Нетрадиционные формы родительского собрания в начальной школе. Родительское собрание с элементами тренинга

«Родительское собрание Домашние задания» - Ребёнок любит и уважает вас. 9 – 10 баллов. Рекомендации родителям по подготовке домашних заданий ребёнком: Живёте душа в душу. У школьника должны быть другие обязанности. Ситуация 4. Успеваемость – … % Качество знаний - … %. Задания творческого характера. Ситуация 2. Авторитет не заменяет любви. 13 -14 баллов.

«Родительские собрания в начальной школе» - Если можно, укажи точное время начала и конца. Всегда назначай собрания за неделю до проведения. Организовать взаимодействие с семьёй в интересах развития личности ребёнка. Правила общения с родителями. Консультирование (индивидуальное собеседование). Исключительная роль в воспитании детей принадлежит родителям.

«Собрание для родителей» - На собрании не стоит: Формы собраний. Общение школьных и домашних воспитателей - шаг к взаимопониманию, усвоение педагогического опыта, который учитель и родители передают друг другу. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей или заготовьте визитки Перед началом собрания объявите повестку.

«Родительские собрания в 4 классе» - Вопросы для обсуждения: 4. Собрание. 3. 1. 5. Формы взаимодействия педагогов и родителей: Раздел 1. Цели: Проблема взаимодействия школы и семьи не нова. План: 2.

«Проведение родительского собрания» - Родительские собрания являются действенной формой общения воспитателей с родителями; Проведение родительского собрания. Подготовка родительского собрания. Как правильно организовать родительское собрание в ДОУ? Родительское собрание традиционно состоит из 3-х частей: вводной, основной «разное». По возможности разбираемые ситуации по возможности лучше инсценировать.

«Как проводить родительское собрание» - Какие функции должно выполнять родительское собрание? Детям нужны не поучения, а примеры. Рекомендации по проведению родительских собраний. Этапы родительского собрания. Как подготовить и провести родительское собрание. Аналитико–диагностическая планово–прогностическая организационно–координирующая контрольно–корректирующая.

Всего в теме 11 презентаций

Формы проведения

родительских собраний.

Гуськова Наталья Александровна-

–учитель начальных классов,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе,

Галиева Юлия Николаевна-

заместитель директора по воспитательной работе

Последнее десятилетие в России характеризуется, прежде всего, как период активных социальных преобразований, которые находили и находят свое отражение и в тенденциях развития общего среднего обра­зования. Одна из этих тенденций заключалась в фактическом отказе от воспитательного компонента работы в школе и признании приоритетно­сти собственно обучения.

Основные проблемы в области воспитания связаны с экономиче­ским и политическим реформированием общества. Отмечаются резкая дифференциация доходов, массовое обнищание семей. Происходит дез­организация жизни семей, разрушаются сложившиеся традиции семейно­го уклада: сказывается высокая занятость родителей или, напротив, их безработица. Эта ситуация порождает как внутренние конфликты и про­блемы у детей, о чем свидетельствуют данные психологов, врачей, пси­хиатров, так и делают очевидными проблемы взаимодействия ребенка с внешним миром, с социумом, с другими людьми.

Все это делает очевидной необходимость повышения статуса вос­питательной работы в рамках одного из немногих социальных институ­тов, реально занимающихся развитием детей, - школы.

В отличие от стабильного общества, в котором в течение хотя бы столетия осуществлялась преемственность между поколениями через се­мейное и общественно-государственное воспитание, в нашем сегодняш­нем обществе, переживающем революционные изменения всех базовых общественных и государственных структур, приходится заново опреде­лять как социальные идеалы человека, так и способы их достижения в конкретных учебных заведениях. В связи с этим очень важно определить, что такое социальный идеал, что фактически означает формулирование «социального заказа» нашего общества.

Семья и школа – это те воспитатели, которые оказывают формирующее влияние на развитие личности. Семья воспитывает под девизом «Делай как я!»; школа стремится формировать правильное поведение, правильные взгляды. Ребёнок делает выбор в пользу той среды, которая оказывает более сильное влияние. Поэтому воспитание рассматривают во взаимодействии влияющих на личность компонентов.

Семья для ребёнка – это первоначальный и наиболее активный источник формирования личности. Она сохраняет принятыё в ней взгляды, традиции, установки, образцы поведения.

В современных условиях роль родителей в воспитании детей, повышение их педагогической культуры особенно актуальна. Повышение эффективности воспитательного воздействия семьи, поиск новых методов и средств взаимодействия школы с семьей – одна из важнейших задач образовательного учреждения.

В начале учебного года утверждается составы:

    Управляющего совета школы

    Попечительского совета

    Общешкольного родительского комитета

    Классных родительских комитетов,

Родительское собрание - одна из основных универсальных форм взаимодействия школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний и умений родителей, их компетентности в вопросах воспитания и обучения детей; формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив.

Родительские собрания так же можно разделить на общешкольные, собрания по параллелям и классные. Общешкольные родительские собрания проводятся обычно реже, чем классные, раз – два в год, и то в случае необходимости. Пап и мам знакомят с новыми уставными документами школы, нормативными актами в сфере образования, с основными направлениями, задачами и итогами работы учебного заведения. Собрание родителей определенной параллели может проводиться в случае необходимости обсуждения важнейшей проблемы, вопроса, который касается только учащихся данных классов (например, собрание родителей выпускных классов, пап и мам первоклассников). Классные родительские собрания организуются несколько раз в год обычно в конце четверти, триместра, полугодия. На них обсуждаются важнейшие задачи учебно-воспитательной работы в данном классе, проводится планирование воспитательной работы, определяются способы и методы эффективного сотрудничества семьи и школы, подводятся итоги выполненной работы.

Примерный план работы родительского лектория.

