Научная организация творческого процесса. Алгоритм решения изобретательских задач

Введение

Научная организация творческого процесса

Алгоритм решения изобретательских задач

Литература

Приложения

процесс творчество алгоритм изобретательство


Введение

Тема реферата «Научная организация творческого процесса. Алгоритм решения изобретательских задач» по дисциплине «Основы технического творчества»


Научная организация творческого процесса. Алгоритм решения изобретательских задач

Творческий процесс, связанный с созданием новой техники и технологии, очень тесно связан с изобретательством, которое является древнейшим занятием человека.

Собственно, с изобретения первых орудий труда и начался процесс очеловечения наших древних предков.

С века в век изобретательские задачи становились все более сложными, а методы их решения почти не совершенствовались, как правило, изобретатели шли к цели путем «проб и ошибок».

Специалисты говорят, что было бы очень удобным, если бы изобретения были результатом логического и упорядоченного процесса. К сожалению, это не так. Изобретения являются продуктом того, что психологи называют «интуицией» - неожиданной вспышкой вдохновения, механизм которого лежит в глубинах человеческого разума.

Ранее процесс изобретательства представлял следующую схему процесса:

Первый акт – акт интуиции и желания. Происхождение замысла (постановка задачи).

Второй акт – акт знания и рассуждения. Выработка схемы или плана (решение задачи).

Третий акт – акт умения. Конструктивное выполнение (воплощение задачи).

Вместе с тем эта схема настолько неконкретна, что практически ничего не даёт изобретателю. Вплоть до недавнего времени.

В настоящее время процесс изобретательского творчества учитывает сложность задач по созданию какого-либо технического объекта. Сложность задач может иметь пять уровней, причем на каждом уровне может быть 6 стадий (А, Б, В, Г, Д, Е).

В целом процесс изобретательского творчества состоит из следующих стадий:

¾ выбор задачи;

¾ выбор поисковой концепции;

¾ сбор информации;

¾ поиск идеи решения;

¾ развитие идеи в конструкцию;

¾ внедрение.

Для того, чтобы осуществить все стадии творческого процесса при изобретательстве ученые и специалисты старались разработать теорию изобретательства и создать необходимую методику.

Теория изобретательства исходит из того, что развитие техники, как и всякое развитие, происходит по законам диалектики, и соответственно она основывается на приложении диалектической логики к творческому решению технических задач.

Но для создания работоспособной методики одной логики недостаточно. Методика изобретательства обобщает критически отобранные наиболее ценные приемы и основная ее цель – научная организация творческого труда .

В настоящее время процесс решения изобретательских задач можно рассматривать как методику по установлению последовательности операций по выявлению, уточнению и преодолению технического противоречия.

Направленность мышления достигается ориентировкой на идеальный способ, идеальное устройство. На всех этапах решения используется системный подход и надо учитывать, что любая изобретательская задача может быть решена в результате планомерных мыслительных операций, при этом главное значение приобретает правильная организация творческого процесса.

В наше время долгие поиски идеи, решения свидетельствуют не только о настойчивости изобретателя, но и о плохой организации творчества.

Творчество вполне совместимо с системой, с планомерностью. Творчество характеризуется не озарением и вдохновением, а результатом работы. Если создано нечто, новое, значит, работа творческая.

Творчество – понятие меняющееся: его содержание постоянно обновляется. Весь смысл теории изобретательства, в сущности, состоит в том, что задачи, сегодня по праву числящиеся творческими, она позволяет решать на том уровне организации умственного труда, который будет завтра.

Нужно помнить, что новые машины не возникают «из ничего». В любой современной машине (механизме, технической системе) аккумулированы десятки, сотни и тысячи последовательных изобретений. Даже на карандаш выдано более 20 тысяч патентов и авторских свидетельств.

Каждое изобретение подталкивает развитие машин, при этом исходят из того, что решение изобретательской задачи – это тот случай, когда вообще нет готового ключа (рецепта) для этого решения.

Вместе с тем известно, что машины развиваются не «как попало», а в определенной логической последовательности. Они могут появиться каких-то средних размеров, а затем как меньших, так и больших размеров. Это наглядно видно при создании грузовых автомобилей. Они есть как малой, средней, так и большой грузоподъемности.

Каждая машина стремится к определенному идеалу «идеальной машине».

«Идеальная машина», представляет собой условный эталон и обладает следующими особенностями: вес, объем и площадь объекта, с которым машина работает (т.е. транспортирует, отрабатывает и т.п.) совпадает ли почти совпадает с весом, объемом и площадью самой машины.

В качестве примера не «идеальной машины» можно назвать вертолет. Он перевозит груз и пассажиров, и самого себя, затрачивая на это примерно 1/3 развиваемого усилия. При создании идеального вертолета надо добиваться, чтобы развиваемое усилие в большем количестве шло на перевозку груза.

При создании любой машины приходится сталкиваться с техническими противоречиями. Эти противоречия возникают между важнейшими показателями, имеющие место в любой машине: вес (масса), габариты, мощность, надежность и др. Между этими показателями всегда есть определенные взаимосвязи, причем чтобы улучшить один из показателей уже известными в данной отрасли техники путями, приходится платить ухудшением другого.

Из-за указанных противоречий часто обычная задача переходит в разряд изобретательских в тех случаях, когда необходимым условием ее решения является устранение технического противоречия.

Нетрудно создать новую машину, игнорируя технические противоречия. Но тогда машина окажется неработоспособной и нежизненной.

Если решенная техническая задача будет обладать новизной и полезностью, будет выше уровня техники, то тогда эту решенную задачу признают изобретением.

Существует два понятия «изобретение» - правовое (патентное) и техническое.

Правовое понятие различно в разных странах, к тому же оно часто меняется.

Правовое понятие стремится возможно точнее отразить границы, в которых в данный момент экономически целесообразна юридическая защита новых инженерных конструкций.

Для технического понятия важны не столько эти границы, сколько сердцевина изобретения, его исторически устойчивая сущность.

С точки зрения инженера создание нового изобретения сводится к преодолению (полному или частичному) технического противоречия.

Возникновение и преодоление противоречия – одна из главных особенностей технического процесса.

Используя понятие об идеальной машине и технических противоречиях, можно существенно упорядочить процесс решения изобретательской задачи.

Идеальная машина помогает определить направление поисков, а техническое противоречие, присущее данной задаче, указывает на препятствие, которое предстоит преодолеть.

Поэтому для решения технической задачи нужна рациональная тактика, позволяющая шаг за шагом это осуществлять .

Одной из научно обоснованных и хорошо зарекомендовавших себя в практике массового технического творчества является методика программного решения технических задач, созданная советским изобретателем и писателем Г.С. Альтшуллером. Он назвал ее алгоритмом решения изобретательских задач (АРИЗ).

АРИЗ - наглядный пример применения материалистической диалектики и системного подхода к процессу технического творчества. Методика основана на учении о противоречии. Алгоритм - это комплекс последовательно выполняемых действий (шагов, этапов), направленных на решение изобретательской задачи (понятие «алгоритм» используется здесь не в строгом математическом, а более широком смысле). Процесс решения рассматривается как последовательность операций по выявлению, уточнению и преодолению технического противоречия. Последовательность, направленность и активизация мышления достигаются при этом ориентировкой на идеальный конечный результат (ИКР), т. е. идеальное решение, способ, устройство.

Совершенствуемый технический объект рассматривается как целостная система, состоящая из подсистем, взаимосвязанных элементов, и одновременно являющаяся частью надсистемы, состоящей из взаимосвязанных систем. Перед решением прямой задачи, связанной с техническим объектом, производят поиск задач в надсистеме (обходные задачи) и выбирают наиболее приемлемый путь.

При постановке задачи в АРИЗ учитывается тот факт, что источником психологической инерции служит техническая терминология и пространственно-временные представления объекта. Поэтому рекомендуют формулировать нежелательный эффект или главную трудность какой-либо ситуации, а не требования того, что надо сделать.

Действие психологической инерции уменьшают также применением оператора РВС (Размеры - Время - Стоимость), суть которого состоит в проведении серии мысленных экспериментов по изменению размеров объекта от заданной величины до 0 и затем до ∞, времени действия (скорости) объекта от заданного до 0 и затем до ∞ и стоимости объекта от заданной до 0 и до ∞. Формулировка условий задачи дается по определенной схеме в терминах, доступных неспециалисту.

Стратегию решения изобретательской задачи по АРИЗ можно представить в виде схемы в соответствии с рисунком 1. Онасостоит в следующем. Формулируют исходную задачу (ЗИ) в общемвиде. Обрабатывают и уточняют ее, учитывая действие вектора психологической инерции (ВИ) и технические решения в данной и других областях.

