Насилие в семье. Проблема насилия в отношении детей: виды, формы, последствия, оценка факторов риска Семейное насилие презентация

Насилие Применение силы либо разного рода угроз по отношению к определенным социальным субъектам или к их собственности с целью запугивания и принуждения к определенным действиям

Около 40% всех убийств и тяжких телесных повреждений в России происходят в семье По данным МВД за 2007 г., каждые 2 минуты (!) в России муж избивает свою жену, а каждый час муж убивает свою жену По данным ООН, в России ежегодно (!) гибнет от рук мужей и партнёров 14 000 женщин 75% мужей хотя бы раз ударили свою жену

Спасаясь от домашнего насилия, ежегодно 50000 детей уходят из дома, а 2 000 детей сводят счёты с жизнью Каждая седьмая женщина России боится своего мужа, ожидая от него «внезапного срыва» 57% женщин систематически испытывают насилие в виде оскорблений, унижений, издевательств 30% женщин вынуждены выпрашивать деньги у мужа на каждую мелочь и отчитываться за покупки Около 70% детей в семьях, где практикуется насилие над матерью, переживают такое же насилие

Критерии насилия намеренное действие асимметрия сил нарушение человеческих прав действие, которое причиняет физическую боль и психические страдания жертве насилия

Черты насилия ЭСКАЛАЦИЯ ИЗОЛИРОВАННОСТЬ ЦИКЛИЧНОСТЬ ПОВТОРЯЕМОСТЬ

Виды насилия Физическое Психологическое Экономическое Сексуальное Использование физической силы или орудий для причинения вреда другому человеку Тотальный контроль над другим человеком Постоянная критика Шантаж Оскорбления Изоляция жертвы Отказ в доступе к средствам к существованию Утаивание доходов Трата семейных денег единолично Самостоятельное решение большинства финансовых вопросов Насильственный половой акт (изнасилование) Сексуальное домогательство Принуждение

Стадия 1 – Нарастание напряжения ЦИКЛИЧНОСТЬ НАСИЛИЯ 1979 г. – Леонор Уолкер, книга «Женщина, подвергшаяся насилию»

Стадия 2 – Акт насилия ЦИКЛИЧНОСТЬ НАСИЛИЯ

Стадия 3 – «Медовый месяц» ЦИКЛИЧНОСТЬ НАСИЛИЯ

ЦИКЛИЧНОСТЬ НАСИЛИЯ

ЦИКЛИЧНОСТЬ НАСИЛИЯ

ЦИКЛИЧНОСТЬ НАСИЛИЯ

НАРУШЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕБЕ И О МИРЕ ВИКТИМИЗАЦИЯ (травматизм) I уровень

I уровень потеря чувства безопасности ощущение себя маленьким ребёнком желание изолировать себя от окружающей среды чувство бессильного гнева ВИКТИМИЗАЦИЯ (травматизм)

НАРУШЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕБЕ И О МИРЕ I уровень II уровень ВТОРИЧНАЯ ТРАВМА ВИКТИМИЗАЦИЯ (травматизм)

II уровень = вторичная травма подвергание сомнению мысли о том, что она – жертва насилия отрицание или уменьшение испытаний обвинение жертвы в насилии отказ от помощи безразличие по отношению к проблемам домашнего насилия ВИКТИМИЗАЦИЯ (травматизм)

ПРИНЯТИЕ ТОЖДЕСТВЕННОСТИ ЖЕРТВЫ НАСИЛИЯ НАРУШЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СЕБЯ И МИРА I уровень II уровень III уровень ВТОРИЧНАЯ ТРАВМА ВИКТИМИЗАЦИЯ (травматизм)

III уровень мышление о себе как об обречённой на насилие обвинение себя во всём подвергание сомнению всяких личных трудностей создание свойственной для жертвы философии жизни непризнание собственных прав ВИКТИМИЗАЦИЯ (травматизм)

Алкоголизм Наркозависимость Физическая оборона Словесная оборона Сведение к минимуму контактов с насильником Угрозы СТРАТЕГИИ ЖЕРТВ НАСИЛИЯ Бегство Р азговор Обещания

РОЛЬ ОБЩЕСТВА СЕМЬЯ ПАРТНЁР ДРУЗЬЯ Развенчание стереотипов и предубеждений, связанных с домашним насилием

