Здание органов госбезопасности на лубянке. Здание фсб Здание органов госбезопасности на лубянке алексей щусев

Улица Большая Лубянка пролегает от Лубянской площади до площади Сретенских ворот. История ее богата событиями и насчитывает несколько веков.

Происхождение названия улицы

Существует несколько версий происхождения топонима «Лубянка».

Название, возможно, произошло:

От урочища, упоминание о котором встречается в летописях в XV веке;

От слова «луб» - внутренняя часть коры деревьев и кустарников;

От балтийского корня «луб» - очищать, обдирать;

От новгородской улицы Лубяница: во времена переселения новгородцев в Москву они переименовали часть тогда называемой улицы Сретенки в Лубянку.

Переименование улицы

В Большая Лубянка не раз меняла свои названия, но первоначальное ее имя - Сретенка, которое она получила в XIV веке, в честь "сретения" москвичей с В те времена Москва могла подвергнуться нашествию войск Тамерлана, и чтобы защитить город от этого бедствия, была привезена икона. Поклонение (сретение) москвичей иконе произошло возле храма во имя Марии Египетской, который располагался на территории современной улицы Лубянка. Набега Тамерлана Москве удалось избежать, а на месте сретения был построен и в честь этого события названа вся улица.

В начале XIX века улицу стали называть Большая Лубянка, а в 1926 году она была переименована в улицу имени Дзержинского. В 1991 году ей было возвращено прежнее название - Большая Лубянка.

Основные памятные даты в судьбе улицы

С момента основания Сретенского монастыря по улице и площади проходили крестным ходом верующие. Монастырь и храмы Сретенской улицы были очень почитаемы среди верующих Москвы и паломников из других городов.

В 1611 году на территории улицы шли ожесточенные бои, особенно сильный и кровопролитный из них был возле церкви Введение во храм Пресвятой Богородицы напротив имений князя Пожарского. Пожарский сам возглавлял атаки и был тяжело ранен.

В 1662 году на этой улице начался «медный бунт», смута, которая охватил всю Москву.

По улице Сретенке шел знаменитый путь Ломоносова М. В. из Холмогор в Москву (в 1731 году).

В 1748 году на Лубянке был очень сильный пожар, в результате которого сгорело около 1200 домов, 26 церквей и погибло около 100 человек.

Московские пожары 1812 года улицу не затронули.

В XIX веке улица превратилась в главную торговую точку города, а уже к концу столетия она полностью заполнилась агентствами страховых обществ и доходными домами.

Большие потери улица понесла в XX веке. После Октябрьской революции были полностью разрушены церкви во имя Марии Египетской и Введения во храм Пресвятой Богородицы. Сретенский монастырь лишился большинства своих строений и храмов, был упразднен, возвращен церкви только в 1991 году.

Была разрушена практически вся застройка в начале улицы, где находились дома церковных служителей, кондитерская, оптический, ювелирный, охотничий и часовой магазины и др.

С 1920 года все строения на четной стороне улицы были заняты органами по охране государственной безопасности. В 30-е годы началось масштабное строительство комплекса существующих и в настоящее время зданий ФСБ, которые занимают целый квартал. В 1979 году здание ФСБ было построено на нечетной стороне улицы.

На остальной территории улицы Большая Лубянка сохранились постройки XVII-XVIII веков и конца XIX века. На улице есть площадь, образовавшаяся на месте снесенной церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, называется она Площадь Воровского, там же установлен и памятник В. В. Воровскому (посол СССР в скандинавские страны, убит белогвардейцами в 1923 году).

Достопримечательности

Улица Большая Лубянка Москвы - это то место, где тесно переплелись здания НКВД и дворянские усадьбы, научные учреждения и монастырские постройки. Это место, где практически каждый дом является достопримечательностью со своей судьбой.

