Слитное и раздельное написание приставок в существительных. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных

«Слитное и раздельное написание приставок в наречиях» - это очень важная тема школьного предмета «Русский язык». Благодаря ее изучению не только ребенок, но и вполне взрослый человек смогут понять, почему некоторые слова пишутся так, а не иначе.

Кроме того, подробно изучив эту тему, люди способны научиться отличать наречие от именных частей речи (например, имен существительных, прилагательных, числительных и прочих), сочетаемых с предлогом. Это позволит им правильно писать не только само наречие, но и другие слова, а также более точно понимать их смысл.

Основная информация

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях определяется разными способами. Следует особо отметить, что, по сравнению с другими частями речи, такие случаи наиболее трудны и вызывают массу вопросов во время их написания (особенно у школьников).

Многие наречия являются исключением из существующих ныне правил русского языка. Поэтому большинство учителей призывают заучивать их или же просто запоминать.

Правила правописания наречий

Что такое наречие? Любой учитель скажет, что это самостоятельная которая обозначает признак действия, предмета. На какие вопросы она отвечает? Слова этого класса можно выявить, если задать к ним следующие вопросы: «Где?», «Как?», «Куда?», «Зачем?», «Когда?», «Почему?» и «Откуда?».

Чтобы правильно написать наречие, следует знать все его правила правописания. При этом в школьной программе очень много времени выделяют на следующие темы: постановка мягкого знака («ь») после шипящих на конце слова (вскачь, сплошь, настежь, замуж, уж, невтерпеж), а также буквы «о» (горячо, свежо, нагишом).

Кроме того, очень важно знать, в каких случаях следует писать рассматриваемую часть речи через дефис (по-товарищески, по-новому, по-волчьи, по-моему, по-прежнему, по-видимому, по-пустому). Однако дольше всего школьники изучают слитное и раздельное написание приставок в наречиях. Это связано с тем, что такая тема более сложная в понимании и требует запоминания множества слов, которые были исключены из общих правил.

В каких случаях следует писать слова слитно?

Приставки наречий, таблица которых представлена в данный статье, могут быть разными (например, на-, с-, в-, по- и прочие). Чтобы понять, как пишутся такие слова (слитно или раздельно), следует определить, от какой исходной части речи они были образованы. Для этого необходимо обратиться к основным правилам правописания наречий в русском языке.

Итак, упомянутая часть речи пишется слитно, если она была:

  • Образована соединением таких предлогов, как «на» и «в» с Приведем несколько примеров: натрое, вдвое, вчетверо, впятеро.
  • Образована приставочным методом от других наречий. Приведем пример: напротив, доныне, позавчера, насквозь.
  • Образована суффиксально-приставочным методом от имен прилагательных. Приведем пример: вплотную, зачастую, вкрутую, всплошную.
  • Образована приставочным методом от имен существительных, если они не имеют других пояснительных слов (например, вниз, вначале, влево, вверх, налицо, вправо).

Также следует отметить, что пишутся слитно те наречия, которые были поставлены в сравнительную степень. К таким словам относят: получше, поновее, похуже, покрасивее, попривлекательней, попроще, постарее, побыстрее и так далее.

Раздельное написание слов (основные правила, примеры наречий)

«Слитное и раздельное написание приставок в наречиях» - это довольно сложная для понимания тема. Однако познать ее сможет практически каждый. Причем неважно, являетесь ли вы школьником или уже давно окончили общеобразовательное учреждение.

О том, в каких случаях эта часть речи пишется с приставками слитно, мы рассказали выше. Однако есть и такие правила в русском языке, которые говорят о раздельном написании наречий. Такое правописание рассматриваемой части речи также зависит от Рассмотрим основные правила прямо сейчас:

