Образование государства у восточных славян. Образование славянских государств: сроки, условия и причины

История утверждает, что первые славянские государства возникли в период, датированный V веком нашей эры. Приблизительно в это время славяне мигрировали на берега реки Днепр. Именно здесь они разделились на две исторические ветви: восточную и балканскую. Восточные племена расселились вдоль Днепра, а балканские - заняли Славянские государства в современном мире занимают огромную территорию в Европе и Азии. Народы, которые в них проживают, становятся все меньше похожими друг на друга, но единые корни просматриваются во всем - от традиций и языка до такого модного сейчас термина, как менталитет.

Вопрос возникновения государственности у славян вот уже много лет волнует ученых. Выдвинуто довольно много теорий, каждая из которых, возможно, не лишена логики. Но для того чтобы составить об этом свое мнение, нужно ознакомиться хотя бы с основными.

Как возникали государства у славян: предположения о варягах

Если говорить об истории появления государственности у древних славян на этих территориях, то ученые обычно опираются на несколько теорий, которые и хотелось бы рассмотреть. Самой распространённой на сегодняшний день версией того, когда возникли первые славянские государства, считается норманнская или варяжская теория. Она возникла в конце XVIII века в Германии. Основоположниками и идейными вдохновителями стали два немецких ученых: Готлиб Зигфрид Байер (1694-1738) и Герхард Фридрих Миллер (1705-1783).

По их мнению, история славянских государств имеет нордические или варяжские корни. Такой вывод ученые мужи сделали, досконально изучив «Повесть временных лет» - древнейший опус, созданный монахом Нестором. Там действительно есть ссылка, датированная 862-м годом, на то, что древние (кривичи, словены и чудь) призывали в свои земли на княжения варяжских князей. Якобы, устав от бесконечных междоусобных распрей и вражеских набегов извне, несколько славянских племен решили объединиться под руководством норманнов, считавшихся в то время наиболее опытными и успешными на территории Европы.

В былые времена в становлении любого государственного опыт его руководства был в большем приоритете, нежели хозяйственный. А в мощи и опытности северных варваров никто не сомневался. Их боевые подразделения совершали набеги практически по всей обитаемой части Европы. Наверное, исходя в первую очередь из военных успехов, согласно норманнской теории, древние славяне и приняли решение о приглашении на царство варяжских князей.

Кстати, и само название - Русь, якобы принесли именно норманнские князья. У Нестора-летописца этот момент довольно четко выражен в строке «... и выбрались три брата с родами своими, и с собою взяли всю русь». Однако последнее слово в данном контексте, по мнению многих историков, скорее обозначает боевую дружину, иными словами - профессиональных военных. Здесь также стоит отметить, что у норманнских вождей, как правило, существовало четкое разделение между гражданским родом и военным родовым отрядом, который иногда именовался «кирх». Иными словами, можно предположить, что три князья перебрались на земли славян не только с боевыми дружинами, но и с полноценными семьями. Так как в обычный боевой поход семью брать не будут ни при каких обстоятельствах, становится понятной статусность этого мероприятия. Варяжские князья приняли просьбу племен со всей серьёзностью и основали ранние славянские государства.

«Откуда есть пошла земля русская»

Еще одна любопытная теория гласит о том, что само понятие «варяги» означало в Древней Руси именно профессиональных военных. Это лишний раз свидетельствует в пользу того, что древние славяне сделали ставку именно на милитаризированных вождей. Согласно теории немецких ученых, которая основывается на летописи Нестора, один варяжский князь осел вблизи озера Ладога, второй обосновался на берегу Белого озера, третий - в городе Изоборск. Именно после этих действий, по мнению летописца, и образовались ранние славянские государства, а земли в совокупности стали называться Русская земля.

Дальше в своей летописи Нестор пересказывает легенду возникновения последующего царского рода Рюриковичей. Именно Рюрики, правители славянских государств, и были потомками тех самых легендарных трех князей. Их же можно отнести к первой «политической руководящей элите» древних славянских государств. После смерти условного «отца-основателя», власть перешла к его ближайшему родственнику Олегу, который путем интриг и подкупов захватил Киев, а затем объединил Северную и Южную Русь в одно государство. По мнению Нестора это случилось в 882-м году. Как видно из летописи, становление государства произошло благодаря успешному «внешнему управлению» варягов.

Русские - это кто?

Однако ученые до сих пор спорят о реальной национальности людей, которых так называли. Приверженцы норманнской теории считают, что само слово «русь» пошло от финского слова «руотси», которым финны называли шведов в IX веке. Интересным также является факт, что большинство русских послов, которые находились в Византии, имели скандинавские имена: Карл, Иенгелд, Фарлоф, Веремунд. Эти имена были зафиксированы в договорах с Византией, датированных 911- 944 гг. Да и первые правители Руси носили исключительно скандинавские имена - Игорь, Ольга, Рюрик.

Одним из серьёзнейших аргументов в пользу норманнской теории о том, какие государства славянские, считается упоминание о русских в западноевропейских «Бертинских анналах». Там в частности отмечено, что в 839-м году Византийский император отправил посольство своему франкскому коллеге Людовику I. В составе делегации были представители «народа рос». Суть в том, что Людовик Благочестивый решил, что «россы» - это шведы.

В 950-м году византийский император в своей книге «Об управлении Империей» отметил, что некоторые названия знаменитых днепровских порогов имеют исключительно скандинавские корни. Ну и наконец, множество исламских путешественников и географов в своих опусах, относящихся к IX-X векам, четко отделяют «русов» от славян «сакалиба». Все эти факты, собранные воедино, помогли немецким ученым выстроить так называемую норманнскую теорию о том, как возникли славянские государства.

Патриотическая теория возникновения государства

Главным идеологом второй теории является русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов. Славянская теория еще называется «автохтонной теорией». Изучая норманнскую теорию, Ломоносов усмотрел ущербность в рассуждениях немецких ученых о неспособности славян к самоорганизации, которая привела к внешнему управлению со стороны Европы. Истинный патриот своего отечества, М.В. Ломоносов поставил под сомнение всю теорию, решив заняться изучением этой исторической загадки самолично. Со временем образовалась так называемая славянская теория происхождения государства, основанная на полном отрицании фактов «норманнской».

