Двуглавый орет. Почему орел двуглавый? Как образовались и что означают символы на гербе Российской Федерации

Герб является одним из символов государства, наравне с флагом с гимном. Если значение триколора известно большинству, то почему на гербе двуглавый орел - для многих остается загадкой. Он был принят в 1993 г. Указом первого президента РФ Бориса Ельцина. Но, конечно же, такое изображение было выбрано не случайно и имеет свою историю.

Описание герба и символическое значение

Герб России изображается в форме красного геральдического щита, на котором расположен золотой двуглавый орел, расправивший крылья. Над каждой головой орла находится корона, между которыми расположена еще одна, и все они соединяются золотой лентой. В правой лапе у орла находится скипетр, а в левой - держава. На груди у птицы нарисован красный щит, на котором изображен всадник, поражающий своим серебряным копьем дракона.

Все изображения, расположенные на гербе, имеют особое значение. Изображение двуглавого орла пришло из Византийской империи. Помещение правителями этой птицы на российский герб показывало политическую связь между Россией и Византией, обмен культурами и принятие христианства.

Три короны символизируют независимость Российского государства. Изначально они имели другое значение - символизировали три ханства, которые смогли себе подчинить московские князья. Скипетр и держава символизируют государственную власть. Всадник, изображенный на маленьком щите, - это не кто иной, как Георгий Победоносец, который одерживает победу над злом. Он считается олицетворением защитника России, покровительствует Москве и изображается на ее гербе.

Впервые символ этой двуглавой птицы был отмечен при Иване III в 1497 г. Его изображение было на царской печати. Причины, из-за которых царь решил использовать именно орла, до сих неизвестны.

Примерно тогда же к символам государства добавляется всадник, который позднее будет назван Георгием Победоносцем. Первый случай появления изображения двуглавого орла был, когда царь скрепил своей печатью грамоту, предоставлявшую право на обладание участками земли. Также в период царствования Ивана III изображение этой птицы появилось на стенах Грановитой палаты Кремля.

Несмотря на то, что специалисты до сих пор ведут дискуссии о том, почему же выбор пал на орла, и его стали использовать российские монархи. Самой популярной считается следующая версия: женой Ивана III была племянница последнего императора Византии, Софья Палеолог. Это предположение было озвучено еще Карамзиным. Но у нее есть несколько причин, которые заставляют усомниться в правдивости этой теории:

  1. Местом рождения Софии был город, которой был не близко расположен к Константинополю.
  2. Двуглавого орла поместили на герб спустя продолжительное время после заключения союза между Софьей и Иваном.
  3. Иван III никогда не претендовал на византийский престол.

Историки так и не знают достоверно, почему именно такая символика была взята для российского герба. Интересным фактом еще является то, что орлиное изображение использовалось на монетах Новгорода.

Двуглавый орел признается государственным символом на официальном уровне при Иване Грозном. В самом начале к орлу был добавлен единорог, позднее его заменили на всадника, который с помощью копья поражает дракона. Поначалу всадника олицетворяли с самим монархом, но уже при Иване Грозном его стали называть Георгием Победоносцем. При Петре Первом такая трактовка была официально утверждена.

Когда на царствование вступает Борис Годунов, к изображению орла и наездника добавляются три короны, которые размещены над орлиными головами. Они олицетворяли взятие московскими князьями татарских ханств: Сибирское, Казанское и Астраханское. С середины 16-го века стали изображать двуглавую птицу "агрессивной", готовой к нападению: раскрытый клюв, высунутый язык. В этом можно увидеть воздействие европейских тенденций.

В конце 16-го - начале 17-го вв. между двумя головами был помещен голгофский крест, который символизировал независимость церкви в России. Иногда использовалось изображение орла и двух корон, между которыми располагался восьмиконечный христианский крест. В Смутное время все Лжедмитрии пользовались царскими печатями, на которых было изображение российского герба. Когда Смутное время закончилось и на престол взошел монарх из рода Романовых, в гербе произошли небольшие изменения. У двуглавого орла появились расправленные крылья.

