Разоблачение Шекспира: научно доказаны факты Большого Обмана. Шекспир: главные загадки биографии Вопрос остается открытым

Имя великого английского поэта и драматурга Уильяма Шекспира знают все. Тем не менее, его биография таит немало загадок, которые тщетно пытаются разгадать исследователи.

Карьера провинциала

Биографические сведения о Шекспире выглядят крайне скудными. По некоторым данным, он родился 26 апреля 1564 года в английском городе Стратфорд-апон-Эйвон и скончался там же 23 апреля (3 мая) 1616 года. Отец Уильяма Джон Шекспир был состоятельным перчаточником, занимал важные городские посты. В 18 лет юноша взял в жены Энн Хатауэй, тоже из состоятельной семьи, восемью годами старше себя. В этом браке родилось трое детей - дочь Сюзанна и двойняшки Хемнет и Джудит.

В 1585 году Шекспир неожиданно переезжает в Лондон, где делает успешную карьеру актера и драматурга, а также становится совладельцем театральной компании «Слуги лорда-камергера». Однако около 1613 года он возвращается назад в Стратфорд, где еще спустя три года умирает.

Что предшествовало началу театральной карьеры? Почему примерный семьянин из провинциального городка решил начать новую жизнь в столице? В средневековой Англии это вовсе не являлось нормой, как в наше время. Но так или иначе, Шекспир в полной мере смог раскрыть свои таланты, находясь в Лондоне. Почему же в расцвете славы он покинул Лондон и больше не писал пьес? Некоторые шекспироведы полагают, что он был серьезно болен: об этом свидетельствует неуверенный почерк в подписях под документами.

Автора по фамилии Шекспир никогда не существовало?

Есть мнения, что человек, которого мы знаем как Уильяма Шекспира, вовсе не являлся автором «Короля Лира», «Отелло», «Гамлета» и «Ромео и Джульетты», равно как и знаменитых сонетов. Дело в том, что оригиналы шекспировских рукописей не сохранились, а сохранившиеся портреты Шекспира не соответствуют сделанной с него посмертной маске. Также нет никакой информации о том, какое образование получил Шекспир (кроме школьного), а все шекспироведы дружно сходятся на том, что автором произведений мог быть только высокообразованный человек с необыкновенно широким кругозором.

Многих специалистов удивляет и тот факт, что большая часть сонетов Шекспира адресованы лицу мужского пола. Так появилась гипотеза о том, что поэт мог являться гомосексуалистом. А как же тогда женитьба и рождение детей? Еще одна версия утверждает, что автор всех якобы шекспировских творений - женщина!

Шекспир – это псевдоним?

Само слово «Шекспир» буквально означает «потрясать копьем». А что если это вообще псевдоним? – таким вопросом задались эксперты. Были выдвинуты различные версии по поводу того, кто же на самом деле писал произведения под этим именем. Одни исследователи считали, что это групповой псевдоним, под которым скрывались Мэри Сидни Герберт, графиня Пемброк, и ее сыновья. Другие – что это могла быть сама королева Елизавета. Но поскольку монархине из-за государственных дел было некогда заниматься литературой, за нее это делали «негры». Среди кандидатов в таковые - другой известный поэт той эпохи Кристофер Марло, которого считают внебрачным сыном Елизаветы, ее фаворит Уолтер Рейли и даже знаменитый философ Фрэнсис Бэкон.

Свою лепту в изучение этого вопроса внесли и российские исследователи. Так, по мнению Ильи Гилилова, «Шекспиром» могли оказаться Роджер Мэннерс, 5-й граф Рэтленд, и его жена Елизавета.

Череп Шекспира был похищен после смерти?

В 1879 году средства в журнале «Argosy» появилась заметка о том, что череп Шекспира еще в XVIII столетии похитили из захоронения, расположенного под полом церкви Святой Троицы в Стратфорд-апон-Эйвон. И это косвенно подтвердилось. Несколько лет назад команда британских археологов во главе с Кевином Коллзом исследовали предполагаемую могилу Шекспира посредством электромагнитного сканирования. Хотя, согласно источникам, тело поэта захоронили в фамильном склепе на пятиметровой глубине, причем в вертикальном положении, на деле же останки отыскались на глубине всего около метра, причем лежали в стандартной горизонтальной позиции и даже не в гробу, а завернутые в саван.

В том же месте, где должна была находиться голова, были обнаружены следы чьего-то вмешательства. Создавалось впечатление, что кто-то раскопал могилу, а затем вновь закопал.

Кстати, по словам шекспироведа Филиппа Швайзера, Шекспир еще при жизни опасался, что его останки потревожат. Он даже велел вырезать на своем надгробии следующие строки:

Друг, ради Господа, не рой

Останков, взятых сей землёй;

Нетронувший блажен в веках,

И проклят - тронувший мой прах.

Однако покой поэта после смерти все же был нарушен. Кевин Коллз считает, что похитителям хотелось изучить мозг Шекспира, чтобы понять тайну его гениальности.

Правда, бытовала еще версия о том, что на самом деле череп Шекспира хранится в крипте храма Cвятого Леонарда в Вустершире. Но исследование выявило, что находящийся там череп принадлежит вовсе не Шекспиру, а неизвестной женщине в возрасте около 70 лет.

Личность Шекспира, одного из известнейших авторов, в то же время является и одной из самых загадочных в литературе. Казалось бы: что еще мы не знаем о нем? Оказывается, самого главного - кем был, тот, кто называл себя Шекспиром? Торговец из Стратфорда или знатный граф, скрывающийся под псевдонимом?

Впервые, в конце 18 века, на несоответствие фактов биографии Уильяма Шекспира обратил Сэмюэль Кольридж, британский поэт и поклонник таланта великого драматурга.

Человек со Стратфорда, Уилл Шакспер, которому и присваивают авторство шекспировских произведений, был из бедной семьи, занимался торговлей, отдавал деньги в рост, имел пай в лондонском театре и изредка выступал в нем на второстепенных ролях. Сохранившиеся образцы его подписей говорят о том, что он, скорее всего, с трудом владел пером.

