История развития социальной педагогики кратко. Кагарманова А.И

Термин «социальная педагогика» активно употребляется с начала ХХ в., несмотря на то, что само название было предложено немецким педагогом Фридрихом Дистервегом в середине ХIХ в.

В XVIII в. педагогика стала рассматривать ранний юношеский возраст как самостоятельный этап развития личности. Девушки и юноши стали непосредственным объектом изучения. Внедрение педагогики в общественную жизнь углубилось во второй половине ХIХ в., когда в поле ее зрения стала входить молодежь и более старшие возрастные группы. Рассматривались также представители общества, не вписывающиеся в систему правил и норм. Расширение было связано с социальными и культурными процессами, происходящими в Европе и Америке. Прогресс в промышленности и технике породил определенные проблемы в области общественных отношений. Миграция населения из деревень в города заставила людей адаптироваться к вновь создавшимся условиям. Стала увеличиваться преступность, так как созданные семьи не имели твердо устоявшихся моральных ценностей, число беспризорных и нищих росло с геометрической прогрессией. В Америку прибывали жители слабо развитых стран Европы. Церковь продолжала занимать главенствующее место в воспитании людей, но все же потеряла авторитет. Появление некоторой пустоты дало возможность социальной педагогике занять определенное место в сфере воспитания и становления человека. Педагогика развивалась, и новой ступенью стало появление андрогогики – педагогики взрослых. Но она с самого начала (т. е. с середины XIX в.) и по настоящее время занималась в основном проблемами образования взрослых. В последние десятилетия от андрогогики отсоединилась герогогика, которая стала заниматься развитием людей пожилого возраста. В XIX в. зародилась и в течение нашего столетия сформировалась педагогика перевоспитания детей и подростков, которые имеют трудности и проблемы поведения в обществе. Ответы, которые дала традиционная педагогика на изменившийся социальный заказ, оказались ограниченными. Консерватизм педагогики оказался столь силен, что даже появившуюся новую отрасль – социальную педагогику – ряд ученых стремились свести к изучению проблематики традиционных «клиентов» педагогики – детей, подростков, юношей. Это нашло отражение в том, что ряд основоположников социальной педагогики (Г. Ноль, Г. Боймер и др.) предметом ее исследования считали социальную помощь обездоленным детям и профилактику правонарушений несовершеннолетних.

Другое определение предмету «социальная педагогика» дал немецкий ученый Пауль Наторп . По его мнению, социальная педагогика исследует проблему интеграции воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа. Такое понимание в полной мере соответствовало социальному заказу новейшего времени и позволяло рассматривать социальную педагогику как отрасль знания о воспитании человека на протяжении всего жизненного пути.

В России социальная педагогика появилась в конце ХIХ в. в виде разработки и попытки реализации идеи связи школы с жизнью и социальной средой. Эта идея получила теоретическое обоснование и относительно адекватное практическое воплощение у С. Т. Шацкого , а также в трудах и опыте ряда ярких педагогов.

Проблемы, которые характерны для социальной педагогики, стали проявляться в обществе в 1970-е гг. Возник новый кризис системы воспитания. Появились разработки новых вариантов работы с детьми по месту жительства и соответствующие методические рекомендации. В своем становлении в качестве научной дисциплины педагогика неизбежно прошла три этапа.

Первый этап – этап эмпирический. Это этап сбора данных опытной деятельности большого количества практических работников социальной сферы, привносящих (осознанно или неосознанно) в свою деятельность педагогический компонент. Такая деятельность существовала всегда, и всегда находились люди, которые этот компонент усиливали, развивали, совершенствовали, выводили его в своей работе на ведущее место. Вместе с практической социально-педагогической деятельностью проводился и ее научный анализ в определенной форме.

После изучения истории социально-педагогической деятельности становится ясно, что она отражает социально-педагогическую практику различных субъектов и институтов общества. Они существовали в разрозненном виде в рамках профессиональной деятельности учителей, священнослужителей, врачей, работников учреждений культуры, спорта, политических деятелей и других специалистов различных отраслей.

Второй этап развития социальной педагогики – научно-эмпирический. Этот этап заключается в построении моделей социально-педагогических объектов (процессов, систем, видов деятельности), приближенных к идеальным. На этом этапе образуются практико-ориентированные и теоретико-ориентированные социально-педагогические модели, с помощью некоторых допущений отражающие познавательную и преобразовательную стороны социально-педагогической действительности.

Третий этап становления социальной педагогики – теоретический. Именно на этом этапе происходит развитие социально-педагогической теории.

Социальная педагогика – отрасль знания, которая дает ответы на вопросы:

1) что произойдет или может произойти в жизни людей разных возрастов в тех или иных обстоятельствах;

2) как можно создать благоприятные условия для успешной социализации человека;

3) как можно уменьшить эффект влияния неблагоприятных обстоятельств, которые случаются с человеком в процессе социализации.

Социальная педагогика как учебный предмет пытается нарисовать будущим педагогам картину социально-педагогической действительности.