Герб в период царствования Романовых и послереволюционный период

Знаки царской власти, скипетр и держава, впервые изображаются вместе с орлом во Алексея Михайловича Романова. Тогда же появились первые официальные очерки о гербе. В эпоху царствования Петра I короны над орлиными головами приобретают "имперское" оформление, тогда же для герба было сделано цветовое оформление. Для орлиного тела был выбран черный цвет, а для головы, клюва, лап и языка - золотой. Дракон также выполнен в черном цвете, а наездник - в серебряном.

Во времена царствования Павла I в герб российского государства внесли изменения, связанные с захватом англичанами Мальты (которой покровительствовал император). К символам Российской империи добавился мальтийский крест, который обозначал претензии России на мальтийскую территорию.

После Февральской революции было решено оставить на гербе двуглавую птицу без императорских корон и Георгия Победоносца. Герб, созданный большевиками, был принят в 1920 г. и использовался до 1992 г. Современный герб некоторые критикуют за то, что на нем изображено большое число символов самодержавия, которые не предназначены для президентской республики. В 2000 г. был принят закон, в котором утверждено точное описание герба и рассказан порядок его использования. Хотя неизвестно, почему на гербе России двуглавый орел, тем не менее, еще со времен Московского государства он является государственным символом.

На груди Орла со времен Петра I был помещен древнейший герб Москвы. На нем – изображение Всадника Небесного, олицетворяющего образ Святого Великомученика и Победоносца Георгия, поражающего копьем Змия, что символизирует извечную борьбу Света и Тьмы, Добра и Зла. В лапах Орел прочно удерживает скипетр и державу – незыблемые символы власти, державности, единства и целостности государства.


В настоящее время двуглавый орел изображен на гербах Албании, России, Сербии, Черногории.

Существует множество мифов и научных гипотез о причинах появления двуглавого орла в России. По одной из гипотез, основной государственный символ Византийской Империи – двуглавый Орел – появился на Руси более 500 лет назад в 1472 г., после брака Великого князя Московского Иоанна III Васильевича, завершившего объединение русских земель вокруг Москвы, и византийской царевны Софьи (Зои) Палеолог – племянницы последнего константинопольского императора Константина XI Палеолога-Драгаса.
В XVIII веке первый русский историк В. Н. Татищев, ссылаясь на «старую историю Соловетского манастыря», писал: «Иоан Великий (Иоанн III), по наследию своей княгини Софии, принцессы греческой, принял за государственный герб орел пластаной с опушенными крыльями и двумя коронами над головами, который и сын его употреблял». В подтверждение версии Татищева обнаружилась печать, привешенная к жалованной меновой и отводной грамоте великого московского князя Ивана III Васильевича князьям волоцким Федору и Ивану. На лицевой стороне печати был изображен всадник, пронзающий шею дракона, а на обратной стороне двуглавый орел. Грамота и соответственно печать датировались 1497 годом. Версию Татищева поддержал Н. М. Карамзин, в «Истории государства Российского» написав: «Великий князь начал употреблять сей герб с 1497 года».

