Правила взаимодействия детей в средней группе доу. Формирование дружеских отношений у детей консультация (средняя группа) на тему

(в том числе моральным)

Способствовать формированию личного отношения к соблюдению (и нарушению) моральных норм: взаимопомощи, сочувствия обиженному и несогласия с действиями обидчика; одобрения действий того, кто поступил справедливо (разделил кубики поровну), уступил по просьбе сверстника.

Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми (в частности, с помощью рассказов о том, чем хорош каждый воспитанник группы); образа Я (помогать каждому ребенку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший, что его любят).

Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым; учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок. Напоминать детям о необходимости здороваться, прощаться, называть работников дошкольного учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.

Образ Я. Формировать представления о росте и развитии ребенка, его талантом, настоящем и будущем («я был маленьким, я расту, я буду взрослым). Углублять представления детей об их правах и обязанностях в группе детского сада, дома, на улице, на природе.

Формировать первичные гендерные представления (мальчики сильные, смелые; девочки нежные, женственные).

Воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоложного пола.

Семья. Углублять представления детей о семье (ее членах, родственных отношениях) и ее истории. Дать представление о том, что семья - это все, кто живет вместе с ребенком. Интересоваться тем, какие обязанности по дому есть у ребенка (убирать игрушки, помогать накрывать на стол и т. п.).

Детский сад. Закреплять представления ребенка о себе как о члене коллектива, развивать чувство общности с другими детьми. Продолжать знакомить детей с детским садом и его сотрудниками. Привлекать к обсуждению оформления групповой комнаты и раздевалки. Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещениях детского сада.

Родная страна. Продолжать воспитывать любовь к родному краю; рас-сказывать детям о самых красивых местах родного города (поселка), его достопримечательностях.

Дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках. Рассказывать детям о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину (пограничники, моряки, летчики).

Старшая группа

Сюжетно-ролевые игры

Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей, Формировать желание организовывать сюжетно-ролевые игры.

Поощрять расширение выбора тем для игры; учитьразвивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литератур-ных произведений и телевизионных передач, экскурсий, выставок, путе-шествий, походов.

Развивать умение согласовывать тему игры; распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, уступать, убеждать и т. д.; самостоятельно разрешать конфликты, возникающие в ходе игры. Способствовать укреплению возникающих устойчивых детских игровых объединений.

Продолжать формировать умение согласовывать свои действия с дейст-виями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения. Развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных игро-вых действий с персонажами.

Закреплять умение усложнять игру путем расширения состава ролей, согласования и прогнозирования ролевых действий и поведения в соот-ветствии с сюжетом игры, увеличения количества объединяемых сюжет-ных линий.

Способствовать обогащению знакомой игры новыми решениями, вклю-чением в нее продуктивной деятельности (участие взрослого, изменение атрибутики или введение новой роли). Создавать условия для творческого самовыражения; для возникновения новых игр и их развития.

Развивать умение детей коллективно возводить постройки, необходи-мые для игры, планировать предстоящую работу, сообща выполнять заду-манное; применять конструктивные умения.

Формировать привычку аккуратно убирать игрушки в отведенное для них место.

Подвижные игры

Продолжать приучать детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры; участвовать в играх с элементами соревнования. Знакомить с народными играми.

Воспитывать умение проявлять честность, справедливость в самостоя-тельных играх со сверстниками.

Театрализованные игры

Продолжать развивать интерес к театрализованной игре путем активно-го вовлечения детей в игровые действия. Вызывать желание попробовать себя в разных ролях.

Усложнять игровой материал за счет постановки перед детьми все более перспективных (с точки зрения драматургии) художественных задач («Ты была бедной Золушкой, а теперь ты красавица-принцесса», «Эта роль еще -никем не раскрыта»), смены тактики работы над игрой, спектаклем.

Создавать атмосферу творчества и доверия, давая каждому ребенку воз-можность высказаться по поводу подготовки к выступлению, процесса игры.

Развивать умение детей создавать творческие группы для подготовки и проведения спектаклей, концертов, используя все имеющиеся возможности. Развивать умение выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, сделанные своими руками. Поощрять импровизацию, формировать умение свободно чувствовать себя в роли.

Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей, вовлекая их в различные театрализованные представления: игры в концерт, цирк, показ сценок из спектаклей. Предоставлять детям возможность выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями.

Дидактические игры

Организовывать дидактические игры, объединяя детей в подгруппы по 2-4 человека. Закреплять умение выполнять правила игры.

Формировать желание действовать с разнообразными дидактически-ми играми и игрушками (народными, электронными, компьютерными играми и др.).

Побуждать к самостоятельности вигре, вызывая у детей эмоционально-положительный отклик на игровое действие.

Закреплять умение подчиняться правилам в групповых играх. Воспитывать творческую самостоятельность.

Воспитывать культуру честного соперничества в играх-соревнованиях.

Приобщение к элементарным общепринятым нормам

и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми

(в том числе моральным)

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сооб-ща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками; умение самостоятельно находить общие интересные занятия.

Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.

Продолжать обогащать словарь детей «вежливыми» словами (здравст-вуйте, до свидания, пожалуйста, извините, спасибо и т.д.). Побуждать ис-пользовать в речи фольклор (пословицы, поговорки, потешки и др.).

Формировать у детей умение оценивать свои поступки и поступки сверстников. Развивать стремление выражать свое отношение к окружаю-щему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

Формирование гендерной, семейной,

гражданской принадлежности, патриотических чувств,

чувства принадлежности к мировому сообществу

Образ Я. Продолжать развивать представления об изменении позиции ребенка в связи с взрослением (ответственность за младших, уважение и помощь старшим, в том числе пожилым людям и т. д.). Через символичес-кие и образные средства помогать ребенку осознавать себя в прошлом, на-стоящем и будущем. Показывать общественную значимость здорового об-раза жизни людей вообще, и самого ребенка в частности.

