История холокоста презентация. Холокост – помнить или забыть? Зарождение антисемитизма в Германии

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Донецкая Народная Республика Управление Образования Администрация Города Донецка Донецкая Общеобразовательная школа 1-3 ступеней № 53 Министерства Образования и Науки Донецкой Народной Республики Holocaust Донецк 2016 Сокол Мария Калуга Ярослав

2 слайд

Описание слайда:

Встань скорее дитя, не лежи на дороге, Пусть и в солнечный, тёплый, наверное, день. Поднимись, отойди и присядь на пороге, Проходящим до смерти осталась ступень. Кто ты мальчик? Еврей, белорус, украинец? Гетто тело любого в себя заберёт. Там, на небе, тебе приготовлен гостинец, Не спеши, голос тихий тебя позовёт. Что ты видел в мгновенья последние жизни – Скатерть белую, сладкий ватрушечный рай? Память требует, требует помнить о тризне Всех детей, уведённых в смердящий сарай.

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Холокост-(от англ. Holocaust «всесожжение») – это преследование и истребление немецкими нацистами и коллаборационистами из других стран еврейского народа и многочисленных представителей других меньшинств, которые подвергались дискриминации, зверствам и жестоким убийствам.

6 слайд

Описание слайда:

Жертвы Холокоста Шоа – катастрофа еврейского народа Шоа (ивр. - бедствие, катастрофа) - термин, употребляемый евреями на иврите и реже на некоторых других языках для обозначения политики немецких нацистов по планомерному уничтожению еврейского этноса. Преднамеренная попытка полного истребления целой нации, включая мужчин, женщин и детей, приведшая к уничтожению 60 % евреев Европы и около трети еврейского населения мира. Кроме того, были уничтожены также от четверти до трети цыганского народа, подвергались тотальному истреблению также чернокожие граждане Германии, душевнобольные и нетрудоспособные погибли около 3 миллионов советских военнопленных.

7 слайд

Описание слайда:

30 января 1933 года Гитлер стал рейхканцлером. 15 июня 1938 года около полутора тысяч евреев были впервые заключены в концентрационные лагеря. По приказу Генриха Гиммлера от 27 апреля 1940 года был создан концлагерь Освенцим. 14 июня 1940 г. сюда привезли первый транспорт - 728 поляков. На территории Польши, Чехии, Латвии и других восточноевропейских стран существовали также лагеря Майданек, Саласпилс и многие другие. Концентрационных лагерей было около 14 тысяч. Ужесточение мер, направленных против евреев, становилось менее актуальным в периоды внутренней борьбы в нацистской партии и проведения Олимпийских игр в Берлине. Тем стремительнее развивались события после этого.. Пик преследований пришелся на произошедший в конце того же года общегерманский погром, известный как Хрустальная ночь, присоединение Австрии и раздел Чехословакии.

8 слайд

Описание слайда:

Второй этап холокоста - сентябрь 1939−го - июнь 1941 года. Он начинается с раздела Польши, создания на ее территории гетто и концлагерей и запрета эмиграции. Именно тогда на одежде евреев появились отличительные знаки. Не случайно в июле 1940 года МИД Германии отверг план переселения 4 млн евреев Европы на Мадагаскар - приближалось «окончательное решение еврейского вопроса». Менее чем за два года немцы захватили Данию, Норвегию, Нидерланды, Бельгию, Люксембург, Францию, Югославию и Грецию. Усилились преследования евреев в Словакии, Венгрии, Румынии, Хорватии, Болгарии, Северной Африке и Италии. Такие номера были у каждого заключенного концлагерей

9 слайд

Описание слайда:

Временные рамки третьего этапа - июнь 1941−го - осень 1943 года. Подготовка войны с СССР потребовала разработки плана массового уничтожения «нежелательных элементов». Евреи подлежали уничтожению в первую очередь, как «носители большевизма». Ответственность за выполнение планов была возложена на рейхсфюрера СС Г. Гиммлера, действовавшего через РСХА, во главе которого стоял Р. Гейдрих, а после его убийства в 1942 году - Э. Кальтенбруннер. Планирование было сосредоточено в гестапо - IV управлении РСХА, где был создан отдел по еврейским делам (IV B4) во главе с А. Эйхманом.

10 слайд

Описание слайда:

Четвертый и последний этап холокоста пришелся на период, когда поражение Германии стало неизбежным, - зима 1943−го - май 1945 года. В 1943 году, пытаясь маневрировать, Гиммлер отдал приказ об использовании труда уцелевших евреев в интересах ведения войны. Позднее он предложил освободить часть из них в обмен на политические уступки, включая возможность переговоров о сепаратном мире с Западом, или за выкуп. Продвижение советских войск на запад принудило эсэсовцев ликвидировать последние гетто и лагеря и начать скрывать следы совершенных ими преступлений.

11 слайд

Описание слайда:

В официальных документах власти Германии и руководство национал-социалистической партии, на публике называвшие вещи своими именами, соблюдали принятые в дипломатической практике правила иносказания и эвфемизмов. Протокол Ванзейской конференции 1942 года не содержит терминов «изгнание», «истребление», «принудительный труд», «смерть от истощения». Расправа над евреями обозначена в нем и в основанных на нем решениях, приказах и указаниях словами «переселение», «эвакуация на Восток», «окончательное решение еврейского вопроса», «использование на работах», «естественный отсев». Это очень пригодилось нацистам впоследствии - на процессах военных преступников.

12 слайд

Описание слайда:

Холокост в СССР Около трех миллионов – половина всех жертв Холокоста – были гражданами СССР.

13 слайд

Описание слайда:

Нюрнбергские процессы После войны лица, ответственные за преступления, совершенные во время Холокоста, предстали перед судом. Местом для проведения процессов был выбран немецкий город Нюрнберг. Слушания по делу двадцати двух главных нацистских преступников вели судьи Союзников – Великобритании, Франции, СССР и США. Двенадцать подсудимых были приговорены к смерти.