  • Пишутся раздельно наречия, которые были образованы путем соединения предлогов (кроме «на» и «в») с собирательными именами числительными. Приведем пример: по трое, по двое, по одному.
  • Предлоги с наречиями пишутся раздельно, если они были образованы от имен существительных, в самом начале которых стоит гласная буква. Например: в упор, в охапку, до упаду, до упору и прочее.
  • Пишутся раздельно наречия, если они были образованы от предлога, сочетаемого с собирательным именем числительным, оканчивающимся на -ых или -их. Например: на троих, на двоих, на шестерых. При этом следует запомнить, что такие наречия, как во-первых, в-третьих, во-вторых, в-пятых, в-шестых и т. д., пишутся только через дефис.
  • Предлоги с наречиями, что были образованы от имен прилагательных, в самом начале которых стоит гласная буква, пишутся раздельно (например, в открытую, в обратную и прочее).
  • Наречия, которые образовались от сочетаний имен существительных с предлогами, также следует писать раздельно. Например: (за границей, с ходу, под мышками, с лету, из-под мышки).
  • Пишутся раздельно наречия, которые образовались от сочетаний двух одинаковых имен существительных с предлогами. Например: бок о бок, в конце концов, с глазу на глаз.

Отрицательные наречия

Что представляет собой такая часть речи? Отрицательные наречия - это слова, что-либо отрицающие. Чем они отличаются от других слов? Для таких наречий характерно присутствие приставок не- или ни-. Их правильное написание имеет очень важное значение. Следует отметить, что большое количество людей не имеют никакого представления о правописании подобных слов.

Так как пишутся приставки не- и ни- в наречиях? Согласно утверждениям специалистов, под ударением в таких словах пишется не-, а в безударном состоянии - ни-. При этом следует особо отметить, что в обоих случаях приставки пишутся слитно, кроме тех, когда их разделяет какой-либо предлог.

Примеры отрицательных наречий

  • Некогда мне заниматься этими делами, так как я никогда ими не занимался.
  • Зимой негде было спрятаться, и они нигде не прятались.
  • Некуда спешить, мы никуда не торопимся.

Как пишется с наречиями приставка в-?

Как было сказано выше, наречия с приставкой в- пишутся слитно в том случае, если такие слова были образованы путем соединения предлога «в» с собирательными именами числительными. Приведем пример: вдвое, втрое. Однако следует отметить, что существуют и такие слова, которые также пишутся слитно, хотя они и не имеют никакого отношения к вышеописанному правилу.

Так почему пишутся слитно наречия с приставкой в- (примеры таких слов будут представлены далее)? Согласно утверждениям специалистов, к таким наречиями относят слова, образованные путем соединения предлога-приставки с именем существительным, в которые нельзя вставить определение без изменения их смысла, а также, если к имени существительному не может быть поставлен какой-либо Приведем пример: вброд, вдобавок, влет, вволю, вместе, внаем, вмиг, внакладе, вовремя, вновь, вперебой, вплоть, вперегиб, впоследствии, вполушутку, вполусерьез, вправду, вполовину, вправе, вразброс, впрок, вразнобой, вскорости, вразрез, вслух, въявь, всухомятку. То же касается таких приставок, как на-, за-, по, с- и т. д.

Примечание

Говоря о слитном написании наречия с приставкой в-, следует отметить, что в зависимости от значения и контекста (то есть наличия пояснительных слов), многие из вышеуказанных слов могут выступать в качестве сочетания имени существительного с предлогом. В этом случае они пишутся раздельно. Например: перейти вброд или вступить в брод, действовать втайне или хранить в тайне, выучить назубок или попробовать на зубок, быть вправду счастливым или верить в правду, разбить наголову или надеть на голову, вправе действовать так или не сомневаться в праве и прочее.

Особая информация

Нельзя не отметить и то, что частично в эту категорию слов входят наречия с приставкой в- разговорного стиля или профессионального характера. Как правило, такие слова имеют конечный слог -ку. Все они пишутся слитно. Приведем несколько примеров: вдогонку, внакатку, взатяжку, внакидку, вперебежку, внакладку, вперебивку, вперевертку, вперевалку, вперегонку, вперемешку, вперемежку, вповалку, впригвоздку, вподборку, впригибку, впридрайку, вприглядку, вприжимку, вприклейку, вприкатку, вприключку, вприкормку, вприковку, вприкрышку, вприпрыжку, вприкуску, вприрезку, впристружку, вприскочку, вприсядку, впритирку, впритворку, впритычку, вприхлебку, вприхватку, вприхрустку, вразбивку, вприщурку, вразброску.

