Анализ сказки погорельского черная курица или подземные жители. Черная курица, или Подземные жители Перовский (Литература XIX века)

Уже более 150 лет живет, не теряя своей актуальности, литературное творение Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Краткое содержание произведения, переданное ниже, позволит читателям обратить внимание на то, что для автора очень важны общечеловеческие ценности. Именно о них он пытается языком сказки говорить с подрастающим поколением.

Из истории написания произведения

Волшебная сказка про подземных жителей была написана специально для Алеши Толстого — воспитанника Алексея Алексеевича Перовского. Так звучит настоящее имя автора повести. Он приходился дядей будущему знаменитому писателю, драматургу, общественному деятелю Алексею Константиновичу Толстому.

В 1829 году сказка была опубликована и сразу получила восторженные отклики читателей, критиков, педагогов. Детской аудитории также полюбилась книга «Черная курица, или Подземные жители». Краткое содержание, отзывы тех, кто прочитал сказку, часто печатались в прессе тех времен. Уже тогда произведение неоднократно переиздавалось отдельной книгой, а также включалось в лучшие сборники для детского чтения.

Главные герои сказки

Сказка «Черная курица, или Подземные жители», краткое содержание которой представлено в статье, не отличается большим количеством действующих лиц. Все события, описанные в произведении, происходят с маленьким мальчиком Алешей, которому лет 9-10 от роду. Живет он в Санкт-Петербурге, в пансионате для детей. Здесь мальчик получает образование.

Одним из любимых занятий юного воспитанника было чтение книг, которые он брал из личной библиотеки учителя-немца. Большую часть ее составляли рыцарские романы. Истории, описанные в них, производили огромное впечатление на Алешу.

Было еще одно занятие, которое доставляло мальчику большое удовольствие. Во время прогулок по двору он любил кормить курочек, живших здесь же в специальной постройке.

Среди птиц была курочка по кличке Чернушка. Она позволяла Алеше подходить к себе близко и даже гладить перышки. Это забавляло и удивляло мальчика. Курочка и стала еще одним главным героем повествования.

«Черная курица, или Подземные жители»: краткое содержание по частям

Антоний Погорельский не обозначил в сказке отдельных глав. Но произведение изложено так, что читатель сам легко находит смысловые части.

Первая из них посвящена, как говорилось выше, знакомству читателя с главными героями событий — мальчиком Алешей и курочкой Чернухой. История началась после того, как Алеша уговорил кухарку оставить в живых свою любимую курочку. Он спас Чернушку, подарив Тринушке империал — самую дорогую вещицу, которой владел.

Вскоре выясняется, что черная курица очень необычна. Она является министром у короля, который правит народом, живущим в этих местах под землей уже много-много лет. Чернушка в благодарность мальчику пожелала познакомить его с фантастической страной.

Пройдя несколько испытаний, Алеша и курочка оказываются на приеме у короля. Все жители и сам правитель очень признательны Алеше за тот благородный поступок, который он совершил, спасая их министра. Каждый хочет отблагодарить мальчика. После разговора с королем Алеша получает в подарок волшебное конопляное зернышко, которое сделало так, что мальчик без каких-либо собственных усилий превратился в лучшего ученика школы. Чтобы зернышко не теряло своей магической силы, его обладатель не должен был рассказывать никому о существовании волшебной страны. Тайна должна храниться еще и потому, что после ее оглашения все жители подземного королевства обязаны были покинуть родину навсегда, что сделало бы их несчастными.

Возвращение Алеши из подземного королевства

Именно так можно озаглавить следующую часть произведения «Черная курица, или Подземные жители». Краткое содержание по главамподводит читателя к событиям, которые будут происходить с мальчиком в реальной жизни.

Школьные учителя и товарищи Алеши стали замечать у него уникальные способности к учебе. Слух об этом быстро распространился по городу. Талант мальчика был замечен всеми. И сам Алеша быстро привык к знакам внимания.

Поначалу он всегда помнил о Чернушке, благодаря которой и получил популярность. Но постепенно стал забывать о своей любимой курочке. Он вспомнил о ней тогда, когда потерял конопляное семечко, а вместе с ним и способность отвечать уроки, не уча их.

Министр подземных жителей сразу пришел на помощь своему другу. Но, возвращая мальчику потерянное сокровище, настоятельно советовал подумать над тем, каким человеком он стал. Алеше еще раз напомнили о необходимости хранить тайну подземных жителей.

Заключительные части

Повествование «Черная курица, или Подземные жители», краткое содержаниекоторого передано в статье, заканчивается не совсем обычно для произведения этого жанра.

Читатель узнает, что мальчика начинают преследовать неудачи. Он теряет доверие воспитателей пансионата, своих товарищей. А самое главное - Алеша осознает, что предал целый народ во главе с их королем и курочкой-министром. Ведь ему не удалось сохранить тайну. Все это приводит главного героя к тяжелым психологическим переживаниям.Но именно они изменили мальчика, сделав его сильнее.

Формирование характера Алеши

Антоний Погорельский, сочинивший сказку «Черная курица, или Подземные жители», краткое содержаниекоторой приведено здесь, вместе с передачей сюжета неоднократно указывает на черты характера, которыми обладал его главный герой.

В начале сказки все видят доброго, застенчивого мальчика, которого любят окружающие. Затем волшебный дар, полученный простым путем, меняет характер Алеши. Он становится заносчивым, непослушным. Теряет друзей, уважение к себе. Но это до определенного момента мало заботит его.

Именно о последствиях такого поведения маленьких читателей предупреждает автор сказки «Черная курица, или Подземные жители». Краткое содержание, главные герои произведения, сюжет подводят к заключению, что все полезное для души человек может получить лишь своим трудом.

