конкуренции (угроза).

Преимуществом экспресс-анализа является его простота и возможность сделать быстро. А также такая форма SWOT-анализа позволяет отразить внутренние и внешние факторы в их взаимодействии, что немаловажно для формирования стратегии организации.

Недостатком такого анализа является его поверхностность и тот факт, что в матрицу не попадают те элементы, которые также могут иметь важное значение для развития компании, но их нельзя связать с возможностью или угрозой.

Таблица: перекрёстная матрица SWOT

Сводный анализ

Сводный анализ - это анализ как настоящего момента, так и длительных перспектив развития компании или продукта. Этот вид анализа чаще всего используется в комплексе с другими инструментами исследования рынка. Для проведения сводного анализа необходимо выписать все факторы в таблицу SWOT, затем оценить каждый фактор с точки зрения его веса для компании и вероятности его возникновения в будущем.

Сводный анализ делается тщательно, в процессе используются данные, полученные путём других исследований, по возможности ситуация исследуемой компании сравнивается с ситуацией конкурентов. А также разрабатываются методы улучшения ситуации.

Смешанный анализ

Смешанный тип анализа попросту объединяет в себе два предыдущих. Это детальное исследование позиций фирмы на перспективу, результаты которого вносятся в перекрёстную матрицу.

Принципы проведения

Чтобы результаты SWOT-анализа имели достоверность, важно придерживаться некоторых принципов при его проведении:

  1. Избегать субъективности. Если вы оцениваете продукт, то его уникальность и полезность должны быть не вашим личным мнением, а результатом опросов, фокус-групп или других исследований, позволяющих статистически достоверно оценить мнение рынка. Сильные и слабые стороны должны считаться таковыми не по мнению аналитика, а по результатам проведённых исследований и в сравнении с аналогичным продуктом конкурентов.
  2. Ставить максимально конкретные цели. Просто оценивать ситуацию бессмысленно, если нет критерия оценки, которым становится значимость исследуемых факторов для цели. Надо от чего-то отталкиваться. Чем конкретнее будет цель, тем достовернее и полезней в практическом применении будет результат.
  3. Чётко классифицировать элементы SWOT по таблице. Не стоит путать внешние угрозы со слабыми сторонами или возможности с ресурсами. Мода на ваш продукт будет вашей возможностью увеличить продажи, а высокое качество продукта (опять же, в сравнении с конкурентами и по мнению рынка) будет вашей сильной стороной.
  4. Комбинировать SWOT с другими методами исследования. Важно, чтобы элементами матрицы были не домыслы аналитика, а реально подтверждённые практикой или исследованиями факты. Чем больше информации доступно аналитику, тем точнее будет результат.
  5. Анализировать только те факторы, которые будут нужны для достижения поставленных задач и выстраивания нужной стратегии.

Все слабые и сильные стороны, угрозы и возможности определяются фактическими данными и результатами маркетинговых ислледований, имеющимися в открытом доступе или полученными аналитиком

В некоторых случаях необходимо учитывать только те слабые и сильные стороны внутри компании, на которые можно повлиять. Один знакомый маркетолог рассказывал о том, как был выстроен SWOT-анализ деятельности производственной организации, с которой он работал. При этом было решено оценивать максимально очерченную и поддающуюся влиянию область: деятельность отдела продаж. Ни продукт, ни производственная деятельность при этом не учитывались, так как реконструировать планировали именно менеджмент данного отдела с целью увеличения продаж (на тот момент компания работала себе в убыток). Цель была также поставлена максимально конкретная и доступная для понимания в цифровом эквиваленте: разработать стратегию увеличения продаж уже существующего продукта без модернизации производства (на это в тот момент у компании просто не было ресурса). Именно такая конкретная постановка вопроса привела к эффективности стратегического планирования в дальнейшем.

Для чего и кому нужен SWOT-анализ

SWOT-анализ - инструмент, имеющий нужный эффект при верном его применении. Как и топор, который будет отлично рубить дрова, но совершенно не подходит для приготовления каши (хотя у русских солдат на этот счёт может существовать другое мнение), SWOT-анализ будет полезным, только если применять его к месту.

При этом во многих случаях можно обойтись (и многие даже обходятся) без SWOT-анализа, тем не менее этот инструмент существенно облегчит понимание того, что и как делать, в несколько раз повысив эффективность стратегии.

В каких случаях SWOT-анализ не помешает:

  • при составлении дерева целей организации, определения стратегии существования на рынке как в краткосрочном, так и в долгосрочном промежутке времени (здесь он просто необходим);
  • в случаях, когда вы начинаете новый бизнес-проект;
  • в случаях, когда вы развиваете новую отрасль, разработку или запускаете новый вид деятельности.