Развивать осознание ребенком своего места в обществе. Расширять представления о правилах поведения в общественных местах. Углублять представления детей об их обязанностях в группе детского сада, дома, на улице. Формировать потребность вести себя в соответствии с общеприня-тыми нормами.

Семья. Углублять представления о семье и ее истории. Формировать знания о том, где работают родители, как важен для общества их труд. Привлекать детей к посильному участию в подготовке различных семей-ных праздников, к выполнению постоянных обязанностей по дому.

Детский сад. Расширять представления ребенка о себе как о члене кол-лектива, формировать активную позицию через проектную деятельность, взаимодействие с детьми других возрастных групп, посильное участие в жизни дошкольного учреждения. Приобщать к мероприятиям, которые проводятся в детском саду, в том числе и совместно с родителями (спектак-ли, спортивные праздники и развлечения, подготовка выставок детских работ).

Родная страна. Расширять представления детей о родной стране, о го-сударственных праздниках.

Продолжать формировать интерес к «малой Родине». Рассказывать де
тям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о заме
чательных людях, прославивших свой край.

Формировать представление о том, что Российская Федерация (Россия) - огромная многонациональная страна.

Рассказать детям о том, что Москва - главный город, столица нашей Родины. Познакомить с флагом и гербом России, мелодией гимна.

Наша армия. Продолжать расширять представления детей о Российской армии. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. Приглашать в детский сад военных, ветеранов из числа близких родствен-ников детей. Рассматривать с детьми картины, репродукции, альбомы сезонной тематикой.

Подготовительная к школе группа

Развитие игровой деятельности

Продолжать развивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр, выполнении правил и норм поведения.

Развивать инициативу, организаторские способности. Воспитывать умение действовать в команде.

Сюжетно-ролевые игры

Закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструкторы, строительный материал.

Побуждать детей по-своему обустраивать собственную игру самостоя-тельно подбирать и создавать недостающие для игры предметы (билеты для игры в театр, деньги для покупок).

Способствовать творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни, впечатлений о произведениях литературы, мульт-фильмах.

Развивать творческое воображение, способность совместно разверты-вать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверст-ников. Продолжать формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих.

Воспитывать доброжелательность, готовность выручить сверстника: умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры.

Подвижные игры

Закреплять умение использовать в самостоятельной деятельности раз-нообразные по содержанию подвижные игры.

Закреплять умение справедливо оценивать результаты игры. Развивать интерес к народным играм.

Театрализованные игры

Развивать самостоятельность дошкольников в организации театрализованных игр.

Совершенствовать умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворе-ние, песню для постановки; готовить необходимые атрибуты и декорация для будущего спектакля; распределять между собой обязанности и роли.

Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус впередаче образа; отчетливость произношения. Закреплять умение использованные средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонация, движения).

Воспитывать любовь к театру.

Широко использовать в театрализованной деятельности детей разные
виды театра (бибабо, пальчиковый, баночный, театр картинок, перчаточный, кукольный и др.).

Воспитывать навыки театральной культуры, приобщать к театральному искусству через просмотр театральных постановок, видеоматериалов. Рассказывать детям о театре, театральных профессиях.

Помогать постигать художественные образы, созданные средствами театральной выразительности (свет, грим, музыка, слово, хореография, декорации и др.).

Дидактические игры

Закреплять умение детей играть в различные дидактические игры (ле-го, мозаика, бирюльки и др.). Развивать умение организовывать игры, ис-полнять роль ведущего. Закреплять умение согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры.

Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать постав-ленную задачу.

Привлекать к созданию некоторых дидактических игр («Шумелки», «Шуршалки» и т. д.).

Развивать и закреплять сенсорные способности.

Приобщение к элементарным общепринятым нормам

и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми

(в том числе моральным)

Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, трудиться, заниматься самостоятельно выбран-ным делом.

Формировать умение договариваться, помогать друг другу; стремление
радовать старших хорошими поступками.

Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим. Объяснять детям, что не следует вмешиваться в разговор взрослых; важно слушать собеседника и без надобности не перебивать.

Продолжать воспитывать заботливое отношение к малышам, пожилым людям; желание помогать им.

Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность, коллективизм.

Формировать умение спокойно отстаивать свое мнение.

Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, подняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

Продолжать обогащать словарь формулами словесной вежливости: приветствие, прощание, просьбы, извинения).

Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу

Образ Я. Развивать представления о временной перспективе личности, об изменении позиции человека с возрастом (ребенок посещает детский сад, школьник учится, взрослый работает, пожилой человек передает свой опыт другим поколениям). Углублять представления ребенка о себе в про-шлом, настоящем и будущем.

Расширять представления детей об их обязанностях, прежде всего в связи с подготовкой к школе.

Семья. Расширять представления детей об истории семьи в контексте истории родной страны (роль каждого поколения в разные периоды истории страны). Рассказывать детям о воинских наградах дедушек, бабушек, родителей. Закреплять знание домашнего адреса и телефона, имен и отчеств родителей, их профессий.

Детский сад. Формировать представления о себе как об активном члене коллектива через проектную деятельность, охватывающую детей младших возрастных групп и родителей, участие в жизни дошкольного учреждения (адаптация младших дошкольников, подготовка к праздникам, выступлени-ям, соревнованиям в детском саду и за его пределами и др.). Привлекать де-тей к созданию развивающей среды дошкольного учреждения (мини-музеев, выставок, библиотеки, конструкторских мастерских и др.).

