Исправьте речевые ошибки; отредактируйте предложения. Спбугпс, русский язык и культура речи (контрольная работа) По окончанию работы мы пошли в театр

В художественном мире Толстого есть герои, настойчиво и целеустремленно ищущие смысл жизни, стремящиеся к полной гармонии с миром. Их не занимают светские интриги, корыстные интересы, пустые разговоры в великосветских салонах. Их легко узнать среди надменных, самодовольных лиц.

К ним, безусловно, относится один из самых ярких образов "Войны и мира" - Андрей Болконский. Правда, первое знакомство с этим героем не вызывает особой симпатии, ибо его красивое лицо "с определенными и сухими чертами" портит выражение скуки и недовольства. Но оно, как пишет Толстой, вызвано тем, что "все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно". Развернутый авторский комментарий говорит о том, что блестящая и праздная, пустая жизнь не удовлетворяет героя, стремящегося разорвать порочный круг, в котором он находится.

Князь Андрей, обладающий, помимо ума и образованности, сильной волей, решительно изменяет свою жизнь, поступив на службу в штаб главнокомандующего. Болконский мечтает о подвиге и славе, но его желания далеки от тщеславия, ибо они вызваны стремлением к победе русского оружия, к общей пользе. Обладая наследственной гордостью, Андрей неосознанно отделяет себя от мира простых людей. В душе героя все глубже становится разрыв между его возвышенными мечтами и земными буднями. Хорошенькая жена Лиза, когда-то казавшаяся ему совершенством, оказалась обыкновенной, заурядной женщиной. И Андрей незаслуженно оскорбляет ее своим пренебрежительным отношением. Да и кипучая жизнь штаба главнокомандующего, который представляется Болконскому мозгом армии, тоже оказывается весьма далекой от идеала. Андрей свято верит в то, что его мысли о спасении армии привлекут внимание и интерес, послужат к общей пользе. Но вместо спасения армии ему приходится спасать лекарскую жену от притязаний обозного офицера. Этот, в общем то, благородный поступок кажется Андрею слишком мелким и ничтожным по сравнению с его героической мечтой.

Подвиг, совершенный им во время Аустерлицкого сражения, когда он бежит впереди всех со знаменем в руках исполнен внешнего эффекта: его заметил и оценил по достоинству даже Наполеон. Но почему же, совершив героический поступок, Андрей не испытывает никакого восторга и душевного подъема? Наверное, потому, что в тот момент, когда он упал, тяжело раненный, ему открылась новая высокая истина вместе с высоким бесконечным небом, раскинувшим над ним голубой свод. На его фоне все бывшие мечты и стремления показались Андрею мелкими и ничтожными, такими же, как и былой кумир. В его душе произошла переоценка ценностей. То, что казалось ему прекрасным и возвышенным, оказалось пустым и тщеславным. А то, от чего он так старательно отгораживался - простая и тихая семейная жизнь, - теперь представляется ему желанным, полным счастья и гармонии. Неизвестно, как сложилась бы жизнь Болконского с его женой. Но когда, воскреснув из мертвых, он возвратился домой более добрым и мягким, на него обрушился новый удар - смерть жены, перед которой он так и не смог загладить свою вину. Андрей пытается жить простой, спокойной жизнью, трогательно заботясь о сыне, занимаясь улучшением жизни своих крепостных: триста человек он сделал вольными хлебопашцами, остальным заменил барщину оброком. Эти гуманные меры, свидетельствующие о передовых взглядах Болконского, почему-то все-таки не убеждают в его любви к народу. Слишком часто проскальзывает в нем пренебрежение к мужику или солдату, которых можно пожалеть, но нельзя уважать. Кроме того, состояние депрессии, ощущение невозможности счастья говорят о том, что все преобразования не могут полностью занять его ум и сердце. Перемены в тяжелом душевном состоянии Андрея начинаются с приезда Пьера, который, видя угнетенное настроение друга, старается внушить ему веру в существование царства добра и правды, которое должно существовать на земле. Окончательное возрождение Андрея к жизни происходит благодаря его встрече с Наташей Ростовой. Поэтичностью, прелестью веет описание лунной ночи и первого бала Наташи. Общение с ней открывает Андрею новую сферу жизни - любовь, красоту, поэзию. Но именно с Наташей ему не суждено быть счастливым, потому что между ними нет полного взаимопонимания. Наташа любит Андрея, но не понимает и не знает его. И она тоже остается для него загадкой со своим собственным, особенным внутренним миром. Если Наташа живет каждым мгновением, не в состоянии ждать и откладывать до определенного времени момент счастья, то Андрей способен любить на расстоянии, находя особую прелесть в ожидании предстоящей свадьбы с любимой девушкой. Разлука оказалась слишком трудным испытанием для Наташи, ибо она в отличие от Андрея не способна думать о чем-то другом, занять себя каким-то делом. История с Анатолем Курагиным разрушает возможное счастье этих героев. Гордый и самолюбивый Андрей не в состоянии простить Наташе ее ошибку. А она, испытывая мучительные угрызения совести, считает себя недостойной такого благородного, идеального человека. Судьба разъединяет любящих людей, оставляя в их душах горечь и боль разочарования. Но она же соединит их перед смертью Андрея, потому что Отечественная война 1812 года многое изменит в их характерах.

Когда Наполеон вступил в пределы России и стал стремительно продвигаться вперед, Андрей Болконский, возненавидевший войну после тяжелого ранения под Аустерлицем, идет в действующую армию, отказавшись от безопасной и перспективной службы в штабе главнокомандующего. Командуя полком, гордый аристократ Болконский сближается с солдатско-крестьянской массой, учится ценить и уважать простой народ. Если сначала князь Андрей старался возбуждать мужество солдат, прогуливаясь под пулями, то, увидев их в бою, понял, что ему нечему их учить. Он начинает смотреть на мужиков в солдатских шинелях как на героев-патриотов, мужественно и стойко защищавших свое Отечество. Андрей Болконский приходит к мысли о том, что успех армии зависит не от позиции, вооружения или количества войск, а от того чувства, которое есть и в нем, и в каждом солдате. Значит, он считает, что настроение солдат, общий боевой дух войск являются решающим фактором для исхода сражения.

Но все-таки полного единения князя Андрея с простым народом не произошло. Недаром Толстой вводит вроде бы незначительный эпизод о том, как князю в жаркий день захотелось искупаться, но из-за брезгливого отношения к солдатам, барахтающимся в пруду, он так и не смог осуществить свое намерение. Сам Андрей стыдится своего чувства, но не может пересилить его.

Символично, что в момент смертельного ранения Андрей испытывает огромную тягу к простой земной жизни, но тут же задумывается о том, почему ему так жаль расстаться с ней. Эта борьба между земными страстями и идеальной холодноватой любовью к людям особенно обостряется перед его смертью. Встретив Наташу и простив ее, он чувствует прилив жизненных сил, но это трепетное и теплое чувство сменяется какой-то неземной отрешенностью, которая несовместима с жизнью и означает смерть.

Таким образом, раскрыв в Андрее Болконском многие замечательные черты дворянина-патриота. Толстой обрывает его путь исканий геройской гибелью ради спасения отчизны. И продолжить эти поиски высших духовных ценностей, которые так и остались недостижимыми для Андрея, суждено в романе его другу и единомышленнику Пьеру Безухову.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/


Теги: Путь исканий Андрея Болконского Сочинение Литература

В художественном мире Толстого есть герои, настойчиво и целеустремленно стремящиеся к полной гармонии с миром, неустанно ищущие смысл жизни . Их не занимают корыстные цели, светские интриги, пустые и бессмысленные разговоры в великосветских салонах. Их легко узнать среди надменных, самодовольных лиц. К ним, безусловно, относятся самые яркие образы романа «Война и мир» - Андрей Болконский и Пьер Безухов . Они заметно выделяются среди героев русской литературы XIX века своей незаурядностью и интеллектуальным богатством. Совершенно разные по складу характера, князь Андрей и Пьер Безухов имеют много общего в идейных стремлениях и исканиях.

Толстой говорил: «Люди, как реки...» - подчеркивая этим сравнением многогранность и сложность человеческой личности. Духовная красота любимых героев писателя - князя Андрея Болконского и Пьера Безухова - проявляется в неустанных поисках смысла жизни, в мечтах о деятельности, полезной для всего народа. Их жизненный путь - это путь страстных исканий, ведущий к правде и добру. Пьер и Андрей внутренне близки друг к другу и чужды миру Курагиных и Шерер.

