Преподобный Иоанн Дамаскин: житие и творения. Православная электронная библиотека О чём молятся святому

Пре-по-доб-ный Иоанн Да-мас-кин ро-дил-ся око-ло 680 го-да в сто-ли-це Си-рии Да-мас-ке, в хри-сти-ан-ской се-мье. Его отец, Сер-гий Манс-ур, был каз-на-че-ем при дво-ре ха-ли-фа. У Иоан-на был при-ем-ный брат, оси-ро-тев-ший от-рок Кос-ма, ко-то-ро-го Сер-гий при-нял к се-бе в дом. Ко-гда де-ти под-рос-ли, Сер-гий по-за-бо-тил-ся об их об-ра-зо-ва-нии. На да-мас-ском неволь-ни-чьем рын-ке вы-ку-пил он из пле-на уче-но-го мо-на-ха Ко-с-му из Ка-лаб-рии и по-ру-чил ему учить де-тей. Маль-чи-ки об-на-ру-жи-ли необык-но-вен-ные спо-соб-но-сти и лег-ко осво-и-ли курс свет-ских и ду-хов-ных на-ук. По-сле смер-ти от-ца Иоанн за-нял при дво-ре долж-ность ми-ни-стра и гра-до-пра-ви-те-ля.

В то вре-мя в Ви-зан-тии воз-ник-ла и быст-ро рас-про-стра-ня-лась ересь ико-но-бор-че-ства, под-дер-жи-ва-е-мая им-пе-ра-то-ром Львом III Ис-ав-ром (717-741). Став на за-щи-ту пра-во-слав-но-го ико-но-по-чи-та-ния, Иоанн на-пи-сал три трак-та-та "Про-тив по-ри-ца-ю-щих свя-тые ико-ны". Муд-рые Бо-го-дух-но-вен-ные пи-са-ния Иоан-на при-ве-ли им-пе-ра-то-ра в ярость. Но так как ав-тор их не был ви-зан-тий-ским под-дан-ным, его нель-зя бы-ло ни за-клю-чить в тюрь-му, ни каз-нить. То-гда им-пе-ра-тор при-бег к кле-ве-те. По его при-ка-за-нию от име-ни Иоан-на бы-ло со-став-ле-но под-лож-ное пись-мо, в ко-то-ром да-мас-ский ми-нистр буд-то бы пред-ла-гал им-пе-ра-то-ру свою по-мощь в за-во-е-ва-нии си-рий-ской сто-ли-цы. Это пись-мо и свой ли-це-мер-но-льсти-вый от-вет на него Лев Ис-авр ото-слал ха-ли-фу. Тот немед-лен-но при-ка-зал от-стра-нить Иоан-на от долж-но-сти, от-ру-бить ему кисть пра-вой ру-ки и по-ве-сить ее на го-род-ской пло-ща-ди. В тот же день к ве-че-ру Иоан-ну вер-ну-ли от-руб-лен-ную ру-ку. Пре-по-доб-ный стал мо-лить-ся Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-це и про-сить ис-це-ле-ния. За-снув, он уви-дел ико-ну Бо-жи-ей Ма-те-ри и услы-шал Ее го-лос, со-об-щив-ший ему, что он ис-це-лен, и вме-сте с тем по-велев-ший без уста-ли тру-дить-ся ис-це-лен-ной ру-кой. Проснув-шись, он уви-дел, что ру-ка его невре-ди-ма.

Узнав о чу-де, сви-де-тель-ство-вав-шем о неви-нов-но-сти Иоан-на, ха-лиф про-сил у него про-ще-ния и хо-тел вер-нуть ему преж-нюю долж-ность, но пре-по-доб-ный от-ка-зал-ся. Он роз-дал свое бо-гат-ство и вме-сте с при-ем-ным бра-том и то-ва-ри-щем по уче-нию Кос-мой от-пра-вил-ся в Иеру-са-лим, где по-сту-пил про-стым по-слуш-ни-ком в мо-на-стырь Сав-вы Освя-щен-но-го. Нелег-ко бы-ло най-ти ему ду-хов-но-го ру-ко-во-ди-те-ля. Из мо-на-стыр-ской бра-тии на это со-гла-сил-ся лишь один очень опыт-ный ста-рец, ко-то-рый стал уме-ло вос-пи-ты-вать в уче-ни-ке дух по-слу-ша-ния и сми-ре-ния. Преж-де все-го ста-рец за-пре-тил Иоан-ну пи-сать, по-ла-гая, что успе-хи на этом по-при-ще ста-нут при-чи-ной гор-ды-ни. Од-на-жды он по-слал пре-по-доб-но-го в Да-маск про-да-вать кор-зи-ны, из-го-тов-лен-ные в мо-на-сты-ре, при-чем по-ру-чил про-дать их го-раз-до до-ро-же их на-сто-я-щей це-ны. И вот, про-де-лав му-чи-тель-ный путь под зной-ным солн-цем, быв-ший вель-мо-жа Да-мас-ка очу-тил-ся на рын-ке в рва-ных одеж-дах про-сто-го про-дав-ца кор-зин. Но Иоан-на узнал его быв-ший до-мо-пра-ви-тель и ску-пил все кор-зи-ны по на-зна-чен-ной цене.