Итак, какие же основные контраргументы привели защитники славян? Главным доводом является утверждение о том, что само название «Русь» этимологически не связано ни с Древним Новгородом, ни с Ладогой. Относится оно, скорее, к Украине (в частности, Среднему Поднепровью). Как доказательство приводятся древние названия водоёмов, находящихся в этой местности - Рось, Руса, Роставица. Изучая сирийскую «Церковную Историю», переведенную Захарием Ритором, приверженцы славянской теории обнаружили упоминания о народе, который называется Hros или «Русь». Племена эти селились немного южнее Киева. Рукопись создана в 555-м году. Иными словами, события, которые в ней описаны, были задолго до прихода скандинавов.

Вторым серьёзным контраргументом рассматривается и отсутствие упоминания о Руси в древних скандинавских сагах. Их было сложено довольно много, и на них, собственно, базируется весь фольклорный этнос современных скандинавских стран. Трудно не согласиться с заявлениями тех историков, которые говорят, что хотя бы в ранней временной части исторических саг должно быть минимальное освещение тех событий. Скандинавские имена послов, на которые уповают сторонники норманнской теории, тоже на сто процентов не определяют национальности их носителей. По мнению историков, шведские делегаты вполне могли представлять русских князей в далёком зарубежье.

Критика норманнской теории

Сомнительны и представления скандинавов о государственности. Дело в том, что в описываемый период, скандинавских государств как таковых не существовало. Именно этот факт вызывает изрядную долю скептицизма в том, что варяги - это первые правители славянских государств. Вряд ли приезжие скандинавские вожди, не разобравшись в построении собственной державы, стали бы устраивать нечто такое в чужих землях.

Академик Б. Рыбаков, рассуждая о происхождении норманнской теории, выразил мнение об общей слабой компетентности тогдашних историков, считавших, к примеру, что переход нескольких племен на другие земли создает предпосылки для развития государственности, причем за каких-то несколько десятков лет. На самом деле процесс образования и становления государственности может длиться веками. Основной исторический базис, на который опираются немецкие историки, грешит довольно странными неточностями.

Славянские государства, по мнению Нестора-летописца, образовались за несколько десятков лет. Зачастую он приравнивает основателей и державу, подменяя эти понятия. Эксперты предполагают, что такие неточности объясняются самого Нестора. Поэтому безапелляционное толкование его летописи весьма сомнительно.

Разнообразие теорий

Еще одна заслуживающая внимания теория появления государственности в древней Руси называется ирано-славянской. Согласно ей, на момент образования первого государства существовало две ветви славян. Одна, которая называлась русы-ободриты, или руги, проживала на землях нынешней Балтии. Другая расселилась в Причерноморье и брала свое начало из иранских и славянских племен. Сближение этих двух «разновидностей» одного народа, согласно теории, позволило создать единое славянское государство Русь.

Интересную гипотезу, которая позже выдвинулась в теорию, предложил академик НАН Украины В. Г. Скляренко. По его мнению, новгородцы обратились за помощью к варягам-прибалтам, которые назывались рутенами или русами. Термин «рутены» происходит от народа одного из кельтских племен, принявших участите в формировании этнической группы славян на острове Рюген. Кроме того, по версии академика, именно в тот временной период уже существовали причерноморские славянские племена, потомками которых являлись запорожские казаки. Эта теория получила название — кельтско-славянская.

Поиск компромисса

Нужно отметить, что время от времени появляются компромиссные теории образования славянской государственности. Именно такую версию предложил русский историк В. Ключевский. По его мнению, славянские государства составляли наиболее укреплённые на то время города. Именно в них закладывались основы торговых, промышленных и политических образований. Более того, по мнению историка, существовали целые «городские области», которые являлись маленькими государствами.

Второй политической и государственной формой того времени являлись те самые воинственные варяжские княжества, о которых говорится в норманнской теории. По мнению Ключевского, именно слияние мощных городских конгломератов и военных формирований варягов повлекли за собой образование славянских государств (6 класс школы называет такое государство Киевской Русью). Эта теория, на которой настаивали и украинские историки А. Ефименко и И. Крипьякевич, получила название славяно-варяжской. Она несколько примирила ортодоксальных представителей обоих направлений.

В свою очередь академик Вернадский также усомнился в норманнском происхождении славян. По его мнению, образование славянских государств восточных племен следует рассматривать на территории «русов» - современной Кубани. Академик считал, что славяне получили такое имя от древнего названия «роксоланы» или светлые аланы. В 60-е годы XX века украинский археолог Д. Т. Березовец предложил считать русами аланское население Поддонья. Сегодня именно эту гипотезу также рассматривает и украинская академия наук.

Нет такого этноса - славяне

Американский профессор О. Прицак предложил совершенно иную версию того, какие государства славянские, а какие - нет. Она не основывается ни на одной из вышеперечисленных гипотез и имеет собственный логический базис. По мнению Прицака, славян как таковых вообще не существовало по этническим и государственным признакам. Территория, на которой образовалась Киевская Русь, была перекрестком торгово-коммерческих путей между Востоком и Западом. Населявшие эти места люди были своего рода воинами-купцами, которые обеспечивали безопасность торговых караванов других торговцев, а также снаряжали в путь свои обозы.

Иными словами, история славянских государств базируется на некой торгово-военной общности интересов представителей разных народов. Именно синтез кочевников и морских разбойников составил впоследствии этническую основу будущего государства. Довольно спорная теория, особенно если учесть, что выдвинувший ее ученый жил в государстве, история которого насчитывает едва ли 200 лет.

Против нее с резкой критикой выступили многие российские и украинские историки, которых покоробило даже само название - «Волжско - Русский каганат». По мнению американца, это было первое образование славянских государств (6 класс вряд ли должен знакомиться со столь противоречивой теорией). Тем не менее, она имеет право на существование и получила название Хазарской.

Коротко о Киевской Руси

После рассмотрения всех теорий становится понятным, что первым серьезным славянским государством была Киевская Русь, образованная приблизительно в IX веке. Становление этой державы проходило поэтапно. До 882 года происходит слияние и объединение под единой властью полян, древлян, словен, дреговечей и полочан. Союз славянских государств знаменуется слиянием Киева и Новгорода.

После захвата власти в Киеве Олегом начался второй, раннефеодальный этап развития Киевской Руси. Проходит активное присоединение ранее неизвестных областей. Так, в 981 году государство расширилось по восточнославянским землям вплоть до реки Сан. В 992-м были завоеваны и хорватские земли, лежавшие по обоим склонам Карпатских гор. К 1054 году власть Киева распространилась практически на все а сам город стал именоваться в документах «Матерью городов Русских».

