История персонажа. Бестиарий: Бестиарий

25Янв

Что такое Голем

Голем – это жуткий монстр, изготовленный из глины в форме огромного человека, основная цель которого защита и исполнение желаний своего создателя.

Происхождение големов или кто их придумал?

Данные существа происходят из еврейского . В большинстве историй, создателями големов были раввины. Основная идея заключалась в том, что святой человек и его близость к Богу, получает божественную силу, которая может вдохнуть жизнь в глиняную фигуру. Но, так как создатель голема не является Богом, то и даровать душу своему созданию он не может. Таким образом, творение уступает человеку в форме, интеллекте и свободе воли. Также из-за отсутствия души големы лишены дара речи.

Большинство историй о големах датируются периодом средневековья. По большому счету эти создания выступали защитниками еврейского народа или карающей силой против обидчиков.

Голем в легендах. Инструкция как создать голема в домашних условиях?

В некоторых легендах описан процесс создания данных существ. После изготовления глиняной фигуры, святой человек должен написать на лбу священное слово, оживляющее монстра. В некоторых источниках сказано, что это слово писали на листе бумаги или табличке, затем помещали ее в рот голему. В первой опубликованной истории об этом чудовище, а именно в коллекции еврейских сказок от 1847 года указано, что для оживления нужно написать слово «Эмет» (истина ). Для отключения необходимо стереть первую букву в слове, что бы получилось – Мет (смерть ). После чего жизнь покинет глиняную форму.

Позже, в 19-м веке, голем вошел в сферу западноевропейской культуры и фольклора. Христианское духовенство начало использовать его образ как символ чрезмерной опасности при использовании . Под этим влиянием появилась история о том, как создатель теряет контроль над созданным существом.

Слово "голем" в ранних еврейских текстах

Слово «голем» происходит от слова гелем (ивр. גלם ‎) обозначающие «необработанный, сырой материал», либо просто глина.

Согласно другой гипотезе, оно происходит от древне-еврейского "галам" - он свернул, завернул.

Легенды о големе

Всем легендам о големе присущи представления о том, что это существо создается из девственно чистой материи и что оно лишено дара речи.

В легенде 14 в. сотворение голема приписано даже пророку Иеремии и Сире.

Популярна была легенда 17 в. о рабби Элияху из Хелма (середина 16 в.), который создал голема из глины, но вскоре превратил его в прах, испугавшись исполинских размеров, которые тот быстро принял, и опасаясь, что его огромная все возрастающая сила будет способна разрушить мир.

Наибольшую известность приобрела легенда о големе, созданном якобы Иехудой Лива бен Бецалелем (Махарал) из Праги для исполнения разных «чёрных» работ, трудных поручений, имеющих значение для еврейской общины, и главным образом для предотвращения кровавого навета путём своевременного вмешательства и разоблачения.. Чтобы голем, исполнявший обязанности слуги, не работал в Шабат , рабби Иехуда Лива на исходе пятницы извлекал из-под его языка записку с тетраграмматоном , этим лишая его способности двигаться. Забыв однажды сделать это вовремя, рабби Иехуда Лива догнал голема в самый момент наступления Шабата, но когда он вырвал у него изо рта магическую записку, тот превратился в бесформенную массу глины.

Известны и другие големы, созданные по народному преданию разными авторитетными раввинами - новаторами религиозной мысли. В этой легенде народная фантазия как бы оправдывает противление социальному злу некоторым, хотя бы и робким, насилием: в образе голема как бы легализуется идея усиленной борьбы со злом, переступающая границы религиозного закона; недаром голем по легенде превышает свои «полномочия», заявляет свою волю, противоречащую воле его «создателя»: искусственный человек делает то, что по закону «неприлично» или даже преступно для естественно-живого человека. Во всем этом - богоборческий смысл голема. Но богоборческое начало в народной фантазии не имеет самодовлеющего значения: оно лишь разновидность протеста против социального и национального гнета.

Несмотря на явно легендарный характер преданий о големе, его существование допускалось, по-видимому, и поздними авторитетами Галахи . Так, Цви Хирш Ашкенази и его сын Я. Эмден (потомки рабби Элияху из Хелма) в своих респонсах рассматривают вопрос о том, допустимо ли включение голема в миньян . Некоторые авторитеты даже утверждали, что голема можно безнаказанно лишить жизни, поскольку он не наделен душой, а мясо животных, созданных путем магических таинств, можно употреблять в пищу и не соблюдая правил ритуального убоя.

Голем в литературе

Западноевропейская литература

В западноевропейскую литературу мотив голема вводят романтики (Арним, Изабелла Египетская; реминисценции этого мотива можно указать у Гофмана и Гейне); для них голем - экзотический (немецкая романтика воспринимает очень остро экзотику гетто) вариант излюбленного ими мотива двойничества. В новейшей литературе известны два значительных произведения на эту тему: в немецкой - роман Густава Майринка - и в еврейской - драма Лейвика.