Загадка Шекспира в том, что малообразованный человек, занятый поиском хлеба насущного, никак не мог создать великие творения, коими являются трагедии Шекспира. Их содержание очевидно показывает, что автор был знаком с трудами античных философов, знал несколько языков, разбирался в медицине, истории, военном деле и был подкован в вопросах международной дипломатии.

Кто же создатель шедевров? Кого скрывает псевдоним, в переводе с английского означающий «потрясающий копьем»?

Подлинное авторство произведений загадочного Шекспира литературные умы приписывали лорду Берли, графу Эссексу, Уолтеру Рэли, графу Пембруку и даже королеве Елизавете. Почему же автор не увековечил свое имя на поприще литературы? Дело в том, что писать подобные пьесы было и постыдно для знати, и опасно, так как в них высмеивались высокопоставленные особы. Наиболее вероятными кажутся версии, что тайна Шекспира принадлежит Эдуарду де Веру, графу Оксфорду, либо Роджеру Мэннерсу, графу Ратленду.

Де Вер родился в знатной семье, имел великолепное образование, знал иностранные языки, покровительствовал театру. Кроме того, в личной Библии графа Оксфорда сохранились пометки, которые являются ничем иным, как цитатами из произведений Шекспира! А большинство слов, впервые употребленных Шекспиром, и вписанных позже в словарь, встречаются в личной переписке Эдуарда де Вера. Известно, что граф был поэтом, но скрывал свое имя под псевдонимом.

В пользу Роджера Мэннерса, говорят некоторые факты его биографии: он так же имел прекрасное образование и даже был магистром искусств. В архивах Падуанского университета сохранился список студентов, их которого явствует, что одновременно с графом Рэтлендом обучались датские студенты Розенкранц и Гильденстерн - их имена упомянуты в «Гамлете». В замке Рэтлендов, была найдена рукопись «Двенадцатой ночи», написанная рукой Роджера Мэннерса. Умер граф в 1612 году. В том же году прекратилось творчество Шекспира.

И все же, загадка Шекспира так и останется загадкой, так как достоверных сведений об этом не существует.

Участники состоявшейся в Москве конференции специалистов по Шекспиру заявили о своем намерении выдвинуть его монографию (итог 40 летнего труда) на соискание Нобелевской премии. На сегодня книга выдержала уже три издания. Итак, бомба взорвана. Подведена черта под шекспировским вопросом, который мучил Европу больше 300 лет. Тайна Шекспира разгадана, под этой литературной маской шекспировские шедевры писали два человека, состоявшие в платоническом браке муж и жена, 5-й граф Рэтленд, Роджер Мэннерс и Елизавета Сидни-Рэтленд, дочь английского поэта Филипа Сидни (при участии его сестры Мэри Сидни, графини Пембрук).

Читая с нарастающим изумление монографию Гилилова, (увы, автор недавно скончался) я метался между ошеломлением и набегами скепсиса, пока прилив истины окончательно не затопил мои ум и сердце.

Помню как много лет назад, будучи еще студентом университета, филологом я недоумевал над сонетами Вильяма Шекспира, где великий бард, обращаясь к себе в третьем лице, умолял себя самого: оставь потомство! Продлись в детях! Прекрасно видеть собственное отражение в сыне…

Мне эти заклинания казались дурной манерностью, ведь, как известно из биографии В. Шакспера (так пишется имя актера и пайщика театра «Глобус», за личиной которого прятались аристократы эвфуизмов) первого ребенка Анна Хетуэй родила мужу, когда ему еще не было и 18 лет. А всего у Шакспера было пятеро детей…

Решающим уколом шпаги, наносящей удары-аргументы, после которой я сдался на милость истины, стала вот эта строчка.

Ее приписала в своем письме к сыну в Лондон графиня Мэри Сидни-Пембрук в 1603 году.

В этом письме она просит сына уговорить английского короля театрала Якова I приехать в свое родовое имение Уилтон Хауз в Уилтшире и посмотреть представление шекспировской пьесы «Как вам это понравится», и уже в самом конце письма добавляет последний золотой довесок к просьбе, приписывает:

«С нами находится мужчина Шекспир».

Король – как и графиня – покровительствовал молодому Рэтленду, был посвящен в тайну Шекспира и знал, что автор состоит из двух половин: «the man» (мужчина) и «the woman (женщина)».

Но вернемся в начало столь странного сюжета, почему, зачем, с какой целью молодой аристократ решил скрыть свое имя сразу за двумя масками – литературным псевдонимом и реальным актером лондонской труппы? В чем причина такого тотального бегства в тайну и в чем смысл столь маниакального розыгрыша, на который были брошены нешуточные силы всей жизни.

После размышлений над книгой Гилилова, (но, следуя собственной логике) я вижу несколько возможных объяснений этого феномена.

Для юного Роджера творчество было сразу обручено с чувством греха. Гомосексуальная связь со старшим другом по колледжу молодым Генри Ризли графом Саутгемптоном, бароном Тичфилдом стала страстью столь пылкой, что излилась двумя первыми шедеврами гения, поэмой «Венера и Адонис» и «Обесчещенная Лукреция». (Роджеру – 17, а графу Саутгемптону 20 лет). Эти первенцы были так порочны, эти поэмы сладострастия были столь откровенны, что перед автором встала проблема хотя бы частично скрыть свою любовь от посторонних. Для чего Роджер и выбрал в качестве псевдонима свое же студенческое прозвище Shace-spear, что означает Потрясающий копьем.

(Прозвище, по-видимому, отражает романтический пыл юноши, которому придана форма шутливого вербального герба).

William Shacespear.

В чем сексуальная тайна этого псевдонима?

Она в слиянии с именем своего любовника.

Аббревиатура W. S. сливается с инициалами графа Саутгемптона W. S.: Wriothesley Southampton.

В этом двойном псевдониме любовной пары перед нами предстает изысканная, чуть жеманная эмблема страстного объятия, где William обозначен через заглавную букву как пассивная, женская – Woman – сторона любовной пары.

Одновременно это есть опрокинутое навзничь мужское начало – M – (man), и в то же самое время перед знатоком намеков – вид на перевернутое с ног на голову, падшее в объятие – М – родовое имя Роджера Мэннерса – Manners.

Одним словом в имени гения – Уильям Шекспир- перед нами скрыто красуется изысканный двойной эвфуистический цветок инициалов запретной страсти.