Од-на-жды в мо-на-сты-ре скон-чал-ся один из ино-ков, и брат по-кой-но-го по-про-сил Иоан-на на-пи-сать что-ни-будь в уте-ше-ние. Иоанн дол-го от-ка-зы-вал-ся, но из ми-ло-сер-дия, усту-пив прось-бам удру-чен-но-го го-рем, на-пи-сал свои зна-ме-ни-тые над-гроб-ные тро-па-ри. За это непо-слу-ша-ние ста-рец из-гнал его из сво-ей кел-лии. Все мо-на-хи на-ча-ли про-сить за Иоан-на. То-гда ста-рец по-ру-чил ему од-но из са-мых тя-же-лых и непри-ят-ных дел - уби-рать из мо-на-сты-ря нечи-сто-ты. Пре-по-доб-ный и здесь явил об-ра-зец по-слу-ша-ния. Через неко-то-рое вре-мя стар-цу в ви-де-нии бы-ло ука-за-но Пре-чи-стой и Пре-свя-той Де-вой Бо-го-ро-ди-цей снять за-прет с пи-са-тель-ства Иоан-на. О пре-по-доб-ном узнал Иеру-са-лим-ский пат-ри-арх, ру-ко-по-ло-жил его во свя-щен-ни-ка и сде-лал про-по-вед-ни-ком при сво-ей ка-фед-ре. Но пре-по-доб-ный Иоанн вско-ре вер-нул-ся в Лав-ру пре-по-доб-но-го Сав-вы, где до кон-ца сво-их дней про-во-дил вре-мя в пи-са-нии ду-хов-ных книг и цер-ков-ных пес-но-пе-ний, и по-ки-нул мо-на-стырь толь-ко для то-го, чтобы об-ли-чить ико-но-бор-цев на Кон-стан-ти-но-поль-ском Со-бо-ре 754 го-да. Его под-верг-ли тю-рем-но-му за-клю-че-нию и пыт-кам, но он всё пе-ре-нес и по ми-ло-сти Бо-жи-ей остал-ся жив. Пре-ста-вил-ся око-ло 780 г., в воз-расте 104 лет.

См. так-же: в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Молитвы

Тропарь преподобному Иоанну Дамаскину, глас 8

Правосла́вия наста́вниче,/ благоче́стия учи́телю и чистоты́,/ вселе́нныя свети́льниче,/ мона́шествующих Богодохнове́нное удобре́ние, Иоа́нне прему́дре,/ уче́ньми твои́ми вся просвети́л еси́, цевни́це духо́вная,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Православия наставник, учитель и чистоты, светильник вселенной, монашествующих украшение, Иоанн премудрый, учениями твоими ты всех просветил, лира духовная; моли Христа Бога о спасении душ наших.

Кондак преподобному Иоанну Дамаскину, глас 4

Песнопи́сца и честна́го Богоглаго́льника,/ Це́ркве наказа́теля и учи́теля,/ и враго́в сопротивобо́рца, Иоа́нна воспои́м:/ ору́жие бо взем, Крест Госпо́день,/ всю отрази́ ересе́й пре́лесть,/ и я́ко те́плый предста́тель к Бо́гу,// всем подае́т прегреше́ний проще́ние.

Перевод: Песнописца и почитаемого проповедника Божия, Церкви наставника и учителя, врагов противоборца, Иоанна воспоем, ибо взяв оружие, Крест Господень, отразил все заблуждения и, как горячий ходатай перед Богом, всем подает прегрешений прощение.

Молитва преподобному Иоанну Дамаскину

О, свяще́нная главо́, преподо́бне о́тче, преблаже́нне а́вво Иоа́нне! Не забу́ди убо́гих твои́х до конца́, но помина́й нас всегда́ во святы́х и благоприя́тных моли́твах к Бо́гу: помяни́ ста́до твое́, е́же сам упасл еси́, и не забу́ди посеща́ти чад твои́х моли́ за ны, о́тче свяще́нный, за де́ти твоя́ духо́вныя, я́ко име́яй дерзнове́ние к Небе́сному Царю́: не премолчи́ за ны ко Го́споду, и не пре́зри нас, ве́рою и любо́вию чту́щих тя: помина́й нас недосто́йных у Престо́ла Вседержи́телева, и не преста́й моля́ся о нас ко Христу́ Бо́гу, и́бо дана́ тебе́ бысть благода́ть за ны моли́тися. Не мним бо тя су́ща ме́ртва: а́ще бо те́лом и преста́вился еси́ от нас, но и по сме́рти жив сый пребыва́еши, не отступа́й от нас ду́хом, сохраня́я нас от стрел вра́жиих и вся́кия пре́лести бесо́вския и ко́зней диа́вольских, па́стырю наш до́брый. А́ще бо и моще́й твои́х ра́ка пред очи́ма на́шима ви́дима есть всегда́, но свята́я твоя́ душа́ со а́нгельскими во́инствы, со безпло́тными ли́ки, с Небе́сными си́лами, у Престо́ла Вседержи́телева предстоя́щи, досто́йно весели́тся, ве́дуще у́бо тя вои́стину и по сме́рти жи́ва су́ща, тебе́ припа́даем и тебе́ мо́лимся: моли́ся о нас Всеси́льному Бо́гу, о по́льзе душ на́ших, и испроси́ нам вре́мя на покая́ние, да невозбра́нно пре́йдем от земли́ на Не́бо, от мыта́рств же го́рьких, бесо́в возду́шных князе́й и от ве́чныя му́ки да изба́вимся, и Небе́снаго Ца́рствия насле́дницы да бу́дем со все́ми пра́ведными, от ве́ка угоди́вшими Го́споду на́шему Иису́су Христу́: Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м, и с Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Песнь 1

Ирмос: Во глубине постла иногда фараонитское всевоинство преоруженная сила, воплощшееся же Слово всезлобный грех потребило есть: препрославленный Господь славно бо прославися.

Твоя похвалы начати хотящу ми, подаждь твой ныне глас медоточный, преподобне, имже православную уяснил еси Церковь песньми, отче Иоанне, яже твою почитает память.

Яко мудр и остроумен судия, изряднейше сущих естество смотряя, нестоящих предразсудил еси вечнующая: привременными бо изменил еси пребывающая, отче Иоанне, идеже тя и ныне Христос прослави.

Богородичен: Превышши явилася еси, Чистая, всякия твари, видимыя же и невидимыя, Приснодево: Зиждителя бо родила еси, якоже благоволи воплотитися во утробе Твоей, Егоже со дерзновением моли спасти поющия Тя.

Песнь 3

Ирмос: Процвела есть пустыня, яко крин, Господи, языческая неплодящая, Церковь пришествием Твоим, в нейже утвердися мое сердце.

Расточил еси богатство, Богу взаим дая, темже тебе на Небесех уготовася Царство; но и ныне воздаяние, Иоанне, приял еси многократное.

Премудрости талант прием, деяньми украшая, уяснил еси, Иоанне, Церковь Христову, егоже многоусугубляеши, и житие оставив.

Богородичен: Чини удивишася Ангельстии, Пречистая, и человеческая устрашишася сердца о Рождестве Твоем. Темже Тя, Богородицу, верою чтим.

