Общество как социальная система. Системный подход как способ познания общества Почему к обществу применяется системный подход

Для начала, разберемся, что такое система? Система - совокупность взаимосвязанных элементов. Например, рассыпанный по столу конструктор, нельзя назвать системой, а вот построенный из него замок - это система, где каждая деталь взаимосвязана с другими деталями, имеет своё функциональное значение и служит общей цели - существованию прочного, красивого замка. Однако замок - это пример статичной системы, он не может сам по себе, без участия человека совершенствоваться и развиваться, а общество, как система целиком состоящая из людей, находится в постоянном развитии и изменении. Общество - система динамическая - т.е. постоянно изменяющаяся.

Общество - это сложная динамическая система, состоящая из разнообразных взаимосвязанных элементов и находящаяся в постоянном развитии.

Общество как система состоит из отдельных подсистем (сфер): экономической, социальной, духовной и политико-правовой.

Экономическая сфера включает в себя материальное производство и отношения, которые возникают между людьми процессе производства материальных благ, их обмена и распределения. Социальная структура общества включает в себя классы, социальные слои, нации и др., а также отношения между классами, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами. Политико-правовая сфера включает в себя такие понятия как политика, государство, право, их соотношение и функционирование. Сюда входят отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями и др. Духовная сфера включает различные формы общественного сознания: религию, науку, нравственные нормы, образование, искусство и т.д., а также отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей их сохранения, распространения, потребления.

Конечно это довольно поверхностный взгляд на содержание сфер общественной жизни. Подробнее каждую сферу мы будем рассматривать в отведенном ей учебном блоке: экономике, социологии, духовной жизни, политике и праве. А пока, помимо общего представления о подсистемах общественной жизни, мы должны запомнить, что все сферы равноправны, равноценны, равнозначны между собой и находятся во взаимодействии.

В свою очередь каждая из этих подсистем состоит из более частных элементов. Например, таких как социальные институты. Слово “институт” происходит от лат institutum - «установление», «учреждение».

Социальный институт служит для удовлетворения той или иной конкретной и важной потребности, идеологическое обоснование его деятельности зафиксировано в общественном сознании. Социальный институт характеризуется следованием образцам, стандартам поведения, основанным на определённых нормах и ценностях. Формы и способы деятельности социального института закреплены в правовых нормах и контролируются обществом. Основными институтами современных обществ являются: экономика, политика, образование, право, религия, семья, и т.д.

Самый частный и самый главный элемент общества - человек, деятельность которого лежит в основе всех социальных институтов и общества в целом.

В обществе как в сложной системе между всеми элементами существуют многообразные связи - общественные отношения, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности. Все общественные отношения могут быть условно разделены на две большие группы — отношения материальные и отношения духовные (или идеальные). Материальные отношения возникают и складываются в ходе производства материальных благ, а духовные отношения формируются в ходе производства духовных ценностей.

1. Введение…………………………………………………………………………………………………………………………….3.

2. Глава 1………………………………………………………………………………………………………………………………

3. Глава 2………………………………………………………………………………………………………………………………….

4. Глава 3………………………………………………………………………………………………………………………………….

5. Закючение…………………………………………………………………………………………………………………………….

6. Список литературы………………………………………………………………………………………………………………..

Введение.

Актуальность темы реферата .

Системный подход давно применяется в различных областях знания с большей или меньшей степенью успешности, а представление об обществе как системе вошло в словари и в учебники и, казалось бы, вышло из перечня актуальных проблем научного исследования. Констатация эвристической значимости системного подхода и необходимости его использования превратилась в своего рода клише, с которым не поспоришь, но зачастую в социально-философских исследованиях его применение ограничивается простым упоминанием о нем в разделе, посвященном изложению методологии. Это обусловлено непониманием сущности системного подхода, сведением смысла понятия «система» к простому переводу древнегреческого «σύστημα» – «целое, составленное из частей». Исходя из такой трактовки «системности», достаточно выделить в исследуемом объекте составные части – и системный подход применен. Такая примитивизация системного подхода, присущая, в том числе и ряду диссертационных исследований по социальной философии, заставляет еще раз обратиться к анализу его специфики и выявлению основных характеристик общества как саморазвивающейся системы.

В настоящее время четко сформировались следующие направления системных исследований: общая теория систем, системный подход и системный анализ.

Общая теория систем - научная и методологическая концепция исследования объектов, представляющих собой системы. Она тесно связана с системным подходом и является конкретизацией его принципов и методов.

Системный подход охватывает разработку специализированной методологии исследования систем. Его задачей является выражение принципов и понятий системных исследований на уровне единой общенаучной методологии.

Системный анализ - научный метод познания, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между переменными или элементами исследуемой системы. Опирается на комплекс общенаучных, экспериментальных, естественнонаучных, статистических, математических мето

Эволюция научных представлений и формирование направлений в области теории и практики системного подхода во многом определяется разработками ученых: Афанасьева В.Г., Гвишиани Д.М., Голубкова Е.П., Валуева С.А., Давыдов А.А., Добкина В.М., Евенко Л.И., Жарикова О.Н., Колесникова Л.А., Мильнера Б.З., Перегудова Ф.И., Пригожина А.И., Райзберга Б.А., Рапопорта Б.С, Спицнаделя В.Н., Тамбовцева В.Л., Тарасенко Ф.П. и др.

Значительный вклад в работах по системному подходу внесли зарубежные ученые, такие как Акофф Р., Берман Р., Бир С, Виссема X., Друкер П., Клир Д., Кунц Г., Кхол Й., Лещинин М., Месарович М.,

Луман Н., Оучи У., Парсонс Т., Стефанов Н., Хойер В., Шредер Г.А., Эванс Д.Р., Эклунд К., Эрхард Л., Янг С. и другие.

Основной целью моего реферата является изучение сущности системного подхода.

Достижение этой цели предопределяет постановку и решение следующих задач:

1. Раскрыть понятие "общество".

2. Определить содержание и характеристику системного подхода.

3. Выявить значение системного подхода к обществу.

В соответствии с целью, задачами и логикой исследования работа состоит из введения, 3 глав, заключения, библиографического списка литературы.

Глава 1.

