Справка по детям с ОВЗ: как получить? Статус обучающегося с овз устанавливается кем Статус обучающийся с овз присваивает.

Пояснение и разграничение понятий «дети с ОВЗ» и «дети-инвалиды» имеет экономическое и правовое значение . Бюрократическая коллизия приводит к путанице понятий и их отождествлению (многие считают термин ОВЗ толерантным синонимом понятия инвалидности).

Для работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами важно, чтобы педагоги повышали квалификацию и профессионально развивались. Удобнее всего учиться дистанционно, без отрыва от работы. Например, в Школе менеджера образования . На этом портале собраны онлайн-курсы для педагогов. Чтобы выбрать курс по работе с детьми с ОВЗ и записаться на обучение, заходите сюда .

Даже в докладе о выполнении Конвенции ООН под количеством детей с инвалидностью подразумевалось число несовершеннолетних с ОВЗ.

Немногие знают, чем отличаются дети с ОВЗ от детей-инвалидов, не понимают, что это взаимопересекающиеся группы, а вопрос об их разграничении является дискуссионным на всех уровнях власти.

Ребенок-инвалид - физлицо возрастом до 18 лет со стойким расстройством функций организма, спровоцированных последствиями травм, заболеваниями или врожденными дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности.
Дети с ОВЗ и дети-инвалиды: в чем разница

Если несовершеннолетний с серьезными заболеваниями или последствиями травм, согласно постановлению Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95, федеральным госучреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ) не получил группу по инвалидности, он является ребенком с ОВЗ. Следовательно, дети с ОВЗ одновременно могут иметь инвалидность, однако дети-инвалиды не могут быть причислены к категории детей с ОВЗ. Следовательно, нельзя утверждать, то дети с ОВЗ и дети-инвалиды - это одно и тоже.

Детская инвалидность
Чтобы разобраться в вопросе, следует обратиться к положениям Семейного кодекса РФ. В ст. 54 документа четко обозначено, что дети-инвалиды имеют дефекты, заболевания или последствия травм, спровоцировавшие ограничение жизнедеятельности и потерю социальных ориентиров:
  • полной или частичной потере возможности обслуживать себя самостоятельно;
  • утрате возможности передвигаться, контролировать свое поведение, обучаться.

Медико-социальное заключение об инвалидности оформляют по рекомендации медицинских учреждений федерального, регионального или городского значения. Заключение составляется в двух экземплярах, один из которых остается в выдавшем его учреждении, а второй передается в местный отдел соцзащиты населения по месту жительства ребенка. В заключении указывается не только рекомендуемая группа инвалидности, но рекомендации по уходу за ребенком-инвалидом.

Отличие детей с ОВЗ от детей-инвалидов упускает понятие «инвалид с детства». Последние - это лица, у которых инвалидность, установленная в возрасте до 18 лет, остается после достижения совершеннолетия. Причиной являются врожденные дефекты, последствия травм и заболеваний, возникших до достижения 18-летия.
Ограниченные возможности здоровья

К числу несовершеннолетних с особыми потребностями относят слабовидящих и слепых, слабослышащих и глухих детей, малышей с серьезными нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, расстройствами психического развития и аутизмом, умственной отсталостью. Решение о необходимости создания особых условий для обучения ребенка принимает ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия).

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья требует особых подходов. Таким малышам нужно больше внимания, им не подходят традиционные методики и привычные методы взаимодействия. В работе с детьми с ОВЗ в ДОУ необходима индивидуализация, учёт особенностей конкретного ребёнка. Дошколят с ОВЗ обязательно следует мотивировать, в игровой форме повышать их интерес к познавательной деятельности, стимулировать развитие творческих способностей.