(тематику занятий можно менять с учетом актуальных проблем

данного образовательного учреждения)

Форма проведения

Ответственные

Технология семейного воспитания в условиях модернизации образования

лекция с элементами беседы

соц. педагог, психолог

Семейные традиции в воспитании детей и подростков

обмен опытом воспитания

зам. директора по ВР, классный руководитель,

соц. педагог, психолог

Враги воспитания: пьянство, табакокурение, сквернословие, наркомания, ничегониделание.

зам. директора по ВР, классный руководитель,

соц. педагог, психолог

Воспитание у детей любви к отчему дому, родному краю, уважения к символам Родины

зам. директора по ВР, классный руководитель,

соц. педагог, психолог

Трудовое участие детей в жизни семьи

зам. директора по ВР, классный руководитель,

соц. педагог, психолог

Трудности возраста. Детская агрессия. Что это такое?

круглый стол

зам. директора по ВР, классный руководитель,

соц. педагог, психолог

Семейные уроки этики

зам. директора по ВР, классный руководитель,

соц. педагог, психолог

Как избежать стресса при подготовке и во время экзаменов

зам. директора по ВР, классный руководитель,

соц. педагог, психолог

    при подготовке к проведению лектория используются:

    Конвенция о правах ребенка;

    Конституция РФ;

    закон РФ «Об образовании»

    закон Саратовской области «Об области»

    Федеральная программа развития образования;

    Региональная программа развития образования;

    Программа развития воспитания в системе образования Саратовской области;

    закон РФ «О защите прав потребителей»;

    «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в ОУ»

    закон РФ «Об ограничении курения табака»(2001г.)

    закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

    программа «Патриотическое воспитание детей и подростков Саратовской области»;

    программа «Основы ОЗОЖ», Устав ОУ

    серия книг «Деятельность классного руководителя»

    журналы: «Родителям о детях» (педагогический факультет)

«Престижное воспитание»

«Наука и школа»

«Школьный психолог»

«Школа духовности»

«Дитя человеческое» и др.

    газеты: «Аргументы и факты» (семейный совет)

«Добрая дорога детства»

Задачи и цели родительского собрания:

Расширение педагогического кругозора родителей, стимулирование их желания стать хорошими родителями, организация совместных усилий по достойному образованию и воспитанию детей, анализ и демонстрация учебных и других достижений учащихся.

Основные вопросы, рассматриваемые на собрании:

    Знакомство с:

Документацией школы;

Учителями - предметниками;

Основными направлениями работы школы;

Перспективными и текущими задачами, стоящими перед школой;

Итогами работы школы и др.

    Анализ учебно-воспитательного процесса в классе.

    Цели, задачи и планирование работы. Подведение итогов.

    Актуальные педагогические, психологические, правовые проблемы.

    Обмен опытом по вопросам воспитания и обучения детей.

    Использование знаний, умений, навыков, возможностей родителей в работе с детьми.

    Оказание помощи школе в решении хозяйственных вопросов.

Права родительских собраний.

    Родительское собрание имеет право:

Обратить внимание родителей на:

Выполнение решений собрания;

Выполнение п.4ст.52 Закона Российской Федерации "Об образовании" (об ответственности родителей за воспитание и получение детьми основного общего образования);

Выполнение Устава школы.

    Обсуждать вопросы школьной жизни и принимать решение в форме предложений.

    Приглашать на собрание специалистов (юристов, врачей, психологов, работников правоохранительных органов, членов администрации школы, представителей общественных организаций).

Документация родительских собраний.

Все родительские собрания протоколируются.

Протоколы родительских собраний:

Подписываются председателем, секретарем родительского собрания и классным руководителем;

Протоколы классных родительских собраний хранятся у классного руководителя;

Протоколы общешкольных родительских собраний хранятся в канцелярии и относятся к документации школы.

Виды родительских собраний:

Общие (классные или по параллелям);

Дифференцированные (специально приглашенная группа родителей);

Собрания, периодичность которых определяется куратором.

Собрание может быть:

Организационным;

Аналитическим;

Итоговым.

Формы проведения собраний:

Директивно-консультационные;

Дискуссионные;

Семинары;

Творческие встречи и отчет и т.д.

В МБОУ СОШ №22 общешкольные собрания проводятся в различных формах, например,

    родительское собрание для родителей будущих первоклассников проходит традиционно в конце января каждого учебного года в виде презентации опыта работы школы, после которой родители и их дети приглашаются на фрагменты уроков (не более 15 минут каждый урок) тех учителей, которые набирают первые классы. Занятия проходят в интересной и увлекательной форме.

    итоговая конференция для родителей всех учащихся школы, проводится в конце апреля каждого учебного года в виде отчётного концерта, на котором подводятся итоги работы школы за год с вручением благодарственных писем родителям.

Организаторам родительского лектория необходимо позаботиться о содержании и результативности всех мероприятий во избежание пустой «говорильни».

Каждое занятие завершается небольшим практическим заданием и рекомендациями.

Обязательно необходимо оставить немного времени для ответов на вопросы родителей, при этом обеспечить, если это понадобится, комфорт для индивидуальных консультаций или бесед.

Не забывайте постоянно демонстрировать свое полное уважение к семье и родителям учащихся.

Воспитательная работе в классе ведется под девизом «Союз трех сердец»: учитель - ученик - родители. Именно в этом союзе возможно осуществление главной воспитательной задачи - формирование творческой личности.

«Счастлив тот, кто счастлив дома», - говорил великий русский писатель Лев Толстой, имея в виду ту атмосферу, которую создают в семье прежде всего взрослые, помогая детям стать увлеченными, деятельными, гармонично развитыми людьми. Поэтому было очень важно интерес школы превратить в интерес семейныйи наполнить его общими делами.

