Как развить правильную дикцию?
Слово «дикция» происходит от латинского «dictio», что означает «произношение». В современной фонетике под этим словом понимают отчетливое произнесение звуков в соответствии с речевой нормой языка, а также средство доведения до слушателей и зрителей содержания некоего текста, будь оно художественного или публицистического характера. Правильно поставленная дикция – обязательное требование для вокалиста, актера, оратора и других публично выступающих людей, один из ключевых аспектов их мастерства. Даже в повседневных беседах и деловых переговорах разборчивость речи улучшает понимание слушателем и отношение к говорящему.

От чего зависит правильная дикция

Хорошей речь считается, если слушатель способен без труда определить слова и фразы, которые собеседник хочет до него донести, а для этого важно правильно произносить звуки. Требуется отчетливое, ясное и достаточно громкое проговаривание каждого слова в отдельности и фраз, в целом, а также, верной артикуляции.

Артикуляция – это систематическая слаженная работа отдельных органов речи. Именно она позволяет добиться правильного, чистого звучания. Но для её достижения требуется развитие всего речевого аппарата, включая движения нижней челюсти, губ, языка и т.д. Также она требует правильного темпа дыхания, контроля тона, избавления от посторонних звуков.

Дефекты дикции пагубно влияют на восприятие речи, даже если слушатель способен разобраться в ней. Дело в том, что если слова, произнесенные с дефектами и образованные фразы можно понять, не перепутав их с другими, то необходимость потратить мысленное усилие на их обдумывание, выбивает из колеи. Внимание переключается от содержания речи на её форму и процесс коммуникации не достигает нужного результата. Это касается как ораторского искусства, когда слово используется, чтобы повлиять на чье-то мнение или донести какую-то идею, убедить в некой позиции, так и пения — странно, неуместно звучащие слова, нарушают рифму, ритм и попросту отвлекают от красоты текста и исполнения песни.

Именно по этой причине многие мастера вокала и иных областей применения художественного слова утверждают, что развитие дикции и артикуляции являются обязательными для любого артиста.

Артикуляция в вокале

Само слово «артикуляция» происходит из латыни, от «articulo», то есть «разделять» или «расчленять». Главный признак хорошей артикуляции – отделимость звуков. Не следует путать ее с музыкальной фразировкой, основное назначение которой заключается в выделении именно музыкальных фраз. Музыкальная артикуляция необходима для отчетливого произношения каждого элемента фразы, а фразировка скорее служит аналогом знаков пунктуации и выделяет группы звуков с целью художественной выразительности.

Механизмы и этапы артикуляции звука

Артикуляция призвана отделять каждый звук, это достигается за счет совместной работы всего речевого аппарата. Выделяют несколько основных механизмов артикуляции:

  • стриктура – близость органов речи друг к другу при образовании звуков;
  • флэпы – одноударные звуки, образуемые усилием одного органа;
  • вибранты – многоударные звуки, получаемые с помощью вибрации органа речи;
  • назальность – получается при проходе воздуха через нос при опущенном мягком нёбе;
  • боковое произношение – при соприкосновении языка с зубами или твёрдым нёбом.
Правильное произношение каждого отдельного звука состоит из трех этапов. Соответственно, неправильная их последовательность, или наложение предшествующего звука на новый – основной источник неправильной дикции. Представим этапы артикуляции:

  1. Экскурсия заключается в подготовке речевого аппарата к произнесению.
  2. Выдержка — это уже непосредственно произношение звука с сохранением необходимого положения органов.
  3. Рекурсия — завершающий этап, заключается в принятии органами речи положения, необходимого для следующего звука, или возвращения в стадию покоя.
Так как при разговоре или пении люди, как правило, не обходятся отдельными звуками, а складывают их в речевые цепочки, то это и приводит к вышеупомянутому накладыванию этапов друг на друга и проблемам с дикцией.

Следует учитывать различия разговорной и певческой артикуляции. В большей мере, чем при обычной речи, в вокале к артикуляционному аппарату добавляются мышцы грудной и брюшной полости, а также лица. Это связано с тем, что при пении большим значением обладают протяжные гласные звуки, чем согласные, и тембр голоса. Требуется не только членораздельное произношение художественного текста, но и мелодичное его звучание, соответствующее музыкальному произведению.

Таким образом, развитие дикции для вокала требует одновременно четкости произношения как согласных, так и гласных, управления речевым аппаратом и дыхательными органами.

Упражнения по улучшению дикции

Развитие дикции с помощью упражнений пригодится и взрослому, и ребенку, даже если они не занимаются вокалом на постоянной основе, ведь красивая, правильно поставленная речь часто улучшает отношение к человеку и повышает внимание к его словам независимо от обстановки.
Педагоги, впрочем, рекомендуют начинать работу над дикцией и артикуляцией с детства, так как ребенку освоить упражнения и сделать правильную речь своей привычкой проще, чем взрослому.

Made on
Tilda