Кондак, глас 4

Песнописца и честнаго Богоглагольника, Церкве наказателя и учителя и врагов сопротивоборца Иоанна воспоим: оружие бо взем — Крест Господень, всю отрази ересей прелесть и яко теплый предстатель к Богу всем подает прегрешений прощение.

Икос

Церковному наставнику, и учителю, и жерцу, яко таиннику неизглаголанных, возопием согласно: иже к Богу твоими молитвами отверзи уста наша и сподоби глаголати словеса учений твоих, ты бо Троице явился еси сопричастник, яко другое солнце облистая в мире, чудесы и учении просияв, яко Моисей, в законе Господни поучаяся всегда, словом и делом был еси светильник и моля непрестанно всем подати прегрешений прощение.

Песнь 4

Ирмос: Пришел еси от Девы не ходатай, ни Ангел, но Сам, Господи, воплощся, и спасл еси всего мя, человека. Тем зову Ти: слава силе Твоей, Господи

Повелению Христову повинувся, оставил еси мирскую красоту, богатство, сладость, светлость, Егоже ради, взем твой крест, последовал еси, Иоанне мудре.

Сообнищав обнищавшему Христу человеческаго ради спасения, спрославился еси, якоже Той обещася, и сцарствуеши же присноцарствующему, Иоанне.

Богородичен: Тя, пристанище спасения и стену необориму, Богородице Владычице, вси вернии вемы: Ты бо молитвами Твоими от бед избавлявши души наша.

Песнь 5

Ирмос: Ходатай Богу и человеком был еси, Христе Боже: Тобою бо, Владыко, к Светоначальнику, Отцу Твоему, от нощи неведения приведение имамы.

Страхом Христовым, отче, утверждаемь к Божественней жизни, плотское мудрование все покорил еси духу, твоя, Иоанне, чувства очищая.

Очистив всякия скверны тело, и ум, и душу тщаливо, Богомудре, зарю приял еси трисолнечную, Иоанне, светлыми тя богатящую даровании.

Богородичен: Моли Твоего Сына и Господа, Дево Чистая, плененным избавление от противнаго обстояния, на Тя надеющимся, мирное даровати.

Песнь 6

Ирмос: Во глубине греховней содержимь есмь, Спасе, и в пучине житейстей обуреваемь, но, якоже Иону от зверя, и мене от страстей возведи и спаси мя.

Просветився Духа благодатию, Божественных и человеческих знанием вещей ясно обогатився, требующим, Иоанне, независтно преподал еси.

Подобне ликом Небесным, мудре, Церковь православно украсил еси, ликостоянныя песни приглашая Троице Боговещанныя.

Богородичен: Неискусомужно, Дево, родила еси и вечнуеши Дева, являющи истиннаго Божества, Сына и Бога Твоего, образы.

Песнь 7

Ирмос: Богопротивное веление беззаконнующаго мучителя высок пламень вознесло есть. Христос же простре Богочестивым отроком росу духовную, Сый благословен и препрославлен.

Ревностию разжигаемь, богоборных ересей всякое злоумие возразил еси светлыми писании, убелив всем ясно древле сеянная, мудрыми, о Иоанне, написанныя тонко.

Тепле обличил еси злоименных учеников Манента хульное нечестие, развратити покусившееся Церковь Христову, словесы и догматы твоими, о Иоанне, яже счинил еси.

Богородичен: Святых святейшую поразумеваем Тя, яко Едину рождшую Бога непременнаго, Дево нескверная, Мати безневестная: всем бо источила еси верным нетление Божественным Рождеством Твоим.

Песнь 8

Ирмос: Пещь иногда огненная в Вавилоне действа разделяше Божиим велением, халдеи опаляющая, верныя же орошающая, поющия: благословите, вся дела Господня, Господа.

Обличил еси яве, треблаженне Иоанне, Несториево разделение, Севирово слияние, единовольное пребезумие, веру же единодейственну сияние Православия всем облистав концем.

Всея враг плевелы обычно еретическия в Церкви Христове, сего поклонения отметатися во иконах честных, но обрете не дремлюща тя, всеблаженне Иоанне, всякое семя злое искореняюща.

Богородичен: Ты от Отца неразлучнаго, во чреве богомужно пожившаго, безсеменно зачала еси и несказанно родила еси, Богородительнице Пречистая: темже Тя, спасение всех нас, исповедаем.

Песнь 9

Ирмос: Безначальна Родителя Сын, Бог и Господь, воплощся от Девы, нам явися, омраченная просветити, собрати расточенная. Тем Всепетую Богородицу величаем.

Научил еси вся церковныя пети сыны православно Единицу в Троице Честную, воплощение же Слова Божественное богословити яве, Иоанне, уясняя неудобопостижная многим во Священных Писаниих.

Святых чины песнословив, преподобне, Чистую Богородицу, Христова Предтечу, таже апостолы, пророки с постники и мудрыя учители, праведники и мученики, в тех ныне водворяешися скиниих.

Богородичен: Чертог была еси иже паче ума воплощения Слова, Дево Богородительнице, одеяна славою добродетелей и испещрена. Тем Тя, Всенепорочная, Богородицу возвещаем.

араб. يوحنا الدمشقي‎ Юханна ад-Димашки ; греч. Ἰωάννης ὁ Δαμασκηνός; лат. Iohannes Damascenus - Иоанн из Дамаска; также известный как греч. ὁ Χρυσορρόας, то есть «золотой поток»; урождённый (араб. منصور بن سرجون التغلبي‎)

христианский святой, почитаемый в лике преподобных, один из Отцов Церкви, богослов, философ и гимнограф

ок. 675 - ок. 753 (или 780)

Краткая биография

(имя, данное при рождении - Мансур ибн Серджун Ат-Таглиби) - известнейший византийский богослов, один из отцов Церкви, христианский святой, философ, поэт, гимнограф - родился в Арабском халифате, Дамаске, примерно в 675 г. Был отпрыском арабской христианской знатной и состоятельной семьи. Отец его служил министром при халифе Абд ал-Малика ибн Марвана, позднее эту должность занял его сын Иоанн. Образование, которые получили дети в этой семье, было разносторонним, поистине энциклопедическим для того времени, включающим в себя изучение математики, философии, музыки, астрономии и др.

