Насекомые общая характеристика. Урок-игра «Общая характеристика класса Насекомые

Страница 1 из 5

Тело насекомого

Тело насекомого состоит из трех частей: головы, груди и задней части. На голове 6 сегментов слились воедино и совсем не заметны. Грудь состоит из 3 сегментов. Задняя часть - обычно из 10, по бокам которых расположены дыхательные отверстия.

Скелет насекомых

Насекомые - беспозвоночные животные , поэтому строение их туловища коренным образом отличается от строения тела позвоночных животных, к которым относится и человек. Наше тело поддерживается скелетом, состоящим из позвоночника, ребер, костей верхних и нижних конечностей. К этому внутреннему скелету крепятся мускулы, с помощью которых тело может двигаться.

Насекомые обладают наружным, а не внутренним скелетом. Мускулы крепятся к нему изнутри. Плотная оболочка, так называемая кутикула, покрывает все тело насекомого, в том числе голову, лапки, усики и глаза. Подвижные суставы соединяют многочисленные пластинки, сегменты и трубки, имеющиеся в теле насекомого. Кутикула по своему химическому составу сходна с целлюлозой. Белок придает дополнительную прочность. Жиры и воск входят в состав поверхности оболочки тела. Поэтому панцирь насекомого прочен, несмотря на легкость. Он водо и воздухонепроницаем. На сочленениях образуется мягкая пленка. Однако такая прочная оболочка тела имеет существенный недостаток: она не растет вместе с телом. Поэтому насекомым приходится периодически сбрасывать свой панцирь. В течение жизни насекомое меняет множество оболочек. Некоторые из них, такие как чешуйницы, делают это более 20 раз. Панцирь насекомого нечувствителен к прикосновениям,теплу и холоду. Зато в нем есть отверстия, через которые с помощью специальных усиков и волосков насекомые определяют температуру, запахи и прочие характеристики окружающей среды.

Строение лапок насекомых

Жуки, тараканы и муравьи очень быстро бегают. Пчелы и шмели с помощью лапок собирают цветочную пыльцу в "корзиночки", расположенные на задних лапках. Богомолы используют передние лапки для охоты, зажимая ими жертву. Кузнечики и блохи, спасаясь от врага или разыскивая нового хозяина, совершают мощные прыжки. Водяные жуки и клопы используют лапки для гребли. Медведка своими широкими передними лапками прокапывает ходы в земле.

Несмотря на то что лапки различных насекомых выглядят по-разному, они имеют аналогичное строение. Лапка в тазике присоединяется к грудным сегментам. Затем следуют вертлуг, бедро и голень. Лапка разделена на несколько частей. На ее конце обычно расположен коготок.

Части тела насекомых

Волоски - микроскопические органы чувств, выступающие из кутикулы, с помощью которых насекомые соприкасаются с окружающим миром - обоняют, пробуют на вкус, слышат.

Ганглий - узлообразное скопление нервных клеток, отвечающее за деятельность отдельных частей тела.

Личинка - ранняя стадия развития насекомого, следующая за стадией яйца. Варианты личинок: гусеница, червячок, нимфа.

Мальпигиевы сосуды - выделительные органы насекомого в виде тонких трубок, которые выходят в кишечник между его средним отделом и прямой кишкой.

Опылитель - животное, которое переносит пыльцу с одного цветка на другой того же вида.

Ротовой аппарат - специально предназначенные для того, чтобы кусать, колоть или лизать, органы на голове насекомого, которыми они берут пищу, пробуют, размельчают и поглощают ее.

Сегмент - одна из нескольких составляющих тела насекомого. Голова состоит из 6 практически слившихся сегментов, грудь - из 3, задняя часть - обычно из 10 хорошо различимых сегментов

Смена оболочки - многократно повторяющийся процесс в жизни насекомого; оно сбрасывает старую оболочку, для того чтобы расти. На месте старой оболочки постепенно образуется новая.

