Философское учение джона локка. Сенсуализм Локка

Джон Локк (1632 – 1704 гг.) – английский философ, родился в Ренгтоне, небольшом городке на юго-западе Англии. Отец Локка – провинциальный адвокат, командовал конным эскадроном парламентской армии Кромвеля, сражавшейся против роялистов.

В период диктатуры Кромвеля Локк учился в колледже Христовой церкви Оксфордского университета. Успехи Джона Локка были настолько хороши, что его, как лучшего ученика, приняли на казенный счет. В 1658 г. получил в Оксфорде степень бакалавра, а в 1658 г. – магистра. С 1667 г. работал в семье лорда Антони Эшли Купера, в 1672 г. – у графа Шефтсбери, лидера партии вигов, оппозиционной Карлу II. Благодаря протекции Шефтсберри, который продвинулся по служебной лестнице вплоть до поста лорд-канцлера Англии, Локк занимал крупные должности в высших правительственных учреждениях. С 1672 по 1679 гг. Локк находился во Франции. Когда политическая обстановка в отношении к оппозиции резко осложнилась (слежка за Локком, заточение в Тауэр графа Шефтсбери), Локк вынужден был эмигрировать из Англии. С осени 1682 г. шесть лет прожил в Нидерландах.

В начале 1689 г. он возвратился на родину, где выпустил ряд произведений, задуманных и написанных за границей. Его главные политико-правовые произведения – «Два трактата о государственном правлении» (1690 г.), «Письма о веротерпимости» (1685 г.). В них нашли свое отражение взгляды английского просветителя на общественное и государственное устройство, был обобщен собственный опыт политической деятельности.

Существенное влияние на социально-политические воззрения Локка оказали распространенные в Европе и получившие развитие у его предшественника Т. Гоббса концепции «естественного права» и «общественного договора». Однако Локк дал им свое толкование, во многом отличное от толкования Гоббса.

Локк так же, как и Гоббс, различал две формы бытия людей:

· естественную (догосударственную);

· политическую (государственную).

Но, в отличие от Гоббса, который утверждал, что в естественном состоянии царит произвол и война всех против всех, Локк видел в естественном состоянии проявление свободы, равенства и относительного порядка. Для него естественное состояние людей – «состояние полной свободы в отношении их действий, в отношении распоряжения своим имуществом и личностью в соответствии с тем, что они считают подходящим для себя в границах закона природы. Это так же состояние равенства, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными.

В естественном состоянии полная свобода действий человека ограничена, с одной стороны, законами природы, а с другой – разумом, который требует от каждого учета интересов других людей. Разум, по представлению Локка, исходит из инстинкта самосохранения человека. Локк учит, что поскольку все люди равны и независимы, постольку ни один из них не должен наносить ущерб жизни, здоровью, свободе и собственности другого.

Если Гоббс противопоставлял естественное право и естественный закон , то Локк отождествлял их. Более того, он говорил не об одном, а о нескольких естес

твенных правах, которыми каждый человек наделяется от рождения. К основным естественным правам Локк относил:

· право на жизнь и личную неприкосновенность;

· право на труд и собственность;

· право на свободу мысли, слова, совести.

Особенное значение как самому первостепенному в жизни общества Локк придавал праву собственности, понимая под собственностью соединение природных предметов с человеческим трудом. Именно труд определяет «мое», «твое» от общей собственности; собственность – нечто, неразрывно связанное с личностью: «То, что человек извлек из предметов, созданных и предоставленных ему природой, он слил со своим трудом, с чем-то таким, что ему неотъемлемо принадлежит и тем самым делает это свой собственностью». Осуществляя свои права в естественном состоянии, полагал Локк, каждый руководствуется собственным рассудком и нравственностью, соотнося их с законами природы разума и Бога. Чтобы нормы (законы) общения, действующие в естественном состоянии, соблюдались, природа наделила каждого возможностью судить преступивших закон и подвергать их наказаниям. Однако в естественном состоянии отсутствует органы, которые могли бы беспристрастно решать споры между людьми, осуществлять надлежащее наказание виновных в нарушении естественных законов. Поэтому возможны проявления своеволия и возникновение на этой основе конфликтов, порождающих обстановку неуверенности и дестабилизации.

В целях надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности люди соглашаются образовать политические сообщества, учредить государство. Джон Локк особенно акцентирует момент согласия: «Всякое мирно образованное государства имело в своей основе согласие народа». Установление государства и есть переход к политической форме бытия людей, и он возможен только с помощью общественного договора.

Учение Локка об общественном договоре направлено на отрицание как теологической, так и естественно-силовой концепции происхождения государства. По мнению Локка, покоренное население терпит поработителей только до той поры, пока не может сбросить их силой. Уже в естественном состоянии люди пытаются прийти к соглашению относительно разумного следования законам общественной жизни и установления моральных норм и обязательств. На основе этих соглашений и рождается общественный договор.

Суть общественного договора Локк видел в добровольным отказе людей от некоторой части своих естественных прав в пользу создаваемого государства и замене моральных норм и обязательств политическими законами. Каждый человек, заключивший общественный договор, уполномочивает «законодательную власть создавать для него законы, каких будет требовать общественное благо… И это переносит людей из естественного состояния в государство». Государству предписывается обеспечить:

· безопасность граждан;

· достижение ими общественного блага;

· реализацию свободы;

· охрану собственности.

Если Гоббс исходил из того, что люди, однажды заключив общественный договор, в последующем утрачивают право на его расторжение, то Локк видел в общественном договоре двухстороннее обязательство, которое в силу особых причин может быть расторгнуто народом. Договор действителен до тех пор, пока он опирается на согласие большинства граждан. Локк дополняет теорию общественного договора концепцией согласия. «Всякое мирное образование государства, – утверждал он, – имело в своей основе согласие народа».

Взгляд на общественный договор как на двустороннее соглашение народа и государства предполагает взаимное соблюдение ими определенных условий. Локк выделял четыре основных условия :

· сохранение в политическом обществе тех естественных прав человека, которые не были согласно договору переданы в ведение государства;

· подчинение воле большинства при сохранении неприкосновенности прав личности и отсутствии угрозы ее интересам;

· обязательность для всех без исключения принятых законов;

· сохранение свободы граждан.

Если Гоббс исходил из того, что переход из естественного состояния в государственное связан с неизбежной утратой личной свободы, то для Локка свобода граждан в государстве должна быть не только сохранена, но и гарантирована. Утрата индивидуальной свободы не может быть платой за безопасность. Более того, утрата свободы личности неизбежно влечет за собой потерю всех остальных прав.

Локк считал правомерным и необходимым восстание народа против тиранической власти, посягающей на естественные права и свободы народа.


Когда законодательная и исполнительная власти пытаются отнять и уничтожить собственность народа или подвергнуть его в рабство деспотической власти, то, по убеждению Локка, они ставят себя в состояние войны с народом, который вследствие этого освобождается от обязанностей какого-либо дальнейшего повиновения. В этом случае народ использует право выражать свое неудовольствие либо мирным путем – голосованием, либо посредством восстания, революции.

Проблемы закона и законности Локк рассматривал следующим образом. В установленном людьми общем законе, признанном ими и допущенном по их общему согласию в качестве меры добра и зла для разрешения всех коллизий, он усматривал первый конституционный государственный признак. Титул закона имеет лишь тот акт, который указывает разумному существу поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу, а отнюдь не любое предписание, исходящее от гражданского общества в целом или от установленного людьми законодательного органа. Закону обязательно должны быть присущи стабильность и долговременность действия.

Государственная власть, писал Локк, не может брать на себя право повелевать посредством произвольных деспотических указов, она должна «управлять согласно установленным постоянным законам, провозглашенным народом и известным ему, а не путем импровизированных указов». Законы тогда способствуют достижению главной цели государства. В государстве никакой орган не может быть изъят из подчинения его законам. Высокий престиж закона проистекает из того, что он – решающий инструмент сохранения и расширения свободы личности, который также гарантирует индивида от произвола и деспотической воли других лиц. «Там, где нет законов, там нет и свободы ». Как само государство, позитивные законы создаются по воле и решению большинства. В целом же на закон и законность Дж. Локк возлагал очень большие надежды.