В биографии Иоанна Дамаскина отсутствует точная дата его пострижения в монахи, возможно, это было примерно в 706 г. или в 10-х гг.; не исключено, что его рукоположили в священника. С тех пор его жизнь была связана с монастырем св. Саввы, расположенного неподалеку от Иерусалима.

Иоанн Дамаскин был не просто неординарной личностью - его таланты отличались разносторонностью. Ему принадлежит заслуга создания основ схоластической методологии, которую позднее развивали западные средневековые богословы. Но этим его научное и духовное наследие не исчерпывается. Будучи великим поэтом не только Византии, но и остального христианского мира, он выступил в роли автора знаменитейших церковных песнопений, которые не утратили красоты, мудрости, душеспасительной силы до сих пор. Его перу принадлежат каноны Пасхе, Рождеству, некоторым другим праздникам, проповеди о Деве Марии. Первую церковную нотную систему создал тоже Иоанн Дамаскин, который не был лишен и музыкальных способностей.

Его главная богословская работа – «Источник знания», состоящая из трех разделов – философского, обличительного и догматического. Значение это фундаментального труда, систематизирующего христианское учение, для будущих богословов сложно переоценить. Оно до сих пор не утратило актуальности и является одним из главных источников основ христианской веры для православной Церкви.

Иоанн Дамаскин был убежденным противником иконоборчества; созданная им теория Священного образа легла в основу последующей канонизации иконописи. С одной из икон связан драматический эпизод его жизни. По приказу халифа, который подозревал, что Иоанн шпионит в пользу Византии, ему отрубили кисть правой руки. Приложив ее к кровоточащей ране, богослов молился ночь напролет иконе Богоматери, и уже на утро кисть срослась с остальной частью руки. В знак огромной благодарности и в память о явленном ему чуде он приложил вылитую из чистого серебра руку к серебряному окладу иконы. Это – история появления иконописного образа Богоматери Троеручицы, хранящейся сейчас в одном из московских монастырей.

Иконоборческим собором 754 г. Иоанн Дамаскин был четырежды предан анафеме как человек, который переврал Писание, клеветал на Христа, проповедовал нечестивые идеи. Доброе имя возвратил ему VII Вселенский Собор, который признал, что учение Дамаскина верно.

Знаменитый богослов и философ скончался в монастыре примерно в 753 г., после смерти был причислен к сонму святых.

Биография из Википедии

Иоа́нн Дамаски́н (араб. يوحنا الدمشقي‎ Юханна ад-Димашки ; греч. Ἰωάννης ὁ Δαμασκηνός; лат. Iohannes Damascenus - Иоанн из Дамаска ; ок. 675, Дамаск, Арабский халифат - ок. 753 (780), Лавра Саввы Освященного), также известный как греч. ὁ Χρυσορρόας, то есть «золотой поток»; урождённый Мансур ибн Серджун ат-Таглиби (араб. منصور بن سرجون التغلبي‎) - христианский святой, почитаемый в лике преподобных, один из Отцов Церкви, богослов, философ и гимнограф.

Память в Православной церкви совершается 4 декабря (по юлианскому календарю), в Католической церкви с 1890 по 1969 года совершалась 27 марта, после 1969 года совершается 4 декабря (по григорианскому календарю).

Средневековый способ расчёта пасхалии (даты Пасхи) известен как «рука Иоанна Дамаскина» («рука дамаскинова») .

Его тёзка-дед и его отец Серджун ибн Мансур служили в Дамаске в звании «великого логофета», то есть откупщика, и при ромейском (византийском) владычестве, и при персидской оккупации, дед участвовал в передаче власти арабам, а отец служил при дворе халифа Абд ал-Малика ибн Марвана. Впоследствии его сменил сам Иоанн.

По преданию, Иоанн учился точным наукам и музыке вместе с братом Косьмой (впоследствии - епископ Маюмский) у некоего пленного инока из Калабрии (тоже по имени Косьма). После введения арабского языка (вместо греческого) как единственного государственного, в том числе, налоговой администрации, около 706 года или в 710-х годах принял пострижение в монастыре святого Саввы близ Иерусалима и, вероятно, был рукоположён во священника.

В период иконоборчества выступал в защиту почитания икон, автор «Трёх защитительных слов в поддержку иконопочитания», в которых иконоборчество понимается как христологическая ересь, а также впервые различается «поклонение», подобающее только Богу, и «почитание», оказываемое тварным вещам, в том числе и иконам. Иконоборческий собор 754 года четырежды подверг Иоанна анафеме, но VII Вселенский собор подтвердил верность его учения.

Скончался около 753 года (по другим данным около 780 года) и был погребён в лавре Саввы Освященного возле раки с мощами преподобного Саввы. В правление императора Андроника II Палеолога (1282-1328) его мощи были перенесены в Константинополь. В настоящее время известно о нахождении мощей святого Иоанна в лавре Саввы Освященного, монастыре Георгия Аламана (близ села Пендакомо, Кипр), монастыре Иоанна Богослова на Патмосе (Греция) и в церкви Сан-Джорджо деи Гречи (Венеция).

Уже в конце VIII века Иоанн Иерусалимлянин составил его первое жизнеописание. В XI веке, когда Антиохия была завоёвана сельджуками, монах монастыря святого Симеона в окрестностях Антиохии, Михаил, знакомый с греческим и арабским языками, написал по-арабски житие Иоанна Дамаскина, на основании различных полезных историй, о чём он сам говорит во введении.

Икона «Троеручица»

По преданию, с именем Иоанна связывают возникновение одного из образов Богородицы. Когда в Византии возникла ересь иконоборчества, поддержанная императором Львом III Исавром, Иоанн написал три трактата в защиту иконопочитания и направил их императору. Лев Исавр пришёл в ярость, но ничего не мог сделать, так как Иоанн был подданным халифа. Чтобы помешать Иоанну писать труды в защиту икон, император прибёг к клевете. От имени Иоанна было составлено подложное письмо, в котором дамасский министр будто бы предлагал императору свою помощь в завоевании сирийской столицы. Это письмо и ответ на него императора были направлены халифу. Иоанн был отстранен от должности и наказан отсечением кисти правой руки, которая была повешена на городской площади. Спустя некоторое время Иоанн получил отсечённую руку обратно и, затворившись у себя, приложил кисть к руке и стал молиться перед иконой Богородицы. Через некоторое время он заснул, а проснувшись, обнаружил, что рука чудесным образом приросла. В благодарность за исцеление Иоанн приложил к иконе сделанную из серебра руку, которая воспроизводится на многих списках иконы, получившей именование «Троеручица». В благодарность об исцелении им было написано также песнопение «О Тебе радуется…».