«Душа моя, что за прелесть бабушкин кот! Я перечел два раза и одним духом всю повесть, теперь только и брежу Трифоном Фалалеичем Мурлыкиным. Выступаю плавно, зажмуря глаза, повертывая голову и выгибая спину. Погорельский ведь Перовский, не правда ли?»
Это письмо послано А. С. Пушкиным из Михайловского в марте 1825, когда в очередной книге петербургского журнала «Новости литературы» за подписью «Антоний Погорельский» была опубликована довольно необычная повесть «Лафертовская Маковиница», сразу заставившая говорить о молодом авторе. Собственно автор по возрасту был не так уж и молод, известен был в Петербурге главным образом как занимавший высокое положение в тогдашнем обществе чиновник «со связями», из знатного дворянскго рода, возвысившегося в конце XVIII столетия.
Однако Погорельский-это литературный псевдоним. Писатель значительное время провел в своем имении - сельце Погорельцах на Черниговщине. Там он и написал свою лучшую повесть - ту, которой так восхищался Пушкин.
Даже сейчас, по прошествии полутора с лишним веков, «Лафертовская Маковница» читается с тем же удовольствием и увлечением, которые заставили тогдашнее общество, публику и критиков заговорить о новом писателе. Фантастическая, полная озорства и лукавого юмора, эта вроде бы шутливая проба пера и сегодняшнего читателя привлекает своей загадочностью, покоряет чистой прелестью легкого, почти воздушного литературного стиля. А написана «Маковница», как и другие сочинения Погорельского, настоящим, без вычурности, русским языком, что, надо сказать, в те времена встречалось в литературе не так уж часто.
Последняя фраза в пушкинском письме раскрывает нам настоящую фамилию писателя. Да, Антоний Погорельский, автор знаменитой детской сказки «Черная курица, или Подземные жители», которая наверняка проживет еще не одну сотню лет, - на самом деле Алексей Алексеевич Перовский (1787 - 1836). При его жизни да и долго еще после его смерти эта фамилия была широко известна в царской России. Ее носили потомки знатного вельможи екатерининского времени графа Разумовского и сами занимавшие крупные посты в правительстве и администрации. Алексей Перовский также сменил несколько таких крупных должностей.
Но для нас чиновник Перовский не представляет интереса. Мы знаем писателя Антония Погорельского, современника и друга Пушкина, участника Отечественной войны 1812 года, автора замечательной сказки про курицу Чернушку, которую так полюбил десятилетний мальчик Алеша и которую вот уже второе столетие вслед за Алешей любят дети и в нашей стране, и в других частях света.
А между тем если бы спросить самого Погорельского, какое место в его творчестве занимает эта детская сказка, он бы наверняка усмехнулся и сказал бы, что сочинил ее просто так, между делом, чтобы развлечь своего маленького племянника. Так оно на самом деле и было. Воспитанию своего племянника Алеши - будущего знаменитого поэта, прозаика и драматурга Алексея Константиновича Толстого - писатель отдавал много времени и творческих сил, переписывался с ним, брал его с собой в заграничные путешествия и даже вместе с ним побывал у великого немецкого поэта Гёте.
Сам Перовский в юности отличался необыкновенными способностями к наукам, литературе и языкам. Он за два года прошел университетский курс и стал доктором философии и словесности в двадцать лет. Для защиты докторской степени надо было согласно уставу прочесть три пробные лекции, чтобы доказать свое право на преподавание. Алексей Перовский их прочел - на трех языках. Его лекции по естественным наукам, которыми он увлекался, были затем даже изданы отдельной книгой!
Перовский сделал, как тогда говорили, блестящую карьеру. Однако, поднимаясь по лестнице служебных отличий, он одновременно занимался и литературой - переводил, писал повести, был избран членом Вольного общества любителей российской словесности. И вот в начале 1829 года выходит в свет маленькая детская книжечка. Разве мог думать тогда ее автор, что написанная в духе шутливого наставления «волшебная повесть для детей» станет со временем одной из самых знаменитых сказок, а его литературный псевдоним останется в истории именно благодаря «Черной курице»?!
Однако случилось именно так. Давно забыты генералы и чиновники Перовские, маленький сборник «взрослых» сочинений Антония Погорельского читают, в основном, историки литературы. А «Черная курица» живет второе столетие! По этой сказке ставят спектакли, сняли кинофильм, ее издания иллюстрируют лучшие художники, ее читают дети многих стран. Вслед за Алешей Толстым мы радуемся и огорчаемся, испытываем горький стыд и сочувствие, путешествуем по волшебному царству маленьких человечков, живущих под землей. И все это написано так ярко, так живо и трогательно, что нам совсем не важно, когда происходили события сказки.
Алексей Алексеевич Перовский был человеком с замечательно живым воображением и чудесным чувством юмора. О его шутливых розыгрышах в свое время ходили легенды. Однако когда речь заходила о серьезных вещах, не было человека умнее и значительнее. Вот и сейчас, слушая такую, казалось бы, простую историю о чудесах, происходивших с маленьким Алешей, мы не раз задумаемся и не раз зададим себе вопрос «почему».
И прежде всего - почему нам кажется совершенно правдивой, совершенно жизненной эта история, полная сказочного вымысла? Конечно, потому, что она сочинена талантливым человеком. Но только ли поэтому? А не потому ли еще - и это самое главное, что речь в ней идет об очень для всех людей важном в жизни?
И что это - самое в жизни важное? Разве оно заключается в умении вовремя «поймать удачу», воспользоваться каким-то исключительно для тебя одного полезным обстоятельством, как это случилось в сказке с маленьким Алешей? В том-то и дело, что, когда мальчику предоставилась возможность чего-нибудь захотеть, и его желание тут же бы исполнилось, он как следует не успел подумать и пожелал того же, чего захотел бы на его месте, пожалуй, каждый: без труда и забот, ничего не делая самому, прослыть самым на свете умным и талантливым.
Но разве так бывает - пусть даже и в сказке? И к чему это может привести? Вспомни-ка любую народную сказку. Каких только чудес не происходит в них! Каких только великих подвигов не совершают любимые сказочные герои, каких только не строят дворцов по их приказу невидимые слуги, каких только они загадок не разгадывают! Но во всех этих чудесах обязательно есть их собственный труд, их заслуга, их смекалка и ум. А вот Алеша получил свое волшебное конопляное зернышко, в сущности, даром: за одно маленькое доброе дело. Зато как он стал им пользоваться, этим чудесным даром благодарности! Как быстро он превратился в лентяя, хвастуна и задаваку! И как легко, ни минуты не задумавшись, «просто так», чтобы избежать наказания, малыш предал целый подземный народец и своего друга - министра...
Это добрая, очень грустная и мудрая сказка. Она не столько повествует о волшебных делах, о чудесах, сколько заставляет нас заглянуть в свое собственное сердце, в свои мысли и подумать о самих себе, о том, какие мы, кто мы. Не те, кем самим себе кажемся, и не те, какими хотели бы себя видеть, а кто мы такие на самом деле, достойны ли мы считаться настоящими людьми.
А ведь именно об этом заставляют нас задуматься лучшие произведения литературы, сочиненные целым народом или умными, тонко чувствующими и глубоко мыслящими писателями. И сказка Антония Погорельского - из числа этих произведений. Недаром великий русский писатель Л. Н. Толстой так любил и так высоко ценил сказку о маленьком Алеше и Черной курице. Он ставил эту волшебную повесть для детей рядом с былинами, народными сказками и пушкинскими стихами по силе воздействия, по мудрости, в ней заключенной.
М. Бабаева










































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  1. Раскрыть идейное содержание сказки через анализ текста.
  2. Развитие монологической и диалогической речи учащихся.
  3. Развитие мыслительной деятельности учащихся: умение анализировать, синтезировать, обобщать.
  4. Развитие умения сравнивать разные виды искусства.
  5. Развитие навыков выразительного чтения текста.
  6. Формирование нравственных ориентаций на распознание истинных и ложных ценностей.
  7. Выявление актуальности произведения для современных школьников.
  8. Создание психолого-педагогических условий для личностного роста каждого ученика.

Методы и приёмы: словесный, наглядно-иллюстративный, проблемный.

Оборудование:

  1. Компьютер.
  2. Проектор.
  3. Презентация “Нравственные уроки жизни. Анализ сказки “Чёрная курица, или подземные жители”.
  4. Мультипликационный фильм “Чёрная курица”.
  5. Выставка рисунков учащихся по сказке А. Погорельского “Чёрная курица, или подземные жители”.

Ход урока

1. Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку.

2. Основная часть.

  • Краткая биографическая справка об А. Погорельском.
  • Литературная викторина.
  • Анализ сказки А. Погорельского “Чёрная курица, или подземные жители”.
  • Слово учителя:

    1. Постановка целей и задач перед учащимися.

    2. За правильные ответы на уроке и дополнения учащиеся будут получать жетоны, по количеству которых получат оценки в конце урока. Оценка “5” ставится за набранные 6 и более жетонов, оценка “4” за набранные 5 жетонов.