Социальная педагогика как отрасль знания разъясняет социальное воспитание непосредственно в контексте социализации.

Это определяет построение учебного курса «социальная педагогика». Он начинается с рассмотрения социализации как со-циально-педагогического явления. Затем раскрываются обстоятельства, в которых происходит социальное воспитание, его содержание и методика. Завершает курс краткая характеристика проблемы социализированности человека и издержек социализации.


В своем становлении педагогика неизбежно прошла три этапа.
Первый этап – этап эмпирический. Это этап сбора данных опытной деятельности большого количества практических работников социальной сферы, привносящих (осознанно или неосознанно) в свою деятельность педагогический компонент. Такая деятельность существовала всегда, и всегда находились люди, которые этот компонент усиливали, развивали, совершенствовали, выводили его в своей работе на ведущее место. Вместе с практической социально-педагогической деятельностью проводился и ее научный анализ в определенной форме.
После изучения истории социально-педагогической деятельности становится ясно, что она отражает социально-педагогическую практику различных субъектов и институтов общества. Они существовали в разрозненном виде в рамках профессиональной деятельности учителей, священнослужителей, врачей, работников учреждений культуры, спорта, политических деятелей и других специалистов различных отраслей.
Второй этап развития социальной педагогики – научно-эмпирический. Этот этап заключается в построении моделей социально-педагогических объектов (процессов, систем, видов деятельности), приближенных к идеальным. На этом этапе образуются практико-ориентированные и теоретико-ориентированные социально-педагогические модели, с помощью некоторых допущений отражающие познавательную и преобразовательную стороны социально-педагогической действительности.
Третий этап становления социальной педагогики – теоретический. Именно на этом этапе происходит развитие социально-педагогической теории.
Социальная педагогика – отрасль знания, которая дает ответы на вопросы:
1) что произойдет или может произойти в жизни людей разных возрастов в тех или иных обстоятельствах;
2) как можно создать благоприятные условия для успешной социализации человека;
3) как можно уменьшить эффект влияния неблагоприятных обстоятельств, которые случаются с человеком в процессе социализации. Социальная педагогика как учебный предмет пытается нарисовать будущим педагогам картину социально-педагогической действительности.
Социальная педагогика как отрасль знания разъясняет социальное воспитание непосредственно в контексте социализации.
Это определяет построение учебного курса «социальная педагогика». Он начинается с рассмотрения социализации как социально-педагогического явления. Затем раскрываются обстоятельства, в которых происходит социальное воспитание, его содержание и методика. Завершает курс краткая характеристика проблемы социализированности человека и издержек социализации.

  • Этапы становления социальной педагогики . В своем становлении в качестве научной дисциплины педагогика неизбежно прошла три этапа . Первый этап этап эмпирический.


  • Этапы становления социальной педагогики .
    Разделы социальной педагогики . Социальная педагогика – раздел педагогики , изучающий воспитание в условиях социализации, т. е. воспи... подробнее ».


  • Этапы становления социальной педагогики . В своем становлении в качестве научной дисциплины педагогика неизбежно прошла три этапа . Первый этап .


  • Этапы становления социальной педагогики . В своем становлении в качестве научной дисциплины педагогика неизбежно прошла три этапа . Первый этап .


  • социальной педагогике
    Социально -психологические процессы становления личности. Самосознание личности можно рассматривать как достижение ею в каждом возрасте определенной меры самопознания...


  • Педагогика как наука, история становления педагогики как самостоятельной дисциплины. Педагогика как совокупность знаний о воспитании человека возникла из общественной потребности в подготовке подрастающих поколений к жизни.


  • Предмет социальной психологии и этапы становления этой науки. Возникнув на стыке наук психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет особый статус. Такая неоднозначность положения дисциплины имеет много причин.


  • Концепция социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями сформировалась в конце XIX. Философия как методологическая основа специальной педагогики . Философия является фундаментом педагогики ...


  • Достаточно скачать шпаргалки по социальной педагогике - и никакой экзамен вам не страшен!
    Социально -психологические процессы становления личности. Самосознание личности можно рассматривать как достижение ею в каждом возрасте определенной меры само.


  • Шпаргалка по специальной педагогике . Часть 1. Понятие и разделы специальной педагогики .
    В соответствии с этапами онтогенез... подробнее ».
    Становление западноевропейской системы призрения лиц с отклонениями в развитии.

Найдено похожих страниц:10


В своем становлении в качестве научной дисциплины педагогика неизбежно прошла три этапа.

Первый этап – этап эмпирический. Это этап сбора данных опытной деятельности большого количества практических работников социальной сферы, привносящих (осознанно или неосознанно) в свою деятельность педагогический компонент. Такая деятельность существовала всегда, и всегда находились люди, которые этот компонент усиливали, развивали, совершенствовали, выводили его в своей работе на ведущее место. Вместе с практической социально‑педагогической деятельностью проводился и ее научный анализ в определенной форме.