Средством раскрытия внутреннего мира героев Толстой избрал диалог. Споры Андрея и Пьера - не пустая болтовня и не поединок амбиций, это стремление разобраться в собственных мыслях и попытаться понять размышления другого человека. Оба героя живут напряженной духовной жизнью и извлекают из текущих впечатлений общий смысл. Их отношения носят характер просторной дружбы. Каждый из них идет своим путем. Они не нуждаются в повседневном общении, не стремятся узнать как можно больше подробностей о жизни друг друга. Но они искренне уважают друг друга и чувствуют, что истина другого так же добыта страданиями, как и его собственная, что она выросла из жизни, что за каждым аргументом спора стоит жизнь.

Первое знакомство с Андреем Болконским не вызывает особой симпатии. Гордый и самодовольный молодой человек с сухими чертами лица и уставшим скучающим взглядом - таким видят его гости Анны Павловны Шерер. Но когда мы узнаем, что выражение его лица было вызвано тем, что «все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно», к герою возникает интерес. Далее Толстой сообщает, что блестящая и праздная, пустая жизнь не удовлетворяет князя Андрея и он всеми силами стремится разорвать порочный круг, в котором оказался.

Стремясь выбраться из надоевшей ему светской и семейной жизни, Андрей Болконский собирается на войну. Он мечтает о славе, подобной наполеоновской, мечтает совершить подвиг. «Ведь что же слава? - говорит князь Андрей. - Та же любовь к другим...» Подвиг, совершенный им во время Аустерлицкого сражения, когда он бежал впереди всех со знаменем в руках, внешне выглядел очень эффектно: его заметил и оценил по достоинству даже Наполеон. Но, совершив героический поступок, Андрей почему-то не испытывал никакого восторга и душевного подъема. Вероятно, потому, что в тот момент, когда он упал, тяжело раненный, ему открылась новая высокая истина вместе с высоким бесконечным небом, раскинувшим над ним голубой свод. Стремление к славе приводит Андрея к глубокому духовному кризису. Небо Аустерлица становится для него символом высокого понимания жизни: « Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». Андрей Болконский понял, что естественная жизнь природы и человека более значительна и важна, чем война и слава Наполеона.

На фоне этого чистого неба все бывшие мечты и стремления показались Андрею мелкими и ничтожными, такими же, как и былой кумир. В его душе произошла переоценка ценностей. То, что казалось ему прекрасным и возвышенным, оказалось пустым и тщеславным. А то, от чего он так старательно отгораживался - простая и тихая семейная жизнь, - теперь представлялась ему желанным, полным счастья и гармонии миром. Дальнейшие события - рождение ребенка, смерть жены - заставили князя Андрея прийти к выводу, что жизнь в ее простых проявлениях, жизнь ради себя, для родных - единственное, что ему остается. Но ум князя Андрея продолжал напряженно работать, он много читал и размышлял над вечными вопросами: какая сила управляет миром и в чем смысл жизни.

Андрей пытался жить простой, спокойной жизнью, заботясь о сыне и занимаясь улучшением жизни своих крепостных: триста человек он сделал вольными хлебопашцами, остальным заменил барщину оброком. Но состояние депрессии, ощущение невозможности счастья говорили о том, что все преобразования не могли в полной мере занять его ум и сердце.

Иными жизненными путями шел Пьер Безухов, но его волновали те же проблемы, что и князя Андрея. «Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть?» - Пьер мучительно искал ответы на эти вопросы. В начале романа, на вечере у Анны Павловны Шерер, Пьер защищает идеи французской революции, восхищается Наполеоном, желает то «произвести республику в России, то самому быть Наполеоном...». Не найдя еще смысла жизни, Пьер мечется, совершает ошибки. Достаточно вспомнить историю с медведем, вызвавшую в свете много шума. Но самой крупной ошибкой, совершенной Пьером в этот период, является его женитьба на низкой и порочной красавице Элен Курагиной. Дуэль с Долоховым открыла Пьеру новый взгляд на мир, он понял, что жить так, как он живет, дальше невозможно.

Поиски правды и смысла жизни приводят его к масонам. Он страстно желает «переродить порочный род человеческий». В учении масонов Пьера привлекают идеи «равенства, братства и любви», поэтому, прежде всего, он решает облегчить участь крепостных. Ему кажется, что он нашел, наконец, цель и смысл жизни: «И только теперь, когда я... стараюсь... жить для других, только теперь я понял все счастье жизни». Но Пьер еще слишком наивен, чтобы понять, что все его преобразования ни к чему не ведут. Толстой, рассказывая о деятельности Пьера в имении, иронизирует над любимым героем.

Возвращаясь из поездки по имениям, Пьер заезжает к князю Андрею. Их встреча, имевшая большое значение для обоих и во многом определившая их дальнейший путь, произошла в имении Богучарово. Они встретились в тот момент, когда каждому из них казалось, что он нашел истину. Но если истина Пьера была счастливая, он недавно приобщился к ней и она переполняла все его существо настолько, что ему хотелось поскорее открыть ее другу, то истина князя Андрея - горькая и опустошающая, и ему ни с кем не хотелось делиться своими мыслями.

Окончательное возрождение Андрея к жизни произошло благодаря его встрече с Наташей Ростовой . Общение с ней открывает Андрею новую, неведомую ранее, сторону жизни - любовь, красоту, поэзию. Но именно с Наташей ему не суждено быть счастливым, потому что между ними нет полного взаимопонимания. Наташа любит Андрея, но не понимает и не знает его. И она остается для него загадкой со своим собственным, особенным внутренним миром. Если Наташа живет каждым мгновением, не в состоянии ждать и откладывать до определенного времени момент счастья, то Андрей способен любить на расстоянии, находя особую прелесть в ожидании предстоящей свадьбы с любимой девушкой. Разлука оказалась слишком трудным испытанием для Наташи, ибо она, в отличие от Андрея, не была способна думать о чем-то другом, кроме любви.

История с Анатолем Курагиным разрушила возможное счастье Наташи и князя Андрея. Гордый и самолюбивый Андрей не смог простить Наташе ее ошибку. А она, испытывая мучительные угрызения совести, посчитала себя недостойной такого благородного, идеального человека и отреклась от всех радостей жизни. Судьба разъединяет любящих людей, оставляя в их душах горечь и боль разочарования. Но она же соединит их перед смертью Андрея, потому что Отечественная война 1812 года многое изменит в их характерах.

Когда Наполеон вступил в пределы России и стал стремительно продвигаться вперед, Андрей Болконский, возненавидевший войну после тяжелого ранения под Аустерлицем, вступил в действующую армию, отказавшись от безопасной и перспективной службы в штабе главнокомандующего. Командуя полком, гордый аристократ Болконский сблизился с солдатско-крестьянской массой, научился ценить и уважать простой народ. Если сначала князь Андрей старался возбуждать мужество солдат, прогуливаясь под пулями, то, увидев их в бою, понял, что ему нечему их учить. С этого момента он начал смотреть на мужиков в солдатских шинелях как на героев- патриотов, мужественно и стойко защищавших свое Отечество. Так Андрей Болконский пришел к мысли о том, что успех армии зависит не от позиции, вооружения или количества войск, а от того чувства, которое есть и в нем, и в каждом солдате.

После встречи в Богучарово Пьера, как и князя Андрея, ожидали горькие разочарования, в частности в масонстве. Республиканские идеи Пьера не разделялись его «братьями». К тому же Пьер понял, что и среди масонов существуют ханжество, лицемерие, карьеризм. Все это привело Пьера к разрыву с масонами и к очередному душевному кризису. Так же как и для князя Андрея, целью жизни, идеалом для Пьера стала (хотя он сам еще не понимал и не осознавал этого) любовь к Наташе Ростовой, омраченная узами брака с Элен. «К чему? Зачем? Что такое творится на свете?» - эти вопросы не переставали тревожить Безухова.

В этот период состоялась вторая встреча Пьера и Андрея. На этот раз местом для встречи своих героев Толстой избрал Бородино. Здесь произошло решающее для русской и французской армий сражение, и здесь состоялась последняя встреча главных героев романа. На данном периоде князь Андрей воспринимает свою жизнь как «дурно намалеванные картины», подводит ее итоги и размышляет над теми же вечными вопросами. Но пейзаж, на фоне которого даны его размышления («...и эти березы с их светом и тенью, и эти курчавые облака, и этот дым костров, все вокруг преобразилось для него и показалось чем-то страшным и угрожа- ющим»), признак того, что в его опустошенной душе продолжает жить нечто поэтическое, вечное и непостижимое. При этом он продолжает думать и молчать. А Пьер жаждет узнать, стремится слушать и говорить.