Интересно, что уже ко второй половине XI века государство начало распадаться на отдельные княжества. Однако этот период продлился недолго, и перед общей опасностью в лице половцев эти тенденции прекратились. Но позже, ввиду усиления феодальных центров и возрастающей мощи боевого дворянства, Киевская Русь все же распадается на удельные княжества. В 1132 году начался период феодальной раздробленности. Такое положение вещей, как мы знаем, существовало вплоть до Крещения всея Руси. Идея единого государства стала востребованной именно тогда.

Символика славянских государств

Современные славянские государства очень разнообразны. Их отличает не только национальность или язык, но и государственная политика, и уровень патриотизма, и степень экономической развитости. Тем не менее, славянам легче понять друг друга - все-таки уходящие в глубину веков корни формируют тот самый менталитет, который отрицают все известные «рациональные» ученые, но о котором уверенно говорят социологи и психологи.

Ведь даже если рассматривать флаги славянских государств, можно увидеть некоторую закономерность и схожесть цветовой палитры. Существует такое понятие - панславянские цвета. Впервые о них заговорили в конце XIX века на Первом Славянском конгрессе в Праге. Сторонники идеи объединения всех славян предложили принять триколор с равновеликими горизонтальными полосами синего, белого и красного цветов в качестве своего флага. Поговаривают, что образцом послужил стяг российского торгового флота. Так ли это на самом деле - доказать очень сложно, но флаги славянских государств зачастую отличаются мельчайшими деталями, а не цветовой гаммой.

История России с древнейших времен до конца XX века Николаев Игорь Михайлович

Образование государства у восточных славян

Возникновение государства – закономерный этап в развитии общества. Это очень длительный процесс, поэтому любое событие, обозначающее переход к государственным формам жизни людей, весьма условно.

Первобытное общество могло существовать, руководствуясь двумя основными принципами, регулировавшими социальную жизнь: обычаем (традицией) и правом сильного. Этих принципов было достаточно, пока сородичи не слишком отличались друг от друга своими интересами и устремлениями. Вековые традиции редко оспаривались, поэтому не было необходимости в каком-то специальном механизме, призванном обеспечить их соблюдение, т. е. в государстве.

Однако первобытное общество постепенно изменялось, отношения между сородичами становились все более разнообразными, а жизнь рода – все менее замкнутой. Мы уже упоминали о разложении родовой общины и переходе к соседской общине у восточных славян. Интересы отдельной семьи уже не всегда совпадали с общими интересами, что разрушало род изнутри. Возникла необходимость создать новые, более сложные правила (постепенно обретавшие форму правовых норм и законов) и добиться их исполнения. Появилось имущественное неравенство, неравенство возможностей, так как не только совершенствовалась экономическая основа жизни людей, но и более разнообразными становились источники, из которых люди черпали средства к существованию. Например, в жизни рода все бо?льшую роль стала играть военная добыча. Эти факторы оказывали влияние на появление имущественного неравенства между людьми, которое закреплялось в праве частной собственности.

Безусловно, отрицать экономический фактор в появлении государства (рост производительности труда, возникновение излишков, неравенство и т. д.) было бы ошибочным, но и сводить все только к хозяйственной деятельности людей нельзя.

Государство возникает тогда, когда у большинства членов общества появляется необходимость ограничить родовую власть (патриархальную власть старейшин, опирающуюся на традиции и собственный моральный авторитет). На первых порах основными функциями государственной власти были суд и война (защита занятых производительным трудом общинников, которые брались за оружие только в случае особо серьезной угрозы; обеспечение безопасности торговых сношений; грабительские набеги на соседей).

Возникновение Киевской Руси хронологически вписывается в процесс государствообразования, протекавший в IX–X вв. на территории Северной, Центральной и Восточной Европы. В первой половине IX в. образовалось Великоморавское княжество, на рубеже IX–X вв. – Чешское. В середине IX в. шло объединение польских племен, а во второй половине X в. было создано Древнепольское государство. В IX в. сложилась государственность в Хорватии и на сербских землях. IX в. – время появления объединенного Англосаксонского королевства, а Х в. – Датского.

В VIII–IX вв. у восточных славян родовой уклад жизни был основательно разрушен и не являлся серьезным препятствием на пути зарождения государства. Соседские общины уже не могли управляться на основе старых племенных обычаев. Все это потребовало создания новых правил, новых норм общежития.

Соседские общины и отдельные семейные дворы были слишком слабы, чтобы самостоятельно обеспечить свою безопасность. Естественным гарантом безопасности становился князь, который располагал дружиной и укрепленным пунктом (городом). Земледельческие общины постепенно отдавались под покровительство князя и его дружины. В IX в. продолжалось постепенное усиление княжеской власти. Этот процесс ускорялся под воздействием внешних факторов: на севере Восточно-Европейской равнины постоянным явлением стали набеги варягов, на юге обострилась вражда славянских и тюркских племен.

В исторической науке давно возник спор об образовании государственности у славян. Долгие годы большим авторитетом пользовалась норманнская теория , в которой преувеличивалась роль скандинавских воинов в становлении восточнославянской государственности. Преуменьшать же роль варягов в политических процессах, происходивших в славянском обществе, тоже неправильно, поскольку крайний антинорманнизм вступает в противоречие с известными нам фактами. Можно сказать, что государство восточных славян сложилось не благодаря скандинавам, но при их участии.

В «Повести временных лет» летописец сообщает, что в 862 г. новгородский старейшина Гостомысл, будучи бездетным, перед смертью пригласил в Новгород норманнского князя Рюрика с дружиной. Рюрик, перебив знатных новгородцев, обосновался в городе и стал править. После его смерти власть захватил предводитель одного из варяжских отрядов Олег. В 882 г. Олег предпринял поход на Киев. Он сумел хитростью выманить варягов Аскольда и Дира из ранее захваченного ими Киева и убил их. Захват Киева позволил политически объединить территории, расположенные вдоль пути «из варяг в греки». Олег, сделавший Киев своим стольным градом, продолжал властвовать и над новгородцами.

Объединение большинства восточнославянских племен вокруг Киева было не слишком прочным и не очень обременительным. Власть киевского князя сводилась к сбору дани (полюдью ) и разбирательству межплеменных споров и тяжб.