Излагают условия задачи, состоящие из перечисления элементов технической системы и нежелательного эффекта производимого одним из элементов (обработанная задача на рисунке 1.-ЗО). Затем формулируют по определенной схеме ИКР. Он служит ориентиром (маяком), в направлении которого идет процесс решения задачи (при формулировке ИКР не нужно задумываться над тем, как он будет достигнут).

В сравнении ИКР с реальным техническим объектом выявляется техническое противоречие, затем его причина- физическое противоречие (на рисунке 1. противоречие между ИКР и ЗО может быть проиллюстрировано расстоянием между ними на плоскости поискового поля).



(ЗИ – исходная задача, ВИ – вектор психологической инерции; ЗО – обработанная задача; ИКР – идеальный конечный результат).

Рисунок 1 – Схема решения изобретательской задаче по АРИЗ.

Смысл АРИЗ состоит в том, чтобы путем сравнения идеального и реального выявить техническое противоречие или его причину - физическое противоречие - и устранить (разрешить) их, перебрав относительно небольшое число вариантов.

При разработке АРИЗ, после анализа 40 тысяч изобретений, было установлено, что в них преодолено около 1200 противоречий с применением в основном 40 типовых приемов. Выходит, что определенный тип противоречий устраняется определенным небольшим числом «своих» приемов.

Это позволило составить таблицу приемов преодоления технического противоречия. По ее вертикали расположены параметры, которые необходимо улучшить, а по горизонтали - параметры, недопустимо ухудшающиеся, если решать задачу известными путями. При этом пересечение строки (улучшаемого параметра) со столбцом (ухудшающимся параметром) дает сочетание, которое может быть устранено с помощью приемов, указанных в соответствующей ячейке таблицы.

В приложении А рассмотрены основные приемы устранения технических противоречий и некоторые технические решения, которые на них базируются.

АРИЗ – развивающаяся и постоянно совершенствующаяся система. Известны ее варианты: АРИЗ-59, АРИЗ-61, АРИЗ-64, АРИЗ-65, АРИЗ-68, АРИЗ-71, АРИЗ-77 и АРИЗ-80. Рассмотрим один из них.

В приложении Б приведен один из вариантов алгоритма решения изобретательских задач (АРИЗ-77).

Используя алгоритмы решения изобретательских задач можно довольно быстро найти решение поставленной задачи. Для использования указанных АРИЗ необходимо детально изучить их содержание и строго придерживаться частей данного алгоритма.

Коллективом лаборатории математических методов оптимального проектирования Марийского политехнического института (г. Йошкар-Ола) под руководством профессора А.И. Половинкина проведен глубокий научный анализ более 30 известных методов поиска технических решений, активизации и рациональной организации творческой деятельности. Результатом исследования стала разработка обобщенного алгоритма поиска новых технических решений (обобщенный эвристический алгоритм).

Эта методика является дальнейшим развитием АРИЗ, положенного в ее основу, и содержит ряд оригинальных разработок авторов, а также рациональные приемы и процедуры из некоторых других методов, в том числе: морфологического ящика, функционального изобретательства, организующих понятий и др. Такое сочетание, основанное на достижениях методологии технического творчества, делает методику достаточно полной, емкой, подробной и универсальной, применимой для решения самых различных задач во многих отраслях техники.

Обобщенный алгоритм может быть использован для построения более простых, но эффективных частных алгоритмов, предназначенных для решения конкретных задач (частные алгоритмы должны включать этапы с наибольшей частотой применения для данного класса). Методика ориентирована на синтез новых рациональных технических решений с помощью ЭВМ (для работы в диалоговом режиме «человек - машина»), но может быть с успехом использована человеком, преимущественно отдельными блоками, и при безмашинном поиске решений.

Алгоритм состоит из 17 этапов, при прохождении которых используется большой информационный аппарат, состоящий из восьми массивов информации. Хранение их в памяти ЭВМ обеспечивает быстрый поиск нужных вариантов на каждом этапе решения задачи.


Литература

1. Чус А.В., Данченко В.Н. Основы технического творчества.– Киев – Донецк: Вища школа, 1983-183с.

2. Половинкин А.И. Основы инженерного творчества. – М.: Машиностроение, 1988.-366с.

3. Альшулер Г.С. Алгоритм изобретения. – М.: Московский рабочий, 1973.

4. Альшулер Г.С. Творчество как точная наука. – М.: Советское радио, 1979.

5. Альшулер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. – Новосибирск: Наука, 1986.

6. Буш Г.Я. Рождение изобретательских идей. – Рига: Лиссма, 1976.

7. Буш Г.Я. Методологические проблемы технического творчества. Тезисы докладов. – Рига: Латвийское РС ВОИР, 1979.

8. Буш Г.Я. Методы технического творчества. Рига: Лиссма, 1972.

9. Антонов А.В. Психология изобретательского творчества. – Киев: Вища школа, 1978.

10. Грамп Е.А. Функционально-стоимостной анализ: сущность, теоретические основы, опыт применения за рубежом. – М.: Информэлектро, 1980.

11. Карпунин М.Г., Майданчик Б.И. Функционально-стоимостной анализ в электротехнической промышленности. – М.: Энергоатомиздат, 1984.


Основные приемы устранения технических противоречий и примеры технических решений

1 Принцип дробления . Разделить объект на части, выполнить разборным, увеличить степень дробления.

Гайка (авт.св. № 742639), в которой резьба и корпус выполнены раздельными деталями, снимается с болта без свинчивания – достаточно снять корпус и резьбовая часть сама распадается.

2 Принцип вынесения . Отделить от объекта мешающую часть (свойство) или выделить единственно нужную.

3 Принцип местного качества. Перейтиот однородной структуры объекта (процесса) к неоднородной. Разные части объекта должны иметь разные функции и характеристики, наиболее соответствующие их работе.

Изнашиваемые участки деталей машин, рабочего инструмента (валков прокатных станов) наплавляют дорогим износостойким сплавом, увеличивая их долговечность.

4 Принцип асимметрии. Перейти от симметричной формы к асимметричной.

Прокатка биметаллических полос в валках разного диаметра, вращаемых с разными угловыми скоростями, обеспечивает улучшение качества продукции. При этом валок меньшего диаметра устанавливают со стороны компонента с более высоким пределом текучести (авт.св. № 508380).

5 Принцип объединения . Соединить (объединить) в пространстве или времени однородные или смежные операции (объекты).

Значительного повышения производительности сортового прокатного стана достигают одновременной прокаткой нескольких профилей из одной заготовки (пат. Англии № 1040119). Например, из швеллера можно получить два уголковых профиля.

6 Принцип универсальности . Объект выполняет функции других объектов (тех, в которых теперь нет нужды).

Вместо отдельного электродвигателя, приводящего во вращение нажимные винты устройства регулирования расстояния между валками прокатного стана, предложено их привод осуществлять от главного станового двигателя, вращающего прокатные валки (пат. ЧССР № 120705).

Ручка портфеля может одновременно служить эспандером (авт.св. № 187961).

7 Принцип «матрешки» . Один объект размещен внутри другого, проходит сквозь полость в другом объекте, другой – внутри третьего и т.д.

В шариковой ручке-указке, корпус которой состоит из выдвигаемых телескопических трубок, объединены одновременно принцип «матрешки» и принцип универсальности.

Кузов самосвала-полуприцепа выполнен из двух частей, телескопически входящих друг в друга, - груз из такого самосвала вываливается лучше (авт.св. № 712309).

8 Принцип антивеса. Компенсировать вес объекта соединением с другими объектами, обладающими подъемной силой, или взаимодействие со средой (за счет аэро-, гидродинамических и других сил).

9 Принцип предварительного напряжения. Заранее придать объекту деформации (напряжения), противоположные нежелательным.

Если при навивке пружины одновременно закручивать вокруг своей оси и проволоку, то полученная таким образом предварительно-напряженная пружина «двойной» закрутки по своим механическим показателям намного превосходит изготовленные обычным способом (авт.св. № 316509).

10 Принцип предварительного исполнения. Заранее выполнить требуемое изменение объекта (полностью или частично), расставить объекты так, чтобы они могли вступить в действие с минимальными затратами времени на их доставку.

С целью повышения излучательной способности факела в мартеновской печи газ в горелку подают до температуры 600-700°С (авт.св. № 235053).

11 Принцип «заранее подложенной подушки». Компенсировать невысокую надежность объекта подготовленными аварийными средствами.

С целью быстрого залечивания места среза на дереве, на его ветвь (до спиливания) ставят сжимающее кольцо, что является сигналом накопления в этом «больном» месте питательных и лечащих веществ (авт.св. № 456594).