Сочинения

Иоанн Дамаскин известен как крупнейший систематизатор христианского вероучения; ему принадлежит фундаментальный труд «Источник знания», включающий в себя философский («Диалектика»), обличительный («О ересях») и догматический («Точное изложение православной веры») разделы.

К полемическим сочинениям относятся «Три слова в защиту иконопочитания» (против иконоборцев), слова против несториан, монофизитов (акефалов, яковитов), монофелитов, манихеев и возможно, «Беседа сарацина с христианином» (против ислама).

Кроме того, Иоанну принадлежит ряд проповедей о Богородице.

Экзегетикой Иоанн Дамаскин занимался сравнительно мало, он составил несамостоятельные толкования на послания апостола Павла , которыми, возможно, пользовались епископ Икумений и блаженный Феофилакт Болгарский.

Иоанну приписывается житие Варлаама и Иоасафа, но, по утверждению протоиерея Георгия Флоровского, оно было составлено ещё в середине VII века в обители преподобного Саввы другим Иоанном.

Иоанном был написан ряд канонов, особых песнопений палестинского типа, с IX века вошедших в употребление восточной Церкви. Им были написаны Канон Пасхе, Рождеству и ряду других христианских праздников. Кроме того, считается, что Иоанн составил воскресный «Октоих» (Осмогласник, Октай). Именем Иоанна Дамаскина надписаны некоторые молитвы, вошедшие в состав последования вечерних молитв и ко Святому Причащению.

В искусстве

Кантата для хора и оркестра «Иоанн Дамаскин», написанная русским композитором Сергеем Ивановичем Танеевым на слова A. К. Толстого (op. 1) в 1884 году.

Преподобный Иоанн Дамаскин родился около 680 года в столице Сирии, Дамаске, в христианской семье. Его отец, Сергий Мансур, был казначеем при дворе халифа. У Иоанна был приемный брат, осиротевший отрок Косма, которого Сергий принял к себе в дом. Когда дети подросли, Сергий позаботился об их образовании. На Дамасском невольничьем рынке выкупил он из плена ученого монаха Косму из Калабрии и поручил ему учить детей. Мальчики обнаружили необыкновенные способности и легко освоили курс светских и духовных наук. После смерти отца Иоанн занял при дворе должность министра и градоправителя.

В то время в Византии возникла и быстро распространялась ересь иконоборчества, поддерживаемая императором Львом III Исавром (717-741). Став на защиту православного иконопочитания, Иоанн написал три трактата «Против порицающих святые иконы». Мудрые, Богодухновенные писания Иоанна привели императора в ярость. Но, так как автор их не был византийским подданным, его нельзя было ни заключить в тюрьму, ни казнить. Тогда император прибег к клевете. По его приказанию от имени Иоанна было составлено подложное письмо, в котором дамасский министр будто бы предлагал императору свою помощь в завоевании сирийской столицы. Это письмо и свой лицемерно-льстивый ответ на него Лев Исавр отослал халифу. Тот немедленно приказал отстранить Иоанна от должности, отрубить ему кисть правой руки и повесить ее на городской площади. В тот же день к вечеру Иоанну вернули отрубленную руку. Преподобный стал молиться Пресвятой Богородице и просить исцеления. Заснув, он увидел икону Божией Матери и услышал Ее голос, сообщивший ему, что он исцелен, и вместе с тем повелевший без устали трудиться исцеленной рукой. Проснувшись, он увидел, что рука его невредима.

Узнав о чуде, свидетельствовавшем о невиновности Иоанна, халиф просил у него прощения и хотел вернуть ему прежнюю должность, но преподобный отказался. Он роздал свое богатство и вместе с приемным братом и товарищем по учению Космой отправился в Иерусалим, где поступил простым послушником в монастырь Саввы Освященного. Нелегко было найти ему духовного руководителя. Из монастырской братии на это согласился лишь один очень опытный старец, который стал умело воспитывать в ученике дух послушания и смирения. Прежде всего старец запретил Иоанну писать, полагая, что успехи на этом поприще станут причиной гордыни. Однажды он послал преподобного в Дамаск продавать корзины, изготовленные в монастыре, причем поручил продать их гораздо дороже их настоящей цены. И вот, проделав мучительный путь под знойным солнцем, бывший вельможа Дамаска очутился на рынке в рваных одеждах простого продавца корзин. Но Иоанна узнал его бывший домоправитель и скупил все корзины по назначенной цене.

Однажды в монастыре скончался один из иноков и брат покойного попросил Иоанна написать что-нибудь в утешение. Иоанн долго отказывался, но из милосердия, уступив просьбам удрученного горем, написал свои знаменитые надгробные тропари. За это непослушание старец изгнал его из своей келлии. Все монахи начали просить за Иоанна. Тогда старец поручил ему одно из самых тяжелых и неприятных дел - убирать из монастыря нечистоты. Преподобный и здесь явил образец послушания. Через некоторое время старцу в видении было указано Пречистой и Пресвятой Девой Богородицей снять запрет с писательства Иоанна. О преподобном узнал Иерусалимский Патриарх, рукоположил его во священника и сделал проповедником при своей кафедре. Но преподобный Иоанн вскоре вернулся в Лавру преподобного Саввы, где до конца своих дней проводил время в писании духовных книг и церковных песнопений, и покинул монастырь только для того, чтобы обличить иконоборцев на Константинопольском Соборе 754 года. Его подвергли тюремному заключению и пыткам, но он все перенес и по милости Божией остался жив. Преставился около 780 г., в возрасте 104 лет.