Так лунный луч обвивает лилейный вьюнок.

Изысканность столь сложного многоступенчатого знака говорит что мы имеем дело с весьма экзотической личностью, которая сразу предпочла в творчестве скрытность, маску и завесу тайны.

(Биографы графов Рэтлендов всегда подчеркивали эксцентричность представителей древнего английского рода. В Роджере Мэннерсе эта волна достигла своего всемирного эпогея).

Увы, в стране плебса, трудно представить насколько может быть прихотлива душа знатного английского аристократа в век Елизаветы, какой изыск участь счастливца судьбы, который от рождения имел право на все что угодно, кроме одного – он не мог быть плебеем.

В этом запрете была еще одна из пружин шекспировской тайны.

Часы мечтали избавиться от диктата проклятых стрелок на циферблате, его лордство предавалось мечтам стать обыкновенным актером.

Больше того, великий бард тяготился принадлежностью к поэтам.

Перед нами поведение гениального божества, гения голубой крови, прихоти и желания которого осыпают родовую землю золотым дождем собственных законов.

Так, застав однажды в замке Бельвуар свою жену за разговором с гостем, известным поэтом Беном Джонсоном, Шекспир-Мэннерс тут же при госте сделал колкое замечание, что поэты недостойны равного общения. И это выговаривает сам великий Поэт, творец поэм стихотворных драм и сонетов двум другим поэтам, которые его же поэзию боготворят.

И кому сказано! Сказать пренебрегай поэтом своей второй половине по творчеству и одновременно дочери великого английского поэта Филипа Сидни.

Лично мне недоступна сама знатность этой реплики.

Тут в голову аристократа ударила фонтанчиком пара, вскипевшая голубая кровь.

Единственное, что я понимаю без труда, это обиду гостя, которая жгла Бена Джонсона до самой смерти.

Точно так же я бессилен понять картину смерти кисти Роджера, которую гений в адских подробностях обговорил с любимой женой – главное, она уходит вслед за мужем! И леди Елизавета следует этому плану.

После смерти Роджера в июне 1612 года в лечебнице Кембриджа, она сначала хоронит под именем графа неизвестное лицо (или пустой гроб) в родовом склепе Рэтлендов в Боттерсфорде, затем тайно доставляет набальзамированное тело мужа в Лондон, где принимает яд, чтобы опять же тайно быть погребенной – на десятый день после смерти Роджера – вместе с мужем в могиле своего отца поэта Филипа Сидни в соборе св. Павла!

Единственное, что я способен уразуметь в этом мрачном маскараде, это тот факт, что граф не стал упоминать жену в обширном завещании, где были предусмотрены даже мелкие выплаты преданным слугам.

Умирающий был уверен, что молодая женщина (ей было всего 26 лет) самоотверженно последует за ним в землю, и что деньги ей не понадобятся.

Словом, понять дух такого поведения почти невозможно.

Это поведение молнии, которая по слову мага бьет точь-в-точь в чашечку ночного цветка.

Но мощь мрачного замысла заставляет трепетать наши поджилки.

Словом, гений строил свою жизнь по законам впечатления.

Я не думаю, что семнадцатилетний любовник Саутгемптона Роджер Мэннерс уже тогда собирался до конца собственной жизни скрывать свое авторство под псевдонимом Уильям Шекспир, но затаившийся случай вдруг свел драматурга с тенью, с комическим двойником своего имени с актером Вильямом Шакспером.

Тут таится вторая причина шекспировской мании.

Любое двойничество им понималось как умысел Провидения против оригинала.

Фатальный двойник аристократа был грубой бесчувственной скотиной. Он был жаден, безграмотен, скотоподобен. Он расписывался тем, что ставил на бумагу – по тогдашним обычаям, – жирную точку. Он был брутальным бабником, словом, полной противоположностью изысканному эстету. Как известно он и умер после попойки, обожравшись головизны… Однако, смеясь над Роджером, Бог не только наградил двойника схожим именем, он подарил ему право исполнять тайную мечту юноши-аристократа то есть быть актером на лондонской сцене, он даже дал Шаксперу смеха ради ровно столько же сестер и братьев (четыре сестры и три брата) сколько было у графа. Возможно, были и другие фельетонные совпадения…

Ответом на этот курьез Провидения и стало насмешливое решение аристократа ответить промыслу его же оружием, что ж, пусть будет так, Господи, мы поменяемся местами. Я в мечтах проживу его жизнь актера на сцене в тысяче лиц, а он в кошмаре безличия, в чужой шкуре проживет мою часть анонима.

Пиитическим отражением этого фантома был образ безобразного ткача Основы с приросшей к телу головой живого осла (из раннего шекспировского шедевра «Сон в летнюю ночь»), где обманутая волшебством королева фей Титания покрывает страстными поцелуями ослиную морду простолюдина. А финалом серии посягающих на красоту уродов стал отвратительный сын ведьмы Сикораксы Калибан из шекспировской «Бури», возжелавший принцессу Миранду.

Словом, к идее двойничества аристократ отнесся как к атеистической выходке Господа, которой он ответил в том же духе.

С пронырой и выжигой Шакспером была (через доверенных лиц) заключена тайная сделка.

Отныне все шекспировские пьесы попадали в лондонские театры только из его рук. Разумеется, это был секрет Полишинеля – никто в тесном театральном мирке тогдашнего Лондона не верил, что осел Шакспер кропает по ночам не бабу, а пьесы, все знали что за пройдохой скрывается какой-то аристократ.

Но цель была выбрана и ею стали не те лондонцы, а мы с вами, те, кто поверят в розыгрыш после того, как умрет вся тогдашняя современность и минует весь причудливый век рыжей Елизаветы с ее культом девственности.

Итак, первым стимулом к анонимности Рэтленда стало грехопадение мужеложства и соблазн появления двойника.

Еще одним препятствием для сбрасывания маски стала колоссальная сумма написанного, к 1598 году, пишет кембриджский магистр искусств Фрэнсис Мерез на счету Шекспира (через пять лет после дебюта, в 22 года!) были не только две сладострастных поэмы, но: «Два веронца», «Бесплодные усилия любви», «Сон в летнюю ночь», «Венецианский купец», трагедии «Ричард 11», «Ричард 111», «Генрих 1У», «Король Иоанн», «Тит Андроник», «Ромео и Джульетта», наконец «Сонеты»…

(Этот напор сравним разве что с натиском молодого Байрона или Пушкина, то есть всех тех, кому суждена ранняя смерть).