Общество как система

Современные представления о человеческом обществе во многом основаны на системном подходе к его анализу. Под системой обычно понимают совокупность образующих ее элементов, находящихся в устойчивых связях и отношениях друг с другом. С системной точки зрения общество есть некоторая совокупность людей, связанных между собой совместной деятельностью по достижению общих для них целей. В процессе совместной деятельности между людьми складываются многообразные иерархически выстроенные отношения, которые и есть структура общества. Общество как система обладает еще одной важной характеристикой - целостностью, то есть ему присущи свойства, которые нельзя вывести из свойств отдельных элементов. Уходят из жизни люди, сменяются поколения, но общество постоянно воспроизводит себя. Механизм воспроизводства предполагает наличие в структуре общества таких особо устойчивых отношений (инвариант системы), которые обладают значительной самостоятельностью по отношению к отдельным элементам и даже структурным звеньям.

Общество, как и любая живая система, представляет собой открытую систему, которая находится в состоянии непрерывного обмена с окружающей его природной средой, обмена веществом, энергией и информацией. Общество обладает более высокой степенью организации, нежели окружающая его среда. И чтобы сохранить себя как целостность, оно должно постоянно удовлетворять свои потребности, в первую же очередь потребности людей, которые имеют объективный и вместе с тем исторически изменчивый характер. Степень удовлетворения этих потребностей - материальных, социальных, духовных - выступает самым наглядным доказательством эффективного функционирования общества как системы. Если минимального удовлетворения потребностей достигнуть не удается, то общество ждет неминуемый распад и гибель. Это и есть управленческая катастрофа. Иначе говоря, общество не справилось с управлением сложнейшими процессами деятельности людей.

Одним словом, общество как функционирующая система имеет телеологическую природу. Оно стремится к достижению определенной цели, состоящей, разумеется, из множества подцелей. Общество может вообще не задумываться о существовании такой цели, неверно ее определять или отрицать ее наличие. Но самое поведение общества, его конкретные действия говорят гораздо больше о наличии такой цели, чем слова и теории. Читатель, видимо, уже догадался, что речь идет о кибернетико-информационном аспекте рассмотрения общества как целостной самоуправляющейся системы.

Субъект управления на основе имеющейся у него информации о состоянии окружающей среды и самого общества формулирует команды объекту управления о дальнейших его действиях по взаимодействию с окружающей средой. Сигналы, идущие от управляющей подсистемы, называются прямой связью. В управленческой цепочке существует также и обратная связь - информация о полученных результатах и степени их соответствия поставленным целям, которая поступает от исполнителя к субъекту управления. От того, насколько верной окажется корректировка им целей и практических действий, будет зависеть в конечном счете судьба общества как системы.

С таких предельно абстрактных позиций можно еще многое сказать об обществе. Существует и большая литература на эту тему. Однако важно четко представлять, каким образом системный подход способствует углублению философского взгляда на общество.

Прежде всего системный подход требует, чтобы были выявлены действительно всеобщие стороны, связи и отношения общества, то есть такие, которые присущи обществу на всех этапах его исторического развития и, стало быть, носят необходимый и достаточный характер. Сложность реализации этой установки заключается в том, что каждая из указанных всеобщих сторон и связей может иметь разную полноту исторического осуществления. Скажем, наука как теоретический способ описания закономерностей объективного мира лишь во второй половине XX века стала приобретать решающее значение для существования и развития человеческой цивилизации. И она далеко еще не до конца раскрыла свои возможности. Философия призвана показать специфику всеобщности науки, как и всех других сторон и связей общественной жизни.

Количество и сущность всеобщих сторон, связей и отношений общества обусловливается в первую очередь специфически общественным, человеческим взаимодействием с природой. Правильно, но недостаточно сказать, что общество постоянно и целенаправленно осуществляет вещественно-энергетически-информационный обмен с окружающей его средой на основе обратной связи. Говоря философским языком, речь должна идти о таких различных формах или способах освоения обществом окружающей действительности, которые в своей совокупности раскрывают универсальный характер отношения общества (человека) к природе и соответственно к самому себе.

Философская мысль Запада на протяжении долгого времени трудилась над правильной постановкой этой проблемы. И. Кант в своей «Критике чистого разума» дал наиболее точную формулировку трех аспектов этой проблемы, которая и была в дальнейшем принята: «Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?» Впоследствии Кант пояснил, что все три вопроса могут быть сведены к одному - вопросу о человеке.

Общественный человек осваивает окружающую действительность тремя возможными

способами. Это - чувственно-практическое освоение, теоретическое освоение и, наконец, ценностное освоение.

Все эти три способа обретают свой смысл и свое назначение, когда общество функционирует, действует, преследует вполне конкретные цели. Философский взгляд на природу общества не должен упускать из виду внутреннюю напряженную связь между целевыми устремлениями системы и ее настоящим состоянием. Таково еще одно требование системного подхода, которое вытекает из признания телеологического характера системы. Тем самым системный подход позволяет глубже понять специфику философии, которая призвана выходить за рамки повседневного опыта и создавать представления о мыслимом на сегодня совершенстве системы. Только при таком взгляде на сущее, на реальное состояние общественной жизни она обретает философскую глубину и смысл.

Глава 2.

Примерно со средины 1950-х гг. системный подход проникает в самые разные исследовательские области, как естествознания, так и обществознания. К этому периоду уже существуют разнообразные подходы и концепции в менеджменте, уже четко обозначается «классический» период или «классическая школа» менеджмента, «школа человеческих отношений», «научный менеджмент», психологические подходы в теории управления, теории мотивации и ряд других. Другими словами, наряду с естественнонаучным, в менеджмент проникает гуманитарный идеал научности, с характерными для него антинатуралистическими, субъективистскими философско-методологическими тенденциями.

Историю развития системных идей в менеджменте можно разделить на три этапа, различающихся с точки зрения лежащих в их основе философско-методологических принципов:

1-й этап. Становление и развитие жесткого системного подхода (середина 1950-х-середина 1970-х годов);

2-й этап. Становление и развитие мягкого системного подхода (середина 1970 годов – настоящее время);

3-й этап. Комплементаризм в менеджменте (вторая половина 1980-х гг. – настоящее время).Имея более чем полувековую историю существования в качестве признанной дисциплины, системный подход показал свою универсальность в качестве инструмента для решения практических проблем, продемонстрировал мощный философско-методологический и мировоззренческий потенциал. Однако это развитие носило противоречивый, некумулятивистский характер, что делает историю становления и развития системных идей в управлении особенно ценной в качестве эмпирического материала для методологических исследований в области менеджмента.