«Голем» Майринка по существу - социальная сатира на мессианизм. Он - символ массовой души, охватываемой в каждом поколении какой-то «психической эпидемией», - болезненно страстной и смутной жаждой освобождения. Голем возбуждает народную массу своим трагическим появлением: она периодически устремляется к неясной непостижимой цели, но, как и «Голем», становится «глиняным истуканом», жертвой своих порывов. Человек, по Майринку, все более и более механизируется жестокой борьбой за существование, всеми последствиями капиталистического строя, и он такой же обречённый, как и голем. Это глубоко пессимистическое произведение следует рассматривать как художественную реакцию на «освободительные идеи» империалистической бойни со стороны средней и мелкой буржуазии.

Поэзия

Более углублённо трактует голема еврейский поэт Лейвик. Голем для него символ пробуждающейся народной массы, ее революционной, еще неосознанной, но могучей стихии, стремящейся окончательно порвать с традициями прошлого; ей это не удается, но она возвышается над своим вождем, противопоставляет ему свою личную волю, стремится подчинить его себе. Философская углубленность образа выражается в том, что творение, насыщенное социальными потенциями, продолжает и хочет жить своей собственной жизнью и соперничает со своим творцом. Лейвик в своем «Големе» вышел за пределы легенды, расширил ее, запечатлев в нем грозные предчувствия грядущих социальных катастроф, отождествив его с массой, которая больше не хочет быть орудием сильных и имущих. Стихотворение Х. Л. Борхеса «Голем» описывает голема как неудавшуюся копию человека.

Фантастика

В творчестве писателей-фантастов, голем нередко рассматривается и используется в качестве примитивного робота, с заложенной в него программой. В отличие от магического оживления голема, используемого в жанре фэнтези, в фантастике для этого используются процессы, основанные на реальных или вымышленных физических законах. Нередки случаи, когда для оживления голема, необходимо подобрать буквенный код .

Такой образ голема встречается в произведениях современных писателей:

Фэнтези

Големы часто присутствуют в современной литературе жанра фэнтези. Здесь они обычно представляют собой изначально неживых человекоподобных существ, собранных из какого-либо материала (глины, дерева, камня и т. п.) и оживлённых с помощью магии . Как правило, они подчиняются и полностью контролируются создавшими их волшебниками, которые используют их в качестве стражей или работников, так как големы не чувствительны к боли, слабоуязвимы и не устают.

Список фентези рассказов и вселенных, в которых присутствует или упоминается голем:

  • Големы в Плоском мире Терри Пратчетта.
  • в «Игроземье» Кевина Андерсона.
  • В трилогии Бартемиуса Шаблон:Translation2, во второй книге «Шаблон:Translation2».

Голем в кинематографе

Легенда о Големе стала сюжетной основой для нескольких художественных фильмов. Среди них наиболее известны фильмы «Голем» (Der Golem, 1915) и «Голем: как он пришел в мир» (Der Golem, wie er in die Welt kam, 1920) - последний, пересказывающий легенду о создании и первом бунте Голема, считается классическим киновоплощенем этого сюжета. Во многом благодаря выразительному исполнению роли Голема Паулем Вегенером, образ оживленного магией глиняного человека приобрел широкую известность, хотя впоследствии и был потеснен схожим по смыслу образом Чудовища, созданного Франкенштейном.

В 1936 году фильм «Голем» снял Жюльен Дювивье.

Легенда о Големе легла в основу серии «Kaddish» 4-го сезона сериала «Секретные материалы».

В СССР в 1950-е годы прошёл остроумный и зрелищный чешский фильм «Пекарь императора» (Cisaruv pekar, pekaruv cisar , режиссёр Мартин Фрич, 1951), где голем тоже появляется и играет важнейшую роль в развитии сюжета.

В «Бесславных ублюдках» Квентина Тарантино (2009 г.) аналогия с Големом применялась Гитлером к отряду американских евреев, уничтожавших бойцов рейха и бесследно исчезавших, порождая панику среди солдат.

В сериале «Шерлок», снятом в 2010 году о Шерлоке Холмсе на современный лад, был использован миф о Големе и сопоставлен с наемным убийцей, который «выдавливал» жизнь из людей голыми руками.

Голем в театре

Легенды о големе (особенно о пражском) легли в основу многих литературных, музыкальных и сценических произведений 20 в. Среди них - спектакль «Хабимы» (первая постановка: Москва, 1925) по драматической поэме Х. Лейвика «Дер гойлем» (1921; перевод на иврит Б. Каспи, музыка М. М. Мильнера, 1886–1953) и две композиции И. Ахрона под тем же названием. В 1926 г. во Франкфурте была поставлена опера «Голем» Э. Ф. Д’Альбера (1864–1932), а в 1962 г. в Вене - одноименный балет по хореографическому плану Эрики Ханка (1905–58), на музыку Ф. Бёрта (родился в 1926 г.).

