Николаев А. И

Хорей и ямб – стихотворные метры, образованные двусложными стопами (считаем: раз-два, раз-два).
В хорее ударный слог стихотворения – первый, в ямбе – второй.
Т.е. в хорее ударение на нечётных слогах, в ямбе – на чётных.
Проще запомнить на таком примере:

НАша тАня грОмко плАчет
УронИла в рЕчку мЯчик

ТатьЯна, мИлая татьЯна
с тобОй тепЕрь я слЁзы льЮ

Дактиль:

ВстрЕтил на фОруме дЕвочку тАню
Умная Очень, совЕты даёт

Амфибрахий:

На фОруме тАнечка пИшет
совЕты по дЕлу даЁт

Анапест:

Мне татьЯна на фОруме пИшет
и совЕты по дЕлу даЁт

Двусложные стихотворные метры:

Хорей: РАЗ-два, РАЗ-два.
Ямб: раз-ДВА, раз-ДВА.

Трёхсложные стихотворные метры:

Дактиль: РАЗ-два-три, РАЗ-два-три
Амфибрахий: раз-ДВА-три, раз-ДВА-три
Анапест: раз-два-ТРИ, раз-два-ТРИ.

Один шаг «раз-два» или «раз-два-три» называется СТОПА.
Сколько шагов – столько стоп.

Рецензии

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Прежде чем описывать конкретные определения (мол, амфибрахий - это... и т. д.), следует понять, что же такое стихосложение. Обычно под ним понимают принципы организации поэтической речи в одно ритмическое целое. Литературоведы разделяют метрическую и акцентную системы, причем первая, представленная античными произведениями, русскими народными стихами, является более древней. Акцентное стихосложение подразделяется, в свою очередь, на тоническую, силлабическую и силлабо-тоническую системы.

Обращение поэта к одной из них продиктовано особенностями его языка. Для силлабического стихосложения важным оказывается количество слогов, для тонического - ударений. Именно поэтому силлабическое стихосложение распространено в национальных литературах, которые пользуются языком с фиксированным ударением. К ним относятся польский, французский. Русской и украинской литературе также известны примеры силлабического стихосложения, однако оно, в силу вполне понятных причин, здесь не прижилось. Для силлабо-тонического стихосложения (а именно оно наиболее присуще русской поэзии) важным оказывается количество ударных и безударных слогов; схема их чередования получила название стихотворный размер. Он бывает двухсложным и трехсложным. К первой группе относятся ямб и хорей, ко второй - дактиль, амфибрахий, анапест.

Ямб

Как свидетельствовал М. Гаспаров, на долю этого стихотворного размера приходится примерно половина всех поэтических текстов второй половины XIX века. В ямбе стопа (сочетание ударного и безударного компонентов) состоит из двух слогов. Первый безударный, второй находится под ударением (например: «Опять стою я над Невой...»). В особо распространенным был 6-стопный ямб. Его употребляли преимущественно в так называемых высоких жанрах - одах или посланиях. Впоследствии 6-стопный, а также вольный ямб амфибрахий и другие трехсложные размеры полностью вытеснят.

Хорей

В данном случае под ударением оказывается первый слог двухсложной стопы (пример - знакомые строчки из детской поэзии «Мой веселый звонкий мяч»). Особенно часто в поэзии прошлого и позапрошлого столетий встречается 5-стопный хорей.

Дактиль

Переходим к трехсложным размерам. К ним относятся, как уже говорилось, дактиль, амфибрахий, анапест. Первый размер из этого списка начинается ударным слогом, а два остальных остаются невыделенными. Пример дактиля - строчка из поэзии Лермонтова: «Тучки небесные, вечные странники...»

Амфибрахий - это...

Ударный слог может находиться не в начале, а в середине трехсложной стопы. Подобная ритмическая организация строки ясно говорит, что перед нами амфибрахий. Это им написано знаменитое «Коня на скаку остановит...», являющееся едва ли не официальным гимном всех русских женщин.

Анапест

Наконец, ударение может падать на последний, третий слог, тогда мы имеем дело с анапестом. Он отчетливо проявляется, например, в строках: «Прозвучало над ясной рекою...» Анапест, амфибрахий и дактиль получили особое распространение в поэтических текстах позапрошлого века. Как указывает М. Гаспаров, изначально они были 4-стопными, однако затем их заменил вариант с тремя стопами.