Усики - нитевидные антенны на голове насекомого. Они выполняют функции органов чувств и служат для получения обонятельных, вкусовых, осязательных и даже слуховых ощущений.

Фасеточный глаз - сложный глаз насекомого, состоящий из отдельных глазков, количество которых может доходить до нескольких тысяч.

Хоботок - ротовой аппарат колюще-сосущих или лижуще-сосущих насекомых, например клопов, комаров, мух, бабочек и пчел.

Экзувия - старая оболочка насекомого, которую оно сбрасывает при вылупливании.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №108

ИМЕНИ ПЕРВОЙ ГВАРДЕЙСКОЙ АРМИИ ГОРОДА МАКЕЕВКА»

«Общая характеристика класса Насекомые»

Урок-игра

Прудникова Анастасия Андреевна,

учитель биологии

МОУ «Средняя школа №108 города Макеевка»

Тема: Общая характеристика класса Насекомые.

Лабораторная работа №5

Цель : изучить особенности строения и жизнедеятельности насекомых; проследить связь между особенностями строения и жизнедеятельности, средой обитания; выявить черты приспособленности к среде обитания, выявить черты усложнения организации.

Оборудование и материалы: слайды презентации по теме урока, фотокарточки насекомых, видеофрагменты, раздаточный материал.

Основные понятия и термины: сегменты, ротовой аппарат, сложные глаза, покровы тела, хитин, крылья, отделы тела, мальпигиевые сосуды, трахеи, гемолимфа, надглоточный узел.

Методы и методические приемы: словестные (рассказ, рассказ с элементами беседы, поисковые (мозговой штурм), наглядные (демонстрация изображений насекомых, видеороликов), практические (работа в группах с приложениями, информационными листами; выполнение лабораторной работы).

Тип урока: комбинированный

Структура урока

Организанионный этап (2 минуты)

Проверка выполнения учащимися домашнего задания (8 минут)

Сообщение темы, целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности (4 минуты)

Изучение нового материала (7 минут)

Физкульт.минутка (2 минуты)

Изучение нового материала (8 минут)

Обобщение и систематизация изученного (10 минут)

Домашнее задание (2 минуты)

Подведение итогов урока (2 минуты)

Ход урока

Организационный этап

Здравствуйте ребята. Как вы уже успели заметить, мы сегодня работаем на основе командной деятельности. Вы сели так, как вам удобно и комфортно. Давайте сразу определимся, кто будет капитаном в каждой из команд. Отлично! У вас на партах лежат приложения, которые мы с вами будем использовать сегодня на уроке. Обратите внимание на приложение 1, сегодня нам с вами предстоит пройти сложный лабиринт, по выходу из которого мы будем еще лучше знать Тип Членистоногие. Предлагаю командам найти выход из нашего лабиринта (учащиеся выполняют задание в группах). Отлично! Давайте теперь сверим наши маршруты.

И так, мы справились с этим заданием и продвинулись к первому пункту в нашем маршруте. Давайте проверим, насколько хорошо мы знаем Тип Членистоногие.

Проверка выполнения учащимися домашнего задания

Игра «Allias». У вас на партах лежат карточки с понятиями, связанными с членистоногими. По правилам этой игры, для описания слов (терминов) нельзя использовать однокоренные слова и иностранные аналоги.

Обратите внимание на схемы рассадки членов команды, Участник номер 1 от 1 команды, задает вопрос участнику №1 второй команды, следующий вопрос задает участник №2 первой команды, участнику №2 второй команды и так далее. Сначала играет команда №1 с командой №2, затем команда №2 с командой №3, А команда№3 с командой №1. По итогам первого тура играет 2 команды. Задают по 4 вопроса.

Отлично! Молодцы!

Сообщение темы, целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности. Второй пункт нашего маршрута.

На лугу весёлый бал был открыт весною:

На трубе Комар играл, шмель мохнатый танцевал с Мушкой голyбою.