Сретенский монастырь

Был построен в 1397 году, а в 1930 году большая часть его построек были разрушены до основания. В тех зданиях, которые сохранились, в советское время размещалась школа. Монастырь вернули в ведение церкви только в 1991 году. В настоящее время это действующий мужской монастырь, на территории которого установлен крест в честь героев войны 1812 года и жертв расстрела НКВД 30-40-х годов. В храме хранятся мощи великих православных святых Серафима Саровского, Николая Чудотворца, Марии Египетской.

Здание ФСБ

Здание было построено еще в 1898 году, одно из самых красивых и самых зловещих строений в Москве. Первоначально здание было доходным домом для страхового агентства, но во время революции помещение заняло ВЧК. Позже, именно из-за расположения их штаба на Лубянке, улица стала ассоциироваться с чекистскими структурами и вызывать страх у москвичей. В настоящее время здание выглядит не так зловеще, как раньше, но по-прежнему вокруг него ходят легенды и слухи.

Усадьба Орлова-Денисова

В этом здании в XVI веке располагались каменные палаты князя Дмитрия Пожарского. В начале XVIII века основной дом перестроили, разместив в нем Монетный двор.

В 1811 году хозяином поместья стал граф Ф. Ростопчин.

В 1843 году особняк купил граф В. Орлов-Денисов (герой войны 1812 года), который перестроил строение, добавив два флигеля.

Собор Сретения иконы Божией матери Владимирской

Построен собор в XVII веке на месте храма (построенного в 1397 году). Собор возведен на средства царя Федора III в честь от набега войск Тамерлана.

Городская усадьба архитектора В. И. Чагина

Здание построено в 1892 году и изменено по проекту нового владельца - русского и советского архитектора В. B. Чагина. В доме роскошные венецианские окна на 1 этаже, и арочные - на 2-м. В настоящее время в здании расположены ресторан и офисные помещения. Объект относится к региональным памятникам архитектуры.

Городская усадьба Е. Б. Ракитиной - В. П. Голицина

Построено здание в XVIII веке, как городская усадьба Ракитиных, в 1856 году владельцем поместья стал В. П. Голицын, в 1866 году - П. Л. Карлони, а в 1880 г. домом стал владеть Земельный банк. В 1914 г. здесь родился Ю. В. Андропов.

Новое здание ФСБ

Новый дом по проекту Пауля и Макаревича был построен в 1983 году. Ранее на территории здания-штаба были владения князя Волконского, затем Хилковых, Голицыных. Новое здание образует квадрат с пристройками, где размещается весь руководящий состав ФСБ России.

Соловецкий камень

Осенью 1990 года на Лубянской площади был установлен памятный знак жертвам политических репрессий. Валун был привезен с Соловецких островов, на территории которых располагался лагерь особого назначения и где содержались политические заключенные.

Бывший дом Лухманова

Построено здание в 1826 году по заказу купца Лухманова. В годы революции здание было штабом ВЧК, до 1920 года здесь заседал Ф. Э. Дзержинский. В настоящий момент - памятник культуры.

Как добраться до улицы Большая Лубянка

Московская улица простирается с юго-запада на северо-восток, между Лубянской площадью и улицей Сретенкой. Добраться можно до улицы Большая Лубянка на метро, выйти на станции "Лубянка" или "Кузнецкий мост".


Улица Большая Лубянка на панораме Яндекса

Улица Большая Лубянка – улица в Красносельском и Мещанском районах Центрального административного округа Москвы. Находится между Лубянской площадью и площадью Сретенские ворота . Длина улицы – 750 м.

Улица Большая Лубянка в Москве – история, название

В XII-XIV вв. здесь проходила дорога во Владимиро-Суздальскую Русь. Образовавшаяся улица называлась Сретенка и составляла с нынешней Сретенкой одну улицу. В середине XIX в. часть улицы от центра до Бульварного кольца стала именоваться Большой Лубянкой. Тогда же появилась и Малая Лубянка .

Полагают, что в XV в. сюда переселили из Новгорода "лубяных дел мастеров", изготовлявших из луба – коры липы и берёзы – посуду для хранения продуктов, коробы, кошели и др. Но, судя по документам, в московские земли из Новгорода "выводились" не рядовые ремесленники, а знатные роды, которые и принесли с собой новгородское название Лубяница, получившее впоследствии московскую "окраску" – окончание "-ка".