Двуглавый орел – древнейший солнечный символ


Большинство исследователей этого символа считают, что орел связан с солнцем. Логика здесь такова: орел - царь птиц, Солнце - царь всех планет; орел летает выше всех, то есть ближе всех к солнцу. Орел является символом с множеством смыслов. Орел всегда олицетворяет власть и благородство, напоминая человеку о его возвышенном происхождении и божественной природе. Большие распростертые крылья являются символом защиты, острые когти – символом непримиримой борьбы со злом, а белая голова символизирует справедливую власть. Помимо этого, с орлом всегда ассоциируется сила, храбрость, нравственность и мудрость.
Орел с глубокой древности известен как царский символ. Он знак верховенства. Он знак царей земных и небесных. Орел - посланник Юпитера. В орла превращается Зевс, чтобы похитить Ганимеда.
Двуглавый орел означает возможность усиления власти, распространение ее на запад и восток. Аллегорически древнее изображение двуглавой птицы могло означать еще недремлющего стража, который видит все и на востоке, и на западе.
Орел всегда был солярным символом, являющимся атрибутом солнечных богов во многих культурах. Его рассматривали как священную эмблему Одина , Зевса , Юпитера, Митры , Нинурты (Нингирсу), Ашшура – ассирийского бога бури, молнии и плодородия. Двуглавый орел символизировал Нергал а (Марса), божество, олицетворяющее испепеляющую жару полуденного солнца. А также бога подземного мира.
Орла также рассматривали как посланца богов, который соединял земную и небесную сферу. А в Месоамерике он к тому же считался символом пространства из света и небесным духом.
В христианстве орел служил воплощением божественной любви, справедливости, храбрости, духа, веры, символом Воскресения. Как и в других традициях, орел играл роль посланника небес.

Четверг, декабря 6, 2012

Все мы привыкли к Московскому гербу, к изображению Георгия Победоносца на коне, поражающего змея. Однако, мы не задумываемся о его истории, о том, откуда и когда он попал в Россию. Стоит сказать, что святой Георгий – общехристианский святой, почитаемый и во многих других странах, например он покровитель Англии. И иностранцы порой очень удивляются, откуда он тут – в Москве, на гербе города и даже страны.

Так кем же был Георгиий Победоносец, где произошла история со змием, как он попал ни герб Москвы и почему ему очень удивляются иностранцы —>

Официально герб города Москвы существует с 20 декабря 1781 года. В этот день он был «высочайше утвержден» вместе с гербами других городов Московской губернии. В Полном собрании законов Российской империи наш столичный герб описан так: «Святый Георгий на коне против того ж, как в средине государственного герба, в красном поле, поражающий копием чернаго змия». Отмечалось также, что герб «старый». Это означало, что эмблема была известна ранее. Действительно, всадник, поражающий копьем дракона, использовался в течение нескольких столетий как составная часть державного российского герба. То есть как такового герба в древности не существовало, но зато были печати и монеты, с подобными изображениями.

Обычай помещать на печатях и монетах портрет князя, а также изображение святого, которого князь считал своим покровителем, пришел на Русь из Византии в конце Х столетия. В начале XI века на монетах и печатях князя Ярослава Мудрого, принявшего имя Юрий (Георгий), появляется изображение святого Георгия. Основатель Москвы Юрий Долгорукий продолжил эту традицию. На его печати тоже святой, стоящий во весь рост и вынимающий меч из ножен. Изображение святого Георгия было на печатях и брата Юрия Долгорукого Мстислава, воин-змееборец присутствовал на многочисленных печатях Александра Невского, встречается он на монетах Ивана II Красного и сына Дмитрия Донского Василия. А на монетах Василия II Темного эмблема святого Георгия приобретает вид, близкий к тому, что позднее утвердился на московском гербе. Покровителем Москвы святой Георгий считается со времён Дмитрия Донского.


Печать Ивана III

Первое письменное сообщений о всаднике, поражающем дракона, приносит Ермолинская летопись. В ней говорится, что в 1464 году скульптурный образ святого Георгия был помещен над въездными воротами Фроловской башни - главной башни Кремля. Ставил сей образ Василий Ермолин. Ряд историков XIX века принимали это изваяние знаменитого русского зодчего за московский герб, ведь Фроловские ворота считались главными, даже князья снимали шапку, проходя через них. Очень заманчиво было бы считать эту скульптуру гербом Москвы, но здесь, скорее всего, это скульптурное изображение имело охранительные функции, так как через два года тот же Ермолин поставил над воротами башни с внутренней стороны образ святого Дмитрия.

