Интересные факты про Михаила Клеофаса Огинского. Где в Витебске находился дом Огинских и их крипта

жизнь как роман

Михаила Клеофаса Огинского , 250-летие со дня рождения которого ЮНЕСКО отмечало в 2015 году, многие знают как автора легендарного полонеза «Прощание с Родиной».

Хоть композитор и родился неподалеку от Варшавы, сам он в мемуарах утверждал, что принадлежит к «литвинскому» роду, а род Огинских в ХVI-XVIII веках считался одним из самых богатых и влиятельных в Великом Княжестве Литовском.

В день смерти Михаила Клеофаса (умер он 15 октября 1833 года в возрасте 68 лет) мы собрали интересные факты про человека, жизнь которого была похожа на приключенческий роман.

Прадед Огинского был воеводой в Витебске. Михаил Клеофас считал себя политическим деятелем, а не композитором

Михаилу Огинскому пророчили будущее великого политика или военачальника, да и могло ли быть по-другому, если все его предки занимали высокие посты. Прадед был воеводой в Витебске, дядя – воеводой в Вильно и великим гетманом литовским, а дед и отец возглавляли Трокское воеводство.

Уже в 20-летнем возрасте Михаил Клеофас стал депутатом сейма Речи Посполитой. Его речь на заседании была настолько убедительной, что Михаила избрали членом финансовой комиссии ВКЛ.

Вскоре будущего композитора назначили послом Речи Посполитой в Голландии, затем отправили для ведения переговоров в Англию. Там Огинский время зря не терял: смог не только успешно договориться о расширении торговых контактов, но и познакомиться с местными достопримечательностями и даже взять несколько уроков музыки.

Все это время Михаил Клеофас вел дневник, в котором описывал то, чем занимался за границей. Что интересно, в своих записях Огинский считал себя, в первую очередь, политическим деятелем, а музицирование рассматривал как увлечение.

Писать музыку Михаил Клеофас впервые попробовал в 1792 году, когда уже вернулся в Варшаву. Первый полонез, написанный композитором, считается утерянным, а вот второй сделал своего автора известным. Речь идет о «Полонезе смерти», посвященном разделу Польши. Осенью это музыкальное произведение уже исполняли на балах в Петербурге.

Командир белорусско-литовских повстанческих сил и встреча с Наполеоном

Композитора выбрали в повстанческий Временный совет, он на собственные деньги вооружил отряд из почти полутысячи человек и вскоре принял первое боевое крещение между Ошмянами и Солами.

После победы отряд отправился на Минск. Там Михаил Огинский, согласно записям в его мемуарах, собирался дать свободу 12 тысячам крестьян, которые находились во владении семьи Огинских, и таким образом пополнить численность своего отряда. Несмотря на то, что этого не случилось, Огинского назначили командиром всех белорусско-литовских повстанческих сил, и он осуществил несколько успешных походов.

Когда восстание потерпело поражение, а за голову Огинского назначили награду, он был вынужден бежать в Италию, оттуда в Турцию. В Париже композитор встречался с Наполеоном и просил помощи французов в восстановлении независимости Речи Посполитой. Несмотря на то, что Бонапарт принял литвина довольно любезно и даже прослушал несколько его музыкальных произведений, в помощи повстанцам он отказал.

«Северные Афины» и более 40 фортепианных пьес

Дядя Михаила – Франтишек Огинский – в 1802 году подарил племяннику имение Залесье в Ошмянском уезде Виленской губернии (сегодня – Сморгонский район Гродненской области). Вскоре усадьба стала культурным центром, ее стали называть «Северными Афинами».

В Залесье часто собирались гости, проводились музыкально-литературные вечера, во время которых на скрипке играл сам хозяин.

Когда на эти земли пришел Наполеон, композитор уехал в Петербург к Александру І, с которым познакомился на балу в Минске в 1802 году. К слову, узнав об этом, Наполеон был очень разочарован, ведь он считал что они с Огинским поняли друг друга во время встречи в Париже.