Пьер задает Андрею вопросы, за которыми стоят серьезные, еще не оформленные мысли. Князь Андрей не хочет вступать в разговор. Сейчас Пьер не только чужд ему, но и неприятен: на нем лежит отблеск той жизни, которая принесла ему много страданий. И опять, как в Богучарово, князь Андрей начинает говорить и незаметно для себя втягивается в разговор. Это даже не разговор, а монолог князя Андрея, который произносится неожиданно, страстно и содержит смелые и неожиданные мысли. Он говорит по-прежнему злобно-насмешливым тоном, но это не озлобленность и опустошенность, а гнев и боль патриота: «Князь Андрей, думавший, что ему было все равно, возьмут или не возьмут Москву, так как взяли Смоленск, внезапно остановился в своей речи от неожиданной судороги, схватившей его за горло».

Пьер слушал друга, стыдясь своего невежества в военном деле, но при этом ощущал, что переживаемый Россией момент - это нечто совсем особенное, и слова друга - профессионального военного, убедили его в истинности своих ощущений. Все, что он видел в этот день, он чем думал и размышлял, «осветилось для него новым светом». Расставание Пьера и Андрея нельзя назвать теплым и дружеским. Но как и в прошлый раз их разговор изменил прежние представления героев о жизни и счастье. Когда Пьер уехал, князь Андрей с новым чувством начал думать о Наташе, «долго и радостно», с чувством, что понимал ее, нанесшую ему серьезное оскорбление. В разговоре с Пьером накануне Бородинской битвы ощущается единство помыслов князя Андрея и сражающегося народа. Выражая свое отношение к событиям, он говорит, что его мысли созвучны народным. Жизнь князя Андрея, его искания смысла жизни завершаются единением с народом, борющимся за родную землю.

После встречи с Пьером князь Андрей переходит в новую, совершенно новую для него, фазу жизни. Она созревала давно, но оформилась лишь после того, как он высказал Пьеру все, о чем так долго и мучительно размышлял. Но с этим новым чувством, по мнению автора, он не мог жить. Символично, что в момент смертельного ранения Андрей испытывает огромную тягу к простой земной жизни, но тут же задумывается о том, почему ему так жаль расстаться с ней. Эта борьба между земными страстями и любовью к людям особенно обостряется перед его смертью. Встретив Наташу и простив ее, он чувствует прилив жизненных сил, но это трепетное и теплое чувство сменяется неземной отрешенностью, которая несовместима с жизнью и означает смерть. Раскрыв в Андрее Болконском многие замечательные черты дворянина-патриота, Толстой оборвал его путь исканий геройской гибелью ради спасения отчизны. И продолжить эти поиски высших духовных ценностей, которые так и остались недостижимыми для князя Андрея, суждено в романе его другу и единомышленнику Пьеру Безухову.

Для Пьера разговор с Андреем стал начальным этапом его духовного очищения. Все последующие события: участие в Бородинском сражении, приключения в занятой неприятелем Москве, плен - приблизили Пьера к народу и способствовали его нравственному перерождению. «Солдатом быть, просто солдатом!.. Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими» - такое желание овладело Пьером после Бородинского боя. Именно в плену Безухов приходит к убеждению: «Человек сотворен для счастья». Но и на этом Пьер не успокаивается.

В эпилоге Толстой показывает Безухова столь же деятельным и напряженно думающим, как и в начале романа. Ему удалось пронести через время свою наивную непосредственность, он продолжает размышлять над вечными неразрешимыми вопросами. Но если раньше он думал о смысле жизни, то теперь размышляет над тем, как защитить добро и правду. Пути исканий приводят Пьера в тайное политическое общество, борющееся против крепостничества и самодержавия.

Споры Андрея Болконского и Пьера Безухова о смысле жизни отражают внутреннюю борьбу в душе писателя, которая не прекращалась на протяжении всей его жизни. Человек, по мнению писателя, должен постоянно размышлять, искать, ошибаться и снова искать, ибо «спокойствие - это душевная подлость». Таким был он сам, такими качествами он наделил главных героев романа «Война и мир». На примере князя Андрея и Пьера Безухова Толстой показывает, что какими бы разными путями ни шли лучшие из представителей высшего общества в поисках смысла жизни, они приходят к одинаковому итогу: смысл жизни - в единении с родным народом, в любви к этому народу.

Замечательные размышления Джидду Кришнамурти о чувствах, о психологии современного человека, его проблемах, о тонкой и глубокой связи человека со Вселенной:

В современном мире, где есть так много проблем, человек теряет глубокие чувства. Под словом чувства я подразумеваю не эмоциональность, не простое волнение, но то качество восприятия, качество слушания, качество чувства, слышание птицы, поющей на дереве, движение листа на солнце. Интенсивно чувствовать что-то, глубоко, проникая внутрь, очень трудно для большинства из нас, потому что у нас так много проблем. Независимо от того, чего бы мы, кажется, ни касались, все это превращается в проблему. И, очевидно, нет конца проблемам человеческим, и человек, кажется, совершенно не способен их решить, потому что чем больше существует проблем, тем более мелкими становятся чувства.

Под словом «чувство» я подразумеваю умение почувствовать кривизну ветки на дереве, нищету, грязь на дороге, быть чутким к горю другого человека, испытывать состояние экстаза, когда мы видим прекрасный закат. Это все – не ощущения, не простые эмоции. Эмоции, чувства или сентиментальность оборачиваются жестокостью, они могут использоваться обществом; а когда есть чувство, ощущение, тогда каждый человек становится рабом общества. Человек должен иметь глубокие чувства. Чувство красоты, чувство слова, ощущение тишины между двумя словами и ясное слушание звука – всего, что только порождает чувства. Человек должен иметь глубокие чувства, потому что только они делают сознание крайне чутким.

Джидду Кришнамурти "Книга жизни"

В продолжение темы "чуткого сознания и глубоких чувств" - сюрреалистические видения
художника Federico Infante:




















Чилийский художник Federico Infante, 1982

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Особенностью усвоения норм русского языка и культуры речи при за­очном обучении является то, что объем самостоятельной работы студента по выработке речевых навыков и умений значительно превышает объем практических аудиторных занятий с преподавателем.
Задача курса «Русский язык и культура речи» состоит в том, чтобы дать студентам теоретические знания о языке и привить им определенные практические навыки. На заочном отделении учебным планом на изучение русского языка отводится ограниченное количество часов.
Усвоение практических навыков здесь сопряжено с определенными трудностями. И в этом плане важное значение имеет выполнение студента­ми в межсессионный период контрольных работ.
Материал строится и располагается следующим образом: дается ряд заданий (с учетом прохождения материала в соответствии с учебным пла­ном и программой) по важнейшим разделам вузовского курса по русскому языку и культуре речи для студентов неязыковых специальностей; фактиче­ский материал организуется по вариантам, одинаковым по объему и степе­ни трудности.
При выполнении контрольных заданий рекомендуется использовать справочники и словари.
I. Выполнение контрольных заданий и оформление контрольной работы
Количество контрольных заданий, выполняемых слушателями, уста­навливается учебным планом института.
Каждое контрольное задание предлагается в пяти вариантах. Выпол­нять письменные контрольные задания следует в отдельной тетради. На об­ложке тетради необходимо написать свою фамилию, номер контрольной работы (вариант) и название учебника, по которому вы занимаетесь.
Контрольные задания должны выполняться ручкой, аккуратно, четким по­черком. При выполнении работы в тетради следует оставлять поля для замеча­ний, объяснений и методических указаний рецензента. Контрольные задания должны быть выполнены в той последовательности, в которой они даны.
В каждом варианте выделяются задания по следующим разделам рус­ского языка и культуры речи:
орфографические и пунктуационные нормы;акцентологические нормы;лексические нормы;морфологические нормы;синтаксические нормы;нормы научного стиля речи. Выполненные контрольные задания следует направлять для проверки и рецензирования в институт в установленные сроки. Если контрольные зада­ния выполнены без соблюдения указаний или не полностью, они возвра­щаются без проверки.
II. Исправление работы на основе рецензий
При получении от рецензента проверенной контрольной работы следу­ет внимательно прочитать рецензию, ознакомиться с замечаниями рецен­зента и проанализировать отмеченные в работе ошибки. Затем необходимо еще раз проработать учебный материал. Все слова и предложения, в кото­рых были допущены ошибки или неточности, следует переписать начисто в исправленном виде в конце данной контрольной работы.
Отрецензированные контрольные задания являются учебными доку­ментами, которые необходимо сохранять. При этом необходимо помнить о том, что во время зачета производится проверка усвоения материала, во­шедшего в контрольную работу.
III. Подготовка к зачету
В процессе подготовки к зачету рекомендуется:
а) просмотреть материал отрецензированных контрольных заданий;
б) проделать выборочно отдельные упражнения из учебника для самопро- верки;
в) повторить материал для устных упражнений.