В ядовитые химические вещества заранее еще при изготовлении добавляют присадки, уменьшающие опасность отравления (авт.св. № 246626).

12 Принцип эквипотенциальности. Изменить условия работы так, чтобы не приходилось поднимать или опускать объект.

Предложен контейнеровоз (авт.св. № 110661), в котором груз не поднимается в кузов, а лишь устанавливается гидроприводом на опорную скобу. Это позволяет обходится без крана и перевозить более высокие контейнеры.

13 Принцип «наоборот». Вместо действия, диктуемого условиями, осуществить обратное действие; сделать движущуюся часть неподвижной, а неподвижную – движущейся; перевернуть объект.

Процесс вибрационной очистки металлических изделий в абразивной среде упрощается, если вибрационное движение сообщать не среде, а обрабатываемой детали (авт.св. № 184649).

В устройстве для тренировки пловцов (авт.св. № 187577) пловец остается на месте, а ему навстречу подается вода.

При отливке крупногабаритных тонкостенных деталей по мере заполнения формы жидким металлом, поступающим сверху из неподвижного питателя (чаши), форма движется вниз (авт.св. № 109942).

14 Принцип сфероидальности. Перейти от прямолинейных частей объекта к криволинейным, от плоских поверхностей к сферическим; использовать ролики, шарики, спирали.

Устройство для вварки труб в трубную решетку имеет электроды в виде катящихся шариков (пат. ФРГ № 1085073).

15 Принцип динамичности. Характеристики объекта (процесса) должны меняться так, чтобы быть оптимальными на каждом этапе работы, разделить объект на перемещающиеся относительно друг друга части; неподвижный объект сделать подвижным.

Смазку валков прокатного стана осуществляют только при наличии металла в клети (пат. Англ. № 1287244).

16 Принцип частичного или избыточного решения. Если трудно получить 100% требуемого действия, надо получить чуть меньше или чуть больше.

При покраске цилиндрических деталей на них с избытком подают краску (окунают в ванну), а затем вращением детали (авт. св. № 242714) лишнюю краску удаляют.

17 Принцип перехода в другое измерение. Увеличить число степеней свободы объекта перейти от движения по линии, в одном измерении, к движению в нескольких измерениях, по плоскости, в пространстве; применить многоэтажную компоновку вместо одноэтажной, использовать обратную сторону поверхности.

Для хранения бревен в воде предложено их формировать в пучки диаметром, превышающим длину, и устанавливать в вертикальном, положений (авт. св. №236816).

18 Принцип использования механических колебаний. Привести объект в колебательное движение; изменить частоту; использовать резонансные и ультразвуковые частоты.

При гидросбиве окалины очистка заготовок происходит более эффективно, если на нее подают пульсирующую струю жидкости с регулируемой частотой и амплитудой колебаний (авт. св. № 611699).

19 Принцип периодического действия. Перейти от непрерывного действия к периодическому, изменить периодичность.

С целью увеличения теплообмена в камере горения газ в газовую или газомазутную горелку подают импульсами (авт. св. № 248131).

20 Принцип непрерывности полезного действия. Вести работу непрерывно, устранить холостые и промежуточные ходы; перейти от возвратно-поступательного к вращательному движению.

Производительность обработки отверстий можно повысить, применяя сверла (зенкера), режущие кромки которых позволяют вести обработку как при прямом, так и при обратном ходе инструмента (авт. св. № 262582).

21 Принцип «проскока». Преодолеть отдельные, в том числе вредные и опасные, стадии процесса на повышенной скорости.

22 Принцип «обратить вред в поль зу». Использовать вредные факторы для получения положительного эффекта; усилить вредный фактор до такой степени, чтобы он перестал быть таковым; компенсировать один вредный фактор другим.

Чтобы ускорить восстановление сыпучести и снизить трудоемкость, смерзшиеся насыпные материалы подвергают воздействию сверхнизких температур (авт. св. № 409938).

23 Принцип обратной связи. Ввести обратную связь, если она уже есть - изменить ее.

24 Принцип «посредника». Использовать промежуточный объект-переносчик.

Мелкую окалину и ржавчину можно адсорбировать снегом, который подают на поверхность полосы, а затем смывают водой (пат. Японии № 40-1721).

25 Принцип самообслуживания. Объект должен сам себя обслуживать, выполнять вспомогательные и ремонтные работы, использовать отходы вещества, энергии.

Для повышения стойкости корпуса дробемета его облицовочные износостойкие плиты выполнены в виде магнитов, удерживающих на своей поверхности защитный слой дроби, постоянно обновляющийся в процессе работы агрегата (авт. св. № 261207).

26 Принцип копирования. Вместо недоступного, сложного, дорогостоящего, неудобного или хрупкого объекта использовать его упрощенные и дешевые копии, в том числе оптические видимые инфракрасные и ультрафиолетовые, в измененном масштабе и т.д.

Для исследования тепловых явлений в твердых, жидких и газообразных средах используют фотоснимки нагретого предмета или среды, отснятые на негативную пленку или пластинки, чувствительные к инфракрасным лучам (авт.св. № 947734).

27 Принцип замены дорогой долговечности на дешевую недолговечность. Заменить дорогой объект набором дешевых, поступившись при этом некоторыми качествами (например, долговечностью).

28 Принцип замены механической схемы. Заменить механическую схему электрической, оптической, тепловой, акустической или «запаховой»; использовать электрические, магнитные и электромагнитные поля для взаимодействия с объектом; перейти от стационарных полей к изменяющимся.

Магнитное поле, используемое вместо механического воздействия для направления движения тонкой полосы, выходящей из прокатного стана (авт. св. № 501789), не оставляет следов на ее поверхности и не портит ее.

29 Принцип использования пневмо- и гидроконструкций. Вместо твердых частей объекта использовать газообразные и жидкие: надувные и гидронаполняемые, воздушную подушку, гидростатические и гидрореактивные.

Быстрый монтаж и демонтаж пути в труднодоступных местах можно обеспечить с помощью направляющих - наполненных сжатым воздухом эластичных шлангов, установленных в промежуточных опорах (авт. св. № 247109).

30 Принцип использования гибких оболочек и тонких пленок. Вместо объемных конструкций использовать гибкие оболочки и тонкие пленки, изолировать с их помощью объект от внешней среды.

Ускорить сушку различных изделий можно, применив формы -опоры, покрытые тонкими токопроводящими полимерными пленками, через которые пропускают ток (авт. св. № 183624).

31 Принцип использования пористых материалов. Сделать объект или его части пористыми, заполнить поры каким-нибудь веществом.

Добавки в жидкий металл вносят с помощью огнеупора, пропитанного материалом добавки (авт. св. № 283264).

32 Принцип изменения окраски. Изменить окраску или степень прозрачности объекта или внешней среды, использовать красящие добавки, меченные атомы.

Прозрачная повязка позволяет наблюдать рану, не снимая повязки (пат. США №3425412).

33 Принцип однородности. Объекты, взаимодействующие с данным, должны быть сделаны из того же материала (или близкого к нему по свойствам).

Для улучшения смазки охлаждаемого подшипника скольжения при повышенных температурах в качестве смазывающего вещества берут тот же материал, что и материал вкладыша подшипника, (авт. св. № 234800).

34 Принцип отброса или регенерации частей. Выполнившая свое назначение или ставшая ненужной часть объекта должна быть отброшена (растворена, испарена и т.д.) или видоизменена; расходуемые части должны восстанавливаться в ходе работы.

Винтовые микропружины навивают на оправку из эластичного материала, которую затем удаляют, погружая вместе с пружиной в состав, растворяющий эластичный материал (авт. св № 222322).

35 Принцип изменения физико-химических параметров объекта. Изменить агрегатное состояние объекта, химический состав; концентрацию или консистенцию, степень жидкости, температуру, объем.

Капли воды, вводимые в струю охлажденного газа, направленную на деталь, мгновенно замерзают и, превратившись в ледяные шарики, обрабатывают поверхность детали не хуже дроби (авт. св. № 715295).

36 Принцип использования фазовых переходов. Использовать изменение параметров, происходящее при фазовых переходах изменение объема, выделение или поглощение тепла и т. д.

Заглушка для герметизации трубопроводов и горловин, с целью упрощения конструкция, выполнена в виде стакана с легкоплавким металлическим сплавом, расширяющимся при затвердевании и обеспечивающим герметичность соединения (авт. св. №319806).

37 Принцип использования термического расширения . Использовать термическое расширение и сжатиематериалов, применить материалы с разными коэффициентами термического расширения.

38 Принцип использования сильных окислителей. Вводить обогащенный воздух или кислород, воздействовать на них ионизирующими излучениями, применять озонированный кислород.