Конечно, главное назначение родительского собрания - обогатить родителей новыми знаниями и опытом, помочь в организации семейного воспитания.

Какие же функции должно выполнять родительское собрание? Среди таких функций следует указать:

1)ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно – воспитательного процесса в школе (характеристика используемых учебных программ, методов обучения, рассказ о проводимых внеурочных мероприятиях, факультативах, кружках и т.п.);

2)психолого – педагогическое просвещение пап и мам, которое может выражаться в информировании родителей об особенностях конкретного возраста, условиях успешного взаимодействия с детьми и т.д.;

3)вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (внеурочные мероприятия – конкурсы, экскурсии, походы и т.п.);

4) совместное решение организационных вопросов (питания, дежурства, дисциплины и других проблем).

Выбор вида и формы родительского собрания зависит от его тематики и поставленных целей.

Среди видов можно выделить: организационные (посвященные, например, предстоящей экскурсии детей или подготовке к походу), собрания по плану психолого - педагогического просвещения (например, лекция с привлечением психолога об условиях успешного общения с подростками), тематические, собрания-диспуты по актуальным проблемам учебно – воспитательного процесса, итоговые (четвертные) и т.д. Тематика родительских собраний обычно определяется учителем, обсуждается на родительском комитете.

Часто для работы с родителями используется тематическая лекция - самая распространенная форма устного преподнесения знаний. К ее организации и проведению привлекаются родители, психолог.

Тематика лекций разнообразна, например: «Трудовое воспитание детей» - 3 класс, «Авторитет родителей» - 2 класс, «Отец - воспитатель» - 4 класс.

Беседа – не менее распространенная форма работы с родителями. И она часто используется педагогами начальной школы. В ходе совместного поиска ответа на вопросы учителя, родители, часто вместе с детьми, находят решение жизненных ситуаций. Интересно проходит этическая беседа с родителями и детьми 3 класса

Можно выделить следующие формы родительских собраний:

1.Собрание – беседа. Один из вариантов толкования слова «беседа» - это «официальный разговор». Именно так и следует воспринимать родительское собрание в форме беседы. Происходит официальный разговор учителя и родителей на данную тему.

Беседа – это традиционная форма проведения родительских собраний. Беседа имеет огромное значение в воспитательном плане. Беседу лучше всего использовать в профилактических целях, предупреждая возможные конфликтные ситуации. Хороша беседа для налаживания взаимоотношений между родителями и детьми и между родителями и педагогами. Собрание –беседа помогает создать доверительную атмосферу, выявить проблемные точки взаимоотношений. Структура такого собрания, как правило, состоит из краткого выступления учителя, диалога учителя и родителей и подведение итогов.

2.Собрание дискуссия. Толкование слова «дискуссия» - обсуждение какого-нибудь вопроса на собрании или в беседе. Таким образом, дискуссия – это часть беседы.

Такую форму проведения родительского собрания можно использовать, если возникает необходимость обсудить какой-либо спорный вопрос, какую-либо спорную проблему воспитания и образования детей. В этом случае сокращается выступление учителя на собрании, а большая часть времени отводится на обсуждение и анализ разных точек зрения.

Собрание –дискуссия позволяет родителям участвовать в обсуждении важнейших проблем воспитания и образования детей, способствуя формированию умения анализировать проблему с разных точек зрения. Дискуссия начинается после вступительного слова учителя или другого специалиста, в котором обозначается обсуждаемая тема. Как правило, после окончания дискуссии заслушивают мнение экспертов для того, чтобы проанализировать высказанные в процессе дискуссии разные точки зрения, и только затем подводит итоги собрания.

3.Круглый стол. Круглый стол – это, по сути, собрание-беседа, на котором происходит обмен мнениями по специальным вопросам с участием различных специалистов. Чтобы оправдать такую форму проведения собрания, участники собрания могут располагаться за «круглым» столом. На родительское собрание, проводимое в форме круглого стола, можно приглашать психологов, социальных педагогов, врача, логопеда, представителей родительской и педагогической общественности, администрацию школы. Эта форма собрания позволяет обсуждать любые наболевшие вопросы, узнать мнения всех участников собрания.

4.Собрание – конференция. Собрание - конференция – это расширенное родительское собрание. Конференция проводится с участием представителей различных организаций (детская поликлиника, комиссия по делам несовершеннолетних, консультативные психологические центры, госавтоинспекция и т.п.), интересующих родителей, администрации школы, психологов, социальных педагогов. Родители имеют возможность услышать компетентные ответы из уст профессионалов.

Особенностью собрания-конференции является то, что она принимает определённые решения и может определять комплекс мероприятий по выполнению решений.

На родительских собраниях-конференциях чаще всего обсуждаются проблемы общества, активными членами которого станут учащиеся. Это могут быть проблемы пьянства и наркотиков, сексуального воспитания в семье, проблемы религии в обществе и её роли в воспитании подрастающего поколения и другие.

Родительские конференции должны готовиться основательно, с обязательным привлечением участников конференции. Предварительно можно провести социологические или психологические исследования по проблеме конференции и их анализ, а затем использовать результаты исследований при проведении конференции. Родители, как активные участники конференций, могут тоже подготовить анализ проблемы с позиций собственного опыта.

5.Пресс-конференция. Пресс-конференция – это официально созываемое собрание представителей прессы: печати, радио, телевидения для сообщения какой-либо информации или ответов на вопросы. Почему бы не организовать встречу редколлегии школьной газеты, школьного радио-альбома с участием в присутствии родителей для подготовки выпусков школьных новостей? Или не взять интервью силами школьной «прессы» у специалистов, интересующих родителей?