После войны Михаил Клеофас вернулся в родное имение, которое практически не пострадало, помогал крестьянам восстанавливать хозяйство и сочинял музыку.

По мнению Светланы Немогай, которая занималась изучением жизни и творчества Михаила Огинского, всего композитор написал порядка 40 фортепианных пьес, из них 25 полонезов, а также вальсы, мазурки, кадрили, марши. Кроме этого, ему принадлежат 18 вокальных произведений: песни, романсы и даже одноактовая опера «Зелис и Валькур, или Бонопарт в Каире».

«Прощание Родиной»

Есть несколько версий того, когда Михаил Огинский написал самое известное свое произведение – «Прощание с Родиной».

Чаще всего можно встретить информацию, что это случилось в конце ХVIII века, когда после поражения восстания Огинский направлялся в эмиграцию и переходил российско-прусскую границу.

Но, например, Адам Мальдис придерживается другой версии. По его мнению, поездка в Прусссию была кратковременной, а вот по-настоящему Огинский прощался с Родиной в начале 1820-х годов, когда твердо решил уехать в Италию.

На это у композитора, по мнению Адама Иосифовича, было две причины. Во-первых, Михаил Огинский разочаровался в консервативной политике Александра І и считал, что уже не сможет быть полезным своей стране. А во-вторых, он утратил интерес к семейной жизни. Его вторая жена Мария де Нери, по мнению современников, вела себя неподобающе. Есть даже версия, что Михаил Огинский не был отцом ее детей. В это время Михаил Клеофас и мог написать «Прощание с Родиной».

Дом Огинских в Витебске и крипта, которая не сохранилась до наших дней

Представители рода Огинских жили и на Витебщине. Мы писали о том, как

Впервые здание упоминается в документе 1627 года, а как оно выглядело, можно увидеть на «Чертеже места Витебска 1664 года».

Из-за особенностей архитектуры его называли «домом с куполом». Просуществовала усадьба до конца XVIII-начала XIX века, затем на этом месте разместилась базилианская школа.

Первым владельцем дома был князь Лев Самуил Огинский, который помимо всего прочего финансировал восстановление Свято-Троицкого Маркова монастыря. Его сын – Симеон Карл – также жертвовал деньги монастырю. А вот Марциан Михал Огинский (кстати, прадед Михаила Клеофаса) выступил меценатом строительства костела святого Иоисифа (в будущем Николаевского собора на площади Свободы).

Размещался дворец в районе здания первой городской электростанции (проспект Фрунзе, 11). Фото Саши Май

В Витебском иезуитском костеле были похоронены несколько представителей рода Огинских, но их крипта, к сожалению, до нашего времени не сохранилась.

Михаи́л Клеофа́с Оги́нский (польск. Michał Kleofas Ogiński; 25 сентября 1765, Гузув близ Варшавы, Мазовецкое воеводство, Речь Посполитая — 15 октября 1833, Флоренция, Великое герцогство Тосканское) — знаменитый польский композитор и политический деятель Речи Посполитой, Великого княжества Литовского, участник восстания Костюшко, граф.Политической деятельностью занялся в 1789 году.

С 1790 года посол Речи Посполитой в Голландии, с 1791 — в Англии, в 1793—1794 — казначей Великого княжества Литовского. В 1794 году участвовал в восстании за восстановление независимости Речи Посполитой во главе сформированного им батальона егерей. После поражения восстания эмигрировал в Константинополь, где стал активным деятелем эмиграции, затем переехал в Париж. В Париже контактировал с Талейраном и французской директорией с целью восстановления независимости Речи Посполитой.

После ослабления надежд на восстановление независимости и объявленной амнистии в 1802 году вернулся в Россию и поселился в деревне Залесье (на территории современного Сморгонского района Белоруссии). В 1807 году встречается с Наполеоном в Италии.