Для повышения качества и производительности плазменной резки нержавеющих сталей в качестве режущего газа используют чистый кислород (авт. св. № 185418).

39 Принцип изменения степени инертности. Заменить обычную среду нейтральной, ввести в объект нейтральные части и добавки, вести процесс в вакууме.

Надежно предотвратить возгорание хлопка в хранилище можно путем обработки его инертным газом при транспортировке к месту хранения (авт. св. № 270171).

40 Принцип использования композиционных материалов . Перейти от однородных материалов к композиционным.

Шум работающего двигателя можно заглушить, заполнив корпус водоэмульсионной пеной (авт. св. № 473843).

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ – 77)

Часть 1 Выбор задачи

1.1 Определить конечную цель решения задачи.

1.1.1 Какую характеристику объекта надо изменить?

1.1.2 Какие характеристики объекта заведомо нельзя менять при решении задачи?

1.1.3 Какие расходы снизятся, если задача будет решена?

1.1.4 Каковы (примерно) допустимые затраты?

1.1.5 Какой главный технико-экономический показатель надо улучшить?

1.2Проверить обходной путь. Допустим, задача принципиально нерешима: какую другую задачу надо решить, чтобы получить требуемый конечный результат?

1.2.1 Переформулировать задачу, перейдя на уровень надсистемы, в которую входит данная в задаче система.

1.2.2 Переформулировать задачу, перейдя на уровень подсистем (веществ), входящих в данную в задаче систему.

1.2.3 На трех уровнях (надсистема, система, подсистема) переформулировать задачу, заменив требуемое действие (или свойство) обратным.

1.3 Определить, решение какой задачи целесообразнее - первоначальной или одной из обходных. Произвести выбор.

Примечание. При выборе должны быть учтены факторы объективные (каковы резервы развития данной в задаче системы) и субъективные (на какую задачу взята установка - минимальную или максимальную).

1.4 Определить требуемые количественные показатели.

1.5 Увеличить требуемые количественные показатели, учитывая время, необходимое для реализации изобретения.

1.6 Уточнить требования, вызванные конкретными условиями, в которых предполагается реализация изобретения.

1.6.1 Учесть особенности внедрения, в частности степень сложности решения.

1.6.2 Учесть предполагаемые масштабы применения.

1.7 Проверить, решается ли задача прямым применением стандартов на решение изобретательских задач. Если ответ получен, перейти к 5.1. Если ответа нет, перейти к 1.8.

1.8 Уточнить задачу, используя патентную информацию.

1.8.1 Каковы (по патентным сведениям) ответы на задачи, близкие к данной?

1.8.2Каковы ответы на задачи, похожие на данную, но относящиеся к ведущей отрасли техники?

1.8.3 Каковы ответы на задачи, обратные данной?

1.9 Применить оператор РВС.

1.9.1 Мысленно меняем размеры объекта от заданной величины до 0. Как теперь решается задача?

1.9.2 Мысленно меняем размеры объекта от заданной величины до ∞. Как теперь решается задача?

1.9.3 Мысленно меняем время процесса (или скорость движения объекта) от заданной величины до 0. Как теперь решается задача?

1.9.4 Мысленно меняем время процесса (или скорость движения объекта) от заданной величины до оо. Как теперь решается задача?

1.9.5 Мысленно меняем стоимость (допустимые затраты) объекта или процесса от заданной величины до 0. Как теперь решается задача?

1.9.6 Мысленно меняем стоимость (допустимые затраты) объекта или процесса от заданной величины до ∞. Как теперь решается задача?

Часть 2. Построение модели задачи

2.1 Записать условия задачи, не используя специальные термины.

Примеры

А. Шлифовальный круг плохо обрабатывает изделия сложной формы с впадинами и выпуклостями, например, ложки. Заменять шлифование другим видом обработки невыгодно, сложно. Применение притирающихся ледяных шлифовальных кругов в данном случае слишком дорого. Не годятся и эластичные надувные круги с абразивной поверхностью - они быстро изнашиваются. Как быть?

2.2 Выделить и записать конфликтующую пару элементов. Если по условиям задачи дан только один элемент, перейти к шагу 4.2.

Правило 1. В конфликтующую пару элементов обязательно должно входить изделие.

Правило 2. Вторым элементом пары должен быть элемент, с которым непосредственно взаимодействует изделие (инструмент или второе изделие).

Правило 3. Если один элемент (инструмент) по условиям задачи может иметь два состояния, надо взять то состояние, которое обеспечивает наилучшее осуществление главного производственного процесса (основной функции всей технической системы, указанной в задаче).

Правило 4. Если в задаче есть пары однородных взаимодействующих элементов (А 1 , А 2 ... и Б 1 , Б 2 ...), достаточно взять одну пару (А 1 Б 1).

Примеры

А. Изделие - ложка. Инструмент, непосредственно взаимодействующий с изделием, - шлифовальный круг.

2.3 Записать два взаимодействия (действия, свойства) элементов конфликтующей пары: имеющееся и то, которое надо ввести; полезное и вредное.

Примеры

А.1 Круг обладает способностью шлифовать.

2 Круг не обладает способностью приспосабливаться к криволинейным поверхностям.

2.4 Записать стандартную формулировку модели задачи, указав конфликтующую пару и техническое противоречие.

Примеры

А Даны круг и изделие. Круг обладает способностью шлифовать, но не приспосабливается к криволинейной поверхности изделия.

Часть 3 Анализ модели задачи

3.1 Выбрать из элементов, входящих в модель задачи, тот, который можно легко изменить и т. д.

Правило 5. Технические объекты легче менять, чем природные.

Правило 6. Инструменты легче менять, чем изделия.

Правило 7. Если в системе нет легко изменяемых элементов, следует указать «внешнюю среду».

Примеры

А Форму изделия нельзя менять: плоская ложка не будет держать жидкость. Круг можно менять (сохраняя его способность шлифовать)- таковы условия задачи.

3.2 Записать стандартную формулировку ИКР (идеального конечного результата).

Элемент (указать выбранный на шаге 3.1) сам (сама, само) устраняет вредное взаимодействие, сохраняя способность выполнять (указать полезное взаимодействие).

Правило 8. В формулировке ИКР всегда должно быть слово «сам» («сама», «само»).

Примеры

А Круг сам приспосабливается к криволинейной поверхности изделия, сохраняя способность шлифовать.

3.3 Выделить ту зону элемента (указанного на шаге 3.2), которая не справляется с требуемым по ИКР комплексом двух взаимодействий. Что в ней - вещество, поле? Показать эту зону на схематическом рисунке, обозначив ее цветом, штриховкой и т. п.

Примеры

А Наружный слой круга (внешнее кольцо, обод); вещество (абразив, твердое тело).

3.4 Сформулировать противоречивые физические требования, предъявляемые к состоянию выделенной зоны элемента конфликтующими взаимодействиями (действиями, свойствами).

3.4.1 Для обеспечения (указать полезное взаимодействие или то взаимодействие, которое надо сохранить) необходимо (указать физическое состояние: быть нагретой, подвижной, заряженной и т. д.).

3.4.2 Для предотвращения (указать вредное взаимодействие или взаимодействие, которое надо ввести) необходимо (указать физическое состояние: быть холодной, неподвижной, незаряженной и т. д.).

Правило 9 Физические состояния, указанные в п.п. 3.4.1 и 3.4.2 должны быть взаимопротивоположными.

Примеры

А. 3.4.1 Чтобы шлифовать, наружному слою круга надо быть твердым (или жестко связанным с центральной частью круга для передачи усилий).

3.4.2 Чтобы приспосабливаться к криволинейным поверхностям изделия, наружному слою круга не надо быть твердым (или не быть жестко связанным с центральной частью круга).

3.5 Записать стандартные формулировки физического противоречия.

3.5.1 Полная формулировка: (указать выделенную зону элемента) должна(указать состояние, отмеченное на шаге 3.4.1), чтобы выполнять (указать полезное взаимодействие), и должна (указать состояние, отмеченное на шаге 3.4.2), чтобы предотвращать (указать вредное взаимодействие).

3.5.2 Краткая формулировка: (указать выделенную зону элемента) должна быть и не должна быть.

Примеры

А. 3.5.1 Наружный слой круга должен быть твердым, чтобы шлифовать изделие, и не должен быть твердым, чтобы приспосабливаться к криволинейным поверхностям изделия.

3.5 2 Наружный слой круга должен быть и не должен быть.

Часть 4 Устранение физического противоречия

4.1 Рассмотреть простейшие преобразования выделенной зоны элемента, т.е. разделение противоречивых свойств.