После смерти Олега в Киеве стал княжить сын Рюрика – Игорь. При этом князе в 945 г. произошло первое восстание древлян. Ненасытность князя Игоря при сборе дани возмутила древлян – они перебили дружину, а князя казнили. Жена Игоря Ольга, отомстив древлянам за убийство мужа, все же вынуждена была упорядочить сбор дани, установив уроки (размер дани) и погосты (места сбора).

Так постепенно под властью Киева (вокруг племени полян) произошло складывание Древнерусского государства – Киевской Руси. Это было раннефеодальное государство, так как в нем сохранялись пережитки родового строя: элементы военной демократии (взаимоотношения князя с дружиной, ополчение), существование веча в различных городах и племенных объединениях, кровная месть.

Во главе государства стоял великий князь киевский, при котором существовал совет из наиболее знатных и могущественных князей и бояр . Княжеские дружинники ведали сбором дани, податей, осуществляли суд, разбирали мелкие дела и пр. В города назначались специальные княжеские представители (посадники). В вассальной зависимости от князя находились его родственники, князья удельных земель, бояре, владевшие большими вотчинами и имевшие свою дружину.

Прослеживается постепенное усиление власти киевских князей над племенными союзами славян. Киевский князь объединял славянские и неславянские земли как силой, так и путем различных соглашений. Древлян Олег покорил насильно, Владимир таким же образом присоединил радимичей. Ко времени правления Святослава с племенными князьями в основном было покончено – они стали просто посадниками киевского князя. Князь Владимир посадил своих сыновей в разных зависимых от Киева землях. Однако властвовал князь не безраздельно. Княжеская власть была ограничена элементами сохранившегося народного самоуправления. Активно действовало в IX–XI вв. народное собрание – вече.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

По Плинию и Тациту, на землях, лежавших к востоку от германцев, жили племена венедов. Первоначально это название относилось к итало-кельтской группе, затем распространилось на другие народы, среди которых были протославяне. В I в. н.э. в область венедов проникли руги, готы и гепиды. Со II в. протославянские племена и ославянившиеся венеды составляют единый историко-культурный регион. С III в. с возникновением территориальных племенных союзов обособились 3 этнические языковые группы: поморско-полабская (Прибалтийское побережье и бассейн нижней Эльбы), польская (бассейн Вислы и Одера) и чешско-моравская (бассейн верхней Эльбы, Влтавы, верхнего Одера и северного притока Дуная Моравы), т.е. территория от Одера до Вислы и от южного морского побережья Балтики до Балкан. В VI в. славянские племена двинулись на запад и во второй половине VI в. достигли Эльбы. Византийские писатели называют многочисленные племена склавинов (славов) в дунайских областях. Причем, на указанной территории (Паннония, Моравия, вплоть до Прованса (набеги совершали) славяне и германцы контактировали. Основным занятием в VI-VIII вв. у славян было земледелием, наряду со скотоводством. Они сеяли просо, ячмень, пшеницу, рожь, знали огородные и технические культуры. Славяне использовали пахотные орудия с железными рабочими частями, а также серпы, косы, топоры для расчистки леса. Скот - тягловая сила. Еще до переселения славяне освоили не только подсечно-огневое, но и пашенное земледелие. В это время они находились в тесном контакте с провинциальной греко-римской культурой. Со времени расселения славян на новых землях темпы их общественного развития стали более разнообразными в зависимости от конкретных исторических условий. Формировавшаяся западная ветвь славянства вступила в контакт с находившимися на сходной стадии развития германцами и осколками кельтских племен, ассимилируя их остатки к западу и юго-западу от Одры.

На Балканах славяне, заселив наиболее плотно северную часть полуострова, районы Эпира, Ср. Греции и Пелопоннеса, взаимодействовали с остатками фракийцев, большинство которых было романизировано (к северу от Балканского хребта) и эллинизировано (к югу от него), с потомками иллирийцев (предками албанцев), с романским населением далматинских городов и греками. Менее интенсивными были контакты славян с сохранившимся романским населением бывших провинций империи - Норика и Паннонии, где позднее оформились народности словенцев, отчасти мораван и словаков, хорватов.

Государство Само. С начала VII в. на основе классообразования и под влиянием военной угрозы, в ходе войн с аварами, франками и другими германскими племенами возникают первые славянские государственные образования в бассейне верхней Лабы и северодунайских областях. Этническим ядром этой государственности были чешские племена, словены, полабские сербы. Славянские народы объединились под властью своего князя Само (623-658). В середине VII в. центр княжества находился в окрестностях Братиславы. Князь Само успешно воевал с аварами. Торговое соперничество славян с франками привело к войне Само с Дагобертом. Посольство франкского короля не было принято Само, и даже тогда, когда франкские посланники предстали перед князем в славянской одежде, тот ни в чем не соглашался уступать франкам. После этого франки с союзе с алеманами и лангобардами снова вторглись в пределы княжества и начали разбойничать. В сражении у крепости Вогатисбург, продолжавшимся три дня, войско Дагоберта было разбито, лагерь захвачен славянским князем. Походы Само в Тюрингию дали таже богатую добычу. Но княжество оказалось непрочным и распалось после смерти князя. В VII в. у западных славян было большое количество укрепленных политических центров, южно-моравская равнина стала ядром раннесредневековой государственности. Крепость в Микульчицах с деревянным частоколом, построенная в VII в., была резиденцией князя и его дружины. Но всей территории Моравии открыто около 30 укрепленных центров и городов: Нитра, Братислава, Вышеград, Новоград, Оломоуц, Градиште и др. Здесь выращивали сливы, виноград, занимались свиноводством, овцеводством, коневодством. Родилась дичь и рыба. В горных областях (Словацкое рудогорье) добывали руды, соль, минералы. Развито кузнечное дело, ремесло, кораблестроение. В VII-IX вв. славянские грады служили крепостями и административно-территориальным центром общинных поселений. Такие территориальные общины (жупы) объединялись под властью князей. В градах, резиденциях князей сосредотачиваются укрепленные усадьбы землевладельческой знати (лехов, жупанов).

Ì В конце VIII-начале IX вв. на территории к северу от Дуная образовалось славянское государство, которое современники называли Великой Моравской державой.