Системный подход развивался, решая триединую задачу: аккумуляции в общенаучных понятиях и концепциях новейших результатов общественных, естественных и технических наук,

касающихся системной организованности объектов действительности и способов их познания; интеграции принципов и опыта развития философии, прежде всего результатов разработки философского принципа системности и связанных с ним категорий; применения разработанного на этой основе концептуального аппарата и средств моделирования для решения актуальных комплексных проблем.

Системный подход – это методологическое направление в науке, основная задача которого состоит в разработке методов исследования и конструирования сложноорганизованных объектов - систем разных типов и классов. Системный подход представляет собой определенный этап в развитии методов познания, методов исследовательской и конструкторской деятельности, способов описания и объяснения природы анализируемых или искусственно создаваемых объектов.

Системный подход в широком смысле включает, кроме того, применение системных методов для решения задач систематики, планирования и организации комплексного и систематического эксперимента.

Сущность системного подхода формулировалась многими авторами. В развернутом виде она сформулирована В. Г. Афанасьевым, определившим ряд взаимосвязанных аспектов, которые в совокупности и единстве составляют системный подход:

Системно-элементный, отвечающий на вопрос, из чего (каких компонентов) образована система;

Системно-структурный, раскрывающий внутреннюю организацию системы, способ взаимодействия образующих ее компонентов;

Системно-функциональный, показывающий, какие функции выполняет система и образующие ее компоненты

Системно-исторический, отвечающий на вопрос, как, каким образом возникла система, какие этапы в своем развитии проходила, каковы ее исторические перспективы.

Термин "системный подход" охватывает группу методов, с помощью которых реальный объект описывается как совокупность взаимодействующих компонентов. Эти методы развиваются в рамках отдельных научных дисциплин, междисциплинарных синтезов и общенаучных концепций.

Общими задачами системных исследований являются анализ и синтез систем. В процессе анализа система выделяется из среды, определяется ее состав,

Структуры, функции, интегральные характеристики (свойства)

Системообразующие факторы и взаимосвязи со средой.

В процессе синтеза создается модель реальной системы, повышается уровень абстрактного описания системы, определяется полнота ее состава и структур, базисы описания, закономерности динамики и поведения.

Системный подход применяется к множествам объектов, отдельным объектам и их компонентам, а также к свойствам и интегральным характеристикам объектов. Системный подход не самоцель. В каждом конкретном случае его применение должно давать реальный, вполне ощутимый эффект. Системный подход позволяет усматривать пробелы в знаниях о данном объекте, обнаруживать их неполноту, определять задачи научных исследований, в отдельных случаях – путем интерполяции и экстраполяции – предсказывать свойства отсутствующих частей описания.

К числу важнейших задач системного подхода относятся:

1) разработка средств представления исследуемых и конструируемых объектов как систем;

2) построение обобщенных моделей системы, моделей разных классов и специфических свойств систем;

3) исследование структуры теорий систем и различных системных концепций и разработок.

В системном исследовании анализируемый объект рассматривается как определенное множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостные свойства этого множества. Основной акцент делается на выявлении многообразия связей и отношений, имеющих место как внутри исследуемого объекта, так и в его взаимоотношениях с внешним окружением, средой. Существенное значение в системном подходе придается выявлению вероятностного характера поведения исследуемых объектов. Важной особенностью системного подхода является то, что не только объект, но и сам процесс исследования выступает как сложная система, задача которой, в частности, состоит в соединении в единое целое различных моделей объекта.

Глава 3.

Общество с позиций системного подхода.

Представление об обществе как совокупности взаимосвязанных элементов, как целом, состоящем из частей, т.е. как «системе» в буквальном смысле слова, сформировались достаточно давно. Однако становление общей теории систем и синергетики во второй половине ХХ века позволило сформировать четкие системные модели общества. Наиболее известными из них являются, в частности, структурно-функциональная концепция американского философа и социолога-теоретика Т. Парсонса и теория общества как самореферентной коммуникативной системы немецкого исследователя Н. Лумана. Т. Парсонс характеризует общество как систему со сложной структурой, каждый из элементов которой выполняет определенные функции и находится в состоянии активного взаимодействия, опосредуемого системой ценностей, с другими элементами. Важнейшими свойствами общества как системы он считал самоорганизацию и способность возвращать себе нарушенное равновесие. Т. Парсонсу свойственна определенная абсолютизация нормативной структуры общества, структурированного нормативного порядка, посредством которого организуется коллективная жизнь. Уделяя большое внимание механизмам социального контроля или «механизмам восстановления

равновесия» общества как системы, Т. Парсонс практически не рассматривает механизмы саморазвития, причины социальной динамики. С его точки зрения, общество как система стремится к сохранению стабильного состояния.

По Н. Луману, системой является все, что способно к аутопойезису (autopoiesis), т.е. является самодостаточным и способно воспроизводить себя само, отличая себя от окружения. Общество рассматривается им как самореферентная социальная система, умеющая организовать саму себя, способная существовать и воспроизводить себя, обращаясь только к собственным операциям, без выхода вовне. Основной признак общества, по Н. Луману, – наличие в нем коммуникации, которая означает установление связи и взаимодействия между людьми. Аутопойезис общества представляет собой способ процессирования смысловых структур посредством коммуникации. Именно посредством смысловой коммуникации, по его мнению, происходит воспроизводство социума.

Однако уделяя много внимания анализу связей и отношений внутри системы, исследователь принципиально отказывается от исследования связи системы с окружением. Н. Луман пишет: "Общество есть коммуникативно-закрытая система. Оно производит коммуникацию посредством коммуникации. Коммуницировать может только оно само – но не с самим собой и не своим окружающим миром". Хотя, говоря о закрытости системы, Н. Луман имеет в виду, прежде всего, ее оперативную закрытость, его концепция противостоит господствующим в теории систем представлениям об открытости системы и ее обмене информацией, веществом и энергией с окружением. Исследователь не рассматривает внешние связи общества – с биосферой и геосферой, без которых оно не сможет существовать. Выживание общества, его устойчивое и достойное существование в стратегической перспективе может осуществиться лишь при внимательном анализе его внешних связей, зависимости общества от природы.