14 слайд

Описание слайда:

К началу войны число узников концлагерей составило 25 тыс. человек, к марту 1942 года оно выросло до 100 тыс., а в 1944 году, когда в Австрии были созданы лагеря для венгерских евреев, достигло миллиона. Число охранников составляло 45 тыс. человек, в том числе 35 тыс. эсэсовцев из частей «Мертвая голова». Остальной контингент составляли служащие вспомогательных частей - украинцы, литовцы и др. Лагеря были крупным хозяйственным механизмом - прибыль от труда узников, исчислявшаяся сотнями миллионов рейхсмарок, была одним из главных источников дохода СС. Заключенные концлагерей формировали 40% рабочей силы концернов «И. Г. Фарбениндустри», «Крупп», «Тиссен», «Флик» и «Сименс». Содержание узника стоило 70 пфеннигов в день, прибыль составляла шесть марок. За девять месяцев, которые узник в среднем выживал в концлагерях (не считая лагерей смерти), он приносил СС 1631 рейхсмарку. И это без учета доходов от промышленного использования трупов и стоимости имущества, конфискованного до заключения!

15 слайд

Описание слайда:

Одним из самых эффективных инструментов холокоста были эйнзацгруппы, которые осуществляли массовые убийства евреев, цыган, военнопленных и мирных жителей. Первые из этих спецподразделений были созданы накануне аншлюса Австрии. Перед вторжением в Польшу было сформировано шесть эйнзацгрупп. Перед нападением на СССР - четыре. Эйнзацгруппа «А» насчитывала около 1 тыс. солдат и офицеров СС под командованием штандартенфюрера СС доктора Ф. В. Штолекера. Эйнзацгруппа «B» - 655 человек под командованием бригадефюрера СС и генерала полиции А. Неве. Эйнзацгруппа «С» - 600 эсэсовцев под командованием штандартенфюрера Э. О. Раша. Эйнзацгруппа «D» - 600 человек под командованием штандартенфюрера СС профессора О. Олендорфа.

16 слайд

Описание слайда:

К весне 1943 года на территории СССР эйнзацгруппами при активном содействии местных полицейских формирований были уничтожены 1 млн 250 тыс. евреев, сотни тысяч поляков, цыган и представителей других национальностей. Когда в 1943 году нацистские власти начали осуществлять программу по сокрытию следов их преступлений, для этого пришлось выделить особую зондеркоманду 1005, которая организовывала сожжение трупов в местах массовых казней. Согласно данным переписи населения, 16 июля 1933 года на территории Германии проживало 503,9 тыс. евреев. К середине 1943 года Германия была объявлена «очищенной от евреев», «юденрайн», хотя на 1 сентября 1944 года в стране жили 14,574 тыс. евреев, не заключенных в лагеря. Число евреев, убитых в Германии и погибших там вследствие гонений, оценивается в 160–180 тысяч.

17 слайд

Описание слайда:

К 13 марта 1938 года, когда Германия осуществила аншлюс, аннексировав Австрию, еврейское население этой страны составляло 181,778 тыс. человек (по Нюрнбергским законам - около 220 тыс.). Число австрийских евреев, погибших во время катастрофы, оценивается в 70 тысяч. Жертвами Шоа считаются 6 миллионов евреев Европы. Это число фигурировало в слушаниях на Нюрнбергском процессе. Тем не менее полного поимённого списка жертв не существует. К концу войны нацисты уничтожали даже следы от лагерей смерти; сохранились свидетельства о вывозе либо уничтожении уже захороненных останков людей перед приходом советских войск. В Национальном Мемориале Катастрофы (Шоа) и Героизма «Яд ва-Шем» в Иерусалиме хранятся персональные документы, свидетельствующие о приблизительно 3 миллионах жертв.

18 слайд

Описание слайда:

В отдельных случаях для помощи евреям свои возможности использовали высокопоставленные немцы. Из этих спасителей наиболее известен Оскар Шиндлер - немецкий бизнесмен, спасший более тысячи евреев из лагеря Плашов, устроив их работать на свою фабрику. Есть среди «праведников мира» дипломаты и гражданские чиновники. Среди наиболее известных - Аристидес Соуса Мендес (Aristides Sousa Mendes, Португалия), Тиунэ Сугихара (Япония) и Пауль Грунингер (Paul Gruninger, Швейцария), рисковавшие своей карьерой ради спасения евреев. Китайский генеральный консул в Вене Хэ Фэншань выдал евреям тысячи виз в Сингапур и другие страны. Сотрудник иранского посольства в Париже Абдул-Хусейн Садри также спасал евреев в оккупированном нацистами Париже, выдав им около трех тысяч иранских виз. По состоянию на 1 января 2010 года по данным института Яд ва-Шем установлено 23 226 спасителей, которым присвоено почетное звание «Праведник мира».

19 слайд

Описание слайда:

Холокост в нашем крае (Донецкая область) «…в конце февраля 1942 г. из Берлина в «СД» приехал представитель гестапо Гальдерберг…было решено создать в определенном месте еврейскую общину «гетто», куда должно быть переселено все еврейское население, в том числе дети и старики. Местом гетто был избран Белый Карьер…» - из протокола допроса А.А. Эйхмана от 28 апреля 1946г.

20 слайд

Описание слайда:

Памятник расположен в Ленинском районе Донецка, в районе, который раньше назывался Белый Карьер. На территории Белого Карьера в годы Великой Отечественной войны существовало еврейское гетто, в нём содержалось 3 тысячи еврейских семей, все они были убиты фашистами. Инициатива по созданию памятника исходила от общества «Украина-Израиль». Авторы памятника - скульптор Юрий Иванович Балдин и архитектор - Павел Исаакович Вигдергауз. «Здесь, в Белом Карьере, во время немецко-фашистской оккупации находилось еврейское гетто. Отсюда начинался последний скорбный путь в стволы шахты 4-4-бис тысяч евреев - стариков и детей, мужчин и женщин. Вечная память безвинно погибшим от рук нацистов» К памятнику ведут ступени на которых сделаны отпечатки разных ног: обутых и босых. Средства на сооружения памятника собирались за счёт пожертвований.