Миф: Только пьющие мужчины бьют жен

Факт: алкоголь не является причиной насилия алкоголь может стать лишь сопутствующей причиной, когда ситуация насилия уже существует алкоголь может стать и удобным оправданием насилия некоторые женщины убеждают себя, что этого никогда бы не случилось, если бы мужчина был трезв

Домашнее насилие типично только для семей рабочих Миф:

Профессия и деловые успехи женщин не влияют на поведение обидчиков. Избивают женщин, делающих блестящую карьеру, и домработниц. Данные исследования показали, что более половины женщин имеют высшее и неполное высшее образование. Факт:

Наверно, все не так плохо, иначе женщины бы не оставались с такими мужчинами Миф:

Стыдно рассказать посторонним о случившемся Боятся осуждения со стороны окружающих Некоторые считают, что дети должны расти в семье, где есть оба родителя Некоторые женщины боятся остаться совсем без денег (экономическая зависимость) Страх, что обидчик станет более агрессивным Некуда идти (жилищные проблемы) Факт:

Своим поведением женщины сами напрашиваются на то, чтобы их избили – они заслуживают побоев Миф:

Ни одно человеческое существо не заслуживает побоев Обидчик всегда найдет оправдание своим действиям - независимо от того, как вела себя жертва. Факт:

Пощечина не ранит серьезно Миф:

Даже единичный факт насилия приносит боль и горе Остается унизительным и оскорбительным событием в жизни человека Становится серьезной психологической травмой Факт:

ПОЧЕМУ ЖЕНЩИНА ОСТАЁТСЯ С ОБИДЧИКОМ? ИСПЫТЫВАЕТ РЕАЛЬНЫЙ СТРАХ ПЕРЕД ЭСКАЛАЦИЕЙ НАСИЛИЯ ИЗ ПРЕДЫДУЩЕГО ОПЫТА ЖЕРТВА ЧАСТО ЗНАЕТ, ЧТО КАК ТОЛЬКО ОНА ПЫТАЕТСЯ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЧЬЕЙ-ТО ПОМОЩЬЮ, ИНТЕНСИВНОСТЬ НАСИЛИЯ ВОЗРАСТАЕТ ИЗОЛЯЦИЯ ПОДДЕРЖИВАЕТ ЕЁ ВЕРУ В ЕГО ВСЕМОГУЩЕСТВО СЧИТАЕТ СЕБЯ ВИНОВАТОЙ ВО ВСЁМ

СЧИТАЕТ, ЧТО ЕЙ НЕ ПОВЕРЯТ - ИСПЫТЫВАЕТ СТЫД ЖЕНЩИНА МОЖЕТ БЫТЬ УВЕРЕНА, ЧТО ТОЛЬКО ОНА ОКАЗАЛАСЬ В СТОЛЬ ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСК И ЗАВИ СИТ ОТ НАСИЛЬНИКА БОЛЕЗНЬ, ОДИНОЧЕСТВО ВЕР ИТ В ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ, ТАКИЕ КАК НЕРУШИМОСТЬ СУПРУЖЕСТВА - ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ НАДО СТРЕМИТСЯ СПАСТИ СЕМЬЮ ПОЧЕМУ ЖЕНЩИНА ОСТАЁТСЯ С ОБИДЧИКОМ?

ВЕР ИТ В ОБЕЩАНИЯ ПАРТНЁРА, ЧТО ОН ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИЗМЕНИТСЯ - ЦИКЛЫ НАСИЛИЯ ЛЮБОВЬ К ПАРТНЁРУ И ВЕРА, ЧТО ЕСЛИ ОСТАВИТ ЕГО, ТО ПРОИЗОЙДЁТ ЧТО-ТО УЖАСНОЕ УВЕРЕННОСТЬ, ЧТО НИКТО НЕ В СОСТОЯНИИ ПОМОЧЬ ЕЙ ИЛИ МОЖЕТ БЫТЬ В ПРОШЛОМ ОНА УПОМИНАЛА О СВОЕЙ ПРОБЛЕМЕ, ОДНАКО НИКТО ЕЙ НЕ ПОМОГ ОН А НЕ ДУМА Е Т О СЕБЕ КАК О ЖЕРТВ Е НАСИЛИЯ ПОЧЕМУ ЖЕНЩИНА ОСТАЁТСЯ С ОБИДЧИКОМ?