В отечественной науке системный подход к исследованию общества активно разрабатывает доктор философских наук А.А. Давыдов. Он рассматривает общество в качестве определенного типа системы, «состоящей из разнородных взаимосвязанных элементов и подсистем, свойств и отношений, созданной индивидами на основе механизма обратной связи, целью которой является реализация экстремальных принципов в жизнедеятельности индивидов с помощью законов, действующих в определенных границах». С его точки зрения, общество принадлежит к так называемым нуклеарным системам, в которых существует координационный центр и нелинейная согласованность функционирования подсистем и элементов. Общество функционирует в специфическом системном состоянии «промежуточности» между порядком и хаосом, вследствие чего для него характерны свойство самоорганизованной критичности и режим детерминированного хаоса. Свойство самоорганизованной критичности проявляется в том, что незначительное влияние каких-либо внутренних и (или) внешних факторов может привести к реакции лавинообразного типа, которая может оказывать влияние на все элементы и подсистемы общества. Для режима детерминированного хаоса характерны нестационарная структура динамики, наличие глобальной квазипериодичности в динамике, фрактальность (самоподобие) локальных фрагментов динамики на разных временных масштабах.

В своих работах А.А. Давыдов пытается выделить основные свойства общества, механизмы его функционирования и законы, действующие в нем. Все они не бесспорны, однако сама попытка их

выделения, безусловно, заслуживает одобрения и свидетельствует о подлинно научном подходе к исследованию социальной реальности. Исследователь выделяет общесистемные и предметные свойства общества. К общесистемным он относит свойство целостности, под которым понимается выделенность системы из более общей системы, эффект неаддитивности (целое не равно сумме частей), зависимость каждого элемента от его места и функций внутри системы и др. Предметными свойствами являются субъективная самоидентификация индивидов с конкретным обществом, наибольшая численность трудоспособного населения, занятая в какой-либо отрасли хозяйства, свойство политического режима, свойство доминирующей религии и т. д.

Основным механизмом функционирования общества, по А.А. Давыдову, является общесистемный механизм обратной связи, согласно которому общество является результатом взаимодействия индивидов и оказывает обратное влияние на это взаимодействие. Основной целью общества, с точки зрения исследователя, является реализация экстремальных принципов, т. е. максимизация и (или) минимизация численности элементов, значений, свойств и отношений в системе . К числу таких принципов он относит принцип гедонизма, согласно которому люди стремятся максимизировать положительные эмоции и минимизировать отрицательные; принцип максимина – максимум достижений при минимуме затрат, риска, времени; стремление максимизировать положительные социальные явления и минимизировать явления отрицательные в рамках определенных ограничений за счет изменения элементов, связей, свойств и отношений в обществе.

Одной из задач философского познания общества является выявление действующих в нем законов. Это наиболее сложная задача, которую А.А. Давыдову удается решить лишь частично. Одним из общесистемных законов, по его мнению, является гиперболический характер роста населения на Земле, приводящий к глобальному ускорению мирового развития. К законам общественного развития автор относит, в том числе и юридические законы, формирование которых является, с точки зрения исследователя, следствием самоорганизации общества. Однако не следует забывать, что юридические законы и моральные нормы носят конвенциональный характер и не могут быть отнесены к научным законам.

Несмотря на ряд спорных моментов, концепция саморазвивающегося общества А.А. Давыдова обладает значительным эвристическим потенциалом и может успешно применяться в социальной философии и социологии. Она позволяет не только теоретически анализировать общество, но и выдвигать плодотворные эмпирически проверяемые гипотезы и решать практические задачи.

Заключение.

Понятие об обществе имеет принципиальное значение для правоведения и сегодня можно дать научное понятие общества.

Свободы воли нет. Человек не Homo Sapiens, а Homo Publicus – человек общественный. Поведение человека в подавляющей степени социально обусловлено.

Морально-этические установки (т.н. ценности) человека являются внутренним отражением действующих социальных норм, подвержены изменению под воздействием социальных факторов и определяют поведение человека при достаточно слабом социальном давлении.

Общество ни в коем случае не является результатом свободного, осознанного и целенаправленного поведения людей. Наоборот, общество – феномен объективной натуральной природы и является способом существования человека как биологического вида. Общество – объективное явление, вполне доступное научному исследованию и созданию адекватных моделей.

Таким образом, только критически осмысленное применение системного и синергетического подходов к исследованию как общества в целом, так и отдельных социальных явлений и процессов, позволяет решать задачи, стоящие перед современной социалогией. Системные концепции, разработанные Т. Парсонсом, Н. Луманом, А. Давыдовым, успешно применяются в социологии, однако построение целостной модели общества как саморазвивающейся системы является делом будущего. Представление об обществе как саморазвивающейся системе позволит анализировать социальные объекты как целостные, многоуровневые и динамичные, проследить взаимное влияние различных элементов и уровней системы, учитывать влияния окружающей природной среды на развитие социума, исследовать влияние его прошлого на сегодняшнее состояние и эффективно прогнозировать будущее.

Список использованной литературы

1. Берталанфи Л. Общая теория систем - критический обзор. // Исследование по общей теории систем: Сборник. - М.: Прогресс, 1969.

2. Волкова В.Н., Денисов А.А.. Основы теории систем и системного анализа. – Изд. 2-е перераб. и дополн.– СПб.: Издательство СПБГТУ, 1999. – 512 с.

3. Голубков Е.П. Системный анализ как методологическая основа принятия решений.

4. Кедров Б. М. Принцип историзма в его приложении к системному анализу развития науки // Системные исследования: Сборник. - М.: Наука, 1974.

5. Кориков А.М., Сафьянова Е.Н. Указ. соч. С. 10, 27; Афанасьев В.Г. Указ. соч.

6. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ. - М.: Высшая школа, 1989.

7. Рапопорт А. Математические аспекты абстрактного анализа систем // Исследования по общей теории систем: Сборник. - М.: Прогресс, 1969.

8. Режабек Е.Я. Становление понятия организации. – Ростов-на-Дону, 1991.

9. Соколов Г.В. Теория системных исследований.

10. Бобков, П. М. Концепция будущего на проблемном поле социальной философии: автореф. дис. …

канд. филос. наук / П. М. Бобков. – М., 2008. – 24 c.

11. Надькин, В. Б. Становление и развитие самоуправления в условиях трансформации российского общества: автореф. дис. … канд. филос. наук / В. Б. Надькин. – Якутск, 2007. – 27 c.

12. Универсальный энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – С. 1181.

13. Майнцер, К. Сложность и самоорганизация. Возникновение новой науки и культуры на рубеже века.

14. Юдин, Э. Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки / Э. Г. Юдин. – М.: Наука, 1978. – С. 134–135, 188–190.

15. Хакен, Г. Информация и самоорганизация: Макроскопический подход к сложным явлениям / Г. Хакен. – М.: Мир, 1991. – 240 с.

16. Пригожин, И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стенгерс. – М.: Прогресс, 1986. – 432 с.