    3. Рассказ о писателе (слайд 2-12)

    По холодным улицам зимнего Петербурга едет карета. Ее пассажир – седой человек с удивительно добрыми и какими-то детскими глазами – глубоко задумался. Он думает о мальчике, которого собирается навестить. Это его племянник, Алеша-маленький.

    Экипаж останавливается, и пассажир с чуть печальным, но по-мальчишески отважным лицом задумывается о том, как одинок его маленький друг, которого родители отправили в закрытый пансион и даже навещают редко. К Алеше часто ездит только его дядюшка, потому что очень привязан к мальчику и потому что он хорошо помнит свое одиночество в таком же пансионе много лет назад.

    Кто же такой этот человек?

    Это Алексей Алексеевич Перовский. Сын вельможи, богатого и могущественного графа Алексея Кирилловича Разумовского, которому принадлежали подмосковное село Перово и село Погорельцы, Сосницкого уезда, Черниговской губернии, 53 тысячи крепостных крестьян. Сам граф был внуком регистрового казака Григория Розума, сыном последнего украинского гетмана, влиятельным екатерининским вельможей и виднейшим российским масоном.

    Сын такого человека мог бы быть принцем, но Алексей был незаконнорожденным. Хотя, находясь в доме своего отца на положении воспитанников, Перовские получили блестящее образование. Есть свидетельства, что к старшему - Алексею - граф Алексей Кириллович особенно благоволил. Но человек он был горячий, способный на страшные взрывы гнева. И вот в одну из таких злых минут он и сослал сына в закрытый пансион.

    Как Алеша был одинок в холодных казенных комнатах! Он очень тосковал и вот однажды решил бежать из пансиона. Памятью о побеге осталась на всю жизнь хромота: Алеша упал с забора и повредил ногу.

    Потом Алеша вырос. В августе 1805 года Алексей поступил в Московский университет и в октябре 1807 года закончил его со степенью доктора философских и словесных наук.

    В том же 1807 году состоялся его литературный дебют: он перевел на немецкий язык повесть Н.М.Карамзина "Бедная Лиза" и опубликовал свой перевод с посвящением отцу.

    В продолжение двух лет он вел жизнь прилежного чиновника: служил в Сенате, ездил с ревизиями по российским губерниям, - а затем, поселившись в Москве, стал добрым приятелем В.А.Жуковскому, П.А.Вяземскому, В.Л.Пушкину, И.А. Крылову и прочим литераторам "дружеской артели" и одним из учредителей "Общества любителей российской словесности". Был дружен с Александром Сергеевичем Пушкиным, который очень ценил его добрую душу.

    Наступил 1812 год, и Антоний Погорельский воевал против Наполеона штаб-ротмистром Третьего Украинского полка, быть храбрым боевым офицером ему не помешала даже его хромота.

    Он вернулся в Петербург в 1816 году и сменил военный мундир на чиновничий - надворного советника. Однако вскоре обстоятельства сложились так, что на его попечении оказалась сестра с полуторамесячным племянником, которых он увез в свое наследственное малороссийское имение Погорельцы.

    Здесь, занимаясь садоводством, поставкой корабельного леса на николаевские верфи, обязанностями попечителя Харьковского учебного округа и - всего более - воспитанием племянника Алеши, Перовский сочинил первые в России фантастические повести.

    Сначала, в 1825 году, в петербургском журнале "Новости литературы" он опубликовал - под псевдонимом "Антоний Погорельский" - "Лафертовскую маковницу”. Тремя годами позднее выйдет книга "Двойник, или Мои вечера в Малороссии", сказка “Чёрная курица, или подземные жители”, а потом к творческому багажу добавится и роман “Монастырка”.

    Литературное наследие писателя невелико, однако и оно едва изучено. Архив его почти бесследно исчез, беспечно предоставленный писателем воле судьбы и игре случая. В последние годы жизни, совершенно оставив литературную деятельность, равнодушный к писательской славе, Погорельский мало о нём заботился. Как утверждает легенда, управляющий его имением, страстный гурман, извёл бумаги своего патрона на любимое кушанье – котлеты в папильотках. (Папильотка - бумажная трубочка, надеваемая на ножки цыплят, индеек, дичи, а также на косточки отбивных котлет при их зажаривании. (Современный толковый словарь русского языка Ефремовой))

    Погорельский написал несколько книг для взрослых, но одна его книга была для него особенно важной – это его сказка “Черная курица”. Ее он написал для своего племянника. Алеша-маленький рассказывал Погорельскому, как, гуляя на пансионатском дворе, он подружился с курицей, как спас ее от кухарки, которая хотела сделать бульон. А потом этот реальный случай превратился под пером Погорельского в волшебную сказку, добрую и мудрую.

    Летом 1836 года А.А.Перовский для лечения "грудной болезни" (ишемическая болезнь сердца) поехал в Ниццу и по пути туда умер в Варшаве. При нем находились сестра Анна и племянник Алексей.

    Племянник Перовского, тот самый, которому посвящена сказка “Чёрная курица, или подземные жители”, повзрослев, сам стал замечательным и знаменитым писателем. Это Алексей Константинович Толстой.

    4. Литературная викторина (слайд 13-33)

    Назовите настоящую имя и фамилию писателя Антония Погорельского.

    Алексей Алексеевич Перовский

    Какие достопримечательности упоминаются в начале повести Антония Погорельского “Чёрная курица, или подземные жители”?

    Исаакиевская площадь, монумент Петра Великого, Адмиралтейство, Конногвардейский манеж
    Что было единственным утешением Алёши в воскресные и праздничные дни? Чтение книг
    Назовите имя кухарки, которая должна была погубить Чернушку Тринушка
    Как назывались спальные комнаты для мальчиков в XIX веке? Дортуары
    Во время праздничного обеда в честь директора на десерт было подано много вкусных блюд, в том числе бергамоты. Что это такое? Сорт груш
    Почему первая попытка Алёши попасть в подземное королевство закончилась неудачно? Алёша разбудил рыцарей
    “Тут она закудахтала странным голосом, и вдруг, откуда ни возьмись, появились маленькие свечи в серебряных шандалах…” Что такое “шандалы”? Подсвечники
    Какие животные находились в королевском зверинце? Большие крысы, кроты, хорьки
    Чем были усыпаны дорожки в подземном королевстве? Разные камни: брильянты, яхонты, изумруды и аметисты
    “Деревья также показались Алёше отменно красивыми, хотя притом очень странными. Они были разного цвета: красные, зелёные, коричневые, белые, голубые и лиловые. Когда посмотрел оно на них со вниманием, то увидел, что это…” Это был разного рода мох

    5. Анализ сказки А.Погорельского “Чёрная курица, или подземные жители”. Беседа с учащимися (Слайды 34-41)

    – Расскажите о жизни Алёши в пансионе (словесное рисование или пересказ текста)

    (“…в том пансионе находился один мальчик, по имени Алёша, которому тогда было не более 9 или 10 лет. Алёша был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали. Однако, несмотря на то, ему часто скучно бывало в пансионе, а иногда даже и грустно…Дни учения для него проходили скоро и приятно, но когда наставала суббота и все товарищи его спешили домой к родным, тогда Алёша горько чувствовал своё одиночество. По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и тогда единственным утешением его было чтение книг. Алёша знал уже наизусть деяния славнейших рыцарей. Любимое его занятие в длинные зимние вечера, по воскресеньям и другим праздничным дням было мысленно переноситься в старинные, давно прошедшие веки…Другое занятие Алёши состояло в том, чтобы кормить курочек, которые жили около забора. Между курами он особенно любил чёрную хохлатую, названную Чернушкою. Чернушка была к нему ласковее других; она даже иногда позволяла себя гладить, и поэтому Алёша лучшие кусочки приносил ей”, стр. 46-49).