Если вам необходимо в соответствии с заданием указать стихотворный размер, не беритесь наобум определять, амфибрахий это или, быть может, хорей. Или вообще русский народный стих. Для начала советуем текст прочитать вслух, не особо обращая внимание на смысл написанного, а просто чеканя каждую фразу. Как будто выбиваете дробь. После этого запишите строку, обозначьте ударные участки, нарисуйте схему системы стихосложения - и задание выполнено.

Однако не все так просто. В стихотворении могут присутствовать стопы, полностью состоящие из ударных (спондей) или безударных (пиррихий) слогов. Изначально названные термины применялись к античной поэзии. Применительно же к силлабо-тонической системе они просто обозначают пропуск (или наличие) ударения там, где его быть не должно. Кроме того, текст может быть написан дольником. Это значит, что в нем присутствует ритмическая организация, однако интервалы между различными слогами непостоянны. Яркий тому пример - строчки Блока: «Девушка пела в церковном хоре...»

В поэзии ХХ века также использовалась форма акцентного стиха (уже упомянутым Блоком, Маяковским). Он отличается равным количеством ударных слогов и насчитывает разное количество безударных компонентов. То есть по сути акцентный стих является воплощением тонической системы стихосложения в современной литературе. Встречаются и более экзотические случаи - сочетание одного ударного и трех безударных слогов (так зазываемый пеон). Им написаны знаменитые строчки: «Не думай о секундах свысока...» Также необходимо помнить о поэтических экспериментах футуристов, которые шли вразрез с любыми теоретическими представлениями.

Наконец, стихотворение может быть вообще белым. Это значит, что у него нет рифмы, однако ритмическая организация все же присутствует. Так что белый анапест или белый ямб в природе существуют.

Цели урока:

  • формирование знаний стихотворных размерах, о роли двусложных и трёхсложных размеров в стихотворном тексте;
  • развитие умения слышать ритм и представлять поэтические образы;
  • воспитание любви к родному языку, чувства гордости за его богатство и многообразие.

ХОД УРОКА

I. ОГМОМЕНТ.

II. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

1. Слово учителя.

Поэту создавать ритмичное стихотворное произведение помогают стихотворные размеры.

Русская поэзия, как правило (но не исключительно!) предстает нам в виде силлабо-тонического стихосложения, основанного на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе: на сильных местах располагаются (исключительно или преимущественно) ударные, на слабых - безударные слоги.

Минимальной структурной единицей стиха является стопа. Стопа это последовательность одного или нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке.

Стопа бывает двусложная, когда постоянно повторяются два слога - ударный и безударный, или наоборот; и трёхсложная, когда повторяются один ударный и два безударных слога.

(Будем обозначать ударный слог так: _/, а безударный слог так: _ , тогда двусложные стопы можно будет изобразить следующим образом: хорей _/ _, ямб _ _/; а трехсложные так:

дактиль _/ _ _ , амфибрахий _ _/ _, анапест _ _ _/)

Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить:-

Неужели отличить ямб от хорея и вправду так сложно?

Конечно же, нет. Просто-напросто, ни Евгений, ни его учителя не знали одной небольшой формулы-схемы, всего лишь одного простого слова. Вы легко запомните его и сможете не только отличать ямб от хорея, но даже амфибрахий от дактиля или анапеста.

Вот так-то! Итак, запомните одно слово ХЯДАМАН

Да, непростое словечко!

"И что же делать с этим словом?" - спросите вы.

А давайте-ка, ребята, построим пирамиду из этого слова.

Только начнем мы ее строить несколько необычно, не с фундамента, а с крыши.

ХЯ
ДАмАн

2. Определение стихотворных размеров

А. ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ

Вспомним

ВЕтер, вЕтер, ты могУч
ТЫ гонЯешь стАи тУч

Ой-ой-ой! Кажется, сейчас дождь пойдет. Надо скорее крышу строить (Х - ХОРЕЙ )

ХОРЕЙ - (греч. choreios, букв. плясовой), трохей (греч. trochaios, букв. бегущий), стихотворный метр с сильными (ударными) местами на нечетных слогах стиха.