И кружился ветерок, листьями играя.

И качался в такт цветок, свой зелёный стебелёк стройно наклоняя.

Стрекоза легко неслась с Мотыльком нарядным.

И Улитка приплелась и удобно разлеглась под листком прохладным.

Прилетел и Майский Жук с толстою Жyчихой,

И, толкая всех вокруг, он вошел в весёлый круг, подбоченясь лихо.

Муравьи толпой пришли, шевеля усами, и плясать они пошли!..

Лишь Паук сидел вдали, прячась за ветвями.

И сердился и ворчал: "Что за новоселье, что ещё такой за бал?"

Злой Паук не понимал счастья и веселья...

Ребята, о каких животных идет речь в данном стихотворении? (учащиеся высказывают свои предположения).

Правильно, о насекомых. Сегодня на уроке мы продолжим изучать тип Членистоногие на примере класса Насекомые. Помогите мне сформулировать тему нашего урока (учащиеся высказывают свои мысли, из которых формируется тема урока). Молодцы!

Тема нашего урока «Общая характеристика класса насекомые»

Запишите ее в рабочей тетради

На какие вопросы мы с вами должны ответить в конце урока? (Особенности внешнего строения, особенности внутреннего строения, особенности питания, движения насекомых).

Изучение нового материала

И так, мы подошли к третьему пункту нашего маршрута.

Рассказ с элементами беседы

Насекомые появились около 400 млн. лет назад, и произошли от древних кольчатых червей, что опровергает поговорку «Рожденный ползать - летать не может». Более того, насекомые оказались первыми на Земле животными, освоившими воздушную среду. Настоящее время известно около 1,5 млн. видов насекомых c различной величиной от 0,25мм до 30см. Запишите в рабочей тетради количество видов насекомых.

Какие общие признаки характерны для всех классов членистоногих? (Хитиновый покров, членистые ноги, сегментированное тело).

Тело насекомых состоит из трёх отделов - это голова, грудь и брюшко. По бокам головы расположены два больших сложных глаза, между которыми могут находиться несколько простых мелких глазков. От верхней стороны головы отходит пара антенн, или усиков. Видоизменённые конечности на голове превратились в ротовой аппарат.

Грудь насекомых всегда состоит их трёх сегментов - передне-, средне-, заднегрудью. На этих сегментах расположены пары ходильных ног.

Брюшко - последний отдел тела насекомых. Прикрепляется оно к грудному отделу тела либо неподвижно как у жуков, либо, наоборот, при помощи тонкого стебелька, как у перепончатокрылых

4 пункт лабиринта, на столе разложены карточки (Приложение 2), с характерными признаками насекомых, ваша задача разделить их на 3 группы, по количеству команд. Приступим (учащиеся коллективно работают с раздаточным материалом).

Отлично! Командиры, получите информационные карты, используя их, выполните задания приложение 3.

Проверка выполненных заданий с помощью слайда презентации

Физкульт.минутка

Пятый пункт нашего лабиринта. Внимание на экран, повторяем движения (демонстрация видео на экране, учащиеся повторяют движения).

Изучение нового материала

Мы подошли к шестому пункту лабиринта, давайте рассмотрим внутреннее строение насекомых.

Рассказ с элементами беседы

Пищеварительная система состоит из пищеварительного тракта и пищеварительных желез. У насекомых в пищеварительном тракте выделяют рот, глотку, пищевод с зобом, желудок, отделы кишечника. В глотку выходят протоки слюнных желез. Передняя, средняя и задняя кишка отделены друг от друга клапанами. Пища движется в кишечнике за счет сокращения его продольных и кольцевых мышц. Желудок расположен перед началом средней кишки и служит для перетирания пищи и ее фильтрации через клапан. Пищеварение и всасывание питательных веществ в основном происходит в средней кишке. В задней кишке происходит всасывание воды, расщепление целлюлозы с помощью бактерий.