Методы обучения детей с ОВЗ
Наиболее популярные методы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
  • метод проектов, направленный повышение интереса и формирование позитивной мотивации к обучению.
  • индивидуальный маршрут обучения детей с ОВЗ Схема индивидуального маршрута обучения ребятишек с ОВЗ разрабатывается с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
  • психолого-медико-педагогическая комиссия для детей с ОВЗ Важную роль в определении образовательного маршрута для обучения детей с ОВЗ в ДОУ играет психолого-медико-педагогическая комиссия, которая устанавливает статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
  • психолого-педагогическая диагностика детей с ОВЗ Психолого-педагогическая диагностика детей дошкольного возраста– необходимая составляющая работы с детьми с ОВЗ. Результаты диагностики используются в процессе психологического сопровождения, осуществления квалифицированной коррекции развития детей и индивидуализации дошкольного образования.
  • дошкольное образование детей с ОВЗ: нормативы Закон об образовании гарантирует всем гражданам страны право на доступность образования. В этом законе впервые появилось понятие «инклюзивного образования» как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и их индивидуальных возможностей

  • интегрированная образовательная деятельность для детей с ограниченными возможностями здоровья Дети с ОВЗ имеет массу особенностей, отличающих их от здоровых сверстников. Одной из таких особенностей является заниженная самооценка, из-за которой такие воспитанники держатся особняком, дистанцируются от коллектива. Это обстоятельство обязывает педагогов уделять внимание не только обучению детей с ОВЗ в ДОУ, но и их воспитанию.

  • сопровождение педагогов в процессе инклюзивного образования Инклюзивное образование детей с ОВЗ — обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, который осуществляется в обычных общеобразовательных школах, в коллективе сверстников. Однако нередко понятие «инклюзия» заменяют понятием «интеграция».

Вопрос :
Студентка 2 го курса университета сможет ли получить льготы или специальные условия обучения, если у нее был статус "Обучающийся с ОВЗ", установленный ПМПК? Что для этого необходимо, ведь ПМПК обследует только до 18 лет?

Отвечает юрист Анна Басова :
Согласно ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательными организациями высшего образования должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

В вопросе Вы не указали, имеется ли у Вас инвалидность и по какому заболеванию? Если да, то на основании заключения МСЭ и ИПР Вам должны быть предоставлены льготы и специальные условия обучения. На сайте ВУЗа должен быть специальный раздел, отражающий наличие таких условий (п. 1.4 Методических рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утв. Министерством образования и науки РФ 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн). Например, на сайте РУДН .

Если же инвалидности нет, все намного сложнее с точки зрения подтверждения статуса обучающийся с ОВЗ.

Дело в том, что в само понятие «обучающийся с ОВЗ» приводится в ст. 2 Закона, под которым понимается лицо с недостатками в физическом/психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий. То есть Закон связывает данное понятие с заключением ПМПК, которое, как Вы верно заметили, выдается детям только до 18 лет (Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. N 1082).

В то же время законодательство предоставляет особые условия для получения высшего образования лицам с ОВЗ – в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 5 апреля 2017 г. N 301 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры" (специальные учебники, услуги ассистента, дополнительные коррекционные занятия и т.п.).

То есть получается некоторая путаница с понятиями: с одной стороны, есть особые условия для лиц с ОВЗ при получении ВО, с другой – данный статус присваивает ПМПК, которая обследует лиц до их совершеннолетия.

Как вариант практического решения можно предложить следующее. Если заключение ПМПК еще действительно (в течение года с момента его подписания), можно его предоставить в администрацию ВУЗа. На сайте упоминаемого РУДН говорится о документе, подтверждающим ограниченные возможности здоровья или инвалидность без какой-либо конкретики. Если же заключение уже не действительно, можно попытаться предоставить заключение врача с диагнозом и информацией о необходимости специальных условий обучения.

Однако, учитывая крайне формальный подход в предоставлении учреждениями особых прав и льгот, по возможности рекомендую пройти обследование МСЭ. Статус инвалида позволяет официально требовать организации особых условий при получении высшего образования.