Локк определял государство как совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленных законов и создавших особые органы для улаживания конфликтов и наказания нарушителей законов. Особенность государства он видел в наличии политической власти, которая отличается от власти других видов. Локк подчеркивал, что власть должностного лица над подданными следует отличать от власти отца над своими детьми, от власти хозяина над своими слугами, от власти мужа над своей женой и от власти господина над своим рабом. Политическая власть – эта власть , которая издает законы и которая применяет силу для проведения законов в жизнь, а также для защиты от внешней опасности. Создавая государство, общественным договором народ определяет объем прав, которые он вручает государству. Государству дается столько политической власти, сколько необходимо ему для обеспечения

естественных прав и политических свобод своих граждан. Локк выступает против гоббсовского наделения государства неограниченной, абсолютной политической властью. Он предлагает ограничить власть государства принципами :

· согласия граждан;

· неотчуждаемости свободы;

· разделения властей;

· сопротивления тирании.

Выбор формы государственного правления, по представлению Локка, должен определяться на основе народного согласия. Кроме основных форм (демократии, олигархии, монархии) им допускается возможность существования промежуточных форм и сменяемость одной формы на другую по воле народа. Наилучшей формой государственного правления для него является та, которая эффективно осуществляла бы свои главные задачи и четко следовала бы основным принципам ограничения политической власти. Ведущим принципом такого ограничения Локк считал принцип разделения властей . Согласно ему – верховная , законодательная , исполнительная и церковная власти должны были быть отделены друг от друга .

Законодательная власть – это власть, доверенная народом избранному им парламенту. По мнению Локка, парламент должен быть двухпалатным (палата лордов и палата общин) для того, чтобы выражать интересы различных сословий. Парламент, издавая всеобщие законы, сам обязан неукоснительно следовать им.

Исполнительная власть – это власть, в введении которой должен находиться контроль за осуществлением принятых законов, защита на основе законодательства прав и свобод граждан, наказание преступивших закон, поддержание дипломатических отношений с другими государствами, реализация военной стратегии. По мнению Локка, главой исполнительной власти должен быть король, который возглавляет правительство, назначает судей и осуществляет «федеральную власть» – внешнюю политику.

Локк, как сторонник свободы совести и веротерпимости, настаивал на отделении церкви от государства, а государства от церкви. Церковная власть не может распространяться на гражданские дела. Государство имеет право вмешиваться в дела церкви только тогда, когда возникают религиозные явления, опасные для всего общества или несовместимые с законами и нормами морали, принятыми в данном государстве.

Образцовой формой государственного устройства , с точки зрения осуществления принципа разделения властей, он считал конституционную монархию . Верховная власть – это власть народа, которая остается у него и не передается никакому государственному органу или правителю. Верховная власть решает вопрос о выборе или смене формы государственного правления, ставит условия и устанавливает и ограничения политической власти.

По существу, нормальная «структура правления» рисовалась Дж. Локку комплексом официальных нормативно закрепленных сдержек и противовесов. Законодательная власть – высшая власть в том отношении, что законы строго обязательны для правительства, чиновников и судей. Монарх – глава исполнительной власти, поэтому он имеет право распускать и созывать парламент, право вето, право в интересах общего блага совершенствовать избирательную систему для более равного и пропорционального представительства. Но деятельность монарха и правительства должна быть строго подзаконна.

Идеи Локка о естественном праве, о принципах государственного устройства послужили теоретическим фундаментом для создания английского буржуазного законодательства. К ним обращались и творцы американской конституции. Локк оказал значительное влияние на просветительскую идеологию и свободомыслие во Франции, Германии, России ХVIII века.

Обобщая политико-правовые воззрения, возникшие в ХVII веке в недрах капиталистического общества, следует подчеркнуть, что юридическое мировоззрение буржуазии получило развернутое воплощение в теории естественного права и общественного

договора. Их возникновение было огромным шагом вперед в развитии учения о государстве и праве. В процессе преодоления теологического мировоззрения разрушились догмы средневековой схоластики; рационалистически ставились и решались вопросы соотношения личности, права и государства, обсуждались вопросы о происхождении, задачах, функциях государства и права, об их роли в общественной жизни. Взгляд на человека с его потребностями и социальными качествами как на исходный пункт учений о праве и государстве обусловил ясно выраженный аксиологический аспект доктрин естественного права ХVII – ХVIII вв., непререкаемое предположение о ценности личности, о подчиненности права и государства земным интересам людей.

Учение Джона Локка о государстве и его формы


Введение


В период XIV-XVIII вв. в Западной Европе происходит становление современных национальных государств. Эти государства, победив в войне с церковью, сосредоточили свою власть в пределах своей территории. Государство как централизованная структура властных органов становится предметом изучения. Именно в это время складывается понятие государства и разрабатываются теории государственного суверенитета. В связи с этим законотворческая деятельность государства привлекает все большее внимание мыслителей.

В это же время складывается два направления в политико-правовой мысли: либерально-индивидуалистическое и этатистско-коллективистское. Джон Локк - один из основоположников классического политического либерализма. Формирование либеральных политико-правовых концепций связано с осознанием нарождающегося конфликта между абсолютистским государством и складывающимся гражданским обществом. В русле этой традиции идет поиск средств, с помощью которых можно было бы обеспечить частную сферу жизни от произвольного вмешательства в нее государства. Поэтому речь идет об ограничениях, накладываемых на государственную власть, о порядке ее организации и функционирования, способах легитимации и т.д.

Цель моей работы - показать влияние свободомыслия данного мыслителя на политическое положение Англии в XVII и последующих веках, какую роль сыграли его идеи в развитии правовых и политических теорий других философов и просветителей.


Глава 1. Джон Локк


§ 1. Краткая биография Джона Локка


Джон Локк (1632-1704) - британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Его теория познания и социальная философия оказали глубокое воздействие на историю культуры и общества, в частности на разработку американской конституции. Локк родился 29 августа 1632 в Рингтоне (графство Сомерсет) в семье судейского чиновника. Благодаря победе парламента в гражданской войне, на которой его отец сражался в чине капитана кавалерии, Локк был принят в возрасте 15 лет в Вестминстерскую школу - в то время ведущее учебное заведение страны. В 1652 Локк поступил в Крайст-Чёрч-колледж Оксфордского университета. Ко времени реставрации Стюартов его политические взгляды можно было назвать правомонархическими и во многом близкими взглядам Гоббса.

В возрасте 34 лет, он познакомился с человеком, повлиявшим на всю его последующую жизнь - лордом Эшли, впоследствии первым графом Шефтсбери, который тогда еще не был лидером оппозиции. Шефтсбери был адвокатом свободы в то время, когда Локк все еще разделял абсолютистские взгляды Гоббса, однако к 1666 его позиция изменилась и стала ближе к взглядам будущего покровителя. Шефтсбери и Локк увидели друг в друге родственные души. Год спустя Локк оставил Оксфорд и занял место домашнего врача, советника и воспитателя в семье Шефтсбери, жившей в Лондоне (среди его воспитанников был и Антони Шефтсбери).

Под крышей дома Шефтсбери Локк нашел свое истинное призвание - он стал философом. Дискуссии с Шефтсбери и его друзьями побудили Локка написать на четвертый год пребывания в Лондоне первый набросок будущего шедевра - Опыта о человеческом разумении (An Essay Concerning Human Understanding). Сиденхем познакомил его с новыми методами клинической медицины. В 1668 Локк стал членом Лондонского Королевского общества. Шефтсбери сам ввел его в сферы политики и экономики и дал ему возможность получить первый опыт участия в государственном управлении.

После событий 1688 года, Локк возвращается на родину после длительного пребывания во Франции и Голландии. Вскоре он опубликовал работу (Two Treatises of Government, 1689, в книге проставлен год издания 1690), изложив в ней теорию революционного либерализма. Став классическим трудом в истории политической мысли, эта книга также сыграла важную роль, по словам ее автора, в «оправдании права короля Вильгельма быть нашим правителем». В этой книге Локк выдвинул концепцию общественного договора, по которой единственным истинным основанием власти суверена является согласие народа. Если правитель не оправдывает доверия, люди имеют право и даже обязаны перестать ему подчиняться. Иначе говоря, люди имеют право на восстание.