Атласы и контурные карты. История России

Линия УМК И. Л. Андреева, О. В. Волобуева. История (6-10)

Линия УМК В. С. Мясникова. Всеобщая история (5-9)

Линия УМК Р. Ш. Ганелина. История России (6-10)

Атласы и контурные карты. История России. Историко-культурный стандарт

Презентация к Международному дню памяти жертв Холокоста

27 января - день памяти жертв одного из самых кровавых и трагических этапов истории человечества - Холокоста. К этому событию мы не можем оставаться равнодушными. Вспомним об основных причинах, истории и последствиях ужасной страницы прошлого.

Что такое Холокост?

    В широком смысле - преследование и массовое уничтожение нацистами представителей различных этнических и социальных групп (советских военнопленных, поляков, евреев, цыган, масонов, безнадёжно больных и инвалидов и др.) в период существования нацистской Германии.

    В узком смысле - преследование и массовое уничтожение евреев, живших в Германии, на территории её союзников и на оккупированных ими территориях во время Второй мировой войны; систематичное преследование и уничтожение европейских евреев нацистской Германией и коллаборационистами на протяжении 1933–1945 годов.

Продемонстрируйте ученикам фотографии по теме занятия, а затем предложите подумать и дать ответ на такой вопрос: «Почему народ, давший миру Гете, Баха и Канта, оказался связан с таким страшнейшим военным преступлением, как Холокост? Что мы можем сделать, чтобы эта трагедия никогда не повторилась?»

Сергей Агафонов учитель высшей категории, соавтор учебников по отечественной истории

Темы для сообщений

  1. Варшавское гетто. История сопротивления.
  2. Подвиг Александра Печерского.
  3. «Праведники народов мира».
  4. Жизнь и смерть Януша Корчака.
  5. Повседневная жизнь гетто глазами жителей.
  6. Памятники жертвам Холокоста.

Словарь урока

Нацизм, геноцид, гетто, концлагерь

Из истории Холокоста

Холокост (с греч. «всесожжение», «всеуничтожение») начался 30 января 1933 года, после вступления Адольфа Гитлера на пост рейхсканцлера Германии и уже 22 марта в концлагерь в Дахау, близ Мюнхена, стали прибывать первые заключенные. В рамках политики расового антисемитизма немецкие национал-социалисты объявили о полном искоренении евреев из Германии.

Корни этой трагедии растут ещё с XIX века, когда немецкие и австрийские пангерманисты (сторонники культурного и политического движения, в основе которого идея политического единства германской нации) активно продвигали идеи расового превосходства. В рамках таких идей евреи, славяне, цыгане рассматривались в качестве прирождённых носителей неких биологически ущербных признаков.

Другие материалы по теме:

  • Ко Дню Победы: фронтовые письма, которые трогают до слез
  • 22 июня: хронология событий первого дня Великой Отечественной войны

Однако массовые убийства и расстрелы начались не сразу: первые несколько лет нацисты в основном ограничивали рабочие права евреев и права собственности, что вылилось в 1935 году в принятие «Нюрнбергских расовых законов», два расистских законодательных акта: «Закон о гражданине Рейха» и «Закон об охране германской крови и германской чести», которые положили конец равноправию евреев и немцев в Германии.

Также нацисты активно старались выдавить евреев из страны. К ужасу последних оказалось, что ехать попросту некуда: многие страны Лиги наций, даже после первых сообщений о гибели еврейского населения, остались глухими к людскому горю и закрыли свои границы от беженцев, не говоря уже о финансовой поддержке. Лишь отдельные организации хоть как-то пытались помочь беженцам, например, Нансеновская международная организация по делам беженцев. Всего из Германии, Австрии и чехословацких областях Богемии и Моравии бежали около 400 тысяч человек. Почти столько же на момент начала Второй мировой войны оставались на подконтрольных нацистам территориях.

После начала войны немцы захватили несколько новых территорий с проживающим на них славянским и еврейским населением - Польшу, Прибалтику, а потом и советские земли. И именно тогда начались массовые расстрелы (только Бабий Яр в 1941 году стал местом уничтожения не менее чем сотни тысяч человек) и ссылки «низшей расы» в концлагеря. Всего же от действий нацистов погибло более 20 миллионов славян, 15 из которых были советскими гражданами, и около 6 миллионов евреев.

Более подробно о преступлениях нацистов в годы Великой Отечественной войны читайте в нашем учебнике:

Учебник, подготовленный в соответствии с ИКС, охватывает период отечественной истории с 1914 г до начала XXI века. Содержание учебника направлено на развитие познавательных интересов учащихся. В основе методики учебника системно-деятельностный подход, способствующий формированию умений самостоятельно работать с информацией и использовать ее в практической деятельности.

ХОЛОКОСТ

ТРИ ИМЕНИ

ТРИ ГРАНИ ТРАГЕДИИ


Слайд 7 – словарь

Слайд 8 – словарь

Слайд 10 – история бедствий еврейского народа

Слайд 11 – словарь

Слайд 12 – хронология уничтожения

Слайд 16 – словарь

Слайд 17 – словарь

Слайд 19 – фашистские указы о «решении еврейского вопроса»

Слайд 20– словарь

Слайд 24 – борьба евреев с нацистами

Слайд 25 – восстания в гетто

Слайд 29 - рисунки

Слайд 30 - вопросы


К зрителям

Понять причины современного геноцида, осмыслить мировую историю в ХХ веке, остановить возрождающийся фашизм невозможно без знания истории Холокоста. В курсе изучения мировой и отечественной истории в школьной программе места Холокосту нет. Поэтому мы, понимая актуальность проблемы, ее нравственный смысл и воспитательные задачи, решили рассмотреть этот вопрос хотя бы в рамках проекта. Трагедия Холокоста - это не только часть истории евреев; это часть

всемирной истории. Разговор о Катастрофе, постигшей еврейский народ в годы Второй Мировой войны, - это разговор и о проблемах современной цивилизации, о ее болезнях, об угрожающей ей опасности.