Ἰωάννης ὁ Δαμασκηνός ; лат. Iohannes Damascenus - Иоанн из Дамаска , ок. , Дамаск , Арабский халифат - ок. (), Лавра Саввы Освященного), также известный как греч. ὁ Χρυσορρόας , то есть «золотой поток»; урождённый Мансур ибн Серджун Ат-Таглиби (араб. منصور بن سرجون التغلبي ‎) - христианский святой , почитаемый в лике преподобных , один из Отцов Церкви , богослов , философ и гимнограф .

Средневековый способ расчёта пасхалии (даты Пасхи) известен как «рука Иоанна Дамаскина» («рука дамаскинова»).

Жизнеописание

Его тёзка-дед и его отец Серджун ибн Мансур служили в Дамаске в звании «великого логофета », то есть откупщика , и при ромейском (византийском) владычестве, и при персидской оккупации, дед участвовал в передаче власти арабам , а отец служил при дворе халифа Абд ал-Малика ибн Марвана . Впоследствии его сменил сам Иоанн.

По преданию, Иоанн учился точным наукам и музыке вместе с братом Косьмой (впоследствии - епископ Маюмский) у некоего пленного инока из Калабрии (тоже по имени Косьма). После введения вместо греческого арабского языка как единственного государственного, в том числе, налоговой администрации, около 706 года или в 10х годах принял пострижение в монастыре святого Саввы близ Иерусалима и, вероятно, был рукоположен во священника.

Сочинения

Иоанн Дамаскин известен как крупнейший систематизатор христианского вероучения; ему принадлежит фундаментальный труд « », включающий в себя философский («Диалектика »), обличительный («О ересях ») и догматический («Точное изложение православной веры ») разделы.

К полемическим сочинениям относятся «Три слова в защиту иконопочитания» (против иконоборцев), слова против несториан , монофизитов (акефалов , яковитов), монофелитов , манихеев и возможно, «Беседа сарацина с христианином» (против ислама)

Кроме того, Иоанну принадлежит ряд проповедей о Богородице.

Экзегетикой прп. Иоанн Дамаскин занимался сравнительно мало, он составил несамостоятельные толкования на послания Апостола Павла, которыми, возможно, пользовались еп. Икумений и блаж. Феофилакт Болгарский

Иоанну приписывается житие Варлаама и Иоасафа , но, по утверждению прот. Георгия Флоровского , оно было составлено ещё в середине VII века в обители прп. Саввы другим Иоанном.

В искусстве

См. также

Напишите отзыв о статье "Иоанн Дамаскин"

Примечания

Литература

  • // Православная энциклопедия . Том XXIV. - М .: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , 2010. - С. 27-66. - 752 с. - 39 000 экз. - ISBN 978-5-89572-044-8

Русские переводы

  1. Полное собрание творений Св. Иоанна Дамаскина. СПб., 1913.
  2. Творения преподобного Иоанна Дамаскина Пер. с греч. и коммент. Д. Е. Афиногенова, А. А. Бронзова , А. И. Сагарды, Н. И. Сагарды. - М.: Индрик, 2002. - 416 с. - (Святоотеческое наследие. Т. 5) ISBN 5-85759-186-4
  3. Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Христологические и полемические трактаты. Слова на богородичные праздники / Пер. свящ. Максима Козлова и Д. Е. Афиногенова (М. 1997). Стр. 194-201 ISBN 5-7248-0044-6

Ссылки

  • (рус.) (англ.)

Отрывок, характеризующий Иоанн Дамаскин

– А я? – Она отвернулась на мгновение. – Отчего же слишком? – сказала она.
– Отчего слишком?.. Ну, как вы думаете, как вы чувствуете по душе, по всей душе, буду я жив? Как вам кажется?
– Я уверена, я уверена! – почти вскрикнула Наташа, страстным движением взяв его за обе руки.
Он помолчал.
– Как бы хорошо! – И, взяв ее руку, он поцеловал ее.
Наташа была счастлива и взволнована; и тотчас же она вспомнила, что этого нельзя, что ему нужно спокойствие.
– Однако вы не спали, – сказала она, подавляя свою радость. – Постарайтесь заснуть… пожалуйста.
Он выпустил, пожав ее, ее руку, она перешла к свече и опять села в прежнее положение. Два раза она оглянулась на него, глаза его светились ей навстречу. Она задала себе урок на чулке и сказала себе, что до тех пор она не оглянется, пока не кончит его.
Действительно, скоро после этого он закрыл глаза и заснул. Он спал недолго и вдруг в холодном поту тревожно проснулся.
Засыпая, он думал все о том же, о чем он думал все ото время, – о жизни и смерти. И больше о смерти. Он чувствовал себя ближе к ней.
«Любовь? Что такое любовь? – думал он. – Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Все, все, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Все есть, все существует только потому, что я люблю. Все связано одною ею. Любовь есть бог, и умереть – значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику». Мысли эти показались ему утешительны. Но это были только мысли. Чего то недоставало в них, что то было односторонне личное, умственное – не было очевидности. И было то же беспокойство и неясность. Он заснул.
Он видел во сне, что он лежит в той же комнате, в которой он лежал в действительности, но что он не ранен, а здоров. Много разных лиц, ничтожных, равнодушных, являются перед князем Андреем. Он говорит с ними, спорит о чем то ненужном. Они сбираются ехать куда то. Князь Андрей смутно припоминает, что все это ничтожно и что у него есть другие, важнейшие заботы, но продолжает говорить, удивляя их, какие то пустые, остроумные слова. Понемногу, незаметно все эти лица начинают исчезать, и все заменяется одним вопросом о затворенной двери. Он встает и идет к двери, чтобы задвинуть задвижку и запереть ее. Оттого, что он успеет или не успеет запереть ее, зависит все. Он идет, спешит, ноги его не двигаются, и он знает, что не успеет запереть дверь, но все таки болезненно напрягает все свои силы. И мучительный страх охватывает его. И этот страх есть страх смерти: за дверью стоит оно. Но в то же время как он бессильно неловко подползает к двери, это что то ужасное, с другой стороны уже, надавливая, ломится в нее. Что то не человеческое – смерть – ломится в дверь, и надо удержать ее. Он ухватывается за дверь, напрягает последние усилия – запереть уже нельзя – хоть удержать ее; но силы его слабы, неловки, и, надавливаемая ужасным, дверь отворяется и опять затворяется.
Еще раз оно надавило оттуда. Последние, сверхъестественные усилия тщетны, и обе половинки отворились беззвучно. Оно вошло, и оно есть смерть. И князь Андрей умер.
Но в то же мгновение, как он умер, князь Андрей вспомнил, что он спит, и в то же мгновение, как он умер, он, сделав над собою усилие, проснулся.
«Да, это была смерть. Я умер – я проснулся. Да, смерть – пробуждение!» – вдруг просветлело в его душе, и завеса, скрывавшая до сих пор неведомое, была приподнята перед его душевным взором. Он почувствовал как бы освобождение прежде связанной в нем силы и ту странную легкость, которая с тех пор не оставляла его.
Когда он, очнувшись в холодном поту, зашевелился на диване, Наташа подошла к нему и спросила, что с ним. Он не ответил ей и, не понимая ее, посмотрел на нее странным взглядом.
Это то было то, что случилось с ним за два дня до приезда княжны Марьи. С этого же дня, как говорил доктор, изнурительная лихорадка приняла дурной характер, но Наташа не интересовалась тем, что говорил доктор: она видела эти страшные, более для нее несомненные, нравственные признаки.
С этого дня началось для князя Андрея вместе с пробуждением от сна – пробуждение от жизни. И относительно продолжительности жизни оно не казалось ему более медленно, чем пробуждение от сна относительно продолжительности сновидения.