Чтобы легче запомнить ритм хорея, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое двусложное слово с ударением на первом слоге, например, вОды (Ведь тучи несут дождь и воды). Мы с ребятами из школьного поэтического клуба "Зелёная лампа" придумали небольшие стихотворения, помогающие восстановить и запомнить ритмы стихотворных размеров. Вот что у нас получилось о хорее:

Хорей _/_ (вОды)

Хор хореем распевает:
Раз - удар, два - пропускает, -
Третий, пятый слог - ударный,
Безударен каждый парный.
Чтоб услышать ритм хорея,
Повторяй в уме скорее:
"Воды - воды - воды лей", -
Получается хорей.

Хореем написаны все колыбельные и, кстати, вслед за Лермонтовым - все стихотворения, в которых есть ночной пейзаж.

Вот у нас и есть первая буква (Х, что означает хорей) - первый кирпичик.

Вспомним снова "Евгения Онегина".


ЕщЁ ты дрЕмлешь, дрУг прелЕстный:
(А.С.Пушкин)

_ _/_ _/_ _/ _ _/ _

_ _/_ _/_ _/ _ _/ _

ЯМБ - (греч. iambos), стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха ("Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил...". Самый употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные размеры 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.).

Чтобы легче запомнить ритм хорея, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое двусложное слово с ударением на втором слоге, например, водА.

Любители поэзии из школьного клуба "Зелёная лампа" придумали вот такое стихотворение-подсказку, помогающее лучше запомнить особенности ямба.

Ямб _ _/ (вода)

В России ямбами поэты
Предпочитают сочинять.
В стопе такой одна примета:
Где чётный слог - там "ударять".
Поможет выявить нам ямб
Повтор: "ВодА - водА- водА,
ВодА - водА - водА - водА", -
Звучит так ямба ритм всегда.

Ямб - это энергичное, часто торжественное звучание стиха.

Вот у нас и есть вторая буква (Я, что означает ямб) - второй кирпичик.

Б. ТРЁХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ

Итак, крыша есть, теперь пора строить стены от холода. Стены в нашем домике-пирамидке мы будем строить из более крупных, трёхсложных стоп.

Трехсложные размеры интонационно более гибки, близки к разговорной речи (наверно, поэтому их любил Лермонтов и предпочитал Некрасов).

1. ДАКТИЛЬ

ТУчки небЕсные, вЕчные стрАнники!
СтЕпью лазУрною, цЕпью жемчУжною
МчИтесь вы, бУдто как Я же, изгнАнники:
(М.Ю. Лермонтов)

_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _

_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _

_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _

Первый кирпичик в основании нашей пирамиды (Д - дактиль )

ДАКТИЛЬ - (греч. daktylos, букв. палец), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 1-м слоге стопы ("ВЫрыта зАступом Яма глубОкая", И.С.Никитин). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического дактиля. Дактиль 2-стопный (в 18 в.), 4- и 3-стопный (в 19-20 вв.).

Чтобы легче запомнить ритм дактиля, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое трёхсложное слово с ударением на втором слоге, например, зОлото.
А вот какое стихотворное определение дактиля придумали наши любители поэзии и написали его дактилем:

Дактиль _/ _ _ (золото)

Дактиль - он первый размер из трёхсложных,
Пальцем считать ударения можно.
Первый, четвёртый, седьмой и десятый
Слоги ударные в строчке крылатой.

Ключик для дактиля слово литое
Как ключик, Тартилы оно золотое.
"Золото - золото", - вы повторяйте
И средь стихов всегда дактиль узнаете.

2) АМФИБРАХИЙ

Следующий кирпичик в нашей пирамиде - это амфибрахий (Ам ):

На сЕвере дИком стоИт одинОко
На гОлой вершИне соснА
И дрЕмлет, качАясь, и снЕгом сыпУчим
ОдЕта, как рИзой, онА.
(М.Ю. Лермонтов)

_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_

_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/

_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_

_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/

АМФИБРАХИЙ - (греч. amphibrachys, букв. с обеих сторон краткий), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 2-м слоге ("Не вЕтер бушУет над бОром"). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического амфибрахия 4-стопный (с нач. 19 в.) и 3-стопный (с сер. 19 в.).