Локк отметил свое возвращение в Англию в 1689 публикацией еще одной работы, близкой по содержанию к Трактатам, а именно первого Письма о веротерпимости (Letter for Toleration, написано в основном в 1685). В нем Локк выступил против традиционного взгляда, согласно которому светская власть вправе насаждать истинную веру и истинную мораль. Он писал, что силой можно заставить людей только притворяться, но никак не верить. А укрепление нравственности (в том, что не затрагивает безопасность страны и сохранение мира) - это обязанность не государства, а церкви.

Я могу без преувеличения сказать, что Джон Локк был первым современным мыслителем. Его способ рассуждения резко отличался от мышления средневековых философов. Ум Локка отличался практичностью и эмпиризмом. Его политическая философия оказала существенное влияние на деятелей французского Просвещения.

§ 2. Научные труды Локка


Джона Локка К. Маркс ставил в ряд всесторонне образованных людей XVII-XVIII веков. Кроме своего основного сочинения Опыт о человеческом разуме, в котором обоснованы материалистические принципы Бэкона, Гоббса и Гассенди о происхождении человеческих знаний и идей из мира чувств и нанесен сокрушительный удар схоластике и теологии, Локк написал также ряд ценных работ по вопросам политической экономии, политики, права, педагогики, Два трактата о государственном правлении, несколько писем о веротерпимости, Некоторые соображения о последствиях снижения процента и повышения стоимости денег государством, Мысли о воспитании - вот далеко не полный перечень этих работ.

Так же как и его философские произведения, эти работы Локка были предметом пристального внимания основоположников марксизма. В Немецкой идеологии К. Маркс и Ф. Энгельс называют Локка «одним из doyens (старейшин) современной политической экономии». Также Маркс подчеркивал большое значение его правовых воззрений. Наконец в рецензии на книгу Гизо, отмечая прогрессивный характер защиты Локком принципа веротерпимости, К. Маркс называет его отцом свободомыслия.

локк философ власть политический


Глава 2. Учение о государстве


§ 1. Политические взгляды Локка


В 1668 году в Англии произошел государственный переворот. Король Яков II Стюарт, который проводил абсолютистскую политику, бежал из страны. Королевский престол занял Вильгельм Оранский. С этого момента в Англии установилась конституционная монархия. Буржуазия и новое дворянство получили доступ к власти, они получили возможность направлять деятельность правительства через парламент. Однако Билль о правах сохранял королевскую власть и участие короля в законодательстве, а также все еще действовала существовавшая избирательная система с «гнилыми местечками». Джон Локк приветствовал переворот 1688 года. Для его оправдания и теоретического обоснования нового общественного и политического строя он выпускает в свет свой труд Два трактата о государственном правлении, в котором изложил свои политические взгляды. Первый из них был целиком посвящен критике доктрины о всемогуществе короля и божественном происхождении его власти, виднейшим выразителем которой в XVII веке в Англии был Роберт Филмер. Во втором трактате Локк развивает свою политическую теорию.

Он твердо отклонил концепции абсолютности и неограниченности власти государства. Локк в своих сочинениях развивает аргументы против всяких защитников абсолютизма, в том числе и Гоббса. Один из исследователей взглядов Локка замечает: «Трактаты Локка - оружие с двумя стволами: один направлен против Филмера и его божественного права, другой - против Гоббса». Им также были сочтены неприемлемыми республиканско-демократическая программа левеллеров и социалистическая утопия диггеров. Однако он полностью разделял идеи естественного права, общественного договора, народного суверенитета, неотчуждаемых свобод личности, сбалансированности властей, законности восстания против тирана т. д. Но, я считаю, что он не просто повторил идеи, высказанные до него, а развил и включил их в целостное политико-правовое учение - доктрину раннебуржуазного либерализма.


§ 2. Учение о государстве


Эта доктрина, упомянутая в первом параграфе данной главы, начиналась с вопроса о возникновении государства. По Локку, до его возникновения люди пребывали в естественном состоянии. В предгосударственной общине нет «войны всех против всех», как это наблюдается у Гоббса. Индивиды свободно распоряжаются своей личностью и своей собственностью. Но как известно, в естественном состоянии отсутствуют органы, которые могли бы беспристрастно решать споры между людьми, осуществлять наказание виновных в нарушении естественных законов и т. д. Все это порождает обстановку неуверенности, жизнь людей оказывается нестабильной, становится возможным покушение на естественные права людей. Для решения этих целей люди соглашаются образовать политическое сообщество, учредить государство. Особенно Джон Локк акцентирует момент согласия, высказывая мнение, что «всякое мирное образование государства имело в своей основе согласие народа». Иное подчинение государственной власти Локк объявляет насилием, которое не порождает никакого права. Поэтому он не признает в качестве первопричины возникновения государства завоевание. «Без согласия народа никогда нельзя создать новый строй».

Опираясь на представления Локка, государство мне видится как совокупность независимых лиц, соединившихся в одно целое под защитой ими же установленного общего закона, создавших судебную инстанцию для улаживания конфликтов между ними и политическую власть для сохранения своей собственности. В этом определении ярко виден характерный для либералов индивидуализм, отражавший характер буржуазного государства. От всех прочих форм коллективности государство отличается тем, что воплощает политическую власть, т.е. право во имя общего блага создавать законы. Строя государство добровольно, люди предельно точно отмеряют тот объем полномочий, который они затем передают государству. О полном отказе индивидов от всех принадлежащих им естественных прав и свобод в пользу государства (что имело место в учении Т. Гоббса) у Джона Локка нет. Государство получает ровно столько власти, сколько необходимо для достижения главной цели политического сообщества. Заключается же она в том, чтобы каждый человек мог сохранить и обеспечить свои гражданские интересы: жизнь, здоровье, свободу и т. д. Все перечисленное Джон Локк называл одним словом - собственность. Особое внимание он уделял частной собственности, считая ее естественным правом. Локк разрабатывал идею права буржуазной частной собственности с тем, чтобы оградить это право и от государственных посягательств, и от посягательств неимущих классов.

Согласно точке зрения Локка, государство должно управляться по воле большинства. Из этого следует, что каждый вступивший в государство передает принадлежащую ему власть большинству. Это условие он считает важным элементом общественного соглашения. Только при условии представительства возможно существование правительства. Это большинство может решать и действовать за весь народ.

Очень большие надежды Джон Локк возлагал на законность и закон. В нем он видел главное средство к обеспечению собственности и инструмент сохранения свободы личности. Но закон является не любым предписанием, исходящим от гражданского общества в целом. Титул закона имеет лишь тот акт, который указывает разумному существу поведение, соответствующее его интересам и служащее общему благу. Если такой нормы-указания предписание в себе не содержит, оно не может считаться законом. Кроме того, по Локку, закону обязательного должны быть присущи стабильность и долговременность действия. Все без исключения должны подчиняться закону, который является основой свободы, равенства и порядка.

В своем учении о государстве Джон Локк берется за разработку теории «разделения властей», выдвигавшейся в период революции 1640-1660 гг. левеллерами. Но их теория основывалась на принципе безусловного разделения и соподчинения властей, а Локка больше привлекал принцип обособления и взаимного равновесия. Теория создавалась для предотвращения злоупотреблений государством своими полномочиями и упорядочение взаимоотношений между различными органами. Разделением властей Локк преследовал ту же цель взаимного равновесия и предотвращения злоупотреблений властью со стороны правителей, о которой говорил Монтескье: различные власти должны взаимно сдерживать друг друга.

По Локку мы различаем три власти в государстве: законодательную, исполнительную и федеративную.

Законодательную власть он считает верховной, неприкосновенной, но никак не абсолютной. Она обладает правом создавать законы. Другие власти должны подчиняться ей, но это не значит, что они должны быть пассивными и не оказывать на нее никакого влияния. При этом всякая власть должна править согласно законам, провозглашенным народом. Законодательная власть должна принадлежать высшему законодательному органу - парламенту, который должен периодически собираться для принятия законов. Он не должен работать постоянно, а только по мере надобности. Сам парламент состоит из палаты общин и палаты лордов, и такая структура законодательной власти закрепляет компромисс буржуазии с дворянством.

В противоположность законодательной исполнительная власть по своему назначению должна действовать постоянно. Локк считал, что она должна принадлежать королю. Король руководит исполнением закона, назначает, судей, министров и других должностных лиц. Его деятельность подчинена закону, но у него есть определенные прерогативы в отношении парламента для того, чтобы не дать возможности последнему захватить власть и нарушить естественные права граждан.