4.1.1 В пространстве.

4.1.2 Во времени.

4.1.3 Путем использования переходных состояний, при которых сосуществуют или попеременно появляются противоположные свойства.

4.1.4 Путем перестройки структуры: частицы выделенной зоны элемента наделяются имеющимся свойством, а вся зона в целом - требуемым (конфликтующим) свойством.

Если получен физический ответ (т.е. выявлено необходимое физическое действие), перейти к 4.5, а если нет - перейти к 4.2.

Примеры

А Стандартные преобразования не дают очевидного решения задачи А, хотя, как мы увидим дальше, ответ близок 4.1 (4.1.2 и 4.1.4).

4.2 Использовать таблицу типовых моделей задач и вепольных преобразований. Если получен физический ответ, перейти к 4.4, а если нет - перейти к 4.3.

Примеры

А. По типовому решению вещество В 2 надо развернуть в веполь, введя поле П и добавив В 3 или разделив В 2 на две взаимодействующие части. (Идея разделения круга начала формироваться на шаге 3.3. Но если просто разделить круг, наружная часть улетит под действием центробежной силы. Центральная часть круга должна крепко держать наружную часть и в то же время должна давать ей возможность свободно изменяться...). Далее по типовому решению желательно перевести веполь (полученный из В 2) в феполь, т.е. использовать магнитное поле и ферромагнитный порошок. (Это дает возможность сделать наружную часть круга подвижной, меняющейся и обеспечивает требуемую связь между частями круга).

4.3 Использовать таблицу применения физических эффектов и явлений. Если получен физический ответ, перейти к 4.5, а если нет - перейти к 4.4.

Примеры

А По таблице подходит замена «вещественных» связей «полевым» путём использования электромагнитных полей.

4.4 Использовать таблицу основных приемов устранения технических противоречий. Если до этого получен физический ответ, использовать таблицу для его проверки.

Примеры

А По условиям задачи А надо улучшить способность круга притираться к изделиям разной формы (адаптация). Известный путь- использовать набор разных кругов. Проигрыш - потери времени на смену и подбор кругов (снижение производительности).

4.5 Перейти от физического ответа к техническому: сформулировать способ и дать схему устройства, осуществляющего этот способ.

Примеры

А. Центральная часть круга выполнена из магнитов. Наружный слой состоит из ферромагнитных частиц или абразивных частиц, спеченных с ферромагнитным. Такой наружный слой будет принимать форму изделия. В то же время он сохранит твердость, необходимую для шлифовки.

Часть 5 Предварительная оценка полученного решения

5.1. Провести предварительную оценку.

Контрольные вопросы:

5.1.1 Обеспечивает ли полученное решение выполнение главного требования ИКР («Элемент сам...») ?

5.1.2 Какое физическое противоречие устранено (и устранено ли) полученным решением?

5.1.3 Содержит ли полученная система хотя бы один хорошо управляемый элемент? Какой именно? Как осуществлять управление?

5.1.4 Годится ли решение, найденное для «одноцикловой» модели задачи, в реальных условиях со многими «циклами»?

Если полученное решение не удовлетворяет хотя бы одному из контрольных вопросов, вернуться к 2.1.

5.2 Проверить (по патентным данным) формальную новизну полученного решения.

5.3 Какие подзадачи могут возникнуть при технической разработке полученной идеи? Записать возможные подзадачи - изобретательские, конструкторские, расчетные, организационные.

Часть 6. Развитие полученного ответа

6.1 Определить, как должна быть изменена надсистема, в которую входит измененная система.

6.2 Проверить, может ли измененная система применяться по-новому.

6.3 Использовать полученный ответ при решении других технических задач.

6.3.1 Рассмотреть возможность использования идеи, обратной полученной.

6.3.2 Построить таблицу «расположение частей - агрегатные состояния изделия» или таблицу «использованные поля - агрегатные состояния изделия» и рассмотреть возможные перестройки ответа по их позициям. Часть 7 Анализ хода решения

7.1 Сравнить реальный ход решения с теоретическим (по APИЗ). Если есть отклонения - записать.

7.2 Сравнить полученный ответ с табличными данными (таблица вепольных преобразований, таблица физических эффектов таблица основных приемов). Если есть отклонения - записать.

Прежде чем рассматривать конкретную организацию процесса выработки и принятия коллективных решений, познакомимся с его общими предпосылками, к которым прежде всего нужно отнести состав и характер группы.

Что касается первого обстоятельства, принято считать, что наилучшей работоспособностью обладает коллектив, образованный из пяти человек, в котором решения принимаются наиболее оперативно; кроме того, он является наименее конфликтным. В то же время крупный коллектив способен решать более сложные и разнообразные проблемы вследствие того, что его участники обладают гораздо большим совокупным опытом, знаниями и квалификацией.

Однако по мере роста группы становится более сложно координировать ее работу, что снижает согласованность действий ее членов; это обстоятельство особенно негативно сказывается в тех случаях, когда рассматриваемая проблема не имеет четкого и однозначного решения. Кроме того, с увеличением числа членов группы вклад каждого в результаты ее деятельности сокращается, поскольку начинают развиваться процессы “социального безделия” и “диффузии ответственности”, появления противоречащих друг другу “статусных групп”. Все это неминуемо сказывается на внутригрупповых отношениях, а следовательно на результативности работы. В зависимости от характера памяти и типа мышления английский ученый Р. Гибсон дал следующую классификацию людей, которые могут быть в той или иной степени участниками процесса коллективной выработки управленческих решений.

Прометеи - творчески мыслящие личности, в свою очередь подразделяющиеся на несколько категорий: одни генерируют идеи в общем виде; другие их подхватывают, полностью перерабатывают и делают пригодными для использования; третьи переносят из одной сферы приложения в другую. В целом, как считается, таких людей не более 6%, но лишь у половины способности проявляются активно.

Эрудиты - сами творить уже не в состоянии, но, обладая глубокими и всесторонними знаниями, хорошей памятью, являются первыми оппонентами и тактическими противниками “прометеев”; эрудитов среди рассматриваемой нами категории людей около 25%, среди которых примерно треть относится к активным, а две трети - к пассивным. Систематизаторы фактов - их роль состоит в первичной обработке потока информации и разделении ее на более мелкие ”рукава”;этих людей в целом около 20%, из которых также примерно лишь треть принадлежит к категории активных. Собиратели и регистраторы фактов, мастера описания; они необходимы для осуществления другими творческого процесса как пассивные накопители и хранители информации. Рядовые труженики, работающие над решением проблем с помощью шаблонов и готовых методик. Они выполняют большей частью такие действия, как переписка материала, первичные расчеты.

Таким образом, число творчески мыслящих личностей и активных эрудитов не превышает 15%, остальные 85% по сути являются ремесленниками, ждущими указаний и способными выполнять лишь вспомогательную работу, без которой, однако, невозможно обойтись.

Российский психолог Э. Старобинский приводит следующие характеристики творческой личности: открытость ума; отсутствие конформизма; напористость, склонность к самоутверждению; стремление работать по своему расписанию; способность к длительной, напряженной работе; желание и вкус к рассмотрению иррациональных идей, всего необычайного; склонность к решению запутанных, двусмысленных проблем; преимущественный интерес к неизвестному; терпимость к ситуации неопределенности; потребность в новых, необычных впечатлениях; потребность в свободе; склонность к юмору; уровень интеллекта выше среднего.

В США, например, 10% управленцев являются докторами наук, 25% обладают степенью магистра, а еще 25% - двумя университетскими дипломами.

А теперь познакомимся с организацией процесса коллективного решения управленческих проблем и его конкретными разновидностями. При этом необходимо иметь в виду, что любое коллективное творчество основывается в конечном итоге на индивидуальном мыслительном процессе. Таким образом, при подборе и первичной обработке новой информации участники процесса выступают в роли “изолянтов” и лишь затем совместно оценивают предлагаемые друг другом идем, мнения, гипотезы и выбирают из них лучшие, которые могут быть внедрены в практику.

Для принятия решений, особенно перспективных, носящих стратегический характер, необходимы прогнозы. Для прогнозирования часто применяетсяметод Дельфи:

Суть метода сводится к тому, что эксперты независимо друг от друга составляют прогнозы, впоследствии суммирующиеся, обобщающиеся в единый вариант, который передается им как основа дальнейшей работы. Так повторяется несколько раз, пока не будет достигнут удовлетворительный результат, отражающий общую взвешенную позицию. Те, кто имеет особое мнение, существенно отличающееся от нее, обосновывают свои взгляды в письменном виде, и после их всестороннего обсуждения принимается окончательное решение.