17. В. Г. Буданов // Философия науки. Вып. 2: Гносеологические и методологические проблемы / Отв. ред. В.А. Смирнов. – М.: ИФ РАН, 1996. – С. 198.

18. Князева, Е. Н., Курдюмов, С. П. Интуиция как самодостраивание // Вопросы философии. – 1994. – № 2. – С. 112.

19. Парсонс, Т. О социальных системах / Т. Парсонс. – М.: Академический Проект. 2002. – 832 с.

20. Луман, Н. Теория общества / Луман Н. // Теория общества: Сборник / Под общ. ред. А.Ф. Филиппова. – М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 1999. – С. 223.

21. Давыдов, А. А. К вопросу об определении понятия «общество» / А. А. Давыдов // Социологические исследования. – 2004. – № 2. – С. 12–24.

Системный подход к анализу общества

На сегодняшний день можно выделить два подхода к пониманию общества. В широком смысле слова общество – это совокупность исторически сложившихся форм совместной жизни и деятельности людей на земле. В узком смысле слова общество – это конкретный вид общественного и государственного строя, конкретное национально-теоретическое образование. Однако данные интерпретации рассматриваемого понятия не могут считаться достаточно полными, так как проблема общества занимала умы многих мыслителей, и в процессе развития социологического знания сформировались различные подходы к его определению.

Так, Э. Дюркгейм определял общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. С точки зрения М. Вебера общество – это взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, т. е. ориентированных на других действий. К. Маркс представляет общество как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместных действий. Другой теоретик социологической мысли Т. Парсонс полагал, что общество является системой отношений между людьми, основанных на нормах и ценностях, образующих культуру.

Таким образом, нетрудно увидеть, что общество представляет собой сложную категорию, характеризующуюся совокупностью различных признаков. Каждое из приведенных определений отражает какие-то определенные характерные для этого явления черты. Только учет всех этих характеристик позволяет дать наиболее полное и точное определения понятия общества. Наиболее полный перечень характерных черт общества выделил американский социолог Э. Шилз. Он разработал следующие признаки, характерные для любого общества:

1) оно не является органической частью какой-либо более крупной системы;

2) браки заключаются между представителями данной общности;

3) оно пополняется за счет детей тех людей, которые являются членами данной общности;

4) оно имеет свою территорию;

5) у него есть самоназвание и своя история;

6) оно обладает своей системой управления;

7) оно существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

8) его сплачивает общая система ценностей, норм, законов, правил.

Учитывая все эти признаки, можно дать следующее определение обществу: это исторически сложившаяся и воспроизводящая себя общность людей.

Аспектами воспроизводства является биологическое, экономическое и культурное воспроизводство.

Данное определение позволяет отличить понятие общества от понятия «государство» (институт управления общественными процессами, возникший исторически позже общества) и «страна» (территориально-политическое образование, сложившееся на базе общества и государства).

Изучение общества в рамках социологии основано на системном подходе. Использование именно этого метода также обуславливается рядом характерных признаков общества, которое характеризуется как: социальная система высшего порядка; сложное системное образование; целостная система; саморазвивающаяся система, потому что источник находится внутри общества.

Таким образом, нетрудно увидеть, что общество представляет собой сложную систему.

Система – это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Несомненно, общество является социальной системой, которая характеризуется как целостное образование, элементами которого являются люди, их взаимодействие и отношения, которые носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

Таким образом, в качестве основных элементов общества как социальной системы можно выделить следующие:

2) социальные связи и взаимодействия;

3) социальные институты, социальные страты;

4) социальные нормы и ценности.

Как и для любой системы, для общества характерно тесное взаимодействие его элементов. Учитывая эту особенность, в рамках системного подхода общество можно определить как большую упорядоченную совокупность социальных процессов и явлений более или менее связанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое. Для общества как системы характерны такие признаки, как координация и субординация ее элементов.

Системный подход в социологии. Системность общества

ТЕМА 3. Общество как социокультурная система

3.1. Системный подход в социологии. Системность общества.

3.2. Социальные изменения.

3.3. Стабильность социальных систем.

3.4. Социальные процессы.

Что такое общество? На первый взгляд кажется, что ответить на данный вопрос легко, ведь это понятие давно и прочно вошло в наш повсœедневный лексикон. Но как только мы пытаемся дать ему определœение, то сразу убеждаемся, что таких определœений можно дать множество.

В социологии существуют разные подходы к определœению данного понятия. Первый подход утверждает, что общество имеет своей исходной величиной живых действующих людей, совместная деятельность которых формирует общество. Иными словами, индивид - это элементарная единица общества. Общество - это совокупность людей, осуществляющих совместную деятельность и отношения. Так считали К. Маркс и П. Сорокин.

В случае если общество состоит из индивидов, то не следует ли отсюда вывод, что его можно рассматривать как простую сумму индивидов? Подобная постановка вопроса ставит под сомнение существование такой самостоятельной социальной реальности, как общество: реально существуют индивиды, а общество - это выдумки философов, историков, социологов и т. д. В случае если же общество - объективная реальность, то оно должно проявляться как устойчивое, повторяющееся, самовоспроизводящееся явление. По этой причине при определœении общества важно подчеркнуть, что существенным моментом его формирования является единство составляющих его индивидов, их общность, солидарность, связь людей. Общество - это универсальный способ организации социальных связей, взаимодействий и отношений людей.

Эти взаимодействия, связи, общности должны иметь под собой общую основу. Разные мыслители трактуют ее по-разному. М. Вебер считал, что общество - это взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных действий. Т. Парсонс считал, что основой общества являются ценности и нормы. К. Маркс утверждал, что людей в обществе связывает как основа совместная производственная деятельность. Э. Дюркгейм видел первооснову устойчивого общества в «коллективном сознании».

Из всœего многообразия мнений видно, что общим для них является рассмотрение общества как целостной системы элементов, находящихся в тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу принято называть системным и важнейшая его задача - объединœение различных знаний об обществе в целостную систему, которая могла бы стать единой теорией общества.

Итак, система - это определœенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ целостное единство. Социальная система - это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Содержание любой целостной системы определяет состав элементов. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходят из поколения в поколение.

Социальное взаимодействие - это процесс, в котором люди взаимодействуют в процессе удовлетворения своих потребностей и испытывают воздействие друг на друга. В процессе взаимодействия складываются социальные отношения как относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами.