В 791 г. в походе Карла Великого против аваров участвовали в качестве союзников моравские славяне. Великая Моравия сложилась на территории бассейна реки Моравы, верхней Лабы и верхнего Одера, граничила с Баварией, Болгарией и Хорутанией, с Вислянским государством польских славян. В состав государства входили земли чехов, моравов, словенцев, лужицких сербов, полабских и польских славян. По Дунаю проходила граница двух княжеств: в одном правил князь Моймир, в другом Прибин (центр Нитра). Около 833 г. Моймир занял земли Нитранского княжества и изгнал оттуда Прибина. В 831 г. Моймир крестился. Великое Моравское княжество усилилось при Моймире (816-846), его дружина отогнала франков. Германские феодалы способствовали тому, что Моймир был свергнут с престола, а власть захватил его племянник Ростислав (846-870). При нем могущество Моравии возросло. Столица - Велеград. Моравия вела тоговлю с Византией и Русью. Чтобы избежать проникновения католицизма, князь Ростислав в 862 г. пригласил христианских проповедников из Византии, христианскую миссию возглавили братья (Константин и Мефодий. Константин (Кирилл) - ученик патриарха Фотия, знал греческий, арабский, древневосточные (еврейский), риторику, литературу. Имел прозвище «философ». В азбуку ввел славянские звуки - ж, з, ц, ш, щ, ы. В 871 г. Мефодий ввел славянское богослужение в Чехии, крестил князя Боривоя и его жену Людмилу.) При князе Святополке (870-894) усиливается натиск германских феодалов на Великую Моравию. Несколько лет Святополк провел в Германии, в это время Славомир возглавил восстание моравов против засилья немецких графов, управлявших в некоторых областях Великой Моравии. В 874 г. германский король признал независимость Святополка. Последний мог проводить самостоятельную политику и расширил границы Великоморавской державы, включив в нее Чехию, земли полабских сербов, славян на Одере, Вислянское княжество. На юго-востоке он потеснил болгар и захватил земли между Дунаем и Тисой.

В конце IX веке в связи с давлением германских князей католическая церковь усиливает свое влияние, особенно ярко это стало проявляться после смерти Мефодия в 885 г. Начинающиеся междоусобицы и внешняя опасность со стороны венгров усиливает раскол в стране.

Ì Из состава Великоморавского княжества выделились чешские княжества , влиятельным становится род Пшемысловичей , княживших в Праге. Чешский князи Боривой (Борживой) и его жена приняли христианство от Мефодия и заложили храм св. Марии в Праге. Легенда гласит: на пиру у Святополка Борживою не разрешили сесть за стол среди христиан, и он, как язычник, расположился на полу. При этом Мефодий заметил, что такому князю не пристало занимать такое место и предложил принять крещение. На другой день Борживой и 30 его дружинников были крещены. В IX в. церковным центром княжества Пшемысловичей стал Левый Градец на Влтаве, позже в Чехии христианство распространялось в двух формах - славянской и латинской.

Вторым крупным чешским княжеством было Зличанское (центр - Либице), где княжили Славниковичи. Чешские князья Болеслав I (935-967) и Болеслав II (967-999) подавили сопротивление отдельных воевод и князей, не желавших признавать их верховной власти. Болеслав II покорил наиболее упорствовавшего князя из рода Славников, разорил его столицу Либице и присоединил к Чешскому княжеству все подвластные ему земли. Победа, одержанная над венграми германским императором Оттоном I при помощи армии Болеслава I в сражении при Лехе в 955 г., создала условия для распространения власти чешских князей на лежавшие к востоку от Чехии славянские земли. К Чехии были присоединены Моравия, некоторые смежные земли в верховьях Одры и район Кракова. Во второй половине X в. произошло политическое сближение Чехии и Руси. В 992 г. чешские послы побывали в Киеве.

Ì Объединение польских земель первоначально происходило вокруг нескольких центров. Упоминаемые в источниках польские племена - поляне, куявляне, мазовшане, ленчицане, висляне, поморяне, слензане и др. являются объединениями, связанные с определенной территорией и возникли на основе существовавших ранее племенных союзов. В середине IX в. началось объединение племен или племенных княжеств. Первоначально шло объединение вокруг двух основных центров - княжества вислян в Малой Польше и княжества полян в Великой Польше. После завоевания княжества вислян Великоморавской державой (877) центром складывания государства стала Великая Польша. Во второй половине X в. после борьбы между княжествами процесс создания древнепольского государства приостановился. Первым достоверным князем его был Мешко I (960-992) из рода Пястов. В 966 г. Мешко и его приближенные приняли католичество. Расцвета древнепольское государство достигло при сыне Мешко I - Болеславе I Храбром (992-1025). При нем завершился процесс объединения земель - присоединена Краковская земля, оформилось и государственное управление - местное управление опиралось на систему гродов, во главе которых стояли правители - комесы (позднее каштеляны), которые обладали судебными, фискальными, военными функциями. При князе существовал совет знати. При Болеславе I в 1000 г. в Гнезно на встрече с германским императором Оттоном III было оговорено, что в Польше создается независимое гнезненское архиепископство. Отношения с Германской империей обострились в 1002 г., война (1003-1018) была завершена Будишинским миром, по которому к Польше отошли Лужицы и Мильско. В 1025 г. польский князи стал королем. Международные отношения Польши с Русью, Чехией, Венгрией отличались сложностью. Так, в 1021 г. Чехия отвоевала Моравию, захваченную Болеславом. При сыне Болеслава Мешко II (1025-1034) германский император напал на Польшу, против Польши выступали и Чехия, Русь. Польша потеряла все земли, присоединенные Болеславом. В 1037 -1039 гг. проходило антифеодальное восстание, охватившее большую часть страны. Подавить его помогли немецкие феодалы. Королем стал сын Мешко II - Казимир, но в 1039 г. Польша стала вассалом Германии.

Южные славяне. К середине VII в. славяне заняли значительную часть Балканского полуострова и ряд прилегающих к нему на северо-западе областей. За исключением Фракии, Аттики, некоторых районов близ крупных византийских городов и юга Пелопоннеса, где продолжало жить греческое население, славяне заняли весь Балканский полуостров. Занятия - земледелие, садоводство, виноградарство, на юге - оливководство, скотоводство (особенно в Боснии, Старой Сербии, северной Македонии), пчеловодство, ремесла. Хозяйство велось либо большими семьями - задругами, либо индивидуальными семьями. В Западной Македонии в VII в. образовалось вполне независимое славянское княжество - Склавиния , сохранявшее свое независимость от Византии до IX в. В источниках упоминается как «Союз семи славянских племен».