Чрезвычайно широкое распространение в настоящее время получилметод мозговой атаки, с помощью которого, как показывает практика, за полтора часа можно выдвинуть до 100 оригинальных идей. Здесь для успеха работы необходимо соблюдать ряд условий:

ограниченность числа участников (не более 10 человек); близкий социальный статус (чтобы не “давило” различие в нем); слабое знакомство с сутью обсуждаемой проблемы для большинства (иначе не будет оригинальных подходов к ее решению); комфортная обстановка для работы, позволяющая расслабиться и погрузиться в нее полностью; фиксация всех высказанных предложений; пассивная роль руководителя, выполняющего исключительно председательские функции.

Процедура мозговой атаки выглядит следующим образом: руководитель в своем выступлении (до 15 мин.) вводит в курс правил работы, рассказывает в общих чертах о сути проблемы, ее причинах и пользе, которую может принести найденное решение, а затем предлагает высказываться остальным. Изложенные идеи либо передаются впоследствии специалистам (классический вариант), либо оцениваются самими участниками. Возможна и “мозговая атака наоборот”, когда происходит поиск слабых мест и критика предлагаемых к обсуждению вариантов и уже на этой основе формулировка собственного.

В основе мозговой атаки лежит идея, что для активизации человека нужно поместить в необычные условия (в данном случае в ситуацию игры), ничем не напоминающие обычные совещания, вырвав из рутинной обстановки. Этот метод весьма плодотворен, и его элементы присутствуют в той или иной форме во многих других.

Когда дело не очень спешное, можно применятьметод целевых обсуждений.

Суть метода целевых обсуждений состоит в открытой дискуссии под руководством ведущего, который направляет ее либо на выработку новых идей, либо на оценку существующих и поиск в них слабых мест. В то же время сами предлагаемые идеи могут быть предварительно сформулированы на основе мозговой атаки.

Если вместо отдельных разрозненных идей к обсуждению предлагается целостная концепция, в общих чертах раскрывающая одну из них, речь идет о так называемомметоде инцидента.

Выслушав изложенную ведущим концепцию, участники высказывают свои суждения по поводу нее, уточняют некоторые связанные с ней вопросы; это помогает лучше понять суть проблемы и быстрее найти способы ее решения.

Новые идеи могут вырабатываться с помощьюметода вопросника, в основе которого - список вопросов, составляемый в произвольной форме и имеющий в той или иной степени касательство К сути рассматриваемой проблемы. В качестве универсальных вопросов в данном случае могут использоваться следующие:

можно ли найти для предлагаемой идеи иной способ использования, если в ней что-то изменить;

можно ли идею адаптировать, сделать лучше;

можно ли идею модифицировать (какие элементы и как?);

можно ли что-то увеличить или уменьшить (что и как?);

можно ли что-то заменить (чем и как?);

можно ли что-то перекомпоновать или скомбинировать (что и как?); поменять все местами.

Стимулирование активности участников во многом обеспечивается применением метода“огонь по руководителю”.

Суть этого метода состоит в том, что руководитель формулирует концепцию таким образом, что она противоречит общему мнению группы, чем пытается вызвать бурную дискуссию, позволяющую существенно прояснить ситуацию. Очень многие методы коллективного решения проблем основываются на анализе и осмысливании сделанных записей, их дополнении, развитии и т.п. Так,метод свободных ассоциаций заключается в том, что руководителем пишется на бумаге слово или фраза, имеющие отношение к проблеме, а каждый из участников дополняет сделанную запись своими; так возникает мыслительная цепочка, раскрывающая поставленную проблему с различных сторон.

Анализу ситуации во многом помогает оценка и ранжирование ее в целом и отдельных элементов, осуществляемые с помощью творческой группы. Так, в рамкахметода сравнительных оценок каждый из участников выставляет последние (от 1 до 5 баллов) таким параметрам, как роль и важность ситуации. Затем определяется средняя оценка, а участники, разбившись на две группы (одна с оценками ниже средней; другая - выше средней) пытаются доказать друг другу свою правоту. В условиях методарасставления элементов проблемы по их значимости участники ранжируют их по таким критериям как важность, последовательность, продолжительность решения и т.п. Все предложения записываются на доске и обсуждаются в форме конференции.

Весьма эффективным может бытькруговой метод, предполагающий, что группа из 12-15 человек делится на несколько подгрупп в 3-4 человека, и работа начинается в них. Каждый из участников выписывает на специальной карточке 2-3 идеи, связанные с решением данной проблемы, и затем пускает ее “по кругу”, в процессе чего эти идеи дополняются и развиваются. Затем на основе изучения из них выбираются лучшие, с которыми подгруппа выходит на общий “турнир”. Здесь все предложения сводятся в единый список, содержание которого выносится на голосование (каждый имеет по 5 голосов). Процедура голосования может повторяться несколько раз, с тем чтобы отобрать предложения, отвечающие заданному критерию.

Немало общего с предыдущим имеет способпоименного выдвижения предложений, суть которого сводится к следующему: ведущий ставит перед участниками группы проблему, и через 5-10 минут каждый заносит свои предложения по ее решению на карточку. Карточки пускаются по кругу, и все выставляют этим предложениям соответствующие балльные оценки, после чего без труда выбираются решения, набравшие наибольшее число голосов.

Собравшись вместе, группа из 6 человек проводит 5 раундов мозговой атаки на бумаге (продолжительность первого 5 мин.; второго - 6 мин. и т.д.), выписывая на карточке по 3 варианта решений и передавая их по кругу для оценки. Таким образом, суммарно можно сделать 108 предложений. Ряд методов коллективного творчества применяется не столько для поиска решений, сколько для анализа самих проблем. Прежде всего, здесь можно выделитьметод разложения по частям. Последний предполагает составление перечня основных характеристик проблемы; предлагаемый список всесторонне обсуждается и при необходимости характеристики рассматриваются на предмет их улучшения.

Достаточно сложным представляется метод, связанный с анализом проблемы, называемыйметаплан. Группе 15-20 человек дается задание проанализировать проблему, обычно связанную с расходованием ресурсов. Их потери и резервы выписываются на отдельные карточки, которые впоследствии объединяются в группы в зависимости от сроков, в течение которых резервы могут быть задействованы, а потери - устранены. Отдельным подгруппам дается задание определить причины потерь, пути их устранения и возможности использования резервов, на основе чего и происходит их классификация по срокам. Группа знакомится с полученной информацией, определяет, какие из потерь и резервов являются наиболее существенными и ставит соответствующие цели, которые затем включаются в планы работы фирмы.

Анализ проблем может осуществляться коллективом на основе метода матричного структурирования.

Метод предполагает составление матрицы, столбцы которой образуют обсуждаемые варианты, а строки - их атрибуты (что? где? когда? каким образом? и т.п.). Предварительно эти атрибуты изучаются с разных точек зрения и устанавливаются связи между ними, что в конечном итоге служит основой принятия решения.

Ряд методов заслуживает того, чтобы их отметили, ввиду их оригинальности. К ним, в частности, принадлежит метод “за -против”. Группа, состоящая из 15-20 человек, определяет возможные решения поставленной проблемы и в схематизированном виде представляет их на суд специального жюри. На его заседании каждый вариант обвиняют и каждый защищают по 2 человека, доводы которых фиксируются на специальном табло. На втором этапе они меняются ролями, что позволяет выявить дополнительные доводы “за” и “против”. На третьем этапе все эти доводы обсуждаются жюри (сначала по группам, а затем - совместно), которое с их помощью совершенствует варианты и выбирает лучший из них. На выдвижении нереальных в данное время и в данном виде идей основываетсяметод утопических игр.

Из предлагаемых идей выбираются рациональные зерна с учетом их перспективности. Для выработки этих идей создается специальная группа, состоящая из 4-5 человек, которая в течение 20 минут готовит, а затем излагает жюри свои прогнозы желаемого и нежелаемого будущего и возможные варианты действий в этих условиях.

С помощьюметода принудительных взаимосвязей формируются инновационные решения, о которых мы уже говорили выше, а с помощью методалатерального (бокового) мышления рассматриваются все возможности, выходящие за пределы данной области решений (здесь сходство с методом утопических игр). Наконец, нельзя не упомянуть ометоде коллективного блокнота (в равной мере можно говорить и об индивидуальном блокноте).

Группа получает блокнот с изложением сути проблемы и ежедневно в течение месяца заносит туда идеи, относящиеся к ее решению, которые затем коллективно обсуждаются (но каждый может получить и индивидуальный блокнот). В заключение рассмотрим некоторые пути повышения эффективности коллективного творчества, его важнейшие условия. Последние можно разделить на общие, организационные и персональные.