Вариант I

В данных словах поставьте ударения, соответствующие современной литературной норме. Агент, алфавит, хвоя, нефтепровод, индустрия, арбуз, материальное обеспечение, анализ крови, много отраслей, мизерный, давнишний, языковая норма, красивее, втридорога, маркировать, грузите, быстрее, отняла, звонит, ворота, дремота, договор, продал, приведены, хозяйствовать.

Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Пр…крытие стоявшее подле пушек Тушина ушло по чьему(то) пр…казанию в середине дела батарея продолжала стрелять и (не, ни) была взята французами только потому что (не, ни) приятель (не, ни) мог пр…дпол…гать дерзости стрельбы четырех (не, ни) кем (не,ни) защище…ых пушек.


прилагательными.
Цвет… тюль, вкусн… рагу,итальянск… джакузи, чист… купе, черн… кофе, заказн… такси, знаком… конферансье, интересн… интервью, нов… кепи, безупречн… алиби.

Допишите окончания существительных. К землянк…, в галере…, о Мари…, в отделени…, о знани…, со свеч…, на батаре…, по приезд…, в несчасть…, к полынь…, при секретар…, к ненавист…, по гаван…, по прибыти…, в ожидани…, от лини…, о геро… .

Выберите из слов, данных в скобках, вариант, соответствующий лексической норме. Память (зрительная, зрительская)
Поведение (дипломатичное, дипломатическое)
Просьба (единая, единственная)
Чувство (безответное, безответственное)
Яблоки (отборные, отборочные)

Выберите из слов, данных в скобках, вариант, соответствующий синтаксической норме.Журнал «Смена» (опубликовал, опубликовала) повесть известного писателя.Никто из сестер, даже старшая, (не знал, не знали) о случившемся.Отчитаться по (возвращению, возвращении) из отпуска.Он удостоен заслуженной (награды, наградой).
7. Раскройте скобки.
(На)всегда, (из)вне, (по)сейчас, (до)нельзя, (до)нельзя, (до)ныне, (на)завтра, (на)миг, (с)маху, (на)часах, (по)памяти, (не)(в)домек, далеко (не)случайно, никому (не)приятно, (не)(по)детски, (на)удалую, (в)пятых, (в)первые, (ис)(под)тишка, (по)латыни, (по)ровну, (по)прежнему, как (ни) как, (по)добру (по)здорову.

Расставьте знаки препинания. 1. Отчаяние горечь ревность к вечной природе и чувство жалости к людям и самому себе это слилось у меня в один горловой комок. 2. Я медленно уходил от грозы преодолел густой совсем молоденький ельник и вышел в сухой корявый сосняк. 3. Я любил эту тихую деревушку насквозь пропахшую молодым ячменем развешанным в пухлых снопах на жердяных пряслах. 4. Это был по всей видимости типичный курортный городок куда на лето выезжали наверно берлинцы. 5. Увязнув по колено в снегу нагнувшись к окошку увидел мать при тусклом свете привернутой лампы она собирала ужинать.

9. Укажите случаи нарушения лексической сочетаемости слов. Замените ошибочные словосочетания правильными.
Автор книги, автор конструкции, автор пректа, автор станка, автор инициативы, автор костюма, автор недоразумения.

10. Найдите случаи ошибочного употребления форм управляемых слов, неправильный выбор падежа упавляемого слова, ошибки в порядке слов. Исправьте их.
1. По окончанию работы мы пошли в театр. 2. Андрей Болконский способен к глубокому чувству. 3. Молчалин тоже заводит разговор о чинах с Чацким. 4. Раскольников путем логических измышлений приходит к мысли убить старуху. 5. Образ скряги, потерявшего все человеческое, не может не вызвать наших негодований. 6. В цехе производится уход и ремонт оборудования.

Прочитайте текст. Напишите аннотацию текста. Комета века
Появление на земном небе яркой, большой кометы – сравнительно редкое явление, которое случается не чаще 6-7 раз в столетие. Однако кометы, которые наблюдают уже много веков, таят в себе немало загадок.
Сейчас яркая комета Когоутека, которая сблизилась с Солнцем в декабре 1973 года и обогнула его, снова удаляется к границам Солнечной системы. В прошлом столетии, например, в 1812 году, наблюдались кометы еще более грандиозные, которые подлетали к Солнцу еще ближе, чем комета Когоутека.
Но и этот неожиданный визит новой, неизвестной до сих пор кометы оказался очень полезным для астрономии. Современные средства исследования позволили получить о комете обширную информацию, которая добавляет много ценного к нашим знаниям о процессах, которые происходят в Солнечной системе.
Всякая комета состоит из твердой части, которую называют ядром, и газово-пылевой атмосферы, которая постоянно меняется.
Вдалеке от солнца, где-нибудь за орбитами Нептуна и Плутона, ядро кометы не имеет атмосферной оболочки, и в этой космической дали обнаружить комету невозможно.
Зато с приближением к Солнцу кометное ядро получает атмосферу, которая, правда, совершенно отличается от атмосферы Земли или других планет.
Головы комеы, которые по размерам можно сравнить с Солнцем, по космическим масштабам невелики, а их хвосты вытягиваются на десятки и сотни миллионов километров. Но средняя плотность кометных атмосфер в миллиарды раз меньше плотности комнатного воздуха.
Поэтому при столкновении с кометными хвостами, что кстати было уже не один раз, Земля проходила сквозь них так же легко, как пуля, которая проходит сквозь облако табачного дыма.
Именно поэтому кометы получили шутливое название «видимое ничто»!

Вариант II

В данных словах поставьте ударения, соответствующие современной литературной норме. Дремота, видение мира, танцовщица, приговор, каталог, какими судьбами, меткая острота, ассиметрия, клубы дыма, избалованный, задолго, усугубить, нормировать, дозвониться, задал, раздала, отняли, пальто мало, добыча, заголовок, инструмент, квартал, кладовая, корысть, кремень, фольга.

Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. У нас соб…рались оф…церы студенты почему(то) пр…имущественно медики чиновники нач…нал от надворного советника и к…нчал простым канц…лярским служащим сем…наристы словом то пестрое смеша…ое общество какое можно встретить в столицах где давно все перем…шалось в одной общей сутолоке.

3. Определите род имен существительных и согласуйте с
прилагательными.
Пестр… какаду, модн… каре, мощн… секьюрити, ночн… рандеву, огромн… мозоль, молот… кофе, бедн… сирота, разрушительн… торнадо, пропущенн… пенальти, маленьк… шимпанзе.


В перестрелк…, на взморь…, к Марь…, в ущель…, к знамен…, с плащ…, о прибыти…, по дорог…, о спектакл…, в постел…, к бандерол…, в повест…, по дивизи…, по окончан…, после возвращени…, в оцеплени…, с врач…, в безветри…, о гени… .

Выберите из слов, данных в скобках, вариант, соответствующий лексической норме. Рассказ (исторический, историчный)
Обед (сытный, сытый)
Значение (воспитательное, воспитательское)
Удостоверение (командированное, командировочное)
Соревнования (отборные, отборочные)

Выберите из слов, данных в скобках, вариант, соответствующий синтаксической норме. «Известия» (поместила, поместили) рецензию на премьеру в театре. Никто, даже опытные хирурги уже (не мог, не могли) спасти больного. Решить вопрос (по приезду, по приезде) из командировки. Тренер удивлен (результатом, результату) игры.
Раскройте скобки. (По)сейчас, (за)даром, (по)пусту, (на)память, (без)умолку, (до)отказа, (на)лету, (на)ощупь, (не)(в)моготу, (не)(по)детски, (честь)честью, мало (по)малу, рука(об)руку, (по)видимому, точь(в)точь, совсем(не)интересно, вовсе(не)интересно, встретил(не)приветливо, ехали (не)быстро, но весело, костюм (в)пору юности.

Спишите предложения, расставляя знаки препинания. 1. Музыка торжественно гремела над городом глушила разрывы снарядов гул самолётов треск и шорох горящих деревьев. 2. Мне давно уже хотелось найти такой уголок где бы всё было под рукой и охота и рыбалка и грибы и ягоды. 3. Руки человека раздвинули дремучие леса заставили расступиться горы наполнили влагой сухие пустыни перегородили реки освободили сокрушительную и всемогучую энергию атома создали удивительной красоты картины и статуи. 4. Шуми шуми зеленый лес. Знаком мне шум твой величавый И твой покой и блеск небес Над головой твоей кудрявой. 5. Людям хотелось всё сохранить и розы и снег.

Укажите случаи нарушения лексической сочетаемости слов. Замените ошибочные словосочетания правильными. География нефтедобычи, география туризма, география достижений, география гастролей, география рекордов.