Федеративная власть тоже сосредотачивалась в руках короля. Она менее способна руководствоваться постоянными законами, потому что внешние взаимоотношения зависят от действий иностранцев и трудно поддаются регулированию законом. Локк отмечал, что федеративная власть отделяется от законодательной, но вместе с исполнительной властью они почти всегда объединены и их вряд ли следует разделять и передавать одновременно в руки различных лиц.

О судебной власти Джон Локк конкретно ничего не говорит, хотя вопрос об ее организации очень остро стоял в его время. Можно только предположить, что судебная власть поглощается исполнительной властью.

Мне хотелось бы упомянуть еще об одном важном открытии Локка - о народном суверенитете. Он ставил суверенитет народа значительно выше суверенитета созданного ими государства. Если большинство народа решает положить предел наглости нарушивших общественный договор правителей, то вооруженное народное восстание с целью вернуть государство на путь свободы, закона, движения к общему благу будет совершенно правомерным.


Глава 3. О формах государства


Вопрос о государственной форме тоже представлял для Джона Локка большой интерес. Но он не отдавал какого-то особого предпочтения ни одной из уже известных форм. Его личные симпатии склонялись скорее к монархии (единовластию). Ее он считал наиболее приемлемой и простой формой государства, и она соответствовала простой жизни людей. У государства были простые функции, люди казались более добродетельными, единовластие было не развращено. Не исключая возможности существования и промежуточных форм, для Локка важнее всего было, чтобы любая форма государства вырастала из общественного договора и добровольного согласия людей, чтобы она имела надлежащую «структуру правления», охраняла естественные права и свободы индивида, заботилась об общем благе всех. Абсолютная монархия вообще не признавалась им формой гражданского правления. Абсолютный монарх посягает на свободу и собственность и никто не защищен от нарушений своих прав. Для охраны естественных прав наиболее пригодна, по учению Локка, конституционная монархия.

Он не возражал и против наследственной монархии при условии ограничения власти короля, превращения его в символ государства. Локк также понимал, что нет таких форм, которые были бы застрахованы от преобразования их в тиранию - форму правления, установленную насильственным путем. Власть начинает действовать, игнорируя право и общее согласие, обходя установленные в государстве законы. Из-за этого страдает народ и прекращается нормальное управление страной.


Заключение


Учение Джона Локка о государстве явилось классическим выражением идеологии раннебуржуазных революций со всеми ее сильными и слабыми сторонами. Многие его идеи были использованы идеологами американской и французской революции. «Два трактата о государственном правлении» стали настольной книгой американской революции», - свидетельствует В.Л. Паррингтон. Американская «Декларация независимости» составлена Джефферсоном языком второго трактата Джона Локка. Большое влияние на развитие буржуазной идеологии и конституций оказала также теория «разделения властей», которую вслед за Локком развивал Монтескье и другие теоретики. Многие теоретические формулировки Локка были развиты в «Общественном договоре» Руссо. У него Руссо берет идею общественного договора и идею неотъемлемых естественных прав. Отправляясь от них, Руссо пришел к гораздо более демократическим выводам.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Джон Локк - английский философ Нового времени, работы которого относятся к эпохе реставрации в Англии, вошедший в историю в первую очередь как основоположник эмпирико-материалистической теории познания.

В его трудах нашло отражение большое число черт того времени: столкновение современных веяний и средневекового мышления, переход в капиталистическое общество из феодального, объединение и приход к власти двух политических партий, "Вигов" и "Тори", что привело к завершению процесса превращения Англии в мощнейшую державу.

Локк являлся сторонником буржуазии и социально-классового компромисса, сформировал основные принципы доктрины либерализма, многое внёс и сделал для разработки принципов и защиты свободы совести и веротерпимости (наиболее яркой из работ на эту тему является "Послание о веротерпимости" (1689)), что особенно актуально и в современном мире.

В своём мышление Локк основывается на теорию познания (гносеологию), мыслит он систематически, таким образом, что одно вытекает из другого.

Локка можно отнести к представителям Естественнонаучного направления материализма (наряду с такими деятелями как Бэкон и Спиноза), то есть основанного на конкретных науках и знаниях.

Материализм - это философское направление признающее первичность материи и вторичность сознания.

Основными работами являются:

"Опыт о человеческом разумении" (1690), содержащее объяснение цельной системы эмпирической философии, в которой отрицает теорию врождённых идей и высказывает идею того, что человеческие знания берутся из ощущаемого опыта.

"Два трактата о правление" (1690), в которой Локк высказывает свои философские, социально-политические взгляды, продвигает теорию происхождения собственности из труда, а государственной власти из общественного договора.

Локк положил основы идеологии Просвещения и оказал сильное влияние на очень многих мыслителей, в том числе таких как Беркли, Руссо, Дидро и многих других.

В "Опыте о человеческом разумение" Локк выражает компромиссные решения политических и религиозных вопросов в форме философского материализма. А работа "Элементы натуральной философии", созданная в последние годы жизни Локка, показывает взгляды философа на строение мира на основе идей физики Ньютона. Это натуральная философия (натурфилософия) и слово "бог", предусмотревший законы природы упоминается лишь единожды, причём противоположным оборотом: "природа предусмотрела…".

Локк считал разрешение гносеологических проблем важнейшей своей задачей, но при этом он не редуцировал всю свою философию к теории познания. Вся его теория познания идейно граничит с фундаментальными философскими посылками: ощущения не выдумка воображения, а естественные процессы действующие независимо от нас, но при этом влияющие на нас.

В элементах натуральной философии заметно влияние, оказанное на Локка Ньютоном, ибо весь этот труд является отражением Ньютоновского видения картины мира, правда также заметно влияние Бойля и Гассенди и их атомистики: Атомы движутся в пустоте по законам единой механики, вопрос об эфире остаётся незаконченным.

Локк был убеждён, что Ньютоновские силы гравитации и инерции составляют динамическую структуру в мире, но он не исключал возможности наличия других, пока неизвестных сил, скорее он был уверен, что в будущем они будут открыты.

Главным мотивом всех теоретических построений Локка является существование физического, материального мира, разделённого на бесчисленное множество частей, элементов и фрагментов, но единого в своих законах.

Второй его мотив заключается в том, что человеческое благоустройство неосуществимо без постановки сил природы на службу людей. "…Если бы только употребление железа прекратилось у нас, мы через несколько столетий дошли бы до нужды и невежества туземцев древней Америки природные способности и богатства которых нисколько не были хуже, чем у самых процветающих и образованных народов "

Чтобы владеть природой, её необходимо познать, а для возможности познания необходимо знать характер и свойства внешнего мира, а также свойства и систему познавательных способностей самого человека.

Проблема познания бытия мира существующего вне нас была разделена Локком на 4 вопроса:

1) Существует ли многообразный мир материальных объектов?

2) Каковы свойства этих материальных объектов?

3) Существует ли материальная субстанция?

4) Как возникает в нашем мышление понятие материальной субстанции и может ли быть это понятие отчётливым и точным?

Ответ на первый вопрос, по мнению Локка можно считать положительным, ответ на второй вопрос можно получить с помощью специально проведённого исследования. Ответ на 3-ий вопрос говорит о том, что если имеется всеобщая основа вещей, то она должна быть материальной, материя в мыслях Локка несёт в себе "идею плотной субстанции, которая везде одна и та же". Если бы у материи не было иных свойств, то многообразие эмпирического мира оказалось эфемерным, тогда бы нельзя было объяснить, почему окружающие нас обладают разными свойствами, твёрдостью, крепостью и т.д.

Но нельзя окончательно признать, что материальная субстанция является единственной, ибо вопрос о духовной субстанции Локк не решает до конца в своих рассуждениях.

В четвёртом вопросе понятие материальной субстанции представляется Локку несколько непонятным, по его мнению, безусловно, имеется переход от однородной материи к многообразному миру, но обратный вариант маловероятным. Скептическое отношение к "обратному процессу " можно связать с тем, что Локк связывает его со схоластическим обособлением от опыта, понятия субстанции.

Локк считает философскую субстанцию продуктом мыслящего воображения.