6.Собрание-семинар (семинар-практикум) Семинар – групповые практические занятия под руководством педагога. На родительском собрании, проводимом в форме семинара, учитель выступает в роли преподавателя, а родители – в роли студентов, которые коллективно пытаются решить ту или иную поставленную задачу практическим путём. Проведение родительского собрания в форме семинара требует предварительной «теоретической» работы с родителями. Целесообразно дать родителями информационные материалы для ознакомления с тем, чтобы на собрании они могли не только обсудить пути решения проблемы, но и поучиться применять полученную информацию на практике.

7.Собрание-тренинг. Тренинг – это система тренировок. Родительские тренинги с большой натяжкой можно отнести к собраниям. Это активная форма работы с небольшой группой родителей, состоящей из 10-12 человек, которые хотят изменить или улучшить взаимодействие с ребёнком, сделать его более доверительным. Для того чтобы эффективность тренинга была высокой, в нём должны активно участвовать оба родителя. Кроме того, тренинги должны быть регулярными и включать в себя 5-8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом.

8.Собрание организационно - деятельностная игра. Организационно – деятельностная, или деловая, игра – это такой вид деятельности, когда поставленная проблема решается в процессе игры, а её участники примеряют на себя различные роли и пытаются увидеть проблему глазами разных людей. В ходе игры участники ищут пути и способы решения проблемы, объединившись в группы, например, «дети», «администрация школы», «учителя», «родители», «эксперты».Каждая группа готовит свой анализ проблемы и излагает способ решения. В результате коллективного анализа проблемы находится одно или несколько её решений.

9.Педагогическая мастерская. Мастерская – это, всем известно, место, где работают мастера своего дела. Учитель может организовать родительское собрание в форме педагогической мастерской, где «мастера»- родители, «мастера» - учителя поделятся своими умениями, покажут педагогические приёмы, способствующие развитию личности ребёнка. Участники мастерской могут примерить на себя те или иные роли, что поможет раскрытию их творческих способностей.

10.Собрание-конкурс. Название такого родительского собрания говорит, что на нём будет организованно соревнование кого или чего-либо, например, отцов, идей, или работ, или семейных достижений с целью выявления лучших участников. На родительском собрании целесообразно послушать рассказы о том, как таких успехов удалось добиться. Конечно, при проведении конкурса работает жюри и выбирает победителей. Например, можно провести конкурс «Папа, мама, я- читающая семья», в процессе которого родители познакомятся с опытом семейного воспитания у ребёнка интереса к чтению.

11.Собрание-презентация. Презентация, или публичное представление чего-либо нового, недавно созданного с необычным опытом семейного воспитания, с нетрадиционными методами обучения, с новыми методами оздоровления, вновь созданными печатными изданиями, учебными пособиями и другим. Презентации желательно проводить с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов.

12.Устный журнал. Журнал – это, всем известно, периодическое издание в виде книжки, содержащее произведения разных авторов, научные статьи, заметки, юмор, тесты, иллюстрации, полезные советы и многое другое.На родительском собрании можно «перелистывать» странички устного журнала, который готовится заранее или непосредственно в процессе собрания. Здесь у учителя, родителей и учащихся есть поле для творчества.

13.Вечер вопросов и ответов. Вполне понятная форма проведения родительского собрания. Родители готовят вопросы в рамках заявленной темы, а участникам собрания остаётся выбрать наиболее характерные и интересные вопросы, подобрать на них исчерпывающие ответы или пригласить тех специалистов, которые могут компетентно на них ответить.

14.Родительский ринг. Ринг – площадка для бокса, поэтому и родительское собрание в форме ринга – своего рода состязание. Здесь могут состязаться, к примеру, две семьи, отвечая на вопросы по педагогическим проблемам. У соревнующихся родителей, могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть родительской аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает аплодисментами. Судьями в родительских рингах могут выступать учащиеся класса, родители, педагоги.

15.Интеллектуальный марафон. Марафон подразумевает какую-либо продолжительную деятельность. Учитывая это, родительское собрание в форме интеллектуального марафона можно планировать в том случае, если проблема, обсуждаемая на родительское собрание, требует достаточно длительного обсуждения, и если у учителя есть достаточный запас информации для этого обсуждения. Интеллектуальный марафон требует серьёзной подготовки.

16.Ток-шоу. Ток-шоу толкуется как интервью с известным лицом или группой лиц. Исходя из этого, на родительское собрание, проводимое в форме ток-шоу, приглашаются интересные для родителей люди, которые могут помочь в решении педагогических проблем. При этом следует учитывать, что шоу – это всегда яркое представление, рассчитанное на внешние эффекты.

17.Гостиная. Родительское собрание в форме гостиной – достаточно интересная форма работы с родительским коллективом, которые хорошо сплачивает родителей. Это собрание-беседа с включением поэзии, музыки, которые создают атмосферу праздника. Поэтические и музыкальные произведения подбираются таким образом, чтобы они помогали в поиске ответов на вопросы, которые перед родителями ставит и собственный ребёнок. Гостиные могут проводиться 2-3 раза в год.

Родительское собрание

Р одительское собрание считаю наиболее распространенной формой работы с родителями.

Цели и задачи родительских собраний направлены на сплочение коллектива детей, родителей и учителя.