    – Посмотрите фрагмент мультипликационного фильма и попробуйте определить, есть ли разница в изображении спасения Чернушки Антонием Погорельским и создателями мультфильма.

    (Разница в том, что Антоний Погорельский в сказке показывает, как Алёша просит кухарку Тринушку не резать курицу. В мультфильме сцена спасения представлена по-другому: неожиданно налетает коршун, Алёша смело бросается с палкой на него и отбивает Чернушку).

    – Как вы считаете, почему Чернушка решила рассказать Алёше свою тайну?

    (Алёша был добрым мальчиком. Чернушка хотела отблагодарить мальчика за спасение её жизни. Чернушке, наверное, хотелось сделать жизнь Алёши интересней и познавательней).

    – Посмотрите фрагмент мультипликационного фильма. Какие интересные деревья росли в сказочном саду?

    (Были деревья, плоды которого могли сделать человека мудрым; на другом дереве созревали семена доброты; росло дерево здоровья).

    – Посмотрите фрагмент мультипликационного фильма. Что изменилось в самом Алеше, вокруг него, когда он получил конопляное семечко?

    (“С трепетом подошёл он к учителю, открыл рот, сам ещё не зная, что сказать, и – безошибочно, не останавливаясь, проговорил заданное. В продолжение нескольких недель учители не могли нахвалиться Алёшею. Все уроки без исключения знал он совершенно, все переводы с одного языка на другой были без ошибок, так что не могли надивиться чрезвычайным его успехам. Он много стал думать, важничал перед другими мальчиками и вообразил, что он гораздо лучше и умнее всех их. Нрав Алёши от этого совсем испортился: из доброго, милого и скромного мальчика он сделался гордый и непослушный. Алёша сделался страшный шалун. Не имея нужды твердить уроков, которые ему задавали, он в то время, когда другие дети готовились к классам, занимался шалостями, и эта праздность ещё более портила его нрав. Тогда, когда он был доброе и скромное дитя, все его любили, и если, бывало, подвергался он наказанию, то все о нём жалели, и это служило ему утешением. Но теперь никто не обращал на него внимания: все с презрением на него смотрели и не говорили с ним ни слова”. Стр. 75-80)

    – Почему похвала вначале за отличные ответы не доставляла Алёше удовольствия?

    (“Внутренний голос ему говорил, что он не заслуживает этой похвалы, потому что урок этот не стоит ему никакого труда. Алёша внутренне стыдился этим похвалам: ему совестно было, что поставляли его в пример товарищам, тогда как он вовсе того не заслуживал. Совесть часто его в том упрекала, и внутренний голос ему говорил: “Алёша, не гордись! Не приписывай самому себе того, что тебе не принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их. Если не исправишься, то никто тебя любить не будет, и тогда ты, при всей своей учёности, будешь самое несчастное дитя!” Стр. 75-76)

    – Какие советы даёт Чернушка Алёше, пока мальчик окончательно не потерял себя?

    (“Не полагай, что так легко исправиться от пороков, когда они взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щёлочку, и потому, если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собой”. Стр. 81)

    – Совпадают ли советы Чернушки с выводами учителя?

    (Да. И Чернушка, и учитель сходятся в единстве, что праздность развращает человека, труд– это условие нравственной красоты человека. “Чем более вы от природы имеете способностей и дарований, тем скромнее и послушнее вы должны быть. Не для того Бог дал вам ум, чтобы вы во зло его употребляли”. Стр. 84)

    – Почему Алёша предал Чернушку?

    (Он испугался наказания). Просмотр фрагмента мультипликационного фильма.

    – Сказка завершается трагично. Жители подземного королевства ушли, Алёша наказан за предательство. Посмотрите фрагмент мультипликационного фильма. Верит ли Чернушка, что Алёша исправится?

    (Да. Только верящий может сказать так: “Я тебя прощаю; не могу забыть, что ты спас жизнь мою, и всё тебя люблю…Одним ты можешь меня утешить в моём несчастии: старайся исправиться и будь опять таким же добрым мальчиком, как был прежде”. Стр.86-88)

    – Исправился ли Алёша?

    (Да. Он “старался быть послушным, добрым, скромным и прилежным. Все его снова полюбили и стали ласкать, и он сделался примером для своих товарищей”. Стр. 88)

    – Выводы. Запись в тетради.

    Книга напоминает нам о главном: все мы в душе чисты и благородны, но Добро в себе надо воспитывать. Уметь быть благодарными, ответственными, заслужить любовь и уважение других – для всего этого нужны усилия. А иначе никак, и беда может грозить не только нам, но и тем, кого мы любим и кто доверяет нам. Настоящее Чудо может произойти только однажды, и надо быть достойными его...

    Нравственные уроки жизни

    • Нельзя ставить себя выше других людей, даже если ты много знаешь и умеешь.
    • Надо развивать в себе скромность, трудолюбие, прилежание, чувство долга, честность, уважение к людям, доброту.
    • Надо быть строгим к себе.

    6. Психолого-педагогическая ситуация (учащиеся работают на листочках в классе).

    Ребята, вообразите себе, что Вы попали в сказочный мир подземного царства. И Вам король предлагает вознаграждение за спасение Чернушки. Что попросил Алёша Вы уже знаете. А что попросили бы Вы?

    Ответы учащихся:

    Я попросила бы зёрнышко здоровья, потому это здоровье – это самое главное. (3 человека).

    Я бы попросил, чтобы никогда не было зимы.

    Я попросил бы у Чернушки быть честным, не лгать другим людям, хорошо учиться.

    7. Работа с иллюстрациями учащимися. Рассказать, какой эпизод сказки изображён на рисунке. Почему выбран именно этот фрагмент.

    8. Домашнее задание. По выбору учащихся. (Слайд 42)

    1. Заполните таблицу “Истинные и ложные ценности жизни”

    (Задание должно быть выполнено ориентировочно следующим образом:

    2. Сочините свой вариант продолжения сказки “Что могло быть дальше?

    – Алёша стал милым, скромным мальчиком. И вот однажды сад снова появился, подземные жители вернулись. Узнав об этом, Алёша сразу побежал искать Чернушку. Он нашёл её. Так обрадовался, что даже заплакал и сказал: “Я думал, что не вижу тебя никогда!” На что Чернушка ответила: “Ну что ты, я вернулась, не плачь!” Вот так и закончилась эта поучительная история о мальчике Алёше. (Малыгина Светлана).

    – …Через несколько лет за Алёшей приехали родители. За примерное поведение родители повезли его в путешествие по разным странам. Конечно, никто родителям об этой истории ничего не сказал. Потом Алёша вырос, поступил в известный университет, учился только на отлично. Родители были за него рады. (Коваль Оксана).

    9. Оценивание работы учащихся.

    Литература:

    1. Детский сказочный журнал “Почитай-ка”, статья “Автор “Чёрной курицы” Антоний Погорельский (1787-1836). 2000. http://www.cofe.ru
    2. Короп В. Антоний Погорельский (1787-1836). http://www.malpertuis.ru/pogorelsky_bio.htm
    3. Малая С. Антоний Погорельский. http://www.pogorelskiy.org.ru
    4. Погорельский А. Чёрная курица, или подземные жители. М.: Росмэн. 1999. С. 45-90.