23 ноября 2006 года в театральном дворце «Dum u Hybern» в Праге состоялась премьера мюзикла «Голем». Музыкальный спектакль написан Карелом Свободой, Зденеком Зеленкой и Лу Фананеком Хагеном и поставлен режиссёром Филипом Ренком. Мюзикл играется на чешском языке и сопровождается английскими субтитрами.

Голем в современной публицистике

Образ Голема приобрел специальное значение в совеременной российской общественно-политической публицистике после появления в конце 1980-х в самиздате эссе Андрея Лазарчука и Петра Лелика. В статье, где предлагалась оригинальная модель функционирования и развития советской административной системы, «Големом» назывался административный аппарат, понимаемый как информационный организм, преследующий собственные цели, отличные и от целей государства в целом, и от целей отдельных чиновников. Термин «административный Голем» в сходном значении широко использовался такими публицистами, как Сергей Переслегин, Константин Максимов и другими.

Голем в компьютерных играх

Во многих играх жанра фэнтези есть разновидность существ «голем». Например: Castlevania, Final Fantasy, Ultima III: Exodus, Heroes of Might and Magic, Diablo/Diablo II, Gothic, Kingdom of Loathing, Проклятые земли, Warcraft 3, World of Warcraft, Master of Magic, Lineage 2, Ведьмак, Nox, Perfect World, Dragon Age: Origins. В играх голем обычно механический либо глиняный человек, созданный или оживлённый магией.

Http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0 , которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Голем — исскуственный человек робот

5 (100%) 1 vote[s]

Го́лем - персонаж еврейской мифологии. Человек из глины, оживлённый каббалистами с помощью тайных знаний - по аналогии с Адамом, которого Бог создал из глины.

Голем - глиняный великан, которого, по легенде, создал праведный раввин Лёв для защиты еврейского народа.

Весьма распространённая, возникшая в Праге еврейская народная легенда об искусственном человеке («големе»), созданном из глины для исполнения разных «чёрных» работ, трудных поручений, имеющих значение для еврейской общины, и, главным образом, для предотвращения кровавого навета путём своевременного вмешательства и разоблачения.

Как был создан Голем?

Дело было в 1580 г. Священнослужитель по имени Тадеуш, ярый противник евреев, снова пытался нарушить покой и согласие и вызвать новые суеверные обвинения против евреев. Рабби Лев вовремя узнал об этом и во сне задал небу вопрос, какими средствами начать борьбу со злым врагом.

Он получил следующий разложенный по алфавиту ответ:

«Ata Bra Golem Dewuk Hachomer Wrtigzar Zedim Chewel Torfe Jisrael.»
«Сотвори Голема из глины и уничтожь пошлую чернь, пожирающую евреев.»

Рабби Лев истолковал сочетание слов так, что он может при помощи открытого ему небом числа букв создать из земли живое существо. Он велел привести своего зятя Ицхака бен Симеона и его ученика, левия Якоба бен Хайим Сассона, и поведал им тайну о возможности создания Голема: «Я требую вашей помощи потому, что для его сотворения нужны четыре стихии: ты, Ицхак — стихия огонь, ты, Якоб — вода, я сам — воздух, мы вместе создадим из четвертой стихии — земли, Голема». Он подробно научил их тому, как нужно сначала освятиться и очиститься, чтобы подготовиться к великому делу сотворения искусственного человека.

Оживление Голема

В установленный день работа проходила при свете факела и под чтение псалмов в лихорадочной спешке. Они вылепили из земли фигуру мужчины длиной в три локтя. Голем лежал лицом вверх. Потом мужчины стали у его ног так, чтобы смотреть ему прямо в лицо. Он лежал без движения, словно мертвец. Тут рабби Лев приказал священнику Ицхаку семь раз обойти вокруг глиняного тела справа налево, доверив ему цируфим, фразу, которую тот должен при этом произнести. Когда так случилось, глиняное тело стало огненно-красным.

Рабби Лев велел и левию Якобу обойти тело справа налево точно столько же раз, сообщив и ему определенный для его стихии цируфим. Когда тот завершил свое задание, огненно-красный цвет исчез, и в глиняном теле потекла вода, из кожи пробились волосы, а на пальцах — ногти.

Тут рабби Лев сам обошел глиняное тело, вложил ему в рот написанный на пергаменте шем и, кланяясь к востоку и западу, югу и северу, все трое одновременно произнесли слова: «И вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою.» И вот благодаря трем стихиям: огню, воде и воздуху, четвертая стихия — земля, ожила. Голем, открыв глаза, озирался, будто в изумлении.