Цели и задачи родительских собраний:

  • Повысить педагогическую культуру родителей.
  • Содействовать возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания.
  • Развивать систему сотрудничества с семьей в интересах ребенка.
  • Развивать систему совместного изучения личности ребенка, его психологических особенностей.
  • Выработать близкие по сути требования к уровню воспитанности ребенка.
  • Организовать помощь в обучении, физическом и духовном развитии ребенка.
  • Содействовать созданию и поддержанию благоприятного климата в семье, эмоциональному комфорту для ребенка в школе и дома

На собрании обсуждаю проблемы жизни класса и родительского коллектива. По задачам, которые решаются на собрании, я их делю на несколько видов:

  1. Организационные собрания. Обычно это первое собрание четверти. На нем выбираем родительский комитет класса, планируем работу на четверть и на год, разрабатываем классные мероприятия, распределяем поручения, создаем инициативные группы родителей по различным направлениям, разрабатываем план проведения общешкольных мероприятий с участием родителей.
  2. Аналитические собрания. Провожу каждую четверть по мере возникновения проблем и для педагогического просвещения родителей.
  3. Итоговые собрания. Такие собрания направлены на подведение итогов работы класса за определенный период времени. Поэтому чаще всего провожу их в форме праздника, творческого отчета. Очень люблю готовить и проводить именно эти собрания.
  4. Комбинированные собрания. Этот вид собрания использую чаще других, потому что он включает в себя задачи всех предыдущих видов собраний.

Формы проведения родительских собраний.

  • Письменная форма (Классный руководитель отправляет родителям некоторые документы, разработки, родители оценивают их, вносят свои предложения).
  • Родительское собрание вместе с учащимися. (Отчетные собрания, праздники.)
  • Родительское собрание в форме презентации семей, их традиций, умений, взглядов на воспитание.
  • Родительское собрание в форме кафе. (Искусство оформления праздничного стола, карвинг.)
  • Родительское собрание в походе.
  • Родительское собрание в форме игры.
  • Родительское собрание в форме пресс-конференции (Приглашаются специалисты, интересующие родителей, либо они оказываются среди родителей: инспектор ОПДН, врач-педиатр, психолог).
  • Родительское собрание в форме исследовательских групп, которые докладывают на собрании результаты своих опросов и исследований.
  • Родительское собрание пап.
  • Родительское собрание – праздник.
  • Родительское собрание – спектакль (Дети – актеры спектакля, родители – зрители.)
  • Родительское собрание – пресс-конференция.
  • Родительское собрание параллели для обсуждения важных вопросов и проектов, предлагаемых администрацией школы.

Все родительские собрания стараюсь превратить в «круглые столы» или «праздники», на которых решаются стратегические вопросы, а не производится сбор денег «на нужды класса». Так, в конце первого класса провожу собрание-праздник «Перелистывая страницы учебного года» ). Пишу детям письма . Второй класс заканчиваю родительским собранием-спектаклем , которое ведут сами дети (выступают в роли учителя, психолога, директора школы, инспектора ОПДН и т.д.) В третьем классе устраиваю творческий отчет с участием одаренных детей. А заканчиваем четвертый класс большим семейным шоу-праздником «Родительский дом – начало начал» .

Правила проведения родительских собраний

При подготовке к родительскому собранию я строго придерживаюсь следующих правил:

  1. Выбираю наиболее благоприятный для родителей день и час.
  2. Особое внимание обращаю на размещение родителей в классе. Например, на первом родительском собрании очень важно, чтобы родители видели друг друга. Поэтому ставлю столы в форме полукруга.
  3. Встречаю родителей в хорошем настроении, радушно, приветливо.
  4. Совместно с родителями обговариваем правила для всех участников собрания. Например: входить в класс с улыбкой на лице, не опаздывать, обязательно снимать верхнюю одежду, называть друг друга по имени или по имени и отчеству, не молчать во время обсуждения проблемы, отвергая какое-либо предложение, обязательно высказывать свое.
  5. Начинаю родительское собрание строго в назначенный час.
  6. Родительское собрание не должно быть длительным и утомительным.
  7. Устанавливаю регламент и строго его соблюдаю. Берегу время родителей.
  8. Тщательно подбираю тему родительского собрания. Она должна учитывать возрастные особенности детей.
  9. Стараюсь, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.
  10. При обсуждении проблем класса опираюсь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, педагогов.
  11. Стараюсь провести собрание на таком уровне, чтобы родителям было не только интересно, но ещё возникло желание не пропускать собрания. Использую презентации, демонстрирую опыты.
  12. Если хвалю детей на собрании, то всех.
  13. Важно, чтобы с родительского собрания все родители (и благополучных детей, и «сложных») ушли с верой в своего ребенка!
  14. После собрания провожу консультации для родителей (при необходимости). Не допускаю, чтобы во время разговора присутствовали другие родители.

Устанавливая определенные правила поведения, я обращаю внимание родителей на то, что все проблемы можно и нужно решать только в спокойной обстановке. В школе часто возникают конфликтные ситуации среди детей. Родители решают такие вопросы в одностороннем порядке: «Мой ребенок всегда прав». Эту позицию они стараются отстоять в школе, часто в грубой форме. Моя задача – показать родителям, что для меня все дети равны, и что решать проблемы я буду с точки зрения правил поведения в школе. Грубые разборки неприемлемы для школы. Так возникли практические советы для родителей.

Советы для родителей.

Если:

  • Ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
  • Ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
  • Ребенка хвалят, он учится быть благородным.
  • Ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
  • Ребенок растет в терпимости, он учится понимать других.
  • Ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей.
  • Ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
  • Ребенок растет во вражде, он учится быть агрессивным.
  • Ребенок растет в понимании, дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

«Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент Вашей жизни…» (А.Макаренко)

Эти советы появились в процессе наблюдений за семьями учащихся. Советы и правила успешного проведения родительских собраний используются мною в практической работе с родителями, на родительских собраниях, дискуссиях с родителями.

Правила успешного проведения родительских собраний

  • Уважайте!
  • Помогайте!
  • Объясняйте!
  • Доверяйте!
  • Учитесь!
  • Спрашивайте!
  • Благодарите!

Считаю, что родительское собрание должно просвещать родителей, а не указывать на ошибки и неудачи детей, не обсуждать и не осуждать личности учащихся. Золотое правило , которому я не изменяю никогда: найти такое качество ребенка, за которое его можно похвалить на собрании. Никогда не ругаю детей! Если нужно подкорректировать поведение ребенка, делаю это во время индивидуальной беседы или консультации с родителями.