Сейчас значительное внимание уделяется проблемам деток с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Однако тем, кто не работает с детьми с ОВЗ, возможно, это понятие известно только в общих чертах. В статье рассмотрим, какие заболевания подходят под это понятие, какие существуют проблемы развития у детей с ОВЗ и затронем социальную политику государства в области инклюзивного образования.

ОВЗ — это ограниченные возможности здоровья, которые накладывают определенные ограничения в повседневной жизнедеятельности. Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах. Данное состояние бывает хроническим или временным, частичным или общим. Естественно, физические ограничения накладывают значительный отпечаток на психологию.

Подобные ограничения подразумевают особое отношения к воспитанникам, их развитию, воспитанию и обучению, а также созданию необходимых условий для возможности получить все необходимое наравне со здоровыми детьми.

Категории детей с ОВЗ.

Всего выделяют восемь разных групп проблем со здоровьем:

  1. дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие), не могут использовать зрение для познания и ориентирования;
  2. дети с нарушениями слуха (глухие, плохослышащие) , имеют двустороннее нарушение слуха, при котором общение с другими людьми при помощи речи существенно затруднено или невозможно.
  3. дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Ребенок с подобными нарушениями не может пользоваться коммуникативной функцией с целью познания. Это обусловлено недоразвитием речи, которое может возникнуть по самым различным причинам.
  4. дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА), не могут полноценно двигаться с такой же скоростью и силой, как их сверстники, не могут сохранять аналогичную скоординированность и темп движения.
  5. дети с задержкой психического развития (ЗПР). В данную группу относятся заболевания, вызванные поражением центральной нервной системы.
  6. дети с нарушением интеллекта (У/О) . Ребенок относится к этой категории, если у него диагностирован аутизм, эпилепсия, олигофрения, шизофрения, слабоумие, опухоли нервной системы и другие заболевания.
  7. дети с расстройствами аутистического спектра (РА)

Статус «ребенок с ОВЗ» устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией. Установленный статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи.

Введение ФГОС НОО ОВЗ связано с необходимостью создания специальных условий для обеспечения равного доступа к образованию всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем, в том числе оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучаться в условиях массовой школы.

Статус «ребенок с ОВЗ» в системе образования дает детям данной категории определенные льготы:

  1. Право на бесплатные коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом, специальным педагогом в условиях образовательной организации.
  2. Право на особый подход со стороны обучающих учителей, которые должны учитывать психофизические особенности ребенка, в том числе индивидуально-ориентированную систему оценивания.
  3. По окончании 9, 11 класса право на выбор традиционной формы сдачи государственной итоговой аттестации (государственный выпускной экзамен) или в форме основного государственного экзамена (тестовые задания).
  4. Право на бесплатное 2-х разовое питание в школе.
  5. Дети группы ОВЗ не могут быть подвергнуты мерам дисциплинарного взыскания, на протяжении всего периода обучения.

Дети с ОВЗ, расшифровка в образовании

Сейчас явно прослеживается тенденция к ликвидации неравенства общеобразовательных и коррекционных школ. Большое внимание уделяется инклюзивному обучению. Это создаёт ситуацию, когда состав учащихся характеризуется значительной неоднородностью по физическому, умственному, психическому развитию. Из-за этого существенно затрудняется адаптация детей с отклонениями в здоровье и даже детишек без функциональных расстройств. А в образовании детей с ОВЗ очень важно качество. Если начать развитие ребёнка вовремя и правильно, применять новейшее оборудование, использовать современные коррекционные программы, — можно смягчить очень многие отклонения.

Нередко педагог теряется, не знает какие приёмы необходимо применить для оказания помощи и поддержки учащимся с ОВЗ. Кроме того, встречаются недочёты в применении разных информационных технологий на уроках и факультативных занятиях. Пробелы появляются по таким причинам:

  • из-за отсутствия в образовательном учреждении нужного программно-аппаратного обеспечения, технологической инфраструктуры;
  • по причине отсутствия нужных условий, которые ориентированы на совместную учебную деятельность.