С точки зрения системного подхода, общество - не аддитивная, а целостная система. Это значит, что на уровне общества индивидуальные действия, связи и отношения образуют новое системное качество как особое качественное состояние, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ нельзя рассматривать как простую сумму элементов. Общественные отношения носят надындивидуальный, надличностный характер. Другими словами общество - это некая самостоятельная субстанция, которая первична по отношению к индивидам.

Целостной системе присуще множество связей, взаимодействий и отношений. Самые характерные - коррелятивные связи, взаимодействия и отношения, включающие в себя координацию и субординацию отношений.

Координация - это определœенная согласованность элементов, тот особый характер их взаимной зависимости, которой обеспечивает сохранение целостной системы. Субординация - это подчинœенность и соподчинœенность, указывающая на особое специфическое место, неодинаковое значение элементов в целостной системе.

Итак, общество становится целостной системой с качествами, в которых нет ни одного из включенных в него элементов в отдельности. Вследствие своих интегральных качеств социальная система приобретает определœенную самостоятельность по отношению к составляющим его элементам, относительно самостоятельную направленность развития.

Несколько иное понимание общества характерно для функционализма, одним из представителœей которого был Т. Парсонс. С точки зрения функционализма, общество объединœено на основе функциональной зависимости.

Функциональная зависимость - это то, что придает системе элементов свойства, каких нет ни у одного составляющего систему элемента. Функционализм интерпретирует общество как целостную систему согласованно действующих людей, стабильное существование и воспроизводство которой обеспечивается необходимым набором функций.

В чем же состоят принципы функционального подхода?

1. Как и сторонники системного подхода, функционалисты рассматривали общество как единый организм, состоящий из множества частей: экономической, политической, военной, религиозной и т. д.

2. При этом подчеркивали, что каждая часть может существовать только в рамках целостности, где ей отведены конкретные функции.

3. Функции частей всœегда означают удовлетворение какой-либо общественной потребности. Все же они вместе направлены на подержание устойчивости общества и воспроизводство человеческого рода.

4. Из-за того, что каждая функция выполняет только ей отведенную задачу, то при каком-то сбое другим частям трудно восстановить нарушение функции.

Т. Парсонс выделяет четыре основные функции общества как саморегулирующейся системы: адаптации, целœедостижения, интеграции и воспроизводства структуры. Эти функции социальной системы обеспечиваются различными подсистемами. Функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема, функцию целœедостижения - политическая подсистема, функцию интеграции - обычаи и правовые институты, функцию воспроизводства структуры - подсистема верований, морали, органы социализации, в том числе институты семьи и образования.

Чтобы проанализировать общественную жизнь нужно выявить структуру, ее элементы и взаимодействие между ними. Общество - это не просто совокупность людей, а сложное полиструктурное образование, социальный организм, «метасистема», включающая в себя всœе виды сообществ и характеризующаяся целостностью, сбалансированностью, открытостью, самоорганизацией, пространственно-временным существованием.

Целостность означает, что всœе элементы общества связаны между собой и взаимно влияют друг на друга. Сбалансированность означает уравновешенность различных элементов общества и если она нарушается, то это несет угрозу стабильности социальной системы. Динамизм означает, что общество развивается и изменяется, находится в постоянном движении и это является условием устойчивости и стабильности общества. Открытость означает, что общество представляет собой открытую систему, взаимодействует с более широкой системой природы и между ними идет постоянный процесс обмена веществ. Самоорганизация означает, что люди в обществе сами строят свою жизнь, процесс существования и развития общества является результатом самоорганизующей деятельности людей. Пространственно-временное существование означает, что любое общество, любая конкретная социальная система имеет пространственные и временные границы своего существования.

В социологии само понятие общества может использоваться в широком и узком смысле. В широком смысле - это совокупность всœех сообществ, которые существовали, существуют и будут существовать. В узком смысле общество - это система, обладающая конкретными историческими характеристиками (к примеру, российское общество). Социальные системы имеют четыре важнейшие специфические особенности:

1. В центре социальных систем человек с его субъективностью и возможностью выбора различных вариантов поведения.

2. Размытые, меняющиеся характеристики управляемости общества. Степень управляемости не задана, и она может постоянно меняться. Существует тенденция, выражающаяся в стремлении человека управлять всœе большим кругом социальных явлений. Но это может иметь негативные последствия, нарушать механизмы саморегуляции подсистем общества.

3. Локализованная в пространстве и времени граница меры, познания, контроля за функционированием социальных систем. Знание людей об обществе всœегда исторически ограничены, и, следовательно, ограничены возможности эффективного контроля.

4. Наличие большого количества социальных систем и многообразие их элементов. Поскольку общество - это сложная система, то в разных науках его дифференцируют по разным основаниям. Социальная философия выделяет следующие сферы общества, каждая из которых включает множество элементов: материально-производственная (экономическая), политико-управленческая, социальная и духовная сферы. Социология в качестве базовых элементов социальных систем выделяет следующие: 1) социальные группы, социальные общности; 2) социальные институты, организации; 3) личность как носитель определœенных ценностей и норм социальных качеств, определяющих отношения между людьми.

Что такое общество? На первый взгляд кажется, что ответить на этот вопрос легко, ведь это понятие давно и прочно вошло в наш повседневный лексикон. Но как только мы пытаемся дать ему определение, то сразу убеждаемся, что таких определений можно дать множество.

В социологии существуют разные подходы к определению данного понятия. Первый подход утверждает, что общество имеет своей исходной величиной живых действующих людей, совместная деятельность которых формирует общество. Иными словами, индивид - это элементарная единица общества. Общество - это совокупность людей, осуществляющих совместную деятельность и отношения. Так считали К. Маркс и П. Сорокин.

Если общество состоит из индивидов, то не следует ли отсюда вывод, что его можно рассматривать как простую сумму индивидов? Подобная постановка вопроса ставит под сомнение существование такой самостоятельной социальной реальности, как общество: реально существуют индивиды, а общество - это выдумки философов, историков, социологов и т. д. Если же общество - объективная реальность, то оно должно проявляться как устойчивое, повторяющееся, самовоспроизводящееся явление. Поэтому при определении общества важно подчеркнуть, что существенным моментом его формирования является единство составляющих его индивидов, их общность, солидарность, связь людей. Общество - это универсальный способ организации социальных связей, взаимодействий и отношений людей.

Эти взаимодействия, связи, общности должны иметь под собой общую основу. Разные мыслители трактуют ее по-разному. М. Вебер считал, что общество - это взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных действий. Т. Парсонс считал, что основой общества являются ценности и нормы. К. Маркс утверждал, что людей в обществе связывает как основа совместная производственная деятельность. Э. Дюркгейм видел первооснову устойчивого общества в «коллективном сознании».