Органы выделения насекомых — мальпигиевы сосуды — впадают в кишечник между средней и задней кишкой. Они выносят в кишечник вместе с водой вещества, подлежащие выводу из организма. Вода потом всасывается стенками кишки.

У насекомых органы дыхания представлены трахеями, для которых характерна большая разветвленность. Крупные насекомые, чтобы обеспечить себя большим количеством кислорода, вентилируют трахеи, сокращая и расслабляя брюшко.

Кровеносная система насекомых незамкнута, т.е. часть своего пути кровь проходит не по специальным сосудам, а в полости тела. Центральным органом является сердце, или спинной сосуд. Кровь насекомых называют гемолимфой. Она обычно не окрашена и не содержит гемоглобина или аналогичных акцепторов кислорода, доставляемого непосредственно трахейной системой. Гемолимфа выполняет транспорт питательных веществ и экскретов, а также функции иммунитета.

У насекомых имеются сложно развитые нервная система и органы чувств. У насекомых крупный надглоточный узел, который уже можно назвать головным мозгом. В брюшной нервной цепочке количество узлов не соответствует количеству члеников тела, обычно их меньше, и они отличаются по величине.

Органы зрения, обоняния, вкуса, осязания у насекомых очень хорошо развиты. Насекомые обладают развитым цветовым зрением, органами обоняния служат антенны, несущие множество специальных чувствительных рецепторов. Специально развитыми органами слуха обладают только некоторые насекомые. Рецепторы вкуса сосредоточены в основном на ротовых придатках. В кожных покровах насекомых помимо многочисленных осязательных рецепторов некоторые рецепторы регистрируют давление, температуру, микровибрации среды и другие параметры.

Насекомые раздельнополы и нередко обладают резко выраженным половым диморфизмом. Система размножения насекомых состоит из семенников у самцов и яичников у самок, проводящих путей, связывающих эти органы с половым отверстием около ануса, а также придаточных желез и структур, обеспечивающих оплодотворение.

Обратите внимание на приложение 3, используя полученную информацию о внутреннем строении насекомых, индивидуально выполните задания. На выполнение заданий у вас есть 2 минуты. Отлично, теперь обменяйтесь ими с соседями по парте и глядя на слайд презентации проверьте у друг друга насколько правильно выполнены задания.

Обобщение и систематизация изученного материала

Седьмой пункт нашего лабиринта

Лабораторная работа №5

Тема: Изучение приспособления внешнего строения насекомых к среде обитания

Цель: изучить особенности внешнего строения насекомых; выявить особенности приспособления насекомых к разным средам обитания.

Оборудование и материалы: фотокарточки насекомых, видео насекомых, информационный лист.

Ход работы

1. ____________________________ 6.______________________________ 2._____________________________ 7.______________________________

3._____________________________ 8._______________________________

5._____________________________ 9._______________________________

9._____________________________ 10.______________________________

Внимательно посмотрите видео фрагменты, иллюстрирующих насекомых в разных средах обитания. Где обитают насекомые? ______________________________________________________________________________________________________

Домашнее задание

Восьмой пункт нашего лабиринта - домашнее задание. Откройте дневники, запишите домашнее задание: параграф 46, ответить на вопросы.

Подведение итогов урока

Поздравляю вас, ребята! Мы добрались до финиша нашего урока.

Список литературы


КРЫЛЬЯ

ХОДЬБА

КЛЕЙКИЕ ПОДУШЕЧКИ

СКОРОСТЬ

РОТОВОЙ АППАРАТ

ПИЩА

ХОБОТОК

НЕКРАТ ЦВЕТКА

ЭПИТЕЛИЙ

КУТИКУЛА

ХИТИН

ОКРАСКА

ФИО_________________________ Приложение 3

1.Укажите верные утверждения:

1. Органы дыхания насекомых - легкие.