Несмотря на то что в теории SWOT-анализ стоит делать при начинании любого проекта, так как это покажет целесообразность начинания, позволит взвесить все риски и оценить возможности, соразмерив их с внутренним ресурсом, на практике чаще всего новички этим пренебрегают. Многие бизнес-проекты с нуля начинаются абы как, без построения стратегии и уже потом, после первых успехов руководители обращаются к маркетологам. Тем не менее определённый процент таких проектов, созданных на энтузиазме, приходит к прочному положению на рынке. Чаще всего к SWOT-анализу прибегают уже те, кто набил шишки на своих первых бизнес-проектах, а также предприниматели, обладающие достаточным опытом и знаниями для того, чтобы понять необходимость исследования рынка и собственного продукта (организации).

SWOT-анализ позволяет сформировать план действий по достижению цели

Инструкция

Начинайте анализ лирического произведения с определения даты написания и . Соберите материал по творческой истории стихотворения, т.к. фактическая сторона очень важна для понимания его темы. Укажите, кому оно посвящено, если у него есть адресат.

Определите тему произведения, т.е. о чем пишет : о природе, любви, взаимоотношениях лирического героя и общества, о философских категориях и т.д. Ответьте на вопрос, как тема стихотворения связана с его названием.

Проследите движение лирического сюжета: как меняется настроение лирического героя на протяжении стихотворения, его отношение к тому, о чем автор рассказывает в . В этом вам помогут слова, выражающие чувства: грусть, восхищение, страсть, горечь, уныние и т.д.

Определите особенности композиции произведения, т.е. его построения. Найдите основной композиционный прием, используемый автором: повтор, контраст, сопоставление по ассоциации и т.д.

Определите размер. В силлабо-тонической системе используются пять размеров: ямб – двусложный размер, включающий в себя короткий (безударный) и долгий (ударный) слоги. Хорей - двухсложный стихотворный размер, стопа которого содержит долгий и следующий за ним краткий слоги. Дактиль – трехсложный размер, состоящий из одного долгого и двух следующих за ним кратких слогов. Амфибрахий - стихотворный размер, образуемый трёхсложными стопами с ударением на втором слоге. Анапест - трёхсложный стихотворный размер, стопа которого состоит из двух кратких и одного долгого слога. В зависимости от количества стоп можно сказать, каким именно сложным размером стихотворение.

Если строки по длине не одинаковые, не забудьте указать, что происходит усечение (наращивание) строки. Если первая и третья строка длиннее второй и четвёртой, то происходит усечение безударного слога. Если первая и третья строки короче второй и четвёртой – наращивание.

Провести анализ лирического произведения не очень просто, поскольку многое зависит от личного субъективного восприятия поэзии. Тем не менее, существуют определенные схемы анализа, которые помогают более четко структурировать анализ. Единой схемы или плана анализа стихотворного текста нет, но в любом случае он должен показывать, насколько хорошо и глубоко читатель понял стихотворение.

Вам понадобится

  • Текст стихотворения, лист бумаги, ручка

Инструкция

Укажите тему стихотворения. Спросите себя: «О чем говорит поэт в этом ?». Стихотворные произведения могут быть , патриотизме, политике. Некоторые описывают пейзажи и красоту природы, другие представляют собой размышления на философские темы.

Помимо темы, иногда требуется определить также идею или главную мысль произведения. Подумайте, что именно хотел донести поэт до читателя, какое «послание» кроется в его словах. Основная мысль отражает отношение поэта к написанному, она является ключевым фактором для истинного понимания литературного произведения. Если автор произведения затронул сразу несколько проблем, перечислите их и выделите одну в качестве главной проблемы.

Напишите, к каким художественным средствам и стилистическим приемам прибегал автор в данном произведении. Приведите конкретные из стихотворения. Укажите, с какой целью автор использовал тот или иной прием (стилистические фигуры, и т.п.), т.е. какой эффект был достигнут. Например, риторические вопросы и обращения повышают внимание читателя, а использование иронии говорит о насмешливом отношении автора и т.п.

Проведите анализ особенностей композиции стихотворения. Она состоит из трех частей. Это размер, и ритм. Размер можно указать схематично, чтобы было видно, на какой слог падает ударение. Например, в четырехстопном ямбе ударение падает на каждый второй слог. Прочитайте одну строку из стихотворения вслух. Так вам будет проще понять, как падает ударение. Способ рифмовки обычно указывается с использованием обозначений «а» и «б», где «а» - один тип окончания строки стихотворения, а «б» - второй тип.

Укажите особенности образа лирического героя. Желательно не пропускать этот пункт в анализе стихотворения. Помните, что в любом произведении присутствует авторское «Я».

Источники:

На уроках литературы или на олимпиаде учащимся часто приходится проводить анализ стихотворений. Эту работу вы сможете выполнить качественно и без особых усилий, если познакомитесь с планом (последовательностью и основными составляющими) анализ а лирических произведений.

Инструкция

Начните составлять анализ стихотворения с сообщения самых важных сведений о творчестве поэта. Прежде всего, укажите дату написания лирического произведения и соотнесите с этапами жизни и творчества поэта. Например, в период, который принято называть Болдинской осенью, было написано очень много произведений А.С.Пушкиным. Если вы познакомитесь с историей жизни поэта, то поймете причину такого творческого подъема: в это время А.С.Пушкин готовился к браку с Н.Н.Гончаровой и был счастлив.