Родная страна. Расширять представления о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети.

Углублять и уточнять представления о Родине - России. Поддерживать интерес детей ксобытиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения.

Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России (гимн исполняется во время праздника или другого торжественного события; когда звучит гимн, все встают, а мужчины и мальчики снимают головные уборы).

Расширять представления о Москве - главном городе, столице России.

Продолжать расширять знания о государственных праздниках. Рассказать детям о Ю. А. Гагарине и других героях космоса, мы Воспитывать уважение клюдям разных национальностей и их обычаям.

Наша армия. Углублять знания о Российской армии. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов: возлагать с детьми цветы к обелискам, памятникам.

Наша планета. Рассказывать детям о том, что Земля - наш общий дом, на Земле много разных стран. Объяснять, как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции.

Расширять представления о своей принадлежности к человеческому сообществу, о детстве ребят других стран, о правах детей в мире (Декларация прав ребенка), отечественных и международных организациях, занимающихся соблюдением прав ребенка (органы опеки, ЮНЕСКО и др.) Дать элементарные представления о свободе личности как достижении человечества

Нравственное воспитание

Младшая

группа

Поощрять попытки детей пожалеть сверстника, обнять его, помочь. Создавать игровые ситуации, способствующие формированию доброты, внимательного, заботливого отношения к окружающим.

Приучать детей общаться спокойно, без крика. Формировать у них доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.

Приучать к вежливости: здороваться, прощаться, благодарить за помощь.

Учить жить дружно, вместе пользоваться игрушками, книгами, помогать друг другу.

Постепенно формировать образ «Я». Помогать детям осознавать себя.

Литература

Щипицына А.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения. - СПб.: ДЕТСТВО -ПРЕСС,2004

Дидактические игры

«Матрёшкино новоселье», «Покажем Мишке уголок природы», «День рождения Алёнушки», «Кукла Таня простудилась», «Кукла заболела», «Кукла Таня собирается в гости», «Наши хорошие поступки», «Клоун Тяп - Ляп».

Этюды «Делай, как я»

Средняя

группа

Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, образа «Я».

Учить коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений.

Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым, чувство стыда за неблаговидный поступок.

Напоминать детям о необходимости здороваться, прощаться, называть работников ДОУ по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.

Литература

Дидактические игры

«Кукольный детский сад», «Новоселье кукол», «Как Буратино стал вежливым», «Хорошо - плохо», «Не забывай о друге», «Поищем и найдём волшебные слова», «День рождения Карлсона»,»Как и во что играть с друзьями», «Вежливые прятки».

Игры - упражнения

«Как бы ты поступил?», «За что бы я похвалили себя сегодня», «Пожалуйста», «Помоги другу», «Готовимся встретить гостей», «Наши игрушки собираются на праздник, «Мы разные».

Игровое упражнение «Дружба начинается с улыбки»

Этюды «Солнышко», «Небо», «Цветы и травка», «Птицы»

Старшая

группа

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, трудиться, заниматься, стремление радовать старших хорошими поступками.

Воспитывать умение самостоятельно находить общие интересные занятия, уважительное отношение к окружающим.

Учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее. Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость.

Воспитывать у мальчиков внимательное отношение к девочкам: учить подавать им стул, в нужный момент оказывать помощь, не стесняться приглашать девочек на танец и т.д.

Воспитывать у девочек скромность, учить проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания со стороны мальчиков. Формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей. Развивать стремление детей выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

Литература

Щипицына А.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС,2004

Дидактические игры

«Никогда не унывай», «Найдём волшебные слова», «Друга ищи, а нашёл - береги», «Я иду в гости», «Кто твой друг», «Путешествие по маршруту добрых чувств», «Закончи предложение».

Игры - упражнения

«Как поступить?», «Заболел друг», «Мы хотим знать друг о друге больше» (игра с использованием детского микрофона).

Этюды

«Два друга», «Умей извиняться», «День рождения Незнайки», «Как поднять настроение другу», «Мы друзья - товарищи», «Готовимся встретить друга после болезни», «Определи настроение» (этюд с использованием моделей).

Подготовительная

группа

Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, трудиться, заниматься самостоятельно выбранным делом. Формировать умение договариваться, помогать друг другу, стремление радовать старших хорошими поступками.

Продолжать воспитывать уважение к окружающим людям. Объяснять детям, что не следует вмешиваться в разговор взрослых, учить слушать собеседника и без надобности не перебивать его.

Продолжать воспитывать заботливое отношение к малышам, пожилым людям, учить помогать им.

Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность, коллективизм. Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

Продолжать обогащать словарь формулами словесной вежливости.

Продолжать развивать в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу.

Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей. Формировать умение спокойно отстаивать своё мнение.

Литература

Щипицына А.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС,2004

Дидактические игры

«Кукольные разговоры» (игра с использованием кукол и игрушек би -ба-бо), «Встреча кукол», «Разговор о здоровье друг друга», «К кукле приходят гости и дарят подарки», «В гости из другой страны», «Прощание кукол», «От чего зависит настроение друга», «Защитники девочек», «Мальчик и девочка», «Кто что носит», «Наши причёски», «Поздравим наших мальчиков, девочек», «Что нельзя допускать в общении с ребятами», «Дети разных народов» и т.п.

Игровые упражнения

«Если ты толкнул товарища, обидел..», «Если мальчик (девочка), то..».

Тренинги эмоций

«Физическая и эмоциональная боль», «Найди хорошие слова для…», «Научим своих товарищей тому, что умеем сами».