Пражская синагога где по преданию на чердаке хранятся останки Голема

Рабби Лев сказал ему: «Вставай на ноги!» И он встал. Потом на него надели одежду шамеса, и вскоре он выглядел, как нормальный человек. Только дара речи ему не доставало. Но позже выяснилось, что так даже лучше. На рассвете все четверо пошли домой.

По пути рабби Лев сказал Голему: «Знай, что мы тебя сотворили из кома земли. Твоя задача — защищать евреев от преследований, тебя будут звать Йозеф, и ты будешь ночевать в раввинате. Ты, Йозеф, должен слушаться моих приказов, куда и когда бы я тебя ни послал, в огонь и воду, если я тебе прикажу прыгнуть с крыши и если я тебя пошлю на дно моря.» Йозеф кивнул головой в знак согласия. Дома рабби Лев сказал, что на улице встретил немого незнакомца, и так как ему стало его жалко, он принял его в слуги раввината. Однако дома он запретил использовать Голема для личных нужд.

Упавшая Тора

Случилось, что в день примирения в 1587 г. в Староновой синагоге, где молился рабби Лев, глава общины уронил тору, кладя ее в шкатулку после послеобеденного чтения. Событие вызвало среди всех собравшихся членов общины ужас, так как с незапамятных времен такой случай считался дурным предзнаменованием. Рабби Лев тоже взволновался и сразу приказал всем присутствующим на следующий день поститься. В понедельник он спросил во сне, какой грех является причиной дурного случая.

Голем – несомненно, одно из самых известных «лиц», которые шли по улицам Праги. Однако, его известность – наверное, единственная вещь, которая ясна о нем.

Однако, он не получил ясного ответа, а только лишь отдельные буквы, которых он никак не мог понять. Поэтому он написал их на бумагу и дал Голему, поручив ему найти из них ответ.

Просмотрев полоску бумаги, Голем сразу же вынул из книжного шкафа один молитвенник, открыл его и показал ту главу, которую в день смирения читали из торы. Буквы, показанные Рабби Леву, были сокращением заповеди «не желай жены ближнего твоего».

Рабби Лев теперь знал, что уронивший тору мужчина был во внебрачной связи, поэтому тора и выскользнула у него из рук. Он позвал мужчину к себе и доверительно рассказал ему о слове из сна. Тот, плача, признался в своем грехе и просил раввина поручить ему покаяние. Но рабби Лев пошел еще дальше, расторгнув, по законам Моисея, брак неверной женщины и ее мужа.

«Голем, как он пришёл в мир» - немой художественный фильм эпохи киноэкспрессионизма. Снят Карлом Бёзе и Паулем Вегенером по мотивам еврейской легенды

Голем приходит в ярость

Рабби Лев ввел обычай давать Голему по пятницам, после обеда, своего рода дневной план, потому что в шаббат он хотел общаться с ним только в крайнем случае. Как правило, рабби Лев велел ему не делать в шаббат ничего другого, кроме как стоять на посту и быть осторожным.

Однажды рабби Лев забыл в пятницу после обеда дать Голему его дневной план. И вот Голем остался без занятия. Едва день подошел к исходу, и все готовились к шаббату, Голем стал бегать, будто бешеный, по еврейскому городу, желая все уничтожить. Факт, что у него нет никакого занятия, его так же напугал, как и взбесил. Увидев это, люди убегали с криком: «Йозеф Голем сошел с ума!»

Возникла страшная паника, и вскоре весть об этом донеслась до Староновой синагоги, где молился рабби Лев. Он выбежал и, не видя Голема, все-таки закричал в пустоту: «Йозеф, остановись!»

И тут люди увидели, что Голем сразу же остановился как вкопаный, преодолев силу своей дикости. Рабби Леву сообщили, где стоит Голем, раввин подошел к нему и шепнул на ухо: «Иди домой и ложись спать.» И Голем послушался его, как дитя. Затем Рабби Лев вернулся в молитвенный дом и приказал спеть еще раз песню для шаббата. С этой пятницы никогда не случалось, чтобы он забыл дать Голему его дневной план, зная, что Голем способен опустошить всю Прагу, если его вовремя не успокоить.

Уничтожение Голема

Когда прошло много времени, и общине больше не грозила злостная клевета, рабби Лев позвал к себе своего зятя Ицхака, левия и ученика Якоба, которые содействовали при сотворении Голема, и сказал им: «Теперь Голем стал лишним, так как нам уже не надо опасаться злых обвинений. Поэтому мы уничтожим его».

Дело было в начале 1593 г. Рабби Лев приказал Голему, чтобы он на этот раз не ночевал в раввинате, а перенес свою постель на чердак Староновой синагоги и переночевал там. Все происходило тайно, так как была полночь.