После изучения истории социально‑педагогической деятельности становится ясно, что она отражает социально‑педагогическую практику различных субъектов и институтов общества. Они существовали в разрозненном виде в рамках профессиональной деятельности учителей, священнослужителей, врачей, работников учреждений культуры, спорта, политических деятелей и других специалистов различных отраслей.

Второй этап развития социальной педагогики – научно‑эмпирический. Этот этап заключается в построении моделей социально‑педагогических объектов (процессов, систем, видов деятельности), приближенных к идеальным. На этом этапе образуются практико‑ориентированные и теоретико‑ориентированные социально‑педагогические модели, с помощью некоторых допущений отражающие познавательную и преобразовательную стороны социально‑педагогической действительности.

Третий этап становления социальной педагогики – теоретический. Именно на этом этапе происходит развитие социально‑педагогической теории.

Социальная педагогика – отрасль знания, которая дает ответы на вопросы:

1) что произойдет или может произойти в жизни людей разных возрастов в тех или иных обстоятельствах;

2) как можно создать благоприятные условия для успешной социализации человека;

3) как можно уменьшить эффект влияния неблагоприятных обстоятельств, которые случаются с человеком в процессе социализации. Социальная педагогика как учебный предмет пытается нарисовать будущим педагогам картину социально‑педагогической действительности.

Социальная педагогика как отрасль знания разъясняет социальное воспитание непосредственно в контексте социализации.

Это определяет построение учебного курса «социальная педагогика». Он начинается с рассмотрения социализации как социально‑педагогического явления. Затем раскрываются обстоятельства, в которых происходит социальное воспитание, его содержание и методика. Завершает курс краткая характеристика проблемы социализированности человека и издержек социализации.



3. Субъект‑объектный и субъект‑субъектный подходы социализации

В 1887 г. американский социолог Ф. Г. Гидденс употребил в своей книге «Теория социализации» термин «социализация». Говоря о социализации, почти всегда имеется в виду развитие человека в детстве, отрочестве и юности. Только в последнее десятилетие изучение социализации перешло с детства на зрелость и даже старость.

Существует два подхода в социализации: субъект‑объектный и субъект‑субъектный.

Первый подход рассматривает человека с позиции отсутствия какой‑либо деятельности его в процессе социализации. Первый, кто изучал этот подход, был Э. Д. Т. Парсонс.

Все, кто считает, что человек активно участвует в процессе социализации, являются сторонниками второго подхода, т. е. субъект‑субъектного. Основали этот подход американцы Чарльз Кули и Джордж Герберт Мид. Основываясь на субъект‑субъектном подходе, социализацию можно объяснить как развитие человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры. Сущностью социализации является сочетание приспособления и обособления человека в условиях конкретного этноса.

Приспособление (социальная адаптация) – процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды (Ж. Пиаже, Р. Мертон). Адаптация подразумевает согласование требований и ожиданий общества по отношению к человеку с его установками и социальным поведением; согласование самооценок, т. е. самоанализ и притязания человека, с его возможностями и с реалиями социальной среды. Таким образом, адаптация – это процесс и результат становления индивида социальным существом.

Обособление – процесс автономизации человека в обществе.

Из сказанного следует, что в процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между мерой адаптации человека к обществу и степенью обособления его в обществе. Другими словами, эффективная социализация предполагает определенный баланс адаптации и обособления.

Изложенное понимание сущности социализации справедливо в рамках субъект‑субъектного подхода, в котором социализация трактуется только как адаптация человека в обществе, как процесс и результат становления индивида социальным существом.

В современном обществе социализация имеет особенности в зависимости от среды, культуры, но есть и общие характеристики. О них и пойдет речь дальше.

В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных этапах. В самом общем виде этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации, и приводимая ниже не является общепризнанной. Она весьма условна (особенно после этапа юности), но достаточно удобна с социально‑педагогической точки зрения.

Тема 1. Социальная педагогика как наука и сфера практической деятельности

Конспекты лекций

по курсу «Социальная педагогика»

для студентов направления 040400.62 «Социальная работа»

Ученые, занимающиеся исследованием истории социальной педагогики, находят её истоки и предпосылки в произведениях великих мыслителей, философов, в трудах классиков педагогики различных эпох и государств. Рассматривая социальную педагогику таким образом, можно выделить в ее развитии несколько периодов.

Начальный период, который длился с древнейших времен вплоть до XXVII века и был наполнен осмыслением практики воспитания, формированием педагогической мысли и культуры. В этот период происходит становление процесса воспитания как социального явления, его преобразование из стихийного действия в осознанную деятельность.

Ученые античности активно выдвигали проблемы воспитания и защиты ребенка, высказывали основополагающие социально-педагогические идеи о необходимости начинать воспитание с раннего возраста, учитывать при этом природу ребенка, влияние окружающей среды, авторитет родителей, старших и т.п. Полезные мысли о воспитании, которое было неотделимо от образования, можно найти в трудах и эпосах древнегреческих, римских, византийских философов и мудрецов.