Окончательное утверждение всадника-змееборца как герба Московского княжества произошло при Иване III (княжил с 1462 по 1505 гг.) и совпало по времени с завершением объединения основной части русских земель вокруг Москвы. Сохранилась печать 1497 года, на которой всадник, поражающий копьем змея-дракона, окружен надписью: «Печать великого князя Ивана Васильевича», а на обороте печати, не имеющей рисунка, надпись повторена, но к ней добавлено - «всея Руси». С этого момента можно считать, что герб Московского княжества на какое-то время становится и гербом всея Руси.

Интересно, что до XVIII века «московский ездец» не воспринимался никем из современников как святой Георгий.
Простые жители, объясняя это символическое изображение, говорили, что это «царь на коне победил змия», или «великий государь наш на аргамаке», или «сам царь с копьем», а то и «человек на коне с копьем колет змея». «Святым Егорием» называет всадника царь Петр I только в XVIII веке.


Герб Москвы, 1730.

Окончательное имя всадника как Георгий Победоносец утвердилось в связи с развитием в России геральдики и созданием городских гербов. Городская символика в петровское время появилась вместе с созданием системы формирования и размещения полков русской армии. Полки распределялись по городам и получали название по имени города, реже - губернии. Вместе с названием полк получал на свое знамя и эмблему города. Московские полки с 1712 года помещали на своих знаменах двуглавого орла под тремя коронами, а на груди орла, в щитке, располагался всадник, колющий копьем дракона.


Герб Москвы, 1781.

В 1729 - 1730 годах на знаменах московских полков остался только всадник в короне, колющий копьем змея. С утверждением статуса городского знака святой Георгий, будучи частью государственного герба, именовался гербом Москвы - исторического центра Российской империи. Московский герб сделан был по «образу и подобию» фигуры, размещенной на груди орла в государственном гербе.


Герб Москвы, XVIII век.

В указе 1781 года об утверждении гербов Московской губернии описание московского герба почти полностью повторяет герб 1730 года: «Москва. Святой Георгий на коне против того же как в середине Государственного герба, в красном поле, поражающий копьем черного змия». Герб Москвы просуществовал в таком виде вплоть до середины XIX века, когда в результате реформы в русской геральдике, проведенной по указанию императора Николая I, он был значительно изменен. Подобный же вид имеет «герб столичного города Москвы», который высочайше утвержден несколько позднее - 16 марта 1883 года, он и просуществовал до 1917 года. А в 1993 году был введен новый московский символ, созданный по мотивам герба Москвы, утвержденного в 1781 году.


Герб Мосвквы, 1856.


Герб Москвы, 1883.


Современный герб Москвы, c 1993 года. За основу взят герб не XIX века, а XVIII.

Георгий победоносец и змей
Убийство змея (дракона) является одним из самых известных посмертных чудес святого Георгия. По легенде, змей опустошал землю одного языческого царя в Бейруте. Как гласит предание, когда выпал жребий отдать на растерзание чудовищу царскую дочь, явился Георгий на коне и пронзил змея копьем, избавив царевну от смерти. Явление святого способствовало обращению местных жителей в христианство. Это сказание часто толковалось иносказательно: царевна - церковь, змей - язычество. Также это рассматривается как победа над дьяволом - «древним змием».
Существует вариант описания данного чуда, относящегося к жизни Георгия. В нём святой покоряет змея молитвой и предназначенная в жертву девушка ведёт его в город, где жители, видя это чудо, принимают христианство, а Георгий убивает змея мечом.


Святой Георгий на иконе второй половины XVI века, из Новгорода.

Почитание святого Георгия в других странах
Этот святой стал необычайно популярен ещё со времен раннего христианства. Он претерпел муки в Никомидии, а вскоре его стали почитать в Финикии, Палестине, затем и на всем востоке. В Риме в VII веке было уже две церкви в честь него, а в Галлии его почитают с V века.


Святой Георгий на Грузинской иконе.