    Сказка под названием «Черная курица, или Подземные жители» была написана русским писателем А. Погорельским в 1829 году. Но произведение не потеряло своей актуальности и сегодня. Сказка будет интересна многим школьникам, а для некоторых может послужить настоящим источником жизненной мудрости.

    Как создавалась книга

    Многим школьникам пришлась по душе сказка «Черная курица, или Подземные жители». Отзывы об этой книге у читателей самые положительные. Однако не всем известно, с какой целью создавалась сказка изначально. Это произведение было подарком А. Толстому, которому Погорельский заменил отца. Алексей Толстой был родственником по отцовской линии великого русского писателя Льва Толстого . Известно, что со временем Алексей Николаевич также стал популярным сочинителем и даже поспособствовал созданию известного образа Козьмы Пруткова.

    Однако это ожидало его лишь в будущем, а пока что отрок доставлял немало трудностей Погорельскому из-за того, что не хотел учиться. Именно поэтому Погорельский решил сочинить сказку, которая подвигла бы его воспитанника на труд в учебе . Со временем книга обретала все большую популярность, и уже каждый школьник мог составить о ней свой отзыв. «Черная курица, или Подземные жители» стала классикой для каждого учащегося. Возможно, поклонникам сказки будет интересно узнать о том, что фамилия Погорельский в действительности является псевдонимом. На самом деле писателя звали Алексей Алексеевич Перовский .

    Главный герой сказки, место действия

    Главный герой «Черной курицы, или Подземных жителей» - мальчик Алеша. Сказка начинается с повествования о главном герое. Мальчик учится в частном пансионе и нередко страдает от своего одиночества. Он мучим тоской по родителям, которые, заплатив деньги за обучение, живут своими заботами вдалеке от Петербурга. Пустоту в душе и общение с близкими людьми Алеше заменяют книги. Фантазия ребенка переносит его в дальние страны, где он воображает себя доблестным рыцарем. Других детей родители забирают на выходные и праздники. Но для Алеши единственной отрадой остаются книги. Место действия сказки, как было указано, - небольшой частный пансионат в Санкт-Петербурге, куда родители отправляют учиться детей. Заплатив деньги за обучение своего чада на несколько лет вперед , они, по сути, исчезают из его жизни полностью.

    Начало повести

    Главные герои «Черной курицы, или Подземных жителей» - это мальчик Алеша и Чернушка - персонаж, с которым Алеша знакомится на птичьем дворе. Именно там мальчик проводит значительную часть своего свободного времени. Ему очень нравится наблюдать за тем, как живут птицы. В особенности ему приглянулась курица Чернушка. Алеше кажется, что Чернушка безмолвно пытается ему что-то сказать и обладает осмысленным взглядом. Как-то раз Алеша просыпается от криков Чернушки и спасает курицу из рук кухарки. И этим поступком мальчик открывает для себя необычный, сказочный мир. Так начинается волшебная сказка «Черная курица, или Подземные жители» Антония Погорельского.

    Знакомство с подземным миром

    Ночью Чернушка приходит к мальчику и начинает разговаривать с ним человеческим голосом. Алеша очень удивился, однако решил отправиться вслед за Чернушкой в волшебный подземный мир, в котором живут маленькие люди. Король этого необычного народа предлагает Алеше любую награду за то, что тот сумел спасти от смерти их министра - Чернушку. Но Алеша ничего не смог выдумать лучше, чем попросить у короля волшебную способность - уметь правильно отвечать на любом уроке даже без подготовки. Королю подземных жителей не пришлась по душе такая идея, ведь она говорила о лености и нерадивости Алеши.

    Мечта ленивого ученика

    Однако слово есть слово, и ему пришлось выполнить свое обещание. Алеша получил особое конопляное зернышко , которое нужно было всегда носить с собой, чтобы отвечать на домашние задания. На прощание Алеше велено было никому не говорить о том, что он увидел в подземном царстве. Иначе его жителям придется покинуть свои места, чтобы уйти навсегда, и начать обустраивать свою жизнь в неведомых землях. Алеша поклялся, что не нарушит этого обещания.

    С той поры герой сказки «Черная курица, или Подземные жители» становится лучшим учеником во всем Петербурге. Сначала ему неловко, так как учителя хвалят его совершенно незаслуженно . Но в скором времени Алеша и сам начинает верить в то, что является избранным и исключительным. Он начинает гордиться, нередко шалит. Его характер становится все хуже и хуже. Алеша все больше ленится , становится злым, проявляет нахальство.

    Развитие сюжета

    Недостаточно ознакомиться с кратким содержанием «Черной курицы, или Подземных жителей». Эту книгу непременно стоит прочитать, ведь она заключает в себе немало полезных идей, а ее сюжет будет интересен каждому. Учитель старается больше не хвалить Алешу, а наоборот , стремится образумить. И задает ему выучить наизусть целых 20 страниц текста. Однако Алеша теряет волшебное зернышко , и потому уже не может ответить на урок. Его запирают в спальне до тех пор, пока он не выполнит задание учителя. Но его обленившаяся память уже не может так быстро проделать эту работу . Ночью вновь появляется Чернушка и возвращает ему драгоценный подарок подземного короля. Чернушка также просит его исправиться и еще раз напоминает о том, что следует молчать о волшебном царстве. Алеша обещает выполнить и то, и другое.

    На следующий день главный герой сказки «Черная курица, или Подземные жители» Антония Погорельского с блеском отвечает на урок. Но вместо того чтобы похвалить своего ученика, преподаватель начинает допытывать его, когда он умудрился выучить заданное. Если Алеша не расскажет всего, он будет выпорот. От страха Алеша позабыл обо всех своих обещаниях и рассказал о своем знакомстве с царством подземных жителей, их королем и Чернушкой. Но ему никто не поверил, и все равно он был наказан. Уже на этом этапе можно понять главную мысль «Черной курицы, или Подземных жителей». Алеша предал своих друзей, но основным пороком, который стал причиной всех его неприятностей, была банальная леность.

    Окончание истории

    Жителям подземного царства пришлось покинуть родные места, министра Чернушку заковали в кандалы, а волшебное зернышко навсегда исчезло. Из-за мучительного чувства вины Алеша заболел горячкой и в течение шести недель не вставал с постели. После выздоровления главный герой становится снова послушным и добрым. Его отношения с учителем и товарищами становятся такими, как и прежде. Алеша становится прилежным учеником, хотя и не самым лучшим. Такова концовка сказки «Черная курица, или Подземные жители».

    Основные идеи сказки

    Чернушка дает Алеше немало советов, с помощью которых он мог бы сохранить себя, не стать злым и ленивым. Министр подземного мира предупреждает его, что от пороков избавиться не так-то просто - ведь пороки «входят в дверь, а выходят через щелочку ». Стоит отметить, что советы Чернушки совпадают с теми выводами, которые делает школьный учитель Алеши. Труд, как считает и учитель, и Черная курица - это основание нравственности и внутренней красоты любого человека. Праздность же, напротив, только развращает - напоминает Погорельский в произведении «Черная курица, или Подземные жители». Главная мысль волшебной повести - добро есть в каждом человеке, однако чтобы оно проявилось, нужно прилагать усилия, стараться его взращивать и проявлять. Иначе никак. Если этого не делать, беда может обрушиться не только на самого человека, но и на тех близких и дорогих ему людей, которые находятся рядом с ним.