Чтобы узнать этот размер, составляем ритм стихотворной строчки из трёхсложного слова с ударением на среднем слоге. Пусть это тоже будет металл, но уже не драгоценный - желЕзо. Члены нашего поэтического клуба охарактеризовали амфибрахий так:

Амфибрахий _ _/ _ (железо)

Второй из трёхсложных размер - амфибрахий.
Здесь в каждой стопе ударение в центре.
Ударные слоги в кольце безударных
Укрыты от зноя, дождя и от ветра.
Секрет амфибрахия в слове "железо",
Оно нам не менее злата полезно.
"Железо - железо", - подряд повторяйте,
И вы без труда амфибрахий узнаете.

3. АНАПЕСТ

И, наконец, последняя стена, последний кирпичик. Это Анапест (Ан).

Есть в напЕвах твоИх сокровЕнных
РоковАя о гИбели вЕсть.
Есть проклЯтье завЕтов свящЕнных,
ПоругАние счАстия Есть.
(А. Блок)

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/

АНАПЕСТ - (от греч. anapaistos обратный дактилю, букв. отраженный назад), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами (см. стопа), с сильным местом на 3-м слоге; на начальном слоге строки часто сверхсхемное ударение ("ТАм, в ночнОй завывАющей стУже", А.А.Блок). Наиболее часто употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста 4- и 3-стопный (с сер. 19 в.).

Этот размер нам поможет запомнить слово серебрО.

Анапест _ _ _/ (серебро)

А анапест - последний трёхсложный размер,
И здесь слог каждый третий ударный в стопе,
Он, как зеркало, дактиль он наоборот,
Он протяжные песни обычно поёт.
Ритм анапеста нам помогает узнать
Колокольчика нежный серебряный звон.
"Серебро - серебро", - надо вам повторять,
Чтоб анапест услышать за тем серебром.

В. ВЫВОД. ДОМИК-ПИРАМИДКА

ХЯ
ДАмАн

А теперь давайте посмотрим, зачем же мы строили всю эту пирамиду.

У нас есть "два этажа". Верхний - это два слога, один из которых ударный. Нижний - это три слога, где также на один падает ударение. В литературоведении эти "этажи" называются стопами.

Х стоит первым в стопе из двух слогов. Значит, если из двух слогов ударение падает на первый, то это именно хорей:

ТУча мглОю нЕбо крОет..

Я стоит вторым. Ударение падает на второй слог, следовательно, это ямб:

МорОз и сОлнце, дЕнь чудЕсный!

Д означает, что в стопе из трех слогов, ударение падает на первый слог и этот размер называется дактиль:

ТУчки небЕсные, вЕчные стрАнники...

Ам стоит вторым, следовательно, стопа с ударением на втором слоге называется амфибрахий:

На сЕвере дИком стоИт одинОко

Ан - последний в этом ряду. Значит, если ударение падает на него, это анапест.

Есть в напЕвах твоИх сокровЕнных...

Итак, ребята, теперь вы знаете, что такое стихотворный размер и как его определять. Вы увидели, как важен размер стихотворения для создания его настроения. Теперь вы можете почувствовать себя настоящими поэтами! Теперь вы можете посоревноваться с Евгением Онегиным, который, как вы помните, пытался сочинять стихи, но вскоре бросил это занятие. Может, у него не получалось именно оттого, что "не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить"?

III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

ТЕСТ с использованием перфокарт. Перфокарты на 8 вопросов с 4 вариантами ответов.

Задание: поставить крестик в окошечке, соответствующем варианту ответа:

а - хорей; б - ямб; в - дактиль; г - амфибрахий; если ответ "анапест" - все окошечки в строчке остаются пустыми.

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна. (Хорей)

Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несёшься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день. (Амфибрахий)

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу...
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу...
С холоду щёки горят,
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать! (Дактиль)

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня. (Ямб)

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она. (Амфибрахий)

Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма! (Амфибрахий)

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном? (Ямб)

По синим волнам океана,
Лишь звёзды блеснут в небесах,
Корабль одинокий несётся,
Несётся на всех парусах. (Амфибрахий)

(Комментирование ответов.)

ЛИТЕРАТУРА И ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ

  1. Турьянская Б.И., Холодкова Л.А., Виноградова Е.А., Комиссарова Е.В. Литература в 6 классе. Урок за уроком. - М.: "Русское слово", 2002, с.81.
  2. screen.ru/school/razmer/

Метры и размеры стиха

Ямб - двусложная стопа с ударением на втором слоге (схема стопы ямба: - !), а в стихе в целом - на втором, четвертом, шестом, восьмом, десятом и т.д.