Платон (427-347 до н.э.) утверждал, что задача образования - формировать у членов общества качества, которые необходимы государству для реализации идеи всеобщего блага, а воспитание, в свою очередь, должно отвращать человека от субъективных интересов и подчинять его интересам общего.

Аристотель (384-322 до н.э.) развивал идею государственного образования, но при этом не принижал роль семьи и критиковал учение Платона о врожденных идеях, полагая, что ум ребенка от рождения есть «чистая доска». Аристотель считал, что задача воспитания - сообщать ученикам основы знаний из разных областей морали и нравственности, вырабатывать способность самостоятельного суждения, а цель воспитания - формирование у молодежи добродетели.

Сенека (4 г. до н.э.- 65 г.) определял главной задачей задача воспитания моральное совершенствование посредством побуждения человека к самодвижению к божественному идеалу, при этом, по его мнению, педагог не должен отступать от норм, и, более того, своим поведением утверждать их.

Квинтилиан (42г.-ок.118г.) видел положительные факторы школьного образования в соревновательности, установлении дружеских связей, между учениками, усвоении норм общежития и считал, что именно семья должна готовить детей к поступлению в школу.

В последующие времена процесс зарождения социально-педагогических идей наполнялся новыми формами педагогической мысли и обновленными взглядами на природу и практику обучения и воспитания человека.



Эпоха Возрождения связана с развитием гуманистических идей в воспитании ребенка. К этому времени относится деятельность итальянского педагога-гуманиста Витторино Да Фельтре (1378-1446), воплотившего в реальную жизнь ряд педагогических идей. Среди форм и методов обучения Витторино отдавал предпочтение тем, которые наиболее полно раскрывали возможности учащихся, активизировали их познавательную деятельность - это игры, экскурсии, занятия на природе и беседы с детьми. В основу организации жизни детей было положено самоуправление.

Следующий период - XVII–XIX вв. - характеризуется развитием ведущих идей и возникновением научных концепций социальной педагогики, становлением ее как науки. В условия зарождения революционных движений ученые (педагоги, философы, социологи, психологи) искали решение социальных, в том числе и социально-педагогических проблем на путях сотрудничества с общественностью и государством. Задачи воспитания рассматривались в русле идей преобразования общества, наделения всех людей равными правами и реальной свободой. В этот период социальная педагогика развивается в тесной связи с практической социально-педагогической деятельностью. Видные педагоги не только высказывали те или иные идеи, но и осуществляли их на практике, создавая детские сады, школы, приюты для детей сирот и беспризорных. Возникающие социально-педагогические идеи стали опираться на данные передового педагогического опыта известных педагогов и мыслителей.

Именно в это время выдающийся чешский педагог-гуманист, общественный деятель Я.А.Коменский (1592-1670), приняв за основу собственный педагогический опыт и результаты практической деятельности педагогов других европейских государств, сумел привести в систему и обосновать объективные закономерности воспитания и обучения. В знаменитом трактате «Великая дидактика», которой принес талантливому педагогу европейскую известность, Я.А.Коменский обосновал мысль о том, как поставить знание закономерностей и принципов организации социально-педагогического процесса на службу педагогической практики; доказал необходимость распространения среди людей, независимо от социальной, расовой и религиозной принадлежности, всех знаний, накопленных культурой и цивилизацией; раскрыл основные принципы обучения и воспитания.

Развивая теоретические положения Я.А.Коменского в условиях экспериментальной школы, швейцарский педагог И.Песталоцци (1746-1827) всячески настаивал на обязательности образования абсолютно для всех без сословий. Пропагандируя любовь к детям со стороны воспитателя как важнейшее средство воспитания, И.Песталоцци утверждал, что заложенные в ребенке силы стремятся к саморазвитию, и необходимо использовать активность самого ребенка в развитии данных ему от природы задатков. Задача педагога - содействовать саморазвитию всех сторон детской натуры через организацию собственной активной деятельности детей.

Немецкий философ и педагог И.Ф.Гербарт (1746-1841) в сочинении «Общая педагогика» определил цель воспитания как формирование нравственности («свободной твердости духа» индивида и волевого подчинения этическим идеям, существующим «вовне»), а также средства воспитания через установление границ поведения детей, создание условий, в которых воспитанник осознает последствия непослушания и несоблюдения четких правила поведения.

В последующем развитие социально-педагогического знания было тесно связано с обогащением педагогического знания в недрах философии под влиянием педагогических трактатов, сочинений и широкого обсуждения научным проблем взаимосвязи теории и практики обучения и воспитания. Так немецкий философ И.Г.Фихте (1762-1814) предложил рассматривать воспитание как способ осознания людьми своей нации, а образование как возможность обретения национальной и мировой культуры. Философ, теолог и проповедник Ф. Шлейермахер (1768-1834) доказывал, что теория и практика воспитания являются историческими и социальными феноменами, подчеркивая необходимость их согласования с этикой и политикой.