Для человека диеты, помешанного на скрытности и аскетизме своего тщеславия, явление миру в такой изобильности просто претило. Подобная щедрость таланта для него граничила с пьянством среди муз и обжорством у Аполлона. У Шекспира были непростые отношения с собственным гением (и музой своего сердца – Генри Ризли). Он понимал свою привязанность к творчеству и греху как постыдный плен, как заключение в темнице стыда. Нет, см. Стр 130. Нечто похожее можно заметить у великого Веласкеса, который мечтал стать испанским грандом и как только в молодости получил аристократический титул, стал избегать работы художника. Даже королю Филиппу IV стоило больших усилий заставить Веласкеса взять в руки кисть, новоиспеченный аристократ явно сторонился своего дара и относился к нему с чувством стыда: испанскому гранду не пристало держать в руках кисть.

Что-то подобное переживал граф Рэтленд.

Для него искусство было замешано на грехопадении и любви.

Первым ударом в сердце поэта стала измена любовника Саутгемптона, который просил – в 1593 году – руку его сестры Бриджет (и был отвергнут) после чего граф через несколько лет женится на Елизавете Вернон.

Отказ от псевдонима в этот момент был бы для двух любовников знаком окончательного разрыва, на который Рождер все-таки не пошел. Через год он ответил Саутгемптону браком с Елизаветой Сидни. Но демонстративно выбрал в жены лесбиянку, которая обещала не претендовать на его пристрастия. Этим браком он одновременно упрекал любовника в измене и показывал, что в тайне остается целомудренным для прежней любви: я тоже женат на Елизавете.

То есть женитьбу Роджер подал как знак прежней верности своему другу.

Причины соавторства Роджера с Елизаветой неясны, ведь все ранние шекспировские шедевры написаны самостоятельно, но вскоре после женитьбы тональность драматургии обогащается волшебством новой игры: Шекспир вдвоем с женой начинает сочинять волшебные сказки: «Цимбелин», «Зимняя сказка», …мне кажется, что это началось как игра двух влюбленных, которые знают, что их брак будет целомудренным, в творчестве они рожали своих детей – перлы… всего Шекспиром было написано 37 пьес, из них большая часть вместе с божественной Елизаветой…

Но окончательное решение умереть в маске Роджер принял лишь после того, как провалился мятеж графа Эссекса 1601 года, в котором он принял участие вместе с любимым Генри. Они шли слева и справа от Эссекса с обнаженными шпагами! Они вновь вместе. Это был самый театральный бунт в истории Англии, который походил на парадное шествие справедливости к воротам королевского дворца. А наивной опорой мятежа стал показ народу шекспировской пьесы «Ричард II», которой мятежники хотели призвать публику к низложению королевы.

Бунт был подавлен в зародыше, Эссекс и Саутгемптон приговорены к смертной казни, а Роджер? Его пощадили, ведь именно благодаря откровенным показаниям Рэтленда лидеры мятежа и были приговорены к смерти.

В самый последний момент казнь Сауптгемтону заменили пожизненным заключением.

Вскоре Елизавета умерла, и новый король Яков простил и даже обласкал заговорщиков, но … но предательской слабости друга Саутгемптон не простил.

Больше любовники никогда не виделись.

В этой ситуации отказ от псевдонима любви выглядел для поэта уже разрывом на небесах, и на который он никогда не пошел.

Наоборот настаивая на прежнем инициале любви – W. S. – Шекспир молча молил о прощении и настаивал на силе первой любви: я никогда не предаю. Но Генри его не простил. Ловушка маскарада захлопнулась навсегда, до самой смерти Шекспира-Мэннерса в 1612 году.

Ему было всего 35 лет.

Книга, которую исследует Гилилов – поэтический сборник Роберта Честера «Жертва любви» был предпоследним розыгрышем Шекспира-Ретленда, при жизни собрать стихи на свою смерть! И самому отредактировать заупокойную мессу! В зашифрованной поэме «Феникс и Голубь» признаться в двойном авторстве! Если бы не смерть, он бы сам издал свой реквием. Этому Олимпу анонимности нет цены (Гилилов останавливается перед окончательным выводом, хотя он лежит на ладони). Вот почему участники сборника были связаны обетом молчания, ведь они отпели живого, пусть и умирающего человека.

Ретленд обдумал сборник Честера так же тщательно как свою родовую усыпальницу в Боттесфорде и будущее надгробие Шакспера в Стратфорде на Эйвоне.

Финальный аккорд великого розыгрыша был безудержно мрачен.

До мелочей был продумана позднейшая мумификация Калибана Шакспера. Во-первых, сразу после смерти Рэтленда он был выдворен из Лондона в родной Страфорд-на-Эйвоне, чтобы скрыть, таким образом, правду: поэтический источник иссяк. Ждать конца двойника оказалось недолго. После смерти Шакспера от обжорства головизной, к десятилетию кончины Ретленда и его жены покровители тайны – графиня Мэри Сидни-Пембрук и ее сын Уильям граф Пембрук – издали первое роскошное фолио, где были собраны практически все шедевры Шекспира, среди них были и никогда не виданные перлы, например, «Макбет» и «Отелло».

Открывалось фолио приукрашенным портретом выжиги прохвоста Шакспера, рисованному со слов заказчика художником Дройсхутом.

Одновременно в Стрэдфордской церкви св. Троицы, где был погребен пьянчуга, обжора и ростовщик, был поставлен напыщенный настенный памятник умершему Калибану, где в комических выражениях воздавались почести великому Барду. Памятник сделан теми же скульпторами братьями Янсен, что сооружали надгробие Рэтленда и полон тайных аллюзий к погребению истинному.

Особенной издевкой выглядит череп без нижней челюсти, который красноречиво говорит, что у покойника не было рта и тот не мог произнести ни слова.