В 1926-1991 гг. – улица Дзержинского.

Дома на Большой Лубянке

Большая Лубянка, 2/1/2 . Мясницкая, 1 / Большая Лубянка, 2 . Дом "Россия" .

Большая Лубянка, 11. Дом страхового общества "Якорь" . В середине XIX в. стоявший здесь дом купца Лухманова купило страховое общество "Якорь". В 1879 г. его перестроили под сдачу квартир внаём. После 1917 здание заняла ВЧК. В 1918 г. в кабинет Дзержинского, доставили Н.Д. Стахеева . Из него он вышел с пожизненной пенсией и дожил до 81 года.

Большая Лубянка, 12/1. Дом "Динамо" . Здесь была усадьба князя Дмитрия Пожарского. Угловой дом до 1917 г. занимала 3-я Мужская гимназия. В 1928-1931 гг. на её месте по проекту И.А. Фомина построили жилой дом спортивного общества "Динамо". Руководил строительством Лангман . В 1940 г. верхние этажи здания перешли в ведомство НКВД, а на первом этаже открылся ставший известным жителям столицы гастроном № 40.

Среди выпускников гимназии – поэт Ходасевич, писатель Ремизов, историк Богоявленский .

Большая Лубянка, 13/16. Дома Трындиных . По адресу Б. Лубянка 13 расположены два дома. Один – расположен на углу с Большим Кисельным переулком , второй – выходит на Большую Лубянку. Дома построены по проектам А.Е. Вебера в 1877 и 1902-1904 гг. по заказу братьев Трындиных .

Угловое трёхэтажное здание занимали магазины и квартиры для сдачи в аренду. В начале 1900-х дом надстроили на один этаж.

Здание, выходящее на Лубянку, внешне было трёхэтажным. На самом деле в нём можно насчитать шесть этажей или уровней. Огромные пролёты нижних окон покрывают два этажа. Первый – занимал магазин Трындиных, продававший оптические, физические, геодезические приборы, учебно-наглядные пособия и медицинские инструменты. Второй, оформленный в виде бельэтажа магазина, – аудитория для проведения опытов с новейшими физическими приборами. Третий этаж – конторы. Четвёртый – квартиры для сдачи внаём. Пятый этаж – астрономическая аудитория. Из неё витая лесенка вела в обсерваторию.

В 1918 г. дом забрали для нужд ВЧК: в нём разместились клуб, столовая и прочее. В 1919 обсерваторию национализировали, и открыли для посещений. В 1998 г. помещение обсерватории передали Министерству внутренних дел, которому принадлежала остальная часть здания. Оборудование демонтировали, обсерватория прекратила существование.

Большая Лубянка, 14. Дом "Московского страхового от огня общества" . Барочная усадьба перестроена в середине XVIII в. по проекту Ф.И. Кампорези. В 1811 г. её приобрел граф Ф.В. Ростопчин . Усадьба пережила пожар 1812 г. В 1826-1842 гг. она принадлежала его сыну – А.Ф. Ростопчину .

Сменив ряд владельцев, усадьба в 1883 г. перешла к "Московскому страховому от огня обществу", учрежденному в 1858 г. Л.Г. Кнопом, А.И. Хлудовым и К.Т. Солдатёнковым . В советское время она принадлежала органам государственной безопасности, в 1990-2000-х гг. – различным коммерческим организациям. В 2009 г. усадьба стала собственностью государства.

Большая Лубянка, 15/17. Многоквартирный дом И.С. Романова . Дом для сдачи квартир внаём построен Каминским в 1887 г. по заказу И.С. Романова. Современный вид приобрел в 1914-1915 гг., когда был надстроен тремя этажами и перелицован Остроградским .

Большая Лубянка, 22/1 . В первом этаже построенного в 1900 г. двухэтажного кирпичного дома располагались магазины. Одним из них был популярный магазин "Рыба". Второй этаж занимали квартиры, которые сдавались в аренду. После 1917 квартиры стали коммунальными. В середине 1920-х здесь в небольшой комнате жил Ильф . В 2002 г. дом снесли, на его месте появилось здание Всероссийской федерации волейбола.