Из всего многообразия мнений видно, что общим для них является рассмотрение общества как целостной системы элементов, находящихся в тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным и важнейшая его задача - объединение различных знаний об обществе в целостную систему, которая могла бы стать единой теорией общества.

Итак, система - это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Социальная система - это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Содержание любой целостной системы определяет состав элементов. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходят из поколения в поколение.

Социальное взаимодействие - это процесс, в котором люди взаимодействуют в процессе удовлетворения своих потребностей и испытывают воздействие друг на друга. В процессе взаимодействия складываются социальные отношения как относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами.

С точки зрения системного подхода, общество - не аддитивная, а целостная система. Это значит, что на уровне общества индивидуальные действия, связи и отношения образуют новое системное качество как особое качественное состояние, которое нельзя рассматривать как простую сумму элементов. Общественные отношения носят надындивидуальный, надличностный характер. Другими словами общество - это некая самостоятельная субстанция, которая первична по отношению к индивидам.

Целостной системе присуще множество связей, взаимодействий и отношений. Самые характерные - коррелятивные связи, взаимодействия и отношения, включающие в себя координацию и субординацию отношений.

Координация - это определенная согласованность элементов, тот особый характер их взаимной зависимости, которой обеспечивает сохранение целостной системы. Субординация - это подчиненность и соподчиненность, указывающая на особое специфическое место, неодинаковое значение элементов в целостной системе.

Итак, общество становится целостной системой с качествами, в которых нет ни одного из включенных в него элементов в отдельности. Вследствие своих интегральных качеств социальная система приобретает определенную самостоятельность по отношению к составляющим его элементам, относительно самостоятельную направленность развития.

Несколько иное понимание общества характерно для функционализма, одним из представителей которого был Т. Парсонс. С точки зрения функционализма, общество объединено на основе функциональной зависимости.

Функциональная зависимость - это то, что придает системе элементов свойства, каких нет ни у одного составляющего систему элемента. Функционализм интерпретирует общество как целостную систему согласованно действующих людей, стабильное существование и воспроизводство которой обеспечивается необходимым набором функций.

В чем же состоят принципы функционального подхода?

1. Как и сторонники системного подхода, функционалисты рассматривали общество как единый организм, состоящий из множества частей: экономической, политической, военной, религиозной и т. д.

2. При этом подчеркивали, что каждая часть может существовать только в рамках целостности, где ей отведены конкретные функции.

3. Функции частей всегда означают удовлетворение какой-либо общественной потребности. Все же они вместе направлены на подержание устойчивости общества и воспроизводство человеческого рода.

4. Из-за того, что каждая функция выполняет только ей отведенную задачу, то при каком-то сбое другим частям трудно восстановить нарушение функции.

Т. Парсонс выделяет четыре основные функции общества как саморегулирующейся системы: адаптации, целедостижения, интеграции и воспроизводства структуры. Эти функции социальной системы обеспечиваются различными подсистемами. Функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема, функцию целедостижения - политическая подсистема, функцию интеграции - обычаи и правовые институты, функцию воспроизводства структуры - подсистема верований, морали, органы социализации, в том числе институты семьи и образования.

Чтобы проанализировать общественную жизнь нужно выявить структуру, ее элементы и взаимодействие между ними. Общество - это не просто совокупность людей, а сложное полиструктурное образование, социальный организм, «метасистема», включающая в себя все виды сообществ и характеризующаяся целостностью, сбалансированностью, открытостью, самоорганизацией, пространственно-временным существованием.

Целостность означает, что все элементы общества связаны между собой и взаимно влияют друг на друга. Сбалансированность означает уравновешенность различных элементов общества и если она нарушается, то это несет угрозу стабильности социальной системы. Динамизм означает, что общество развивается и изменяется, находится в постоянном движении и это является условием устойчивости и стабильности общества. Открытость означает, что общество представляет собой открытую систему, взаимодействует с более широкой системой природы и между ними идет постоянный процесс обмена веществ. Самоорганизация означает, что люди в обществе сами строят свою жизнь, процесс существования и развития общества является результатом самоорганизующей деятельности людей. Пространственно-временное существование означает, что любое общество, любая конкретная социальная система имеет пространственные и временные границы своего существования.

В социологии само понятие общества может использоваться в широком и узком смысле. В широком смысле - это совокупность всех сообществ, которые существовали, существуют и будут существовать. В узком смысле общество - это система, обладающая конкретными историческими характеристиками (например, российское общество). Социальные системы имеют четыре важнейшие специфические особенности:

1. В центре социальных систем человек с его субъективностью и возможностью выбора различных вариантов поведения.

2. Размытые, меняющиеся характеристики управляемости общества. Степень управляемости не задана, и она может постоянно меняться. Существует тенденция, выражающаяся в стремлении человека управлять все большим кругом социальных явлений. Но это может иметь негативные последствия, нарушать механизмы саморегуляции подсистем общества.

3. Локализованная в пространстве и времени граница меры, познания, контроля за функционированием социальных систем. Знание людей об обществе всегда исторически ограничены, и, следовательно, ограничены возможности эффективного контроля.

4. Наличие большого количества социальных систем и многообразие их элементов. Поскольку общество - это сложная система, то в разных науках его дифференцируют по разным основаниям. Социальная философия выделяет следующие сферы общества, каждая из которых включает множество элементов: материально-производственная (экономическая), политико-управленческая, социальная и духовная сферы. Социология в качестве основных элементов социальных систем выделяет следующие: 1) социальные группы, социальные общности; 2) социальные институты, организации; 3) личность как носитель определенных ценностей и норм социальных качеств, определяющих отношения между людьми.

Социальные изменения

Общество - это динамичная система, и она постоянно изменяет свои состояния. Изменения в состоянии общества как социальной системы мы можем назвать социальными изменениями. Понятие «социальные изменения» требует уточнения. Во-первых, социальные изменения шире, чем социальное развитие, которое можно рассматривать как вид социальных изменений. Во-вторых, социальные изменения - это не изменения вообще, которые происходят в различных сферах общества, а те, которые связаны с предметом социологии, то есть изменения в социальной системе, отражаемые понятиями социальная структура, социальные общности, группы, социальные институты и организации и т. д.