Горечь иврита – Шоа , Катастрофа. Катастрофа, которая постигла евреев. Далеко не первая в ряду гибелей, подстерегавших их с библейских времен. Последняя ли?…


Нацистская пала-ческая тайнопись – Endlösung , окон-чательное решение. Окончательное для евреев – вычерком из реестра живого. Окончательное для немцев – увековече-нием «расы господ». Окончательное для мира – превращени-ем всех остальных народов его соста-вляющих в иерархию париев…


И, наконец, получивший планетарную прописку Holocaust – всесожжение: крематорий для живых… Языческий жертвенный обряд, возвращенный в новоевропейскую цивилизацию на грани слома ее прогрессистского императива . Пепел, напоминающий людям об их неистребимых «началах» и их неисключенном (в бли-жайшей перспективе) Конце .


Что же породило и оправдало Холокост?

Антисемитизм Мартина Лютера зачастую относят к его личной слабости или помрачению ума, которым он страдал в последние годы жизни. Это неверно по двум причинам. Во-первых, с самого начала он был приверженцем ненависти . Во-вторых, антисемитизм встроен в саму его теологию. Лютер презирал евреев Библии так же, как и евреев своего времени. Его теология оправдала и породила Холокост . “Теолог Холокоста” – такое определение Лютер всецело заслужил.


Мир Холокоста.… Это вчера ...? Или также и завтра ...? Мы могли бы сказать еще: мир Кампучии, мир Карабаха, мир Сараево…. Почему убийство человеком человека вновь приобрело такую гигантскую силу? Чтобы понять это, необходимо знать историю Холокоста, историю еврейского народа, его мук и его уничтожения…


Геноцид… Что это – атавизм, вырвавшийся откуда-то из глубин человеческих, или новообразование, злокачественная опухоль души современного человека? Внутри геноцида – непонятая нами еще проблема. Так уж повелось в истории, что лишь убийство, лишь смерть сотен и тысяч ни в чем не повинных людей заставляют нас задумываться над проблемами, решения которых мы еще не знаем.

Неужели в крови, в мозгу наших детей и внуков останется этот страшный ген - Геноцид ?!


Как понять злодеяние, банальность которого столь разительно контрастирует с его размерами? Может быть, нужно сделать еще шаг, чтобы разглядеть в систематическом убийстве наваждение окончательного ответа на вопрос, задаваемый человеком себе самому не одно тысячелетие: « Кто я есть? »


Да, вы можете напомнить мне, что Холокост имеет определенную хронологию и достаточно четко ограниченное пространство. И с этим можно было бы согласиться, если бы за окном был 1945 год, когда была еще жива в людях убежденность в невозможности повтора. Но сегодня, в потрясаемом взрывами и переменами мире, кто решится исключить опасность новой Катастрофы уничтожения человечества изнутри? Как бы свято этот человек ни верил в невозможность возрождения вселенского кошмара свастики, ему не достанет уверенности сделать это.



Говоря о явлениях, подобных Холокосту, возможно, даже не нужно употреблять слово трагедия . Классическая трагедия, сопровождавшаяся катарсисом-очищением , уже ушла из нашего мира. После того, что мы совершаем, требуется больше, чем покаяние!

Может, это кощунственно, но приходит в голову простое слово опыт . Неужели миллионы людей должны погибнуть, чтобы следующие поколения приобрели необходимый опыт ?! И, все-таки, другого слова у меня нет…


Опыт .…Это встреча с живыми мертвыми. Они есть, они среди нас, вместе с нами ходят по этой земле. Они умерли еще тогда, в войну попав в гетто. С тех пор прошли десятки лет, но они, чудом выжившие, до сих пор слышат звуки , ощущают запахи , видят цвета гетто .…


И кто знает, что весит на весах души больше – невозвратные потери или этот страшный опыт. Но может быть, даст Бог, именно он отучит нас от привычной мысли, что совершенное сегодня можно поправить завтра . Даст Бог, мы поймем, что метод проб и ошибок навсегда канул в Лету, поскольку цена этому методу – человеческая жизнь!


Почему кошмар не был предотвращен?

За объяснением мы вновь и вновь обращаемся к феномену нацизма. И не только к тому, что он привнес в человеческую жизнь, не только к его происхождению, но и к вопросу о том, как и почему этот феномен был допущен, отчего так пышно разросся, охватив едва ли не целый континент, почему за ним пошли миллионы людей? Социальное отчаяние, ощущения израненности кристаллизовались в оскорбленное национальное чувство. Сдвиг в человеческой душе и разуме оказался достаточным для формирования новой человеческой породы, которую можно условно назвать эсэсовской .



Однако, людям этой породы органически необходим Вождь, Фюрер!

И претендент на эту роль благополучно нашелся! Адольф Шикльгрубер… Гитлер!... Экономическая депрессия, крайний национализм как реакция на поражение в первой мировой войне, беспорядки, разочарование в демократии пробудили во многих немцах яростный антисемитизм. Воспользовавшись общим недовольством экономическими трудностями, Гитлер утверждал расистскую теорию, открыто выступая против евреев. Евреи были обвинены в поражении Германии, в распространении коммунистических идей, в стремлении разрушить демократические режимы в Европе.




Что же еще сделало возможным Холокост? В книге Марка Эйдельмана, одного из руководителей восстания в Варшавском гетто, описан поразительный по своей яркости случай. Когда эшелоны, увозившие евреев на смерть, стали возвращаться пустыми, польские подпольщики – евреи сообщили в Лондон о случившемся. В ответ – ни звука. И дело здесь не только и не столько в недостатке ресурсов и в наличии корысти, но, прежде всего, в неверии . Человек не был подготовлен к восприятию такого ! Да что там говорить о Лондоне! Не верили страшной правде и сами узники гетто!


Однако евреи вовсе не собирались покорно, как стадо скота, идти на убой!...

« Нас не поведут, как овец, на бойню! Правда, что мы слабы и беззащитны, но сопротивление должно стать единственным ответом врагу!

Братья! Лучше погибнуть свободными борцами, чем выжить по милости убийц!

Сопротивляйтесь! До последнего вздоха!»


Самым массовым, длительным и отчаянным было восстание, нача-вшееся в апреле 1943 г. в Варшавском гетто.

Польско-еврейский историк Бен Марк писал: "Многие освободи-тельные войны несли в себе зародыш неизбежного поражения, но ни на одной из них не лежала печать столь глубокого тра-гизма, как на последнем боевом порыве остатков обитателей Варшавского гетто, который разгорелся на могиле их ближ-них, без тыла, почти без оружия, без ничтожного шанса на победу". 2 октября 1940 года немецкие военные власти выделили часть города под еврейское гетто и заключили в него всех еврейских жителей Варшавы и ближайших окрестностей. В июле 1942 года начались массовые депортации в Треблинку.