К общим условиям относятся четкие цели, оптимальный ритм и напряженность творческого процесса, отсутствие в коллективе внутренних конфликтов, резко снижающих активность участников, а также их своевременное материальное и моральное стимулирование.

Организационные условия более специфичны. Здесь можно выделить ряд определяющих моментов, среди которых:

оптимизация числа участников;

правильное ведение заседания группы (стимулирование активности высказывания предложений с тем, чтобы их число было максимальным, путем исключения предварительных оценок, предоставление первого слова наименее знающим и опытным, недопущение обезлички людей и результатов, обеспечение деловитости обсуждения и т.п.);

независимость участников друг от друга и от руководителя;

создание параллельной творческой группы. Нужно иметь в виду, что при обсуждении далеко не все могут сопротивляться давлению общего мнения, поэтому в отдельных случаях целесообразно обеспечить анонимность высказывания мнений.

Наконец, эффективность работы группы во многом зависит от умелости, характера и настроя самогоруководителя, его педагогических способностей, внимания к людям, учета их психологии, традиций фирмы и коллектива, а также его собственного отношения к творчеству. С этой точки зрения психологи выделяют пять типов руководителей.

Демократ - в первую очередь заботится об эмоциональной стороне дела и межличностных отношениях, не придавая значения уровню интеллектуальности членов группы; решения, принимаемые последней, будут при таких условиях неоптимальными; Диктатор - на первое место ставит профессиональную подготовку участников процесса, в результате чего решения оказываются хотя и правильными, но “без полета”, а поэтому также неоптимальньми; Пессимист - считает, что работа в одиночку лучше, а поэтому применяет метод формально, что отражается на качестве решений. Организатор - дает возможность проявить каждому свои индивидуальные способности даже в ущерб другим; подготовленные под его руководством решения также не являются оптимальными. Манипулятор - примиряет позиции и гасит конфликты; сочетает в себе черты предыдущих типов, что позволяет наиболее успешно справляться с поставленными задачами. В зависимости от психологических особенностей руководителя и участников процесса, принимаемые решения могут быть самыми различными по характеру: уравновешенными (их выдвигают люди, трезво проанализировавшие ситуацию, критически ее оценившие, а поэтому быстро нашедшие правильный путь); импульсивными (выдвижение идей резко преобладает над их проверкой и уточнением, а поэтому сами решения принимаются в спешке, оказываются непродуманными, скоропалительными); инертными (являются результатом осторожного поиска, при котором идеи выдвигаются в общем виде, медленно проверяются и много раз перепроверяются, а поэтому сам процесс оказывается растянутым); осторожными (характеризуются особой тщательностью оценок, стремлением избежать ошибки и достичь результата; здесь, в сущности, решения реализуются дважды - сначала в форме прикидки, а затем - корректировки).

Вопросы для самопроверки:

1. Перечислите признаки управленческой команды.

2. Что такое кружок качества?

3. Как организуется процесс коллективного творчества.


1 .Итальянское студио образовано от латинского студио , что означает "усердно работаю, занимаюсь, изучаю". Слово первоначально обозначало специально оборудованное помещение, мастерскую художника - мастера, где рядом с ним трудились его ученики. В студии молодежь участвует в совместном творческом процессе под руководством авторитетного мастера, постепенно приобретая все большую самостоятельность. Это позволяет не только обучить основам художественного ремесла, но и способствует формированию индивидуальности, стиля, творческого кредо молодого творца. "Студия" означает также группу молодых художников, артистов, объединенных общими взглядами на искусство. Часто эти взгляды, идеи бывают новыми для своего времени, альтернативными по отношению к принятым в обществе эстетическим идеалам. В этом случае студия обеспечивает общение единомышленников, ее деятельность направлена на предъявление новой художественной концепции обществу. В древности примерами студии можно считать воспитание шаманов, жрецов, разного рода врачевателеи и многих других искусных людей, которые могли и умели делать нечто такое, что недоступно абсолютному большинству населения. Такая практика возникает вокруг выдающихся мастеров своего дела - художников, ученых, конструкторов. Врачей и т.д. Первым широко известным примером студии можно считать существовавшие в античном мире специальные философские школы, посвященные Музам, и поэтому называвшиеся Мусейонами. Это, прежде всего, платоновская Академия и аристотелевский Ликей, являющийся одновременно учеными коллегиями и религиозными союзами, научными учреждениями и местами отправления культа Муз, богинь - покровительниц искусств и наук. Стержнем воспитания являлся особый (сократовский) метод, предполагавший высокую степень терпимости, духовных суверенитет и свободу выбора. В настоящее время слово студия используется в основном для обозначения сугубо творческого предприятия (киностудия, музыкальная студия и т.д.). В ней работает творческий коллектив, который сочетает в своей деятельности учебные, экспериментальные и производственные задачи. Это, как правило, коллектив единомышленников. Связанных определенным мировоззрением, единством идейно-художественных принципов, Студия имеет значение самостоятельного учебного заведения по подготовке профессионалов (живописцев, скульпторов, музыкантов и т.д.).

Детскую студию в системе дополнительного образования можно понимать как вид детского объединения (нормативное понимание); форму детско-взрослого сообщества (организационно-педагогический взгляд); модель социального воспитания (социально-педагогический вариант понимания). Студия как модель социального воспитания в УДОД может рассматриваться с различных сторон:

Как специфическая среда, располагающая к творчеству (вызывающая творчество) всех субъектов, участвующих в жизни студии, среда, отличающаяся неповторимостью, общественно-исторической уникальностью. Эвристическая среда

Специфическая студийная (творческая) деятельность - поиск новых путей и средств творческой выразительности;

Процесс творчества и творческого развития, отражающегося и на среде и на человеке;

Место присутствия (нахождения) человека, где смысл бытия состоит в процессе творческого общения, созидания, освоения деятельности; авторская позиция (позиция творца-созидателя);

Изменение субъективной сущности человека - творческое

саморазвитие, процесс самодвижения, самостановления, главным фактором возникновения которых является внутренняя творческая активность (студия может рассматриваться как средство развития творческого потенциала, способностей воспитанника, передача сложных видов деятельности);

Порождение культурного образа - влияние творчески развитого субъекта на среду жизнедеятельности, гибкое опосредованное вмешательство, организация процесса средствами и способами творчества.

Воспитательные функции студийных объединений в УДОД могут быть разделены на три уровня (высший, средний и базовый). Высший уровень достигается воспитанниками, длительное время участвовавшими в жизни детской студии и предполагает:

Ориентацию школьника на общечеловеческие, экзистенциальные ценности (человеческая жизнь, свобода, красота, гармония, истина, познание и т.д.);

Идентификацию с той или иной группой творческой интеллигенции (ученые, актеры, журналисты и т.д.), восприятие творчества как смысла жизни, выражение творческой позиции, авторского отношения, идентификацию себя как творца;

Развитие общих способностей. Определяющих успехи человека в различных сферах деятельности;

Обретение индивидуальности, где начальным моментов является признание одного из людей. Учителя, непохожим на всех остальных; отталкиваясь от индивидуальности наставника. Воспитанник обретает собственную индивидуальность. .

Средний уровень воспитательной функции предполагает:

Организацию социального опыта совместной творческой

деятельности. Демонстрация результатов творческого процесса, совместной реализации проектов;

Систематическое обучение способам решения творческих задач. В ходе совместной или индивидуальной деятельности, приводящей к формированию специфического проектного мышления;

Развитие критического мышления - освоение способов

конструирования и реализации ценностного отношения к себе и миру, самостоятельной осмысленной позиции, развитие рефлексивности;

Оформление относительно адекватного представления о своих возможностях в различных видах творческой деятельности.

В связи с чрезмерной погруженностью воспитанника студийных объединений в деятельность могут возникать трудности в общении со сверстниками. Поэтому нужна индивидуальная педагогическая помощь. Направленная на стимулирование взаимодействия в различных сферах жизнедеятельности. Оптимизацию воспитанника в формальных и неформальных группах.

На базовом уровне - при включении школьника в деятельность студийного объединения - существенное влияние оказывает степень выраженности у него способностей.

В УДОД имеются четыре разновидности студии, связанные с четырмя областями человеческой деятельности: наука, искусство, политика, техника. Можно сказать, что каждая разновидность отражает какую-либо социальную организацию.