У меня уходит намного больше времени на подготовку к родительскому собранию или внеклассному мероприятию с участием родителей, чем на подготовку к классному часу. Стараюсь сделать каждую нашу встречу с родителями необычной, запоминающейся, неожиданной, рассказать как можно больше о том, чем живут и дышат наши дети и получить такой же бесценный опыт от родителей. И хочется отметить, что родители с большим интересом приходят на наши мероприятия, стараются не пропускать их, огорчаются, если по каким-либо причинам не могут принять участие в том или ином мероприятии. Радуюсь, когда слышу восторженный отзыв родителей о собрании, празднике или о совместном классном часе.

Дети – это счастье, созданное совместным трудом родителей и учителей. На мой взгляд, пожалуй, самое главное – всегда следует помнить, что главной целью общения учителя и родителей является ребенок. Если между родителем и учителем существует неприязнь, её нужно преодолевать во имя ребенка.

Существует мнение: нет родителей, равнодушных к успехам и неудачам своих детей. Каждая крупица неравнодушия должна быть замечена учителем и пущена в ход, чтобы убедить родителей словом и делом: я хочу, чтобы вашему ребенку было хорошо и комфортно в классном коллективе.


Наталья Кузнецова
Нетрадиционные формы родительского собрания в начальной школе. Родительское собрание с элементами тренинга

МАСТЕР-КЛАСС

Использование . .

Учителя начальных классов :

Кузнецовой Натальи Васильевны

ВВЕДЕНИЕ…. 3

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Формы и методы работы классного руководителя с семьёй ученика….4

a) Посещение семей

b) Переписка с родителями

c) Родительское собрание

d) Родительские тренинги

e) Организация совместных досуговых мероприятий

f) Университет педагогических знаний

h) Конференция

i) Практикум

j) Открытые уроки

k) Педагогическая дискуссия (диспут)

l) Ролевые игры

m) Индивидуальные тематические консультации

Обобщение опыта работы с родителями и детьми… . 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…. 10

Мастер-класс «Родительское собрание с элементами тренинга » ….11

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….15

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Тема моего проекта «Использование нетрадиционных форм работы при формировании родительского коллектива ». Над этим проектом я работаю уже третий год. Тема проекта тесно перекликается с моей методической темой : «Формирование единого образовательного и воспитательного пространства семьи и школы ». Главным предметом изучения стали новейшие подходы в изучении и формировании родительского и детского коллективов с учётом потребностей современного общества. Объектом стали родители и дети , вновь поступившие в школу .

Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Ведь учителю начальных классов приходится формировать не только детский коллектив, но и родительский . И от того, как сложатся отношения в этом коллективе, во многом будет зависеть успех в обучении и воспитании. Поэтому я считаю данную тему актуальной как для учителя, так и для школы . Основной целью моего проекта является формирование родительского и детского коллективов на основе современных подходов.

Исходя из этой цели были выделены следующие задачи :

1. Поиск и изучение новейших подходов для формирования коллектива ;

2. Возрождение традиций семейного воспитания.

3. Педагогическое просвещение родителей по вопросам обучения и воспитания.

4. Создание условий для организации продуктивного общения, взаимодействия всех участников образовательного пространства.

5. Расширение форм работы , направленных на организацию взаимодействия педагога и родителей .

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Для успешной реализации цели и задач я продолжаю использовать традиционные формы : родительские собрания , классные и школьные конференции , индивидуальные консультации, посещения на дому и начала внедрять нетрадиционные : родительские тренинги , дискуссии, психологические разминки, круглые столы, родительские вечера , родительские чтения .

Формы и методы работы классного руководителя с семьей ученика

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья . Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагог создаст благоприятные условия для развития ребенка. Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление его деятельности. В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.

Посещение семьи - эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями . При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере , интересах и склонностях, об отношении к родителям , к школе , информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т. д.

Переписка с родителями - письменная форма информирования родителей об успехах их детей . Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе , поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки - доброжелательный тон, радость общения.

Родительское собрание - форма анализа , осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания. Виды родительских собраний : организационные, собрания по плану психолого - педагогического просвещения, тематические, собрания-диспуты , итоговые (четвертные) и т. д. Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами и может обсуждаться на родительском комитете .

Родительские тренинги – это активная форма работы с родителями , которые осознают проблемные ситуации в семье или хотят изменить своё взаимодействие с собственным ребёнком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребёнка. В родительских тренингах должны участвовать по возможности оба родителя . От этого эффективность тренинга возрастёт , и результаты не заставят себя долго ждать.

Организация совместных досуговых мероприятий

Во многих школах родители - частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья» и «Огоньки» , посвященные Международному женскому дню 8 марта, и вечера «Встреча с профессией» , и концерты художественной самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям , открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта. Формы досуга : совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей : просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы, КВН; домашние клубы выходного дня; кружки, организованные родителями .

Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, что предполагает организацию различных кружков, спортивных секций, участие в заседаниях клубов. К сожалению, многие родители настолько перегружены основной работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания не только школе и одноклассникам своего ребенка, но и собственному ребенку. Тем не менее один-два энтузиаста всегда находятся. Чаще всего это спортсмены, тренеры , которые организуют различные спортивные секции или проводят соревнования вместе со школьными преподавателями физкультуры.

Университет педагогических знаний - это форма психолого-педагогического просвещения родителей . Он вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей , способствует установлению контактов родителей с общественностью , семьи со школой , а также взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе.