Понятие и суждения, несущие знания и врождённые принципы, или по - другому учение о врождённых идеях в XVII вв. было основной идеалистической концепцией внеэмпирического сознания, а также "платформой" для представлений о духовной субстанции для хранения врождённых идей. Эту теорию разделяли многие философы того времени, хотя она уходила корнями в античную древность. Идеи XVII века совпадали с античным утверждением о нематериальности душ в связи с их божественным началом.

Локк направил свою критику против кембриджских последователей Платона (по сути родоначальника теории врождённых идей), сторонников этой идеи из Оксфорда и прочих приверженцев, опиравшихся на средневековую неоплатоническую традицию.

Мыслители настаивали в первую очередь на врождённости моральных принципов, а Локк в первую очередь критикует этический нативизм, но не обходит он стороной и сторонников Декарта с их гносеологическим нативизмом.

Во всех случаях Локк критиковал конкретно идеализм.

Суждения о врождённости знаний чувственных качеств, врождённость понятий, суждений и принципов, Локк считает необоснованными, а также противоречащими разуму и опыту, опровергает аргументацию противоположной стороны, основанную на мнимом факте "общего согласия" людей, зыбкой очевидности законов логики и аксиом математики, на непрочных надеждах обнаружить врождённые идеи в детях, изолированных от общества, разум которых не замутнён внешним опытом. В своей критике Локк успешно и умело использует отчёты путешественников, мемуарную литературу, а также свои знания медицины, психологии и этнографии.

Локк решительно отвергает идею сторонников нативизма о врождённости идей бога и его заповедей, он относит его к числу сложных идей и относительно поздно сформированных. Также он подчёркивает, что эта идея особенного выгодна тем, кто хочет управлять людьми "от имени верховного владыки".

локк философ эмпиризм либерализм

Это высказывание Локка, скорее всего, относится к феодалам и верховным священнослужителям, использовавшим нативизм для пропаганды свирепой нетерпимости.

Отрицая врождённые идеи, Локк не отвергал врождённые потребности, стремления, аффекты, особенности поведения. Современная наука не отрицает, эти мысли и называет общим понятием - унаследованная структура нервной системы.

Критика теории врождённых идей является отправной точкой для всей теории познания и педагогики Локка, и она помогла в дальнейшем анализе возникновения и развития, границ и состава, строения и путей проверки знания.

В этике для Локка, важную роль сыграло отрицание врождённых принципов морали: оно помогло связать понятие "добро" с удовольствием и пользой, а понятие "зло" с вредом и страданиями, таким образом, родилось учение "о естественном законе морали" и о естественном праве в его этической интерпретации.

Некоторое несовпадение можно заметить в соотношение принципов морали и требования разума. В 3-ей главе "опыта о человеческом разумение" Локк приводит немало примеров народов, живущих в разных местах и условиях, у которых считаются разными, а то и вовсе противоположные поступки морального и антиморального характера. Европейские же народы в основном стараются поступать так, чтобы хорошо выглядеть в глазах других, при этом, не всегда обращая внимания на "божественные" законы или законы государства. Тогда получается, что Общечеловеческий разум изрекающие твёрдые моральные рамки, понятие нелогичное. Скорее всего это связано с развитием философских взглядов Локка и с политическими изменениями в стране.

Локк считал, что всё человеческое знание берётся из индивидуального опыта. Этот тезис выдвигали ещё эпикурейцы, причём они уже толковали его сенсуалистически. Также ранее в эту сторону направляли взгляды Бэкон, Гассенди и Гоббс, однако все они смотрели "однобоко", а Локку удалось всесторонне обосновать эмпиризм в плане материалистического сенсуализма. Локк стремился выявить суть опыта - происхождение, строение и развитие. Он пользовался принципом обобщающего комбинирования, который выдвинул Бэкон. Также он применял этот принцип к ощущениям и этим выявлял их взаимодействие.

Для понимая чувственного опыта, Локк рассматривал его и как источник сведений о мире, и как средство, предназначенное для построения науки. Соответственно необходима была постановка целенаправленных опытов и экспериментов, выбраковки ложных предположений и выводов. Он провёл различия между ошибочным истолкованием разума как абсолютного изначального источника знания и его плодотворным пониманием как инициатора и организатора познавательной, а соответственно и чувственной деятельности. Первое им было отвергнуто, а второе принято, поддержано и развито.

От Локка берёт начало антирационалистический принцип непосредственной данности элементов чувственного опыта, также как и непосредственности установления их истинности. Он считает, что каждое из отдельных ощущений дано человеку в поле его чувственных переживаний как некая однородная в себе, неразделимая на различные составляющие и устойчивая в своём качестве реальность.

Опыт по Локку, это всё то, что воздействует на сознание человека и усваивается им в течение всей жизни. "На опыте основывается всё наше знание, от него, в конце концов, оно и происходит". Начальная часть всего знания это ощущения, вызванные воздействиями внешнего мира.

Опыт по Локку сгладывается из идей, человеческий ум "видит" идеи и непосредственно воспринимает их. Под идеей Локк подразумевает отдельное ощущение, восприятие объекта, его чувственное представление, в том числе образное воспоминание или фантазию, понятие объекта или отдельного его свойства. Среди идей указаны и акты - интеллектуальные, эмоциональные и волевые.

"Если я говорю иногда об идеях, как бы находящихся в самих вещах, это следует понимать таким образом, что под ними имеются в виду те качества в предметах, которые вызывают в нас идеи" - пишет Локк.

Включив в разряд идей различные процессы и функции человеческой психики, он создаёт предпосылку для выделения этой группы идей в особую рубрику. Идеи предполагающие наличие других идей формируются и функционируют на основе того, что ум внутри себя эти последние осознаёт, а соответственно и познаёт - для Локка во многих случаях осознание простых идей уже является их познанием.

Философ разделяет опыт на две группы: опыт внешний и опыт внутренний или по-другому рефлексия, которая может существовать только на основе внешнего (чувственного) опыта. Чувственное восприятие окружающих нас и действующих на нас предметов и явлений "есть первая и простейшая идея, которую мы получаем от рефлексии".

Для дальнейшего исследования рефлексии, Локк считает необходимым серьёзно проанализировать именно простые, а потому первичные идеи.

При этом он оставляет открытым вопрос: какие именно идеи первичны? Один из параграфов "опыта о человеческом разумение" даже называется: "какие идеи первые, не ясно". Относительно простых идей также имеются спорные моменты, потому что непроста сама идея "простота".

Таким образом, из выше изложенного материала видно, что Дж. Локк внес существенный вклад в развитие философии и поправу занимает вней важное место.

Введение

    1 Жизнь 2 Теория государства 3 Религия 4 Теория познания 5 Образовательно-педагогические идеи 6 Экономические учения
      6.1 О теории цен 6.2 Мысли о деньгах
    7 Политические взгляды 8 Произведения 9 Интересные факты

Источники

Введение

Джон Локк (англ. John Locke , 1632, Рингтон, Сомерсет, Англия - 1704, Эссекс, Англия) - английский философ, один из основных представителей английского эмпиризма и Просвещения. Родился в Англии в семье адвоката. Начальное образование получил дома. Окончил Вестминстерский грамматическую школу, Оксфордский университет. Самостоятельно выучил новую философию (Бекона, Декарта и др.)., естествознание, медицину. Работал преподавателем греческого языка и литературы в университете, позже был воспитателем сына, а затем внука известного политического деятеля графа Шефстбери, много путешествовал, долго жил во Франции, где познакомился с идеями Монтеня. Во время разгула абсолютистской реакции (1683) Джон Лок эмигрировал вместе со своим патроном, графом Шефтсбери в Голландию, вернулся в Англию после революцией 1688 года.

1. Жизнь

Джон Локк родился 1632 в Рингтоне, Англия. 1647 направлен в престижную Вестминстерский школу в Лондоне, получив стипендию политика Александра Пофам, члена Британского парламента. Впоследствии поступил в аристократического колледжа Крайст-Черч в Оксфорде. Несмотря на то, что был способным учеником, с отвращением относился к учебной программы и считал труды современных ему философов, таких как Рене Декарт, интереснее, чем материал, который преподавался в университете. Ричард Ловер, товарищ Локка со времен учебы в Вестминстерской школе, отмечал, что тот был знаком с медициной и экспериментальной философией, которые преследовались другими университетами Великобритании и в том числе Лондонским королевским обществом, членом которого Джон Локк все-таки стал.