До 13 сентября 1942 года были депортированы или погибли в гетто около 300 тысяч евреев. 18 января 1943 года началась вторая акция депортации евреев. Еврейские подпольщики оказали немцам открытое вооруженное сопротивление. Уличные бои продол-жались три дня. Немцам удалось отправить в Треблинку только 6 ты-сяч человек. Около 1600 были убиты в самом гетто.


Памяти жертв Холокоста

Слова песни на мелодию "Тум - балалайки ", делившей с нашим еврейским народом и радости и беды, записаны с голоса февральской вьюги, кружившей в синих сумерках за окнами минской гостиницы "Олимпийская ", высящейся на проспекте Машерова, не-подалеку от площади Юбилейной , которая в годы немецко- фашистской оккупации города была частью минского гетто, называлась Юденплац и впитала тогда немало еврейских слез и крови.




В 1968 году поэт и бард А.Галич написал песню о горе, боли и ужасах еврейского гетто.

Однажды, в одном из концертов А.Галич, предваряя эту песню, сказал так: «...Мне рассказывали, что любимой мелодией лагерного началь-ства в Освенциме, мелодией, под которую отправляли на смерть очередную партию обреченных, была песенка "Тум-балалайка", которую ис-полнял оркестр заключенных..»

И зал встал!...


Холокост… Это не еврейский, это русский вопрос. Десятки лет в нашей родной многонациональной России это была закрытая тема. Факты были известны многим, но … Немая память – плохой союзник. На нее нельзя опереться. К ней нельзя аппелировать. Как бы ни ужасна была эта правда, о ней нужно говорить. Чтобы найти в себе силы преодолеть то страшное, что нашел в себе человек. Чтобы наши дети и наши внуки не столкнулись лицом к лицу с ужасом и позором Холокоста .

Беседа на тему «холокост»

Слайд №1 – мемориал в Берлине

Дети, сегодня я хотел бы предложить вам серьезный разговор на очень важную тему: холокост. Мы могли бы выбрать другую тему для разговора, могли бы просто посмотреть какой-нибудь фильм, однако я глубоко убежден, что если человечество не будет помнить о Холокосте, оно рискует его повторить.

Связь с днем победы: не было бы победы, холокост бы не закончился.

Кто знает, что означает слово холокост?

«Холокост» – греческое слово, оно имеет следующие значения: «всесожжение», «уничтожение огнем», «жертвоприношение».

Когда люди произносят слово «холокост», они имеют в виду политику нацистской Германии и ее союзников по преследованию и уничтожению 6 млн. евреев в 1933 - 1945 гг. Синоним слова холокост – «Шоа» – в переводе с иврита означает бедствие, катастрофа.

Что такое геноцид?

Геноцид – действия, по полному или частичному уничтожению, какой-либо национальной, этнической, расовой или религиозной группы.

На этой фотографии вы видите Берлинский мемориал жертвам холокоста, построенный несколько лет назад. В непосредственной близости от Потсдамской площади и Бранденбургских ворот застыло море из 2700 черно-зеленых бетонных стел. В центре они достигают четырехметровой высоты.

Слайд № 2. Фотографии жертв, цифры

В ходе холокоста было уничтожено примерно 35 % евреев всего мира, около трети цыган, четверть белорусов. Также подвергались уничтожению нетрудоспособные и душевнобольные. Из всех злодеяний нацистской Германии – это, самое страшное.

Неточность цифр объясняется тем, что зачастую еврейские общины уничтожались целиком, и не оставалось родных, близких, друзей, которые могли бы сообщить имена погибших.

Человек, на котором лежит тяжесть ответственности за геноцид Еврейского народа – Адольф Гитлер.

Слайд № 3. Фотографии Гитлера

В юности он несколько раз сталкивался с евреями, от общения с которыми у него остались негативные воспоминания. Затем он пришел к убеждению, что «тлетворное влияние еврейства можно открыть в любой сфере культурной и художественной жизни». В книге Майн кампф (как переводится?) , написанной в 20-е годы, он изложил свои взгляды на этот вопрос. Распространение этой книги запрещено на территории Российской Федерации.

Слайд №4. Планы нацистской Германии

В ней он доказывает необходимость для немецкого народа завоевании жизненного пространства на Востоке. Какие страны находятся на восток от Германии?

Он доказывает превосходство немецкой нации над остальным народами. Евреи, негры и цыгане относятся, по его мнению, к неполноценным, «низшим расам». Он формулирует две основные угрозы для немцев: коммунизм и иудаизм. Что такое коммунизм? А иудаизм? « Постепенно я начал их ненавидеть» – говорит Гитлер о евреях.

*(Для старших классов: Кстати о цыганах. Они как никто другой стоят близко по своему происхождению к так называемой «арийской», «чистой» расе людей, к которой относили себя немцы. Идеологи нацизма нашли выход. Как вы думаете, какой? Цыгане смешались с низшими расами, именно поэтому они теперь живут таборами и занимаются неизвестно чем. Именно поэтому они тоже неполноценны и не достойны занимать место на Земле).*

Это психическое расстройство и неприязнь могло остаться проблемой одного человека – Адольфа Гитлера. Однако вышло так, что он возглавил Национал-социалистическую рабочую партию Германии и в 1933 году пришел к власти.

Слайд № 5. История Геноцида

Преследование евреев началось сразу после прихода к власти Нацистов, но не сразу они пришли к мысли тотального уничтожения.

1. В 1935 году были приняты Нюрнбергские законы, которые разделили население Германии на две части: Немцев и не немцев. Последние были лишены права голоса, политических и иных прав. Они стали не гражданами.

Многие евреи пожелали уехать из Германии, но почти все страны закрыли перед ними свои двери. Собственного государства у них не было. Все же с 1933 по 1939 году из Германии бежало 330 тысяч человек.