Общие характеристики женщин – жертв насилия Низкая самооценка; Приверженность традиционным представлениям о семье, роли женщины в семье и обществе, «женском предназначении»; Присвоение себе ответственности за действия обидчика; Чувство вины и отрицание чувства гнева, которое они испытывают по отношению к обидчику;

Общие характеристики женщин – жертв насилия Выраженные реакции на стресс и психофизиологические жалобы; Вера в то, что сексуальные взаимоотношения могут стабилизировать взаимоотношения в целом; Чувство беспомощности и неверие в то, что кто-то может им помочь; Психологическая зависимость от партнёра

Психологическая характеристика насильника Низкая самооценка; Низкая толерантность к фрустрации; Желание власти и контроля над другим человеком; Эмоциональная нестабильность (неумение адекватно справляться с сильными эмоциями); Вероятность злоупотребления алкоголем или наркотиками; Наличие в прошлом травмирующих событий (сам был жертвой или свидетелем насилия)

Последствия домашнего насилия Разрушается уверенность в себе Снижается самооценка Развивается безответственное отношение к своей жизни, и параллельно принимается на себя ответственность(самообвинения) за насильственное поведение партнёра, за его склонность к оскорбительному, насильственному поведению

Последствия домашнего насилия Развивается тревожность Формируется ноогенный невроз (потеря смысла жизни) Утрачивается реалистичное восприятие ситуации, окружающей действительности Формируется искажённый «портрет» партнёра и искажённое восприятие себя и своих чувств Решения относительно своих действий, удовлетворения различных потребностей принимаются в зависимости от реакций партнёра

Последствия домашнего насилия Оценка действий окружающих людей происходит в соответствии с оценками партнёра Возникает желание «спасти» партнёра, когда тот попадает в неприятное или трудное положение, при этом часто присутствует радостное возбуждение как ожидание смягчения отношений в качестве ответа за заботу (чего а самом деле никогда не происходит)

Последствия для детей, подвергшихся мужскому насилию 1) сразу же после насилия они испытывают состояние травмы; 2) изменяется ход нормальных процессов детского развития; 3) они живут в страхе за себя и за своих матерей и страдают от других проблем, связанных со стрессом; 4) их ролевыми моделями становятся жестокие мужчины; 5) в дальнейшей взрослой жизни могут продемонстрировать более высокий риск появления таких проблем, как физические и психические проблемы, химическая зависимость, проблемы во взаимоотношениях, включая насилие и дурное обращение с детьми, вовлеченность в криминальную деятельность. Материалы из книги Барнетта (Barnett), Миллер-Перрина (Miller-Perrin) и Перрина (Perrin) «Семейное насилие в течение жизни»

первый разговор интервенция полиции первый разговор со специалистом ПЛАН, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ Б ЕЗОПАСНОСТЬ ЖЕРТВЫ семья друзья направление в центр помощи помощь социальных работников ю ридическая помощь помощь полиции медицинская помощь терапия группы взаимопомощи постоянные консультирование ПЛАН ПОМОЩИ

НИКОГДА НЕ ОБВИНЯЙ ЖЕРТВУ

ЗА НАСИЛИЕ ВСЕГДА ОТВЕЧАЕТ НАСИЛЬНИК

Рекомендуемая литература Москаленко В.Д. Зависимость: семейная болезнь - М.: ПЕР СЭ, 2009 Савина Е.А. Возвращение Кая - М.:Изд-во Адрус, 2006 Савина Е.А. «Я люблю его…» -М.: Изд-во Адрус, 2008 Джонсон В. Метод убеждения. Как помочь наркоману или алкоголику принять решение – М.: ИОИ, В.Секачёв, 2007 Битти М. Алкоголик в семье, или Преодоление созависимости – М., «Физкультура и спорт», 1997 Смит У. Внуки алкоголиков: проблемы взаимозависи-мости в семье – М., Просвещение, 1991 Емельянова Е.В. Кризис в созависимых отношениях. Принципы и алгоритмы консультирования. – СПб, Речь, 2004 Емельянова Е.В. Как общаться с пьяным мужем. Практичные советы женщинам – СПб, Речь, 2008 Емельянова Е.В. Женщины в беде. Программа работы с жертвами домашнего насилия «Достоинство любви» - СПб. Речь, 2008

Эти книги можно заказать по электронному адресу: http://kseniya-steps.ucoz.ru/

Cлайд 1

Семейное насилие в отношении младших школьников и возможные последствия

Cлайд 2

Cлайд 3

Насилие – применение физической силы к кому-либо, принудительное воздействие на кого-нибудь, нарушение личной неприкосновенности, притеснение. Насилие в семье – это вид отношений между близкими людьми, когда один притесняет другого или причиняет ему какой-либо ущерб.