В 1810 году Огинский переезжает в Петербург и становится сенатором Российской империи, активно занимается политикой. В 1810—1812 годах — доверенное лицо императора Александра I. Предлагает последнему проект создания Великого княжества Литовского в составе Российской империи, известный под названием План Огинского, который, однако, был отвергнут.

В 1817 году Огинский переезжает в Вильно. В 1823 году пошатнувшееся здоровье вынуждает его переехать в Италию, где он прожил последние 10 лет жизни.Композиторский талант проявился у Огинского в 1790-е годы. В этот период он пишет многочисленные боевые песни, марши, полонезы. Наибольшую известность получил полонез «Прощание с Родиной» (польск. Pożegnanie Ojczyzny), более известный как полонез Огинского. Ряд исследователей также приписывает Огинскому музыку польского гимна Jeszcze Polska nie zginęła. Произведения Огинского приобрели большую популярность у участников восстания 1794 года.

В эмиграции композитор продолжает свою творческую деятельность. С именем Наполеона связана единственная опера Огинского «Зелида и Валькур, или Бонапарт в Каире» (1799).

Значительную часть его наследия составляют фортепианные пьесы: польские танцы — полонезы и мазурки, а также марши, менуэты, вальсы, романсы.

http://www.tvp.pl/player/video?id=28418874

Что дает нам право считать Михаила Клеофаса Огинского также белорусским композитором? Насколько богатое музыкальное наследство он оставил после себя? Какие произведения Огинского, на тот момент участника восстания под руководством Тадеуша Костюшко, исполнялись в императорских палатах в Петербурге? Название какого музыкального инструмента происходит от итальянского слова со значением «связка»? Об этом и о многом другом ведущие передачи Алесе Литвиновской и Глебу Лободенко расскажет музыкант, лауреат международных конкурсов, дирижер Алексей Фролов.

Михаил Клеофас Огинский (1765-1833), государственный деятель Речи Посполитой, дипломат, композитор, родился в имении Гузов около Варшавы. Его семья принадлежала к высшим аристократическим кругам, поэтому с первых лет жизни мальчик присоединился к интеллектуальным и художественных ценностям, в том числе музыке. Михаил Клеофас получил разностороннее образование и сделал блестящую карьеру. Огинскому не было и 20 лет, когда он стал депутатом сейма.

Уже в 1794 году он вошел в Национальный совет в качестве виленского делегата и в составе одного из воинских формирований, созданных на его собственные средства, сражался на стороне повстанцев под руководством Тадеуша Костюшко. После подавления восстания на семь лет уехал в эмиграцию. В 1801-м возвращается на родину и в Гродно присягает на верность российскому императору. В феврале 1802-го приезжает в Петербург.

В апреле 1802 года Михаил Клеофас Огинский едет в д. Залесье, в дарованное ему молодечненским графом Франциском Ксаверием Огинским родовое поместье, где создает новую семью и восстанавливает заброшенное хозяйство. Залесье превращается в настоящий культурный центр, жизнь которого полна музыкальными событиями. Огинский работает над камерно-вокальными и инструментальными миниатюрами, начинает писать свои литературные произведения — четырехтомные «Мемуары про Польшу и поляков с 1788 до 1815 года», в которых он неоднократно подчеркивал свое литвинское происхождение (изданы в Париже в 1827-1828 годы) и трактат «Письма о музыке» (закончен в 1828-м). Именно здесь, в Залесье, Огинский написал свой знаменитый полонез «Прощание с Родиной». В 1817 г. в Вильнюсе выходят два сборника полонезов и романсов.

В 1810 году Огинский получил от Александра I должность сенатора Российской империи и чин тайного советника, ордена св. Владимира и Александра Невского. В мае 1811-го он подал царю проект об учреждении Великого княжества Литовского, которое должно было объединить восемь губерний. Однако Александр I проект отклонил. В июне 1812 года Огинский отступает вместе с российскими войсками в Петербург. После войны с Наполеоном он возвращается в Залесье, где остается до 1822 года, потихоньку отходя от политических дел.