К середине XIX века философские концепции воспитания, образования, как универсальные мировоззренческие схемы, активно используются в педагогической проблематике.

Ф.Ницше (1844-1900), немецкий философ и поэт, выделял проблему элитного воспитания - гениев, правителей и законодателей, гениальность которых должна была проявляться не только в сфере искусств, наук, философии, но и при утверждении жизненных ценностей.

Английский философ Дж.С.Милль (1806-1873) считал критерием положительных результатов образования готовность человека жить общественными интересами и содействовать благу общества.

Г.Спенсер (1820-1903), английский социолог, настаивал на приоритете естественнонаучного образования как наиболее полезного для нужд каждого человека.

В целом, социально-педагогические идеи теоретиков и практиков педагогической науки все глубже проникали в толщу общественного сознания. На протяжении всего XIX века проходил длительный и неоднозначный процесс отделения социальной педагогики от педагогики. При этом на ее развитие, кроме философии и педагогики, большое влияние оказывали и другие науки, такие как психология, социология, антропология, медицина и др. То есть, наряду с процессом отделения социальной педагогики от педагогики, одновременно развивался и другой процесс - интеграции социальной педагогики с другими науками.

В конце XIX века социальная педагогика выделяется в самостоятельную область педагогической науки, что связано с именами немецких ученых А.Дистервега, П.Наторпа и др. Теоретик народной школы, основоположник педагогического образования в Германии А.Дистервег (1790-1866) обосновал необходимость создания школы, развивающей у детей самостоятельное мышление, активность, национальное самосознание в духе добра, справедливости, гуманности, веротерпимости. По мнению А.Дистервега, важнейшие требования к воспитанию - это природоеообразность (учет возрастных и индивидуальных способностей) и культуросообразность (учет внешних условий, современной человеку культуры, установление связи между воспитанием и духовной жизнью общества), а суть воспитания - в возбуждении и напряжении природных сил ребенка.

А.Дистервег распространил термин «социальная педагогика», который был введен в дискуссию о воспитании в 1844г. К.Магером. С момента возникновения этого понятия до настоящего времени прослеживаются две различные трактовки, определяющие различные подходы в развитии этой отрасли научного знания. Согласно первой трактовке социальная педагогика имеет нечто общее с социальной стороной воспитания (К.Магер); согласно второй - она выступает как педагогическая помощь в определенных социальных условиях, ситуациях (А.Дистервег).

Несмотря на кажущуюся близость этих теоретических подходов, они имеют существенные различия. В первом случае речь идет о социальном аспекте воспитания и соответствующих ему задачах, во втором - о педагогическом аспекте общественного развития и его задачах(А.Г.Петрынин).

Представителями первого направления были К.Магер, П.Наторп (20-е годы XXв.), Е.Борнеманн, Ф.Шлипер (60-е годы XXв.) в развитии социальной педагогики рассматривали предпосылки, методы и средства воспитания человека в обществе, для общества и через общество. Задачи социальной педагогики - способствовать индивидуальной самостоятельности в социальных группах и социальной общности, заботиться о культуре и гуманистическом развитии общества.

Второй подход отражен в трудах А.Дистервега (40-50-е годы XIXв.), Г.Ноля, Г.Боймер (20-30-е годы XXв.), Е.Молленхауер (50-е годы XXв.) и др. Начиная с А.Дистервега, представители этого направления стремились дать ответ на социально значимые вопросы своего времени, такие как социальная незащищенность рабочего класса, образование народа, беспризорность и др.

Г.Ноль (1879-1960) видел задачу социальной педагогики в экстренной помощи, которая необходима в том случае, если семья и школа не могут по каким-либо причинам выполнять свои функции. Его идеи нашли отражение в законе, принятом в 1922г. в Германии о благотворительной деятельности молодежи. И это был первый государственный документ, который регулировал воспитание молодежи вне школы.

Таким образом, с начала ХХ века начинается самостоятельный период развития социальной педагогики. С тем пор социальная педагогика стала на практике «педагогикой экстренных случаев», которая должна была восполнять существующие в семье и школе пробелы по воспитанию молодежи. Одна из представительниц этого направления Г.Боймер(1873-1954), в отличие от сторонников первой точки зрения, считала социальную педагогику составной частью педагогики. По её мнению, всё, что не относится к воспитанию в семье и школе, представляет собой сферу интересов социальной педагогики.

К.Молленгауэр отмечал, что, если отдельные общественные институты не в состоянии решить какую либо проблему ребенка (в частности – беспризорность), то возникает необходимость, создания третьего пространства воспитания (кроме семьи и школы) – государственной помощи. При этом социальная педагогика, считал он, должна иметь дело не с передачей культурного содержания, а исключительно с решением проблем, возникающих в процессе и включения в общество подрастающего поколения.