Наиболее известное южнославянское государство - Болгарское царство. Основой стал «Союз семи славянских племен» (в Нижней Мезии) и тюркское племя болгар (протоболгар). Теснимые аварами, в 70-х гг. VII в. протоболгары подошли к землям дунайских славян и заняли малонаселенную тогда северную часть Малой Скифии (район совр. Добруджи), которая номинально принадлежала Византии. Угроза со стороны Византии привела к сближению славян и болгар. В 681 г. они одержали победу над византийцами. Славяне ассимилировали болгар, приняв этноним последних. Так, появилось Болгарское царство хана Аспаруха. Социальная структура - знать -боляре, крестьяне - парики, государство испытывало на себе большое влияние Византии. К началу X в. все робы (рабы) превратились в отроков (крепостных). Хозяйство - известно, что было трехполье, виноградарство, шелководство, ремесла. Известны города - Охрида, М. Преслава, Средец (София), Скопле, Варна, столица - Вел. Преслава. При князе существовал совет знати - великие боляре. При хане Круме (802-814) появились законы - «Закон судный людям». Был установлен новый порядок расследования судебных дел - человек, не сумевший доказать своего обвинения, подлежал смертной казни, как лжец и клеветник. Существовало строгое наказание за кражу и укрывательство краденого. При Круме велась активная внешняя политика. В 805 г. Крум, воспользовавшись разгромом Карлом Великим аварского каганата, вторгся в восточные владения авар, захватил сокровища аварского кагана и присоединил к своему государству земли до р. Тисы. (там были соляные копи). В 809 г. Крум занял Сердику (Средец, Софию), а в 811 г. Никифор I вторгся в Болгарию и захватил Плиску. Крум собрал войско и подкараулил в горной теснине Никифора. 26 июля 811 г. Никифор, по преданию, сказал: «Мы спасемся только, если у нас вырастут крылья». Византийцы были перебиты (утонули в болоте и в реке. Сам Никифор погиб в сражении, из его черепа Крум сделал пиршественную чашу). Затем Крум вторгся во Фракию, подошел к Костантинополю, и во время осады города умер (13 апреля 814). При Омортаге (814-831) заново была отстроена Плиска, заложена вторая столица - Преслава. При Борисе (852-889) в 862 г. было принято христианство. В конце IX - X вв. начинается серия войн с Византией, велись они с переменным успехом, но в целом удачно для Болгарии. При царе Симеоне (893-927) (царем провозгласил себя в 919 г., болгарская церковь также была объявлена независимой от Византии) были расширены границы государства. Во главе государства стоял монарх (хан, потом кесарь, василевс, царь), власть его была наследственной (или к брату, или к сыну). При царе был совет знати - синклит. В административном отношении страна делилась на области, управляемые кметями (кметь = комит). Опора власти - войско, но не народное опрлчение, а дружина феодалов. В X в. престиж Болгарии как международной державы был высок. Послов Болгарии за императорским столом сажали выше, чем послов германского императора Оттона I. Крестьяне платили гос. налоги - волоберщину - поземельный, дымнину - подворный, а также со скота, с пчел и т.д. В X в. в Болгарии появилось богомильское движение (дуализм). В Болгарии стали усиливаться центробежные движения, независимость боляр. При царе Петре (927-969) отпала область по верхнему течению р. Струма, и Македония. Византия стала вести войны против Болгарии. (В 968 г. поход Святослава на Дунай). В 972 г. Иоанн Цимисхий захватил восточноболгарские области. Западная Болгария сохранила политическую самостоятельность. По своему социально-экономическому развитию Западная Болгария отставала от Восточной. С конца X в. начинается планомерное наступление Византии на Болгарию. В 1014 г. произошло решающее сражение у горы Беласицы, где Самуил потерпел поражение. Сам царь едва спасся, а все попавшие в плен болгары были ослеплены, на каждого 100 оставлен один поводырь, и были отосланы к Самуилу. Поэтому Василий император получил прозвище Болгаробойцы. Окончательно Византия подчинила Болгарию в 1018 г. Василий Болгаробойца. В Восточной Болгарии Византия не стала насаждать систему своей администрации. Западная Болгария полностью вошла в сферу византийского управления. Здесь было создано катепанство во главе с катепаном (дукой) (Давид Арпанит - первый правитель). Затем титул катепана был заменен титулом стратига автократора. На завоеванных землях бывшего Болгарского государства византийцы создали несколько фем: 1. фема Болгария; 2. фема «Придунайских городов» (Паристрион); 3. фема к западу от последней по течению рек Дуная и Саввы с г. Сирмием и Белградом; затем были созданы новые области, которые делились на турму. Сербы и хорваты также признали вассальную зависимость от Византии. В XI в. начинается нападение печенегов, норманнов (Роберт Гвискар) на Болгарию. В 1185 г. положение Византии осложнилось, и в северо-восточной Болгарии началось освободительное движение. В 1186 г. его возглавили боляре из Тырнова Петр (Федор) и Асень. В 1187 г. Исаак II признал независимость Болгарии. Так, появилось Второе Болгарское царство.

Ì В верховьях Саввы и Дравы, к западу от Паннонии в V-VI вв. жили предки словенцев - хорутане . Княжество хорутан граничило с баварским и лангобардским королевствами, аварским каганатом. Постоянные войны заставили хорутан объединяться со словенцами. В VII в. эти славянские земли вошли в Восточную и Фриульские марки франкской империи. Хорутане боролись за независимость. Периодически восставая, и объединяясь со словенами, например, под князем Людевитом. В середине IX в. образовалось Хорватское княжество под властью великого жупана Трпимира (845-864). В начале X в. хорватский князь получил титул короля Хорватии и Далмации. (925 г. князь Томислав).

Первые государственные образования у сербов возникли в IX в. - в Рашке, Дукле, (с XI в. - в Зете), Травунии, Хуме. Жупаны Рашки признали верховенство Болгарии, а в 931 г. жупан Чеслав освободился от господства Болгарии. Он подчинил Дуклю, часть Боснии, Травунию. Это государство распалось в конце X в. Сербские земли вошли в Западно-Болгарское государство. После его завоевания Византией, сербы стали вассалами империи. В 1035 г. от византийской зависимости освободилась Зета. При великом жупане Стефане Немане (1167-1196) Рашка освободилась от Византии. Неман подчинил Зету, Травунию, Хум. Сын Немани Стефан Первовенчанный стал краалем. Часть земель католического, часть православного вероисповедания придерживалась.