Лекция - это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор - сам учитель-воспитатель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания. Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей , например : «Возрастные особенности младших подростков» , «Режим дня школьника » , «Что такое самовоспитание?» , «Индивидуальный подход и учет возрастных особенностей подростков в семейном воспитании», «Ребенок и природа» , «Искусство в жизни детей» , «Половое воспитание детей в семье» и т. д.

Конференция - форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Темы конференций должны быть конкретными, например : «Игра в жизни ребенка» , «Нравственное воспитание подростков в семье» и т. п. Чтобы собрать материал и привлечь внимание родителей , на занятиях университета педагогических знаний, предшествующих конференции, иногда предлагается заполнение краткой анкеты.

Практикум - это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей . В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей , родителей и школы и т . д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.

Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе . Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе .

Педагогическая дискуссия (диспут) - одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой будущего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответственная часть диспута - ведение спора. Темой диспута может служить любая спорная проблема семейного и школьного воспитания .

Ролевые игры - форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие : «Утро в вашем доме» , «Ребенок пришел из школы » , «Семейный совет» и др.

Индивидуальные тематические консультации. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников , и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же - необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.

Обобщение опыта работы с родителями и детьми .

Зачастую у меня уходит намного больше времени на подготовку к родительскому собранию или внеклассному мероприятию с участием родителей , чем на подготовку к классному часу. Стараюсь сделать каждую нашу встречу необычной, запоминающейся, неожиданной, рассказать как можно больше о том, чем увлекаются и интересуются дети и получить такой же бесценный опыт от родителей . Для этого я использую современные информационно -технические средства, с их помощью я стараюсь не только рассказать о школьной жизни детей , но и показать, школьную жизнь класса в целом, особенно это актуально в первом классе. И хочется отметить, что родители с интересом приходят на наши мероприятия, стараются не пропускать родительских собраний и чаще встречаться в неформальной обстановке . Например, на родительском собрании «Законы жизни семьи, законы жизни класса» , проведённого в 1-А классе, родители не только сами рассуждали и слушали выступление учителя, но и видели высказывания детей о своей семье и сравнивали их ответы. А родительское собрание «Семейное чтение» , также в 1-А классе сопровождалось видеороликом с участием детей : «Чтение – это важно!» . И так у нас проходит каждая встреча с родителями . А сейчас родители даже сами стали приносить видеозаписи различных школьных мероприятий и делиться ими друг с другом, и таким образом даже самые занятые родители видят , чем живёт их ребёнок, и участвуют в его школьной жизни .

Но формирование родительского и детского коллективов у меня не ограничивается рамками одного класса. Я считаю, что эффективней произойдёт формирование при совместной работе учителей двух параллельных классов. При тесном взаимодействии мы, учителя, учимся друг у друга, помогаем друг другу и на нашем примере также стараются дружить и дети, и их родители . И вот уже который год как мы вместе и дружно работаем. Вся внеклассная деятельность : поездки, праздники, открытые классные часы и другие мероприятия проводятся совместно. За период обучения с 2008 по 2010 года у нас прошли совместные мероприятия : «День Знаний» , «Посвящение в первоклассники» , «Устами младенца» , «Новый год шагает по планете» , «День защитников Отечества» , «Восьмое марта» , «Спасибо тебе, Букварь!» , «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!» , «Спортокиада» , «9 Мая – День Победы» , «Спасибо тебе, первый класс!» , «День Матери» , «Космическое путешествие» и т. д. Также совместные классные часы : «На что имею право» , «Лучший знаток правил дорожного движения» , «Питание и здоровье» , «Я люблю тебя, Россия» , «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья!» , «Гордое звание – Учитель!» . А так же совместное участие в конкурсах : «Поздравительные газеты» , «Театральные постановки» , «Городские викторины» и «Телевизионные конкурсы» . И во всех этих мероприятиях и конкурсах самое непосредственное участие принимают родители . Они охотно предлагают и организуют конкурсы, викторины и видеосъёмки. Родители являются не только почётными гостями, но и активными участниками. А на некоторых праздниках даже ведущими и организаторами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Суть взаимодействия семьи и школы заключается в заинтересованности обеих сторон в изучении личности ребенка, раскрытии и развитии скрытого в нем потенциала. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Общение школьных и домашних воспитателей - шаг к взаимопониманию, усвоению педагогического опыта, который учитель и родители передают друг другу .

Таким образом, можно сделать вывод, что поиск и применение новых форм взаимодействия школы и семьи необходимы для повышения эффективности педагогической деятельности учителя. Результаты моей работы дают возможность убедиться в том, что взаимопонимание внутри родительского коллектива положительно влияют на отношения между детьми. В этом мне помогает убедиться, проводимая каждый год диагностика изучения детского коллектива «Социометрия» . Если по итогам первого класса данная диагностика показала, что существуют проблемы в общении детей друг с другом. Было много микрогрупп по разным видам деятельности : в учебной – 8, в трудовой – 6, в эмоциональной – 7, а также выделялись не только лидеры и предпочитаемые, но и пренебрегаемые и даже изолированные. По итогам второго класса ситуация изменилась. Произошло объединение микрогрупп. В учебной деятельности их стало 5, в трудовой – 4, в эмоциональной – 6. Но самое главное, что уменьшилось число пренебрегаемых и изолированных.

Но в тоже время данная диагностика показывает, что ещё есть над чем работать и, что надо стремиться к лучшим результатам, поэтому необходимо продолжить работу над этим проектом.

Мастер-класс «Родительское собрание с элементами тренинга » .

Особое место в моей педагогической деятельности занимает родительский тренинг . Тренинг проводится с группой родителей на родительском собрании . Тренинги будут результативны , если все родители станут в них активно участвовать и регулярно посещать. Чтобы тренинг имел конечный положительный результат, он должен включить в себя 5-8 занятий. В ходе тренинговых занятий с большим интересом родители выполняют такие задания, как «детские гримасы» , «любимая игрушка» , «мой сказочный образ» , «детские игры» , «воспоминание о детстве» , «фильм о моей семье» . Такие задания позволяют по-новому взглянуть на взаимоотношения в своей семье, на собственную авторитетность в глазах ребёнка.