Найдите случаи ошибочного употребления форм управляемых слов и укажите грамматико-стилистические ошибки: неправильный выбор падежа управляемого слова, ошибки в порядке слов. Исправьте их.В настоящее время наши усилия направлены к усвоению основных вопросов программы. 2. В книге дается характеристика современному очерку. 3. Михайлов недаром был удостоен высокой наградой. 4. Была выражена благодарность в адрес тем, кто помог шефам. 5. Можно сказать, что только часть молодежи любила и начинала идти за этими поэтами. 6. Госпожа Простакова весьма бесцеремонна, чувства тактики у нее вовсе нет.
Прочитайте текст. Напишите аннотацию текста. О Шестаковиче
Все жанры музыкального искусства обогатил этот удивительный художник, обогатил своей темой, своим взглядом на мир, своей неповторимой индивидуальностью, новаторскими открытиями.
В его музыке – пульс нашей жизни, хотите познать время – слушайте ее, прникните в мир глубоких и емких мыслей ее создателя, мир удивительной гармононии сердца и ума, она полна страстного протеста против жестокости, мещанского благодушия, и в то же время эта музыка – всегда гимн человеку, гимн вере в него; гуманизм и гражданственность – вот тот фундамент, на котором воздвигнуто здание «стиля Шостаковича».
Музыка Дмитрия Шостаковича никогда не развлекает, но всегда обогащает слушателя. Тем, кто ищет в музыке лишь ласки для слуха и отдыха от забот, чуждо будет это искусство.
Музыку Шостаковича нельзя слушать на ходу, случайно включив на лужайке транзистор или впопыхав забежав в Большой зал консерватории по тому случаю, что не было билетов в кино, но, доверившись ей, можно многое понять, ощутить вновь и красоту родного пейзажа, и невозместимость потери близкого человека, и благоговение перед человеческим разумом. Музыка Шостаковича – это исповедь художника, сильная своей откровенностью, иногда даже трагичная в своей беспощадной правдивости, она не оставляет слушателей равнодушными.

Вариант III

В данных словах поставьте ударения. Заговор, празднество, зевота, колосс, маркетинг, каталог, трубопровод, выговор, увеличение мощностей, цветущий ирис, приобретение, единство, занятой человек, включена, пломбированный, полны идей, продала, отнял, перезвонит, медикамент, изобретение, мышление, убранство, единство, портфель.

Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Анал…зируя образ главного героя романа В.Г.Белинский высказыва…т свое ярко поз…тивное отношение к человеку (не, ни) пр…н…маемому многими. Светская жизнь (не, ни) убила в Онегине чу…ства а только охл…дила к бе…пло…ным страстям и мелочным развл…чениям.

3. Определите род имен существительных и согласуйте с
прилагательными.
Ловк… шимпанзе, крепк… бренди, яблочн… повидло, ароматн… какао, финск… салями, опытн… крупье, совместн… коммюнике, свеж… филе, просторн… фойе, сложн… реле.

4. Допишите окончания существительных.
В лазур…, в Закавказь…, вдоль алле…, о счасть…, с имен…, в сиянь…, по платформ…, на корабл…, в шинел…, в радост…, близ станци…, об ответвлени…, о Клавди…, в управлени…, плющ…м, в отчаяни…, об ине…, с товарищ…м.

Выберите из слов, данных в скобках, вариант, соответствующий лексической норме. Нагрузка (динамическая, динамичная)
Кампания (избирательская, избирательная)
Система (коренная, корневая)
Интересы (мужественные, мужские)
Положение (бедственное, бедное)

Выберите из слов, данных в скобках, вариант, соответствующий синтаксической норме.Никогда не забудут ужасов войны те, кто ее (пережил, пережили).Часть книг (лежали, лежала) на столе.Он действовал вопреки (предписания, предписанию) врачей.Мать беспокоилась (о состоянии, за состояние) здоровья сына.
Раскройте скобки. (На)попятную, (по)многу, (после)завтра, (на)двое, (на)скоро, (по)немногу, (в)ручную, (на)мировую, (по)утру, (не)(по)дружески, (на)пропалую, (на)виду, (в)одиночку, (по)одиночке (во)время, весьма (не)удачно, ничуть (не)занимательно, отнюдь (не)обдуманно, ни для кого (не)интересно, (на)зубок, выучить, говорит (не)громко, но отчетливо.

Расставьте знаки препинания. 1. Заставив себя встать Тамара Иннокентьевна забралась в теплый халат и плотно запахнувшись зябкопридерживая ворот у горла подошла к окну раздвинула шторы. 2. Все почернело все сникло набухло водой картофельная трава ячмень овес. 3. Удивительная прозрачность воды целительный воздух соснового леса богатые рыбные уловы сделали озеро Нарочь любимым местом отдыха трудящихся. 4. Через стол на него неотрывно смотрели девичьи глаза и столько в них было горячей невысказанной любви ожидания надежды и покорности что Давыдов на миг растерялся.

Укажите случаи нарушения лексической сочетаемости слов. Замените ошибочные словосочетания правильными. Тяжелая индустрия, индустрия сувениров, строительная индустрия, индустрия бытового обслуживания.

Найдите случаи ошибочного употребления форм управляемых слов, неправильный выбор падежа управляемого слова, ошибки в порядке слов. Исправьте их. 1. На улицах, где нет тротуаров, пешеходы обязаны ходить по краю обочины навстречу движения трансаорта. 2. Нельзя не принимать во внимание этого факта. 3. Цель смотра – устранить все причины, тормозящие подъему производительности труда. 4. Лежащая книга на столе прочитана. 5. Прибывающий состав на пятый путь отправляется в парк. 6. Это был настоящий подвиг русского солдата, верному долгу и Отчизне.

Прочитайте текст. Напишите аннотацию текста. Биологические шумы моря
Изучая морские глубины, ученые столкнулись с интересным явлением. Оказалось, что большинство рыб (из 20 тысяч известных науке), а также все млекопитающие, живущие в воде, и многие беспозвоночные способы издавать звуки и порождать шумы, причем в широком диапазоне – от низких, доступных человеческому слуху, до инфразвуковых, улавливаемых только специальными приборами.
Выходит, что выражение «нем как рыба» не соответствует действительности.
Среди многих других аспектов освоения Мирового океана большое внимание уделяется его биологическим ресурсам и их использованию в интересах человечества. Вот почему так возрастает за последнее время роль морской биоакустики при подводных исследованиях и особенно в рыбном промысле.
За последнее время на судах появились приборы «подслушивания разговоров» среди морских жителей. На глубину 20-30 метров опускается гидрофон акустического прибора, улавливающий «голоса» обитателей подводного мира. По характеру звуков определяют тип рыб, а по мощности их количество.
Какие же «голоса» морских животных и рыб уже известны науке? Сардинела, например «чирикает, как воробей, тунец производит стук наподобие дятла. Голоса одних рыб напомигают шорох ветвей в лесу при сильном ветре, других – морской прибой в тихую погоду, третьих – потрескивание горящих сучьев. Более «оживленный разговор» ведут дельфины. Они свистят, тарахтят и даже лают.
А вот каждый вид китов имеет свой язык. Стадо белух производит звуки, напоминающие щебет птиц, кашалот трещит, как радист-морзист на ключе, синий усатый кит издает вздохи и мычание. Есть и рыба-барабанщик. Звуки, которые она издает, похожи на барабанную дробь.

Вариант IV

В данных словах поставьте ударения, соответствующие современной литературной норме. Упрочение, апокалипсис, диспансер, сосредоточение, жалюзи, разноцветные кружки, увеличение прибылей, жизнеобеспечение, призывной клич, оптовые поставки, занятый дом, мельком увидеть, полны и неповоротливы, приведено в действие, роясь в архиве, созвониться, премировать, включить, вычитать рукопись, вероисповедание, газопровод, досуг, начатый, принять, собралась, прибыли.

Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Пр…казания прокуратора были исполнены быстро и точно и со…нце с какою(то) (не, ни) обыкновенною яростью сж…гавшее в эти дни Ершалаим (не, ни) успело еще пр…близи…ся к своей наивысшей точке когда на верхней те(р, рр)а(с, сс)е сада у двух мраморных белых львов стор…живших ле…ницу встрет…лись прокуратор и исполняющий обязанности пр…з…дента Синедриона.

3. Определите род имен существительных и согласуйте с
прилагательными.
Интересн… резюме, изысканн… бра, вкусн… кольраби, быстр… кенгуру, приближающ…ся цунами, вкусн…желе, нов… жалюзи, кругл… сирота, широк… шоссе, прекрасн… отель.