G Я O L Страна Россия Россия Город Москва , Б. Лубянка , 2 Архитектурный стиль необарокко
сталинская архитектура
Архитектор Н. М. Проскурин, А. В.Иванов
А. В Щусев
Строительство XIX в. - XX в. Основные даты 1897-1898 годы - арх. Н. М. Проскурин, А. В. Иванов
1940-1947 годы - арх. А. В. Щусев
Статус Охраняется государством Состояние удовлетворительное Здание органов госбезопасности на Лубянке на Викискладе

История

Дом общества «Россия»

После кончины хозяина в 1840 году имение на Лубянке перешло по наследству к его вдове, а в 1857-м - к племяннику Семёну Николаевичу Мосолову. Он устроил в стенах дома частную галерею, где расположил собрание гравюр и картин. После смерти Мосолова в 1880-м коллекцию и усадьбу получил в собственность его сын Николай Семёнович . В этот период на участке располагалось несколько строений, занятых меблированными комнатами, гастрономом, Варшавским страховым обществом, фотоателье Фридриха Мебиуса и трактиром . Публицист Владимир Гиляровский в книге «Москва и москвичи » так описывает доходный дом:

Номера все были месячные, занятые постоянными жильцами. <…> Узенькие, вроде тоннеля, коридорчики, со специфическим «нумерным» запахом. Коридорные беспрерывно неслышными шагами бегали с плохо луженными и нечищеными самоварами в облаках пара, с угаром, в номера и обратно. <…> Понемногу на место вымиравших помещиков номера заселялись новыми жильцами, и всегда на долгие годы. Здесь много лет жили писатель С. Н. Филиппов и доктор Добров, жили актеры-москвичи, словом, спокойные, небогатые люди, любившие уют и тишину .

В апреле 1894 года имение Николая Мосолова общей площадью более тысячи квадратных саженей выкупило страховое общество «Россия» за 475 тысяч рублей . По сообщениям журнала «Зодчий », правление конторы совместно с французским Международным обществом спальных вагонов и больших европейских гостиниц намеревалось возвести на этом месте отель. Предполагалось, что комплекс станет конкурентом премиального отеля «Националь », располагающегося неподалёку. Работами должен был руководить архитектор Ж. Шедан. Тем не менее параллельно с этим страховое общество устроило открытый архитектурный конкурс в Москве для создания проекта гостиницы, на который среди прочих свои работы представили А. В. Иванов, П. К. Бергштрессер, А. А. Гимпель, Н. М. Проскурнин и другие. Правление страховой компании отдало предпочтение совместной идее Бергштрессера, Гимпеля и Проскурнина. Но в этот же период в ходе переговоров с французской стороной приняли окончательное решение поручить разработку чертежей Шедану. В Москве руководить работами должен был Александр Иванов при участии Николая Проскурнина .

Вскоре после возведения фундамента нового дома отношения между русскими и французскими партнёрами разладились, поэтому руководство общества «Россия» перепоручило работы русским архитекторам Проскурнину, Иванову и Величкину. При этом часть построенных стен пришлось демонтировать, остальную - приспособить под новый проект: вместо гостиницы решили возвести пятиэтажный доходный дом в стиле эклектика . Строительные работы завершили в 1898 году (по другим данным - в 1900-м ). Со стороны площади фасад украсили надписью: «Страховое общество Россия». Аттик декорировали башенками, на одной из которых установили массивные часы. По бокам от них располагались лепные женские фигуры «Справедливость » и «Утешение » .

Первые этажи заняли книжная лавка Наумова, магазин швейных машин Попова и другие торговые лавки, верхние предназначались для съёмных апартаментов. Всего была 51 меблированная квартира, рассчитаная на состоятельных постояльцев, стоимость аренды могла достигать четырёх тысяч рублей в год. Общий ежегодный доход компании от аренды превышал 160 тысяч рублей. В разное время в стенах дома жили пианист Константин Игумнов и генетик Владимир Эфроимсон , помещалась женская гимназия Н. Е. Шписс .