программы N п/п Уровень (ступень) общего образования (до-школьное, начальное общее, основное ... Уровень, ступень образования, вид образовательной программы (основная /дополнительная), направление подготовки, специальность, ...
  • Программа подготовки председателей и членов территориальных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом государственной (итоговой) аттестации обучающихся освоивших основные общеобразовательные программы основного

    Программа

    Освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования в 2012 г. (Программа едина для всех общеобразовательных предметов.) Программа составлена в соответствии...

  • Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «ступеньки к успеху» (нормативный срок реализации программы 6 лет) пояснительная записка

    Учебный год) Таблица №1 № ПРОГРАММЫ ГДЕ И КТО РЕАЛИЗУЕТ Основные комплексные программы 1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования *ранний...

  • Основная общеобразовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения

    Основная образовательная программа

    Учреждения. Учебный план основной общеобразовательной программы начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения Чупинская средняя...

  • Конспект НОД в средней группе. Этикет

    Автор: Наталья Валентиновна Моисеева, воспитатель ГБОУ г. Москва СОШ№1464 (дошкольное отделение)
    Цель : Продолжать формирование представлений о правилах этикета.
    Задачи : Образовательные
    Формировать представление о правилах поведения за столом,в гостях.
    Закреплять знание вежливых слов, умение владеть ими в нужной ситуации.
    Развивающие
    Развивать внимание, память, логическое мышление.
    Речевые
    Развивать связную речь,обогатить словарь детей(благодарю,доброго пути,только после вас,
    будьте здоровы.
    Воспитательные
    Воспитывать стремление и интерес правильно вести себя в обществе, любознательность,дружбу,
    взаимопомощь.
    Демонстрационный материал :
    Игрушка-кукла волшебник.
    Методические приёмы :
    Игровая ситуация,беседа-диалог,разгадывание загадок.
    Интеграция образовательных областей :
    "Познавательно речевое развитие"
    "Коммуникативно-личностное развитие"

    Ход непосредственно образовательной деятельности

    Ребята, в наш детский сад пришёл добрый волшебник.Он тайно,надев шапку-невидимку, чтобы его никто не видел,ходит и наблюдает за всеми детками, которые ходят в наш садик. Очень любознательный этот волшебник, он всё умеет, может сделать любое волшебство, вот только он старый стал и всё время всё забывает.Давайте поможем волшебнику.
    Что нужно говорить человеку при встрече?
    (ответы детей)
    - Правильно,мы говорим" здравствуйте "
    Скажите, что означает слово"здравствуйте"?Что мы хочем сказать человеку этим словом?
    (рассуждения детей)
    -Всё верно,произнося слово "здравствуйте", мы желаем здоровья человеку, мы поднимаем ему настроение на весь день, желаем ему радости и хорошего дня.
    Ребята, а вот и наш волшебник пришёл(показываю детям куклу-волшебник),играет музыка "чудесные превращения"
    - Ребята, добрый волшебник узнал, что вы очень вежливые и культурные детки и решил прийти к нам в группу. Давайте поздороваемся с ним.
    Дети хором:"Здравствуйте"
    Волшебник(воспитатель):"Здравствуйте, ребята.Скажите, вы знаете, что слово "здравствуйте"-вежливое слово?
    Ответ детей.
    - Правильно, а какие ещё вежливые слова вы знаете?Я их немного забыл.Напомните?
    (Ответы детей)
    -Вот спасибо, ребята, теперь я вспомнил, что есть вежливые слова:"здравствуйте", "спасибо", "пожалуйста".
    Ребята, есть ещё вежливые слова: "благодарю","извините","будьте здоровы","доброго пути",только после вас".
    Волшебник загадывает детям загадки.

    Встретив зайку, ёж - сосед
    Говорит ему:"..." (Привет!)
    А его сосед ушастый
    Отвечает:"Ёжик..." (Здравствуй!)

    К осьминожке комбала
    В понедельние заплыла.
    А во вторник на прощанье ей сказала:"..."
    (До свидания!)

    Неуклюжий пёсик Костик
    Мышке наступил на хвостик
    Поругались бы они
    Но сказал он:"..." (Извини)

    Бегемот и слон, поверь,
    Не пролезут вместе в дверь.
    Тот, кто вежливей сейчас
    Скажет:"..." (Только после вас.)

    Какие же вы молодцы, детки, всё отгадали.
    Ребята,волшебник забыл, как правильно вести себя за столом.Я предлагаю вам поиграть.
    Внимательно слушайте, что я вам скажу и говорите"да", если вы согласны, и "нет", если не согласны.
    - За столом надо сидеть прямо и красиво. (Да)
    - Есть нужно аккуратно, ложку и вилку держать правильно.(Да)
    - Можно громко чавкать и сопеть.(Нет)
    - Молодцы, вы умеете вести себя за столом.А наш волшебник всё вспомнил вместе с нами.Давайте угостим нашего гостя, накроем для него стол.(Дети сервируют стол игрушечной посудой и приборами.
    Волшебник напоминает детям правила поведения за столом:нельзя разваливаться на стуле, руки и рот нужно вытирать бумажными салфетками, нельзя размазывать еду по тарелке, катать хлебные шарики, облизывать пальцы,не нужно есть слишком быстро, брать в рот слишком много еды и говорить с полным ртом.)
    - Как красиво вы накрыли на стол, спасибо.

    Разгадайте ещё загадку.