Изучение орфографии наречий в 7 классе представляет собой пеструю картину, включая многие ранее изученные правила и специфические для наречий нормы правописания. Приходится работать сразу со всеми орфограммами, однако акцент делается на специфично наречные написания, т. е. на правила слитно–дефисно–раздельного письма; на написание наречий как самостоятельных слов в отличие от существующих сходных словоформ других частей речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 1: "Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных."

Цель:

  • познакомить учащихся с условиями слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование: мультимедийный проектор, карточки

Ход урока

I. Оргмомент

Здравствуйте, садитесь. Я отсутствовала на уроках по причине прохождения курсов переподготовки. Расскажите, как ваши дела, как вы учитесь без меня?

Ответы детей:

Хорошо – уточнение учителя : Охотно? Прилежно? Увлеченно?

Плохо – уточнение учителя: Кое-как? Лениво? Нехотя?

Нормально – уточнение учителя: отлично или удовлетворительно? На совесть?

II. Повторение изученного по теме “Правописание наречий”.

Отвечая на мой вопрос, вы употребляли слова одной и той же части речи. Что это за часть речи? (Наречия )

Что вы уже знаете о наречиях ? (Наречие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия и отвечает на вопросы где? когда? куда? откуда? почему? зачем? и как? )

Да, вы уже настоящие знатоки теории. А теперь давайте проверим ваши знания на практике и сыграем в игру «Самый умный».

Слайд 1 Найдите наречия :

  • Зимнее солнце неласково.
  • Неласково встретил нас дворовый пёс.

Слайд 2 Правильный ответ:

  • Зимнее солнце (каково?) неласково. Это имя прилагательное, обозначает признак.
  • Как встретил нас дворовый пёс? Неласково. Это наречие, обозначает признак действия.

Слайд 3 Найдите наречия: Луна необыкнове…о ярко озаряла всю равнину искристым сиянием.

Объясните написание наречия: необыкнове…о

Слайд 4 Необыкновенно от прил. “необыкнове нн ый”.

Слайд 5 Найдите наречия : Я отвечал (не) уверенно, а сбивчиво.

Объясните написание наречия: (не)уверенно, а сбивчиво

Слайд 6 Н е уверенно, а сбивчиво (есть противопоставление).

Слайд 7 Найдите наречия: Говорить нисколько (не)весело, совсем (не) громко

Объясните написание наречия:

нисколько (не)весело, совсем (не) громко

Слайд 8 Нисколько не весело, совсем не приятно (пишется раздельно, т.к. к наречию относятся слова нисколько не, совсем не)

Слайд 9 Найдите наречия: Он чувствует себя (не)плохо.

Объясните написание наречия: (не)плохо.

Слайд 10 Н еп лохо – пишется слитно, т.к. можно подобрать синоним без не- (хорошо)

Слайд 11 Найдите наречия: Вороны летали над островом и зловещ… кричали.

Объясните написание наречия: зловещ…

Слайд 12 Зловеще (после шипящих на конце наречий пишем под ударением -О, без ударения – Е).

Слайд 13 Найдите наречия: Как здесь свежо под липою густою!

Слайд 14 Свежо – это не наречие

Слайд 15 Найдите наречия: Сладостями досыт… не наешься

Объясните написание наречия: досыт…

Слайд 16 досыта (на конце наречия пишется буква а, т.к. образовано от бесприставочного прилагательного сытый)

Слайд 17 Найдите наречия: Вдали (по)прежнему машет крыльями мельница.

Объясните написание наречия: (по)прежнему

Слайд 18 по-прежнему (дефис пишется после приставки по- , если в слове есть суффикс –ему)

Физкультминутка для глаз.

Хорошо справились. Какие орфограммы встретились в презентации? (одна и две буквы н в наречиях на –о, -е; слитное и раздельное написание не с наречиями на –о, -е; буквы о, е после шипящих на конце наречий; буквы о, а на конце наречий; дефис между частями слова в наречиях)

III.Объяснение нового материала. :

Мы вспомнили много наречий, вспомнили правила их написания. Но нам известно правописание еще не всех наречий.

Создание проблемной ситуации – подведение к теме урока.