В 1822-м Огинский с семьей покинул Беларусь навсегда и выехал в Италию. Там его главным делом становится литературная и музыкально-редакторская деятельность. Умер композитор 15 октября 1833 года, похоронен на монастырском кладбище при храме Санта Мария Новелла, позднее перезахоронен в пантеоне Санта Кроче. В апреле 1996 года в Флоренции, на доме, где жил Огинский, открылась мемориальная доска (скульптор В. Янушкевич). Бывшая усадьба Огинских перешла в ведение Министерства культуры, в ней действует музей композитора.

На сегодняшний день наследие Михаила Клеофаса Огинского насчитывает 20 полонезов, 4 марша, 4 вальса, 3 мазурка, галоп, менуэт, многочисленные романсы, оперу «Зелида и Валькур, или Бонапарт в Каире», написанную на собственное либретто.

В современной России классическая музыка не имеет широкой популярности. Классические музыкальные произведения, известные всем, можно пересчитать по пальцам.

В это число, без сомнения, входит полонез «Прощание с Родиной», известный также как «Полонез Огинского».

Ещё из школьного курса музыки ученики советских, а затем и российских школ узнавали, что композитор Огинский написал своё произведение, навсегда прощаясь с Польшей после поражения восстания, в котором участвовал.

Удивительное дело — несмотря на то, что восстание Тадеуша Костюшко , в котором участвовал композитор, было направлено против Российской империи, в нашей стране Огинскому всегда сочувствовали и сопереживали несчастью, вдохновившему его на творчество.

Но неудачное восстание и создание полонеза — это всего лишь один эпизод из жизни Михаила Огинского, похожей на приключенческий роман, где перемешаны политика, музыка и любовь.

Внук воеводы, сын воеводы, племянник воеводы

Михал Клеофас Огинский родился 25 сентября 1765 года в поместье Гузов в Мазовецком воеводстве, недалеко от Варшавы.

Собственно, Огинские по происхождению не были поляками. Предки князей Огинских являлись потомками западных русинов — белорусов, принявших католицизм. По этой причине автор полонеза скорее Михаил, а не Михал. С фамилией тоже есть путаница — в польском варианте она произносится как «Огиньский», в то время как в русском варианте мягкий знак отсутствует.

Князья Огинские полагали, что их родословная идёт от самого Рюрика . В Речи Посполитой они занимали положение, соответствующее столь высокородному происхождению. Предки Михаила занимали высокие должности во входившем в Речь Посполитую Великом княжестве Литовском. Прадед Михала Клеофаса был витебским воеводой, дед и отец — трокскими воеводами, а его дядя Михал Казимир Огинский был виленским воеводой и Великим гетманом Литовским.

Учиться, учиться и ещё раз учиться

Родные Михаила были убеждены, что и его ждёт большая политическая карьера, и готовить к ней мальчика стали с малых лет. Для его воспитания был приглашён Жан Ролен, ранее обучавший будущего императора Австрии Леопольда II и считавшийся одним из лучших педагогов Европы.

Чтобы понимать, насколько серьёзно готовили Михаила, нужно сказать, что в возрасте 7 лет учебные занятия занимали у него до 16 часов в день.

Находилось время и для обучения музыке, причём весьма серьёзного. Михаилу прививали не только навыки игры на музыкальных инструментах, но и преподавали теорию музыки. Ирония судьбы — музыкальным педагогом Михаила Огинского, прославившегося как пламенный польский патриот, был Осип Козловский , ставший автором музыки первого гимна Российской империи «Гром побед, раздавайся!».

Министр и повстанец

В возрасте 19 лет Михаил Огинский стал депутатом польского сейма, затем послом Речи Посполитой в Нидерландах и Великобритании, а в 28 лет он стал министром финансов Великого княжества Литовского.