У немцев были разные планы по решению, так называемого, «еврейского вопроса»: выселение их на территорию СССР, на остров Мадагаскар (юг Африки), изоляция на территории Польши. Эти планы не были реализованы.

2. Ночь с 9 на 10 ноября 1938 года в истории носит название Хрустальная. За одну ночь, в основном гитлеровской молодёжью, был убит 91 еврей, сотни ранены и покалечены, тысячи подверглись унижениям и оскорблениям, около 3,5 тыс. арестованы и отправлены в концентрационные лагеря Заксенхаузен, Бухенвальд и Дахау. Поводом к погрому послужило убийство евреем советника немецкого посольства в Париже. Это была первая массовая акция прямого физического насилия по отношению к евреям на территории Германии.

3. В годы первой мировой войны немцы захватили регионы компактного проживания еврейского населения: Польшу, Прибалтику, Украину, Белоруссию. В крупных городах создавались еврейские гетто, куда сгонялось всё еврейское население города и окрестностей.

Что такое гетто?

Это районы крупных городов, где проживают этнические меньшинства, добровольно либо принудительно, в более или менее жёстких условиях.

Выход из гетто без разрешения поначалу наказывался тюремным заключением, позже – смертной казнью.

Продовольственная норма для евреев гетто равнялась 184 калориям. Кто знает, сколько человеку нужно калорий в день? Около 3500 калорий. Официально установленные продовольственные нормы для гетто были рассчитаны на гибель жителей от голода.

По всей Прибалтике, Украине, Белоруссии, почти возле каждого небольшого города, возле многих деревень находятся т. н. «ямы» - естественные овраги, куда сгоняли и расстреливали мужчин, женщин, детей. Схема была такая, немецкие войска захватывают населенный пункт, выясняют, кто из проживающих в нем – еврей или коммунист, после чего выводят их на место казни. Как немцы определяли, кто еврей, а кто нет? Одних – по внешнему виду, других закладывали соседи.

Многих физически крепких мужчин из гетто отправляли в трудовые немецкие лагеря, остальных – в лагеря смерти.

4. Тут мы переходим к последнему, самому жестокому периоду преследования так называемых неполноценных рас. В германии это называлось «окончательным решение еврейского вопроса»

Слайд № 6. Лагеря смерти

Немцы начали создавать концентрационные лагеря. Первые лагеря были созданы с целью изоляции лиц, подозреваемых в оппозиции нацистскому режиму, однако вскоре они развились в гигантскую машину подавления и уничтожения миллионов людей разных национальностей и идеологий. Умерщвление в лагерях смерти было поставлено на конвейер, при строительстве оговаривалась их «пропускная способность».

Самые большие: Освенцим, Треблинка, Хелмно, Белжец, Собибор, Майдá нек.

От жертв до последнего момента скрывали, что их ожидает смерть. Это позволяло в большинстве случаев предотвращать акты сопротивления. Многие евреи из Западной и Центральной Европы прибывали в лагерь на обычных пассажирских поездах (по купленным ими билетам), рассчитывая, что их везут на новое место жительства. Евреев из Восточной Европы привозили в забитых товарных вагонах, под охраной, не давая воды и пищи.

Типичная последовательность действий, производимых в Освенциме и Майданеке над лицами еврейской и цыганской национальностей сразу после прибытия (в пути, кстати, люди умирали в вагонах от жажды и удушья). При выходе из вагонов, без особых церемоний, производился сортировка прибывших. Одних немедленно отправляли для уничтожения в газовые камеры. В первую очередь это женщины, дети, старики и нетрудоспособные. С них снимали одежду, отрезали волосы, осматривали на предмет спрятанных ценностей. После наполнения людьми, в камеры, замаскированные под душевые, подавали выхлопные газы от двигателя тяжёлого танка (другим способом было выкачивание воздуха из камер). Смерть наступала от удушья в течение получаса.

В живых временно оставляли лишь тех, кто помогал убирать из газовых камер и сжигать трупы, а также сортировать вещи убитых. Тех, кто заболевал или просто ослабевал от голода, немедленно отправляли в газовые камеры.

Генрих Гиммлер говорил в одной из своих речей: «Большинство из вас знает, что такое 100 трупов, лежащих рядом, или 500, или 1000 лежащих трупов. Выдержать такое до конца и притом, за исключением отдельных случаев проявления человеческой слабости, остаться порядочными людьми – вот что закаляло нас». Здесь все перевернуто с ног на голову. Добро называется злом, зло – добром.

Слайд №7.

Забор по которому пущен электрический ток.

Крематорий (современная фотография)

Сохранившиеся печи низкопропускного крематория

*(По желанию: отрывок из источника:

«Отворяют дверцы вагонов и нагайками выгоняют людей; через громкоговоритель даются приказания; всем надо сдать вещи и одежду, даже костыли и очки… Ценные вещи и деньги сдают в окошко с надписью: „Драгоценности“. Женщин и девушек направляют к цирюльнику, который двумя взмахами ножниц срезает им волосы, набиваемые в мешки из-под картофеля …Потом начинается марш… Справа и слева проволочные заграждения, а сзади десятки украинцев с винтовками. Мужчины, женщины, девушки, дети, младенцы, безногие калеки, все голые, как мать родила, идут толпой. На повороте, у входа в здание, стоит, ухмыляясь, эсэсовец и объявляет ласково: „Ничего дурного вам не сделают.. Вы только должны дышать поглубже. Это укрепляет легкие. Правильное вдыхание необходимо для дезинфекции“. Его спрашивают, что будет с женщинами, и он отвечает, что мужчинам придется, конечно, работать на стройке дорог и домов, а женщины работать не будут, - они, если захотят, смогут помогать на кухне или по хозяйству… У некоторых в душе мелькает надежда, достаточная, чтобы без сопротивления продолжать брести к газовым камерам.

Большинство знает хорошо, какая судьба им уготована. Ужасная, все проникающая вонь обнаруживает истину. Они подымаются по нескольким ступенькам-и уже видят неотвратимое... Эсэсовцы нагайками подгоняют толпу.

Многие молятся… Эсэсовцы вталкивают людей внутрь.