Структура социальных ролей в студии следующая: педагог-руководитель творческого проекта. Воспитанник - творец - исполнитель. Отсюда правила и нормы отношения руководителя и подчиненного, заинтересованных в продукте деятельности. В.И.Козловский особо подчеркивал требования к личности педагога-руководителя студии -необходимый синтез профессионализма в данном виде творчества, творческой неповторимости и высокой духовности. Характеристика отношений педагога и ребенка в условиях студии (по Г.Б.Корнетову): ".. .отношения педагог-ребенок базируются на установке. Согласно которой наставник лучше знает, что нужно питомцу, чем сам воспитанник, и организует его движение (развитие) к определенным им целям воспитания. Воспитатель стремиться сконструировать такую модель педагогического процесса, которая позволяет не предъявлять ученику педагогическую цель в явном виде, не демонстрировать, а наоборот, тщательно скрывать свою, безусловно руководящую позицию ведущего в ходе воспитания ребенка. Педагог стремиться к созданию у ребенка ощущения самостоятельности, ответственности за то, что происходит с ним, организация воспитательного процесса со стороны педагога не ощущается им ".Важной можно признать такую черту студии как, идеализация учеником учителя и его дела; именно через идеализацию определенной деятельности и люди приобретают сверхценность. Идеализация делает их источником и ядром организации данного твида воспитания (по В.В.Марцкевичу). Как отмечает И.П.Иванов, прогрессивные воспитательные отношения могут существовать в трех формах - наставничество, или разумная (целесообразная) опека, дружеское общение и творческое сотрудничество. Высшей формой прогрессивных воспитательных отношений в таком случае будет творческое сотрудничество педагогов и воспитанников.

Одним из важных признаков студийного воспитания является общение с профессионалами - представителями данного вида творчества, благодаря чему происходит оформление у школьников собственных взглядов. Организация учебно - воспитательного процесса в студии строится на педагогически обоснованном выборе студией учебных планов, программ, форм, методов, средств обучения и воспитания:

Задача воспитания детей реализуется в совместной деятельности педагоге, учащихся и родителей;

Воспитательный процесс сочетает в себе индивидуальный подход с коллективной творческой деятельностью, имеющую личностную и общественную значимость;

Ежедневное количество, продолжительность и последовательность учебных занятий определяется расписанием студии. Домашние задания даются с учетом педагогических требований, психофизических и индивидуальных особенностей каждого ребенка

Детские студии могут быть ориентированы на разный возраст и организация учебно - воспитательного процесса должна с строится с учетом возрастных особенностей воспитанников, но существуют и общие закономерности: На первом этапе выявляется степень творческой одаренности детей как психофизическая предпосылка для последующего обучения и воспитания. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста в образовательно-педагогическом процессе педагоги используют игровую технологию, включающую в себя многообразие форм проведения занятий: уроки-сказки, уроки-спектакли, сюжетно-ролевые игры.

На втором этапе педагоги студии осуществляют психологическую настройку на творчество. Этот процесс включает в себя: мотивационную установку, положительное эмоциональное восприятие, актуализацию имеющегося опыта учащегося.Учебный материал на данном этапе увеличивается в объеме и усложняется по содержанию. На третьем этапе происходит реализация собственной продуктивной деятельности воспитанника. В этот период педагоги и воспитанники уже определились в направлении развития каждого ребенка. Дальнейшая работа будет означать опережающее становление его авторской деятельности в какой-либо сфере. Его раннюю продуктивную деятельность, т.е. ускоренный переход от репродуктивной деятельности к самостоятельной созидающей роли.


Похожая информация.


Н а сегодняшний момент в массы активно «проталкиваются» техники современного тайм-менеджмента, которые работают, но работают только для определенной категории людей.

Поэтому отбросим прочь кажущуюся «дефективность» и попытаемся в очередной раз приблизиться к пониманию.

Лично для меня основная часть данных техник оказалась совершенно бесполезна.

Где спряталась назойливая проблема?
Вся проблема в том, что я крайне неорганизованный человек и хронометраж неумолимо валится из моих натруженных рук.

Все вышесказанное ни в коем случае не умаляет заслуг индивидов, работавших и работающих над вопросами управления временем.

Тем не менее, я вынужден был долгое время искать иную «волшебную» таблетку, которая поможет лично мне.
Хотя не исключено, что и вам уважаемые читатели.

С гордостью могу сказать, что уже нащупал, что-то похожее на волшебную пилюлю!

Она далеко не сладкая, но эффективная донельзя.

Организация творческого процесса для неорганизованных личностей.

Ну, что детишки готовы впитывать информацию?

Тогда бросайте свои тапки, отставляйте подальше застывшие носки, выключайте любимое радио и внимательно прислушивайтесь к голосу разума. Помните народную мудрость, которая настойчиво подталкивает нас к очевидной мысли, что тот, кто рано встает, тексты вовремя заказчику сдает.

Фрилансер избавлен от «счастья» общения с непосредственным, или весьма посредственным руководителем, поскольку он самостоятельно планирует свой рабочий день. Однако в этом и заключается подвох, способный ударить творческого работника под дых.

К слову, портал в мир сновидений для копирайтера-фрилансера может открываться лишь в 5-6 часов утра, а то и намного позже.

Наемному сотруднику проще организовать свой труд, поскольку ЭТО ДЕЛАЮТ ЗА НЕГО: начальник отдела, руководитель направления, заместитель генерального директора.

Все кому не лень, а не лень никому .

Что для этого надо?
Сделать хищное выражение лица и взять в руки плетку.

Записи на корпусе монитора

Я работал в различных режимах и пришел к следующим (нелестным) для себя выводам:

1. Лично для меня наиболее эффективными в плане генерации идей и написания текстов являются временные периоды с 08:00 до 12:00, с 14:00 до 18:00, с 20:00 до 00:00.

Не исключено, что это связано с биологическим ритмом организма. Мне вполне хватает для отдыха 7 часов сна.

Перед работой обязательно: десяток другой отжиманий от пола, легкий завтрак и ароматный чай.
Далее идет просмотр почты и включение форсажа – работа.

Напротив, период с 12:00 до 14:00 самый непродуктивный .

Поэтому эти два часа я использую для других целей (обед, смена деятельности, небольшая прогулка).
Главная цель: дать возможность мозгу отдохнуть.

Удивительно, но даже за один период (4-х часовой), я успеваю сделать 60-65% запланированной на день работы.
Самое главное, что все текстовое словоблудие выливается потоком, причем без ущерба для собственного мозга и здоровья.

2. Метод однопроцентных улучшений.

Данный метод я позаимствовал у Игоря Манна, известного маркетера, главного мозгового центра издательства «Манн, Иванов и Фербер».

В чем суть метода?

Вы ежедневно выполняете поставленную собой же задачу, всего лишь на 1%.
Данный метод хорошо себя зарекомендовал при выполнении крупных проектов, которые нереально сделать за неделю или месяц.

Указанный метод в большей мере применим не к написанию текстов, а к выполнению профильных задач.
Например, техника прекрасно подходит для улучшения юзабилити блога, поддержания физической формы, предварительной «прорисовки», обдумывания идей и т.п.

Скажите, далеко ли мы уйдем без вышеперечисленных аспектов, особенно без здоровья?

3. Садись, ложись и ДЕЛАЙ.

Внимание!

В любом случае, вы самостоятельно создаете для себя рамки, выходить за которые нежелательно, но в некоторых случаях можно.
Например, когда вы идете с существенным опережением графика.

Любой фрилансер-копирайтер мечтает писать легко, без напряга по щелчку пальца.

Реально ли это?

Даже вопреки распространенному мнению, что для активации своего творческого начала надо обязательно ждать соблазнительную музу в прозрачном одеянии.

При этом вас никто не заставляет «валяться» мешком на спинке кресла или, скособочившись за грузным столом изучать пылинки на поверхности монитора.

Ваша рабочая машинка ноутбук?

Тогда смело ложитесь на диван, естественно вместе с ноутбуком (не перепутайте с женой) и начинайте творить.
Не шучу, попробуйте методу, авось приживется.

Для владельцев «персональников» это дополнительный пинок в направлении приобретения ноутбука.
Как не говори, а мобильность возрастает.

Я уверен, что для начала адреналинового, эффективного старта, данных методов вам вполне хватит.
Ну, а в будущем, вызреет что-то еще – обязательно с вами поделюсь.

    Организация творческого процесса: трижды эффективный копирайтер

    http://сайт/wp-content/plugins/svensoft-social-share-buttons/images/placeholder.png

    На сегодняшний момент в массы активно «проталкиваются» техники современного тайм-менеджмента, которые работают, но работают только для определенной категории людей. Поэтому отбросим прочь кажущуюся «дефективность» и попытаемся в очередной раз приблизиться к пониманию. Пониманию себя любимого! Автор поста собственноручно «тестировал» различные методики управления временем. Методики, рекомендуемые к внедрению следующими экспертами: Брайаном Трейси, Лотаром Зайтвертом, Глебом Архангельским. […]