Лингвисты-учёные составляют словарь «Слитное и раздельное написание наречий» и прислали нам, знатокам, письмо со списком наречий. Они просят распределить их в 2 колонки и сформулировать правило слитного и раздельного написания наречий. Как, ребята, поможем им?

На партах у всех задание:

(В)догонку, (в)добавок, (на)бекрень, (в)дребезги, (на)обум, (в)открытую, (в)прикуску, (в)сласть, (ис)подлобья, (до)тла, (в)ничью, (в)заперти, (в)обнимку, (до)смерти, (на)память, (не)впопад, (без)оглядки, (под)узцы, (за)утра, (в)смятку, (на)изусть.

Пока это сделать трудно. Мы поможем лингвистам, но чуть позже.

Постарайтесь сформулировать тему и задачи урока.

Тема урока высвечивается на экране. Запишем число и тему урока. Сформулируем цели и задачи (слайд № 19 ):

  1. познакомиться с правилом слитного и раздельного написания приставок в наречиях;
  2. научиться правильно писать наречия, образованные от существительных и количественных числительных;
  3. уметь отличать наречия от существительного, прилагательного и числительного с предлогом

А теперь внимание на экран.

Наблюдение (слайд №20):

Слитно

Раздельно

1. ¬+ суффикс –ую: вкрутую

Но ….в о ткрытую, на боковую, на мировую

2. ¬ в-, на- + собирательное числительное: вдвое, надвое

Собирательное числительное на суффиксы

–ых, -их:на четверых

¬по- +собирательное числительное: по двое

3. Наречия с корнями верх, низ, глубь, даль, высь, перед

¬ в- + существительное, начинающееся с гласной: в обмен

¬ (без-, в-, до-, за-, на-, от-, по-, под-)+ существительное в наречном значении: без ведома, в дым, до отвала, на бегу, под стать

4. Наречие, образованное от прилагательного приставочно-суффиксальным способом: докрасна, донага

Если слово сохранило некоторые падежные формы: под мышк и , под мышк ой ; за границ у , за границ ей

IV. Комментированное письмо.

Используя таблицу (у каждого на парте печатный вариант), объясните слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.

Подойти вплотную (образовано от прилагательного плотный с помощью приставки в- и суф. –ую ); говорить в открытую (имя прилагательное начинается на гласную)

вчетверо (образовано с помощью приставки в и собирательного числит );

натрое (образовано с помощью приставки на и собирательного числит );

разделить на пятерых (образовано от собирательного числительного с помощью суф . – ых );

построиться по двое (образовано от собирательного числительного с помощью приставки по- )

В обрез (образовано от сущ. на гласную с помощью приставки в-);

Без просвета (сущ. в наречном значении с приставкой без- пишется раздельно );

до смерти (сущ. в наречном значении с приставкой до- пишется раздельно );

за полночь (сущ. в наречном значении с приставкой за- пишется раздельно );

добела (образовано от прилагательного белый приставочно-суффиксальным способом) ;

По памяти ();

на корточках (наречие сохранило падежную форму ).

Ребята, обратите внимание на слова оземь, вдребезги, исподлобья, вскачь , отбросим от них приставки и сразу увидим, что в современном языке нет слов "земь", дребезги, лобья" и др. Надо только вдуматься в слово, найти в нем корень и приставку, и сразу станет ясно, что без приставки оно не употребляется

Посмотрите подсказки- картинки. (Слайд: картинки по пособию И.Н. Рейке)

Например, враг разбит (как?) наголову , то есть разбит окончательно, совсем (наречие). Опять нельзя от слова наголову поставить вопрос на чью ? Будет бессмыслица. Но платок надет на голову (на что?- голову ); можно спросить на чью голову?

Наречие наголову можно заменить другим наречием, а изменить суффикс нельзя: получится, что враг разбит на голове .

Упражнение 282 (с. 116) устно

Упражнение 286 (с. 117). Разберем устно первое предложение. А теперь выполним упражнение самостоятельно

Объяснительный диктант.