Дети с ОВЗ и инвалиды. В чем отличие?

Ребенок-инвалид - лицо возрастом до 18 лет со стойким расстройством функций организма, спровоцированных последствиями травм, заболеваниями или врожденными дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности.
Ребенок с ОВЗ - лицо с недостатками психологического и (или) физического развития, которые препятствуют ему в получении образования без особых условий.

Если несовершеннолетний с серьезными заболеваниями или последствиями травм, не получил группу по инвалидности согласно постановлению Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95, федеральным госучреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ) , он является ребенком с ОВЗ. Получается, что дети с ОВЗ одновременно могут иметь инвалидность, однако дети-инвалиды не могут быть причислены к категории детей с ОВЗ. Следовательно, нельзя утверждать, то дети с ОВЗ и дети-инвалиды - это одно и тоже.

Надеемся эта статья дала ответы на большинство ваших вопросов и теперь вы имеете представление о том, что такое ограниченные возможности здоровья.

Одна проблема - проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Если мы говорим о детях со сложной структурой дефекта, то должны понимать, что такой ребенок может относиться как к группе детей с ОВЗ, так и к категории детей-инвалидов. Если дети со сложной структурой дефекта еще и инвалиды, то в отношении них, как совершенно справедливо отметила Тамара Никифоровна, есть установленные постановлением города Москвы коэффициенты (2, 3 и более) по нормативному финансированию. Если мы говорим о второй категории детей - о детях с ОВЗ, то для детей в настоящее время коэффициенты не установлены, так как наша совместная работа с Департаментом здравоохранения пока, к сожалению, не дала возможности установить для них четкий статус. Известно, что сегодня ни один нормативный акт Российской Федерации не устанавливает статус ребенка с ОВЗ. Тамара Никифоровна, говоря о том, что нужно ввести коэффициент 4 к нормативу финансирования, имеет в виду не всех детей с ОВЗ, а детей, имеющих сложную структуру дефекта.
Мы представили в Мосгордуму документы, которые показывают все те модели обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов, которые существуют в системе образования столицы на сегодняшний день. Подчеркну: если мы говорим об обучении детей, то это связано с их образованием и нашим департаментом, если мы говорим о реабилитации, то это относится к компетенции Департамента социальной защиты населения. Система образования рассматривает вопросы обучения и создания для этого соответствующих условий для обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Что касается организации обучения, то все мы прекрасно понимаем, что данные категории детей имеют два пути развития по выбору семей. Это может быть как обучение детей в специальной коррекционной школе, так и предоставление московской семье и ее ребенку возможности получить образование в инклюзивном режиме. При инклюзивном режиме ребенок обучается в общеобразовательном учреждении, где для него, с одной стороны, создают специальные условия с учетом его диагноза, а с другой стороны, дают ему возможность в полной мере ощутить себя членом сообщества детей той общеобразовательной организации, в которой он оказался, начиная с присутствия на уроках и получения образовательных услуг, включения его во все общешкольные мероприятия этой организации, проводимые в рамках внеурочной деятельности. На сегодняшний день мы говорим о том, что по желанию семьи все эти возможности в равной мере ребенку обеспечиваются.
Как система образования учитывает желания семьи? Для того чтобы ребенок получил индивидуальную программу развития (собственно, этой программой занимается Департамент социальной защиты населения), есть медицинские комиссии в системе Департамента здравоохранения, и сегодня в каждом округе столицы работают специальные лечебные центры, которые диагностируют этих детей. Образовательные маршруты определяют наши городские психолого-медико-социальные комиссии. ПМК не может направить ребенка в тут или иную школу, эту школу выбирает семья из тех учреждений, которые есть в Москве. ПМК может только дать рекомендацию родителям по выбору такой школы. Задача ПМК заключается не в том, чтобы диагностировать ребенка, а в том, чтобы прописать ему специальные условия его образовательного маршрута. Это очень важный момент, поэтому для создания и обеспечения специальных условий для детей-инвалидов и детей с ОВЗ существуют разные моменты, начиная с адаптационных программ, обеспечение таких программ четко прописано в ныне действующем Законе «Об образовании в РФ», и заканчивая теми условиями, которые связаны с оказанием разного рода помощи. Если мы говорим о создании медицинских условий, то это теперь отнесено к Департаменту здравоохранения, так как с 2013 года медицинская помощь передана в ведение этого департамента, и никаких проблем с оказанием такой помощи у нас не было. Что касается психологической помощи, помощи логопедов, дефектологов, то в крупных многофункциональных комплексах такие проблемы решаются проще, чем в небольших школах, так как у комплекса возможности больше, для того чтобы в штатном расписании предусмотреть наличие таких ставок.
Закон «Об образовании в РФ» предусматривает, что сегодня любая образовательная организация может реализовывать любые образовательные программы, адаптационные в том числе, поэтому каждая школа может заявить любую образовательную программу. Например, недавно мы рассматривали проблемы надомного обучения детей, так, школы надомного обучения нынче могут оказывать любые услуги, не только для обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ, но и вообще любые услуги, например, проводить промежуточную аттестацию для тех детей, что обучаются дома.