    Девочка Рита возле дорожки
    Стол накрывает собаке и кошке
    Плошки, расставив, скажет им Рита
    "Ешьте! Приятного вам..." (Аппетита)

    Ребята, а когда вы идёте в гости,там вы не должны без разрешения трогать руками те вещи, которые вас заинтересовали.Нельзя разбрасывать игрушки, а надо класть их на место.Берегите свои игрушки, не ломайте их,если игрушка сломалась, умей вежливо попросить взрослых починить её.Делись игрушками с другими ребятами.Старайтесь помочь другу сделать то, что у него не получается.Не ссорьтесь с друзьями, старайтесь играть дружно.Умейте принять помощь, совет и замечание друга.
    Ну вот и всё, мы вспомнили некоторые правила этикета.Волшебнику пора надеть шапку-невидимку и отправиться к другим детям.
    Волшебник: "Спасибо, вам, мне было очень интересно с вами поиграть и побеседовать.До свидания, ребята!"

    Введение

    Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т. е. делает своими, принадлежащими себе, способы, формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств.

    Дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности (игре, труде, занятиях и т. д.); имеющей морально ценную значимость. Все это является для ребенка своеобразной школой, где он приобретает опыт моральных отношений, усваивает правила поведения, элементарную культуру деятельности, культуру речи, и, главное, у него сформируется эмоционально нравственное отношение к окружающему миру.

    Ребенок дошкольного возраста, приобретая в дошкольном образовательном учреждении важное умение, создавать доброжелательные взаимоотношения с людьми, родными и близкими, сверстниками и детьми постарше, знакомыми и незнакомыми, - должен уметь это делать красиво и правильно, чтобы он и его собеседник получали удовольствие от общения.

    Воспитание у ребят культуры поведения включает нравственно-эстетическое отношение к окружающим людям, красоту поведенческих манер и соблюдение правил этикета, принятых в обществе.

    Культура поведения – характерный признак хорошего воспитания. Формируя представления о нормах и правилах поведения, необходимо влиять на отношения ребят со сверстниками, родителями, другими людьми, помогая ориентироваться в общественной жизни. Поэтому воспитание культуры поведения является такой же важной частью воспитательного процесса, как и обучение грамоте, иностранному языку, музыке.

    Актуальность проекта

    Дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям, формируется в целом механизм нравственного становления личности и каждый его компонент: чувства и отношения, мотивы навыки и привычки, поступки, знания и представления, обуславливающие формирование качеств личности, как положительных, так и отрицательных.

    Особенностью психического развития детей среднего дошкольного возраста является произвольность, что способствует формированию саморегуляции, самоконтроля в большей степени обеспечивающие устойчивость нравственного поведения.

    Привычки нравственного поведения дошкольников носят неустойчивый, ситуативный характер, поэтому необходима целенаправленная, систематическая работа с учетом индивидуальных особенностей детей.

    Формирование культуры поведения и отношений – сложный деятельный процесс, нельзя рассчитывать на моментальный и постоянный результат, поэтому воспитателям надо терпеливо повторять использованные методы и подбирать новые, с пониманием относится к тому, что результат будет достигнут сразу и может не совсем в той форме, качестве какие мы ожидаем.

    Участники: дети средней группы.

    Проблема: необходимость освоения общепринятых норм и правил поведения с окружающими людьми.

    Сроки реализации: в течение года.

    Цель: создать необходимые условия для повышения уровня формирования культуры поведения, положительных моральных качеств и этических представлений у детей среднего дошкольного возраста.

    Задачи:

    - Воспитание дружеских взаимоотношений, положительных привычек, отзывчивости, правдивости, формирование культуры поведения;

    Помочь детям осознать красоту нравственного поведения, сформировать первоначальные этические представления;

    - Выстроить систему работы по воспитанию культуры поведения детей среднего дошкольного возраста;

    - Провести намеченную работу в дошкольном образовательном учреждении;

    - Разработать перспективный план работы по формирования культуры поведения детей;

    - Формирование моральных черт личности, навыков, привычек, которые позволяют человеку достойно проявить себя в общественной и личной жизни;

    - Воспитывать у детей оптимальные формы поведения в обществе, развивать коммуникативные способности.

    Методические приёмы:

    Прямое обучение

    Напоминание

    Указание

    Беседы

    Дидактические игры и упражнения

    Словесные поручения

    Чтение художественных произведений

    Предполагаемый результат:

    Ребенок знает правила поведения, называет их;

    Правильно оценивает поступки детей;

    Мотивирует свою оценку;

    Умеет понимать чувства других детей;

    Объясняет возможный свой поступок.

    План реализации проекта.

    Сентябрь.

    Беседа: « Как правильно приветствовать друг друга?»

    Занятие «Поговорим о настроении»

    Изготовление куклы Хорплоши (персонаж придуман В.И.Кульковой)

    Развлечение: «Хорплоша в гости к нам пришла и принесла мешок добра»

    Анкетирование родителей «О способах воспитания»

    Октябрь.

    Беседа: « Как много слов прекрасных – волшебных добрых слов!»

    Занятие «Чтобы счастье и радость людям дарить нужно добрым и вежливым быть»

    Уголок Хорплоши. Шкатулка добрых дел.

    Развлечение: «Знакомьтесь, Хорплоша! Или «Крупицы добра »

    Памятка для родителей: «Искусство наказывать и прощать»

    Ноябрь.

    Беседа: «Как правильно вести себя за столом?»

    Беседа: «Мы идем в гости и принимаем гостей»

    Занятие-спектакль в стихах: "Как принять гостей. Как вести себя за столом"

    Занятие «Не хочу быть неряхой»

    Развлечение ко дню матери.

    Создание альбома «Мама, папа я – дружная семья»

    Декабрь.

    Беседа: «Как правильно беседовать?»

    Беседа: «Телефонный этикет»

    Занятие: «Театр вежливости»

    Конкурс рисунков «Что такое хорошо – Что такое плохо»

    Январь.