1. Мы радуемся, что ручей родился на припеке и в припрыжку мчится от зимы (С. Смирнов). 2. Всю ночь туман, а поутру весенний воздух млеет. (И. Бунин). 3. Машина мчалась вслепую. (П. Проскурин). 4 Бои шли вкруговую, часто переходя в рукопашные схватки. (М. Шолохов) 5. Доведется ли вам в Балтике погулять- это ещё бабушка надвое сказала. (А. Кронин)

VI. Закрепление материала

Теперь, я думаю, вам не составит труда помочь лингвистам. Пожалуйста, заполните колонки.

VII. Подведение итогов.

Уже к концу подходит наш урок.
Пришла пора нам подвести итог.

Что узнали на уроке? Чему научились?
Надеюсь, что теперь чуть легче будет вам
Писать одну из самых сложных орфограмм.

VII. Домашнее задание. Таблицу выучить, записать свои примеры наречий по таблице.

Урок 2. Слитное и раздельное правописание наречий, образованных от существительных с пространственным и временным значением .

Цели: 1) закрепление знаний о слитном и раздельном написании приставок в наречиях;

2) развитие навыков развития речи, работа с текстом

3)пунктуация: запятая в сложном предложении с союзом а и без союза

I. Оргмомент
Ребята, сегодняшний урок мы посвящаем повторению правил слитного и раздельного правописания наречий, а также выучим правила слитного и раздельного правописание наречий, образованных от существительных с пространственным и временным значением.
II . Проверка домашнего задания .

Работа с таблицей.

Слитно

1. наречия, образованные путем соединения предлогов-приставок, с краткими и полными прилагательными (сгоряча), наречиями (донельзя), собирательными числительными (кроме предлога по (вчетвером), местоимениями (отчего)
Искл.: на боковую, на мировую, на попятную.
2. наречия, не употребляющиеся без приставок (впотьмах, насмарку, вдребезги, дотла).

3. наречия с пространственным и временным значением (вправо, сначала). Их нужно отличать от существительных с предлогами.

Через дефис

1. наречия, образованные от прилагательных и местоимений при помощи приставки по- суффиксов -ому, -ему, -цки, - ьи (по-доброму, по-зимнему, по-дружески, по-собачьи).

2. наречия, образованные от порядковых числительных при помощи приставки в- или во- (в-третьих, во-вторых).

3. наречия, образованные с помощью повторения синонимов, или слов, связанных ассоциативно (быстро-быстро, тихо-смирно)

4. неопределенные местоимения-наречия с частицами –то, -либо, -нибудь, -кое (когда-то, куда-либо)

Раздельно

1. наречия, образованные повтором имен существительных с предлогом (слово в слово)
Искл.: точь-в-точь

2. наречия, образованные при помощи от существительных, начинающихся с гласной буквы (в одиночку)

Прочитайте по цепочке примеры наречий, которые вы написали дома.
-На столах у вас карточки, я читаю слово вы поднимаете соответствующие карточки. (дополнительно слайд на экран )

(За)ранее – заранее (пр.+нар.)
(на)двое – надвое (пр.+соб. числ.)

(на)пропалую – напропалую (не употр.)
(с)молоду – смолоду (пр.+прил.)(по)русски – по-русски (приставка и суфф.)
(мало)помалу – мало-помалу (повторение однокор. слов)
(худо)-бедно – худо-бедно (повторении синонимов)
(по)птичьи – по- птичьи (приставка и суфф.)
(в)пятых – в-пятых (приставка в и порядк. числ.)
(в)открытую – в открытую (начинается с гл. буквы)
III. Объяснение нового материала

Я приглашаю вас в путешествие на воздушном шаре. Согласны? (слайд-шоу) А знаете ли вы, что 21 ноября 1783 года был самый знаменательный день в истории воздухоплавания. В этот день два отважных француза: Пилатр де Розье и маркиз д’Арланд впервые в истории совершили полёт на воздушном шаре братьев Монгольфье. Воздухоплаватели достигли высоты 915 м и за 25 минут покрыли расстояние в 9 км.

Закройте глаза и полетели.