В 1902 году справа от здания через улицу Малая Лубянка по проекту архитектора Александра Иванова построили четырёхэтажный корпус в пару к первому. В нём разместили контору грузовой компании «Кавказ и Меркурий ». Во внутреннем дворе находилось отдельно стоящее здание, которое занимал отель «Империалъ» .

Здание органов госбезопасности

В дальнейшем органы госбезопасности неоднократно преобразовывали и переименовывали: с 1921 года - ОГПУ , который в 1934-м вошёл в состав НКВД . Также в здании размещались НКГБ и МГБ в период существования отдельных ведомств госбезопасности. В 1946-м НКВД преобразовали в МВД , на базе которого с 1954-го функционировало КГБ СССР . После распада СССР в здании на Лубянской площади располагались главные российские спецслужбы , также неоднократно менявшие официальные названия. С 1996 года комплекс занимает ФСБ .

Аппарат органов госбезопасности постоянно расширялся. Если в 1928 году в конторе работало около 2,5 тысяч человек, то к январю 1940-го штат насчитывал уже 32 тысячи . По мере роста числа служащих требовалось расширение помещений. В 1932-1933 годах позади бывшего дома страхового общества архитекторы Аркадий Лангман и Иван Безруков возвели дополнительный корпус в стиле конструктивизм . Он имел форму буквы «Ш», его скруглённые углы дома выходили на улицы Большая и Малая Лубянки. Со стороны Фуркасовского переулка главный фасад оформили рустом и облицевали чёрным лабрадором , над входом поместили герб СССР . Современники указывали на архитектурные недостатки корпуса: нарушение целостности ансамбля и отсутствие единой стилистики . Первый этаж новопостроенного дома соединили с бывшим комплексом страхового общества «Россия» . Помещения заняли иностранный, транспортный, учётно-статистический отделы, главное управление пограничной охраной , архив, библиотека и другие службы . По новой нумерации новопостроенное здание получило номер 4, снесённые постройки ранее имели номера 6 и 10, поэтому они больше не числятся на улице Большая Лубянка . В этот же период здание внутренней тюрьмы надстроили четырьмя этажами .

В 1939 году архитектору Алексею Щусеву поручили реконструировать старые постройки. Изначально предполагали проект шестиэтажного здания, богато декорированного в верхней части. Однако позднее оформление сделали скромнее. Эскиз утвердил народный комиссар Лаврентий Берия ещё в 1940-м, но из-за Великой Отечественной войны строительные работы отложили. В этот период большую часть аппарата эвакуировали в Куйбышев , но в городе оставались чекисты, проводившие зачистки во время обороны столицы . Согласно «Московскому плану» НКВД, комплекс на Лубянке был заминирован и подлежал сносу в случае захвата города. Мины извлекли только в 1942-м .

К реконструкции комплекса под руководством Щусева смогли приступить в 1944 году . Архитектор предложил прервать Малую Лубянку, чтобы объединить два здания в одно и соорудить второй внутренний двор. Нижний этаж строения оформили серым гранитом , верхние ярусы простой ордерной структуры покрыли бежево-розовой штукатуркой . Она сочеталась с цветом пилястр , выполненных из болнисского туфа . Архитектурная композиция получила положительные отзывы современников. Некоторые исследователи указывают на сходство проекта с Палаццо делла Канчеллерия в Риме . Самому Щусеву приписывают следующее высказывание относительно оформления дома: «Попросили меня построить застеночек, ну я и построил им тюрьму повеселее» .

К 1948-му была реконструирована только правая часть комплекса, сохранившая оформление заднего фасада. Также возвели центральный сектор дома, декорированный лоджией над парадным входом. Главный фасад украсили часами, демонтированными с лютеранской церкви Петра и Павла в Старосадском переулке . Слева вплотную к строению примыкал старый корпус страхового общества, который был надстроен двумя этажами, но сохранил бо́льшую часть оформления. Здания объединили единым фасадом только в 1983-1985 годах по указу генерального секретаря Юрия Андропова . При этом бывший дом страхового общества полностью реконструировали под руководством архитектора Глеба Макаревича .