В конце VIII в. и в IX в. наблюдается подъем городов Далмации - Задар, Шибеник, Сплит, Дубровник, Кото, Бар. Дубровник - конкурент торговый Венеции. Совет Венеции постановил: «каждую пятницу рассуждать о средствах уничтожения Дубровника». Административное устройство городов схоже с итальянским. Население - нобили, популяры. В конце IX-X в. часть городов признала власть Хорватии, а южнодалматинские города входили в византийскую фему Далмация. Но в конце X-начале XI вв. города перешли под протекторат Венеции, в 1205 г. под ее руку перешел и Дубровник.

Процессы классообразования у славян проходили на фоне фор­мирования племенных союзов, распада большой семьи и перераста­ния родовой общины в сельскую (соседскую). Известную роль в ходе образования государства играли неразвитые (по сравнению с Восто­ком или античным миром) рабовладельческие отношения.

Форму общественных отношений, существовавших у славян в VII-VIII вв., можно определить как «военную демократию». Ее признаками являлись: участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших общественных проблем; особая роль народного собрания как высшего органа власти; всеобщее вооруже­ние населения (народное ополчение). Это - равенство всех членов общества.

Правящий класс формировался из двух слоев: старой родоплеменной аристократии (вождей, жрецов, старейшин) и из общинни­ков, разбогатевших на эксплуатации рабов и соседей. Наличие сосед­ской общины («верви», «мира») и патриархального рабства (когда рабы входили в состав владевшей ими семьи) тормозило процесс социальной дифференциации.

Образование государственности у восточных славян совпало с разложением родоплеменных, кровнородственных отношений и было обусловлено им. Родоплеменные отношения заменялись тер­риториальными, политическими и военными связями. К VIII в. на территории, населенной славянскими племенами, было образовано 14 племенных союзов, возникших как военные объединения. Орга­низация и сохранение этих образований требовали усиления власти вождя и правящей верхушки. В качестве главной военной силы и одновременно правящей социальной группы во главе таких союзов становились князь и княжеская дружина.

В 882 г. два крупнейших политических центра древних славян, киевский и новгородский, объединились под властью Киева, образо­вав Древнерусское государство. С конца IX до начала XI в. в это государство вливаются территории других славянских племен: древ­лян, северян, радимичей, уличей, тиверцев, вятичей. В центре нового государственного образования оказалось племя полян. Древнерус­ское государство стало своеобразной федерацией племен, по своей форме это была раннефеодальная монархия.

Феодальная поземельная собственность складывается с IX в. в двух основных формах: княжеский домен и вотчинное землевладение. Внеэкономические формы эксплуатации (дань, «полюдье») ус­тупают место экономическим, основанным на праве собственности. Правовыми основаниями для владения землей становятся: пожало­вание, наследование, купля. В начальный период существенное зна­чение имел захват пустующих и ненаселенных земель.

Совершая военные походы, князь с дружиной захватывают плен­ных и превращают их в рабов (холопов). Однако рабский труд у славян (как и у германцев) не стал основной формой эксплуатации, экономические, климатические, географические и другие условия не способствовали этому. Рабы выполняли вспомогательные хозяй­ственные функции, главной рабочей силой были крестьяне-общин­ники.

2. Государственный строй Киевской Руси

Государственный строй Киевской Руси можно определить как раннефеодальную монархию. Во главе стоял киевский великий князь. В своей деятельности он опирался на дружину и совет старей­шин. Управление на местах осуществляли его наместники (в городах) и волостели (в сельской местности).

Великий князь находился в договорных или сюзеренно-вассальных отношениях с другими князьями. Местные князья могли при­нуждаться к службе силой оружия. Усиление местных феодалов (XI-XII вв.) вызывает появление и нового органа власти - «снема», т.е. феодального съезда. На таких съездах решались вопросы войны и мира, разделения земель, вассалитета.

Местное управление осуществлялось доверенными людьми князя, его сыновьями и опиралось на военные гарнизоны, руководи­мые тысяцкими, сотниками и десятскими. В этот период продолжает существовать численная или десятичная система управления, кото­рая зародилась в недрах дружинной организации, а затем преврати­лась в военно-административную систему. Ресурсы для своего суще­ствования местные органы управления получали через систему кор­млений (сборы с местного населения).

В раннефеодальной монархии важную государственную и поли­тическую функцию выполняет народное собрание (вече). Выросшее из традиции племенных сходов, оно приобретает более формализо­ванные черты: для него готовится «повестка дня», подбираются кан­дидатуры выборных должностных лиц, в качестве организационного центра действуют «старцы градские» (старейшины).

Определяется компетенция веча: при участии всех свободных (правоспособных) жителей города (посада) и примыкающих поселе­ний (слобод) решались вопросы налогообложения, обороны города и организации военных походов, избирались князья (в Новгороде). Исполнительным органом веча был совет, состоявший из «лучших людей» (городского патрициата, старейшин).

Органом местного крестьянского самоуправления оставалась территориальная община (вервь). В ее компетенцию входили земель­ные переделы (перераспределение земельных наделов), полицей­ский надзор, налогово-финансовые вопросы, связанные с обложени­ем податями и их распределением, решением судебных споров, рас­следование преступлений и исполнение наказаний.

Становление княжеской администрации проходило на фоне пер­вых административных и правовых реформ. В X в. княгиней Ольгой была проведена «налоговая» реформа: были установлены пункты (погосты) и сроки для сбора дани, ее размеры (уроки) были также регламентированы. В начале XI в. князем Владимиром установлена «десятина», т.е. налог в пользу церкви, в XII в. князем Владимиром Мономахом вводится устав о закупничестве, регламентирующий ка­бально-долговые и заемные отношения.

Церковные организации и юрисдикция складываются на Руси после принятия христианства в качестве государственной религии. Духовенство делилось на «черное» (монашеское) и «белое» (приход­ское). Организационными центрами стали епархии, приходы и мо­настыри. Церковь получила право на приобретение земель, населен­ных деревень, на осуществление суда по специально выделенной юрисдикции (все дела в отношении «церковных людей», дела о пре­ступлениях против нравственности, брачно-семейные вопросы).

Древнейшим источником права является обычай. Когда обычай санкционируется государственной властью (а не просто мнением, традицией), он становится нормой обычного права. Эти нормы могут существовать как в устной, так и в письменной форме.