В два часа ночи к рабби Леву пришли его зять и левий Якоб, и он спросил их, может ли мертвый, каким является Голем, представлять собой, как и другие мертвые, предмет загрязнения. Это был очень важный вопрос, так как иначе священнослужитель не мог бы участвовать в уничтожении Голема, но рабби Лев решил, что на этот вопрос надо ответить отрицательно. Тогда все трое поднялись со слугой на чердак, где спал Голем.

Мужчины приступили к уничтожению Голема. Они делали все противоположно тому, как во время сотворения. Если, создавая его, они стояли у ног Голема, то сейчас они стали к его голове. Слова из Книги Бытия также читались наоборот.

После этого Голем снова стал земляным комом, как до своего оживления. Потом Рабби Лев позвал слугу, взял у него свечи и приказал ему раздеть Голема до рубашки. Одежду он велел незаметно сжечь. Застывшего Голема потом укрыли старыми одеяниями и остатками книг, хранимых по еврейскому обычаю на чердаке синагоги.

Утром на еврейских улицах узнали, что Йозеф Голем исчез ночью из города. Только несколько человек знали правду. Рабби Лев приказал объявить во всех синагогах и молитвенных домах о строгом запрете входить на чердак Староновой синагоги. Остатки книг и других священных предметов не могли там больше храниться.

Известны и другие големы, созданные по народному преданию разными авторитетными раввинами - новаторами религиозной мысли. В этой легенде народная фантазия как бы оправдывает противление социальному злу некоторым, хотя бы и робким, насилием: в образе Голема как бы легализуется идея усиленной борьбы со злом, преступающая границы религиозного закона; недаром Голем по легенде превышает свои «полномочия», заявляет свою волю, противоречащую воле его «создателя»: искусственный человек делает то, что по закону «неприлично» или даже преступно для естественно-живого человека.

Идея Голема, как существа, созданного искусственно для выполнения работы, является предшествующей идее роботехники. При этом, факт проявления Големом мышления, не предусмотренного создателем, позже широко используется в сюжетах «восстания машин».

В творчестве писателей-фантастов голем нередко рассматривается и используется в качестве примитивного робота с заложенной в него программой. В отличие от магического оживления голема, используемого в жанре фэнтези, в фантастике для этого используются процессы, основанные на реальных или вымышленных физических законах. Нередки случаи, когда для оживления голема необходимо подобрать буквенный код.

Согласно одной из гипотез, «голем» происходит от слова гелем (ивр. גלם ‎), означающего «необработанный, сырой материал» либо просто глина. Корень ГЛМ встречается в Танахе (Пс. ) в слове галми (ивр. גלמי ‎), обозначающем «моя необработанная форма». Уже в раннем идише слово гойлем приобрело переносное значение «истукан», «глупый и неповоротливый человек», «болван», перекочевавшее и в современный иврит.

Согласно другой гипотезе, слово происходит от древне-еврейского galam - он свернул, завернул.

Другой вариант происхождения слова: само слово пришло из ареала Персидской империи, из восточных легенд (урду گولیمار , индийские и прочие восточные языки). Пример: Пакистан. GOLI (bullet) and MAR (fire), слово - Голимар (процесс обжигания глины). В связи с увлечениями в Европе с конца XVII века восточными легендами и сказками и их переработкой.

Легенда

Голем - глиняный великан, которого, по легенде, создал праведный раввин Лёв для защиты еврейского народа.

Весьма распространённая, возникшая в Праге еврейская народная легенда об искусственном человеке («големе»), созданном из глины для исполнения разных «чёрных» работ, трудных поручений, имеющих значение для еврейской общины, и главным образом для предотвращения кровавого навета путём своевременного вмешательства и разоблачения.

Исполнив своё задание, голем превращается в прах. Создание голема народная легенда приписывает знаменитому талмудисту и каббалисту - главному раввину Праги, Махаралю Йехуде Бен Бецалелю. Голем будто бы возрождается к новой жизни каждые 33 года. Легенда эта относится к началу XVII века . Известны и другие големы, созданные по народному преданию разными авторитетными раввинами - новаторами религиозной мысли. В этой легенде народная фантазия как бы оправдывает противление социальному злу некоторым, хотя бы и робким, насилием: в образе голема как бы легализуется идея усиленной борьбы со злом, переступающая границы религиозного закона; недаром голем по легенде превышает свои «полномочия», заявляет свою волю, противоречащую воле его «создателя»: искусственный человек делает то, что по закону «неприлично» или даже преступно для естественно-живого человека.

Отражение в культуре

Литература

Западноевропейская литература

В западноевропейскую литературу мотив голема вводят романтики (Арним , «Изабелла Египетская» ; реминисценции этого мотива можно указать у Мэри Шелли в романе «Франкенштейн, или Современный Прометей»Гофмана и Гейне); для них голем - экзотический (немецкая романтика воспринимает очень остро экзотику гетто) вариант излюбленного ими мотива двойничества. В новейшей литературе известны два значительных произведения на эту тему: в немецкой - роман Густава Майринка , и в еврейской - драма Лейвика.