Параллельно с реконструкцией старого комплекса в 1979-1982 годах на противоположной стороне Большой Лубянки группа архитекторов под началом Макаревича возвела новое здание, куда переехало руководство КГБ СССР. Однако старый комплекс продолжали использовать для размещения административных служб органов госбезопасности. По состоянию на 2018-й дом относится к ведению Федеральной службы безопасности России .

Внутренняя тюрьма

Устройство и воспоминания

С 1920 года на территории комплекса действовала внутренняя тюрьма, значительно расширенная архитектором Аркадием Лангманом десятилетием позднее. В камерах содержали «наиболее важных контрреволюционеров и шпионов на то время, пока ведётся по их делам следствие, или тогда, когда в силу известных причин необходимо арестованного совершенно отрезать от внешнего мира, скрыть его местопребывание». Предположительно, первыми узниками стали дети землевладельца Николая Егоровича Ленина Сергей и Ольга. В 1923 году в здании на Лубянке содержали патриарха Тихона . В разное время здесь сидели революционер Николай Бухарин , Лев Каменев , актёр Всеволод Мейерхольд , военачальники Михаил Тухачевский , Василий Блюхер , Александр Кутепов , авиаконструктор Андрей Туполев , политический деятель Бела Кун , писатели и поэты Осип Мандельштам , Александр Солженицын , Сергей Есенин , а также многие другие общественные и культурные деятели .

По состоянию на 1936 год в тюрьме насчитывалось 118 камер, 94 из которых были одиночными. Всего комплекс единовременно вмещал до 350 заключённых. Также в здании действовали кухня, душевая, дезкамера , вещевой и продуктовый склады, библиотека. При этом нумерация помещений была специально перепутана, чтобы задержанные не могли определить местоположение своей камеры. Большинство комнат имело «семь шагов в длину и три шага в ширину». Согласно некоторым данным, внутренние стены сделали полыми для исключения возможности перестукивания . Однако ряд исследователей считает, что во время одной из реконструкций строители приняли за пустоты специальные гипсовые решётки вентиляции, которые установил архитектор Лангман, пытаясь решить проблему уязвимости вентиляционных каналов. Закрытый прогулочный двор оборудовали на крыше, куда поднимались грузовые лифты и вели отдельные лестницы. В коридорах действовала особая система конвоирования , исключавшая случайную встречу допрашиваемых . Порядки и атмосфера тюрьмы на Лубянке описана во множестве книг. Так, упоминания о ней встречаются в художественно-исторических романах «Жизнь и судьба », «Архипелаг ГУЛАГ » «В круге первом » и других . Кроме того, сохранилось много воспоминаний бывших арестованных о заключении в стенах Лубянки:

Камеры во Внутренней тюрьме были очень разные: тюрьма эта была устроена из какой-то третьеклассной гостиницы, но размеры камер были далеко не одинаковы. В нормальные, не тюремные, окна были изнутри вделаны решетки, а стекла густо замазаны серовато-белой краской. Поэтому в камерах было темновато. Еще гораздо темнее сделалось в них потом, когда на окна были наставлены снаружи жестяные щиты-ящики, окрашенные в серый цвет. Свет и воздух могли проникать в камеры только через небольшой продух вверху между щитом и окном; внизу и по бокам просвета не было. Кроме того, сами окна, из-за нелепо вставленных решеток, почти не открывались: можно было лишь чуть чуть приоткрывать их. Из-за этого, особенно после устройства щитов, в камерах бывало очень душно, а летом в переполненных камерах заключенные подчас просто задыхались. Мне говорили, что людей иногда вытаскивали из камер в полубессознательном состоянии. Сам я этого не видел, но, зная положение, охотно верю. Сергей Евгеньевич Трубецкой