Наиболее ранними письменными памятниками русского права являются тексты договоров Руси с Византией (911, 944 и 971 гг.). Тексты содержат нормы византийского и русского права, относя­щиеся к международному, торговому, процессуальному и уголовно­му праву. В них имеются ссылки на «закон русский», являвшийся, по видимому, сводом устных норм обычного права.

К числу древнейших источников права относятся также церков­ные уставы князей Владимира Святославича и Ярослава Владимиро­вича (X-XI вв.), содержащие нормы о брачно-семейных отношениях, преступлениях против церкви, нравственности и семьи. В уставах определялась юрисдикция церковных органов и судов.

"

Славянские народы пришли на территорию Причерноморья еще в третьем тысячелетии до нашей эры. Очень быстро они заселили обширные земли. Откуда они появились, кем были наши предки? Когда появились первые славянские государства? Разберемся в этих вопросах.

Предыстория

После того как в первом тысячелетии до нашей эры славянские народности поселились на своих же территориях и начали формировать государства, о них было известно немного. Историки и ученые-исследователи, основываясь на множестве доказательств, считают, что наши предки освоили достаточно большие земли, включающие Балканы и Восточную Европу.

Официальной информацией о племенах, преобразованных в первые славянские государства, считаются записи от седьмого века после рождества Христова. Об этих масштабных формированиях вспомнили в связи с тем, что на близлежащих территориях появились другие народы, пытавшиеся их вытеснить.

Образование славянских государств: таблица теорий возникновения

Хотя многие ученые разрабатывали данный вопрос, их мнения по большому счету схожи. Существует всего три теории, которые описывают, как возникли первые восточно-славянские государства. Рассмотрим их подробнее, а также узнаем, кто наиболее активно поддерживал и развивал указанные доктрины:

Само

Познакомимся с наиболее типовой доктриной. Целых 80% современных историков согласны в том, что образование славянских государств началось с державы Само. Она была большим союзом нескольких племен. Создали для того, чтобы можно было совместно защищаться от всевозможных врагов, которые претендовали на плодородные земли. У союза была и другая функция, менее безобидная. Племена, которые назывались Державой Само, планировали общие налеты на разрозненные поселения.

В ее составе оказались племена, что жили на территории современных:

  • словаков,

    хорватов.

Центром этого объединения был город под названием Вышеград. Он стоял на речке Мораве. Название же свое получило от имени вождя. Само сумел объединить под своим командованием некогда разрозненные племена.

Вождь правил тридцать лет, с 623 года начиная и до 658. Он успел добиться огромных результатов. Соединить в одно государство совсем разные племена. Но оказалось, что вся держава Само была связана только харизмой самого вождя. В тот момент, когда лидер умер, и оно перестало существовать.

Болгарское царство

Образование славянских государств - это достаточно долгий процесс. В нем были остановки, промежутки, возвращения к изначальному состоянию. После того как Держава Само распалась в 658 году, настало затяжное затишье. Оно было прервано в 681, когда впервые упоминается о Болгарском царстве.

Как и прежнее образование, оно представляло собой некий союз, в котором объединились воинствующие племена. Такой альянс был выгоден им для захвата новых территорий. В Болгарском царстве состояли племена славян и тюрков. От подобного симбиоза уже в десятом веке возникает народность болгар.

На 8-9 века выпадает наивысшее развитие Царства. Тогда же славяне становятся доминирующим этносом на этих территориях. Развивается культура, литература, архитектура. ведет активные военные действия против Византии.

Возникновение славянских государств для нее было очень невыгодным. процветала и продвигала свои владения вглубь материка, но внезапно наткнулась на жесткое сопротивление.

В период расцвета Царства его правителем был Симеон. Ему удалось отвоевать территории до Черного моря и создать столицу в Преславе.

После того как царя не стало, подданные начали вести битвы внутри государства. Каждый хотел захватить для своего племени территорию получше и побольше.

В 1014 году настал конец Болгарскому царству. Ослабленное от внутренних сражений, его без труда завоевало войско византийского императора. Василий Второй, одержав победу, ослепил 15 000 воинов. В 1021 году была захвачена столица Болгарского царства Срем. Тогда же государства не стало.

Моравия

Следующей во временных рамках, в которых происходило образование славянских государств, была Великая Моравия. Держава возникла как попытка защитится от вражеских нападок в девятом веке. В то же время начала происходить насильственная феодализация в Европе. Многие мелкие земледельцы старались убежать в Моравию и вместе с местным населением организовать достойное сопротивление рыцарской знати. Разрозненные некогда племена вступили в союз.

Во время Святополка в состав государства входили: Паннония, и Малая Польша. Как у предыдущих славянских держав, у Моравии не было центрального управления. Большинство входивших в союз территорий оставались при своем вожде или царе. Столицей стал город Велеград.

В 863 году в Моравию прибыли первые христиане вместе с Кириллом и Мефодием. Они оказали сильнейшее влияние на формирование письменности в этом государстве и на все славянские объединения.

Моравия процветала при жизни и правлении Святополка. Когда владыка умер, с ним пришел конец и государству. Эта черта присуща всем древним образованиям славян. На бывшие моравские территории напали мадьяры, а после них - кочевники. Словакия отделилась к Венгрии, а Чехия начала независимое существование.

Киевская Русь

Образование славянских государств проходило в несколько периодов. Киевская Русь была самым могущественным из дохристианских стран. В ее состав входили восточные славяне. Они объединились в отдельное государство в 8-9 веке. Центр Киевской Руси находился в городе Киев. Детальная история создания державы была описана в «Повести временных лет».

Страна пережила приход христианства, распад Византийской империи, набеги кочевых народов, в числе которых были монголы во главе с Чингисханом. В 1054 году в ее составе были все племена восточных славян. Киевская Русь распалась в 1132 году.

Образование славянских государств: таблица расселения славян

Согласно занятым ими территориям, славян делили на западных, восточных и южных. Из них позже были сформированы отдельные этносы, со своим языком, культурой, традициями. Славянские государства возникли как объединение небольших племен, которые в итоге разделились на:

Как видим, славянские народы более тысячи лет шли к тому, чтобы образовать свои собственные, назависимые государства. Этот путь был тернист, множество раз мог прерваться, тем не менее этого не произошло. Сейчас наши предки могли бы нами гордится, поскольку современные державы наконец-то добились самостоятельности и признания со стороны соседей.