Ничего не было страшного и резкого в этом, относительно медленном, пробуждении.
Последние дни и часы его прошли обыкновенно и просто. И княжна Марья и Наташа, не отходившие от него, чувствовали это. Они не плакали, не содрогались и последнее время, сами чувствуя это, ходили уже не за ним (его уже не было, он ушел от них), а за самым близким воспоминанием о нем – за его телом. Чувства обеих были так сильны, что на них не действовала внешняя, страшная сторона смерти, и они не находили нужным растравлять свое горе. Они не плакали ни при нем, ни без него, но и никогда не говорили про него между собой. Они чувствовали, что не могли выразить словами того, что они понимали.
Они обе видели, как он глубже и глубже, медленно и спокойно, опускался от них куда то туда, и обе знали, что это так должно быть и что это хорошо.
Его исповедовали, причастили; все приходили к нему прощаться. Когда ему привели сына, он приложил к нему свои губы и отвернулся, не потому, чтобы ему было тяжело или жалко (княжна Марья и Наташа понимали это), но только потому, что он полагал, что это все, что от него требовали; но когда ему сказали, чтобы он благословил его, он исполнил требуемое и оглянулся, как будто спрашивая, не нужно ли еще что нибудь сделать.
Когда происходили последние содрогания тела, оставляемого духом, княжна Марья и Наташа были тут.
– Кончилось?! – сказала княжна Марья, после того как тело его уже несколько минут неподвижно, холодея, лежало перед ними. Наташа подошла, взглянула в мертвые глаза и поспешила закрыть их. Она закрыла их и не поцеловала их, а приложилась к тому, что было ближайшим воспоминанием о нем.
«Куда он ушел? Где он теперь?..»

Когда одетое, обмытое тело лежало в гробу на столе, все подходили к нему прощаться, и все плакали.
Николушка плакал от страдальческого недоумения, разрывавшего его сердце. Графиня и Соня плакали от жалости к Наташе и о том, что его нет больше. Старый граф плакал о том, что скоро, он чувствовал, и ему предстояло сделать тот же страшный шаг.
Наташа и княжна Марья плакали тоже теперь, но они плакали не от своего личного горя; они плакали от благоговейного умиления, охватившего их души перед сознанием простого и торжественного таинства смерти, совершившегося перед ними.

Для человеческого ума недоступна совокупность причин явлений. Но потребность отыскивать причины вложена в душу человека. И человеческий ум, не вникнувши в бесчисленность и сложность условий явлений, из которых каждое отдельно может представляться причиною, хватается за первое, самое понятное сближение и говорит: вот причина. В исторических событиях (где предметом наблюдения суть действия людей) самым первобытным сближением представляется воля богов, потом воля тех людей, которые стоят на самом видном историческом месте, – исторических героев. Но стоит только вникнуть в сущность каждого исторического события, то есть в деятельность всей массы людей, участвовавших в событии, чтобы убедиться, что воля исторического героя не только не руководит действиями масс, но сама постоянно руководима. Казалось бы, все равно понимать значение исторического события так или иначе. Но между человеком, который говорит, что народы Запада пошли на Восток, потому что Наполеон захотел этого, и человеком, который говорит, что это совершилось, потому что должно было совершиться, существует то же различие, которое существовало между людьми, утверждавшими, что земля стоит твердо и планеты движутся вокруг нее, и теми, которые говорили, что они не знают, на чем держится земля, но знают, что есть законы, управляющие движением и ее, и других планет. Причин исторического события – нет и не может быть, кроме единственной причины всех причин. Но есть законы, управляющие событиями, отчасти неизвестные, отчасти нащупываемые нами. Открытие этих законов возможно только тогда, когда мы вполне отрешимся от отыскиванья причин в воле одного человека, точно так же, как открытие законов движения планет стало возможно только тогда, когда люди отрешились от представления утвержденности земли.

После Бородинского сражения, занятия неприятелем Москвы и сожжения ее, важнейшим эпизодом войны 1812 года историки признают движение русской армии с Рязанской на Калужскую дорогу и к Тарутинскому лагерю – так называемый фланговый марш за Красной Пахрой. Историки приписывают славу этого гениального подвига различным лицам и спорят о том, кому, собственно, она принадлежит. Даже иностранные, даже французские историки признают гениальность русских полководцев, говоря об этом фланговом марше. Но почему военные писатели, а за ними и все, полагают, что этот фланговый марш есть весьма глубокомысленное изобретение какого нибудь одного лица, спасшее Россию и погубившее Наполеона, – весьма трудно понять. Во первых, трудно понять, в чем состоит глубокомыслие и гениальность этого движения; ибо для того, чтобы догадаться, что самое лучшее положение армии (когда ее не атакуют) находиться там, где больше продовольствия, – не нужно большого умственного напряжения. И каждый, даже глупый тринадцатилетний мальчик, без труда мог догадаться, что в 1812 году самое выгодное положение армии, после отступления от Москвы, было на Калужской дороге. Итак, нельзя понять, во первых, какими умозаключениями доходят историки до того, чтобы видеть что то глубокомысленное в этом маневре. Во вторых, еще труднее понять, в чем именно историки видят спасительность этого маневра для русских и пагубность его для французов; ибо фланговый марш этот, при других, предшествующих, сопутствовавших и последовавших обстоятельствах, мог быть пагубным для русского и спасительным для французского войска. Если с того времени, как совершилось это движение, положение русского войска стало улучшаться, то из этого никак не следует, чтобы это движение было тому причиною.