    Уроки повести

    Сказка Погорельского интересна не только своим волшебным сюжетом, но и той моралью, которую пытался донести до своего воспитанника Погорельский . Из литературного наследия писателя осталось совсем немного, и именно поэтому стоит прислушаться к тем идеям, с которыми можно ознакомиться в дошедших до наших времен произведениях. Чему учит «Черная курица, или Подземные жители» и кому будут полезны эти уроки? Они пригодятся каждому школьнику, вне зависимости от его успеваемости. Ведь они каждого учат быть лучше. И в первую очередь нельзя пытаться поставить себя выше других людей, даже если обладаешь какими-либо выдающимися талантами и способностями.

    Своеобразие литературной сказки А.Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»

    Алексей Алексеевич Перовский (1787 - 1836), публиковавшийся под псевдонимом Антоний Погорельский, известен в русской литературе как прозаик, писатель-романтик, сказочник. Его творческое наследие невелико, но оно сумело заслужить признание как современников писателя, так и читателей XIX-XX вв. А. Погорельский внёс большой вклад в развитие детской литературы. Широкую известность приобрела его волшебная литературная сказка «Чёрная курица, или Подземные жители». Это произведение стало предметом нашего исследования, поскольку оно отражает одну из основных сказочных линий с нравоучительным началом и педагогической направленностью в литературном процессе первой трети XIX века. В первой главе мы рассмотрим творческий путь А.Погорельского, сопровождавшийся от начала до конца сказочными мотивами, представим обзор существующей литературы по «Чёрной курице», проанализируем соотношение реальности и ирреальности в тексте, их взаимосвязь с Алёшей, определим нравственно-дидактические основы представлений автора.

    Литературная деятельность А.А. Перовского и издание «Чёрной курицы…»

    Путь в литературу А.А. Перовский начал ещё в детстве, записывая свои сочинения в отдельную тетрадь. Тогда же проявился его интерес к мистическому, что отразилось на манере его общения с друзьями и предопределило появление образцовой литературной сказки «Чёрная курица, или Подземные жители». Окончив в 1807 г. Московский университет со степенью доктора философских и словесных наук, А.А.Перовский переводит на немецкий язык «Бедную Лизу» Н.М. Карамзина и знакомится с ним лично, что предопределяет наличие сентиментальных направлений художественной мысли в сказке и характер литературных общений, повлиявший на его дальнейшее творчество. В этот же год зарождается дружба с П.А. Вяземским, а позднее с В.А. Жуковским, сблизившим его с А.И. Тургеневым и А.Ф. Воейковым. Среди московского окружения юный писатель приобрел репутацию мистификатора и шутника, благодаря литературной игре в своих письмах. Переправляя письмо П.Я Вяземскому в Москву А.И. Тургенев приписал: «Посылаю ein Gegenstьck для твоего собрания писем от Перовского» . П.А. Вяземский писал в «Старой записной книжке»: «Алексей Перовский (Погорельский) был позднее удачный мистификатор. Он однажды уверил сослуживца своего, что он великий мастер какой-то масонской ложи и властью своею сопричисляет его к членам ее. Тут выдумывал он разные смешные испытания, чрез которые новообращенный покорно и охотно проходил. Наконец заставил он его расписаться в том, что он бобра не убил» . Склонность к фантастическому, нереальному и литературная игра писем А.А. Перовского положила начало сказочным мотивам в творчестве писателя.

    Активная государственная деятельность А.А. Перовского впоследствии позволило ему познакомиться с зарубежной литературой, повлиявшей на характер его сказочного творчества. С 1810 г. становится членом «Общества любителей природы», «Общества истории и древностей российских» и «Общества любителей российской словесности», предлагая А.А. Прокоповичу-Антонскому, председателю последнего из них, свои шутливые стихи-амфигури «Абдул-визирь» для публичного чтения, что также свидетельствует о склонности к литературной игре и богатой авторской фантазии. Поступление в 1812 г. на военную службу предопределило сближение А.А. Перовского с творчеством зарубежных сказочников. После взятия Лейпцига он был назначен старшим адъютантом при генерал-губернаторе королевства Саксонского князе Н.Г. Репнине-Волконском. В мае 1814 г. А.А. Перовский был переведен в Уланский полк, стоявший в Дрездене. В Германии А.А. Перовский находился около двух лет, в течение которых увлёкся немецким романтизмом, в частности творчеством Э. Т. А. Гофмана, оказавшего значительное влияние на его творчество. Неоднократно поднимался вопрос о личном знакомстве писателей. Данная гипотеза рассмотрена И.Е. Бабановым и представляется маловероятной. Но неоспорим тот факт, что литературная деятельность А. Погорельского положила начало «русской гофманиане» .

    После возвращения в Петербург круг литературных знакомств А.А. Перовского расширяется: общение с Н.И. Гречем, членами «Арзамаса», а также с А.С.Пушкиным. Влияние этого поэта и писателя на опыты в жанре литературной сказки видны не только у А. Погорельского, но и у В.Ф. Одоевского и А.Ф. Вельтмана. Вышли в свет «Три статьи о поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина», в которых А.А. Перовский высмеивает необоснованную критику произведения А.Ф. Воейковым и Д.П. Зыковым, указывая на то, что «большая часть разбора состоит из переложения в скучную прозу прекрасных стихов Пушкина».

    В 1820 г. А.А. Перовский пробует вновь свои силы в поэзии, где намечается тема путешествия, отразившаяся позднее в «Чёрной курице»: баллада «Странник-певец», с отголосками жития Иоанна Дамаскина - «певца, прославляющего богосозданный мир и всепобеждающую силу «святой любви»; стихотворное послание «Друг юности моей!/ Ты требуешь совета?..», адресованное сестре в связи с рождением сына, сыгравшего решающую роль в становлении Погорельского-сказочника. Эти литературные опыты не были опубликованы, в отличие от перевода оды Горация «К Тиндариде». Н.М. Буда-Жемчужникова, указывая на «обилие» рукописей писателя, отмечает, что эти фрагменты вряд ли были единственными.

    Первые прозаические опыты относятся к 1818 - 1819 гг. В них виден интерес начинающего писателя как к романтизму, так и к «бытописательству», свойственному реальному миру «Чёрной курицы». Известен отрывок «Молодой охотник…», представляющий собой перевод начальных страниц новеллы-сказки «Руненберг»(1802) Людвига Тика. М.А. Турьян отметила в нём поэтику В.А. Жуковского - «с элегическим топосом его пейзажных зарисовок, подобных «Сельскому кладбищу» или «Вечеру» . Она указала на схожесть структуры пейзажной символики, которая помогла эмоционально поддержать тип романтического героя, «оставившего родные края…». Уже в «Молодом охотнике» заявлена тема просвещенности, являющейся, по мнению А.А. Перовского, одним из определяющих факторов в нравственном становлении человека. Её раскрытие мы видим как в раннем отрывке о юном книгочее из купеческой среды «С самых молодых лет…», так и в сказке «Чёрная курица», а позднее в замысле романа «Магнетизёр». Тему просвещения затрагивает А.А. Перовский в статье 1826 г. «О народном просвещении в России», говоря о том, что «истинное просвещение не состоит в количестве умствователей и полуученых писателей», и «что система народного просвещения необходимо должна быть применена к системе правительства» . Дидактическая направленность А. Погорельского, связанная с темой учения, просвещения, управления учебными пансионами, становится одной из главных в «волшебной повести».