В 60-годы XX века это направление окончательно закрепляет свои позиции - теоретическое осмысление и обоснование социального воспитания как помощи детям, совершившим правонарушения, внешкольная работа по месту жительства учащихся, воспитательная работа в домах ребенка, детских школах, школах-интернатах и других учреждениях.

В России развитие социальной педагогики как области научного знания и как сферы профессиональной практической деятельности имеет свои особенности. Истоки и предпосылки возникновения социальной педагогики в отечественной науке, как самостоятельной области знания и педагогической практики, можно найти в трудах многих отечественных философов, психологов, педагогов, таких как Н.А.Бердяев, В.С. Соловьев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, С.И.Гессен и др.

Особое значение для становления социальной педагогики имел этап в развитии отечественной педагогической науке, который приходится на 20-30 годы прошлого столетия. Деятельность таких выдающихся педагогов, как А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий, В.Н.Сорока-Росинский, была направлена, прежде всего, на помощь «выбитым из социальной колеи детям». По сути, они были одними из первых социальных педагогов в России, а работа организованных ими и многими другими педагогами детских опытных станций, коммун и других воспитательных учреждений стала практическим воплощением социальной педагогики в новых конкретно-исторических условиях.

Однако, эволюционное развитие российской социально-педагогической мысли не состоялось. Произошел значительный разрыв между новой, советской педагогикой и тем, что было накоплено педагогикой в дореволюционный период. Начиная с середины 30-х годов, вскоре после провозглашения окончательной победы социализма, в стране возникла и прочно укрепилась тенденция замалчивания социальных проблем, что не способствовало развитию социальной педагогики как науки и практики. Лишь в 1990 г. в Советском Союзе социальная педагогика была официально признана как наука, что, впрочем, не позволило ей в полной мере опереться на объективные научные знания, поскольку сфера практической деятельности тогда лишь начала формироваться и не изобиловала практическими результатами.

В настоящее время накоплено достаточно много эмпирических и теоретических знаний в области социального воспитания, что требует осмысления и систематизации, создания условий для более интенсивного развития социальной педагогики как самостоятельной науки. Отечественные ученые-педагоги В.Г.Бочарова, Ю.В.Васильева, Л.Д.Демина, М.А.Галагузова, Л.Н.Лесохина, Р.А.Литвак, Л.В.Мардахаев, А.В.Мудрик, В.Д.Семенов и другие в разное время высказывали и высказывают в своих работах авторское видение основ социальной педагогики применительно к современному этапу развития российского общества.

Вместе с тем, следует сказать, что эта развивающаяся область педагогической науки в целом пока еще четко не определила свой предмет и объект исследования, есть много и других спорных вопросов, которые предстоит решить в процессе становления социальной педагогики как научной теории и практики.

Для дальнейшего развития социальной педагогики необходимо переосмыслить с новых позиций труды отечественных педагогов - как дореволюционного, так и советского периодов, для того, чтобы отыскать ее истоки, отвечающие культурным и историческим традициям нашего народа. Уже сегодня социальная педагогика характеризуется возведенной в ранг принципа гуманистической направленностью, сотрудничеством, содружеством, сотворчеством специалиста и личности. Она ориентирована на личность, на её самосовершенствование, самовоспитание, самоорганизацию, на «стремление к самоактуализации, то есть - к реализации своих возможностей с целью усилить себя, сделать свою жизнь более разносторонней и счастливой». (И.Н.Пашковская).

(Дипломная работа)

  • Реферат - Предмет и задачи социальной педагогики (Реферат)
  • Голованова Н.Ф. Общая педагогика (Документ)
  • Шпоры по Социальной педагогике (Шпаргалка)
  • Хрестоматия по Истории педагогики, д пед н, проф Юдина Н.П., 2004 г (Документ)
  • Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики (Документ)
  • Галагузова М.А. История социальной педагогики (Документ)
  • Шпаргалки по истории специальной педагогики (Шпаргалка)
  • Словарь по семье. Из курса Семья как субъект (Справочник)
  • Желваков Н.А. Хрестоматия по истории педагогики. - Том IV. История русской педагогики с древнейших времен до Великой пролетарской революции (Документ)
  • Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики (Документ)
  • n1.doc

    Тема 2. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

    1. История развития социальной педагогики за рубежом.

    2. Культурно-исторические предпосылки возникновения социальной педагогики в России.
    1. История развития социальной педагогики за рубежом

    В развитии социальной педагогики можно выделить ряд периодов. Традиционно при рассмотрении социальной педагогики выделяют три периода.

    Первый начальный период, который длился с древнейших времен вплоть до XVII века, связан с осмыслением практики воспитания и формированием педагогической и социально-педагогической мысли.

    Первобытное общество. В этот период происходит становление воспитания как социального явления, его преобразование из стихийного действия в осознанную деятельность. Выдающимся достижением первобытного общества социально-педагогического характера явились подготовка и проведение инициаций. Социально-педагогический смысл инициации состоял в том, что дети переходя из одной возрастной группы в другую, получают новый общественный статус взрослого полноправного члена общины.