2. Органы выделения насекомых - мальпигиевы сосуды.

3. Кровеносная система насекомых незамкнутая.

4. Гемолимфа не окрашена и не имеет гемоглобина.

5. Пищеварение и всасывание питательных веществ у насекомых в основном происходит в желудке.

6. У насекомых слабо развиты органы чувств.

7. Насекомые гермафродиты.

8. Мальпигиевы сосуды впадают в желудок.

9. Насекомые обладают развитым цветовым зрением.

10. У насекомых крупный подглоточный узел, который уже можно назвать головным мозгом.

2. Обозначьте на рисунке нервную систему, кровеносную систему, пищеварительную систему, мочеполовую систему, дыхательную систему.

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

ФИО_______________________________ ДАТА________________

Лабораторная работа №5

Тема. Изучение приспособления внешнего строения насекомых к среде обитания

Цель. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оборудование и материалы. фотокарточки насекомых, видео, информационный лист.

Ход работы

Обозначьте на рисунке элементы внешнего строения жука

1. _________________________________ 2.________________________________

3._________________________________ 4.________________________________

5._________________________________ 6.________________________________

7._________________________________ 8.________________________________

9._________________________________ 10.________________________________

Внимательно посмотрите видео фрагменты, иллюстрирующих насекомых в разных средах обитания.

Где обитают насекомые? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С помощью фотокарточек и информационных листов выявите особенности внешнего строения насекомых в зависимости от среды обитания.

Результаты своих исследований занесите в таблицу

Сделайте вывод, указав, как по внешнему строению можно отличить насекомых от ракообразных и паукообразных.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Среда обитания насекомых

Живут ли насекомые под землей?

Земля, особенно в лесах и полях, скрывает в себе миллионы насекомых. В каждой пригоршне лесной земли обитает до тысячи вилохвосток. Многие насекомые питаются грибами, сгнившими листьями и другими растительными и животными остатками, способствуя круговороту веществ в природе. Пищей для других насекомых, таких как корневая тля и личинки майского жука, служат растения. Хищные личинки жужелиц, коротконадкрылых и щелкунов охотятся на насекомых, дождевых червей и улиток. В темноте пещер обитает несколько видов жуков. Глаза у большинства из них атрофировались в процессе эволюции, зато их осязание развито до невероятной степени. Для пещерных жуков темный окрас тела не настолько важен, как для их сородичей других видов, им не требуется защита от вредных ультрафиолетовых лучей. Порой встречаются светло-желтые или красноватые виды. Бесцветен и слеп пещерный кузнечик, бескрылый хищный обитатель карстовых пещер.

Встречаются ли насекомые во льдах ?

Летом в горах снежные и ледниковые блохи размножаются с такой скоростью, что снег из-за пестрого окраса насекомых приобретает «кровавый» оттенок. Питаются они цветочной пыльцой и органическими частичками, которые приносит ветер.

Могут ли насекомые выжить в пустыне?

Жуки, обитающие в южно-африканской пустыне Намиб, прекрасно справляются с нехваткой влаги. Чернотелки рода Lepidochim выкапывают желобки в песке перпендикулярно направлению ветра. Когда ветер приносит влажный воздух с Атлантики, на краю желобка осаждается влага. Другие виды жуков во время влажного ветра делают стойку на голове. Капельки влаги скатываются по туловищу жука, и он их слизывает.

Водомерки

Самые крупные водоемы мира — моря — практически не заселены насекомыми. Исключение составляет водомерка Halobates. Как обычные водомерки, обитающие в наших краях, они охотятся на животных, упавших в воду. Иногда Halobates можно встретить и в закрытой бухте океана.