Преподобный Иоанн Дамаскин родился около 680 года в столице Сирии, Дамаске, в христианской семье. Его отец, Сергий Мансур, был казначеем при дворе халифа. У Иоанна был приемный брат, осиротевший отрок Косма, которого Сергий принял к себе в дом. Когда дети подросли, Сергий позаботился об их образовании. На Дамасском невольничьем рынке выкупил он из плена ученого монаха Косму из Калабрии и поручил ему учить детей. Мальчики обнаружили необыкновенные способности и легко освоили курс светских и духовных наук. После смерти отца Иоанн занял при дворе должность министра и градоправителя.

В то время в Византии возникла и быстро распространялась ересь иконоборчества, поддерживаемая императором Львом III Исавром (717-741). Став на защиту православного иконопочитания, Иоанн написал три трактата "Против порицающих святые иконы". Мудрые, Богодухновенные писания Иоанна привели императора в ярость. Но, так как автор их не был византийским подданным, его нельзя было ни заключить в тюрьму, ни казнить. Тогда император прибег к клевете. По его приказанию от имени Иоанна было составлено подложное письмо, в котором дамасский министр будто бы предлагал императору свою помощь в завоевании сирийской столицы. Это письмо и свой лицемерно-льстивый ответ на него Лев Исавр отослал халифу. Тот немедленно приказал отстранить Иоанна от должности, отрубить ему кисть правой руки и повесить ее на городской площади. В тот же день к вечеру Иоанну вернули отрубленную руку. Преподобный стал молиться Пресвятой Богородице и просить исцеления. Заснув, он увидел икону Божией Матери и услышал Ее голос, сообщивший ему, что он исцелен, и вместе с тем повелевший без устали трудиться исцеленной рукой. Проснувшись, он увидел, что рука его невредима.

Узнав о чуде, свидетельствовавшем о невиновности Иоанна, халиф просил у него прощения и хотел вернуть ему прежнюю должность, но преподобный отказался. Он роздал свое богатство и вместе с приемным братом и товарищем по учению Космой отправился в Иерусалим, где поступил простым послушником в монастырь Саввы Освященного. Нелегко было найти ему духовного руководителя. Из монастырской братии на это согласился лишь один очень опытный старец, который стал умело воспитывать в ученике дух послушания и смирения. Прежде всего старец запретил Иоанну писать, полагая, что успехи на этом поприще станут причиной гордыни. Однажды он послал преподобного в Дамаск продавать корзины, изготовленные в монастыре, причем поручил продать их гораздо дороже их настоящей цены. И вот, проделав мучительный путь под знойным солнцем, бывший вельможа Дамаска очутился на рынке в рваных одеждах простого продавца корзин. Но Иоанна узнал его бывший домоправитель и скупил все корзины по назначенной цене.

Однажды в монастыре скончался один из иноков и брат покойного попросил Иоанна написать что-нибудь в утешение. Иоанн долго отказывался, но из милосердия, уступив просьбам удрученного горем, написал свои знаменитые надгробные тропари. За это непослушание старец изгнал его из своей келлии. Все монахи начали просить за Иоанна. Тогда старец поручил ему одно из самых тяжелых и неприятных дел - убирать из монастыря нечистоты. Преподобный и здесь явил образец послушания. Через некоторое время старцу в видении было указано Пречистой и Пресвятой Девой Богородицей снять запрет с писательства Иоанна. О преподобном узнал Иерусалимский Патриарх, рукоположил его во священника и сделал проповедником при своей кафедре. Но преподобный Иоанн вскоре вернулся в Лавру преподобного Саввы, где до конца своих дней проводил время в писании духовных книг и церковных песнопений, и покинул монастырь только для того, чтобы обличить иконоборцев на Константинопольском Соборе 754 года. Его подвергли тюремному заключению и пыткам, но он все перенес и по милости Божией остался жив. Преставился около 780 г., в возрасте 104 лет.

*На русском языке издано:

1. Изложение православной веры / Слав. пер. Преосв. Амвросия (Зертиса-Каменского). М., 1765-1781. То же / (Неполн. пер.) // Христианское чтение. 1830. 1840. 1841. То же / (2-й пер.). М., 1844. То же / Пер. А. Бронзова. СПб., 1894. То же. / Пер. Н. Сагарды // Полное собрание сочинений. Вып. 1. СПб., 1913. С. 157-345.

2. Философские статьи / Пер. Н. Сагарды // Полное собрание творений. Вып. 1. СПб., 1913. С. 45-121.

3. Против ересей // Там же. С. 122-155.

4. Против тех, кто выбрасывает святые изображения / Пер. Н. Сагарды // Там же. С. 347-441. То же / Пер. А. Бронзова. СПб., 1893. С. ХХXVIII - 168 - ХХIХ. То же. (Третий трактат) / Пер. И. Колоколова // Христианское чтение.

5. Проповеди // Христианское чтение. 1827. 1828. 1835-1837. 1840. 1841.*

Иконописный подлинник

Новгород. XV.

Преподобные Иоанн Лествичник, Иоанн Дамаскин, Арсений. Икона (таблетка). Новгород. Конец XV в. 24 х 19. Из Софийского собора. Новгородский музей.

Афон. XIV.

Прп. Иоанн. Икона. Византия. XIV в. 40 х 29. Афон (Скит св. Анны).

Византия. XIV.

Врата (фрагмент). Икона. Византия. XIV в. Монастырь св. Екатерины на Синае.

Афон. XIV.

Прп. Иоанн Дамаскин. Мануил Панселин. Фреска церкви Успения Богородицы в Протате. Афон. Начало XIV в.