Степень магистра Джон Локк получил 1658 года, а кроме того получил степень бакалавра медицины 1674 года. Между тем 1658 году он стал преподавателем и профессором греческой риторики. Позже он вернулся в Оксфорда и изучал медицину. В то время сотрудничал с ведущими мыслителями и учеными, таких как Роберт Бойль, Томас Уиллис и Роберт Гук. 1666 Джон Локк познакомился с Энтони Эшли Купером, 1-м графом Шефстбери, когда тот прибыл в Оксорда поисках лекарств от инфекции печени. На Купера Локк произвел большое впечатление, и тот предложил ему войти в его почту. Таким образом 1667 Локк переехал в дом в Лондоне, работавший личным врачом графа Шефстбери. Он также продолжал изучать медицину под руководством выдающегося врача-практиканта Томаса Сайденгама. Его влияние сказалось на натурфилософских взглядах Локка, выражением которых стал труд Разведка о о человеческом разумении (англ. An Essay Concerning Human Understanding ).

1672 года граф Шефтсбери стал Лорд-канцлером Англии, после чего Локк был вовлечен в политику, что в свою очередь отразилось на его политическом мышлении. Однако 1675 граф Шефтсбери попал в опалу. Поскольку карьера Локка напрямую зависела от взлетов и падений Шефтсбери, до 1679 года он много путешествовал Францией. 1683 года Локк был вынужден бежать в Нидерландов.

В 1годах наступила развязка, которая положила конец скитаниям Локка. Состоялась Славная революция, Вильгельм III Оранский провозглашен королем Англии. Локк участвовал в подготовке переворота 1688 года, находился в тесном контакте с Вильгельмом Оранским и совершил на него значительное идейное влияние. В начале 1689 года он вернулся на родину. В 1690-х годах вместе с правительственной службой Локк развернул широкую научную и литературную деятельность. 1690 опубликованы "Разведка о человеческом разумении", "Два трактата о правлении", 1693 года - "Мысли о воспитании", 1695 года - "Разумность христианства".

2. Теория государства

Считал лучшей формой конституционную монархию, для чего необходимо разделение ветвей власти на парламентскую, исполнительную и федеральную. В своей теории общественного контракта исходит из естественного состояния человечества, в котором, в отличие от Гоббса, для которого человек является эгоистичной существом, люди имеют право на жизни, равенство, свободу и частную собственность. В естественных условиях, ущемление кем-то чьих-то прав может закончиться (преувеличенной) местью, а вследствие мести за месть может возникнуть война. Во избежание этого нужна государство в качестве арбитра. Для этого граждане передают государству часть своих суверенных прав, владельцем которых они остаются и в дальнейшем. Государство должно обеспечивать их на лучшем уровне, чем это могут же люди в естественном состоянии. Если права людей массово нарушаются, тогда они имеют право сбросить власть. Локк впервые также доказал право человека на стремление к счастье, а не только на самосохранение. Ограничение свободы в форме рабства возможно, например, в войне. Другие права человека могут быть в нее отобранными, если человек их не заслуживает, например, через убийство. Локк говорил либеральную государство, но не самый идеал манчестерского либерализма. Государство имеет право вмешиваться в частную собственность, например, накладывать налоги на несамостоятельного труд. Имел сильное влияние на декларацию независимости, конституцию США и революционной Франции.

3. Религия

По религии Локк стремился создать для различных христианских конфессий платформу с минимальным общей базой, которую можно объяснить с помощью ума (в духе Просвещения). Он одновременно не отрицает, что в христианской религии есть также места, которые на первый взгляд кажутся нелогичным, но их просто невозможно обосновать с помощью разума. Правом на свободу религии не увлекались атеисты и католики (последние, за то, что признают Папу главой государства). Считал, что государство переступала бы свои полномочия, если бы из силой требовала людей верить во что-то.

4. Теория познания

Локк также хотел создать для науки общую платформу, не вмешиваюсь в ее отдельные отрасли. Он признает частично Декартовский рационализм: для него мышление начинается от субъекту, однако отрицает, что реальность состоит из отдельных реальностей субъектов. Он не верит в врожденные знания. При этом исходит из наивных форм таких идей (не как в Декарта), предполагая, что врожденные идеи должны осознавать всем людям в любое время. Однако, ни дети, ни невежественные люди не знают основных философских понятий. Кроме этого, врожденные идеи делают ум ненужным. Например, идея Бога не является врожденной, поскольку существует много народов, где не существует веры в Бога. Он считает, что человек рождается как "Табула Раса" (от лат. чистая доска). В уме не находится ничего, что бы не было воспринято органами чувств. Локк является эмпириком. Материалом познания есть простые идеи, они все происходят из опыта. Идеей является в самом общем смысле любая воображение, элемент сознания как понятийно-рационального как и чувственного типа.

    Простые идеи:
      сенсации (внешние): чувственные впечатления вещественных тел, цвет, запах, вкус, размер, движение и т. д. (уже здесь он различает первостепенные и второстепенные качества; см.. ниже). рефлексии (внутренние): собственные действия, состояние, переживания, например, идеи из рефлексии желание, стремление, воображения, мышления и т. д.. состоит из двух одинаково: радость, боль, сила, последовательность во времени.
    Сложные идеи: составляющие с простых через их сравнение, сочетание, абстрагирования, они являются в первую очередь понятиями / Первый качествами (номинализм), поскольку о реальной сущность вещей не можем ничего сказать.
      Субстанции: вещи, состоящие из постоянной связи между простыми идеями; не может знать, они в действительности являются, однако, считает, что Бог, ангел являются субстанциями.
        Первостепенные качества (свойства, которые непосредственно содержатся в вещах, напр.., объем, твердость или форма). Второстепенные качества (свойства, которые не содержатся в вещах, но добавляются к идее субстанции через наше восприятия, например, сладость, теплота). Только о субстанции первоначальные качества мы можем что-то сказать объективно, поскольку можно измерить количественно, а не качественно.
      Соотношение (различных идей друг к другу; идентичность и не-идентичность, время и пространство), при этом, каузальность становится субъективной. моде (идеи, которые не отражают реальность, а есть умственными конструкциями, напр., государство, треугольник и т. п.), понятие морали относит сюда - для развития нужен ум.

Основным свойством ума он считает возможность проверять идеи на качество. Однако, в отличие от Канта, для Л. не существует идей априори , а только возможность восприятия, проработки в образы сложных идей и понятий. Для Л. реально существуют только простые идеи, а сложные - нет. Кроме этого, существует реальная субстанция, о которой мы ничего не можем сказать. Таким образом он указывает на границы познания. Познание для Локка есть восприятие соответствия или несоответствия идей. Абстракция у Л. - это отбрасывание определенных свойств в определенных вещей для лучшей классификации.

Он различает три элемента познания (уверенность в знании высокая в первом, самая низкая - в последнем):

    интуитивное: Человек узнает по сравнению соответствие или противоположность идей. Интуитивная правда возникает тогда, когда идеи не подвергаются дальнейшему анализа, круг они очевидны; демонстративное: в рамках аргументации каждый шаг должен подтверждается интуитивным познанием (ср. в Декарта); cенситивне: можно наблюдать только внешние телесные вещи, поскольку у нас отсутствуют адекватные идеи.

Поскольку наши знания ограничены, Бог наделил нас возможностью провидения. То, что Бог нам открыл, является безусловным правдой. Между знаниями и верой, умом и провидением не может существовать противоположностей. Что является божественным провидением - это должен видеть ум.

5. Образовательно-педагогические идеи

Был одним из основоположников эмпирико-сенсуалистической теории познания. Локк считал, что у человека нет врожденных идей. Он рождается будучи "чистой доской" и готовым воспринимать окружающий мир с помощью своих чувств через внутренний опыт - рефлексию. "Девять десятых людей делаются такими, какие они есть, только благодаря воспитанию". Важнейшие задачи воспитания: выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирования. Цель воспитания - воспитание джентльмена, который умеет вести свои дела толково и предусмотрительно, делового человека, утонченной в общении. Конечную цель воспитания Локк представлял в обеспечении здорового духа в здоровом теле ("вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире"). Разработал систему воспитания джентльмена, построенную на прагматизме и рационализме. Главная особенность системы утилитаризм - каждый предмет должен готовить к жизни.