Как насекомые дышат под водой

Чистые ручьи и реки от истока до устья — место обитания множества насекомых. Стрекозы, мухи-подёнки, ручейники, веснянки и другие двукрылые на ранних стадиях развития живут на дне ручьев. Водоемы со стоячей водой, такие как канавы, лужи и пруды, также являются сферой обитания многих личинок и взрослых насекомых. У личинок подёнок, стрекоз, ручейников и веснянок отсутствуют отверстия для дыхания, через которые в их организм мог бы поступать насыщенный кислородом воздух. Эти насекомые поглощают кислород, растворенный в воде, посредством нитевидных, листообразных или пучкообразных придатков — трахей. Взрослые насекомые, живущие под водой, запасают воздух на своем теле. Плавунец окаймленный — под крыльями, куда подходят его дыхательные отверстия. Другие водяные жуки и клопы имеют на брюшке серебристую емкость. Тонкие волоски в области дыхательных путей направляют воду, не давая ей двигаться назад. Некоторые насекомые, такие как водяной скорпион и комар, дышат через наполненную воздухом трубку на поверхности водоема.

Насекомые являются классом, принадлежащим типу Членистоногие. К насекомым принадлежит подавляющее число видов членистоногих. Насчитывают порядка 1,5 миллионов видов насекомых. По сравнению с ракообразными и паукообразными они устроены более сложно в связи с тем, что лучше приспособились к обитанию на суше и освоили здесь почти все среды жизни. Они ползают по земле, живут в почве, летают и прыгают. Некоторые даже вернулись к жизни в воде, но все равно при этом дышат воздухом.

К насекомым относятся жуки, бабочки, кузнечики, комары, стрекозы, мухи, пчелы, муравьи, тараканы и многие другие.

Можно дать следующую общую характеристику насекомых:

  • Тело покрыто кутикулой, содержащей хитин (как и у всех членистоногих).
  • Тело насекомых состоит из головы, груди и брюшка . Грудь состоит из трех сегментов. Количество сегментов брюшка бывает разным в зависимости от вида (от 6 до 10 сегментов).
  • Три пары ног (всего 6), которые отрастают от сегментов груди. Каждая нога состоит из нескольких члеников (тазик, вертлуг, бедро, голень, лапка). У некоторых насекомых ноги могут быть видоизменены в связи с тем, что выполняют не функцию хождения, а какую-либо другую (для прыжков, рытья, плавания, хватания). Например, у кузнечиков задние ноги более мощные и длинные и обеспечивают ему хороший прыжок. А у богомолов передние ноги видоизменены в хватательные конечности, ими он ловит других насекомых.
  • У большинства насекомых имеются две пары крыльев . Они отрастают от двух последних сегментов груди. У ряда групп первая пара крыльев видоизменена в жесткие надкрылья (например, у жуков).
  • На голове имеется одна пара усиков , на которых располагаются органы обоняния и осязания.
  • Глаза насекомых сложные (фасеточные) , состоят из множества простых глазков (фасеток). Такие глаза формируют мозаичное изображение (общая картина составляется из маленьких частей).
  • У насекомых нервная система и поведение сложнее, чем у других групп членистоногих, но ее общий план строения примерно такой же. Выделяют головной мозг (надглоточная ганглиозная масса), окологлоточное кольцо, брюшную нервную цепочку.
  • Насекомые могут по-разному питаться. В процессе эволюции у них сформировались различные ротовые аппараты (грызущего, сосущего, фильтрующего и других типов). В любом случае в образовании ротовых аппаратов участвуют верхние и нижние губы, пара верхних и пара нижних челюстей, а также хитиновый язык.
  • Пищеварительная система состоит из ротовой полости, пищевода, зоба (не всегда), желудка, средней кишки, задней кишки, анального отверстия. В ротовую полость и среднюю кишку впадают различные железы, выделяющие пищеварительные ферменты. В желудке насекомого пища в основном измельчается с помощью жестких хитиновых образований. Переваривание происходит в средней кишке, которая на границе с желудком по кругу имеет слепые отростки, увеличивающие ее поверхность.
  • Выделительная система представлена только мальпигиевыми сосудами . Это трубки, один конец которых впадает в заднюю кишку, а другой находится в полости тела и слепо замкнут. Через стенки мальпигиева сосуда из полости тела, в которой течет кровь, фильтруются продукты жизнедеятельности, которые требуется вывести из организма. Из задней кишки они выходят вместе с непереваренными остатками пищи. Наиболее вредные вещества организм насекомых изолирует в так называемом жировом теле (но основная его функция - запас питательных веществ).
  • Дыхательная система состоит только из трахей - разветвленных трубочек, пронизывающих тело. Наружу они открываются на каждом сегменте парой отверстий.
  • Кровеносная система незамкнутая , т. е. из сосудов кровь изливается в полость тела, а затем снова собирается в сосуды. Кровь толкает сердце, расположенное на спинной стороне брюшка. Из сердца кровь течет в головном направлении. От головы кровь течет в брюшном направлении по промежуткам между органами. Затем снова собирается в сосуды, идущие к сердцу. Кровь участвует только в переносе питательных веществ из кишечника и выводе вредных продуктов жизнедеятельности из клеток. Кислород в ткани организма насекомого поступает прямо из трахей. В них же из тканей выделяется углекислый газ. Несмотря на то, что трахейная система дыхания для членистоногих считается более продвинутой, и трахеи пронизывают все тело насекомого, данный тип дыхания препятствует увеличению размеров насекомых. Большое тело невозможно полноценно обеспечить кислородом с помощью трахей.
  • Существует два типа развития насекомых: с полным превращение и с неполным превращением . У насекомых с полным превращением в жизненном цикле наблюдается метаморфоз, когда непохожая на взрослых особей личинка через окукливание сильно изменяется и становится взрослым половозрелым насекомым. Такое развитие позволяет личинкам и взрослым питаться и жить в разных местах, что снижает конкуренцию между ними. У насекомых с неполным превращением метаморфозов в жизненном цикле нет. Из яиц они выходят внешне похожими на взрослых особей. По мере роста молодняк несколько раз линяет, в нем развиваются половые органы.
  • На протяжении исторического развития жизни на Земле (эволюции) многие насекомые вступили в своеобразный симбиоз с цветковыми растениями, став их опылителями и кормясь их пыльцой и нектаром. Именно это определило и их внешнее строение (особенно строение ротового аппарата) и все многообразие и красоту цветков растений. Многие виды насекомых опыляют только определенные виды растений, цветок которых приспособлен для опыления только данным видом насекомого.

Систематика класса Насекомые

Класс Насекомые (Insecta ) относится к надклассу Шестиногие (Hexapoda ) подтипу Трахейнодышащие (Tracheata ) типу Членистоногие (Arthropoda ).

Выделяют класс Насекомые скрыточелюстные и класс Насекомые открыточелюстные. Всего известно порядка $1$ млн. видов. Однако энтомологи считают, что эта цифра может достигать $2-3$ млн.

Замечание 1

Насекомые – самая многочисленная группа животных по числу особей, видов, по широте распространения.

Внешнее строение насекомых

Класс скрыточелюстных насекомых имеет отличительные от класса открыточелюстных насекомых признаки:

  • отсутствуют крылья;
  • грудной отдел обособлен от брюшного слабо;
  • стенки ротовой полости срощены с нижней губой, в результате чего образуется полость, содержащая мандибулы и максиллы;
  • на голове расположены простые глазки, усики;
  • брюшко имеет двигательные придатки.

В строении тела класса открыточелюстных насекомых, составляющих основной класс насекомых, выделяют следующие черты строения:

  • тело подразделяется на голову, грудь, брюшко;
  • на голове расположены три пары ротовых конечностей и усики (антенны), у большинства видов есть фасеточные глаза, единичные простые глазки;
  • ротовой аппарат открытого типа, может быть грызущим, грызуще-лижущим, сосущим, колюще-сосущим, лижущим;
  • грудь трехсегментная, несет три пары ног, крылатые насекомые имеют две пары крыльев;
  • брюшко с различным числом сегментов, рудименты брюшных ножек видоизменены в половые придатки или грифельки;
  • у большинства насекомых есть развитые крылья;
  • конечности состоят из пяти отделов: тазика, вертлуги, бедра, голени, лапки.