4. Допишите окончания существительных.
По отмел…, в ущель…, в Сибир…, о гени…, к дочер…, в тетрад…, в вестибюл…, в должност…, о бюллетен…, на фестивал…, на территори…, в туннел…, по завершени…, камыш…м, к лини…, к позици…, в отчаяни… .
Выберите из слов, данных в скобках, вариант, соответствующий лексической норме. Голос (желательный, желанный)
Режим (деспотический, деспотичный)
Обстрел (методичный, методический)
Союз, блок (демократический, демократичный)
(Вдох, вздох) облегчения

Выберите из слов, данных в скобках, вариант, соответствующий синтаксической норме.На лекции (присутствовал, присутствовали) сорок один студент.Оплатить (проезд, за проезд).Любовь к родине, стремление к справедливости особенно (дорога, дороги) мне в произведениях поэта.Работы выполняются согласно (плана, плану).
Раскройте скобки. Один (на), (по)русски, (по)чище, видимо(не)видимо, (не)(сегодня) завтра, (из)далека, (в)далеке, (на)чистую, (в)рукопашную, (во)свояси, (под)час, (не)(в)терпеж, (не)(по)детски, (ни)(на)йоту, (без)устали, (из)(за)границы, (не)(под)силу, (до)поздна, (по)сему, бок(о)бок, (не)(при)чем, (ни)(по)чем, (в)(пол)глаза, перво(на)перво, (в)накидку, (с)просонок, (из)(под)лобья, (в)обхват, (в)обрез, живет (не)богато и (не)бедно, крайне (не)обдуманно, (в)(пол)стены.

Расставьте знаки препинания. 1. А.П.Чехов сам неустанно работал над собой обогащал свой прелестный разнообразный язык отовсюду из разговоров из словарей из каталогов из ученых сочинений из священных книг. 2. Приходилось спускаться в овраги взбираться по крутым глинистым склонам делать большие обходы набрасывать примерные карты. 3. Уже попрощавшись остановилась на минутку в прихожей оглянулась толкнула дверь и вышла. 4. Избушка не касалась полом земли а была построена на сваях. 5. Густой черный дым большими клубами шел из-под длинных камышовых крыш приплюснутых к земле и лениво поднимался вверх. 6. Где-то горят леса и дымная пелена весь день клубившаяся на горизонте стелется по небу как бы отяжелев от сырости.

Укажите случаи нарушения лексической сочетаемости слов. Замените ошибочные словосочетания правильными. Повысить успеваемость, повысить знания, повысить успехи, повысить требования, повысить спрос, повысить качество продукции, повысить дисциплину, повысить интерес.

Найдите случаи ошибочного употребления форм управляемых слов, неправильный выбор падежа управляемого слова, ошибки в порядке слов. Исправьте их. 1. На данное устройство не оказывает влияние и космическое излучение. 2. Данные факты говорят за возможность широкого и разнообразного использования водорослей. 3. Заведующий фермы т. Зайцева возражает против этого предложения. 4. В романе «Евгений Онегин» меня привлекает Татьяна и Онегин. 5. Деревья создавали тень, уже покрытые довольно густой листвой. 6. Цель беседы – общее знакомство с основными правилами безопасности движения на улицах города и какой вред наносит.

Прочитайте текст. Напишите аннотацию текста. Диагноз ставит атом
С помощью «меченого» атома уже открыто немало тайн в медицине, биологии. Для того, чтобы пользоваться этим методом, нужны новейшие радиоэлектронные приборы. Они позволяют непосредственно следить за включением радиоактивной «метки» в биохимические процессы, развивающиеся в организме. Исследователи создали оригинальный комплекс клинических методик и аппаратуры для радиоизотопной диагностики. Совместный поиск приборостроителей и медиков оказался полезным: в сравнительно короткие сроки разработан и внедрен комплекс, позволяющий быстро исследовать организм, распознать болезнь.
В основе большинства методик лежит регистрация изотопа в ткани изучаемого органа. Радиоактивная «метка» четко рисует картину важнейших физиологических процессов. Выявляются особенности органов, трудно поддающихся рентгеновскому обследованию. Радиоизотопная диагностика характерна и тем, что дает возможность быстро и с высокой точностью получить нужную информацию. Чтобы, например, оценить состояние легких с помощью клинических тестов, надо несколько дней вести исследование пациента. Радиоизотопы же делают это всего за несколько минут.
Исследование с помощью «меченых» атомов не беспокоит больных, вполне безопасно для здоровья.
Освоение серийного производства и внедрение их в практику позволили применить ряд оригинальных способов диагностики. Сейчас приступили к созданию электронной аппаратуры, которая позволит совершенствовать диагностику сердечно-сосудистых заболеваний. Врачи смогут быстро оценить такие важные показатели, как кровоток через сердце и легкие, объем циркулирующей в организме крови.
Выпуск этой аппаратуры позволит шире использовать радиоэлектронику в медицине.

Вариант V

В данных словах поставьте ударения, соответствующие современной литературной норме. Агрономия, аристократия, жалюзи, заголовок, изобретение, искра, километр, кредитор, приговор, приобретение, сантиметр, статуя, созыв, сосредоточение, средства, эксперт, валовой, оптовый рынок, портовый город, менеджмент, отнял, поднялась, изогнутый, погруженный в воду, современная молодежь, вы правы.

Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Один…адцатый час на исходе. (По)прежнему тяжело дыш…ит июльский полдень. (Не, ни)человек (не, ни) мелкая травяная тварь (не, ни)кто уж (не, ни)чуть (не)бор…тся с истомой все сдались кажется ее (не, ни)о чем думать. Что(бы) такое пр…дпр…нять что(бы) освежит…ся? В лесу (также, так же) душно как и в открытом поле.

3. Определите род имен существительных и согласуйте с
прилагательными.
Быстр… газель, нов… кашне, пожил… рантье, главн… авеню, экзотическ… манго, нов… джинсы, наложенн… эмбарго, американск… атташе, юн… леди, свеж… филе.

4. Допишите окончания существительных.
По алле…, на перепуть…, в санатори…, на фабрик…, в радост…, к ноч…, с любов…, по лини…, в сентябр…, на пристан…, на батаре…, в шинел…, по истечени…, об Анастаси…, румянц…м, под плащ…м, о прибыти…, в забыть… .
Выберите из слов, данных в скобках, вариант, соответствующий лексической норме. Встреча (дружественная, дружеская)
Намерение (скрытое, скрытное)
Задача (логичная, логическая)
Полет (испытательный, испытетельский)
Письмо (благодарственное, благодарное)

Выберите из слов, данных в скобках, вариант, соответствующий синтаксической норме.Большинство (проголосовало, проголосовали) за данное предложение.Немало выпусков нового журнала (вышла, вышли) с большим опозданием.Автор подчеркивает, что подобные явления говорят (о том, за то), что мы имеем дело с одним и тем же видом микроорганизма.Нам не удалось получить в банке (кредита, кредит).
Раскройте скобки. (На)выворот, (в)пух и (в)прах, (без)устали, (до)низу, (на)веки, (без)толку, (до)зарезу, (в)упор, (не)трудно, несколько (не)трудно, (не)(в)зачет, (не)(по)вкусу, (без)оглядки, (опять)таки, (не)спроста, (на)днях, (на)часах, (на)цыпочках, (в)(пол)накала, (из)(под) низу, (не)(к)добру, (не)вполне, (за)даром, (на)редкость, (на)распашку, читает (не)плохо, но медленно, (на)смерть, не на живот, а (на)смерть.

Расставьте знаки препинания. 1. Мы ходим по земле но часто ли нам является в голову желание нагнуться и тщательно рассмотреть эту землю. 2. Несмотря на это Тимошка самозабвенно любил обитателей светлого дома окруженного садом и лесом да еще с чудесным озером в березках. 3. Пламя перебежало на хвою и раздуваемое ветром разгоралось со стоном и свистом. 4. Мягкое и серебристое море сливается там с синим южным небом и крепко спит отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков неподвижных и не скрывающих собою золотых узоров звезд. 5. На воде гладкой как зеркало изредка ходили круги да вздрагивали речные лилии потревоженные веселой рыбой. 6. Кажется прост а придет суровая беда и поднимется в нем великая сила человеческая красота.

Укажите случаи нарушения лексической сочетаемости слов. Замените ошибочные словосочетания правильными. Литературная критика, острая критика, монопольная критика, уничтожающая критика, важная критика, объективная критика.

Найдите случаи ошибочного употребления форм управляемых слов, неправильный выбор падежа управляемого слова, ошибки в порядке слов. Исправьте их. Большинство времени уходило на составление ненужных отчетов. 2. Эти данные позволили автору основать следующие выводы и предложения. 3. В поэме описывается о похождениях Чичикова. 4. С каждым днем отец все яснее понимает сына, радуется за его успехи. 5. Проверка будет произведена назначенной администрацией комиссией. 6. Вахтангов опирался и развивал в своей работе с актерами систему Станиславского.