Блестящая политическая карьера омрачалась внутренними распрями в Речи Посполитой и потерей территорий, переходивших к более успешным соседям — Австрии, Пруссии и России.

Молодой политик оказался в числе тех, кто не был готов мириться с этим. Он примкнул к антироссийскому восстанию под руководством Тадеуша Костюшко.

Участие Огинского в восстании не было формальным — на собственные деньги он сформировал и вооружил отряд численностью боле 2000 человек, во главе которого не без успеха развернул партизанскую войну против русских войск.

Восстание Костюшко было жестом отчаяния. Против повстанцев выступили войска не только Российской империи, но также Пруссии и Австрии. Совместными усилиями выступление поляков было подавлено, Костюшко оказался в плену, а Михаилу Огинскому пришлось бежать.

Из князи — в грязи

В этот момент, согласно основной версии, и был написан знаменитый полонез.

Огинский, создавая «Прощание с Родиной», не был новичком. Он успешно совмещал политическую карьеру с музыкальным творчеством, и на его счету к тому времени было немало произведений. Но ни одному их них, как, впрочем, и тем, что были написаны позднее, не удалось повторить успех полонеза.

Восстание Костюшко обернулось катастрофой и для Польши, которая в результате очередного раздела исчезла с карты мира, и для самого Огинского, который лишился всех своих поместий.

Деньги и даже драгоценности жены он потратил на оплату оружия, амуниции и продовольствия для повстанцев и в итоге остался практически без средств к существованию.

Жена Михаила Изабелла , не понимавшая пассионарности мужа, вскоре оставила его, уехав к родственникам. Огинский продолжил скрываться в Европе в одиночку, меняя имена и места проживания.

Изабелла Ласоцкая, жена. Источник: Public Domain

Особо опасный преступник

Это не было манией преследования: за Огинским действительно шла охота. Российские власти по достоинству оценили таланты Михаила во время восстания и теперь желали отправить его в тюрьму.

Сам Огинский тоже не унимался. Он встречался с польскими эмигрантами, посещал Францию, где пытался добиться поддержки от революционного правительства, ездил в Константинополь, где призывал султана начать новую войну против России. Дипломатические усилия Михаила не возымели действия — ни одна из стран не желала вступать в войну с Российской империей, тем более, ради интересов Польши.

Измученный и разочарованный, Михаил Огинский приехал в Нидерланды, где раньше был послом. Старые связи ему помогли — король Нидерландов смог договориться с монархом Пруссии об амнистии для Огинского. Таким образом, одна из трёх стран, участвовавших в подавлении восстания, сменила гнев на милость, и Михаил получил возможность жить в Пруссии под своим именем.

Он воссоединился с женой, и Изабелла родила ему двух сыновей — Тадеуша и Ксаверия . Но в 1801 году супруги расстались. Возможно, Михаил так и не смог простить жене того, что она оставила его в трудную минуту. А быть может, Изабелла поняла, что Михаил ничуть не изменился и снова может ввязаться в политическую авантюру, потратив на неё все деньги семьи.

Император добр, а любовь зла

Но в 1802 году судьба Михаила Огинского делает крутой поворот — новый русский император Александр I объявляет амнистию участникам восстания Костюшко. Огинский не только получил право вернуться домой, но ему вернули и все его владения.

Подобной милостью Михаил был обязан поляку Адаму Чарторыйскому , входившему в ближайшее окружение молодого императора и убедившего Александра простить повстанцев.

Князь Огинский поселился в своём имении Залесье, где построил усадьбу и заложил парк.

В возрасте 37 лет Михаил Огинский женился на вдове своего умершего друга, графа Каэтана Нагурского , 25-летней Марии Нагурской , которая была итальянкой по национальности, родилась во Флоренции, и от рождения её звали Мария Нери .

Об этом браке Огинского ходила весьма дурная слава. Наиболее вежливые биографы называют его «легендарным», не вдаваясь в подробности. Более откровенные сообщают, что темперамент итальянки Марии не знал границ до такой степени, что количество её любовников не мог сосчитать никто.