Вашему вниманию мне хочется предложить несколько игровых упражнений, которые направлены на формирование родительского коллектива . Их можно использовать на первом родительском собрании , а можно на нескольких встречах с родителями .

Приветствие.

Все участники приветствуют по кругу друг друга в разных вариантах :

Сказать дружно друг другу “Привет!;

Стукнуться кулачками;

Потереться спинками;

Обнимаемся.

Упражнение Апельсины

Упражнение помогает участникам познакомиться и быстрее запомнить имена друг друга. Участники тренинга сидят в общем кругу . Первый участник представляется и называет что-то, что он любит. Данное существительное должно начинаться с той же буквы, что и имя этого участника. Например, участник по имени Антон может сказать : «Меня зовут Антон, и я люблю апельсины» .Второй участник повторяет то, что сказал первый, и добавляет информацию о себе . Например : «Это Антон, который любит апельсины, а я Татьяна и я люблю танцы» .

Бумажные салфетки

Упражнение помогает участникам тренинга познакомиться , а так же создает в группе веселую позитивную атмосферу. Участникам тренинга передаётся по кругу пачка бумажных салфеток со словами : «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток». После того как все участники взяли салфетки, им предлагается рассказать столько самых счастливых событий из жизни их семьи, сколько у них в руках салфеток.

Как мы похожи!

Упражнение помогает участникам лучше узнать друг друга. Нужно разделиться на две группы. Каждая группа пусть составит список того, что объединяет ее членов. В этом списке можно написать, например : “У каждого из нас есть сестра…”, “У каждого из нас есть мягкая игрушка…”, “Любимый цвет каждого из нас – красный…”. Нельзя писать общечеловеческие сведения, такие как «у меня две ноги» . Можно указать, например, год рождения, место учебы, хобби, семейное положение и т. д. У вас есть 8 минут. Победит та группа, которая найдет и запишет наибольшее количество общих черт.

"Мне кажется, в детстве ты был (а…"

Участники бросают мяч друг другу со словами : "Мне кажется, в детстве ты был (а…". В ответ каждый может согласиться или опровергнуть высказывание. Второй вариант : "Я думаю, в детстве ты мечтал (а…". Здесь участники тренинга могут сами о себе говорить, о чем они мечтали в детстве или какими были тогда. Это упражнение способствует погружению членов группы в детское эго-состояние.

“Рисуем герб семьи”

Участники должны создать герб своей семьи. Герб надо красиво оформить . Для подсказки я использовала фрагмент заранее снятого фильма «Моя семья – глазами ребёнка» (см. видео приложение)

Игра «Чудесный мешочек»

У меня в руках мешочек, на дне которого находятся самые разнообразные чувства позитивные и негативные, которые может испытывать человек. После того как ваш ребёнок переступил школьный порог , в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили всё ваше существование. Опустите руку в мешочек и возьмите «чувство» , которое вас переполняет более всего вот уже длительный период времени, назовите его. Родители называют чувства , которые они болезненно переживают. Такое задание позволяет выявить проблемы и трудности, возникающие в семье, и обсудить эти проблемы в ходе рассмотрения темы собрания .

Игра «Паутинка»

Кто желает побыть в роли ребенка? (желательно, папа) Вот наш ребенок. Одной из форм родительского внимания , заботы и любви являются ограничения и запреты. Сегодня, каждый предъявляемый запрет, мы переведем в физический и покажем на нашем ребенке. Мы будем в прямом смысле связывать его обязательствами и запретами. Я приготовила красные ленты. Давайте назовем, что обычно запрещают ребенку (родители называют запреты , а учитель обвязывает «ребенка» лентами)

Упражнение “Плодородный сад”.

На доске плакат, на котором нарисовано дерево. Участникам раздаются яблоки (зелёные – положительные эмоции и красные – отрицательные эмоции, на которых все пишут ответ на вопрос : Что вы думаете о прошедшей нашей встрече?

Затем развешиваются яблоки на дереве с комментарием того, что понравилось или не понравилось участникам тренинга и пожеланиями на будущее.

Заканчивая сегодняшнюю нашу встречу, хочется сказать большое спасибо все участникам и выразить надежду, что мне удалось заинтересовать вас и открыть для вас что-нибудь новое.

Спасибо вам за внимание и участие в сегодняшней нашей встрече.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бескоровайная Л. С., Перекатьева О. В. «Настольная книга учителя начальных классов » . Изд. 3-е – Ростов н/Д : изд-во «Феникс» , 2004. – 352с. (Серия «Школа радости » .)

2. Дереклеева Н. И. «Родительские собрания в 1-11 классах » . – М.: Вербум-М, 2001. – 80с.

3. Дереклеева Н. И. «Справочник классного руководителя. Начальная школа . 1-4 классы». М.: Вако, 2003. – 240с.

4. Саляхова Л. И. «Родительские собрания . Сценарии, рекомендации, материалы для проведения. 1-4 классы». – М.: Глобус, 2007. – 315с. – (Классное руководство) .

5. revolution.allbest.ru›Педагогика›00094545_0.html

6. vsekonkursy.ru/

7. www.3vium.ru/semya/formiraboti.html

8. school7.do.am/index/uchenicheskaja_konferencija/0

10. pervoklassnik.resobr.ru›Архив›year/articles/3947

11. www.citycat.ru›Тренинги интеллекта

12. azps.ru›Психологические тренинги›

13. http-adalin.mospsy.ru-l_01_

14. http-www.deti-66.ru