    Беседа: « Как вести себя в общественных местах?»

    Беседа: «Знаете ли вы этикет?»

    Занятие: «Знакомство с хорошими манерами»

    Занятие «Урок Вежливости»

    Картотека пословицы и поговорки «О поступках человека»

    Февраль.

    Беседа: « Добро не умрет, зло пропадет»

    Беседа: «Смелые глаза – молодцу краса»

    Занятие: «Волшебное путешествие»

    Изготовление совместно с родителями книжки-раскладушки «Вежливые слова»

    Март.

    Беседа: «Кто щедрый, тот в дружбе первый, а кто жаден, тот в дружбе неладен»

    Беседа: «Терпение и труд все перетрут»

    Альбом рисунков: « Как я помогаю дома»

    Беседа: «Ложь человека не красит»

    Занятия с детьми. «Честность и правдивость»

    Апрель.

    Занятие: «Давайте пофантазируем»

    Беседа: «Завистливый по чужому счастью сохнет»

    Конкурс рисунков: «Как поступать нельзя»

    Май.

    Беседа: «Кто скоро помог, тот дважды помог»

    Занятие: «Сказочный денек»

    Беседа: «Нет друга – ищи, а найдёшь – береги»

    Занятия с детьми. «Что такое дружба?»

    Родительское собрание «Воспитание добротой»

    В течение года.

    Чтение: русские народные сказки «Заяц хваста», «Хаврошечка», китайская сказка «Каждый своё получил».

    С.Маршак «Двенадцать месяцев», «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар».

    С.Михалков «Ежели вы вежливы», «Дельный совет», «Одна рифма».

    В.Осеева «Волшебное слово», «Просто старушка», «Сыновья», «Навестила», «Что легче».

    Н.Кузнецова «Мы поссорились с подружкой».

    Г.Циферов «Когда не хватает игрушек».

    А.Барто «Вовка – добрая душа».

    В.Катаев «Цветик-семицветик».

    А.Митта «Шарик в окошке».

    К.Чуковский «Телефон».

    В.Маяковский «Что такое « хорошо» и что такое «плохо».

    Л.Толстой «Косточка», «Котёнок».

    Р.Милн «Вини Пух и все-все-все».

    Н.Носов «Леденец».

    А.Линдгрен «Карлсон, который живёт на крыше».

    М.Бартенев «Лучший подарок».

    В.Одоевский «Мороз Иванович».

    Е.Пермяк «Как Маша стала большой».

    Е.Кошевая «Мой сын».

    Л. Васильева-Гангус «Азбука вежливости».

    Г.П. Шалаева, О.М.Журавлёва, О.Г. Сазанова. «Правила поведения для воспитанных детей. В детском саду».

    Разыгрывание ситуаций:

    «Ты пришёл утром в детский сад»,

    «Тебе поручили узнать о музыкальном занятии»,

    «Разные формы приветствия и прощания»,

    «Вы пришли в детский сад»,

    «С кем вы прощаетесь уходя домой»,

    «Как можно выразить сочувствие»,

    «Как утешить, пожалеть обиженного»,

    «Мы пришли в магазин (аптеку, поликлинику),

    «Ты вошел в автобус»,

    «Как позвонить другу»,

    «Тревожные звонки-01,02,03»,

    «Кто уступит»,

    «Если девочке трудно кто поможет».

    Игры:

    «Наш тесный круг»

    «Мои друзья»

    «Угадай настроение».

    «Меня никто не любит»

    «Мыльные пузыри»

    «Давай дружить!»

    «Любимое животное»

    «Мы вместе поиграем»

    «Полоса чёрная - полоса белая»

    «Цветочек счастья»

    «Мой самый любимый человек»

    «Хочу подарить тебе...»

    «Я самый лучший»

    «Берег левый-берег правый»

    «Жизнь в лесу»

    «Добрые эльфы»

    «Птенцы»

    «Муравьи»

    «Ожившие игрушки»

    Рассматривание альбомов:

    «Будь вежлив»,

    «Хорошие манеры и привычки»,

    «Хорошие манеры».

    Настольные игры:

    Азбука эмоций «Ребята с нашего двора»,

    Этикет. Школа изящных манер « Формулы вежливости»,

    Этикет. Школа изящных манер «Культура поведения».

    Работа с родителями:

    Консультации

    Оформление папки-передвижки

    Изготовление семейных альбомов, книжек-раскладушек

    Конкурсы рисунков

    Картотека пословиц и поговорок

    Анкетирование родителей по теме.

    В практической части нашей работы мы представим опыт воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №10 г. Донецка Ирины Аркадьевны Полевой.

    С первых дней прихода ребенка в детский сад воспитатель воспитывает у него элементарные навыки культурного общения для установления правильных отношений детей друг с другом, с воспитателями и всеми сотрудниками. Дети знакомятся с простейшими правилами культуры общения в детском коллективе. Например, учатся приветливо здороваться, прощаться, благодарить, обращаться с просьбой. Ирина Аркадиевна работает с детьми над вежливостью, формирует культуру взаимоотношения между детьми, воспитывает умение дружно жить, по необходимости уступать друг другу, прививает умение оказывать внимание сверстнику, проявлять заботу о младших, нуждающихся в помощи. Она старается вызвать у детей чувство отзывчивости, доброжелательности к сверстнику и окружающим. Все это должно стать нравственной основой культуры общения.