Георгий считается покровителем воинов, земледельцев и пастухов, а в ряде мест - путешественников. В Сербии, Болгарии и Македонии верующие обращаются к нему с молитвами о ниспослании дождя. В Грузии к Георгию обращаются с просьбами о защите от зла, о даровании удачи на охоте, об урожае и приплоде скота, об исцелении от недугов, о чадородии. В Западной Европе считается, что молитвы святому Георгию (Джорджу, Хорхе) помогают избавиться от ядовитых змей и заразных болезней. Святой Георгий известен исламским народам Африки и Ближнего Востока под именами Джирджис и аль-Хадр. Георгий является также покровителем Португалии, Генуи, Венеции (вместе с ап. Марком) и Барселоны. Ну, и конечно же, Англии. Ещё в X веке в Англии строили церкви, посвящённые св. Георгию, а в XIV веке он был официально признан небесным покровителем Англии.


Святой Георгий на русской иконе XVI века, из города Устюжна.

Изображения святого Георгия
Самой популярной темой для изображений конечно же является «чудо о змие». Рисовали его во все времена и во многих странах, но особенно много – в эпоху ренессанса, в Италии. В качестве примеров несколько икон и картин про Георгия Победоносца, убивающего змея.


1471 год, Джованни Беллини (Италия).


1456 год, Паоло Уччелло (Италия)


1505-06 годы, Рафаэль Санти (Италия)


1606-07 годы, Рубенс (Голландия)


1890 год, Гюстав Моро (Франция)


1912, Август Маке (Германия)

В цвете всего этого становится понятным, почему иностранцы так странно реагируют на изображения святого Георгия в Москве.

Московского княжества были изображены двуглавый орел и всадник, ведущий бой с драконом. Орел – это символ Византийской империи, который пришел на русскую землю вместе с принцессой Софьей, на которой Иван III. Каждый из монархов привносил свои изменения в на гербе Российского государства, но значительные преобразования относятся к времени правления Александра I. Именно с его легкой руки, согласно историческим данным, орел расправил крылья, а в его лапах появились громовые стрелы, факел и венок из лавра.

Герб Российской империи и его значение

Окончательно герб Российской империи сформировался к 1885 году. Именно тогда на нем появились три короны, которые возвышаются над головами орла, и он имел два варианта – Большой и Малый. Причем этот герб считается и сейчас самым сложный из всех существующих, в плане прочтения и в плане значения рисунка.

Многие современники задаются вопросом о том, что же символизируют три короны на гербе России. Согласно трактованию, относящемуся к 1625 году, они символизируют соединение в единое государство Астраханского, Сибирского и Казанского царств. Кроме этого, они стали символом Святой троицы и трех добродетелей христианского значения – Веры, Надежды и Любви. Но к 1670 году, после единения трех великих славянских народов, у корон появилось еще одно значение – они указывали на братство белорусов, украинцев и русских.

Значение двуглавого орла также менялось, в зависимости от происходящих перемен в истории России. Но суть осталась прежней - орел является олицетворением величия народа, его способности побеждать, преодолевать любые препятствия. Две его головы указывают на единение двух культур – восточной и западной, на его двойную мудрость и силу, указывают на его неустанное бдение за врагами, на способность к всевидению и процветанию.

Герб Российской Федерации и его значение

В эпоху коммунизма от герба царского образца российское правительство отказалось как от символа старого режима власти. Но в 1993 году был принят новый проект российского герба, который вновь вернул изображение в виде двуглавого орла, увенчанного тремя коронами.

На современном гербе Российской золотой двуглавый орел расположен на червонном фоне, в лапах он держит скипетр и державу, а грудь его защищает щит с серебряным всадником в лазоревом плаще, поражающий черного дракона.

Три короны над головами орла, в современном политическом прочтении, стали символами суверенитета государства, равноправного троевластия в – законодательной, судебной и исполнительной систем.