«Голем» Майринка по существу - социальная сатира на мессианизм . Он - символ массовой души, охватываемой в каждом поколении какой-то «психической эпидемией», - болезненно страстной и смутной жаждой освобождения. Голем возбуждает народную массу своим трагическим появлением: она периодически устремляется к неясной непостижимой цели, но, как и «Голем», становится «глиняным истуканом», жертвой своих порывов. Человек, по Майринку, все более и более механизируется жестокой борьбой за существование, всеми последствиями капиталистического строя, и он такой же обречённый, как и голем. Это глубоко пессимистическое произведение следует рассматривать как художественную реакцию на «освободительные идеи» империалистической бойни со стороны средней и мелкой буржуазии.

Легенду о глиняном чудище, созданном в Праге в конце XIV века, пересказал для детей нобелевский лауреат Исаак Башевис Зингер .

Русская литература

В русской литературе можно отметить роман Олега Юрьева «Новый Голем, или Война стариков и детей» , в котором големический миф используется для ядовитой цивилизационной сатиры: в романе, среди прочего, рассматриваются три варианта истории Голема, якобы похищенного нацистами (в целях создания «универсального солдата») с чердака Староновой синагоги в Праге. Герой романа, «петербургский хазарин» Юлий Гольдштейн, сталкивается со следами Голема (и с ним самим) и в Америке, и в Петербурге, и в Жидовской Ужлабине - Юденшлюхте, городке на чешско-немецкой границе, где во время войны проводились испытания «големического оружия».

К образу Голема (в качестве сравнения) нередко прибегает писатель и публицист Максим Калашников .

Поэзия

Более углублённо трактует голема еврейский поэт Лейвик. Голем для него символ пробуждающейся народной массы, её революционной, ещё неосознанной, но могучей стихии, стремящейся окончательно порвать с традициями прошлого; ей это не удается, но она возвышается над своим вождем, противопоставляет ему свою личную волю, стремится подчинить его себе. Философская углубленность образа выражается в том, что творение, насыщенное социальными потенциями, продолжает и хочет жить своей собственной жизнью и соперничает со своим творцом. Лейвик в своем «Големе» вышел за пределы легенды, расширил её, запечатлев в нём грозные предчувствия грядущих социальных катастроф, отождествив его с массой, которая больше не хочет быть орудием сильных и имущих.

Кинематограф

Легенда о Големе стала сюжетной основой для нескольких художественных фильмов. Среди них наиболее известны фильмы «Голем » () и «Голем: как он пришел в мир » () - последний, пересказывающий легенду о создании и первом бунте Голема, считается классическим киновоплощенем этого сюжета. Во многом благодаря выразительному исполнению роли Голема Паулем Вегенером , образ оживленного магией глиняного человека приобрел широкую известность, хотя впоследствии и был потеснен схожим по смыслу образом Чудовища , созданного Франкенштейном . В 1936 году фильм «Голем » снял Жюльен Дювивье .

Легенда о Големе легла в основу серии «Kaddish» 4-го сезона сериала «Секретные материалы ».

В СССР в 1950-е годы прошёл остроумный и зрелищный чешский фильм «Пекарь императора» (чеш. Císařův pekař, pekařův císař , , режиссёр Мартин Фрич), где голем тоже появляется и играет важную роль в развитии сюжета.

В английском фильме 1966 года «Оно!» (It!) герой Родди МакДауэлла использует голема, привезённого в лондонский музей из Праги в корыстных целях. С помощью неограниченных физических возможностей голема он разрушал строения, убивал нежелательных в своей жизни людей и даже пытался добиться расположения девушки, которую любил безответной любовью. Оживить и подчинить голема своей воле герою удалось, когда он положил тому под язык древний свиток, хранившийся в тайнике в теле истукана. Голем, однако, в отличие от классической истории, хотя и не всегда выполнял приказы хозяина, но был верен ему до конца.

В российском сериале «По ту сторону волков II. Ключи от бездны», снятом Сергеем Русаковым в 2004 году. Осень 1947 года. Больше года прошло с того дня, когда была уничтожена банда Сеньки Кривого. Однако в Угольной Линии и её окрестностях снова начинают погибать люди. В милиции с ужасом обнаруживают, что отпечатки пальцев на орудии очередного убийства совпадают с отпечатками пальцев покойного Сеньки. На фоне развития событий проводятся попытки создания советскими учёными нового голема, как оружия нового поколения.

Идея о големе как «боевом роботе» была использована в полнометражном аниме «Slayers Great»(ответвлении аниме-сериала «Рубаки»).