По указаниям ряда историков и воспоминаниям заключённых, руководство внутренней тюрьмы активно применяло систему угнетения психики во время допросов. Так, были распространены беспрерывные дознания в течение нескольких суток. Однако к отдельным узникам применяли разные подходы. Николаю Бухарину позволили продолжить работу, и после заключения во внутреннюю тюрьму он написал четыре рукописи. Авиаконструктор Николай Поликарпов , пребывая на Лубянке, разрабатывал чертежи истребителя-моноплана И-16 . Закрытый режим объекта стал причиной появления предположений о существовании десятиэтажных подвалов под домом, где расстреливали заключённых и действовал крематорий . Информация о подземных этажах и крематории не подтверждалась. Тюрьма изначально была основана как следственный изолятор , откуда узников переправляли в соответствии с приговором. Однако некоторые заключённые подтверждали, что в подвалах действительно казнили . За всю историю из здания на Лубянке не сбежал ни один арестованный .

Эвакуация и расстрел заключённых

16 октября 1941 года в Москве ввели

Бывший жилой дом спортивного общества «Динамо» с клубом и магазином.
Построен в 1928–1932 гг. Архитекторы И.Я. Фомин и А.Я. Лангман.

В XVIII – первой половине XIX в. владение принадлежало известным фамилиям (Голицыны, Бородины, Гиппиус), а в 1855 г. было куплено Московской 3-ей мужской гимназией.

После 1917 г. участок перешёл в ведение ОГПУ. В 1928–1930 гг. историческая застройка XVIII–XIX вв. была разобрана и на её месте по проекту архитекторов И.А. Фомина и А.Я. Лангмана построен комплекс административных и жилых зданий общества «Динамо», где разместились клуб им. Ф.Э. Дзержинского и гастрономический магазин.

Новый разноэтажный административно-жилой комплекс, зафиксировавший исторические рубежи, занял практически всю территорию участка. Архитектура фасадов выполнена в соответствии с принципами конструктивизма.
Согласно первоначальному проектному предложению Фуркасовский переулок должен был застраиваться с двух сторон симметрично расположенными зданиями, акцентированными четырнадцатиэтажными башнями, но была осуществлена застройка лишь одной стороны переулка. Наибольший интерес представляет корпус, расположенный на пересечении ул. Большая Лубянка и Фуркасовского пер. (бывшее здание универмага).
Здесь И.А. Фомин впервые реализовал выдвинутые им принципы «реконструкции классики». В статье «Из моего творческого опыта», напечатанной в 1935 г, в журнале «Архитектура СССР», Фомин пишет относительно здания универмага: «...В универмаге я проверял свою выдумку, перехватил в погоне за монументальностью и сделал композицию тяжеловесной...»
Действительно масштаб семиэтажного дома здесь не прочитывается - колонны подавляют всё здание. На стыке административно-торгового и жилого корпусов поставлена четырнадцатиэтажная башня, которая усиливает контрастную тему в архитектуре комплекса. Южный фасад башни акцентирован угловыми балконами. Композиция фасадов жилого здания решена предельно лаконично: оконные проёмы с горизонтальными тягами разбивают плоскости стен - ровных со стороны Фуркасовского пер. и ул. Малой Лубянки и изящно выгнутой на восточном (дворовом) фасаде.
В скруглённом крыле жилой зоны размещались детский сад и столовая. Верхний ярус отводился для зимнего сада с выходом на плоскую кровлю.

Здание предназначалось для служебных помещений и квартир сотрудников ОГПУ и получило название по находившемуся в его нижнем этаже спортивному магазину «Динамо». В 1940 г. жильё и магазин были переведены в новый дом на 1-й Тверской-Ямской, 11.

За проект комплекса административных и жилых зданий общества «Динамо» архитекторы И.А. Фомин и А.Л. Лангман были удостоены первой премии на конкурсе 1928 г.