Укажите, к какому литературному направлению относится данное лирическое произведение: классицизму, романтизму, реализму, модернизму и т.д. Попытайтесь прокомментировать выбор поэта. Например, в раннем творчестве М.Ю.Лермонтова, в тридцатые годы девятнадцатого века, преобладает романтизм. В этих произведениях вы сможете почувствовать глубокое одиночество лирического героя, его протест против действительности, общества и т.д.

Раскройте творческую историю стихотворения . Если оно было в один творческий период поэта, а закончено значительно позднее, то это важное замечание в анализ е произведения. Кроме того, стоит указать сведения о том, что послужило толчком для написания стихотворения . Например, стихотворение "Размышления у парадного подъезда" Н.А.Некрасов , когда увидел из окна, как жестоко поступили с просителями- у крыльца важного вельможи. За несколько часов он написал стихотворение, хотя до этого находился в творческом кризисе и не мог написать ни строчки.

Укажите тему стихотворения : любовная лирика, размышления о назначении поэта и поэзии, описание природы, любовь к Родине и т.д. Попытайтесь проанализ ировать, при помощи каких художественно-выразительных средств, стилистических фигур и т.д. поэт раскрывает эту тему.

Если поэт использует метафоры, эпитеты, оксюморон и др. художественно-выразительные средства, укажите их. Также отметьте олицетворение, если оно имеется.

Если настроение или темп стихотворения меняется от первых строф к последним, укажите это в анализ е. Например, А.С.Пушкина "Узник" первые строки проникнуты мрачным настроением, а в заключении, когда поэт пишет о вольной жизни, темп в убыстряется, а безысходность и тоска сменяются на ожидание чуда, радости, .

Укажите рифмовку, которую применил

Сообщите о том, какое впечатление у вас сложилось от прочитанного стихотворения , а также о том, какие выводы о творчестве поэта, о его личности вы смогли сделать. Если у вас возникло желание познакомиться с произведениями этого автора подробнее после проведенного вами анализ а, обязательно отметьте это.

Видео по теме

Поэзия – это особое построение речи, максимально спрессованная и подчеркнуто эмоциональная область художественной мысли. В стихотворении множество специфических элементов: ритмическая организация, рифма, особая интонация и выразительные средства. Разбор этих элементов является анализом стихотворения .

Инструкция

Определите жанр анализируемого стихотворения . В жанровой лирике сочетаются тема с метрическими и стилистическими средствами, а также ярко выраженный эмоциональный настрой (ода – восторг, идиллия – умиление, элегия – печаль, сатира – ).

Каждому жанру соответствуют свои темы. Для оды это религиозные, революционные, государственные; для элегии – любовь, смерть, быстротечность жизни, природа.

В русской поэзии существует пять основных размеров: хорей, в котором чередуются ударный и безударный слоги: ямб – с чередованием безударного и ударного; дактиль (ударный, безударный, безударный); амфибрахий (безударный, ударный, безударный) и анапест (безударный, безударный, ударный).

Далее определите рифму стихотворения . Она является средством связи строчек между собой и бывает точной (поздно – грозно), неточной (тающая – веющая), богатой (прочно – срочно) и бедной ( – встречный).

Кроме того, в зависимости от местонахождения ударения, рифмы делятся на , с ударением на последнем слоге (полна – дна), женские, в которых ударным является предпоследний слог (правил – заставил) и дактилическими (закованный – очарованный).

Ритмическая структура строк воспринимается при их повторении. На фонетическом уровне большую роль играют звуковые повторы: ассонансы или повторы гласных звуков и аллитерации – повторы согласных. В поэзии они бывают экспрессивны и приобретают смысловое и эстетическое значение. Часто выполняют изобразительную функцию, которую называют звукописью. Например, «Гром грохочет» у Горького, «Шуршат » у Бальмонта.

Видео по теме

Обратите внимание

Анализируя стихотворение, вы должны определить следующее:

а) жанр;
б) размер;
в) вид рифмы и рифмовки;
г) наличие звуковых повторов и их роль;
д) тропы и фигуры.

Полезный совет

При определении размера, чтобы избежать путаницы и неуверенности, нужно анализировать не одну, а несколько строк стихотворения.

Источники:

  • Примерный план сочинения интерпретация поэтического текста

Существует немало схем анализа лирического произведения. В некоторых более внимание уделено форме стиха, в других упор делается на смысловое наполнение. И в самом деле, универсального плана анализа стихотворения не существует. Всё зависит от цели анализа. Как правило, школьный анализ проще, чем вузовский. Предлагаемый план – один из наиболее полных и многоаспектных. Некоторые пункты плана можно заменить, либо поменять местами.

Инструкция

Краткая информация об авторе и стихотворении.
Не нужно расписывать всю биографию автора – достаточно ограничиться теми фактами, которые имеют непосредственное отношение к анализируемому стихотворению. Дайте краткую историю создания стихотворения.