    М.А. Турьян уже в ранних набросках А.А. Перовского отмечает «определенную психологическую тенденцию» - попытку постичь «свойства человеческого ума, предопределяющие сложную амплитуду противоречивых черт человеческой натуры, её добродетелей и пороков» . Постижение мыслей и чувств ребёнка, осознание им хорошего и плохого - одна из основных проблем формирования нравственных качеств Алёши в «Чёрной курице».

    В апреле 1822 г. умирает А.К. Разумовский, спустя месяц А.А. Перовский подает прошение об отставке и поселяется в имении Погорельцы вместе с сестрой и её сыном Алёшей. Именно здесь рождается знаменитый писатель Антоний Погорельский.

    Интерес к изображению сказки в реальности проявляется у А. Погорельского уже в 1825 г. В свет выходит фантастическая повесть на бытовом материале «Лафертовская маковница», опубликованная в мартовском номере журнала «Новости литература». В ней реально описан как московский мещанский быт, так и жизнь простых людей. В изображении характеров главных персонажей, сюжете и композиции ярко выразилась ирония автора. Новым оказалось «дерзкое небрежение автора «здравой» необходимостью «разумного» объяснение «чудесного» . В «Чёрной курице» это осуществляется за счёт подсознания Алёши. В.В. Брио и В.М. Маркович отмечают самобытность данного произведения, «не только открывающим историю русской фантастической повести, но и послужившим камертоном дальнейшего развития форм фантастического повествования» . Издатель «Новостей литературы», А.Ф. Воейков, пытаясь дать рациональное объяснение «чудесных» мотивов снабдил «Лафертовскую маковницу» собственной «Развязкой»: «Благонамеренный автор сей русской повести, вероятно, имел здесь целью показать, до какой степени разгоряченное и с детских лет сказками о ведьмах напуганное воображение представляет все предметы в превратном виде» . По мысли А.Ф. Воейкова, богатство старухи - «богатая дань суеверных людей», приходивших к ней гадать; черный кот, превратившийся в господина Мурлыкина, - плод расстроенного «мнимым колдовством маковницы» воображения Маши и т.д. . Являясь приверженцем традиций классицизма, он не принимает новый способ художественного мышления А. Погорельского. Среди литераторов повесть вызвала положительные отзывы. В письме брату от 27 марта 1825 г. А.С. Пушкин восхищался изображением кота: «Душа моя, что за прелесть бабушкин кот! Я перечел два раза и одним духом всю повесть, теперь только и брежу Трифоном Фалелеичем Мурлыкиным. Выступаю плавно, зажмуря глаза, повертывая голову и выгибая спину. Погорельский ведь Перовский, не правда ли?» . В.К. Кюхельбекер 22 декабря 1831 г. делает в дневнике следующую запись: «Перечел я «Лефортовскую Маковницу», которую в первый раз в 1825 г. прочел мне Дельвиг на квартире у Плетнева: большое сходство с манерой Гофмана». Позднее повесть составила одну из частей «Двойника…» .

    Книга «Двойник, или Мои вечера в Малороссии» вышла в начале 1828г. Она представляет сбой сборник из четырёх новелл, объединённых рамочным сюжетом: «Изидор и Анюта», «Пагубные последствия необузданного воображения», «Лафертовская маковница» и «Путешествие в дилижансе». В «Двойнике» появляются аллюзии к сказочному творчеству зарубежных писателей, тема приключения и путешествия, сам мотив двойничества. Эти традиции продолжились и в литературной сказке. Книга не имела успеха у читателей, игра и мистификация были не поняты современниками. Исключение делалось только на всеми признанную «Лафертовскую маковницу». Следует отметить, что были те, кто понял замысел А. Погорельского: художественным принципам автора «Двойника…» следовал В.Ф. Одоевский в «Пёстрых сказках…» и А.С. Пушкин в «Повестях покойного Ивана Петровича Белкина», который не мог не оценить достоинства «парадоксов-переосмыслений» (термин В.Э. Вацуро) А. Погорельского. Также книга во многом подготовила почву для украинских повестей Н.В. Гоголя.

    В 1830 г. в первых номерах «Литературной Газеты» А.Погорельский публикует две главы нового задуманного романа «Магнетизёр». Мы видим здесь описание купеческой провинциальной семьи и вторжение в неё «таинственного», как и изображение петербургского мужского пансиона с подземным миром в «Чёрной курице». Автор обращается к проблеме месмеризма - учению австрийского врача Ф.А. Месмера о «животном магнетизме» - особой магнитной силе, производимой людьми и способной оказывать физическое и психическое воздействие на окружающих, положившей начало современному гипнозу. Автор затрагивает тему «беснования», продолженную у В.Ф. Одоевского в «Орлахской крестьянке» (1838 г.) и у А.Ф. Вельтмана в «Сердце и Думке».

    «Чёрная курица» во многом помогла А. Погорельскому перейти к теме нравственных проблем не только ребёнка, но и взрослого. В свет вышел нравоописательный роман «Монастырка», посвященный жизни провинциального дворянства. Первая часть произведение была издана в 1830г., в 1833 г. последовала насыщенная приключениями вторая часть. «Сей роман, - отмечалось в «Русском инвалиде», - есть необыкновенное, приятное явление в нашей словесности. Он богат занимательными происшествиями и ярко обрисованными характерами, а потому жив и любопытен» . «Московский телеграф» увидел в «Монастырке» «приятное описание семейных картин», «рассказ доброго приятеля о добрых людях, которым встречались иногда неприятности» . В «Литературной газете» она была названа «настоящим и первым у нас романом нравов» .

    Одним из самых известных и востребованных произведений А. Погорельского является единственная изданная им в 1829 г. литературная сказка «Чёрная курица, или Подземные жители». Сочетание волшебства и действительности, дидактики и непринужденной беседы, своеобразие художественной манеры повествования позволили «волшебной повести» стать неотъемлемым вспомогательным материалом взрослых для формирования нравственных ценностей юных читателей. Написанию увлекательного произведения, доступного для детского понимания, во многом способствовала его тесная связь с племянником Алёшей, тёплые взаимоотношения с которым мы можем проследить по воспоминаниям и письмам.

    В ноябре 1816 г. сестра А.А. Перовского Анна Алексеевна выходит замуж за отставного полковника и советника Государственного ассигнационного банка графа К.П. Толстого, а в сентябре следующего года у них рождается сын Алексей. Однако позднее супруги разошлись и писатель увозит сестру с полуторамесячным сыном в Погорельцы. А.К. Толстой вспоминает: «Я «…» шести недель от роду был увезен в Малороссию своей матерью и дядей с материнской стороны г-ном Алексеем Перовским. «…» Он воспитал меня, первые годы мои прошли в его имении…» . Автор «Чёрной курицы…» полностью посвящает себя заботам о сестре и племяннике Алексаше. Во многих письмах мы видим любовное, добродушное и отцовское отношение А. Погорельского к А.К. Толстому: «Милой мой Алеханчик! Мне очень жаль, что я не могу остаться до завтрего. Если б мне можно было, то я бы никогда с тобою не расставался, мой милый друг. Будь паюшка без меня, учись хорошенько, мой ангельчик, а я скоро назад приеду и привезу тебе что-нибудь редкое. Пиши ко мне, мой любезный сыночек! Прощай, цалую тебя миллион раз в мыслях» или «Ханочке, моему милому и дорогому другу» , «Очень тебе благодарен, любезный Алеша, за твои письма и прошу тебя продолжать так и впредь. Я всегда очень радуюсь, когда получаю от тебя письма…» , «Тысячу раз тебя мысленно обнимаю; поцелуй за меня маменьку и кланяйся тете Маше, если она с вами. Христос да сохранит вас!» и т.п. Дядя рассказывал маленькому Алёше большое количество сказок собственного сочинения, но лишь одну из них, «Чёрную курицу», решил записать.