Если учесть, что именно Рэтленд решал, как и что строить в фамильной усыпальнице в Боттесфорде и самостоятельно сочинял надгробие отца (этот шедевр вошел в каталог лучших надгробий Англии), если он же обдумал мраморные фигуры погребения самого себя и жены над пустой могилой, то и издевательский памятник Шаксперу плод его же мрачной фантазии.

Ухмылка личины…

Тут мерещится последний и возможно решающий ответ на причины феноменального самоотречения Шекспира от всякой публичности, таким образом, философ сокрытого и поэт незримого рифмовал свою жизнь с бытием самого Бога, который, сотворив мироздание, навсегда скрыл в бездне кромешного света свое непостижимое Лицо.

Шекспировский вопрос - так называется проблема авторства произведений, приписываемых перу Уильяма Шекспира. Это название появилось по аналогии с другим вопросом, гомеровским. В этой статье мы попытаемся понять, действительно ли Шекспир является автором знаменитых произведений. Мы изложим суть шекспировского вопроса, остающегося актуальным и по сей день.

Уильям Шекспир считается самым выдающимся в мире драматургом. Пьесы его переведены более чем на 70 различных языков. Именно поэтому шекспировский вопрос имеет такое важное значение. Во Всемирной энциклопедии по поводу авторства основной части произведений Уильяма замечается следующее. Все признанные шекспироведы не сомневаются в том, что поэмы и пьесы написал именно он. Однако не все согласны с этим. Почему? Причина - полная загадок

Шекспировский вопрос возникает в связи с крайне скудными сведениями о жизни великого драматурга. Известно, что Уильям родился в Стратфорде-на-Эйвоне в 1564 году. В этом же городе он и умер через 52 года, в 1616-м. Сотни книг написаны о драматурге. Многие из них затрагивают именно шекспировский вопрос и являются плодом усердных исследований. К чему же пришли авторы этих трудов? Давайте разберемся.

Светский опыт Шекспира

Пьесы Уильяма свидетельствуют о большом светском опыте их создателя. К примеру, он очень хорошо знал право, отлично владел юридической терминологией. Шекспир показал хорошее знание прецедентов. Сэр Джон Бакнилл в 1860 г. в своей книге под названием "Познания Шекспира в медицине" отметил, что автор пьес обладал прекрасными знаниями и в этой области. Это же относится и к разным видам охоты, в том числе соколиной, а также к придворному этикету. Джон Мичелл, известный шекспировед, отметил, что он являлся "литератором, который знал все".

Употребление морской терминологии

Пять раз в пьесах Шекспира описывается кораблекрушение. Употребление автором морской терминологии позволяет судить о том, что он является опытным моряком. Посещал ли Шекспир другие страны? Служил ли он на флоте? Участвовал ли Шекспир в событиях 1588 года Если бы хотя бы одно из этих предположений подтвердилось, можно было бы считать решенным шекспировский вопрос. Однако доказательств пока что нет. Интересно, что драматург отлично владел военными терминами, а также был знаком с особенностями речи пехотинцев.

Цитаты из Библии в пьесах

Одна из сторон, которую включает в себя шекспировский вопрос, - грамотность Уильяма. В созданных Шекспиром произведениях нередко встречаются цитаты из библейских текстов. Драматурга могла познакомить с ними его мать. Однако не существует доказательств того, что эта женщина была грамотной. Тот факт, что Шекспир знал Библию, ставит вопрос о его образовании.

Посещал ли Шекспир школу

Джон, отец Уильяма, был перчаточником, торговцем шерстью и мясником. Он пользовался значительным уважением в своем городе, несмотря на то, что был неграмотен. Не существует списков учеников, обучавшихся в стратфордской грамматической школе. Однако в настоящее время большинство шекспироведов полагают, что Уильям был одним из них. драматург и друг Уильяма, спустя годы говорил о нем, что в латыни он не был силен, еще хуже знал греческий. Этот факт может свидетельствовать о низком уровне образования Уильяма, на основании чего вновь возникает шекспировский вопрос, кратко изложить который, оказывается, не так-то просто.

Был ли Шекспир и его дочери грамотными

В четырех сохранившихся документах обнаружено 6 подписей, возможно, сделанных рукой Уильяма Шекспира. Имя драматурга можно разобрать только отчасти. К тому же оно не всегда пишется одинаково. Некоторые специалисты полагают, что Шекспир мог расписываться не сам. За него могли это делать юристы. Это, в свою очередь, может вызвать вопрос о том, был ли Уильям грамотным. Не сохранилось ни одной рукописи, которую написал лично он. Сюзанна, его дочь, могла написать свое имя. Но нельзя доказать, что она была образованной. Возможно, ее навыки в письме этим и ограничивались. Другая дочь Уильяма, Джудит, которая была особенно близка Шекспиру, ставила знак вместо подписи. Следовательно, она была неграмотной. Неизвестно, почему Уильям не предоставил своим детям возможности получить образование.

Знание языков, словарный запас

Автор известных на весь мир пьес обнаруживает отличное знание римских и греческих классиков, а также французской, испанской и Не исключено, что он знал итальянский, французский и испанский языки. Словарь драматурга очень богат. Образованный англичанин в наше время редко употребляет в речи более 4 тысяч слов. Около 8 тысяч единиц насчитывает словарь 17 века Джона Мильтона. А в произведениях Шекспира, по подсчетам специалистов, не менее 21 тысячи слов!

Рукописи и книги Шекспира

Уильям в своем трехстраничном завещании перечислил все, что принадлежит ему. Однако в списке нет никаких рукописей или книг. Возможно, их получила в наследство Сюзанна, старшая дочь Шекспира. В этом случае ее потомки разделили бы их между собой. Одного церковника, жившего в 18 веке, заинтересовала эта загадка. Он побывал во всех частных библиотеках, расположенных в радиусе 70 км от Стратфорда-на-Эйвоне. Однако этот церковник не обнаружил ни одного тома, принадлежавшего Уильяму Шекспиру.

Еще сложнее дело обстоит с рукописями пьес. Их отсутствие вновь поднимает шекспировский вопрос. Аргументы сторонников того, что Шекспир не является автором пьес, следующие. Насколько известно, не сохранилось ни единого подлинника этих произведений. В 1623 году в "Первом фолианте" были напечатаны 36 пьес. К этому времени прошло 7 лет после кончины Шекспира. При жизни драматурга распространялось множество пиратских изданий. Тем не менее Уильям, умнейший делец, не предпринимал ничего для того, чтобы предотвратить это.