Наполнить до отказа! – командует начальник. Двери замыкаются. Оставшиеся из транспорта ждут своей очереди. Ждут голыми и зимой… Но дизель не действует. Проходит 50 минут… 70 минут… А люди в камере стоят. Слышен их плач…

Наконец, через 2 часа и 49 минут, дизель начинает работать. Спустя 32 минуты все мертвы… С другой стороны еврейские рабочие отмыкают двери. Мертвецы стоят, как базальтовые столбы-им некуда упасть. И после смерти еще можно распознать семьи-они стоят, прижавшись друг к другу и держась крепко за руки»).*

Слайд №8. Медицинские эксперименты

Эксперименты на людях проводились во многих больших концлагерях. Экспериментирующие врачи набирались из частей СС, вермахта, научных институтов и университетов Германии. Контролировал проведение опытов и их результаты непосредственно один из главарей фашистской Германии Генрих Гиммлер.

Основные исследования в концлагерях касались искусственного заражения различными инфекциями и попыток их последующего лечения. Влияние на организм различных лучей (например рентгеновских). Состояние организма при недостатке кислорода, переохлаждении и т.д. Таким бесчеловечным образом немецкие врачи создавали вакцины от опасных вирусов. Выжившие в результате этих опытов уничтожались как «отработанный материал». Часто немецкие «врачи» делали свои опыты без наркоза, не обращая внимания на крики и боль человека.

Слайд №9. Анна Франк

Мы все о цифрах, фактах, территориях. Необходимо сказать и о конкретных людях, потому что за цифрами скрываются имена реальных людей, у каждого была своя, долгая и не очень, жизнь, мысли, чувства, желания.

До нас дошел дневник одной еврейской девочки, Анны Франк, она долгое время пряталась со своей семьей в одном из домов Амстердама. Вход в убежище (одна из комнат дома) был замаскирован под шкаф с документами. Дневник Анны оформлен в виде писем воображаемой подруге Кити. Уже в конце войны на семью поступил донос, их отправили в лагерь смерти где Анна Франк умерла от голода.

Для старших классов. Слайд № 10. Отрицание холокоста.

1. Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями (И. Бауэр)

2. Шесть миллионов евреев – расстрелянных, удушенных в газовках.

Шесть миллионов – и каждый в отдельности.

Это – память, противящаяся забвению.

Это – зов людей к взаимной близости, недоступной без запрета на убийство.

Это – убеждение: НЕТ ГЕНОЦИДА ПРОТИВ «КОГО-ТО», ГЕНОЦИД ВСЕГДА ПРОТИВ ВСЕХ.

Вот что означает ХОЛОКОСТ. (Михаил Гефтер, «Эхо Холокоста»)

ХОЛОКОСТ

Ведение До и во время Второй Мировой войны было множество трагических, жестоких и ужасающих событий для всего человечества! Одно из таких– это геноцид или холокост – истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам. Сегодня знает каждый, что делалось по отношению к славянским народам и, особенно, к евреям нацистской Германией. Преследования, жестокие издевательства, пытки и убийства – все это применялось к неповинным людям. Еврейское население Европы уничтожалось десятками тысяч и,даже, миллионами! Жестокость, ненависть и безжалостность нацистов поражает своими масштабами! Уничтожение целых рас людей – была главной задачей гитлеровцев. По поводу холокоста во времена Второй Мировой войны существует множество мнений, догадок и фактов. Его последствия – огромный отпечаток в жизни всего человечества! Эту тему невозможно оставить без внимания, и поэтому мы хотим рассказать о событиях того периода, и возможно развеять ваши сомнения. ХОЛОКОСТ