    В «волшебной повести», совмещающей в себе конкретно-исторический и сказочный пласты, мы находим отражение реалий места и времени писателя, что позволяет говорить об автобиографичности произведения. Во-первых, это свидетельство о непродолжительном пребывании маленького А.А. Перовского в петербургском пансионе Е. Мейера. Во-вторых, в образе главного героя Алёши присутствуют качества юного А.К. Толстого. По воспоминаниям друга его детства А. В. Мещерского, «граф Толстой был одарен необыкновенною памятью. Мы часто, для шутки, испытывали друг у друга память, причем Алексей Толстой нас всех поражал тем, что по беглом прочтении целой большой страницы любой прозы, закрыв книгу, мог дословно всё им прочитанное передать без одной ошибки; никто из нас, разумеется, не мог этого сделать» .

    Сказка «Чёрная курица, или Подземные жители» была благосклонно встречена современниками. Особого одобрения был удостоен «свободный и изящный» слог сказки. Известны положительные отзывы В.А. Жуковского: помогая А.А. Дельвигу заполнить портфель очередного выпуска «Северных цветов», он настоятельно рекомендовал ему для альманаха «Черную курицу»: «У Перовского есть презабавная и, по моему мнению, прекрасная детская сказка «Черная курица». Она у меня. Выпросите ее себе» . Сказка раскрывает внутренний мир ребенка, особенности его психологии, мышления, формирования характера и предшествует произведениям С. Т. Аксакова и Л. Н. Толстого, на которого она произвела в детстве «очень большое» впечатление . Н.Ф. Погодин отметил сходство со сказкой Людвига Тика «Эльфы», указав на подражательный характер сказки и отсутствие «вероподобия» в повествовании .

    В современном литературоведении сказке А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» посвящены в основном работы в сборниках научных статей. Исследователи затрагивают вопросы, касающиеся своеобразия жанра волшебной сказки А. Погорельского (Д.М.Шевцова); роли «детского сознания» в формировании жанровой основы волшебной повести и её значении в контексте жанровых традиций эпохи (О.И. Тиманова, Т.В. Пустошкина, Л.Н. Алексеева); аллюзий к мифам и фольклорным традициям и героям в литературной сказке (О.И. Тиманова, М.П. Шустов, Н.В.Ерусланова, Л.Б. Мартыненко); средств фантастики в произведении (А.Т. Грязнова). Большое внимание уделяется параллели русской литературной сказки первой половины XIX века с немецкой романтической сказкой, в частности, произведениями Э.Т.А. Гофмана (А.Б. Ботникова, Н.Н. Семейкина, и др.). Проблема взаимосвязи творчества А.Погорельского и немецкого писателя всё чаще становится предметом исследования кандидатских диссертаций. Вопросы преемственности рассматриваются также относительно предшественников и последователей в русской литературе. Р.М. Лазарчук в статье «Рыцарь нашего времени» Н.М. Карамзина и «Черная курица» А. Погорельского» уделяет внимание раскрытию темы детства в указанных произведениях. В материалах международной научной конференции «Забытые и второстепенные писатели XVII-XIX веков как явление европейской культурной жизни» С.И. Кормилов говорит об А. Погорельском как предшественнике русских классиков. Рассматривая проблемы детской литературы и фольклора, Е.А. Гаричева написала статью «Святочные истории А.Погорельского «Черная курица» и Ф. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке», где указывает на проповедническое и притчевое начало, свойственное литературной сказке. Исследователь проясняет высокую связь между сознанием автора и ребенка, который, по её мнению, «наделен способностью видеть рай небесный даже на грешной земле». В статье Т.В. Пустошкиной «Дитя больше, чем оно есть…» предлагается осмысление текста «Черной курицы» с точки зрения мифологической символики, что позволяет по-новому взглянуть на художественную природу произведения. Рассматривается актуализация в повести романтической мифологемы детства и ее связь с мифологемой матери. А. П. Ефремов в своей статье «Эволюция представлений о грехе в детской литературе» указывает, что в сказке А.Погорельского берет начало тенденция «бессрочного душевного сокрушения» героев после совершения ими какого-либо недостойного поступка, «греха». Он отмечает, что признаком греха в детской литературе становится «невозможность для героев, даже сказочных, отпустить друг другу содеянное», эта функция возлагается на высшие силы, Бога, а время искупления ничем не ограничивается. Фактически, «Черная курица» дает начало «литературе совести» .

    Важную роль играют обзорные статьи М.А. Турьян и А.А. Шелаевой, помещенные в собрания сочинений А. Погорельского. В них приведены интересные факты из биографии писателя, литературных и дружеских связей, дан краткий анализ его произведений. Творчеству А.Погорельского в контексте русской романтической прозы посвящена кандидатская диссертация В.В. Брио, в 1988 г. вышла её монография с обзором русской критики.

    Рассматривая проблему своеобразия жанра «Чёрной курицы, или Подземных жителей» А. Погорельского, к.ф.н., доцент кафедры теории и методики обучения русской словесности НГПУ Д.М. Шевцова выделила жанровые признаки волшебной сказки:

    1. борьба добра со злом, в которой добро побеждает, так как оно созидает, а зло разрушает. Алёша -- «воплощенное» добро-- «борется» с кухаркой Тринушкой, воплощающей зло, и спасает любимую курицу Чернушку. Чернушка «борется» со сказочными рыцарями и побеждает их;

    2. все герои делятся на наделённых волшебной силой (Чернушка, король Подземного царства, жители Подземного царства) и «обычных» (Алёша, Тринушка, учитель, учительша);

    3. главный герой совершает благородные поступки, ему активно помогает волшебный помощник, который благодарит таким образом за оказанную ранее услугу (Чернушка помогает Алёше: дарит ему конопляное семечко, за то, что Алеша спасает её от смерти); герой -- волшебный помощник -- одаривает своего спасителя волшебным предметом (сам предмет не представляет собой видимой ценности: это конопляное семечко);

    4. запреты и наказание за их нарушение (нельзя было трогать предметы в комнате старушек голландок, иначе проснутся рыцари и Чернушка не сможет их победить. Нельзя было Алёше рассказывать кому-либо о Подземном царстве, иначе жители этого царства будут обречены на скитания, а Чернушка-министр будет арестована);

    5. мотив дороги-путешествия, преодоления границы между реальным и волшебным миром (Алёша вместе с Чернушкой отправляется по неведомой дороге в Подземное царство);

    6. освобождение волшебного героя (Алёша спасает Чернушку);

    7. большой временной промежуток, который охватывают события;

    8. использование изобразительно-выразительных средств (например, гиперболы: «Чернушка подняла хохол, распустила крылья... вдруг сделалась большая-большая, выше рыцарей, и начала с ними сражаться») .

    Эти тезисы помогут нам при рассмотрении специфики литературной сказки А. Погорельского. Говоря о волшебных чертах произведения, мы обязаны сказать о соотношении реального, будничного и ирреального пространства, характерном для литературной сказки.