"Недостающие годы"

Труппы странствующих по миру актеров в елизаветинские времена были обыкновенным явлением. Конечно, они приезжали и в Стратфод-на-Эйвоне, например, в 1587 году. Шекспир оказался бы в Лондоне к осени того года, если бы присоединился к актерам. Известно, что он был принят в лучшую театральную труппу Лондона - "Слуги лорда-камергера", которая позднее стала называться "Слуги короля". После того как Шекспир очутился в столице, судьба его складывалась очень благоприятно. С годами Уильям обзавелся владениями в Стратфорде-на-Эйвоне и в Лондоне. Однако не сохранилось никаких ясных сведений о том, чем занимался драматург в период с 1583 по 1592 год. Это время - важнейшие "недостающие годы". Наличие белых пятен в биографии Уильяма значительно усложняет шекспировский вопрос в литературе.

Похороны драматурга

В 1599 году в Саутуорке был построен Пьесы Шекспира ставились в Лондоне еще раньше, однако они не принесли своему автору известности. Даже похороны Уильяма нельзя называть пышными, в отличие от похорон таких драматургов, как Фрэнсис Бомонт и Бен Джонсон, которые были погребены в с большими почестями.

Претенденты на авторство

Скрывался ли другой автор под именем Шекспира? А может быть, их было несколько? Необходимо кратко рассказать о претендентах на авторство, рассматривая содержание и пути решения шекспировского вопроса. В настоящее время существует более 60 предположений о том, кто мог писать под именем Уильяма. Один из претендентов - Кристофер Марло. Рассматривались даже такие личности, как Елизавета I, сэр Уолтер Рали и кардинал Вулси. Кто же из претендентов является наиболее вероятным автором пьес, по мнению теоретиков?

Кристофер Марло - претендент на авторство

В ранних пьесах Уильяма заметно влияние Кристофера Марло (портрет его представлен выше). Однако этот автор умер в Лондоне в 1593 году, когда ему было 29 лет. Согласно некоторым предположениям, его не убивали во время драки, произошедшей в таверне, как считается. На самом деле Марло якобы отправился в Италию. Здесь он продолжил творить. Нигде не упоминается о похоронах Кристофера или о его погребении.

Могли ли пьесы принадлежать Фрэнсису Бэкону

Больше всего на роль автора пьес, кроме самого Шекспира, подходит Фрэнсис Бэкон (портрет его представлен выше). Этот известный человек окончил Кембриджский университет. Фрэнсис был старше Шекспира всего на 3 года. Он был придворным чиновником, выдающимся юристом, создал множество литературных произведений. В 1769 году впервые было выдвинуто предположение о том, что пьесы Шекспира написал именно Бэкон. Однако этой теории не придавали значения в течение дальнейших 80 лет. Для ее защиты в 1885 г. было создано Бэконское общество. Немало фактов удалось собрать в подтверждение этого предположения. К примеру, известно о том, что Фрэнсис Бэкон жил в 30 км севернее Лондона, неподалеку от Сент-Олбанса. Этот город 15 раз упоминается в произведениях Шекспира, тогда как Стратфорд-на-Эйвоне, родной город драматурга, не упоминается ни разу.

Другие претенденты

Свои сторонники имеются у Роджера Меннерса и Уильяма Стенли. Оба этих графа знали получили превосходное образование. Но зачем им нужно было скрывать свою личность под чужим именем? В 1939 году профессор Пороховщиков выступил в защиту Меннерса. Он отметил, что первые сочинения этого автора издавались анонимно. Другие же печатались под псевдонимом просто потому, что пэру не положено было сочинять пьесы для общенародных театров.

Вопрос о групповом авторстве

Существует и мнение, согласно которому творения Шекспира принадлежат не одному автору, а целому сообществу писателей. Каждый из них якобы вложил свое мастерство в эти произведения. С другой стороны, Шекспир, талантливый актер, возможно, редактировал чужие пьесы, готовил их к постановке. Из своих рукописей драматург, как считается, не вычеркнул ни единой строчки. Предположение о совместном авторстве было бы справедливо, если бы он вносил поправки в работы других драматургов, редактировал их.

На чем основаны сомнения в авторстве

Почему же с давних пор не утихают споры и все еще живы сомнения в том, что сам Шекспир является автором своих пьес? Во Всемирной энциклопедии сказано, что людям трудно поверить в то, что какой-то актер из Стратфорда-на-Эйвоне написал гениальные произведения. Шекспир имел провинциальное, незнатное происхождение. Оно никак не вяжется с уровнем его творений. Еще в энциклопедии отмечено, что практически все претенденты на авторство пьес принадлежали к высшему свету, были аристократами. Таким образом, люди, сомневающиеся в авторстве творений Шекспира, считают, что их мог создать только умнейший человек, получивший хорошее образование и имеющий высокое положение в обществе. Однако, как мы уже отмечали, все признанные исследователи, изучающие творчество драматурга, сходятся в том, что пьесы принадлежат именно Уильяму. Тем не менее, все еще остается открытым шекспировский вопрос, кратко изложенный в данной статье.

Вопрос остается открытым

Вряд ли можно говорить о том, что этот спор разрешится в ближайшее время. Возможно, мы получим новые доказательства авторства Шекспира. Это могут быть подлинные рукописи, наконец объявившиеся, или же факты, которые могли бы восстановить картину жизни драматурга. Уильям Шекспир все еще остается загадкой для нас, следовательно, все еще актуален шекспировский вопрос. Быть или не быть Уильяму автором гениальных пьес, известных на весь мир? Этот вопрос, вероятно, будет подниматься еще долго. Он лишь подогревает интерес к творчеству драматурга.

Одним из наиболее интересных в литературе является шекспировский вопрос. Что это такое, вы теперь знаете. Тайна личности гения, надеемся, будет когда-нибудь раскрыта.

«Все, что мы знаем о Шекспире, – это то, что он родился в Стратфорде-на-Эйвоне, женился, родил детей, уехал в Лондон, стал там актером, написал пьесы и поэмы, вернулся в Стратфорд, составил завещание и умер», – писал английский автор XVIII века. Это действительно все, что известно о биографии великого поэта и драматурга. Скудость информации, как часто бывает, породила множество легенд, о личности Шекспира спорят до сих пор.