    Детей приучают справедливо разрешать споры и разногласия, дружелюбно напоминать сверстнику те или иные правила общения, самому отвечать за ошибки, не перекладывая свою вину на других. И постепенно педагог приводит их к умению выполнять правила общения в отсутствии взрослых. Ирина Аркадьевна учит детей вести себя в общественных местах сдержанно, не привлекать к себе внимание посторонних, разговаривать негромко, а если необходимо, то и помолчать, соблюдать порядок, уступать место старшим.

    Особое внимание уделяется формированию у детей культуры речи: умение отвечать на вопросы, вступать в разговор с взрослыми, поддерживать беседу, употреблять вежливые формы обращения, умение владеть голосом, разговаривать приветливо, в доброжелательном тоне. Нельзя формировать у детей культуру речи в отрыве от развития речи. Эти два процесса тесно взаимосвязаны: если у ребенка плохо развита речь, то ему трудно выразить в вежливой форме свою просьбу, быть интересным собеседнику. Четкая и ясная речь является показателем ясной мысли, культуры мышления.

    Ирина Аркадьевна на занятиях и в повседневной жизни решает одновременно задачу воспитания речевой культуры. Влияние взрослых на речь детей огромно. Особенности интонации, жестов и мимики, сопровождающие речь, как в зеркале, отражаются в детях. Недопустимо, чтобы ребенок слышал неправильную речь. Копируя взрослых, он повторяет ошибки, нередко усваивает отрицательную манеру разговора. Воспитание в ребенке живого и тактичного собеседника, способного разговаривать со сверстниками и взрослыми, осуществляется воспитателями непрерывно на протяжении всего дня - на занятиях, в играх, труде, повседневной жизни. Но какая бы работа не проводилась в данном направлении, она будет не эффективна без совместного взаимодействия детского сада и семьи. Ирина Аркадиевна использует в своей работе следующие формы работы с семьей: консультации, собрания, беседы, тематические выставки, лекции и многое другое. Они ей помогают предоставить родителям ту информацию, которая необходима для них в вопросе культуры общения. К сожалению, в наши дни родители все реже взаимодействуют с ДОУ из-за нехватки времени. Поэтому Ирина Аркадьевна все чаще вынуждена использовать наглядные формы с родителями, в том числе и по вопросам формирования культуры общения.

    В работе по коммуникативному развитию детей во всех случаях предшествует внимательное изучение коммуникативного поведения каждого ребенка. В процессе обследования выявляют особенности коммуникативного поведения ребенка, намечают основное содержание индивидуальной коррекционной работы. Коррекционно-развивающая работа с детьми группы риска проводится на занятиях вместе с другими детьми, но с учетом выявленных особенностей коммуникативного развития. Задачами по формированию коммуникативных качеств детей решаются интегрировано в ходе усвоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением. При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов - как в совместной деятельности . Все занятия строятся по коммуникативному принципу. Это выражается в том, что на каждом занятии:

    • 1. создаются оптимальные условия для подлинной мотивации детской речи и потребности в ней: ребенок должен знать, почему и зачем он говорит;
    • 2. обеспечивается главное условие общения - адресованность речи детей: ребенок обязательно кому-либо адресует вопросы, сообщения, побуждения (преимущественно сверстнику);
    • 3. стимулируется и поддерживается речевая инициатива (речевая активность) каждого ребенка;
    • 4. осуществляется целенаправленный отбор содержания для обсуждения, основу которого составляет личный эмоциональный, бытовой, игровой, познавательный и межличностный опыт детей;
    • 5. широко используются различные коммуникативные средства: образно-жестовые, мимические, вербальные, интонационные.

    Главной заботой воспитателя на первом этапе становится развитие коммуникативных потребностей ребенка, овладение ими коммуникативными высказываниями, речевая активность, развернутость высказывания. Следующее, что чрезвычайно значимо для коммуникативного развития ребенка, в том числе и его речи, это создание речевой среды. Речевую среду образуют высказывания, построенные по принципу синтаксической синонимии. Например, чтобы узнать имя ребенка (в игре «Давайте знакомиться!»), взрослый, демонстрируя пример речевого поведения, каждый раз изменяет структуру вопроса. К одному ребенку он обращается со словами «Как тебя зовут?», к другому - «Назови свое имя!», третьего спрашивает «Как тебя назвали родители при рождении?» или «Ты - Оля или Маша?» и т.д. Вслед за этим дети сами обращаются друг к другу, стараясь не повторить только что сказанное другим ребенком, а придумать свой вариант вопроса.

    В ходе коммуникативного тренинга используются традиционные виды работы и совершенно новые (авторские). Один из них получил название «комментированное рисование» . Смысл его заключается в моделировании коммуникативной ситуации, центром которой является создание взрослым схематической зарисовки на тему, отражающую ближайший опыт детей, и организация общения детей между собой. Комментированное рисование облегчает привлечение внимания ребенка к собеседнику (установление визуального, зрительного контакта). Некоторые дети с несформированными навыками общения недостаточно внимательны к лицу человека, с которым хотят вступить в общение, что фактически препятствует развертыванию диалога. В ходе комментированного рисования у взрослого появляется возможность формировать у ребенка потребность следить за лицом собеседника («Посмотри на Федю, обратись к нему, спроси…»). Высокоэффективный для овладения речевыми средствами коммуникации зарекомендовал себя прием работы с картинками со сменой позиции ребенка (Воспитатель МБДОУ детского сада №10 Полева И.А.). С этой целью использовались картинки с изображением бытовых, трудовых, игровых, изобразительных и конструктивных действий детей. Перед ребенком стояла задача говорить от имени персонажа. Например, ребенку сообщают, что на картинках нарисован он, даже называют именем ребенка, изображенный персонаж. «Это картинки про тебя. Ты будешь рассказывать детям, какая ты помощница, как хорошо умеешь помогать маме». В данном случае ребенок упражняется в составлении предложений с личным местоимением и глаголом 1-го л., ед.ч., что необходимо для общения. Такое использование традиционных картинок с изображением простых бытовых действий позволяет более эффективно решать вопросы овладения языком на коммуникативной основе.