Воспитание джентльмена включает (все составляющие воспитания должны быть взаимосвязаны):

    Физическое воспитание: способствует развитию здорового тела, выработки мужества и настойчивости. Укрепление здоровья, свежий воздух, простая пища, закаливание, строгий режим, упражнения, игры. Умственное воспитание должно подчиняться развития характера, формирования образованного делового человека. Религиозное воспитание необходимо направлять не на приучение детей к обрядам, а на формирование любви и уважения к Богу, как высшему существу. Нравственное воспитание - воспитать способность отказывать себе в удовольствиях, идти наперекор своим склонностям и неуклонно следовать советам разума. Выработка изящных манер, навыков галантного поведения. Трудовое воспитание заключается в овладении ремеслом (столярным, токарным). Труд предотвращает возможности вредного безделья.

Основной дидактический принцип - в обучении опираться на интерес и любознательность детей. Главным воспитательным средством являются: пример и среду. Устойчивые положительные привычки воспитываются ласковыми словами и мягкими внушениями . Физические наказания применяются только в исключительных случаях дерзкой и систематической неповиновения. Развитие воли происходит через умение переносить трудности, чему способствуют физические упражнения и закаливание.

Содержание обучения: чтение, письмо, рисования, география, этика, история, натурфилософия, хронология, бухгалтерия , родной язык, Французский язык, латинский язык, арифметика, геометрия, астрономия , фехтования, верховая езда, танцы.

По факту все это означало бы профессионализацию подготовки отдельных учащихся. Должны быть профессионально подготовленные частные преподаватели, которые бы занимались индивидуально. Основными компонентами образования является повышение физического, морального и интеллектуального.

    Физическое воспитание - акцент на кондиционирование, гигиену, правильное питание, должны носить свободную одежду - осуждает лифы, у детей должно быть много физических упражнений и свежего воздуха Нравственное воспитание - важность дисциплины, дисциплина и самоконтроль является важным примером для подражания взрослых, осуждает телесные наказания - только в некоторых случаях, вопреки, плохие манеры на работе, лень Интеллектуальной образование - высшее образование не считается важным, один должен быть в состоянии заботиться главным образом о своих делах

Каждый, по его словам, должен научиться некоторым основам торговли. Локк воспринимает физический труд, как дополнение к умственной деятельности. Он считал, что мальчики даже из бедных семей должны посещать школу где им бы излагалась религия, мораль, и ручной труд. Образование для девочек не рассматривались Локком, как возможна в принципе.

6. Экономические учения

Его теория работы состоит в том, что человек имеет право забрать что-то из природы, если смешала ее с своим трудом (земля сама имеет стоимости, только работа на ней). Человек не имеет права брать больше, чем ей нужно. Нельзя брать из природы то, а затем дать ему испортиться. Однако, можно поменять что-то другое, несколько меньше портится. Однако, денег можно иметь бесконечно, потому что они не портятся. Пропагандировал свободную международную торговлю . Ввел также понятие о скорости обращения денег.

6.1. О теории цен

Общая теория стоимости, цены и спроса Локка была изложена в письме к членам парламента в 1691 году, под названием "Некоторые соображения о последствиях снижения процента и повышении стоимости денег ". С работы следовал ряд тезисов. "Цена любого товара поднимается или падает на определенный процент в зависимости от количества продавцов и покупателей". И "то, что регулирует цену... [Товаров] есть не что иное, как их количество пропорционально их предложения". Количественная теория денег форм частный случай этой общей теории. Его идея основана на тезисе, что "деньги ответе за все вещи" (Экклезиаст) или "аренда деньги всегда достаточно, или более чем достаточно", и "меняется очень слабо..." Независимо от того, что спрос на деньги не ограничен или постоянной, Локк делает вывод, что спрос на деньги регулируется их количеством. Он также исследует детерминанты спроса и предложения. Для питания, товары в целом считаются ценными, поскольку они могут быть обменены, потребляются, и они должны быть ограничены. Товар пользуется спросом, поскольку они дают поток доходов. Локк развивает теорию ранней капитализации, таких как земля, которая имеет значение, потому что "производство товарной продукции приносит определенный годовой доход". Спрос на деньги почти такой же, как спрос на товары или землю, это зависит от того деньги нужны как средство обмена, или как кредитных ресурсов. Для средства обмена "деньги способны к обмену закупать необходимую нам или удобства жизни. "Для кредитных средств", речь идет о владении ту же природу с землей, путем выделения определенного годового дохода... или интереса. "

6.2. Мысли о деньгах

Локк выделяет две функции денег, как "мерило" для стоимости, и в качестве "залога", чтобы претендовать на товары. Он считает, что серебро и золото, в отличие от бумажных денег, является валютой для международных соглашений. Серебро и золото, говорит он, имеют равную ценность для всего человечества и поэтому может рассматриваться как залог любым товарам, в то время как стоимость бумажных денег действительна только при правительстве, который его выдает.

Локк утверждает, что страна должна искать благоприятный торговый баланс , чтобы не зависеть от других стран и нести убытки в торговле. Так как деньги мирового фонда постоянно растут, страна должна постоянно стремиться увеличить свои запасы. Локк развивает свою теорию иностранных бирж. В дополнение к товарного движения, также движения в стране денежной массы , и движение капитала определяет обменный курс . Последний является менее значительным и менее изменчивым, чем товарные движения. Как для страны денежной массы, если это большие по сравнению с другими странами, то это вызовет страны обмен подняться выше номинальной, а экспорт баланс будет делать.

Он также готовит оценки денежных требований в отношении различных экономических групп (землевладельцев, рабочих и брокеров). В каждой группе денежные требования тесно связаны с длиной периода оплаты. Он утверждает, брокеры - посредники - чья деятельность увеличить денежные схемы и чей доход является в доходы рабочих и землевладельцев, оказали негативное влияние на личное и народное хозяйство, хотя они якобы способствовали развитию экономики.

7. Политические взгляды

    Естественное состояние - состояние полной свободы и равенства при распоряжении своим имуществом и своей жизнью. Это состояние мира и доброжелательности. Закон природы предписывает мир и безопасность. Естественное право - право на частную собственность, право на действия, на свой труд и на его результаты. Сторонник конституционной монархии и теории общественного договора. Локк - теоретик гражданского общества и правового демократического государства (за подотчетность короля и лордов закона). Первым предложил принцип разделения властей: на законодательную, исполнительную и федеративную. Федеративная власть занимается объявлением войны и мира, дипломатическими вопросами и участием в союзах и коалициях. Государство создано для гарантии естественных прав (свобода, равенство, собственность) и законов (мир и безопасность), она не должна посягать на эти права, должна быть организована так, чтобы естественные права были надежно гарантированы. Разрабатывал идеи демократической революции. Локк считал правомерным и необходимым восстание народа против тиранической власти, посягает на естественные права и свободу народа.

Наиболее известен разработкой принципов демократической революции. "Право народа на восстание против тирании" наиболее последовательно развито Локком в работе? Размышления о славной революции 1688 года".

8. Произведения

Самые известные произведения - "Два трактата о правлении", "Письма о терпимости", а также "Разведка о человеческом разумении" (украинский перевод Натальи Бордуков вышел в харьковском издательстве "Акта").

    Локк стал одним из основателей договорной теории происхождения государства. Локк первым сформулировал принцип "разделения властей" на законодательную, исполнительную и федеральную. Именем Джона Локка назван один из ключевых персонажей известного телесериала "Затерянные". Фамилия Локк качестве псевдонима взял один из героев цикла фантастических романов Орсона Скотта Карда о Эндер Виггине. В русском переводе англоязычное имя "Locke" неверно передано как "Локи". Фамилия Локк носит главный герой в фильме Микеланджело Антониони "Профессия: репортер" 1975 года В честь Джона Локка назван один из астероидов 7010 Локк.