Прочитайте текст. Напишите аннотацию текста. Третьяковская галерея
Государственная Третьяковская галерея – музей русского национального и советского изобразительного искусства. В ней собрана коллекция русской иконописи, живописи, графики и скульптуры с ХI века до наших дней. В экспозиции советского отдела представлены произведения художников многих республик Советского Союза.
Музей вырос из частного собрания Павла Михайловича Третьякова (1832-1898), выдающегося деятеля русской культуры второй половины XIX века. Крупный фабрикант П.М.Третьяков принадлежал к прогрессивным слоям общества. В 50-е годы он начал собирать произведения русской живописи.
П.М.Третьяков стремился создать в Москве музей русского национального искусства, доступный всем слоям общества. П.М.Третьяков был не просто собиратель, охваченный страстью коллекционирования, он следил за развитием русского искусства, заботился о том, чтобы все, отмеченное талантом, все, правдиво отражающее русскую жизнь, попало в его собрание. П.М.Третьяков собирал произведения, отличавшиеся демократической направленностью и реализмом. В 1881 г. галерея была открыта для всеобщего обозрения.
В 1892 г. П.М.Третьяков передал собрание своих картин и коллекцию картин своего брата С.М.Третьякова (3500) в дар городу Москве. Галерея стала называться Московской городской галереей Павла и Сергея Третьяковых.
В наши дни Государственная Третьяковская галерея стала одним из крупнейших научных и культурных центров страны. Фонды ее постоянно пополняются. Количество посещающих достигает 1600000 ежегодно.
12. Напишите аннотацию текста.

контрольная:Перепишите, вставляя пропущенные буквы (О или Ё). Ж_ванный, ч_порный, ч_кнуться, деш_вый, беч_вка, ж_лоб, ж_сткий, печ_нка, щ_голь, ч_лка, ш_рник, ш_ры, ш_мпол, расч_ска, чеч_тка, ш_ковый, бесш_вный, пощ_чина, ч_боты, кош_лка, ж_лудь, зайч_нок, холщ_вый, скач_к, трещ_тка, девч_нка, кумач_вый, по деш_вке, ноч_вка, подж_г сарая, подж_г дрова, обж_ра, трущ_бы, дириж_р, ухаж_р, вооруж_н, улич_н, смеш_, туш_нка, раскорч_ка, чащ_ба. Перепишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы; объясните написания. деревя...ый дом; полотня...ая скатерть; счита...ые минуты; вяза...ые вар

Важно! При покупке готовой работы
сообщайте Администратору код работы:

приблизительное количество страниц: 25

Соглашение

* Готовая работа (дипломная, контрольная, курсовая, реферат, отчет по практике) – это выполненная ранее на заказ для другого студента и успешно защищенная работа. Как правило, в нее внесены все необходимые коррективы.
* В разделе "Готовые Работы" размещены только работы, сделанные нашими Авторами.
* Всем нашим Клиентам работы выдаются в электронном варианте.
* Работы, купленные в этом разделе, не дорабатываются и деньги за них не возвращаются.
* Работа продается целиком; отдельные задачи или главы из работы не вычленяются.

Цена: 300 р. Купить эту работу

Перепишите, вставляя пропущенные буквы (О или Ё).

Ж_ванный, ч_порный, ч_кнуться, деш_вый, беч_вка, ж_лоб, ж_сткий, печ_нка, щ_голь, ч_лка, ш_рник, ш_ры, ш_мпол, расч_ска, чеч_тка, ш_ковый, бесш_вный, пощ_чина, ч_боты, кош_лка, ж_лудь, зайч_нок, холщ_вый, скач_к, трещ_тка, девч_нка, кумач_вый, по деш_вке, ноч_вка, подж_г сарая, подж_г дрова, обж_ра, трущ_бы, дириж_р, ухаж_р, вооруж_н, улич_н, смеш_, туш_нка, раскорч_ка, чащ_ба.

Перепишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы; объясните написания.

деревя...ый дом;

полотня...ая скатерть;

счита...ые минуты;

вяза...ые варежки;

песча...ые земли;

отчая...ый шаг;

воще...ая бумага;

клюкве...ый морс;

ржа...ой хлеб;

маринова...ые грибы;

кова...ый сундук;

кожа...ый портфель;

преда...ая собака;

масля...ые краски;

жестя...ые банки;

подли...ые документы;

Перепишите, раскрывая скобки.

1. Дальше, пересекая дорогу, тянулись жёлтые, (не) мигающие огни деревни. 2. Тут явилась на валу Василиса Егоровна и с нею Маша, (не) хотевшая отстать от неё. 3. Мы бредем по тем дорожкам, где (не) кошена трава. 4. Я, (не) смотря на (не) сносных комаров, засыпал туг же, у костра.5. Сын поцеловал мать и, (не) смотря на неё, вышел из комнаты. 6. Кипучая, могучая, (ни) кем (не) победимая, страна моя, Москва моя, ты самая любимая.

Перепишите правильно. Расставьте знаки препинания.

Напуга...ый двумя дурными по его мнению предзнаменованиями Вандага наш провожатый заявил что идти дальше без сомнения означало(бы) подвергат...ся явной опасности....

Последовательно запишите номера слов, в которых чн произносится как шн.

1) уничтожить, 2) почти, 3) потому что, 4) горчичник, 5) симпатичный, 6) горничная, 7) античный, 8) нарочно, 9) конечно, 10) молочный,
11) пустячный.

Выпишите номера слов, в которых согласный перед е произносится твердо.

Расставьте ударение в словах.

1) издавна, 2) изредка, 3) баловать, 4) балованный, 5) зубчатый, и тд...

Последовательно выпишите номера предложений, в которых встречается тавтология.

1. Можно смело утверждать, что лес - главный стабилизатор природных процессов в биосфере. 2. Была создана специальная комиссия, которой было поручено координировать и руководить всеми работами.
3. В первый месяц жизни дети ходят гулять только на руках. 4. Иртец доказывает свою правоту бездоказательными доказательствами.
5. Обсуждение было острым, но в конце концов стороны пришли к единому кредо. 6. Товарные биржи были сформированы в форме акционерных обществ. 7. Герой Булгакова - явный прототип христианского Иисуса Христа. 8. Судя по тем находкам, которые они нашли, есть веские доказательства в пользу этой гипотезы. 9. По сведениям из осведомленных источников, намечено подписание «Соглашения о национальном согласии».

Выпишите номера предложений, в которых встречаются ошибки в употреблении паронимов.

1. Горнист стал трубить, надеясь созвать хотя бы часть ребят. 2. Мы позвали соседнего мальчишку Леньку. 3. Действительность раздражала его, и, быть может, поэтому он всегда хвалил прошлое. 4. Народ терпел двойственный гнет. 5. Улицы в нашем городе протяжённые, пешком ходить по ним трудно. 6. Наша передача посвящена творчеству ветеранов технического творчества. 7. Кот схватился в рыбу мёртвой хваткой.
8. Хищное истребление лесов привело к образованию оврагов. 9. В конце собрания слово представили профессору Сергееву. 10. В мае месяце необходимо уделить внимание поздним сортам помидоров. 11. Я быстро одел пальто и шапку и вышел.

Выпишите номера предложений, в которых допущены ошибки в употреблении фразеологизмов.

1. Я познакомился с ужасно красивой девушкой. 2. Это был настоящий грабеж с большой дороги. 3. Был вечер, и от лучей заката река казалась красной. 4. Нельзя всех мерить под одну гребенку 5. Приходите, пожалуйста, я буду вас пристально ждать. 6. Поэзия была для него книгой за семью печатями. 7. Со всех своих длинных ног она кинулась бежать.
8. Предательство и ложь - самые отвратительные пороки. 9. Обломов был знаменем времени. 10. Стали искать детей во всех углах и, разумеется, никого не нашли.

Отметьте номера предложений, в которых слова употреблены в несвойственных им значениях.

1) Куст расцвел, потому что к нему прикоснулась добрая человеческая рука. 2) Обсуждение было острым, но в конце концов стороны пришли к единому кредо. 3) Мы были уверены, что всё пойдёт как по маслу.
4) Последние звуки увертюры, завершающей оперу, утонули в овациях.
5) Глухая ночь сгущает краски, и поневоле страшно нам. 6) Я познакомился с ужасно красивой девушкой. 7) Супруга императора, в воздушных белых одеждах и лёгкой тунике на голове, походкой богини приближалась к толпе. 8) На обед мы заказали салат из помидоров, овощной суп и гуляш.
9) На сцене МХАТа сегодня состоится первая премьера пьесы Шекспира «Сон в летнюю ночь» 10) Мой друг отличался пуританскими взглядами на брак и семью, считал, что регистрация брака - это анахронизм. 11) Герой Булгакова - явный прототип христианского Иисуса Христа. 12) В наши дни добро, к сожалению, с трудом пробивает себе дорогу.