В зависимости от роли, выполняемой конечностями различают:

  • бегательные,
  • копательные,
  • ходильные,
  • хватательные,
  • плавательные,
  • прыгательные,
  • присасывательные ноги.

Особенности внутреннего строения насекомых

Кожно-мышечная система. Кожа представлена гиподермой, которая наружу выделяет кутикулу. Кутикула хитиновая, трехслойная, участвует в образовании наружного скелета и формирует эндоскелет – тенторий, к которому прикрепляются внутренние органы и мышцы. Мышечная система дифференцированная. Практически все мышцы поперечнополосатые. У насекомых выделяют:

  1. скелетные мышцы, приводят в движение тело и придатки.
  2. внутренностные, входят в состав внутренних органов.

Пищеварительная система состоит из трех отделов:

  • передняя кишка подразделяется на глотку, пищевод, иногда присутствует зоб, мускульный желудок – провентрикулюс;
  • в средней кишке происходит переваривание и всасывание пищи, может образовывать пилорические придатки, выполняющие роль пищеварительных желез; перитрофическая мембрана обволакивает пищу и защищает от механических повреждений;
  • задняя кишка может быть дифференцирована на тонкую, толстую и прямую, содержит ректальные железы; вывод экскрементов происходит через анальное отверстие.

Органы выделения представлены мальпигиевыми сосудами, которые впадают в заднюю кишку. Основным продуктом выделения являются кристаллы мочевой кислоты. Функцию выделения обеспечивают почки накопления: перикардиальные клетки и клетки жирового тела. Продукты обмена могут откладываться в покровную кутикулу и удаляться в процессе линьки животного.

Кровеносная система незамкнутая. Гемолимфа, за счет работы сердца, свободно перемещается по полостям тела, омывая органы. Сердце имеет форму трубки, разделенной на камеры замкнутой с одной стороны. Расположено сердце на спинной стороне тела. У некоторых насекомых гемолимфа ядовитая, что играет защитную функцию.

Пример 1

Жуки-нарывники и божьи коровки имеют кровь, обладающую едкими свойствами. Во время опасности насекомые выбрызгивают гемолимфу из мест сочленения ног и сегментов. Такое произвольное кровопускание называется аутогеморрагия.

Дыхательная система трахейного типа. Трахеи открываются наружу дыхальцами – стигмами. Количество дыхалец может быть разным, максимальное число – $10$. Трахейная система, содержащая дыхальца, называется открытой (майский жук, мухи-пчеловидки), не имеющая дыхалец – закрытой (личинки стрекозы-коромысло). Трахеи могут образовывать воздушные мешки, облегчающие удельный вес насекомого.

Нервная система построена по типу брюшной нервной цепочки. Головной мозг состоит из трех отделов: прото-, дейто-, тритоцеребрума. В пределах класса происходит олигомеризация ганглиев брюшной нервной цепочки. Сформирована система симпатических нервов.

Центральная нервная система содержит нейросекреторные клетки, секрет которых регулирует деятельность эндокринных желез и выработку гормонов.

Развитие может быть прямым или протекать с метаморфозом. Различают:

  1. Аметаболию – прямое развитие первичнобескрылых насекомых.
  2. Гемиметаболию – развитие с постепенным метаморфозом. Встречается у крылатых насекомых (саранча, тараканы, клопы, цикады и др.).
  3. Голометаболию – полное превращение, протекающее с чередование фаз: яйцо – личинка – куколка – имаго. Характерно для двукрылых, бабочек, жуков, перепончатокрылых, сетчатокрылых и ручейников.