Мария родила Михаилу четверых детей — трёх девочек и одного мальчика, но лишь в отношении одной из дочерей, Амелии, у современников не было сомнений в том, что её отцом является Огинский.

Несмотря на столь дурную репутацию жены, он прожил с ней целых тринадцать лет. Что ж, как говорится, любовь зла…

Сенатор Российской империи

В 1810 году дворянство Виленской и Гродненской губерний решало вопрос о том, кого направить к императору Александру I в качестве советника по делам края. Выбор пал на Михаила Огинского. Кандидатуру бывшего бунтовщика и польского политика поддержал и губернатор Михаил Кутузов .

Так, Михаил Огинский стал сенатором Российской империи и вошёл в число доверенных лиц русского императора, вернувшись в большую политику.

Князь увидел в этом возможность добиться для своей родины если не независимости, то хотя бы автономии, представив императору проект создания Великого княжества Литовского в составе Российской империи. Но Александр I отверг этот проект.

В 1817 году, устав от политической жизни, Михаил Огинский сложил с себя полномочия сенатора и вернулся в своё поместье, затем некоторое время жил в Вильно и Варшаве. Ни о какой новой опале речи не шло — к Огинскому в России относились благожелательно, никоим образом не попрекая прошлым.

В 1823 году Огинский, здоровье которого сильно пошатнулось, переехал во Флоренцию, где и провёл последние годы жизни.

Композитор нашёл последний приют рядом с Галилеем

Согласно второй, менее распространённой версии, прославивший его полонез был написан в 1820-х годах, когда немолодой и лишившийся надежд князь прощался со своей Родиной, которую ему уже не суждено было увидеть.

В 1831 году во Флоренции Огинский выпустил отдельной книгой сборник нот своих музыкальных произведений. Собирать было что — на счету композитора Огинского более 60 фортепьянных композиций, романсы, песни и даже одна опера под названием «Зелис и Валькур, или Бонапарт в Каире».

Михаил Огинский умер во Флоренции 15 октября 1833 года. Бурная молодость дала о себе знать — после смерти композитора пошли слухи, что его убили, заколов кинжалом, якобы отомстив за прежние похождения. Но вряд ли кто всерьёз захотел бы мстить больному 68-летнему мужчине, давно отошедшему от политических дел.

Похоронили Михаила Огинского в Пантеоне выдающихся личностей во флорентийской церкви Санта Кроче рядом с Галилео Галилеем , Микеланджело Буонарроти , Джоаккино Россини и Никколо Макиавелли .

А написанный им полонез завораживает всё новые и новые поколения слушателей в разных странах мира…

ПОЛОНЕЗ ЖИЗНИ МИХАЛА ОГИНЬСКОГО

Был не только госчиновником, но и композитором-любителем. Он написал довольно много музыкальных произведений, и некоторые из них даже стали популярными в Российской империи. «Полонез Огиньского» и – одно и то же произведение. Первый вариант – народное название, второй – авторское.

С места – в карьер

1765 года в местечке Гузув, в семи километрах от Варшавы появился на свет мальчик, которого назвали Михалом . Такое имя дано было не случайно. Дяденька младенца, Михал-Казимир Огиньский, был великим гетманом Литвы. Он остался в истории как блистательный исполнитель, автор многочисленных опер, полонезов, мазурок и стихов. Родители Михала были люди влиятельные и богатые и широко известны в Польше и Литве. Отец Михала занимал высокие общественные должности. Известность он приобрел благодаря успехам на дипломатическом поприще. Мать Михала была женщиной образованной и сумела дать сыну хорошее образование.

Развитию музыкального образования Михала содействовало посещение двора великого гетмана литовского и их родственника Михала-Казимира Огиньского в Слониме, где часто ставились оперы и балеты, звучали оркестровые и камерные музыкальные произведения. Юный Михал учился игре на скрипке, а разностороннее музыкальное образование он получил под руководством Юзефа Козловского, давшего серьезные навыки игры на фортепиано и в теории музыки.