    В античности возникают различные теории воспитания. Были высказаны некоторые основополагающие социально-педагогические идеи: необходимость начинать воспитание с раннего возраста, учитывать при этом природу ребенка и влияние окружающей среды, опираться на авторитет взрослых, прежде всего родителей и многие другие. Данные идеи нашли отражение в теории: девиз «Познай себя» (Сократ), природосообразность (Демокрит); общественное воспитание как функция государства (Платон); идея воспитания образованных, гармонично развитых людей, при этом наряду с общественным воспитанием важную роль в формировании личности должно играть семейное воспитание (Аристотель).

    Средневековье. В Средневековье воспитание опиралось на восприятие человека как такового перед Богом. В это время происходит окончательное формирование устойчивых социальных групп. У каждой социальной группы был свой юридический статус, свои правила поведения, моральные нормы, внешние формы отличия, права и привилегии. Усвоение социальных норм начиналось с самого рождения. Средневековая педагогика ставила во главу угла воспитание верой. Делался акцент не на получение научного знания, а на спасение души и ее нравственное формирование, воспитание добродетелей и мудрости, которая основывается на разуме, воле и вере.

    Христианские педагоги детально проработали вопросы нравственного развития человека, семейного воспитания, влияния окружающей среды на индивида, роль такого важного социального института, как церковь, в социально-педагогическом процессе (Августин, Боэций, Кассиодор, Исидор Севильский, Алкуин Флакк Альбин, Гуго Сен-Викторский, Фома Аквинский).

    Период Возрождения связан с развитием гуманистических идей в воспитании ребенка. В центр был поставлен человек, представитель рода, а семья это место, где начинает формироваться человек будущий член общества, где ребенок обучается первым социальным навыкам. Возвращение к античным идеалам совмещалось с использованием опыта европейской культуры этого времени. Гуманистический идеал это и социальность, и нравственность, представления о гармонично развитом человеке и важности физического воспитания, выстроенные на христианской основе. Указанные подходы нашли свое яркое воплощение в работах Эразма Роттердамского «Похвала глупости», Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», Мишеля Монтеня «Опыты», Томаса Мора «Утопия», Томмазо Кампанеллы «Город солнца» и др. Они создали педагогику, ориентированную на индивидуальность, задачи которой были направлены на воспитание счастливых и удачливых людей. К этому времени относится и воплощение в реальную жизнь ряда таких идей, как, например, создание итальянским педагогом-гуманистом Витторино да Фельтре одной из первых в истории школы интернатного типа с характерным названием «Дом радости».

    Второй период XVII и XIX вв. характеризуется развитием ведущих идей и научных концепций социальной педагогики, становлением ее как науки.

    XVIII и XIX века вошли в историю мировой культуры как время буржуазно-демократических революций. Видные ученые (педагоги, философы, социологи, психологи) искали решение социально-педагогических проблем на путях сотрудничества с общественностью и государством. Вопросы воспитания рассматривались в русле идей преобразования общества. В этот период социальная педагогика развивается в тесной связи с практической социально-педагогической деятельностью. Видные педагоги не только высказывают те или иные идеи, но и реализуют их на практике, создавая приюты для детей-сирот и беспризорных, детские сады, школы и другие учреждения для детей с различными проблемами.

    На протяжении всего XIX века шел длительный и неоднозначный процесс отделения социальной педагогики от педагогики. При этом на ее развитие, кроме философии и педагогики, большое влияние оказывали и другие науки, такие как психология, социология, антропология (наука о происхождении и развитии человека), медицина и др. То есть наряду с процессом отделения социальной педагогики от педагогики одновременно шел и другой процесс ее интеграции с другими науками.

    К социальной педагогике обращались многие педагоги-мыслители (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт, В.А. Дистервег и др.). Под влиянием их педагогических воззрений появились педагоги, считавшие идею социальности основополагающей и связывавшие ее с благотворительностью.

    В Германии во второй половине XVIII в. возникло течение филантропизма (греч. человеколюбие, благотворительность), основателем которого стал К. Базедов, сторонник идей Ж.-Ж. Руссо. Он получил известность своей книгой «Методическое руководство для отцов и матерей семейств и народов» и, главным образом, созданием в герцогстве Дессау на средства влиятельных лиц воспитательного учреждения, подобия школы-интерната, названного им филантропином. Свой социальный долг К. Базедов видел в освобождении детей от традиционной системы воспитания и обучения, призывая следовать природе ребенка в обучении, утверждая гуманизм в педагогике. Приемы воспитания и обучения, по его замыслу, должны быть естественными, доставлять ребенку радость и обеспечивать его свободное развитие. После смерти К. Базедова филантропин, просуществовавший 15 лет, был закрыт, однако подобные учреждения стали создаваться уже не только в Германии, но и в других странах.