Социальные изменения носят различный характер и могут быть поделены на следующие виды:

1. Изменения, касающиеся структур различных социальных образований, которые можно назвать структурными социальными изменениями - изменения структуры социальных институтов, социальных групп, социальной структуры общества в целом, структуры социально-культурных ценностей.

2. Изменения социальных процессов - процессуальные социальные изменения. Они предполагают изменения в сфере социальных взаимодействий и взаимоотношений между общностями, институтами, организациями.

3. Изменения в функциях различных социальных систем (организаций, институтов) - это функциональные социальные изменения.

4. Изменения в сфере мотивации, индивидуальной и коллективной деятельности. Их можно назвать мотивационными социальными изменениями. Это, например, изменения потребностей, интересов, мотиваций в поведении, деятельности индивида, общности, группы.

Все эти изменения очень тесно связаны и взаимообусловлены. Как правило, изменения одного типа влекут за собой изменения других типов.

Причины социальных изменений. В социологии имеется множество теорий, которые в качестве причин социальных изменений рассматривают различные факторы. Можно выделить три группы макросоциологических теорий, которые в качестве решающего фактора социальной эволюции видят разные причины:

1. Социально-культурные теории. Главной причиной социальных изменений в рамках таких теорий считаются изменения в социально-культурной сфере, т. е. изменения в мировоззрении, религиях, системе ценностей. Наиболее известным сторонником такого понимания был П. Сорокин.

2. Индустриально-технологические теории. Они интерпретируют социальные изменения как производные от технологических изменений, то есть изменений, которые происходят в сфере материального производства. К таким теориям можно отнести теорию стадий экономического роста (Ростоу), теорию единого индустриального общества (Арон), теорию постиндустриального общества (Белл), теорию информационного общества (см. рис. 3).


Рис. 3. Схема прогрессивного развития человеческих обществ

3. Социально-экономические теории, которые видят в качестве источников социальных изменений противоречия между производственными силами и производственными отношениями. Представителями являются Маркс, Энгельс, Ленин и их последователи (см. рис. 4). Речь идет о классовой борьбе как выражении названного противоречия. И все прочие изменения вытекают из этой классовой борьбы.



Рис. 4. Модель общества К. Маркса

Названные подходы делают акценты на разных причинах социальных изменений, но, по-видимому, причиной социальных изменений в разных конкретно-исторических условиях могут быть разные факторы или их совокупности.

Структура и механизмы социальных изменений. По характеру и внутренней структуре, степени влияния на общество социальные изменения можно разделить на эволюционные, революционные, реформы. Изменения первых двух видов - это стихийные изменения, не спланированные, неорганизованные. Эволюционные изменения происходят незаметно и воспринимаются постфактум. Революционные изменения кажутся подготовленными, но в определенном смысле они стихийны и неожиданны по своим результатам для общества. Реформы - это планируемый продукт деятельности людей. Они проводятся теми, кто реально обладает властью, намечает определенные цели и способы их реализации.

Эволюционные изменения - это частичные, постепенные, в ходе которых могут изменяться структура, функции, процессы в обществе, мотивация деятельности людей. Существенные результаты эволюционные изменения обнаруживают на достаточно больших промежутках исторического времени.

Революция - это изменения не просто радикальные, а в высшей степени радикальные, предполагающие коренную ломку социального объекта; это изменения не частичные, а всегда общие или даже всеобщие. Они, как правило, связаны с насилием и опираются на него. Социальные революции - это историческая неизбежность. Их причиной является неспособность общества в рамках прежних социальных систем решать самые важные проблемы, которые вызревают, обостряются, выражают кризисное состояние общества. Революции открывают новый простор для развития общества, в их результате общество становится способным более эффективно решать социальные проблемы, осуществлять необходимые преобразования в обществе.

Реформы - как форма более цивилизованного механизма социальных преобразований становятся возможными только на определенном этапе исторического развития общества. Это планируемые, осмысленные действия, поэтому успех реформ во многом зависит от степени осмысления назревших проблем, от продуктивности путей и средств их реализации, от совокупности субъективных и объективных факторов, выражающих готовность общества к преобразованиям, наличия объективных условий для их реализации.

Целый ряд социальных изменений в обществе носит циклический характер. Они могут в течение некоторого промежутка времени образовывать круговорот от сезонных до многовековых. В каждый момент истории мы имеет одновременное существование социальных структур, явлений, процессов, находящихся на разных ступенях развития своего цикла. Важно учитывать, например цикличность изменения населения. При этом малый цикл - это смена поколений, полный цикл - полное обновление население, физическая смена поколений.

Очень важно учитывать цикличность социально-экономических процессов. Эту проблему подробно разработал советский экономист Н. Д. Кондратьев. Он предложил теорию больших циклов и выделил два вида экономических процессов:

· Необратимые, то есть протекающие в одном направлении (изменения, которые не воспроизводят прежние формы социальной жизни).

· Обратимые. Они протекают волнообразно, в них наблюдается цикличность. Это обнаружено на анализе товарных цен, ставок, зарплаты и других экономических явлений.

Большие циклы - это периодические повторения характерных социально-экономических, технологических и других возможных ситуаций, продолжительные подъемы и спады: повышательная фаза и понижательная фаза. Кондратьев считал, что эти фазы длятся 50 лет, но с изменением социальной системы длительность фаз может изменяться.

Факторы социальных изменений. В разные исторические эпохи может действовать различный набор факторов, и может меняться их значимость, удельный вес в комплексе причин. К важнейшим факторам на современном этапе можно отнести следующие:

· Технологические факторы, которые выражаются во влиянии научно-технической революции на социальную жизнь общества. Изменения в технологиях создают и требуют новых социальных норм, формируют новые ценности, создают новые роли, новые возможности для индивида и групп. Новые технологии создают новые формы взаимодействия между индивидами и различными общностями. Это имеет место в производстве и в других сферах. Усложняется система социальных связей, возникают новые социальные группы.

· Идеология как система господствующих взглядов. Идеология существует в виде доктрин, программ, идеалов, учений. Носителями новых идеологий выступают политические партии, общественные движения, организованные социальные группы, которые претендуют на существенные социальные изменения, иногда даже радикальные.

· Социальные науки как фактор социальных изменений в современном обществе. В XX веке начала развиваться целая совокупность наук, которая способна оказывать влияние на социальные процессы. Эти науки дают материал для регулирования и управления социальной жизнью и выступают важным фактором социальных изменений. Эти исследования могут быть и псевдонаучными, и в этом случае если их результаты будут положены в основу управления, это повлечет за собой негативные социальные изменения и последствия.


Похожая информация.