Михал-Казимир Огиньский, дядя

Занятия музыкой были вторичными. На первом плане у Огиньского-младшего было добывание разносторонних знаний. Все было подчинено главной цели – стать одним из самых блестящих молодых людей своей родины. Это удалось уже в 1785 году, когда 19-летнего Михала Огиньского избрали депутатом в сейм. Чуть позже депутаты сейма проголосовали и за избрание юного Огиньского государственным казначеем.

Все эти успехи не вскружили юноше голову, но это сумела совершить одна паночка… Молодые поженились, дав клятву нести верность друг другу. Меж тем, на политическом Олимпе Речи Посполитой в то время было ничуть не безоблачно.

Патриот Михал Огиньский

Страна едва пришла в себя после первого раздела Речи Посполитой в 1772 году, как конфедераты вторично начали мутить воду против короля. Более того, они настаивали на том, чтобы пригласить в «судьи» Россию. Станислав II Понятовский, пришедший к власти в 1764 году, понимал, что если в Москве зададутся целью посадить на польский трон кого-то другого, то это случится. Поэтому он начал прощупывать Европу в поисках своего возможного союзника. Для этого в Голландию в качестве чрезвычайного посланника отправили Михала Огиньского -младшего. По мнению короля, молодой граф с блеском выполнил возложенные на него обязанности, а потому получил новое назначение – послом в Лондон. В путешествие молодой дипломат уехал со своей первой женой Изабеллой из Лясоцких.

Второго раздела Речи Посполитой избежать не удалось. Это произошло 12 января 1793 года. Далеко не все поляки были с этим согласны. В марте 1794 года в Речи Посполитой началось восстание, которым руководил Тадеуш Костюшко. Граф Михал-Клеофас Огиньский оказался в первых рядах восставших. Он был избран в Национальный Совет, на одном из заседаний которого заявил: «Отдаю на благополучие Родины свои собственность, дело и жизнь». Это были не пустые слова. На свои средства он сформировал легковооруженный отряд, которым сам и командовал. В одном из писем жене – Изабелле Огиньской – он просил ее быть бережливой, поскольку деньги нужны для восстания, для содержания отряда. Письмо он адресовал не «графине», а «гражданке». Себя называл гражданином и солдатом революции. «Для своего отряда я написал марш на свои слова. Этот марш с того времени исполняли и многие другие поляки. Я писал также военные патриотические песни, возбуждавшие героизм, энергию и энтузиазм», – писал позднее Михал.

Крушение надежд

Силы были неравны, осенью того же года восстание полностью подавили. Генерала Костюшко тяжело ранили, а Михалу Огиньскому с трудом удалось избежать ареста.

усадьба в Залесье (Беларусь)

Он вместе с Изабеллой бежит в Италию, но скоро она покидает мужа и возвращается в Польшу. Жена узнала, что муж потратил на действие «революции» даже ее фамильные драгоценности. Спустя какое-то время Михал пробирается к тестю и пытается уговорить жену вернуться, но гордая полячка была непреклонна. Она заявила, что с нищим жить не будет!

Дальнейшая жизнь Огиньского напоминает щепку в водовороте. Он бежит в Константинополь, потом приезжает в Францию. Наполеону Бонапарту Огиньский сильно понравился. Но Михал требует от императора скорейшего наступления на Россию, как виновницу всех бед польского и литовского народов. Наполеон не спешит, чем вызывает у дипломата резкое возмущение.

Огиньский едет в Россию. Александр I принял его тепло. Была возвращена большая часть поместий. В 1810 году дворянство Виленской и Гродненской губерний решило адресовать к царю представителя для совещания по экономическим и административным делам края. Этим представителем был избран Михал-Клеофас Огиньский . Кандидатуру поддержал и генерал-губернатор Михаил Илларионович Кутузов.