    Видными филантропистами Англии XIX в. были Р. Оуэн и Бернардо. Последнего называли «отцом ничьих детей». В 1867 г. он основал в Степней-Хаусе воспитательное учреждение для беспризорных детей, названное колонией. Воспитывавшиеся здесь мальчики получали начальное образование и могли выбрать одну из 11 профессий, которым их обучали в колонии (столяр, портной, сапожник, типограф и т. п.). Для девочек была организована колония в Ильфорде. Еще одним воспитательным учреждением Бернардо стала мореходная школа для «трудных» подростков в Норфолке, где велась подготовка юнг и матросов. Воспитательная деятельность врача и педагога Бернардо получила признание и поддержку общественности. В 1880 г. в Англии стали создаваться «поселки» для детей, получившие название «национальных детских домов».

    В конце XIX в. социальная педагогика выделяется в самостоятельную область педагогической науки. Это событие связано, прежде всего, с именами немецких ученых А. Дистервега, П. Наторпа и др.

    С начала XX в. начинается третий период - период развития социальной педагогики как самостоятельной науки.

    Термин «социальная педагогика» введен в дискуссию о воспитании в 1844 г. К. Магером и далее распространен А. Дистервегом. С момента возникновения этого понятия до настоящего времени в литературе прослеживаются две его различные трактовки, определяющие различные подходы в развитии этой отрасли научного знания. Согласно первой трактовке, социальная педагогика имеет нечто общее с социальной стороной воспитания (К. Магер); согласно второй – она выступает как педагогическая помощь в определенных социальных условиях, ситуациях (А. Дистервег).

    Представителями первого направления были К. Магер, П. Наторп (20-е годы), Е. Борнеманн, Ф. Шлипер (60-е годы), Д. Пегелер (80-е годы) и др. Со времен К. Магера в развитии социальной педагогики рассматриваются предпосылки, методы и средства воспитания человека в обществе, для общества, через общество.

    Наиболее яркий представитель социальной педагогики Пауль Наторп (1854-1924 гг.) рассматривал социальную педагогику как часть, аспект общей педагогики. Опубликовал в 1899 г. книгу «Социальная педагогика». Рассматривая основные функции человеческого существования, П. Наторп выдвинул три основные функции социальной педагогики. Первая связана с половой жизнью ребенка, которая раскрывается в нем в кругу семьи и в контакте с ближайшим окружением. Вторая – с волей, которая формируется в школе и связана с осуществлением передачи знаний, при этом у ребенка развиваются эмоциональные, социальные и моторные способности. Третья – разум – раскрывается в общности. П. Наторп считал социальную педагогику педагогикой для всех молодых людей, задача которой – воспитание в молодежи начал солидарности и общественности.

    Второй подход отражен в трудах А. Дистервега (40-50-е годы XIX в.), Г. Ноля, Г. Боймер (20-30-е годы XX в.), К. Молленгауэра (50-е годы) и др. Начиная с А. Дистервега, представители этого направления пытаются дать ответ на социальные вопросы своего времени, такие как социальная незащищенность рабочего класса, образование народа, беспризорность и др.
    2. Культурно-исторические предпосылки возникновения социальной педагогики в России

    При рассмотрении предпосылок возникновения социальной педагогики в России обращаются к понятиям «благотворительность» и «милосердие». В России деятельность общества по оказанию реальной помощи обездоленным детям имеет глубокие исторические корни. История русского народа показывает, что в его культуре еще в период родоплеменных отношений стали закладываться традиции гуманного, сострадательного отношения к немощным и обездоленным людям и особенно – к детям как наиболее беззащитным и уязвимым среди них. С принятием на Руси христианства эти традиции получили свое закрепление в различных формах милосердия и благотворительности, которые существовали на всех этапах развития российского общества и государства.

    Несмотря на то, что слова «благотворительность» и «милосердие», на первый взгляд, очень близки по своему значению, они не являются синонимами.

    Милосердие – это готовность помочь кому-либо из человеколюбия, сострадания, или, по определению В. Даля, «любовь на деле, готовность делать добро всякому». Русская православная церковь с самого своего основания провозгласила милосердие как один из важнейших путей исполнения основной христианской заповеди «возлюби ближнего как себя самого». Причем милосердие как деятельная любовь к ближнему, через которую утверждалась любовь к Богу, должно было выражаться не просто в сострадании, сочувствии к страждущим, а в реальной помощи им. В древнерусском обществе практическое исполнение этой заповеди сводилось, как правило, к требованию подавать милостыню нуждающимся. В дальнейшем получили развитие и другие формы проявления милосердия, наиболее значимая из которых – благотворительность.

    Благотворительность подразумевает оказание частными лицами или организациями безвозмездной и, как правило, регулярной помощи нуждающимся людям. Возникнув как проявление милосердного отношения к ближнему, благотворительность стала сегодня одной из важнейших составляющих общественной жизни практически каждого современного государства, имеющей свою юридическую базу и различные организационные формы. Однако в каждой стране развитие благотворительности имеет свои исторические особенности.