    Работа над пониманием характера персонажей сказок, рассказов, историй - одна из форм формирования коммуникативных навыков. Известно, что «многим детям достаточно трудно рассказывать самостоятельно сказки и любой логически построенный текст» (Полева И.А). Поэтому проблема обучения детей связному рассказыванию требует очень серьезного отношения. Так как повествование - это чаще всего монолог. Он воспринимается только в том случае, если ребенок овладел диалогом. Дети обычно следят более всего за развитием внешнего действия, не вполне осознавая мотивы поступков действующих лиц. Поэтому понимание характеров персонажей зачастую оказывается недостаточным. Дети чаще всего характеризуют героев как «добрый - злой», «хороший - плохой» и т.д. Это свидетельствует о достаточно неглубоком их проникновении в смысл межличностных отношений.

    Наиболее доступной и ведущей формой формирования коммуникативных навыков является сюжетно-ролевая игра . Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре - одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру и т.п. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. При этом нет ничего невозможного: можно, сев в кресло - «ракету», очутиться на Луне, при помощи палочки - «скальпеля» - сделать операцию. Такая свобода в реализации замысла игры и полет фантазии позволяют дошкольнику самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни долго еще будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети договариваются и по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Но самое главное - в игре ребенок учится коммуникативным навыкам общения со сверстниками.

    Очень важный эффект сюжетно-ролевой игры виден при изменении позиции дошкольника во время игрового общения. Организуя сюжетно-ролевые игры в коллективе дошкольников (особенно длительные игры), Ирина Аркадиевна имеет возможность влиять на реальные взаимоотношения в игровой группе детей через их игровые взаимоотношения, путем продуманного распределения игровых ролей между дошкольниками. Если игровые роли распределены в группе дошкольников без участия взрослого (самые активные дети заняли популярные роли), то воспитатель лишен возможности прямого влияния на детские взаимоотношения через игру. Остается путь опосредованного влияния. Он возможен, когда сюжет разыгрывается с помощью кукол.

    Таким образом, как отмечает Урунтаева Г.А., можно говорить о том, что, изменяя позиции кукол в игровом сюжете дошкольников, можно изменять и позиции детей при коммуникативном общении . Ряд экспериментов, проведенных с детьми, показали, что в результате игры можно преобразить взаимоотношения дошкольников внутри группы: в процессе применения методически правильно организованной сюжетно-ролевой игры исчезает категория «непризнанных» детей. Симпатии между дошкольниками распределяются более равномерно, и становится в целом более благоприятным характер коммуникативного общения детей, а их отношения - «оздоровленными».

    В итоге можно сделать вывод о том, что прием регулирования взаимоотношений в малой группе через изменение позиций кукол очень эффективен при проведении сюжетно-ролевых игр с детьми среднего дошкольного возраста. Групповая работа предполагает свои правила: нельзя принуждать детей к групповой работе или выказывать свое неудовольствие тому, кто не хочет работать (позднее нужно выяснить причину отказа). Совместная работа не должна превышать 10-15 минут, во избежание утомления и снижения эффективности. Не стоит требовать от детей абсолютной тишины, но необходимо бороться с выкрикиванием. Нередко требуются специальные усилия воспитателя по налаживанию взаимоотношений между детьми. Для групповой работы можно использовать время на занятиях. Однако можно привлекать другие формы, например проектные задания, специальные тренинговые занятия по развитию коммуникативных навыков под руководством психолога.

    Раннее коррекционное вмешательство может изменить весь ход психического развития ребенка. Целенаправленное комплексное формирование коммуникативных навыков у ребенка должно быть направлено на обогащение эмоциональных и личностных контактов детей с взрослыми и сверстниками, на удовлетворение потребности детей в разнообразном чувственном познании и исследовании предметного мира вокруг себя.

    Во второй главе нашей работы мы представили систему работы воспитателя детского сада по развитию коммуникативных способностей у детей среднего дошкольного возраста, рассмотрели особенности развития навыков общения у детей среднего дошкольного возраста. Пришли к выводу, что к особенностям развития коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста следует отнести: ситуативную речь, появляется выраженная потребность в коммуникативном общении со сверстниками, в котором складывается ситуативно-деловая форма. Ведущим мотивом его общения с взрослыми становится познавательный, когда взрослый выступает в качестве эрудита. Происходит ориентировка на смысл слова, а также на звуковую форму слова независимо от его значения.

    Далее, во втором параграфе мы рассмотрели опыт работы воспитателя по развитию способностей к общению у детей средней группы детского сада. Пришли к выводу, что в детском саду воспитатель воспитывает элементарные навыки культурного общения для установления правильных отношений детей друг с другом, с воспитателями и всеми сотрудниками. Но какая бы работа не проводилась в данном направлении, она будет не эффективна без совместного взаимодействия детского сада и семьи.

    Мы дали характеристику работы воспитателя детского сада по развитию коммуникативных способностей у детей среднего дошкольного возраста. Она включает в себя: совместное взаимодействие детского сада и семьи, занятия по коммуникативному развитию, коммуникативный тренинг, сюжетно-ролевую игру.

    Таким образом, рассмотрев систему работы воспитателя детского сада по развитию коммуникативных способностей у детей среднего дошкольного возраста, мы в третьей главе переходим к опытно-экспериментальной работе по изучению возможностей развития навыков общения.