Тамара РОМАНОВА, член Общественного совета при Департаменте образования:

Общественный совет при Департаменте образования готов включиться в доработку московского закона об образовании детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, вносить в него поправки и дополнения. Комиссия Московского городского экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования обращалась с предложением о том, чтобы законодательно определить, кто такой ребенок с ОВЗ. Мы считаем, что крайне важно разграничить статусы детей-инвалидов и детей с ОВЗ, так как это необходимо для создания для них условий для обучения.

Виктор КРУГЛЯКОВ, председатель Комиссии Мосгордумы по образованию и молодежной политике:

Вопрос об обучении детей-инвалидов и детей с ОВЗ - серьезный вопрос, касающийся не только московских ребят, это проблема российского уровня. Речь идет не о том, что недостаточен норматив, установленный в столице для обучения детей-инвалидов, как раз он достаточный, постановлением Правительства Москвы был расширен перечень ребят, которые имеют различные показания, и если раньше учитывались дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, то теперь в него включены слабослышащие и глухие, слабовидящие и слепые дети. Но в специальных коррекционных школах есть еще дети с ОВЗ, с учетом того, что повышенный норматив финансирования их не касается, нужно думать о том, как определить их статус. Это прерогатива федерального законодательства, на уровне города мы не сможем определить и закрепить статус детей с ОВЗ, но нам нужно вносить предложения в Правительство Москвы и выступать с законодательной инициативой на федеральном уровне.

Татьяна ПОТЯЕВА, заместитель руководителя Департамента социальной защиты населения:

Я занимаюсь сейчас проблемами детей-инвалидов, знаю, какое внимание им нужно, тем более что сейчас мы получили от Департамента образования 10 учреждений - санаторно-лесных школ, которые я курирую. Я принимала участие в разработке московского городского закона об образовании детей с ОВЗ, знаю, какие можно было бы внести дополнения в текст этого бюджета. В первую очередь, конечно, необходимо определить статус детей с ОВЗ, это поможет работе и Департамента образования, и Департамента социальной защиты населения. Пока что нам нужно ответить на такой вопрос: на что конкретно нужны дополнительные средства при обучении детей-инвалидов и детей с ОВЗ, почему недостаточно открывать классы по пять учеников с ОВЗ, почему недостаточна та средняя зарплата от 67 тысяч рублей (до 85 тысяч рублей), которую в специальных коррекционных школах получают педагоги, чем их не устраивает та реабилитационная структура, которая есть в таких учреждениях? Мне кажется, прежде чем приступать к проработке вопроса об увеличении коэффициента нормативного финансирования, нужно понять, на что нужны дополнительные средства.