Полет на воздушном шаре похож на волшебный сон! Полет на воздушном шаре в полном безветрии и тишине прерываемой изредка шумом горелки, в архаичной и красивой плетеной ивовой корзине, над гладью пруда с касанием дном корзины поверхности воды! Шишки, свисающие с верхушек сосен и елей в корзину воздушного шара! Тень от шара на земле молчаливо сопровождающую вас в полете. Золотые купола сельского храма, торжественно проплывающие мимо на расстоянии вытянутой руки! Свободно, привольно, весело чувствуем мы себя, проносясь над пестро и ярко раскрашенными лесами, над сжатыми нивами, над деревнями, пересекая самым причудливым образом извивающиеся ленты рек и ручьев, всматриваясь со страшной жаждой нового в далекий, вечно раскрывающийся горизонт, не покажется ли, не откроется ли еще что-нибудь.
А что увидите дальше, вы мне расскажите сами.

Текст на слайде №2

1.Увидели вдали спину чудовища, взойти наверх, сначала все было тихо, дождь пошел не вовремя

2.В дали голубой скрылся пароход, взобрался на верх горы,. это было в начале лета, во время каникул.

Сопоставьте словосочетания. Что видим? (в первом случае наречия, во втором сущ. с предлогом ) Ребята, задайте вопрос к наречиям (где?, когда?). К каким разрядам относятся? (места (или пространства) и времени )
Обратите внимания как пишутся эти наречия? (слитно ). Как будет звучат тема нашего урока? (слайд № 3 )

Запишем в тетрадь
Слайд № 4 Рассмотрите таблицу. Сформулируйте правило.

Работа с карточками. (у каждого на парте)
Разберем первый пример: слово
в начале в данном предложении наречие или сущ. с предлогом (сущ. с пред., есть зависимое слово книга ). Запишем в соответствующий столбик (сущ. с пред)

наречие

Примеры

Сущ. с предлогом

В*начале книги этот персонаж еще упоминается пару раз, а потом о нем ни слова.

В *даль туманную уходит теплоход.

Науку изучают с азов, дружбу берегут с *начала.

Узкая тропа вела в*глубь.

Ах, если бы можно было зажить с*начала.

В *начале осени стояли солнечные дни.

По*низу юбки шли вышитые узоры.

Сосуд был наполнен до*верху.

В* верху страницы находился герб страны.

V. Формирование умений и навыков

1.Упражнение № 216 (рабочая тетрадь ч. 1)

2.Упражнение № 217

VI.Закрепление материала. Работа с тестом. (слайд № 5)

1.Прочитайте текст. Определите его стиль. Докажите. Определите тип речи. Докажите. Объясните пропущенные орфограммы и пунктограммы.
Герой наш отв…чал всем и каждому и чу…ствовал какую(то) ло…кость (н…)обыкновен…ую раскланивался (на)прав… и (на)лев… по обыкновению своему несколько (на)бок, но совершен…о свободно и так что оч…ровал всех. Дамы тут же о…ступили его бл…стающею г…рля ндою и нан…сли с собой целые обл…ка всякого рода благоуханий: одна дышала розами, от другой несло фиалками, третья вся (на)сквозь была продушен…а резедой. Чичиков подымал только нос (к)верху да нюхал. В нарядах их вкусу было пропасть: муслины атласы, кисеи были таких бледных модных цв…тов, каким даже и названия нельзя было подобрать до такой степени дошла тонкость вкуса. А между тем герою нашему готовилась пр…неприятнейшая(н…)ожиданность.
(Н.В.Гоголь)
2.Запишите предложения. Вставив пропущенные буквы. Раскрыв скобки и расставив знаки препинания. (
работаем с объяснением у доски один ученик-одно предложение, остальные в тетрадь ).

Мы были вынуждены св..рнуть в (лево) и с (начала) ехать шагом лишь из(редк..) рысц..й мало(помалу) продв..гаясь в (перед).


СЛИТНОРАЗДЕЛЬНО Наречия, образованные соединением предлогов В и НА с собирательными числительными: вдвое, натрое Наречия, образованные соединением других предлогов с собирательными числительными: по одному, по двое, на троих Наречия, образованные приставочным способом от других наречий: доныне, напротив, насквозь, позавчера Предлоги с наречиями, образованными от существительных, начинающихся с гласной: в охапку, в упор, до упаду Наречия, образованные приставочно- суффиксальным способом от прилагательных: вплотную, вкрутую, зачастую Предлоги с наречиями, образованными от прилагательных, начинающихся с гласной: в открытую, в общем Наречия, образованные приставочным способом от существительных, если при них нет пояснительных слов: вначале, вверх, налицо Наречия, образованные от сочетаний существительных с предлогами: с ходу, с лету, за границей, под мышками, из-под мышки Наречия в сравнительной степени: получше, покрасивее Наречия, образованные от сочетаний с предлогами двух существительных: в конце концов, бок о бок, с глазу на глаз