Источники

    Ashcraft, Richard, 1986. Revolutionary Politics & Locke"s Two Treatises of Government. Princeton: Princeton University Press. (Discusses the relationship between Locke"s philosophy and his political activities). Ayers, Michael R., 1991. Locke. Epistemology & Ontology Routledge (The standard work on Locke"s Essay Concerning Human Understanding). Bailyn, Bernard, 1The Ideological Origins of the American Revolution. Harvard Uni. Press. (Discusses the influence of Locke and other thinkers upon the American Revolution and on subsequent American political thought). GA Cohen, 1995. "Marx and Locke on Land and Labour ", in his Self-Ownership, Freedom and Equality, Oxford University Press. Cox, Richard, Locke on War and Peace, Oxford: Oxford University Press, 1960. (A discussion of Locke"s theory of international relations). Chappell, Vere, ed., 19nn. The Cambridge Companion to Locke. Cambridge Uni. Press. Dunn, John, 1984. Locke. Oxford Uni. Press. (A succinct introduction.), 1969. The Political Thought of John Locke: An Historical Account of the Argument of the "Two Treatises of Government". Cambridge Uni. Press. (Introduced the interpretation which emphasises the theological element in Locke"s political thought). Macpherson. CB The Political Theory of Possessive Individualism: Hobbes to Locke (Oxford: Oxford University Press, 1962). (Establishes the deep affinity from Hobbes to Harrington, the Levellers, and Locke through to nineteenth-century utilitarianism). Pangle, Thomas, The Spirit of Modern Republicanism: The Moral Vision of the American Founders and the Philosophy of Locke (Chicago: University of Chicago Press, 1988; paperback ed., 1990), 334 pages. (Challenges Dunn"s, Tully"s, Yolton"s, and other conventional readings.) Strauss, Leo, Natural Right and History, chap. 5B (Chicago: University of Chicago Press, 1953). (Argues from a non-Marxist point of view for a deep affinity between Hobbes and Locke). Strauss, Leo, "Locke"s Doctrine of Natural law," American Political Science Review01. (A critique of W. von Leyden"s edition of Locke"s unpublished writings on natural law). Tully, James, 1980. "A Discourse on Property: John Locke and his Adversaries" Cambridge Uni. Press Waldron, Jeremy, 2002. God, Locke and Equality. Cambridge Uni. Press. Yolton, JW, ed., 1969. John Locke: Problems and Perspectives. Cambridge Uni. Press. Zuckert, Michael, Launching Liberalism: On Lockean Political Philosophy. Lawrence, KS: University Press of Kansas. Locke Studies, appearing annually, publishes scholarly work on John Locke.

Локк (Locke) Джон (1632-1704), английский философ, основатель либерализма. В "Опыте о человеческом разумении" (1689) разработал эмпирическую теорию познания. Отвергая существование врожденных идей, утверждал: все человеческое знание проистекает из опыта. Развил учение о первичных и вторичных качествах и теорию образования общих идей (абстракций). Социально-политическая концепция Локка опирается на естественное право и теорию общественного договора. В педагогике исходил из решающего влияния среды на воспитание. Основоположник ассоциативной психологии.

Вехи жизни и творчества

Происходил из семьи мелкого судейского чиновника. Получил философское и медицинское образование в Оксфордском университете. В 60-е годы занимался экспериментированием в лаборатории знаменитого химика Роберта Бойля, позднее - воспитатель и врач в семье первого графа Шефтсбери, одно время занимавшего должность лорда-канцлера Англии. Опыт воспитательной деятельности лег в основу педагогической теории Локка, изложенной впоследствии в трактате "Мысли о воспитании" (1693). Вместе с Шефтсбери он находился в эмиграции во Франции (где обстоятельно познакомился с картезианской философией) и в Голландии (где сблизился с Вильгельмом Оранским, который в 1688 в результате "славной революции" стал английским монархом). Вернувшись в 1689 на родину, Локк пользовался большим почетом и занимал ряд государственных должностей, но основное время уделял философскому творчеству. Умер в доме леди Мешем, дочери кембриджского платоника Ралфа Кедворта. Основное произведение - "Опыт о человеческом разумении" - начал писать в 1671, опубликовал его лишь в 1689. Кроме этого, им написаны "Послание о веротерпимости" (1689), "Два трактата о правлении" (1690), "Разумность христианства" (1695) и др.

Социально-политические воззрения

Локк считается отцом западного либерализма, теоретиком конституционной монархии и разделения властей на законодательную, исполнительную (включая судебную) и федеративную (внешних сношений), которые находятся в состоянии динамического равновесия в правильно устроенном государстве. В отличие от Томаса Гоббса, трактовавшего "естественное состояние" общества как "войну всех против всех", Локк считал таковым состояние свободы и равенства людей, живущих своим трудом. Однако он полагал, что главное естественное право людей - право на собственность - должно быть закреплено с помощью разумных законов, дабы исключить возникновение конфликтов. Для этого, согласно Локку, путем общественного договора создается политическое общество, формирующее правительство, ответственное перед народом. Локк был решительным противником теорий божественного происхождения королевской власти. Элементы его политической философии легли в основу идеологии и практики американской и Великой французской революций.

Истоки и содержание познания

Локк отвергает теорию врожденных идей, в частности факты истории и географии, учение врожденности фундаментальных принципов морали и религии (включая идею Бога). Локк показывает, что всеобщего согласия людей по поводу "первых принципов" (даже основных законов логики) никогда не бывает, самоочевидность же некоторых истин (например, истин арифметики) еще не свидетельствует об их врожденности.

В основе всякого знания, по Локку, лежат два вида чувственного опыта: внешний и внутренний. Внешние предметы, воздействуя на органы чувств, порождают "простые идеи"; душа при этом пассивна, это "чистая доска", на которой опыт пишет свои письмена в виде ощущений или чувственных образов вещей и их качеств. Внутренний же опыт основан на рефлексии над собственной деятельностью души. Допущение рефлексии в качестве особого источника познания рассматривалось некоторыми продолжателями Локка в 18 в. (например, Э. Кондильяком) как главная непоследовательность его сенсуалистической теории.

Вслед за Р. Бойлем Локк развивает теорию первичных и вторичных качеств. Под "качеством" он понимает силу (или способность) предмета вызывать в уме свою идею. Первичные качества - плотность, протяженность, форма, движение, покой, объем, число - это "реальные сущности", объективно присущие вещам свойства; они изучаются точными науками. Вторичные качества - цвета, вкусы, запахи, звуки, температурные качества - это "номинальные сущности"; вызываемые ими идеи не имеют прямого сходства с телами. Эти качества зависят от первичных и реализуются при наличии ряда условий (например, для восприятия цвета некоторого предмета необходимы сам этот предмет с определенными первичными качествами, достаточная освещенность помещения и нормальное функционирование зрительного аппарата человека).

Усложнение опыта. Роль языка и проблема субстанции

Посредством ассоциаций "простые идеи" внутреннего и внешнего опыта сочетаются в сложные. Так возникают три типа сложных идей: идеи субстанций, модусов и отношений (временных, причинных, тождества и различия). При образовании сложных идей душа, согласно Локку, активна. Любая "определенная" идея должна быть связана со знаком. Слова - это чувственные знаки идей, необходимые для общения и передачи мыслей; в философии языка Локка идеи функционируют как значения слов. Будучи умеренным номиналистом, он считал, что общие термины (понятия) - это знаки общих идей, "у которых отделены обстоятельства места и времени". Локковская теория образования абстракций получила название "традиционной" и в дальнейшем неоднократно критиковалась.

Локк одним из первых ученых в западноевропейской философии поставил проблему личного тождества, различая при этом "тождество человека" (тождество непрерывно сменяющихся частиц, соединяющихся с одним и тем же организмом) и "тождество личности" как разумного существа, наделенного самосознанием (последнее сближается у Локка с памятью); в этом смысле личность может сохраняться и при перемене телесной субстанции.

Виды знания и степени достоверности

Локк различал три вида знания по степени их достоверности: чувственное познание отдельных вещей; демонстративное (доказательное), т. е. знание соответствия или несоответствия идей друг другу, достигаемое опосредствованным путем (т. е. путем рассуждений, в т. ч. и силлогистических умозаключений); интуитивное, наиболее достоверное знание - непосредственное восприятие умом соответствия или несоответствия нескольких идей. Трактовка интуиции, однако, носит у Локка упрощенный характер; ее результатом оказываются тривиальные суждения типа "белое не есть черное", "три больше двух", "целое больше части" и т. п.

Философия Локка оказала сильное воздействие на все последующее развитие англосаксонской философской традиции (включая развитие аналитической философии в 20 в.), на становление идей западноевропейского Просвещения, в частности, деизма.

Сочинения:

Сочинения в трех томах. М., 1985-88.