С 1994 г. до настоящего времени помещение гастронома занимал супермаркет «Седьмой континент». Во время ремонта новые владельцы сохранили исторический облик советского магазина: не тронули гранитный пол и стены. В соответствии с проектом были отреставрированы: живописное панно с видом ВДНХ, лепные карнизы сложного профиля с растительным орнаментом, цветочные лепные розетки, медальоны с серпом и молотом в обрамлении дубовых листьев, деревянная стойка-прилавок винного отдела, потолочные светильники и настенные бра, колонны и стены, отделанные мрамором, лепной декор, входные двери и двери администрации, гранитные полы.

Ныне здание принадлежит ФСБ.

Объект культурного наследия регионального значения.

Правозащитник Сергей Григорьянц об объекте культурного наследия, поврежденном Петром Павленским.

Правозащитник Сергей Григорьянц, диссидент, бывший политзаключенный, выступал свидетелем защиты на суде по делу акциониста Петра Павленского, обвиненного в повреждении объекта культурного наследия — поджоге дверей здания ФСБ на Лубянке. Поскольку речь шла именно о культурном наследии, Григорьянц в своем выступлении подчеркнул, что, действительно, «здание, которое едва не повредил обвиняемый, является культурным и историческим памятником», и рассказал, в чем именно состоит его культурная и историческая значимость. Предварительный текст выступления Сергея Григорьянца размещен на его сайте. «Артгид», с разрешения автора, публикует фрагмент, посвященный некоторым архитектурным особенностям здания ФСБ.

Очень высокое (которое, конечно, войдет в русскую историю) значение сегодняшнего суда состоит в том, что это первое за 98 лет судебное заседание, где речь идет об отношениях гигантской, известной под разными именами (ЧК, ГПУ, НКВД, КГБ, ФСБ) организации и русского народа, который здесь представляет художник Петр Павленский. Конечно, Никита Хрущев безуспешно пытался уничтожить КГБ, были проведены десятки судов, в результате которых были расстреляны или осуждены на долгие сроки многие палачи, но эти суды были закрытыми, а сегодня мы впервые присутствуем на открытом публичном суде при всем его небольшом объеме. Будем надеяться, что за ним последуют дальнейшие процессы по типу Нюрнбергского над сотрудниками СС и гестапо.

В августе 1991 года тысячи москвичей пришли на площадь Дзержинского для того, чтобы выразить свое народное отношение к Лубянке, разгромить здание и расправиться с его сотрудниками. Только снос памятника Дзержинскому отвлек внимание тысяч человек и спас сотрудников Лубянки от народного самосуда. Когда примерно через год в одной моей статье в газете «Известия» было об этом упомянуто, генерал КГБ Кандауров замечательно мне ответил: «Вы зря так волновались, Сергей Иванович, о нашей безопасности, у нас было достаточно пулеметов, чтобы защитить себя».

Здания страхового общества «Россия» на Лубянской площади. Начало ХХ века

Теперь я бы хотел предъявить суду четыре фотографии, дополняющие заключение Министерства культуры о значении и некоторых особенностях памятника культуры, который едва не повредил художник Петр Павленский. На первой фотографии два здания страхового общества «Россия», ничем еще не примечательные, где разместилось ЧК после переезда в Москву. На следующей фотографии видим перестроенное второе здание, уже имеющее некоторые специальные особенности.

Лубянская площадь. 1958-1959. Источник: pastvu.com

Господин Петр Павленский и сотрудники Министерства культуры, вероятно, знают, что практически под той дверью, которую пытался повредить Павленский, находились и находятся тюремные камеры. Менее известно, что в глубине здания находится идущая наверх лестница, доходящая прямо до часов на крыше памятника и ведущая в прогулочные дворики для заключенных. Именно они загорожены от остального города странной архитектурной особенностью — трехметровой стеной на крыше. И в этом — в тюрьме, в тюремных двориках, нависающих над столицей России, — и заключено архитектурное и социальное своеобразие этого дома. К концу правления Хрущева Лубянка, как говорили, перестала использоваться как политическая тюрьма. Можно бы думать, что все это ушло в прошлое, но посмотрим на две следующие фотографии реконструкции нашего памятника. На одной из них виден процесс архитектурного объединения двух зданий, производившийся в 1983 году при Андропове.