«Мягкий знак после шипящих в различных частях речи» Есть Ь Существительные 3 склонения: Мышь, ветошь Глаголы 2 л. ед.ч. в изъяв. и повел.накл. ед. и мн.ч. Ешь – ешьте Пытаешься Намажь - намажьте НЕТ Ь В существительных 2 скл.: Кумач, плащ В существительных 1 скл. во мн.ч Р.п: Дача - дач, туча-туч В кратких прилагательных: Горючий – горюч, могучий - могуч


I. Сначала выучи правила; с начала весны; пойти на встречу с друзьями; бежать навстречу; подняться наверх; посмотреть на верх мачты; в дали моря; нырнуть вглубь; в глубь реки; надеяться на удачу; шли наудачу; во время урока; сделать работу вовремя; виднеться в дали голубой.

II. Подойти вплотную; сложить вчетверо; броситься врассыпную; стояли втроем; сидели по двое; оказаться в тупике; носить книги под мышками; смотреть в упор; сказать в сердцах; передвигаться с трудом; сохранить на века; остаться в памяти навеки; разлететься вдребезги; бежать наперегонки; идти вразвалку; говорить вполголоса; идти на попятную; подойти поближе; перекусить наскоро; сделать в насмешку; встать на цыпочки; насилу уговорил; увидел неподалеку.

Предупредительные диктанты

I. 1) Невдалеке время от времени вспыхивал красный фонарь светофора. (В. Пронин) 2) Теперь нужно быть вдвое осторожнее. 3) В начале февраля весна сделала свой первый налет. (Ф. Абрамов) 4) Надо было спешить на встречу с аквалангистами. 5) Иссиня-зеленая трава. Такая бывает только в начале лета. (Ф. Абрамов) 6) Навстречу по посыпанной гравием дорожке спешил парень в кожаной куртке нараспашку. 7) Около двух часов поднимались мы все-таки кверху. (В. Короленко) 8) Она ловко, но мягко подхватила его под мышки, приподняла, усадила. (В. Катаев) 9) С обоих берегов вплотную к воде подступала тайга, вдали подернутая фиолетовой дымкой. (А. Казанцев) 10) Жалобно выл ветер, словно навеки прощаясь с землей. (А. Казанцев) 11) Люди бросились врассыпную. 12) Вместе с зонтиком под мышкой у него был зажат какой-то небольшой предмет. (А. Казанцев) 13) Я сделал несколько нелегких шагов навстречу прямо-таки озверевшему ветру и вышел на самый берег. (В. Попов) 14) Мальчик, по-взрослому щурясь, грозил ему измазанным в шоколаде пальцем. (Стругацкие) 15) Он, по-видимому, удивился и некоторое время молчал. (Стругацкие)

II. 1) В глубь небольшого поселка вела асфальтированная дорога. (В. Пелевин) 2) Все так же вглубь ведет тропинка, что вьется сквозь игристый снег. (В. Ленцов) 3) Свесив ноги, они сидели на высоком деревянном заборе в начале набережной. (В. Пелевин) 4) И сразу на крыльцо вышла им навстречу маленькая старушка. (А. Адамов) 5) Пошел дождь, вначале падавший редкими каплями. 6) В начале сентября вдруг ударил ранний мороз. Днем ледком начали затягиваться лужи, хрустела побелевшая трава. Ночью мороз обещал быть по-зимнему крепким. (По Э. Шиму) 7 ) Впоследствии мне много раз доводилось любоваться северным сиянием. ( И . Соколов-Микитов)

III. Совсем по-новому смотрел он теперь на своих друзей. Во-первых, долгий путь бок о бок волей-неволей проверил каждого, во-вторых, как-никак все трудности пережили вместе, в-третьих, стали по-своему ближе друг другу, точь-в-точь как в песне о друге.

(А. Иллюминаторская)