Более полутора столетий продолжается дискуссия о том, являются ли Уильям Шекспер из Стратфорда-на-Эйвона и Уильям Шекспир, автор драматических и поэтических произведений, одним и тем же лицом. Уильям Шекспер родился в маленьком городке Стратфорде-на-Эйвоне в 1564 году в семье неграмотного перчаточника. Посещал начальную школу, но вынужден был оставить учебу. Больше нигде не учился. Зарабатывал на жизнь ростовщичеством, торговлей и операциями с недвижимостью. Был пайщиком театральной труппы. Не сохранилось ни одной шекспировской рукописи, только печатные издания его произведений. Никто из современников не оставил о нем отзывов: о Шекспире не писали при его жизни, никто ни одним словом не откликнулся и на его смерть – она прошла незамеченной. Зато в судебных архивах сохранились документы, в которых упоминается фамилия Шекспера, педантично и неумолимо преследовавшего своих должников в судебном порядке.

К сожалению, не сохранилось ни одной документальной строки Шекспира о самом себе. Поэтому поле для домыслов огромно. Первым человеком, поставившим под сомнение авторство знаменитых произведений, была американка Делия Бэкон. Она опубликовала книгу «Раскрытие философии пьес Шекспира», в которой усомнилась, что именно тот Шекспир, который считался автором «Гамлета», тот полуобразованный человек, писавший по наитию, и есть истинный автор. В конце концов, словарь знаменитого драматурга насчитывает около 20 тысяч слов. Для сравнения: словарь современника Шекспира, ученого, мыслителя, поэта и государственного деятеля Фрэнсиса Бэкона – около 9 тысяч слов, словарь современного нам англичанина, имеющего высшее образование, – около 5 тысяч слов, а средний англичанин в быту обходится одной тысячью.

Делия Бэкон положила начало серии предположений. Она приписала авторство пьес и сонетов современнику Шекспира и своему однофамильцу Фрэнсису Бэкону. Делия так увлеклась своими разысканиями, что даже пыталась ночью с помощью наемных рабочих вскрыть могилу Шекспира, чтобы найти какие-либо новые доказательства своей версии. К сожалению, закончила она свои дни в психиатрической лечебнице.

Высказывались предположения, что под именем Шекспира напечатаны произведения графа Ретленда, графа Дерби, графа Оксфорда. Даже королеву Елизавету подозревали в авторстве. По одной из версий, автор шекспировских произведений – Филип Сидни. Якобы он был величайшим поэтом, хотя ни одно из его произведений при жизни опубликовано не было. Незадолго до смерти он распорядился, чтобы все его бумаги были уничтожены. Но его сестра, талантливейшая поэтесса и переводчица Мери Герберт, графиня Пембрук, не только не сделала этого, но подготовила написанное братом к печати и издала в 1593 году. Именно в то время вышла в свет и первая поэма Шекспира.

Необычный портрет

Начиная с 1593 года, пьесы драматурга регулярно выходили в свет. И так продолжается до 1612 года. Через некоторое время Шекспер из Стратфорда покидает Лондон и навсегда возвращается в родные места, где он прожил еще три года и скоропостижно скончался в 1616 году после дружеской пирушки. На надгробии Шекспира, ради которого стратфордскую церковь ежегодно посещают сто тысяч человек, начертаны строки: Good frend for Iesvs sake forbeare, to digg the dvst encloased heare. Blest be ye man yt spares thes stones, and cvrst be he yt moves my bones (в одном из русских переводов: «Друг, ради Господа, не рой останков, взятых сей землей; не тронувший – блажен в веках, и проклят – тронувший мой прах»).

В 1623 году выходит в свет фолиант – книга большого формата, в которую вошли все произведения Шекспира (за исключением «Перикла»). Эта книга получила название «Первое фолио» (а также «Великое фолио»). В 1632 году вышло «Второе фолио» – точная копия «Первого».

Подготовкой к печати первой книги непосредственно руководили Мери Пембрук, ее сыновья Уильям, граф Пембрук, и Филип, граф Монтгомери. К работе над изданием были также привлечены поэты Бен Джонсон и Флетчер (возможно, и иные лица). В фолио вошли 36 пьес Шекспира, из которых только 16 (по некоторым данным 18) выходили ранее отдельными изданиями. Остальные были предложены читающей публике впервые. Причем пьесы, издававшиеся ранее, были переработаны, некоторые весьма значительно (например, изданная в 1595 году «Правдивая трагедия о Ричарде, герцоге Йоркском… как она была неоднократно представлена слугами графа Пембрука», в фолио стала 3-й частью «Генриха IV»), другие только заново отредактированы. Исследователи творчества Шекспира, особенно те из них, кто отрицает причастность Шекспера из Стратфорда к литературной деятельности, в некоторых пьесах «Первого фолио» видят руку и других авторов. Так, полагают, что не остались в стороне Мери Пембрук, Роджер и Елизавета Ретленд, Том Джонс и все тот же Фрэнсис Бэкон.
На одном из листов «Первого фолио» был расположен портрет, где якобы изображен Шекспир. Рисунок там вполне примечательный: во-первых, джентльмен на портрете одет более чем странно. Правая часть его камзола изображена спереди, а левая – со спины. То есть правая половина джентльмена изображена спереди, а левая – сзади. В результате оказалось, что обе руки у мужчины правые. Многие исследователи отмечали, что на лицо изображенного на портрете господина надета маска. Ее край хорошо виден – линия, идущая от подбородка к уху. Это вторая странность портрета. Есть и еще: голова непропорционально велика, а шея настолько длинная, что лицо-маска существует как бы отдельно от туловища. Эффект усиливается жестким воротником, который воспринимается как блюдо и зрительно отделяет голову от туловища (голова оказывается как бы лежащей на блюде). Далее, глаза на портрете изображены так, будто пытаются заглянуть под маску (или за фигуру). И еще одна странность: под камзолом виден еще один камзол. Верхняя пуговица – это пуговица «нижнего» камзола. Вот такое изображение драматурга было представлено в первом полном издании его произведений.