Опять стою я над Невой, И снова, как в былые годы, Смотрю и я, как бы живой, На эти дремлющие воды - ! - ! - ! - ! - ! - ! - ! - ! - - ! - ! - ! - ! - ! - ! - ! - ! - Вот холм лесистый, над которым часто Я сиживал недвижим - и глядел На озеро, воспоминая с грустью Иные берега, иные волны... - ! - ! - ! - ! - ! - - ! - ! - ! - ! - ! - ! - ! - ! - ! - ! - - ! - ! - ! - ! - ! -

Ямб - (греч. iambos), стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха ("Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил...", А.С.Пушкин). Самый употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные размеры 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.).


Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Стихотворные размеры бывают двух видов: двухсложные (хорей, ямб) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест). В данной статье, которая может помочь при подготовке к уроку литературы, рассмотрим, что такое хорей и ямб, в чем заключаются их сходства и различия.

Общие признаки

Ямб и хорей - это стихотворные размеры. Объединяет их то, что они являются двухсложными стихотворными размерами, то есть они имеют стопы, состоящие только из двух слогов.

Среди стоп хорея и ямба часто попадаются пиррихии и спондеи.

Объединяет хорей и ямб также то, что они являются стихотворными размерами силлабо-тонического стихосложения.

Рис. 1. Схемы хорея и ямба.

Хорей

Хорей - это двухсложный стихотворный размер, у которого ударение в стопе падает на первый слог. В хорее первый слог в стопе является ударным, а второй - безударным.

Данный стихотворный размер имеет следующую схему: _U | _U |, где _ - это ударный слог, а U - безударный.

Чаще всего хорей используется для передачи экспрессии и мелодичности. Данный размер широко используется в танцевальных и хороводных песнях.

Бу ́ря мгло ́ю не ́бо кро ́ет,
Ви ́хри сне ́жные кру ́тя;
То, как зве ́рь, она ́ заво ́ет,
То запла ́чет, как дитя ́.

Еще одним примером является стихотворение А. А. Фета «Ласточки пропали…»:

Ла ́сточки пропа ́ли,
А вчера ́ заре ́й
Всё грачи ́ лета ́ли
Да, как се ́ть, мелька ́ли
Во́н над то́й горо́й.

Ямб

Ямб - это двухсложный стихотворный размер, у которого ударение в стопе падает на второй слог. В ямбе первый слог в стопе является безударным, а второй - ударным.

Ямб имеет следующую схему: U_ | U_ |.

Данный стихотворный размер отличается своей легкостью.

Ямб был любимым стихотворным размером великого русского поэта А. С. Пушкина.

Я по ́мню чу ́дное мгнове ́нье:
Передо мно ́й яви ́лась ты ́,
Как мимоле ́тное виде ́нье,
Как ге ́ний чи ́стой красоты ́.

Можно привести еще один пример - стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро»:

Моро ́з и со ́лнце; де ́нь чуде ́сный!
Еще ты дре ́млешь, дру ́г преле ́стный -
Пора ́, краса ́вица, просни ́сь:
Откро ́й сомкну ́ты не ́гой взо ́ры
Навстре ́чу се ́верной Авро ́ры,
Звездо ́ю се ́вера яви ́сь!

Определение размера

Чтобы понять, ямб перед нами или хорей, необходимо убедиться в том, что размер является двухсложным. То есть нужно убедиться в том, что стопа состоит из двух слогов.

После того как вы убедились, что стопа состоит из двух слогов, нужно обратить внимание на то, на какой слог падает ударение. Если ударение падает на первый слог, перед вами хорей, если ударение падает на второй слог, перед вами ямб.

Сложность определения заключается в том, что в строке могут находиться пиррихии и спондеи.

Что мы узнали?

Хорей и ямб - это двухсложные стихотворные размеры силлабо-тонического стихосложения, различающиеся позицией ударного слога в стопе. В хорее ударение падает на первый слог в стопе, в ямбе ударение падает на второй слог в стопе. Хорей имеет следующую схему: _U | _U |. Ямб имеет следующую схему: U_ | U_ |.

Тест по теме

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 128.