Cлайд 4

Индикаторы жестокого обращения в отношении младших школьников: агрессивность или, наоборот, подавленность; безнадзорность; ухудшение успеваемости; ухудшение здоровья; физические признаки (ссадины, кровоподтеки и т.д.); информация из других источников (одноклассники, их родители и т.д.).

Cлайд 5

Факторы, которые способствуют жестокому обращению с детьми Принято жестокое отношение к детям Критическая ситуация или стечение обстоятельств Недостаток элементарных знаний о детском развитии Строгие наказания обычно не считают насилием

Cлайд 6

Основные виды семейного насилия в отношении младших школьников: физическое насилие; эмоциональное (психическое) насилие; сексуальное насилие; отсутствие заботы о детях;

Cлайд 7

Группа детей, которая в силу внутренних или внешних обстоятельств имеют повышенный риск подвергнуться насилию со стороны взрослых дети – инвалиды с физическими и умственными недостатками; дети, появившиеся на свет после тяжелой беременности или родов; дети, чей пол не соответствует ожиданиям родителей; нежеланные дети; нелюбимый ребенок в семье; дети, имеющие сходство с нелюбимыми родственниками; дети с расстройствами и нетипичными вариантами поведения – раздражительные, гиперактивные, агрессивные, со слабым контролем поведения и др.; высокоодаренные или талантливые дети

Cлайд 8

Ближайшие последствия насилия Физические последствия – изменения в физическом здоровье и развитии ребенка. Когнитивные последствия – изменения в познавательной сфере и в системе представлений о мире и о себе. Эмоциональные последствия – это негативные изменения в эмоциональной сфере и в самовосприятии. Поведенческие последствия – устойчивые негативные изменения в поведении ребенка. Социальные последствия – изменения в способностях ребенка строить эффективные социальные отношения.

Cлайд 9

Отдаленные последствия насилия Стойкие нарушения на физиологическом, эмоциональном, когнитивном, поведенческом и социальном уровне

Cлайд 10

Выраженность отдаленных последствий насилия в развитии ребенка зависит от сочетания ряда факторов: Характеристика насилия над младшим школьником: от кого исходило насилие; является ли ребенок прямым объектом насильственных действий или свидетелем насилия в адрес значимых для него людей; вид(ы) насилия, которым он подвергался; длительность ситуации насилия; частота насильственных действий и эпизодов; степень тяжести насильственных действий; особенности раскрытия факта насилия; Личностные особенности младшего школьника: устойчивость ребенка по отношению к стрессам; уровень самооценки; уровень интеллектуального развития.

Cлайд 11

Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро В. Сухомлинский




Физическое насилие - это реальное или потенциальное применение физического вреда, под которым понимается нарушение анатомо-физической целостности человека. По характеру оно может выражаться в нанесении ударов, побоев, ранений и в ином воздействии на человека посредством применения физической силы, холодного или огнестрельного оружия либо иных предметов.










От произвола родителей ежегодно страдают около 2 млн. детей до 14 лет. Каждый десятый из них умирает, а кончают жизнь самоубийством.



По статистике наиболее частыми проявлениями плохого обращения является лишение еды, питья (%), запирание в темноте (%), изгнание из дома (12,6%).








Взрослые - жертвы насилия, пережитого в детстве, стремятся к одиночеству, они часто подозрительны, испытывают трудности в общении с другими. Многие из них имеют низкую самооценку, считают себя недостойными, неадекватными, нелюбимыми. Редко испытывавшие глубокие привязанности в детстве, они часто ищут любовь и понимание у тех, кто не может оправдать их ожиданий, вступая в супружеские или партнерские отношения с людьми, имеющими сходный опыт семейного насилия. Становясь родителями, они требуют от своих детей как отражение своей собственной компетентности и самоценности. Все это служит причиной для возникновения у них нереалистичных ожиданий в отношении поведения, успехов и развития своих собственных детей. 21