Находчивость дипломата Михала Огиньского

Наладить отношения с Изабеллой так и не удалось. История вторичной женитьбы Огиньского полна комизма. По одной из версий итальянка Мария, представительница древнейшей профессии, назначив встречу польскому графу в своей квартире, попросила полицейских, чтобы они ворвались к ней в самый разгар любовного действия. Когда все так и случилось, Огиньскому, как дворянину, ничего не оставалось, как заявить, что это его невеста, и они собрались повенчаться. По иной версии квартира была съемной, и в нее «неожиданно» нагрянул никто другой, как виленский генерал-губернатор. Увидев знакомое лицо, Михал тут же поспешил заявить, что эта баба – его невеста. Как бы там ни было, Мария родила мужу четверых детей. Две дочери унаследовали гены отца и стали музыкантами.

Известный полонез Михала Огиньского

Когда же и по какому поводу был написан самый известный , названный «Прощание с Родиной», историки так и не выяснили. Одни утверждают, что это произведение родилось в 1794 году, когда из-за разгрома войск Костюшко Огиньский вынужден был оставить родину. Другие, и их большинство, уверены, что полонез написан в 1820, когда полностью разочарованный политикой Александра I Огиньский согласился переселиться на родину второй жены – в Неаполь. По самым скромным подсчетам Огиньскому принадлежит около 40 фортепианных пьес, из них 25 полонезов . Композитор ввел новое в обычный танцевальный жанр, в частности, чередование двух тем (минорной и мажорной). Кроме камерно-инструментальных произведений в наследие Огиньского входят 18 вокальных – романсы, песни (к некоторым из них композитор написал и слова), а также одноактная опера «Зелис и Валькур, или Бонапарт в Каире».

Попрощался навечно

В 1822 году Огиньский навсегда покидает Россию. Он посетил разные города Европы и в 1823 году поселился вместе с семьей во Флоренции. Здесь, в столице Тосканы, Огиньский провел последние 11 лет своей жизни, покидая город лишь ненадолго для посещения других европейских стран.

На протяжении этих лет появились издания многих его музыкальных произведений. Во Флоренции он начал работу над мемуарами. Четырехтомное издание, названное им «Воспоминания о Польше и поляках», вышло в Париже в 1826 году. Он написал также подробные воспоминания о себе, начиная с детства, которые велел опубликовать только после его смерти. Двумя годами позже вышли в свет его «Письма о музыке», на титульном листе которых была сделана надпись: «Флоренция, 25 сентября 1828, день, когда мне исполнилось 63 года».

Скончался Михал Клеофас Огиньский 1833 года во Флоренции и был похоронен на монастырском кладбище у храма Санта Мария Новелла. Через несколько лет во флорентийском храме-пантеоне Санта Кроче ему был воздвигнут памятник – статуя из каррарского белого мрамора, олицетворяющая собой убитую горем Польшу.

ФАКТЫ

Что особенно интересно – написанный Михалом Клеофасом Огиньским полонез стал той музыкой, которая примирила победителей с побежденными. В Российской империи полонез Огиньского стал одной из самых популярных мелодий. Даже в этом проявился великий дар дипломата.

памятник в Беларуси

Полонез Огиньского «Прощание с Родиной» прозвучал в двух советских фильмах. Первая картина, снятая в 1971 году, так и называется «Полонез Огиньского». Вторая лента 1990 года «Попугай, говорящий на идиш». Полонез звучит в качестве музыкальной заставки в самом начале кинокартины.

В современной Польше полонез Огиньского «Прощание с Родиной» считается музыкальным символом страны, были даже предложения сделать эту музыку польским гимном. Полонез Михала Огиньского исполняется в польских школах на выпускных вечерах, очень часто используются рингтоны и сигналы вызова мобильных телефонов с этой мелодией.

Обновлено: Апрель 14, 2019 автором: Елена