  • Холоко́ст (от англ. holocaust, - «всесожжение») - систематическое преследование и истребление немецкими нацистами и коллаборационистами из других стран евреев на основании нацистской расовой теории в 1933-1945 гг. Среди историков нет согласия по вопросу, относить ли к жертвам холокоста, помимо евреев, ещё какие-либо группы, пострадавшие от нацистского террора, например, цыган и сексуальные меньшинства.
Отличительные черты холокоста
  • Преднамеренная попытка полного истребления целой нации, включая мужчин, женщин и детей, приведшая к уничтожению 60 % евреев Европы и примерно 35 % еврейского населения мира.
  • Система, предназначенная для массового уничтожения людей: были построены лагеря смерти, предназначенные для убийства миллионов людей; при этом технология уничтожения совершенствовалась.
  • Грандиозные, межнациональные масштабы истребления: на всей оккупированной Германией территории Европы жертвы преследовались и отсылались в концентрационные лагеря и лагеря уничтожения.
  • Жестокие и часто приводящие к смерти антигуманные медицинские эксперименты, которые проводили нацисты над жертвами холокоста.
Геноцид еврейского народа Шоа - Катастрофа европейского еврейства
  • Шоа́́ (ивр. שׁוֹאָה‎ - бедствие, катастрофа) - термин, употребляемый евреями на иврите для обозначения политики немецких нацистов по планомерному уничтожению еврейского этноса. Традиционно жертвами Шоа считаются 6 миллионов евреев Европы. Тем не менее, полного поимённого списка жертв не существует. К концу войны нацисты уничтожали даже следы от лагерей смерти; сохранились свидетельства о вывозе либо уничтожении уже захороненных останков людей перед приходом советских войск. В Национальном Мемориале Катастрофы (Шоа) и Героизма «Яд ва-Шем» в Иерусалиме хранятся персональные документы, свидетельствующие о приблизительно 3 миллионах жертв.
Положение евреев в Германии в 1933-1939 годах
  • Несмотря на явно дискриминационную политику по отношению к евреям, геноцид начался далеко не сразу после прихода нацистов к власти. Начало преследованиям положил бойкот евреев с 1 апреля 1933 года и последующая волна расовых законов, нацеленных на евреев, работавших в государственных учреждениях или по определённым профессиям. «Нюрнбергский закон» от 15 сентября 1935 года положил конец равноправию евреев в Германии и определял еврейство в расовых терминах. В начале 1939 года Гитлер поручил «ответственному за 4-летний план» Герману Герингу подготовить меры по выселению евреев Германии. Начало Второй мировой войны не только увеличило их количество, но и осложнило пути для легальной эмиграции.
Положение евреев во время войны
  • Гетто
  • В крупных городах создавались еврейские гетто, куда сгонялось всё еврейское население города и окрестностей. Крупнейшее гетто было создано в Варшаве, в нём содержалось до 480 000 евреев.
  • Массовые расстрелы
  • «Окончательное решение еврейского вопроса»
  • Евреев Германии, Франции, Голландии, Бельгии посылали на восток, в лагеря и гетто Польши и Белоруссии, рассказывая им о временности такого переселения. В Польше создавались лагеря смерти, которые вообще не были рассчитаны на проживание большого количества людей - только на быстрое уничтожение новоприбывших.
Холокост в Северной Африке
  • Холокост в Северной Африке
  • С 1940 по 1942 годы французская Северная Африка (Алжир и Тунис) находилась под контролем коллаборационистского правительства Виши. В Алжире и Тунисе евреев сразу же начали преследовать в точности так, как это происходило в оккупированной нацистами Европе - лишили гражданских прав и возможностей заработка, заставили прикрепить к одежде жёлтые звезды, создали юденраты, погнали на принудительные работы, загнали в концентрационные лагеря и гетто, наложили контрибуции, начали готовить к депортации в лагеря смерти.
  • Конец войны
  • Когда неизбежность поражения Германии уже не вызывала сомнений, некоторые нацистские руководители пытались использовать евреев для установления связи с союзниками, в то время как другие (прежде всего Гитлер) продолжали требовать тотального уничтожения тех, кто ещё оставался в живых.
Сопротивление и Праведники мира
  • Отсутствие чёткой информации о планах нацистов по тотальному уничтожению еврейского народа привело к тому, что жители гетто пытались выполнять требования оккупантов, стремясь выжить. Печальную известность получила речь главы Лодзинского гетто Х. Румковского с требованием отдать нацистам еврейских детей в надежде спасти остальных обитателей. Лишь после того, как исход стал окончательно ясен, в лагерях и гетто начались восстания; наиболее известно восстание в Варшавском гетто в январе 1943 года. Активным центром сопротивления было Минское гетто. Гетто в Белостоке, содержавшее в начале 50 000 евреев, было ликвидировано 16 августа 1943 года после пяти дней боев с еврейским подпольем.
Последствия Шоа Из польских евреев выжило около 300 тысяч: 25 тысяч спаслись в Польше, 30 тысяч вернулись из лагерей принудительного труда, а остальные - это те, кто вернулся из СССР. Уничтожение еврейской жизни, разруха и взрыв антисемитизма, пик которого пришелся на погром в Кельце в июле 1946 года, вынудили большинство польских евреев оставить страну, отправившись в Центральную Европу. После 1946 года в Польше осталось только 50 тысяч евреев. Были уничтожены не только люди - была уничтожена уникальная местная еврейская культура, уничтожена память о том, что она веками была неотъемлемой частью культуры Восточной Европы. Свидетельств этому практически не сохранилось. Евреи на этих землях, некогда бывших центром мирового еврейства, превратились в маргинальное меньшинство. В некотором смысле, нацисты со своими задачами по окончательному решению еврейского вопроса справились успешно. Другие народы и группы - жертвы нацистской политики
  • Славяне
  • Поляки
  • Цыгане
  • Чернокожие жители Германии
  • Гомосексуалисты
Отрицание холокоста Существует точка зрения, согласно которой холокост как явление не существовал в том виде, в каком его описывает общепринятая историография. Генеральная Ассамблея ООН без голосования в резолюции № 60/7 от 21 ноября 2005 г. отвергает любое полное или частичное отрицание холокоста как исторического события. А 26 января 2007 года накануне Международного дня памяти жертв Холокоста Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию № 61/255 «Отрицание Холокоста», осуждающую отрицание холокоста как исторического факта. . Память о холокосте Генеральная Ассамблея ООН, провозгласила 27 января, день освобождения Освенцима, Международным днём памяти жертв Холокоста. В день 60-й годовщины холокоста Европарламент принял резолюцию, осуждающую холокост. Лидеры и представители более 40 государств, присутствовавших на памятной церемонии в Освенциме, среди которых был Владимир Путин, решительно осудили холокост, антисемитизм и ксенофобию. Холокост в искусстве Важным моментом в сохранении памяти людей холокоста и необходимости недопущения подобной трагедии впредь является художественное осмысление холокоста в литературе, кинематографе, музыке, изобразительном искусстве. Наиболее эмоционально эта тема раскрыта в кино. Первым из фильмов, рассказавших об ужасе Освенцима и холокоста был польский фильм «Последний этап» (1946). Среди наиболее ярких лент, посвящённых этой теме: «Пианист», «Список Шиндлера», «Ночь и туман», «Выбор Софи», «Жизнь прекрасна». Праздник Холокост Одни из нас брили бороды Другие предавались размеренному забвению. Приближался учрежденный ООН праздник Холокост - День Международного Взаимо-Уничтожения. Час настал, люди выплеснулись на улицы. Разговоры и праздничные песнопения... Ходят в гости, пьют, целуются - Мир агонизирует веселием... За колючей проволокой волки скалятся Все взгляды устремились к небу. Смерть придет сегодня оттуда, Накрыв жарким пледом огня планету... На часах - обратный отсчет времени Кнопки на пультах уже нажаты Холокост! - вопит очередной теле-спаситель Холокост!!! - вторит мир, безумьем объятый... Утренний дождь Небо плачет Дождем погребальным Осень... Зима... Навсегда. Ветер Словно гиена Смеется и воет Вгрызаясь В гниющее мясо Земли. Она умерла. Врачи констатировали Обильную потерю крови От тысячи ран Нанесенных Ее родными детьми... Виновные совершили Массовое Самосожжение. Зачем?... Об этом теперь Некому будет спросить... Анатолий Финкель Заключение «…Пусть навсегда Утонут цепи Смерти, Чтоб звон их, погребальный, Не морозил, А смех детей восславит счастье - Жизнь, которую Свобода согревает, Чтобы, проснувшись, Не через решётку Увидеть небо и деревьев кроны, Чтоб, не боясь, ладони матерей Держали жизни Как частицы Солнца!» Шиваз