Определите род существительных.

газель, кенгуру, кадриль, авеню, сулугуни, какаду, хинди, денди, рантье, атташе, импресарио, рефери, портье, кюре, гризли, идальго, воевода, умишко, городишко, сапожище, отель, тюль, толь, шампунь, кофе,жабо, цунами, бикини, кашне, алое, контральто, регби, эмбарго, ралли, пенальти, бра,хвастунишка, невежа, невежда.

Выпишите номера предложений, в которых встречаются ошибки в употреблении падежных форм слов.

1) Я был этим летом в отпуску только две недели. 2) У древних греков был обычай праздновать первый день сбора винограда. 3) На занятиях не было обоих сестер. 4) Мощность взрыва была эквивалентна двухстам килограммам тротила. 5) На праздничном столе мы увидели торт и компот из абрикосов. 6) В автохозяйстве работают только квалифицированные шофера и механики. 7) Эта пьеса так захватывает, что, начав читать, не можешь остановиться. 8) Мои друзья-однокурсники считались наиболее активными зачинателями добрых традиций и интересных дел. 9) У нас не принято, чтобы мужчины ходили без чулков и носок даже и летное время.
10) Скрытный характер моей подруги часто был причиной недоразумений между нами.

Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки в употреблении форм прилагательных.

1) Чем положение неестественнее, тем ближе и необходимее выход из него. 2) В этом году лыжные соревнования были организованы и проведены гораздо лучше, чем в прошлом. 3) Инвентарь для спортзала был закуплен по самой выгоднейшей цене. 4) Более худший показатель характеризует финансовое положение бюджетников в 2002 году. 5) Человек большого ума, тонкой наблюдательности, он с нежной любовью относился к родной природе. 6) По другому, более высокому берегу Усолки тянутся сосновые боры, сплошь покрытые брусничниками. 7) В этом году сложилось более лучшее положение дел в нефтедобывающей промышленности. 8) Муж известной артистки был младше её на 16 лет. 9) Рост преступности самым теснейшим образом связан с экономической политикой правительства.
10) Дальнейшие опыты были более сложные, чем предыдущие.

Спишите, заменяя цифры словами.

К 12 прибавить 17, к 248 прибавить 11, из 57 вычесть 27, от 568 отнять 59, с 395 сложить 288, с 238 сложить 292, разделить 400 на100.

. Употребите слова в скобках в нужном падеже.

Тужить по (сын), скучать по (мы), плакать по (вы), по (истечь) срока, по (окончить) школы, по (прибыть) на место, по (приезд) в город, согласно (расписание), благодаря (потепление).

Найдите случаи неверного употребления форм управления.

1) По окончанию работ мы пошли в театр. 2) Андрей способен к глубокому чувству. 3) Почет и блестящее положение ничуть не поколебали республиканские убеждения и демократические симпатии Бетховена.
4) Михайлов недаром был удостоен высокой наградой. 5) За проезд
в транспорте следует оплачивать. 6) Заведующий кафедры был расстроен.
7) Данные факты говорят за возможность быстрого решения этой проблемы. 8) Я хочу рассказать за свою жизнь. 9) Она вежлива к людям, отзывчива.
10) Каждый день мать радуется за успехи сына. 11) В поэме описывается
о похождениях Чичикова. 12) Лектор оперировал с точными фактами.
13) Как смотреть на равнодушие родителей за судьбу детей своих. 14) Была выражена благодарность в адрес тем, кто организовал концерт для военнослужащих. 15) На улицах, где нет тротуаров, пешеходы обязаны ходить навстречу движения транспорта. 16) Нельзя не принимать во внимание этого факта. 17) Такое поведение заслуживает награду.

Замените, где это возможно, придаточные предложения деепричастными оборотами и деепричастные обороты придаточными обстоятельственными предложениями.

Если вы поцдете лесом,то выйдите прямо к станции... 2) уж коли ты решился это делать,то делай побыстрее.... и тд..

Последовательно выпишите номера предложений, в которых допущены ошибки в употреблении однородных членов.

1) Комиссия отметила антисанитарное состояние павильона и продавца. 2) Поздравляю нас от всей души и лично от себя. 3) Конфликт можно было разрешить, прибегнув к обычным дипломатическим, а не провокационным методам. 4) Оккупанты отнимали у населения хлеб, скотину, другие ценные вещи. 5) Комбинат досрочно выполнил план по поставке птичьего мяса и молока. 6) Хозяин, из почтения и радости, ничего не ел. 7) В ходе прений был внесен ряд предложений и поправок. 8) Николай покраснел от смущения и от быстрой ходьбы. 9) В своём нижнем течении Енисей широк и полноводен. 10) Пыль толстым слоем лежала на письменном столе, обитом зелёным сукном, на кожаном диване, старом кресле.

Выпишите номера правильно построенных предложений. Определите тип синтаксической ошибки и исправьте предложения.

1) Я наблюдал за группой ребят, подошедшей к остановке.. 2) Для перевода текста вам понадобится словарь. . 3) Все, кто работал на фабрике, жили в поселке за рекой. 4) Когда читаешь романы Дюма, в тебе пробуждается интерес к истории.. 5) Благодаря осадкам, выпавшим зимой, в почве сохранилось много влаги. 6) Журналист беседовал с командой футболистов, участвовавшей в чемпионате.. 7) На совещании было обсуждён ряд важных вопросов. . 8) Песня посвящается памяти бойцов, защитивших наш город. 9) Пушкин писал «Бориса Годунова» в Михайловском. 10) Те, кто опоздал на электричку, могут поехать на автобусе.. 11) Когда я смотрел комедию «Ревизор», меня не раз охватывал смех. 12) Движение на дороге было прервано из-за снежных заносов. 13) Жильцы требовали ремонта и ликвидации неполадок. 14) Книга имеет большую познавательную ценность.

Определите стилистическую принадлежность текстов. Какую роль для их стилистической характеристики играют выделенные слова и словосочетания?

Грипп и острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ ) лидируют среди всех инфекционных заболеваний, поэтому их профилактика имеет огромное социальное значение. Однако возможности проведения такой профилактики ограничены рядом факторов, среди которых можно выделить многочисленность возбудителей , их генетическую изменчивость , нестойкость формирующегося иммунитета. Всё это препятствует специфической профилактике гриппа и других респираторных инфекций.

Ha прошлой неделе глава аппарата правительства Д. Козак признался, что административная реформа пока продвигается со скрипом. Не всё , что задумывали, получилось . Есть признаки отступления. После майского «технического переназначения» вместо 14 министерств оказалось 15, прибавилось служб и агентств. Неужели мечте о «компактном и эффективном правительстве» так и не суждено сбыться ? И сколько управленцев все-таки нужно стране ?

Стилистика, раздел яз-знания, изучающий систему стилей языков, языковые нормы и способы употребления лит. яз. в разл. условиях языкового общения , в разных видах и жанрах письменности, в разл. сферах обществ. Жизни.

Когда-то ловкий поручик, танцор и волокита, а ныне толстенький, коротенький и уже дважды разбитый параличом помещик, Иван Прохорыч Гауптвахтов, утомлённый и замученный жениными покупками , зашёл
в большой музыкальный магазин купить нот.

Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно присвоение авторства, если эти деяния причинили крупный ущерб, - наказываются штрафом в размере от двухсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишением свободы на срок до двух лет .

Следующие предложения разместите в порядке последовательного развития мысли. Определите функциональный стиль текста.

Первобытный человек воспринимал внешний мир с точки зрения своей практической деятельности.Названия предметам он давал только в меру трудового своего с ним соприкосновения.Область трудовой деятельности первобытного человека была узкой, столь же ограниченным был и его язык.Усложнение хозяйственной деятельности человека и усложнение общественной жизни привели к усложнению мышления и обогащению языка.

Введение. 3

1. Основные типы словарей. 4

§1. Толковые словари. 4

§2. Аспектные словари. 5

2.1. Орфоэпический словарь. 5

2.2. Орфографический словарь. 6

2.3. Словарь иностранных слов. 6

2.4. Словарь антонимов. 7

2.5. Словарь омонимов. 8

2.6. Словарь паронимов. 8

2.7. Словарь синонимов. 9

2.8. Фразеологический словарь. 10

Заключение. 12

Литература. 13


Цена: 300 р. Купить эту работу