Голема Элиса при помощи написанных мелом слов и нарисованных мелом печатей призывала Шелли Кромвель в аниме «Индекс волшебства»/«Магический индекс» (To Aru Majutsu no Index) с 20 серии 1 сезона и далее.

26 серия японского аниме "Soul Eater" была посвящена големам, их созданию и свойствам. Действие происходило в деревне Лоэв (Чехия), в которой проживали создатели големов(название деревни, вероятнее всего, является выдуманным).

Категории:

  • Персонажи «Книги вымышленных существ» Борхеса
  • Персонажи фильмов
  • Каббала
  • Культура Праги
  • Вымышленное оружие
  • Голем
  • Иудаистическая мифология

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Голем" в других словарях:

    - «ГОЛЕМ» (евр. «Goilom») весьма распространенная, возникшая в Праге еврейская народная легенда об искусственном человеке («Г.»), созданном из глины для исполнения разных «черных» работ, трудных поручений, имеющих значение для еврейской общины, и… … Литературная энциклопедия

Общая информация:

Тип: Rock, Ground

Вес: 300 кг.

Рост: 1,4 м.

Номер Pokedex: 076

Позиция в ТОП самых сильных покемонов по СР: 27

Позиция в ТОП покемонов по здоровью: 30

Позиция в ТОП покемонов по атаке: 46

Позиция в ТОП покемонов по защите: 11

Характеристики:

Максимальный CP: 2303,17

Атака: 176

Защита: 198

Здоровье: 160

Шанс поймать: 10 %

Шанс сбежать: 5 %

Класс: Обычный

Где поймать Golem?

Получить покемона Golem из яиц нельзя, его можно эволюционировать из Graveler, а также есть вероятность его поймать. Нахождение покемона в Pokemon Go часто зависит от того, где Вы находитесь, от типа покемона, времени и иногда даже погоды. Найти покемона Golem можно на карте Вашего района.

Быстрые атаки:

Название атаки Тип атаки Урон Скорость атаки Энергия Урон в секунду Урон с бонусом
Mud Slap 15 (18,75) 1,35 сек 9 11,1 13,9
Rock Throw 12 (15) 1,36 сек 7 8,8 11

Особые атаки:

Название атаки Тип атаки Мана для атаки Урон Скорость атаки Энергия Урон в секунду
Ancient Power 35 (43,75) 3,6 сек -25 9,7 (12,2)
Earthquake 100 (125) 4,2 сек -100 23,8 (29,8)
Stone Edge 80 (100) 3,1 сек -100 25,8 (32,3)

Лучшая комбинация атак Golem: Mud Slap + Stone Edge. Но как Вы можете убедиться из расчетов ниже, самой эффективной является комбинация атак: Mud Slap + Earthquake.

Расчет комбинации атак Golem

Так как время атак различное, частота применения особой атаки тоже разная, то PokemonGoKak рассчитал средний урон в секунду от комбинации атак всех покемонов для удобного сравнения. Урон при лучшей комбинации атак Golem выглядит следующим образом:

Название атаки Урон Время Энергия Весь урон Все время Вся энергия
1 Mud Slap 18,75 1,35 9 18,75 1,35 9
2 Mud Slap 18,75 1,35 9 37,5 2,7 18
3 Mud Slap 18,75 1,35 9 56,25 4,05 27
4 Mud Slap 18,75 1,35 9 75 5,4 36
5 Mud Slap 18,75 1,35 9 93,75 6,75 45
6 Mud Slap 18,75 1,35 9 112,5 8,1 54
7 Mud Slap 18,75 1,35 9 131,25 9,45 63
8 Mud Slap 18,75 1,35 9 150 10,8 72
9 Mud Slap 18,75 1,35 9 168,75 12,15 81
10 Mud Slap 18,75 1,35 9 187,5 13,5 90
11 Mud Slap 18,75 1,35 9 206,25 14,85 99
12 Mud Slap 18,75 1,35 9 225 16,2 108
13 Stone Edge 100 3,1 -100 325 19,3 8

Из таблицы атак Golem получаем, что первый цикл применения особой атаки занимает 19,3 секунд, а урон за это время составит 325, которого хватит победить практически любого покемона. Именно из этих чисел мы и считаем средний урон в секунду.

При комбинации атак Mud Slap + Stone Edge у Golem средний урон в секунду: 16,839 (19,3 секунд).

При комбинации атак Mud Slap + Earthquake у Golem средний урон в секунду: 17,157 (20,4 секунд).

При комбинации атак Mud Slap + Ancient Power у Golem средний урон в секунду: 13,072 (7,65 секунд).