Недавно реставратор Алек Кобб заявил, что у него хранится прижизненный портрет Шекспира, где тот изображен ухоженным миловидным мужчиной в полном расцвете сил и в богатом наряде, настоящим джентльменом. В марте было проведено очередное исследование картины, но оно все же не доказало, что это действительно портрет знаменитого драматурга. Так что никто до сих пор не может с точностью сказать, как же на самом деле выглядел Шекспир.

Развалины театра

В творчестве драматурга также немало загадок. Несмотря на то, что действие пьес Шекспира разворачивается в самых разных уголках Европы, в том числе во Франции и Италии, сам Уильям, вероятнее всего, никогда не покидал Англию.

При жизни драматурга его самым популярным сочинением считалось малоизвестное сейчас стихотворение «Венера и Адонис». А вот финал знаменитой пьесы Шекспира «Король Лир» в течение 150 лет считался столь печальным, что произведение на протяжении всего этого периода никогда не ставили в оригинале. Как минимум две пьесы Шекспира вообще бесследно исчезли из литературного наследия драматурга: Love’s Labour’s Won («Победоносные усилия любви») и Cardenio («Карденио»).

Не так давно группа археологов из Лондонского музея обнаружила на берегу Темзы остатки первого театра, в котором играл и для которого писал свои пьесы Шекспир. Построен он был в 1576 году, а назывался просто – «Театр». Известно даже имя строителя – Джеймс Барбедж. Считается, что при постройке он использовал камни, взятые из находившихся неподалеку развалин старинного монастыря. В те времена зрелищные мероприятия были не в почете у Церкви, специальным указом лорд-мэра театры в Лондоне были запрещены, поэтому театр построили в предместьях британской столицы близ местечка под названием Шордич, неподалеку от левого берега Темзы.

Театр имел форму многоугольника, открытую сцену и полого спускающийся зрительный зал, в котором большинство зрителей во время представлений стояли. Несмотря на все эти неудобства, его пьесы имели у лондонцев бешеный успех и всегда собирали массу народу. Возможно, здесь впервые увидели свет пьесы Шекспира «Ромео и Джульетта», «Купец из Венеции», ранняя версия «Гамлета»…

Успех театра раздражал власти, они называли Шордич «предместьем греха» и всячески пытались избавиться от такого греховного соседства. Понадобилась четверть века для того, чтобы им наконец удалось добиться своего. Труппа «Люди лорда Чемберлена» должны были уйти из Шордича. Их вынудили к этому, потому что они не были собственниками земли, на которой стоял театр. Но само здание было собственностью труппы, поэтому, уходя, актеры забрали с собой всю его деревянную часть. Они просто перебрались южнее и на берегу Темзы восстановили театр, назвав его на этот раз «Глобусом».

Примерное местонахождение «Театра» было всегда известно историкам, но за четыре века Шордич из окраины превратился чуть ли не в центр Лондона, весьма обильно застроенный и потому мало доступный для археологических изысканий. Остатки здания нашли, как водится, во время строительных работ. Строители демонтировали пустующий гараж с тем, чтобы вместо него возвести что-то новое, и на глубине полутора метров обнаружили старинную каменную стену. Срочно были вызваны археологи из Лондонского музея, те сразу заподозрили в развалинах останки театра – где-то здесь он и должен был находиться, но до самого последнего момента сомневались, боясь спугнуть удачу. Предположения превратились в уверенность после того, как нашли место, где стена делала изгиб под углом, который совпадал с углами театра-многоугольника.

Весь театр раскопать, конечно, не удалось и вряд ли удастся в ближайшем будущем – большая его часть, и главное – сцена, расположена под жилыми домами. Все, что нашли археологи, – это часть стены, окружавшей театр, и посыпанный гравием покатый пол зрительного зала. Среди находок особое внимание привлекает фрагмент керамики XVI века с изображением бородатого человека с круглым гофрированным воротником. О том, что это потрет самого Шекспира, никто сейчас напрямую не говорит.

Брачное ложе

Личная жизнь Шекспира также полна тайн. Известно, что в 18 лет он женился на Энн Хатауэй, дочери местного помещика, которая была на 8 лет его старше. Молодой Уильям был вынужден просить специального благословения на брак у епископа города Вустер. Исследователи предполагают, что Шекспир мог соблазнить девицу и затем под страхом мести её родных был вынужден жениться; но никаких доказательств этого нет. Другие считают, что Энн была женщиной нестрогого поведения и сама соблазнила юношу, а затем, забеременев, заставила его жениться.

Как бы то ни было, через шесть месяцев после свадьбы у молодых родилась дочь Сюзанна. Кстати, излюбленная тема двойняшек, присутствующая в творчестве Шекспира как в «Двенадцатой ночи», так и в «Комедии ошибок», была заимствована драматургом из собственной жизни. В 1585 году у него самого родились двойняшки: сын Хемнет, умерший в детстве, и дочь Джудит, дожившая до 77 лет.

В период с 1586 по 1613 год Шекспир жил в Лондоне, жена его осталась в Стратфорде, лишь последние 3 года они вновь провели вместе. В своё завещание Шекспир включил знаменитое распоряжение оставить жене вторую по качеству кровать со всеми принадлежностями. Но в этом нет никакого оскорбления для Энн. Историки указывали, что в то время лучшая в доме кровать обычно предназначалась для гостей, а Шекспир завещал жене, собственно, их же брачное ложе; кроме того, вдове по закону и так полагалась треть наследства независимо от завещания, а обе дочери были замужем и могли её содержать. Энн прожила во вдовстве семь лет и умерла 6 августа 1623 года.

Как говорят, была в судьбе Шекспира и еще одна женщина, которую он описывает в сонетах под именем «Смуглая леди». Считается, что так драматург называл Мэри Фиттон, легкомысленную фрейлину королевы. Она закрутила роман с Шекспиром, но вскоре оставила его ради другого Уильяма – Герберта, который потом бросил Мэри беременной. Ребенок девушки умер почти сразу после рождения, а сама она уехала из Лондона, спасаясь от людского презрения. Шекспир вспоминал ее со страстью и отчаяньем: эта любовь так никогда и не принесла ему счастья.

Подготовила Лина Лисицына
По материалам