Как видно из расчета среднего урона в секунду, не всегда комбинация атак с самым высоким уроном является максимально эффективной! Именно для этого приведем таблицу расчетов для комбинации атак Golem Mud Slap + Earthquake:

Название атаки Урон Время Энергия Весь урон Все время Вся энергия
1 Mud Slap 18,75 1,35 9 18,75 1,35 9
2 Mud Slap 18,75 1,35 9 37,5 2,7 18
3 Mud Slap 18,75 1,35 9 56,25 4,05 27
4 Mud Slap 18,75 1,35 9 75 5,4 36
5 Mud Slap 18,75 1,35 9 93,75 6,75 45
6 Mud Slap 18,75 1,35 9 112,5 8,1 54
7 Mud Slap 18,75 1,35 9 131,25 9,45 63
8 Mud Slap 18,75 1,35 9 150 10,8 72
9 Mud Slap 18,75 1,35 9 168,75 12,15 81
10 Mud Slap 18,75 1,35 9 187,5 13,5 90
11 Mud Slap 18,75 1,35 9 206,25 14,85 99
12 Mud Slap 18,75 1,35 9 225 16,2 108
13 Earthquake 125 4,2 -100 350 20,4 8

Эффективность атак против других типов

Если у Вас быстрая атака Rock Throw и особая атака Ancient Power или Stone Edge

Как видно из таблицы, все атаки типа Rock имеют преимущество против покемонов типа Bug, Fire, Flying и Ice, а против покемонов типа Fighting, Ground и Steel урон от атак будет уменьшен в 2 раза.

Если у Вас быстрая атака Mud Slap или особая атака Earthquake , то эффективность этих атак против покемонов следующих типов будет выглядеть так:

Как видно из таблицы, все атаки типа Ground имеют преимущество против покемонов типа Electric, Fire, Poison, Rock и Steel а против покемонов типа Bug и Grass урон от атак будет уменьшен в 2 раза.

Эволюция и Power UP покемона Golem

Звездная пыль Уровень Мin. CP Max. CP
200 1 27.68 32.58
200 1.5 57.21 67.34
200 2 86.74 102.10
200 2.5 116.27 136.86
400 3 145.79 171.62
400 3.5 175.32 206.38
400 4 204.85 241.14
400 4.5 234.38 275.90
600 5 263.91 310.66
600 5.5 293.43 345.42
600 6 322.96 380.18
600 6.5 352.49 414.94
800 7 382.02 449.70
800 7.5 411.55 484.46
800 8 441.08 519.22
800 8.5 470.60 553.98
1000 9 500.13 588.74
1000 9.5 529.66 623.50
1000 10 559.19 658.26
1000 10.5 587.13 691.15
1300 11 615.07 724.04
1300 11.5 643.01 756.93
1300 12 670.95 789.82
1300 12.5 698.89 822.71
1600 13 726.83 855.60
1600 13.5 754.77 888.49
1600 14 782.71 921.38
1600 14.5 810.65 954.26
1900 15 838.59 987.15
1900 15.5 866.53 1020.04
1900 16 894.47 1052.93
1900 16.5 922.41 1085.82
2200 17 950.35 1118.71
2200 17.5 978.29 1151.60
2200 18 1006.23 1184.49
2200 18.5 1034.17 1217.38
2500 19 1062.10 1250.27
2500 19.5 1090.04 1283.16
2500 20 1117.98 1316.05
2500 20.5 1145.92 1348.94
3000 21 1173.90 1381.87
3000 21.5 1201.84 1414.76
3000 22 1229.82 1447.70
3000 22.5 1257.76 1480.59
3500 23 1285.73 1513.52
3500 23.5 1313.67 1546.41
3500 24 1341.65 1579.34
3500 24.5 1369.59 1612.23
4000 25 1397.57 1645.16
4000 25.5 1425.51 1678.05
4000 26 1453.48 1710.99
4000 26.5 1481.42 1743.88
4500 27 1509.40 1776.81
4500 27.5 1537.34 1809.70
4500 28 1565.32 1842.63
4500 28.5 1593.26 1875.52
5000 29 1621.23 1908.46
5000 29.5 1649.17 1941.34
5000 30 1677.15 1974.28
5000 30.5 1691.12 1990.72
6000 31 1705.09 2007.17
6000 31.5 1719.06 2023.61
6000 32 1733.03 2040.06
6000 32.5 1747.00 2056.50
7000 33 1760.97 2072.95
7000 33.5 1774.94 2089.39
7000 34 1788.91 2105.84
7000 34.5 1802.88 2122.28
8000 35 1816.84 2138.72
8000 35.5 1830.81 2155.17
8000 36 1844.78 2171.61
8000 36.5 1858.75 2188.06
9000 37 1872.72 2204.50
9000 37.5 1886.69 2220.95
9000 38 1900.66 2237.39
9000 38.5 1914.63 2253.84
10000 39 1928.60 2270.28
10000 39.5 1942.57 2286.73
10000 40 1956.54 2303.17